Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Беличьи шкурки и денежный счет в мерянском языке.

Уважаемая Вера в чате затронула тему денежных единиц в средневековье. Беличью шкурку меря, марийцы и другие народы принимали за эквивалент денежной единицы. Так, в марийском "кумыр" (от кум ур – три белки) равнялась 1 копейке, латшымыр (17 белок) – 5 копейкам.

В постмерянском жгонском языке костромских пимокатов сохранилась такая система денежного счета: иканя - "копейка" (дословно единичка), икур "один" - "одна белка", кокур "два" - "две белки" (например кукур челышов - два рубля), кумыр "три" - "три белки", вычур "пять" - "пять белок".

В мерянском числительные реконструируется так: ик - "один", кок - "два" (отсюда распространенное постмерянское - кока - "тётя", "крестная", дословно "вторая мать"), кум - "три", ныл - "четыре", веч/выч - "пять" и тд.

Грамматика жгонского тоже доставляет удовольствие, оцените как звучат предложения:

кандаюшая челышов - 8 рублей, мара челышов - 10 рублей, мара с кокурам челышам - 12 рублей, мара с кумырам челышам - 13 рублей.

#мерянскийязык #жгонскийязык #числительные #костромскаяобласть
Into the future through the past

Димитриев тут пишет, что интервью Пригожина это доказательство сословного характера российского общества.
То есть это не просто художественный оборот, это юридический факт.

Ни для кого не секрет, что современное российское общество несется в средневековье, остановки Окно в Европу, Переяславская рада, мы уже проскочили, и, похоже, двигаемся дальше согласно роадмэп незабвенного Игоря Всеволодовича. В этом смысле неотрайбализм не кажется таким уж анахронизмом, наоборот, мы быстрее пройдем этот путь если на очередном повороте этой истории выберем путь в осознанную внесословность ясачных людей, самоуправление и внутренний мир замкнутых сельских и городских кундов и меров и в итоге культурный переход в туземное население. Будет у нас свой Костромской инновационный меря-инкубатор, готовящий арбуев, сказителей, гусляров и волынщиков, толмачей с русского на мерянский и с обоих на жгонский и далее на марийский, пчеловодов, сыроделов, шерстобитов-жгонов, рыбаков и изготовителей вандыша, мастеров ловли мордой, агрономов лесного и полянного сельского хозяйства, знатоков подсеки и заготовителей грибов с ягодами. А потом начнем все с чистого листа.

#меренизм
Топоформант -бол, -бал, -пал: «местность», «селение».

Одна из множества карт моей новой книги посвященной топонимии ИМЗ. 69 топонимов с формантами -бол, -бал, -пал образуют три основных, хорошо читающихся, ареала соответствующие ростово-переславской, суздальской и костромской мере. Также хорошо виден ареал освоения мерянами Пошехонья и Белозерья в дорусский и древнерусский периоды их истории.

Скоро в продаже!

#меря #топонимия #меряния #merjamaa
Шизоиды потихоньку примеряются к мере. К вопросу почему в мерянском дискурсе языческая компонента вторична. Мы её сознательно не развиваем, что бы не привлекать гитлербореев, шизоидов и просто русичей-бизнесменов от эзотерики. Толат турпяль вам, а не "мерянские веды".

#идиоты
Почему Шемяка?

Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины XV века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился своей непримиримостью к засилью татарских и литвинских (русско-литовских) кланов при дворе московского великого князя.
За княжескими междоусобицами крылись реальные социально-корпоративные и этнокультурные противоречия той поры. Василий Тёмный представлял "Коломенскую" группировку кланов самого разного происхождения, объединённых идеей построения сильного государства имперского типа. Дмитрий Шемяка же возрос в глубоко традиционной среде Галича-Мерьского, пропитанной уважением к политическим обычаям и местным культурным особенностям - включая фактор присутствия и некоторой политической значимости на Верхневолжье ещё не обрусевшего, либо частично обрусевшего позднемерянского населения с собственными организационными структурами и знатными кланами.

Наверняка, среди его сверстников и сподвижников мерян и "меряно-русских" было большинство, поскольку его прозвище Шемяка - меряно-марийское. В XV-XVII вв. оно широко бытовало на Верхневолжье, Белозерье, Юге, в Закубенье, а позднее зафиксировано в качестве марийского имени собственного на Горной и Луговой марийской стороне. Значение - "тёмный" (темноволосый / смуглый). А может и с акцентом не на внешность, а на характер.

