12-го кукуя — в день десятилетия встречи на Гром-камне — два мерянина из Вартÿван кунда, один помор и одна ворониха собрались у речки Осуги в Тверской области. Приезжали те-то на Прямухинскую вольную артель: валежник таскать, борщевик выкорчёвывать.
Приметили живой камень на бережку, решили его попотчевать. Приношения были заокеанские: матэ и зёрнышки сапатистского кофе.
Зëрны-те вартÿван елташи приносят всяким камням, рощам и землицам, мерьским да окрестным — чтобы те от самих зëрен узнали, как земля пасамонтаньяс свободу себе добывала. И чтобы своих вольниц историю вспоминали. Так и тут — духи новые и старые сошлись на Осуге: от крывских вече до тверских крестьянских повстанчеств, и до сегодняшней артели.
А на следующий день ворониха с Осугой породнилась: она речке сестра или дочь теперь, или мама ужовая, или ещë кто — одним шишиморкам известно. Осужью воду через камень пористый пролила, и сама выпила, па зëрнышки проглотила. Бабочка-шашечница эту весть местным сонмам и разнесла. Вот так было.
Кутÿк
Приметили живой камень на бережку, решили его попотчевать. Приношения были заокеанские: матэ и зёрнышки сапатистского кофе.
Зëрны-те вартÿван елташи приносят всяким камням, рощам и землицам, мерьским да окрестным — чтобы те от самих зëрен узнали, как земля пасамонтаньяс свободу себе добывала. И чтобы своих вольниц историю вспоминали. Так и тут — духи новые и старые сошлись на Осуге: от крывских вече до тверских крестьянских повстанчеств, и до сегодняшней артели.
А на следующий день ворониха с Осугой породнилась: она речке сестра или дочь теперь, или мама ужовая, или ещë кто — одним шишиморкам известно. Осужью воду через камень пористый пролила, и сама выпила, па зëрнышки проглотила. Бабочка-шашечница эту весть местным сонмам и разнесла. Вот так было.
Кутÿк
Forwarded from В поисках Китеж-града 🇷🇺
Сегодня попытался найти одну из языческих реликвий племени меря - синий Камень-чашечник на Островне. По следам статьи: http://www.merjamaa.ru/news/doroga_k_mere_svjatyni_borisoglebskoj_zemli/2012-07-04-595
Островна - это островок леса посреди осушенных болот недалеко от Ростова. Сделал пока такой кадр, но в нережимное время при ярком свете. Попробую наведаться туда как-нибудь ближе к закату и сделать что-то более художественное. Камень действительно синего оттенка, из густой травы похож на медведя.
Кстати пока бродил там по Шалковским лугам, потерял крышку от объектива и выпало и потерялось стекло из очков, хорошо, что в машине были запасные. Будем считать, что жертва мерянским богам за посещение камня уплачена 🤷🏻♂
Островна - это островок леса посреди осушенных болот недалеко от Ростова. Сделал пока такой кадр, но в нережимное время при ярком свете. Попробую наведаться туда как-нибудь ближе к закату и сделать что-то более художественное. Камень действительно синего оттенка, из густой травы похож на медведя.
Кстати пока бродил там по Шалковским лугам, потерял крышку от объектива и выпало и потерялось стекло из очков, хорошо, что в машине были запасные. Будем считать, что жертва мерянским богам за посещение камня уплачена 🤷🏻♂
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Татьяна Решетникова, актриса.
Родилась в Ярославле в 18.06.1943. Классический мерьский фенотип.
#меря #антропология
Родилась в Ярославле в 18.06.1943. Классический мерьский фенотип.
#меря #антропология
Мерянский Язык в Twitter
В twitter появился отдельный канал посвященный реконструкции мерянского языка. Это электронный мерянский словарь. В нем в визуальной форме представлена реконструированная мерянская лексика.
