Меряфутурист
3.82K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Меря в V - X веках. Племя, союз племен, народ.

Карта Васки Шёмтолгая из будущей книги "История Мери". Решил ее немного дополнить, добавив примерный изначальный ареал связанный с культурой КРОМ, откуда на Нерль пришли ранние меря (продвижение отмечено красной стрелкой), черные стрелки показывающие последовательное освоение мерянами Волго-Клязьменского междуречья, Заволжья и Пошехонья в VI-IX веках, а также голубые стрелки показывающие дальнейшее освоение Заволжья, Белозерья, Прикубенья, Юга, а также миграции к марийцам (Меровия).

#меря #история
Этапы ассимиляции групп народа меря.

Еще одна инфографика Васки Шёмтолгая из его будущей книги "История Мери".

#меря
Накануне по социальным сетям буквально разлетелись изображения российских городов, которые хуманизировала нейросеть. Иными словами, уголки нашей страны предстали в человеческих лицах.

Однако Кострому по неведомым причинам обошли стороной. Местное сообщество «Самое важное в Костроме» решило исправить ситуацию и воссоздать наш город в человеческом облике с помощью все той же нейросети.

По-моему получилось неплохо.

#кострома
ДЕНЬ МЕРЯНСКОГО ЯЗЫКА

Сегодня Международный день родного языка — отмечаемый 21 февраля ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. По оценкам ЮНЕСКО сегодня половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. Наш мерянский язык, по мнению академика О.Б. Ткаченко, исчез в Костромском Заволжье на рубеже XVII-XVIII веков.

— НАШИ РЕСУРСЫ

Уже 12 лет, начиная с 2011 года, наше мерянское сообщество занимается его реконструкцией и ревитализацией. Создано несколько групп в соцсетях для обмена информацией и публикаций.

В В контакте - https://vk.com/meranjelma
В Фэйсбуке - https://www.facebook.com/265251277679229/
ЖЖ - https://merjan-jelma.livejournal.com/

— НАШИ КНИГИ

За эти годы вышло несколько книг:

В 2013 году в издательстве «Меря-пресс» вышла книга «Merjan Jelma».

В 2019 году в издательстве «Инбелкульт» вышла книга «Мерянский язык».

В скором времени планируется выпуск третьего издания нашей книги которая будет содержать в себе:

1. русско-мерянский и меряно-русский словари (4000+ лексем);
2. мерянский ономастикон (1000+ мирских мерянских имен, позднемерянских христианских имен и 600+ региональных постмерянских фамилий) с подробной расшифровкой;
3. реконструкцию грамматики.

Также в планах издание книги посвященной топонимии ИМЗ (Исторической Мерянской земли) в которой будут подробно рассмотрены 1500+ топонимов. Книга будет содержать карты.

— ПОЧЕМУ ВАЖЕН МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК.

Почему тема поднятая нами важна? Меря — одно из крупнейших племен раннего средневековья. Меря, стали основой популяции Верхневолжья. Меря наши предки память о которых возвращается к нам сегодня, и обращаясь к ним мы становимся сильнее, обретаем под ногами почву и жизненные перспективы.

Про меря рассказано в Новгородской первой летописи:

«новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити.»

У мери был свой язык относившийся к финно-угорской языковой семье. Лаврентьевская летопись говорит про это:

«а се суть и нии языци, иже дань дають Руси (Варягам): чюдь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ.»

— О.Б. ТКАЧЕНКО

О важности реконструкции истории мерянского этноса, и его языка лучше всех сказал в своем докладе на «Баловских чтениях» в Пошехонье (1999 год) — член-корреспондент АН СССР, лингвист, пионер реконструкции мерянского языка Орест Борисович Ткаченко:

«К мерянскому возникает все больший интерес, и мы чувствуя важность вопроса все пристальнее и внимательнее изучаем этот исчезнувший язык.

Жуковский в переводе «Торжества победителей» Шиллера привел такие слова:

«Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий!»

Какое дело нам до этих мерян, которые спят в гробах, ну и пусть спят. А что такое жить? Животные не живут, а существуют, они не знают своей истории, а человек живет своей историей, заветами предков. По этому, не смейте забывать о своих мёртвых. Чем дальше и глубже уходят корни народной традиции, тем крепче стоит Древо народной культуры, в том числе нашей.»

Мерян каляк ила! Мерянская речь жива!
Мере йолеть! Меря есть!

#меря #мерянскийязык #деньродногоязыка
Идеальная сферическая Меряма в вакууме.

