День Кумахи.
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Эрзяния: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине возможно присутствует семантическая связь с словом "жар".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #язычество
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Эрзяния: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине возможно присутствует семантическая связь с словом "жар".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #язычество
Этикета из параллельной мерянский вселенной
(По мотивам атомик херт).
Художник-этнофутурист Валентин Константинов.
#меря #этнофутуризм
(По мотивам атомик херт).
Художник-этнофутурист Валентин Константинов.
#меря #этнофутуризм
Telegram
Valentine Konstantinov in Merjamaa. Chat
Пошехонское цолонда - пост.мер. «здравствуй», «здорова», «будь здоров».
Елташ Митри Курган у себя в ВК затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй, хозяин (?)» (Яр. губ. — Пош. у.) с. Давшино, 1849г.) КЯОС 212. Абсолютная изолированность выражения, зафиксированного только на бывшей мерянской территории, дает основания предположить его субстратное мерянское происхождение. Малоубедительна попытка В.И.Даля увидеть в нем искаженное славяно-русское «челом-да» (= бью челом, здравствуй!) (Даль IV 575) уже в связи с тем, что цоканье не характерно для (пост)мерянских земель, поэтому славяно-русское «челом-даю», предполагаемое в основе выражения, должно было бы отразиться со своим ч.
Кроме того, поскольку выражение «бить челом» (или «дать челом», ср. укр. чолом давати «приветствовать особым образом (особенно о детях)» Гринченко IV 468) было в Киевской Руси и Московской Руси, во всеобщем употреблении, трудно представить себе настолько значительную его деформацию (в том числе с переходом м > н, не характерным ни для славяно-русского, ни для мерянского языка), какую следует допустить в этом случае. Более обоснованно видеть в выражении цолонда синкопированную и сокращенную фразу-пожелание с общим значением «Здоровье пусть (тебе) даст (бог) / дай (ему) (боже)» или, что более вероятно, поскольку речь идет о приветствии в доме хозяина-кормильца (со стороны гостя) — с семантикой «Здоров (будь), кормилец (букв. - кормящий < дающий)! В последнем случае исходное мерянское выражение следовало бы реконструировать в следующем виде: *Cӧlɘ, anD’ɘ(ba)! (букв.) «Здоров(ый) (будь), кормящий < дающий!». Если второй из предполагаемых компонентов — *anD’ɘ(ba), исключая его синкопированную форму, естественную для часто употребляемых приветственных оборотов, уже рассматривался и легко объясним в его финно-угорских связях и структуре, то намного сложнее истолкование первого компонента — цол(-о-) «здоровый», предположительно также восходящего к мерянскому языку.
Подробнее в нашей группе в ВК - https://vk.com/wall-64389613_6741
#мерянскийязык #меря #субстрат
Елташ Митри Курган у себя в ВК затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй, хозяин (?)» (Яр. губ. — Пош. у.) с. Давшино, 1849г.) КЯОС 212. Абсолютная изолированность выражения, зафиксированного только на бывшей мерянской территории, дает основания предположить его субстратное мерянское происхождение. Малоубедительна попытка В.И.Даля увидеть в нем искаженное славяно-русское «челом-да» (= бью челом, здравствуй!) (Даль IV 575) уже в связи с тем, что цоканье не характерно для (пост)мерянских земель, поэтому славяно-русское «челом-даю», предполагаемое в основе выражения, должно было бы отразиться со своим ч.
Кроме того, поскольку выражение «бить челом» (или «дать челом», ср. укр. чолом давати «приветствовать особым образом (особенно о детях)» Гринченко IV 468) было в Киевской Руси и Московской Руси, во всеобщем употреблении, трудно представить себе настолько значительную его деформацию (в том числе с переходом м > н, не характерным ни для славяно-русского, ни для мерянского языка), какую следует допустить в этом случае. Более обоснованно видеть в выражении цолонда синкопированную и сокращенную фразу-пожелание с общим значением «Здоровье пусть (тебе) даст (бог) / дай (ему) (боже)» или, что более вероятно, поскольку речь идет о приветствии в доме хозяина-кормильца (со стороны гостя) — с семантикой «Здоров (будь), кормилец (букв. - кормящий < дающий)! В последнем случае исходное мерянское выражение следовало бы реконструировать в следующем виде: *Cӧlɘ, anD’ɘ(ba)! (букв.) «Здоров(ый) (будь), кормящий < дающий!». Если второй из предполагаемых компонентов — *anD’ɘ(ba), исключая его синкопированную форму, естественную для часто употребляемых приветственных оборотов, уже рассматривался и легко объясним в его финно-угорских связях и структуре, то намного сложнее истолкование первого компонента — цол(-о-) «здоровый», предположительно также восходящего к мерянскому языку.