Кто есть в twitter, присоединяйтесь https://twitter.com/Meryanlanguage
#мерянскийязык
В twitter появился отдельный канал посвященный реконструкции мерянского языка. Это электронный мерянский словарь. В нем в визуальной форме представлена реконструированная мерянская лексика.
Кто есть в twitter, присоединяйтесь https://twitter.com/Meryanlanguage
#мерянскийязык
X (formerly Twitter)
Мерянский Язык / Мерӓн Кыл (@Meryanlanguage) / X
Проект посвящен реконструкции мерянского языка. Это электронный мерянский словарь. В нем в визуальной форме представлена реконструированная мерянская лексика.
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Мне эта эстонка своей широкой тяжелой челюстью напомнила реконструкцию женщины из одного унорожского погребения XII века
Только у мерянки внешние концы верхних век нависают, такая типичная картина для нас, у меня такие, у отца и у представителей нашей костромской линии (бывший Буйский и Галичский уезды).
#меря #эстонцы #костромскаяобласть #антропология #унорож #эстония
Только у мерянки внешние концы верхних век нависают, такая типичная картина для нас, у меня такие, у отца и у представителей нашей костромской линии (бывший Буйский и Галичский уезды).
#меря #эстонцы #костромскаяобласть #антропология #унорож #эстония
Культ медведя и медвежья свадьба в Мерянском Поволжье
Медведь, завершивший в летописи прения о вере с волхвами, был главным героем одной легенды, восходящей к древнерусским временам. В ней рассказывается об основании Ярославля. Это было в начале XI в., когда князь Ярослав, прозванный Мудрым, правил еще в Ростове. На месте будущего Ярославля — у впадения Которосли в Волгу — находилось урочище, называемое Медвежий угол. Там обитали «человецы поганыя веры» — злые язычники. Поклонялись они богу Нижнего мира (Волосу, Керемету), в святилище которого — керемети — горел неугасимый огонь и совершались жертвоприношения. Обряды совершал особо почитаемый кудесник.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/kult_medvedja_i_medvezhja_svadba_v_merjanskom_povolzhe/2013-03-18-718
#меря #финноугры #магия #медведь #merjamaa
Медведь, завершивший в летописи прения о вере с волхвами, был главным героем одной легенды, восходящей к древнерусским временам. В ней рассказывается об основании Ярославля. Это было в начале XI в., когда князь Ярослав, прозванный Мудрым, правил еще в Ростове. На месте будущего Ярославля — у впадения Которосли в Волгу — находилось урочище, называемое Медвежий угол. Там обитали «человецы поганыя веры» — злые язычники. Поклонялись они богу Нижнего мира (Волосу, Керемету), в святилище которого — керемети — горел неугасимый огонь и совершались жертвоприношения. Обряды совершал особо почитаемый кудесник.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/kult_medvedja_i_medvezhja_svadba_v_merjanskom_povolzhe/2013-03-18-718
#меря #финноугры #магия #медведь #merjamaa
Традиция масок в Верхнем Поволжье.
Важнейшим элементом, объединяющим финские народы, был культ Предков, тотемного животного Медведя. Древний охотник, наряжаясь в шкуру священного животного, подражая ему, приобщался к его Духу, что сулило ему удачу на охоте. Такой же принцип заложен в обрядовых действиях финно-угорских шаманов, которые перевоплощаясь, могут быть приняты в потустороннем мире и могут войти в него.
Выворачивание одежды наизнанку в обрядовых мистериях рубежа 19 − 20-х веков носило такой же охранительный характер, как и у предков. Это своего рода обман, через который человек скрывает свое человечье естество, становясь тем самым своим в ином мире.
Эти корни, уходящие глубоко в века, имеет общая для многих народов северной Европы традиция ряженья.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/tradicija_masok/2013-02-18-710
#меря #финноугры #магия #маски #merjamaa
Важнейшим элементом, объединяющим финские народы, был культ Предков, тотемного животного Медведя. Древний охотник, наряжаясь в шкуру священного животного, подражая ему, приобщался к его Духу, что сулило ему удачу на охоте. Такой же принцип заложен в обрядовых действиях финно-угорских шаманов, которые перевоплощаясь, могут быть приняты в потустороннем мире и могут войти в него.