В продолжение позавчерашнего демарша в нашем чате. Елташи скинули. Кошут и Мельников захотели построить идеальную сферическую Меряму в вакууме, которой никогда не было: без академических археологии и этнографии, без заимствованных слов и имен, с лексикой из прафинноугорского и поближе к романтическим "саамам-дьяковцам". Они занимаются либидозными инвестициями в воображаемое, жаждут чистого и незамутненного идеала, которому можно поклоняться. А злокозненный Малышев со своими кентами-мистификаторами им идеалистам мешает. Можно только поржать с такого.

Я бы этот забавный случай, характерный для преимагинальной стадии развития среднестатистического активиста, описал в терминах психологии высших приматов Homo: юношеский максимализм, борьба за самку (воображаемую сферическую Меряму в вакууме) и доминирование против старых альфа-самцов (мистификаторов-тоталитаристов). У молодых самцов подсознательные инстинкты, они часто не осознают, за что они реально борются, когда достают члены и начинают ими размахивать и меряться. Они свято верят, что за некие "высокие истинные идеалы" против старых "мракобесов". А в реальности все, как у шимпанзе. Есть книга Франса де Вааля "Политика у шимпанзе". Очень интересная, очень многое объясняет в поведении людей, особенно юных неомерянистов в стадии личинки и куколки. )))

#антропныевсячинки #юмор
В преддверии Весны.

Мне хочется выйти с моста на крыльцо, разбежаться по дощатому настилу, и полететь. Мимо поленницы, над крышей двора, над крутым косогором прогреваемым еще скупым весенним солнцем, покружить над разливом Шачи, улететь за горизонт, к распухшей от вешних вод Тебзе и сделав петлю над руинами Яхнобола прилететь на колокольню Николы-Соболево. Стать ветром, колышущим выцветшую траву, сизые ветви елей на погосте, звякающим створкой старого окна прабабушкиной избы... Хочется вернуться в детство, когда все были живыми, были молодыми, пить чай, пить водку, париться в бане, вскапывать осырку под посадку овощей, и много, много расспрашивать.

Тетя Галя и разлившаяся весенняя Шача. 1984, апрель месяц, деревня Шипилово, Сусанинского района, Костромской области. ORWO CHROM

#предки #меря
АКЦИЯ "ДНИ МЕРЯНСКИХ КОЛОБОВ". ВЫ НАМ ФОТО СВОИХ ТОЛСТЫХ БЛИНОВ — МЫ ВАМ КНИГУ С РЕЦЕПТАМИ ТРАДИЦИОННОЙ ЗАВОЛЖСКОЙ КУХНИ 🔥🔥🔥

Уважаемый Арви Пертту как-то написал в коментах ВК, что русские давно забыли чем их классические блины отличаются от современных постсоветских. "Это лепешки из гречневой муки с осетровой икрой. Из гречневой! С осетровой! А финны помнят".

У всех финно-угров и северных великороссов (постмерян) колобы (блины) толстые. Сам Бог велел возвратить их назад в нашу кухню!

Почему "колобы" спросите вы? Подобные толстые блины у жителей Ивановской и Костромской областей, некогда (когда была жива деревня), традиционно назывались "колобами". Отсюда и тот самый Колобок из сказок!)

"ДНЕЙ МЕРЯНСКИХ КОЛОБОВ". РЕЦЕПТ ТОЛСТЫХ БЛИНОВ.

Сразу сообщу, друзья, каждый кто испечет такие колобы в период Масленицы с 23 февраля по 26 февраля и пришлет (мне в личку @etnofuturisti фото для галереи в нашей группе, получит в подарок последнее издание книги "Заволжская народная кухня" в PDF.

А теперь рецепт:

Первый вариант.

1. Ячменная мука 2 стакана
2. Ржаная мука 1 стакан
3. Молоко 1 стакан
4. Яйцо 2 яйца
5. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
6. Сахар, соль по вкусу
7. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
8. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Второй вариант.

1. Крупа пшенная 1 стакан
2. Мука пшеничная 2 стакана
3. Молоко 1 стакан
4. Яйцо 2 яйца
5. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
6. Сахар, соль по вкусу
7. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
8. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Третий вариант.

1. Мука гречневая 3 стакана
2. Молоко 1 стакан
3. Яйцо 2 яйца
4. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
5. Сахар, соль по вкусу
6. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
7. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Порядок действий.

С колобами на муке все в целом понятно. Расскажу как делать колобы
с пшенной крупой. (Для мучных все тоже самое)

Шаг 1

Сначала варим пшенную кашу. Пшено (1 стакан) промываем, ошпариваем кипятком.
Стакан пшена заливаем 3 стаканами воды. При желании кашу можно сварить на молоке.

Пока готовиться каша займемся опарой.
В полстакана теплого молока добавляем дрожжей (мы использовали сухие), щепотку сахара и столовую ложки муки.