Подробнее в нашей группе в ВК - https://vk.com/wall-64389613_6741
#мерянскийязык #меря #субстрат
VK
MERÄN JELMA / МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК
Пошехонское цолонда - пост.мер. «здравствуй», «здорова», «будь здоров».
Елташ Митри Курган затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй…
Елташ Митри Курган затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй…
Мерянская связь времен. Слева современная работа красносельских ювелиров, справа археологическая находка.
Тематические подвески-серьги из целой серии "Племя меря" 2016 года. Значит, костромичи знают о своих корнях, что не может не радовать.
Фото елташа Волега из Костры.
#меря #костромскаяобласть #шумящиеподвески
Тематические подвески-серьги из целой серии "Племя меря" 2016 года. Значит, костромичи знают о своих корнях, что не может не радовать.
Фото елташа Волега из Костры.
#меря #костромскаяобласть #шумящиеподвески
Мерянская Кумаха и марийский народный календарь.
Семен Михайлов в ВК оставил коммент под темой про Кумаху про которую мы недавно писали: "10 марта – День простуды (Йӱштымужо кече). В этот день к людям могут пристать духи холода (лихорадка) – Йӱштӧ мужо. Мужо–по-марийски лихорадка. Парням они являются в виде красивых девушек, к девушкам – в виде красивых парней. Так что с незнакомыми красавцами и красавицами лучше не знакомиться. Чтобы духи мороза не приставали, с утра нужно прочитать особый заговор.
По представлениям мари, духи простуды, лихорадки (Йӱштӧ мужо) выглядели, как красивые девушки. О человеке, которого лихорадит во сне, говорят: «Он спит с Йӱштӧ мужо». Старики также говорят, что они (Йӱштӧ мужо) постоянно пополняются умершими старыми девами.
В этот день нужно с осторожностью открывать двери. Если дверь случайно сорвется с петель, может случиться несчастье. Также нельзя смотреть с улицы в дом через окно. Йӱштӧ мужо сможет поймать человека именно в этот момент.
Если зайцы долго не линяют, ждите продолжительных холодов. Если звери чихают в ненастье – к возможному улучшению погоду."
Интересная корреляция.
#меря #мари #язычество
Семен Михайлов в ВК оставил коммент под темой про Кумаху про которую мы недавно писали: "10 марта – День простуды (Йӱштымужо кече). В этот день к людям могут пристать духи холода (лихорадка) – Йӱштӧ мужо. Мужо–по-марийски лихорадка. Парням они являются в виде красивых девушек, к девушкам – в виде красивых парней. Так что с незнакомыми красавцами и красавицами лучше не знакомиться. Чтобы духи мороза не приставали, с утра нужно прочитать особый заговор.
По представлениям мари, духи простуды, лихорадки (Йӱштӧ мужо) выглядели, как красивые девушки. О человеке, которого лихорадит во сне, говорят: «Он спит с Йӱштӧ мужо». Старики также говорят, что они (Йӱштӧ мужо) постоянно пополняются умершими старыми девами.
В этот день нужно с осторожностью открывать двери. Если дверь случайно сорвется с петель, может случиться несчастье. Также нельзя смотреть с улицы в дом через окно. Йӱштӧ мужо сможет поймать человека именно в этот момент.
Если зайцы долго не линяют, ждите продолжительных холодов. Если звери чихают в ненастье – к возможному улучшению погоду."
Интересная корреляция.
#меря #мари #язычество
Telegram
Меряния. Merjamaa
День Кумахи.
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками.…
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками.…
Пространство «Нигде».
Сегодня в паблике «Дом-музей Ефима Честнякова д.Шаблово» встретил трогательную репродукцию к «Сказке о летучем доме» Ефима Васильевича.