Выворачивание одежды наизнанку в обрядовых мистериях рубежа 19 − 20-х веков носило такой же охранительный характер, как и у предков. Это своего рода обман, через который человек скрывает свое человечье естество, становясь тем самым своим в ином мире.
Эти корни, уходящие глубоко в века, имеет общая для многих народов северной Европы традиция ряженья.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/tradicija_masok/2013-02-18-710
#меря #финноугры #магия #маски #merjamaa
"Merjan Jelma" 10 лет.
Еще один важный юбилей в этом году. 10 лет назад, в марте 2013 года, издательством Merja-press была выпущена книга "Merjan Jelma - меряно-русский и русско-мерянский словарь. Мерянский ономастикон". Книга стала результатом трехлетнего исследования "Metsa Kunnta". В толковом мерянском словаре представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, мерянские слова из русских диалектов и тайных, арготических языков, употребляемые жителями Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей.
Кто-то ее отсканировал в прошлом году и выложил в сеть. Желающие могут скачать по ссылке https://klex.ru/156f
Начало проекту по ревитализации мерянского языка было положено летом 2010 года.
В ближайшее время (лето-осень) в Merja-press выйдет 600 страничная электронная новинка "SUBSTRATA MERJANICA. Словарь ойконимов исторической Мерянской земли. Личные имена в составе топонимов мерянского типа." В книге разобрана этимология 2674 ойконимов (населенных пунктов) ИМЗ и близлежащих земель, она включает в себя словарь личных имен, 26 карт, а также электронную карту ойконимов ИМЗ на базе "Яндекс карты". В рамках этого проекта локализованы ойконимы из документов XV-XVII веков и топографических карт XVIII-XX веков.
Предварительно в 2024 в Merja-press выйдет 3 издание книги Мерянский язык (Мерӓн йелма/Мерӓн кел). Книга будет включать более 4000 реконструированных лексем, более 1000 имен из топонимии, региональных фамилий и документов XV-XVII веков. Впервые будет опубликован список позднемерянских христианских антропонимов над которым работал Матвуй Кира.
#мерянскийязык #меря
Еще один важный юбилей в этом году. 10 лет назад, в марте 2013 года, издательством Merja-press была выпущена книга "Merjan Jelma - меряно-русский и русско-мерянский словарь. Мерянский ономастикон". Книга стала результатом трехлетнего исследования "Metsa Kunnta". В толковом мерянском словаре представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, мерянские слова из русских диалектов и тайных, арготических языков, употребляемые жителями Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей.
Кто-то ее отсканировал в прошлом году и выложил в сеть. Желающие могут скачать по ссылке https://klex.ru/156f
Начало проекту по ревитализации мерянского языка было положено летом 2010 года.
В ближайшее время (лето-осень) в Merja-press выйдет 600 страничная электронная новинка "SUBSTRATA MERJANICA. Словарь ойконимов исторической Мерянской земли. Личные имена в составе топонимов мерянского типа." В книге разобрана этимология 2674 ойконимов (населенных пунктов) ИМЗ и близлежащих земель, она включает в себя словарь личных имен, 26 карт, а также электронную карту ойконимов ИМЗ на базе "Яндекс карты". В рамках этого проекта локализованы ойконимы из документов XV-XVII веков и топографических карт XVIII-XX веков.
Предварительно в 2024 в Merja-press выйдет 3 издание книги Мерянский язык (Мерӓн йелма/Мерӓн кел). Книга будет включать более 4000 реконструированных лексем, более 1000 имен из топонимии, региональных фамилий и документов XV-XVII веков. Впервые будет опубликован список позднемерянских христианских антропонимов над которым работал Матвуй Кира.