Подробнее - Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века

#шемяка #галичмерьский #история
"Мерянское" не только про кровное этно, "мерянское" про ценности. Оно про конструирование своего локуса, мировоззренческого, социального, культурного ландшафта, с опорой на субстратное "этно". Т.е. про "место" в противоположность "не месту". Ну и конечно одним из краеугольных камней в нашей концепции является делегитимизация самого стремления к коллективному величию. Абсолютный приоритет регионального и родового локуса ("Места"), самоуправления и создания условий для самореализации каждой конкретной личности.

Из обсуждения на "Остроге" недавней заметки "Русские" как динамическое имя.

#меренизм
Forwarded from Меряфутурист
Этнос, Мир, Религия, Язык.

Сегодня занимался реконструкцией мерянской лексики по методу Сводеша. Это отличный инструмент для реконструкции по признаку схожести наиболее устойчивого базового словаря языков одной лингвистической группы.

И подумал о том, что лично для себя языковую реконструкцию я рассматриваю больше как магию. Восстановить язык, даже в искривленном по понятным причинам виде, это диктат сознания и воли — мощная магия. Наше Древнее перестает быть немым. Т.е. это, прежде всего религиозный акт, глубокая религиозная практика, изменяющая не только лично меня, но и мир вокруг меня. Это не только личная связь с предками их прошлым, их средой обитания, но и определенная Трансляция. Но это не про религиозную идею «народа в мире», это условие для полноценной реализации всего этого.

Но не будем забывать, что единственный случай полноценного возрождения языка почти с нуля — это иврит в Государстве Израиль. Всё, других таких кейсов нет, возрождение корнского и гэльского языков не в счет.

Чтоб возрождать язык на серьезном уровне — уровне сложного социума, надо иметь народ с идеей полной исключительности в мире и вселенной, вообще-то, а потому нужна новая экспансивная религия.

Всё религиозное сейчас происходит на очень сниженных плоскостях, очень фрагментарны все нарративы замешанные на старом национализме эпохи модерна, сейчас рулят — религии прав человека, экологизма, великих побед, потребления и тд.. Кроме того, религия, даже такая сниженная как сейчас, или защищает или экспансирует. Все зависит от внутренних условий. У наших братьев и соседей мари она чисто защитная — этническая вера гомеостатического уровня. А у нас должна быть экспансивная религия.

Что может быть полезно нам? Думаю этнографический возврат в избы с каменными очагами — будет не интересен, стремление к звездам, о чем человечество уже мечтало, не цепляет, даже Маска. Потребление вышло на плато. С былыми свершениями все тоже давно понятно.
Я думаю, что нашей религией может стать агрессивная защита мерянских Матерей Воздуха, Земли, Воды и Леса. Вот кого теперь никто (и давно) не защищает. Работы — непочатый край: монструозные мегаполисы сжирающие ресурсы и души людей, проблемы с их грязными производствами и отходами, вырубки наших священных лесов, ГЭС уничтожающие экосистемы наших священных рек, химикаты сжигающие нашу священную землю, противостояние лоббистам Загрязнения не имеющим никаких этнических корней — направлений море.

Главный девиз «возвращение Земле Предков — чистоты». Вернём Мерянии Истинную Диалогичность! Услышим Истинные Голоса Нашей Земли!

Про это еще 10 лет назад Александр Трифонов писал. Мерянская Вера, мерянский Образ — Merän Kojä, это экологизм, жизнь в субурбе, малом городе, лесу, религия чистой среды обитания. Наши предки жили чисто. Их Души в деревьях и травах, в источниках, болотах, реках и озерах — ухаживаем за ними — общаемся с душами предков, получаем Силу Их Благословения. Речь о религиозном экологизме. Но этого мало. Общаться с духами предков на их давнем священном языке — это для элиты движения, для рядовых членов — направление агрессии, которой очень много в нашем мире. Деконструируем всепожирающие агломерации уничтожающие природу, родовую мерянскую память и высасывающие души наших людей, очищаем реки, развиваем экологическое сельское хозяйство. Стратегии «чистого производства», «чистой энергетики», «Zero waste» в приоритете... Нет религии без желания преобразовать окружающий мир.