«Жила-была деревенька — дворов тридцать. Стояла в лесу от жилых мест не близко... Жители этой деревеньки не видели городов, железных дорог, пароходов. И кому приходилось слышать о таких диковинках, им это казалось совершенно чудесным, как сказка…»
Абстрактные, исчезающие как туман, но такие узнаваемые лица, как на старых фотографиях из родного Коплино. Образ того народа который в 1920-40-х гг. получил удары, от которых уже не сумел оправиться, финальной точкой в существовании которого стало прекращение деревенской жизни и смерть последних деревенских стариков к концу прошлого столетия.
Эти честняковские лица растворились в тумане, казалось бы, без следа. Но тут, почти сразу после краха СССР, возникло «мерянство» обратившееся в своих основах к забытым честняковским образам, и дерзнувшее взглянуть через них еще глубже, к самым нашим корням.
Еще буквально 20 лет назад честняковское Шаблово, Поунжье, Заволжье, Ростовщина были пространством безмолвия, безымянной землей. Местом вне шумных городов и пгт, лесом среди рек и озер, которое никак не было связано с памятью народа, ни с крестьянами с честняковских картин, ни с их непосредственными предками меря, которые жили тут еще 300-400 лет назад. Когда ты сам родился среди этой безымянности, когда ты живешь здесь, то понимаешь что это пространство идеального «Нигде» в котором никто ничего не помнит и знать не хочет. И возвращение этому пространству «Нигде» — Значения и Смысла, Имени Меряния — чистая работа Демиурга, заменяющего беспамятство — памятью, незнание — знанием, а уныние — образом Будущего, которого нам всем так не хватает здесь и сейчас.
#меря #ефимчестняков
Сегодня в паблике «Дом-музей Ефима Честнякова д.Шаблово» встретил трогательную репродукцию к «Сказке о летучем доме» Ефима Васильевича.
«Жила-была деревенька — дворов тридцать. Стояла в лесу от жилых мест не близко... Жители этой деревеньки не видели городов, железных дорог, пароходов. И кому приходилось слышать о таких диковинках, им это казалось совершенно чудесным, как сказка…»
Абстрактные, исчезающие как туман, но такие узнаваемые лица, как на старых фотографиях из родного Коплино. Образ того народа который в 1920-40-х гг. получил удары, от которых уже не сумел оправиться, финальной точкой в существовании которого стало прекращение деревенской жизни и смерть последних деревенских стариков к концу прошлого столетия.
Эти честняковские лица растворились в тумане, казалось бы, без следа. Но тут, почти сразу после краха СССР, возникло «мерянство» обратившееся в своих основах к забытым честняковским образам, и дерзнувшее взглянуть через них еще глубже, к самым нашим корням.
Еще буквально 20 лет назад честняковское Шаблово, Поунжье, Заволжье, Ростовщина были пространством безмолвия, безымянной землей. Местом вне шумных городов и пгт, лесом среди рек и озер, которое никак не было связано с памятью народа, ни с крестьянами с честняковских картин, ни с их непосредственными предками меря, которые жили тут еще 300-400 лет назад. Когда ты сам родился среди этой безымянности, когда ты живешь здесь, то понимаешь что это пространство идеального «Нигде» в котором никто ничего не помнит и знать не хочет. И возвращение этому пространству «Нигде» — Значения и Смысла, Имени Меряния — чистая работа Демиурга, заменяющего беспамятство — памятью, незнание — знанием, а уныние — образом Будущего, которого нам всем так не хватает здесь и сейчас.
#меря #ефимчестняков
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Вот ты, крестьянин, к примеру, левак, правак или середняк?
Был озадачен сочиненным TETYA_MOTTE опросом. Вы переехали в новый дом. Сосед(ка) говорит вам, что ОЧЕНЬ ВАЖНО каждый вечер ставить тарелку с сырым мясом для лесных существ (!!!111). Не уточняя, каких. У сосед(ки) крайне загадочный и напряженный вид. Ваши действия?
- Конечно, я буду ставить!
- Да не буду я ставить, вы чего?
- Перееду обратно из этого дома
- Пойду искать существ в лесу
- Мне лучше знать, чем кормить существ
Понятно, проголосовал за кормежку - я обычно внимательный и деликатный сторонник традиции. Другое дело, что сам искать бы существ не пошел бы - вдруг им это будет неприятным, вдруг они стесняются или боятся - но непременно начал бы исподволь, камлая идолу происхождения, выяснять истоки обряда и его интерпретации.
Аким Трефилов.