#мерянскийязык #меря
klex.ru
Мерян Йелма. Меряно-русский и русско-мерянский словарь — Мерянин (Малышев) Андрей
Порадовала история про Рагхунатха Мурму (почти Мурому), который в Индии первой половины XX века решил создать для своего народа санталов отдельную письменность - причём вот совсем отдельную, знаки выдумал с нуля. Она про небезнадëжность культурного конструирования, когда вас мало (и даже просто один человек) https://yangx.top/pithhelmet/1296
#идентичность #язык #этнофутуризм
#идентичность #язык #этнофутуризм
Telegram
Пробковый шлем
Как мы уже говорили, наличие собственной письменности - это практически обязательно, если вы хотите, чтобы в Индии ваш язык признали в качестве языка, а не наречия. Особенно нужно отдельное письмо тем, кого более «цивилизованные» соседи и за народ то не признают…
Мерянский Кукуй (Солнцеворот) в ближнем Подмосковье 24 июня 2023.
Пура кеце! Елташи, есть идея в мерянском и околомерянском кругу отметить вживую Кукуй в Московской области на живописной сакральной возвышенности у реки, с настоящими мерянскими арбуями (шаманами), камланием и подношениями у костра. Попробуем себя в мерянской кухне, поиграем на инструментах, пообщаемся о всяком, увидим лица друг друга
Праздник однодневный (но желающие могут остаться у костра на ночь). Выезд на рейсовом автобусе с одной из конечных московского метрополитена (автобус ходит каждые полчаса). До места 15 мин пешком от остановки рейсового автобуса.
Желающие присоединиться, стучитесь в чат https://yangx.top/+14jf8vPMySs4ZDli
#меря #кокуй #магия #праздники #солнцеворот
Пура кеце! Елташи, есть идея в мерянском и околомерянском кругу отметить вживую Кукуй в Московской области на живописной сакральной возвышенности у реки, с настоящими мерянскими арбуями (шаманами), камланием и подношениями у костра. Попробуем себя в мерянской кухне, поиграем на инструментах, пообщаемся о всяком, увидим лица друг друга
Праздник однодневный (но желающие могут остаться у костра на ночь). Выезд на рейсовом автобусе с одной из конечных московского метрополитена (автобус ходит каждые полчаса). До места 15 мин пешком от остановки рейсового автобуса.
Желающие присоединиться, стучитесь в чат https://yangx.top/+14jf8vPMySs4ZDli
#меря #кокуй #магия #праздники #солнцеворот
Telegram
kukuj / макушка лета
Ÿ invites you to join this group on Telegram.
Мась Койема. Наши Обычаи.
Вчера прочел у Тараторина: "В информационном обществе идентичности, по самой логике процессов должны формироваться на основе общих ценностей, а не крови и почвы." Это про меря. В каждом из нас только малая частичка гипотетической "мерянской крови", а в некоторых её вообще нет. Но всех нас объединяют "ценности неомерянства". Обсуждали это в личке с Оли и Ваской - "мерянские ценности", какие они? Это обсуждение вылилось в пост Васки в его ФБ. Дублирую здесь:
"В чём суть мерянской идеи? Какие ценности мы исповедуем, на что опираемся из мерянской традиции и мерянского взгляда на мир?
Прежде всего, мы исповедуем традиционные ценности, - как в семейных, так и в общественных отношениях. Всё должно быть естественно и доброжелательно, основано на любви к ближнему и взаимном уважении. Любовь к этно-культурному наследию наших предков - сердцевина нашей идеи. Отсюда - трепетное отношение к старшим, их мнению и рассказам о старой жизни. И так же - к семейным реликвиям и фотографиям предков.