Изначальный язык этноса, тонкое понимание, реконструкция и репродуцирование этнических традиций, тихие энергии личных и родовых практик — приложатся в процессе.

#меря #будущее #религия
Меря и Ростовское княжество. Наши Основы.

Чудское племя, бывшее некогда одним из элементов формации великорусской народности и сохранившееся в настоящее время в разбросанных и разобщенных друг с другом народах представляет еще почти непочатое поле для исследователя. Остается желать в будущем более и более точных изысканий, наблюдений и исследований для того, чтобы наука могла окончательно уяснить историческую судьбу чудского племени. До сих пор, несмотря на многое, что уже сделано учеными финнологами, какой-то непроницаемый туман лежит на всем финском вопросе, мгла скрывает от пытливого взора исследователя истинное значение финнов в истории нашего народа, истинную роль чудского племени в развитии новейшей европейской культуры.

Д.А. Корсаков 1872г.

Прошел 151 год, и все также за туманом империи русские не могут узреть своих предков, прикоснуться к истокам своей культуры, понять и принять себя самих. Вот за что мы боремся, вот зачем мы живем. Мы чаем возвращения своего Чудского Имени. Дерзайте!

#меренизм
Немного балтийской финно-угристики. В прошлом году ездили с женой в гости к друзьям в Лимбажи и вместе с ними заехали в Куикюле (на ливском "Сухое село"), помолиться в пещере жертвоприношений - Lībiešu upurala" на берегу Светупе. Общая ее длинна 66 метров. С XIV по XIX век она была местом непрерывного отправления языческого культа ливов, в 1973 году археолог Юр Уртан в ходе раскопок нашел там более 600 монет разных веков, часть из которых использовалась как шумящие украшения (привет марийским монисто). Рядом с пещерой по приданиям находилось еще несколько священных мест, в частности роща священных дубов.

Когда залезаешь внутрь земли, очень интересное ощущение, как будто находишься в утробе Матери Земли. Я это отметил еще в 2004 году, когда мы с Солнцеворотом ездили в катакомбы Старой Ладоги.
Интересная практика провести в пещерах ночь и выйти на рассвете на поверхность. Как заново родиться. Настоящая пронимальная магия)

#финноугры #пронимальнаямагия #язычество
Пещеры, норы, печи и пронимальная магия.

Да, ползанье по узким ходам пещеры впотьмах действительно семантически напоминает процесс родоразрешения. Пронимальную магию в предыдущем посте я упомянул в том смысле, что места и объекты такие как: пещеры, норы, раздвоенные деревья, деревья с дуплами, деревья с оголенными большими корнями, большие камни с отверстиями, "следами" и "чашками", устье домашней печи, а также предметы: "куриные боги", полые предметы быта и пр., в народном язычестве связаны с лечебной магией. Первое что приходит на ум - "перепекание" младенца, не "допекшегося" в материнской утробе (тот самый сказочный мотив сажания ребенка в печь на лопате). Так что упомянутый вами психолог прав, но рассматривает он сошествие в пещеру и выход из ее в контексте современных практик родовспоможения, притом что смысл её, шире.

Вот материал на тему - Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли - http://www.merjamaa.ru/news/pronimalnaja_simvolika_na_primere_sakralnykh_derevenskikh_kompleksov_kostromskoj_zemli/2015-06-16-1018

#пронимальнаямагия #психология #язычество
Архетип "дыры" вечен.

Вдогонку к теме пронимальной магии. В этом контексте можно рассматривать и знаменитый Великорецкий крестный ход в Киров кундем, долгий и изнурительный путь с молитвенным пением по лесам, оврагам, под дождем, по раскисшей земле (материнская стихия), с целью проползти под корнями священной сосны и окунуться в реку. Все это как новое рождение, движение сквозь муки и страх неизвестного на свет Божий. Тысячелетние, откровенно языческие, лесные, финно-угорские архетипы у северных русских неискоренимы.