#хтоньлесная
Был озадачен сочиненным TETYA_MOTTE опросом. Вы переехали в новый дом. Сосед(ка) говорит вам, что ОЧЕНЬ ВАЖНО каждый вечер ставить тарелку с сырым мясом для лесных существ (!!!111). Не уточняя, каких. У сосед(ки) крайне загадочный и напряженный вид. Ваши действия?
- Конечно, я буду ставить!
- Да не буду я ставить, вы чего?
- Перееду обратно из этого дома
- Пойду искать существ в лесу
- Мне лучше знать, чем кормить существ
Понятно, проголосовал за кормежку - я обычно внимательный и деликатный сторонник традиции. Другое дело, что сам искать бы существ не пошел бы - вдруг им это будет неприятным, вдруг они стесняются или боятся - но непременно начал бы исподволь, камлая идолу происхождения, выяснять истоки обряда и его интерпретации.
Аким Трефилов.
#хтоньлесная
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
А. Шевяков. Типы города Галича Костромской губернии. 1886. Галичская купчиха.
Потрясающе красивая мерянка. Обратите внимание на этот уральский разрез глаз, на этот аккуратный "буйско-сусанинско-чухломской" чудской носик. Какое изящество, достоинство, какой замечательный галицкий "наклон" - особый тип костромского кокошника конструктивно и семантически близкий удмуртскому "айшону" и марийской "шурке", венчает голову этой прекрасной галицкой купчихи.
Мари меря изак-шоляк калык курымешлан!
#меря #мари #антропология #костромскаяобласть #галич
Потрясающе красивая мерянка. Обратите внимание на этот уральский разрез глаз, на этот аккуратный "буйско-сусанинско-чухломской" чудской носик. Какое изящество, достоинство, какой замечательный галицкий "наклон" - особый тип костромского кокошника конструктивно и семантически близкий удмуртскому "айшону" и марийской "шурке", венчает голову этой прекрасной галицкой купчихи.
Мари меря изак-шоляк калык курымешлан!
#меря #мари #антропология #костромскаяобласть #галич
Память противостоит времени, забвению, смерти. Человек постоянно борется со смертью, разными путями, и один из них наша память. Память основа культуры и традиции, память передает ментальность, знания, мифологические основы рода. Примерно так писал о ней в своих «Письмах о добром» великий учёный гуманист XX века Дмитрий Лихачёв.
Сегодня, прогуливаясь мимо Кальварии, поймал себя на мысли, что смысл бабушкиной молитвы-присказки: "Господи Иисусе, вперед не суйся, и сзади не отставай", за последний год мне стал предельно ясен.
У Даля она приведена в виде поговорки: Господи Иисусе, вперед не суйся, назади не оставайся, а в середке не болтайся". Её Алевтина Семеновна, естественно, переняла у своей мамы – моей прабабушки Анны Александровны, а та у своей мамы – моей прапрабабушки Феоктисты Афанасьевны. Такая вот меряно-костромская мантра: "смотри-поглядывай – живи-выживай".
Вот она, моя прапрабабушка, в платочке на старой фотографии ~1940 года вместе с юной 15-летней бабушкой Алей: Феоктиста Афанасьевна Голубева 1876 года рождения, дочь отставного рядового Афанасия Ивановича Голубева, деревни Коплина Домнинской волости, Буйского уезда.
Все это тем интереснее, что бабушкина молитва всплыла в памяти у католицкой Кальварии послужившей медиатором памяти. У католиков Кальвария синоним Голгофы – вечная, живая, и немеркнущая память о Христе...
#память #антропныевсячинки
Сегодня, прогуливаясь мимо Кальварии, поймал себя на мысли, что смысл бабушкиной молитвы-присказки: "Господи Иисусе, вперед не суйся, и сзади не отставай", за последний год мне стал предельно ясен.
У Даля она приведена в виде поговорки: Господи Иисусе, вперед не суйся, назади не оставайся, а в середке не болтайся". Её Алевтина Семеновна, естественно, переняла у своей мамы – моей прабабушки Анны Александровны, а та у своей мамы – моей прапрабабушки Феоктисты Афанасьевны. Такая вот меряно-костромская мантра: "смотри-поглядывай – живи-выживай".
Вот она, моя прапрабабушка, в платочке на старой фотографии ~1940 года вместе с юной 15-летней бабушкой Алей: Феоктиста Афанасьевна Голубева 1876 года рождения, дочь отставного рядового Афанасия Ивановича Голубева, деревни Коплина Домнинской волости, Буйского уезда.