В общественной жизни наиболее ценным наследием мерянской традиции для нас является готовность к взаимопомощи в трудную минуту и к совместному действию для общего блага. Известны сотни и тысячи описаний взаимопомощи между друзьями, родственниками и соседями. И так же - помощи в хозяйстве, строительстве жилья и закупке инвентаря. Особо продвинутые, "идейные" пост-мерянские сообщества, к примеру, - староверы - "странники" (ИПХС), "федосеевцы" (ДСЦФС, Преображенка) и "белокриницкие" (РПСЦ, Рогожка) пришли к пониманию необходимости общего действия, включая сбор средств на определённые проекты. В продолжение этого пути - наше неомерянское народничество, т.е. приоритет интересов людей и их коопераций, а не впадающих в тоталитарность олигархических корпораций. Нам импонирует здоровый анархизм, то есть стремление простых людей к самостоятельному построению своей жизни и созданию автономных экономических структур.
Для потомков меря характерен ясный взгляд на окружающую действительность, не чуждый, впрочем, как восторгов, так и скепсиса и критичности. Открытость новому при методичном воспевании традиции. Страсть к обучению и изобретательству. Предприимчивость во благо себе и обществу. Взаимоподдержка предпринимателей и обществ, с которыми они связаны культурно или по родству. Умение продуктивно работать и активно отдыхать. Выживать. Копить добро. А когда надо - делиться им. Отвага, но и готовность улаживать конфликты миром.
И, конечно же, некоторая созерцательность, романтизм и даже сентиментализм, исходящие из регулярного общения с природой.
Подчеркну, что пост-мерянские сообщества собирались ради общих целей, исходя из схожих взглядов на окружающую действительность и на методы построения "града грядущего". Происхождение при этом не играло ведущей роли. Так что и мы рады любому, кто искренне ассоциирует себя с мерянством. Впрочем, верхушка этих обществ была всё же, как правило, именно мерянского происхождения. Так что и мы в новую эпоху не станем упускать бразды правления."
Васка Шемтолгай.
#меряконцепты #меренизм
Вчера прочел у Тараторина: "В информационном обществе идентичности, по самой логике процессов должны формироваться на основе общих ценностей, а не крови и почвы." Это про меря. В каждом из нас только малая частичка гипотетической "мерянской крови", а в некоторых её вообще нет. Но всех нас объединяют "ценности неомерянства". Обсуждали это в личке с Оли и Ваской - "мерянские ценности", какие они? Это обсуждение вылилось в пост Васки в его ФБ. Дублирую здесь:
"В чём суть мерянской идеи? Какие ценности мы исповедуем, на что опираемся из мерянской традиции и мерянского взгляда на мир?
Прежде всего, мы исповедуем традиционные ценности, - как в семейных, так и в общественных отношениях. Всё должно быть естественно и доброжелательно, основано на любви к ближнему и взаимном уважении. Любовь к этно-культурному наследию наших предков - сердцевина нашей идеи. Отсюда - трепетное отношение к старшим, их мнению и рассказам о старой жизни. И так же - к семейным реликвиям и фотографиям предков.
В общественной жизни наиболее ценным наследием мерянской традиции для нас является готовность к взаимопомощи в трудную минуту и к совместному действию для общего блага. Известны сотни и тысячи описаний взаимопомощи между друзьями, родственниками и соседями. И так же - помощи в хозяйстве, строительстве жилья и закупке инвентаря. Особо продвинутые, "идейные" пост-мерянские сообщества, к примеру, - староверы - "странники" (ИПХС), "федосеевцы" (ДСЦФС, Преображенка) и "белокриницкие" (РПСЦ, Рогожка) пришли к пониманию необходимости общего действия, включая сбор средств на определённые проекты. В продолжение этого пути - наше неомерянское народничество, т.е. приоритет интересов людей и их коопераций, а не впадающих в тоталитарность олигархических корпораций. Нам импонирует здоровый анархизм, то есть стремление простых людей к самостоятельному построению своей жизни и созданию автономных экономических структур.