Советский модерн пролетел как мгновение, как Гагарин на своем корабле «Восток – 1» вокруг Земли, и вот снова повалили люди к волшебным водам реки Великой, целебным корням волшебных сосен. В вере народа в исцеляющую силу "дыры" и воды воплощён жизненный опыт цепи поколений наших предков — сперва язычников, а потом и христиан финно-угорского обряда...

Потрясающие по своей силе снимки фотографа Владимира Семина тому подтверждение.

#пронимальнаямагия #психология #язычество
И о стратегии мерянских этнофутуристов, емко и наглядно. Как рекут заволжские арбуи вещие: ежели долго сидеть на берегу реки, то, как известно, рано или поздно по ней проплывет кирпич из села Кукуева...

#меренизм
Муроман̃ флагде кортадъ вал…

Вспомнил тут что и у Муромы есть флаг, даже целых два. Придумал их Михаил Педреван, с которым мы общались в самом начале нашего проекта на форуме Merjamaa.ru. Потом грянул 2014 год, и многие разбежались вдруг испугавшись "русофобии". Позднее Михаил создал свой проект Муромань вал "Слово муромы" вдохновившись книгой Виталия Максимовича Чернявского "Язык Муромы", изданной нашим издательством Merja-press.

Подробнее об концепции муромского флага в комментах.

#мурома #флаг #мурома
Неомерянская музыка.

Что характерно, записали этот трек и сделали на него клип - беларусы. Разумеется не для того чтобы «насолить русским» показав им что они эдакие «азиаты», а потому что беларусы идентичный народ и в них отзывается соседская глубинная этника. Я не представляю себе чтобы такое сыграли и сняли русские из Иваново, Ярославля или Костромы. Т.е. они не просто не видят смысла в таком творчестве, они физически не видят мерянское. Надеюсь все знают чем отличаются дальнозоркие люди от близоруких и от людей с нормальным зрением? Так вот, это сродни гипердальнозоркости, чтобы русским увидеть у себя под носом мерянское, субстратное и даже свое региональное субэтническое, им надо надевать толстенные линзы.

Пионером мерянской музыки был мой старый знакомый, этнический карел Владимир Лехтинен (Second To Sun) написавший первый мерянский трек «Merämaa», вторым стал мой старый друг беларус Алег Зелянкевіч (Vojstrau) записавший трек «Просыпайся Мерямаа», третьим стал мой друг архангельский чудин Антон Кирпикласс (KIRPIKLASS) выпустивший уже не трек, а целый сингл, одна из композиций которого на мерянском языке и это огромный прогресс.

Эти три шага потребовали 12 лет (!) Перефразируя американского астронавта Нила Армстронга «Это три — маленьких шага для человека, но огромный шаг — для всего мерянского народа».

Экспериментировал с мерянским звуком Арпад Кошут, писавший электронные мерянские инструменталы, но не уверен что эти эксперименты в итоге выльются в полноценный электронный альбом. Экспериментировал с мерянскими текстами костромской бард и панк Владимир Шамов, но тоже что называется, не поперло. Интересные про-мерянские инструменталы c доставляющими названиями вроде «Three Angels Are Sent To Kologriv» записала костромская post-rock формация From The Forest, но дальше сингла 2016 года дело тоже не пошло, ушли на рыбалку или за клюквой... Все они уже стали историей Merjamaa.

Пытался экспериментировать с мерянской темой легендарный ярославский viking doom-metal состав SCALD со своим сабпроектом INTOTHECRYPT выпустивший альбом «Вакор», но это творчество что называется «на тему». Пытались писать мерянское рыбинские фолкеры Дима и Марина Соколовы (Ех-Седьмая вода) но за 6 лет дальше набросков мерянской колыбельной дело не продвинулось. И это пока всё.

Мерянский голос в музыке звучит еле-еле слышно, робко, боязливо, не смотря на потрясающий этнографический материал: мелодии, песни, пляски нашего региона, на уникальную нерехтско-владимирскую традицию рожечной трубли, богатую музыкальную традицию родственных нам марийцев с их гуслями (кярш) перекликающимися с финским кантеле и волынкой (шувыром), бытовавшим в средневековье на землях Мерянии. Бери иэкспериментируй, тем не менее мерянское пока почти не звучит. Возможно дело в языке который еще не реконструирован до конца, в его мелодике, и в конечном счете в «душе мери» которую пока мало кому удается понять.

#меря #музыка