Все это тем интереснее, что бабушкина молитва всплыла в памяти у католицкой Кальварии послужившей медиатором памяти. У католиков Кальвария синоним Голгофы – вечная, живая, и немеркнущая память о Христе...
#память #антропныевсячинки
Друзья, выходит на бумаге моя книга "Песни Синего камня"! Вернее, выйдет, если читатели сделают предзаказ на 50 экземпляров за месяц. Кто хотел книгу - заказывайте сейчас и помогите ей пойти в народ! Мы с Вяйнемейненом, Аней, Елсом, Павлом Ивановичем и, конечно, Медовой матушкой рассчитываем на вас :)
Ниже - текст от издателя и инфа про то, как заказать. Перепост и прочая реклама приветствуется!
Это истории обычных современных людей - жителей Москвы, Твери, Владимира - теряющих, ищущих и вновь обретающих свои корни, связь с родной землёй и ее наследием. А может быть - с самими собой? Славянская, карело-финская, мерянская мифологии тесно переплетаются здесь, как и в истории этих древних земель. Но реальны ли встречи с предками и духами леса, или это лишь выражение глубинных движений души героев - решать только самим героям. И, конечно, читателю. Магический реализм помогает увидеть сказку в повседневности - но не навязывает ее.
До 17 апреля книгу можно заказать по цене 610 рублей за экземпляр (твердая обложка, 180 страниц, доставка оплачивается дополнительно по тарифам Почты России), отправив заявку на почту [email protected]
В заявке нужно указать:
1 Название книги.
2 ФИО и адрес получателя.
3 Количество экземпляров книги.
Ольга Ракитянская.
#литература
Ниже - текст от издателя и инфа про то, как заказать. Перепост и прочая реклама приветствуется!
Это истории обычных современных людей - жителей Москвы, Твери, Владимира - теряющих, ищущих и вновь обретающих свои корни, связь с родной землёй и ее наследием. А может быть - с самими собой? Славянская, карело-финская, мерянская мифологии тесно переплетаются здесь, как и в истории этих древних земель. Но реальны ли встречи с предками и духами леса, или это лишь выражение глубинных движений души героев - решать только самим героям. И, конечно, читателю. Магический реализм помогает увидеть сказку в повседневности - но не навязывает ее.
До 17 апреля книгу можно заказать по цене 610 рублей за экземпляр (твердая обложка, 180 страниц, доставка оплачивается дополнительно по тарифам Почты России), отправив заявку на почту [email protected]
В заявке нужно указать:
1 Название книги.
2 ФИО и адрес получателя.
3 Количество экземпляров книги.
Ольга Ракитянская.
#литература
Веруй в мерянских богинь!
Мерянский «идольчик» выполненный из обожжённой глины с раскопок городища Выжегша VIII-IX вв. в Юрьев-Польском районе Владимирской области. (А.Е. Леонтьев. 2022).
Что он изображает, увы, нам не суждено узнать. Но мне кажется что перед нами изображение щедрой Великой Матери покровительницы посевов и всего живого. Добрая, не правда ли?
#меря #владимирскаяобласть #археология #язычество
Мерянский «идольчик» выполненный из обожжённой глины с раскопок городища Выжегша VIII-IX вв. в Юрьев-Польском районе Владимирской области. (А.Е. Леонтьев. 2022).
Что он изображает, увы, нам не суждено узнать. Но мне кажется что перед нами изображение щедрой Великой Матери покровительницы посевов и всего живого. Добрая, не правда ли?
#меря #владимирскаяобласть #археология #язычество
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Утром с другом обсуждали колдовские способности чудских женщин. Не секрет, что все они, кто осознанно, а кто нет, умеют колдовать. Подмешают что-нибудь тебе в чай, и забудешь дорогу назад в Москву навсегда. Как это случилось с папой одного моего знакомого из Костромы. Встретил он в институте симпатичную девушку из Макарьева и уехал на Унжу с концами. У знакомого подрастает симпатичная дочка. Фенотип у нее совершенно мерянско-заволжский, просто ярчайший. Наверняка тоже колдовать умеет ))
#меря #кострома #антропология
#меря #кострома #антропология
Мемнан авана-влак. Наши Матушки.