Для потомков меря характерен ясный взгляд на окружающую действительность, не чуждый, впрочем, как восторгов, так и скепсиса и критичности. Открытость новому при методичном воспевании традиции. Страсть к обучению и изобретательству. Предприимчивость во благо себе и обществу. Взаимоподдержка предпринимателей и обществ, с которыми они связаны культурно или по родству. Умение продуктивно работать и активно отдыхать. Выживать. Копить добро. А когда надо - делиться им. Отвага, но и готовность улаживать конфликты миром.
И, конечно же, некоторая созерцательность, романтизм и даже сентиментализм, исходящие из регулярного общения с природой.
Подчеркну, что пост-мерянские сообщества собирались ради общих целей, исходя из схожих взглядов на окружающую действительность и на методы построения "града грядущего". Происхождение при этом не играло ведущей роли. Так что и мы рады любому, кто искренне ассоциирует себя с мерянством. Впрочем, верхушка этих обществ была всё же, как правило, именно мерянского происхождения. Так что и мы в новую эпоху не станем упускать бразды правления."
Васка Шемтолгай.
#меряконцепты #меренизм
Telegram
Житель последних времен
Но, что должно прийти на смену Проекту?
Баумейстер (которого всем рекомендую) недавно записал ролик, где разбирает на составляющие понятие "нация". И склоняется к тому, что это, во-первых конструкт, а во-вторых, конструкт себя исчерпавший. И я с ним согласен.…
Баумейстер (которого всем рекомендую) недавно записал ролик, где разбирает на составляющие понятие "нация". И склоняется к тому, что это, во-первых конструкт, а во-вторых, конструкт себя исчерпавший. И я с ним согласен.…
Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день).
Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, и вскоре мы его будем праздновать, другой приходится — на середину лета.
В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки), с него Начинается новый годовой цикл.
А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День (У славян Купала).
Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день.
На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи...
Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской, а также Тверской, Псковской, Смоленской.
По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерянии, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.
Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.
На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.
В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».
В древности в этот праздничный день члены "мера" - территориально-родовой общины собирались у священного места, которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь.
Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в мере старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь.
Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению.
Арт: "Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день)". Из серии "Мерянский этнофутуризм" 2014-2021 гг.. Андрей Мерянин
#меря #кокуй #магия #прездники #солнцеворот
Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, и вскоре мы его будем праздновать, другой приходится — на середину лета.
В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки), с него Начинается новый годовой цикл.
А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День (У славян Купала).
Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день.
На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи...
Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской, а также Тверской, Псковской, Смоленской.
По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерянии, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.
Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.
На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.
В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».
В древности в этот праздничный день члены "мера" - территориально-родовой общины собирались у священного места, которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь.
Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в мере старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь.
Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению.
Арт: "Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день)". Из серии "Мерянский этнофутуризм" 2014-2021 гг.. Андрей Мерянин
#меря #кокуй #магия #прездники #солнцеворот
Россия - с "купалой" и без.
Интересная география запроса по тегу "купала" от google trends. На карте-инфографике в Европейской части прослеживаются сразу три четких, совсем разных, ареала: Юг со своими сильными этническими традициями, славянский запад и юго-запад, и север, северо-восток с Волго-Камьем - территория финно-угорских и тюркских республик, а так же областей где преобладают обрусевшие финно-угры.
Эти ареалы отлично коррелируют с ареалами распространения славянского неоязычества, которое слабо представлено на территориях к северу и востоку от Волги.
#финноугры #балтославяне
Интересная география запроса по тегу "купала" от google trends. На карте-инфографике в Европейской части прослеживаются сразу три четких, совсем разных, ареала: Юг со своими сильными этническими традициями, славянский запад и юго-запад, и север, северо-восток с Волго-Камьем - территория финно-угорских и тюркских республик, а так же областей где преобладают обрусевшие финно-угры.
Эти ареалы отлично коррелируют с ареалами распространения славянского неоязычества, которое слабо представлено на территориях к северу и востоку от Волги.
#финноугры #балтославяне