Ава ожнысек сурткӧргысӧ возак тулым аралышлан шотлалтын. Марий юмынйӱлаште, мифологийыште ӱдрамаш юмо-влак улыт: Кава Ава, Моланде Ава, мардеж Ава, да шуко молат. Эн тӱҥ ӱдрамаш - Шочын Ава. Тудым шордо тӱкӧ дене ончыктат, а тидже - тукымым кушто=ышо да шукемдыше пале.
Мать издавна считалась оберегающей огонь в очаге дома.
В марийской вере, мифологии (как и у других финно-угорских народов) есть такие женщины-матери Богини: Мать Небо, Мать Земля, Мать Ветер, и много других. Самая главная (основная) Богиня - Мать Рождения. Её изображают с лосиными рогами, это знак выражающий приумножение рода (клана).
Вспомнили образ Богинь в обрамлении лосих и олениц и лосеголовых Богинь - Рожаниц с финно-угорских и постфинно-угорских вышивок так называемого "Русского Севера"? То наши Основы.
#мифология #великаябогиня #финноугры
Ава ожнысек сурткӧргысӧ возак тулым аралышлан шотлалтын. Марий юмынйӱлаште, мифологийыште ӱдрамаш юмо-влак улыт: Кава Ава, Моланде Ава, мардеж Ава, да шуко молат. Эн тӱҥ ӱдрамаш - Шочын Ава. Тудым шордо тӱкӧ дене ончыктат, а тидже - тукымым кушто=ышо да шукемдыше пале.
Мать издавна считалась оберегающей огонь в очаге дома.
В марийской вере, мифологии (как и у других финно-угорских народов) есть такие женщины-матери Богини: Мать Небо, Мать Земля, Мать Ветер, и много других. Самая главная (основная) Богиня - Мать Рождения. Её изображают с лосиными рогами, это знак выражающий приумножение рода (клана).
Вспомнили образ Богинь в обрамлении лосих и олениц и лосеголовых Богинь - Рожаниц с финно-угорских и постфинно-угорских вышивок так называемого "Русского Севера"? То наши Основы.
#мифология #великаябогиня #финноугры
"Мерянский нордицизм".
Прочел тут у русского националиста Ершова в его "Ершовизмах" очередные жарты по поводу наших новых оскароносцев. Он перепостил какого-то патриота-юмориста пишущего, что мол "они" в своих бабочках и платьях как будто, цитирую: "с Берлинского кинофестиваля 1938 года". Ершов резюмирует: "Советский антинордицизм цветёт и пахнет!"
Попробовал представить себе как должен выглядеть будущий "мерянский нордицизм". Примерно так. Наша мерьская Европа)
#мерянское
Прочел тут у русского националиста Ершова в его "Ершовизмах" очередные жарты по поводу наших новых оскароносцев. Он перепостил какого-то патриота-юмориста пишущего, что мол "они" в своих бабочках и платьях как будто, цитирую: "с Берлинского кинофестиваля 1938 года". Ершов резюмирует: "Советский антинордицизм цветёт и пахнет!"
Попробовал представить себе как должен выглядеть будущий "мерянский нордицизм". Примерно так. Наша мерьская Европа)
#мерянское
Чудской шаманский реализм. Иллюстрация к красавице Насто.
Нячеры (С) Кристина Петрова, Архангельск.
#чудь
Нячеры (С) Кристина Петрова, Архангельск.
#чудь
К этногенезу мери.
Читаю статью Андрея Евгеньевича Леонтьева посвященную исследованию мерянского городища Выжегша в Юрьев-Польском районе Владимирской области, из свежего сборника «Археология Владимиро-Суздальской земли» (2022).
Если коротко, то типология найденных на нем вещей эпохи р.ж.в. и более позднего времени VIII-IX вв., близких к древностям муромы, и предметам известным в материалах могильников финноязычного населения Поволжья, в целом подтверждает связь суздальской мери VIII-IX вв., и предшествующего ей финноязычного населения Дьяковской эпохи (в Приклязьменье), в первую очередь с Поочьем (КРОМ), Поволжьем (древние мари и эрзяне), и Прикамьем (круг Пьяноборской культуры), что ставит под сомнение этническую близость мерянского и дьяковского населения с северофиннами и протосаамами на которой строят свой дискурс представители секты «протосаамодьяковцев».
Плюс на городище присутствует салтовский (хазары) и скандинавский импорт. Международная торговля. Кстати на Выжегше археологи обнаружили следы пивоваренного производства VII-VIII вв.. Меряне варили пиво и делали соложеные каши. Посвящу этой находке отдельный материал на Merjamaa.ru
#меря #этногенез
Читаю статью Андрея Евгеньевича Леонтьева посвященную исследованию мерянского городища Выжегша в Юрьев-Польском районе Владимирской области, из свежего сборника «Археология Владимиро-Суздальской земли» (2022).
Если коротко, то типология найденных на нем вещей эпохи р.ж.в. и более позднего времени VIII-IX вв., близких к древностям муромы, и предметам известным в материалах могильников финноязычного населения Поволжья, в целом подтверждает связь суздальской мери VIII-IX вв., и предшествующего ей финноязычного населения Дьяковской эпохи (в Приклязьменье), в первую очередь с Поочьем (КРОМ), Поволжьем (древние мари и эрзяне), и Прикамьем (круг Пьяноборской культуры), что ставит под сомнение этническую близость мерянского и дьяковского населения с северофиннами и протосаамами на которой строят свой дискурс представители секты «протосаамодьяковцев».
Плюс на городище присутствует салтовский (хазары) и скандинавский импорт. Международная торговля. Кстати на Выжегше археологи обнаружили следы пивоваренного производства VII-VIII вв.. Меряне варили пиво и делали соложеные каши. Посвящу этой находке отдельный материал на Merjamaa.ru
#меря #этногенез
Носи меря в себе! Мерӹ йонь кӹргы!
Вдохновила фото мерянской девушки из Чекшино Вологодской области. В Костромской области такой фенотип не редкость)
#меря #мерянскийязык
Вдохновила фото мерянской девушки из Чекшино Вологодской области. В Костромской области такой фенотип не редкость)
#меря #мерянскийязык
Изгнать кикимор можно только сегодня.
Одни кикиморы возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Нечерноземье ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Что делать вы знаете, спешите!
Между тем, в старо время в этот день не только изгоняли кикимору, встречали грачей, но и пекли ржаное ритуальное печенье - "грачи".
Можете попробовать, вот вам рецепт наших коллег "Мерянская куня":
1 часть муки ячменной
2 части муки ржаной
Сыворотки или кефира сколько возьмет тесто
Пара столовых ложек постного льняного масла
Пол чайной ложки соды
Сахар, мёд и соль по вкусу
Кто не постится может добавить пару яиц и сливочное масло вместо постного.
Арт: Ёлсава (Кикимора). Андрей Мерянин
#кикимора #грачи #мифология
Одни кикиморы возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Нечерноземье ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Что делать вы знаете, спешите!
Между тем, в старо время в этот день не только изгоняли кикимору, встречали грачей, но и пекли ржаное ритуальное печенье - "грачи".
Можете попробовать, вот вам рецепт наших коллег "Мерянская куня":
1 часть муки ячменной
2 части муки ржаной
Сыворотки или кефира сколько возьмет тесто
Пара столовых ложек постного льняного масла
Пол чайной ложки соды
Сахар, мёд и соль по вкусу
Кто не постится может добавить пару яиц и сливочное масло вместо постного.
Арт: Ёлсава (Кикимора). Андрей Мерянин
#кикимора #грачи #мифология
Встрѣча весны въ Буйскомъ уѣздѣ, Костромской губерніи.
Olga Rakitiansky спросила в чате об старинном костромском обряде встречи весны изображенном в издании "Всемирная иллюстрация" от 1882 года (гравюра по рисунку художника А.Баумана). Вот что удалось найти:
"Около Буя, въ Костромской губерніи, окликаютъ весну, рано по утру, въ великій четвергъ. Въ этотъ послѣдній день, до нынѣ еще въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Россіи, не измѣняя древнему повѣрью, поселяне купаются, для здоровья, передъ восходомъ солнца. Особенно крѣпко держится описываемый обычай въ двухъ уѣздахъ Костромской губерніи: Буйскомъ и, отчасти, Солигаличскомъ.
Мѣстные поселяне считают своимъ непременнымъ и святымъ долгомъ отправиться утромъ, въ великій четвергъ, къ рѣкѣ, гдѣ они три раза погружаются въ воду и, кувыркнувшись на землѣ столько-же разъ, взлѣзаютъ потомъ на самый уголъ избы своей и поютъ пѣсни въ честь весны или скачутъ черезъ плетень огорода, лазятъ на деревья, вертятся около стоговъ сѣна, снова кувыркаются, катаются по зеленой травѣ и поютъ:
Весна, весна красная!
Приди, весна, съ радостію!
Съ радостію, радостію,
Съ великою милостію:
Уроди ленъ высокій.
Рожь, овесъ хорошій!
Если раскрылись воды, то буйскія дѣвушки входятъ по поясъ въ рѣку, плещутъ водою и, взявшись за руки, соединяются въ кружокъ. При этомъ онѣ припѣваютъ:
Весна, красная весна!
Приди, весна, съ милостью,
Съ милостью, съ милостью,
Съ великою благостью!
Иногда-же онѣ просто приговариваютъ: «Вода весенняя, здоровая, дай и намъ здоровья!».
Если рѣки еще не вскрылись, то дѣвушки, схватясь за руки, вертятся около проруби съ тѣми-же припѣвами."
Журналъ «Всемірная иллюстрація», 1882 годъ.
По-видимому семантика обрядности напрямую связана с традициями Великого/Чистого четверга, в рамках которых было принято купаться. Согласно народно-христианских представлений считается, что вода в Чистый четверг обладает магическими свойствами, поэтому люди старались искупаться в ней еще до восхода солнца. Чистым этот день называется потому, что по преданию Христос омыл ноги всем 12 ученикам во время тайной вечери.
#встречавесны
Olga Rakitiansky спросила в чате об старинном костромском обряде встречи весны изображенном в издании "Всемирная иллюстрация" от 1882 года (гравюра по рисунку художника А.Баумана). Вот что удалось найти:
"Около Буя, въ Костромской губерніи, окликаютъ весну, рано по утру, въ великій четвергъ. Въ этотъ послѣдній день, до нынѣ еще въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Россіи, не измѣняя древнему повѣрью, поселяне купаются, для здоровья, передъ восходомъ солнца. Особенно крѣпко держится описываемый обычай въ двухъ уѣздахъ Костромской губерніи: Буйскомъ и, отчасти, Солигаличскомъ.
Мѣстные поселяне считают своимъ непременнымъ и святымъ долгомъ отправиться утромъ, въ великій четвергъ, къ рѣкѣ, гдѣ они три раза погружаются въ воду и, кувыркнувшись на землѣ столько-же разъ, взлѣзаютъ потомъ на самый уголъ избы своей и поютъ пѣсни въ честь весны или скачутъ черезъ плетень огорода, лазятъ на деревья, вертятся около стоговъ сѣна, снова кувыркаются, катаются по зеленой травѣ и поютъ:
Весна, весна красная!
Приди, весна, съ радостію!
Съ радостію, радостію,
Съ великою милостію:
Уроди ленъ высокій.
Рожь, овесъ хорошій!
Если раскрылись воды, то буйскія дѣвушки входятъ по поясъ въ рѣку, плещутъ водою и, взявшись за руки, соединяются въ кружокъ. При этомъ онѣ припѣваютъ:
Весна, красная весна!
Приди, весна, съ милостью,
Съ милостью, съ милостью,
Съ великою благостью!
Иногда-же онѣ просто приговариваютъ: «Вода весенняя, здоровая, дай и намъ здоровья!».
Если рѣки еще не вскрылись, то дѣвушки, схватясь за руки, вертятся около проруби съ тѣми-же припѣвами."
Журналъ «Всемірная иллюстрація», 1882 годъ.
По-видимому семантика обрядности напрямую связана с традициями Великого/Чистого четверга, в рамках которых было принято купаться. Согласно народно-христианских представлений считается, что вода в Чистый четверг обладает магическими свойствами, поэтому люди старались искупаться в ней еще до восхода солнца. Чистым этот день называется потому, что по преданию Христос омыл ноги всем 12 ученикам во время тайной вечери.
#встречавесны
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Мерянские Мадонны.
Жительницы города Судиславль, Костромской области. 1920-1930-е гг.. Ярчайшие меряно-чудские антропотипы.
Находка и сканирование Екатерина Соловьева, Кострома. (С)
#меря #антропология #костромскаяобласть
Жительницы города Судиславль, Костромской области. 1920-1930-е гг.. Ярчайшие меряно-чудские антропотипы.
Находка и сканирование Екатерина Соловьева, Кострома. (С)
#меря #антропология #костромскаяобласть