Шаг 2

Опаре даем подняться примерно 30 минут, многое зависит от дрожжей, температуры и т .д

Шаг 3

Сваренную кашу разминаем толкушкой до однородной массы.

Шаг 4

Для лучшего результата можно воспользоваться блендером.

Шаг 5

Добавляем просеянную муку.

Шаг 6

Вводим опару, вторую часть теплого молока и яйца. Добавляем соль и сахар по вкусу (мы добавили 1,5 столовой ложки сахара).

Шаг 7

Тщательно перемешиваем, комочков не должно остаться.
Тесту даем подняться, постоять час.

Шаг 8

Тесто увеличиться в объеме вдвое. Осаживаем тесто, снова вымешиваем его несколько минут.

Смотрим на консистенцию теста. Тесто должно быть более густым, чем при выпекании обычных блинов. Если тесто жидкое нужно добавить еще немного муки, если слишком густое - теплое молоко.

Даем тесту еще постоять минут 30 -45, оно снова поднимется.

Шаг 9

Выпекаем колобы на умеренном огне. Сковороду предварительно смазываем куском свиного сала на вилке или сливочным маслом.
Колоб нужно переворачивать когда он пропекся, т.е не должно быть сверху сырого теста.

Фото присылать в комменты или мне в личку @etnofuturisti

#меря #мерянскаякухня
Карта мифологической картины мира «протосаамодьяковца».

Ставя точку в теме «мерясрача». «Протосаамодьяковцы», Арпад Кошут и Илья Мельников, в послании Мере, за которую они принимают собственный манямирок, изложили свою мифологическую картину мира, в рамках которой нельзя решить ни одной реально стоящей перед мерянами задачи.

Даже задачи мотивации она не решает, поскольку "кореша-мистификаторы" и "коллективный Малышев" — плохое подспорье для воскрешения из небытия нашего этноса, развития его в современном быстроменяющемся мире.

Послание, задуманное как воздействие на общественное мнение Мерянского сообщества, даст понять думающей части (и недумающей - на уровне явного СДВГ-эмоционального посыла), что никакими реальными лидерами мнений эти люди не являются.

Утрата возможности работать в общей команде = утрате лидерства.

#антропныевсячинки #меря
"Меряма как самка".

Концепция "Меряма как самка", конечно, основывается на фрейдизме и психоанализе, а последний сейчас снова становится модным (хоть и не в формах классического фрейдизма). Так что свое основание под ней есть.

Но я бы посмотрел на ситуацию немного под другим углом, более биологическим:

Меряма сейчас - это сообщество людей: мерянистов и им сочувствующих. И внутри этого сообщества есть вполне реальные биологические самки. Это сообщество в последнее время становится более популярным и востребованным. Все больше людей хотят себя с ним ассоциировать. Политически влиятельные люди и группы обращают на него свое внимание. Значит, и самок там становится все больше и больше, и ни каких-нибудь задрипанных заумных и несексуальных, как бывает в малых маргинальных сообществах, а всяких, в том числе весьма привлекательных, как бывает в больших, популярных и востребованных группах.

И за них стоит побороться.

Т.е. демарш этих (саамодьяковских) елташей - свидетельство о том, что мерянская тема стала актуальной, востребованной и популярной, а сообщество мерян - растущим и влиятельным.

За власть внутри маргинальных, малочисленных, не имеющих влияния и мало кому интересных групп молодые самцы не борются. А "Меряма как идеал" - это идеологическое прикрытие такой борьбы, дымовая завеса, чтобы скрыть и от себя самих, и от других очень биологическую ее подоплеку. И странно было бы, если бы такого случая не произошло. Отсутствие борьбы молодых самцов за власть в группе как раз бы и свидетельствовало, что группа неинтересная, непопулярная, не развивается и не привлекает в себя сексуальных самок.

Такие демарши по логике вещей должны были быть: они всегда есть там, где есть молодые самцы и самки и где группа сильная и перспективная. Кроме как у бушменов и хадза: у них общество эгалитарное, нет альфа-самцов по определению, к тому же равенство полов, а попытки кого-либо стать альфой пресекаются сначала насмешками, а если не помогает, то изгнанием из группы или даже физическим воздействием.

Что ж, еще одно доказательство, что ни меряне, ни эрзя - это не бушмены и не хадза.

Хазарский Мерянин.

#меря #секс #психология
Оржа - Грива (Горка).

Продолжаю свои топонимические изыскания. Изучая старые карты Костромской губернии обнаружил, что деревня Горки, Костромской области, Галичского района, в XIX веке называлась Оржуново. (Костомская волость, Галичский уезд.).

Топооснова названия, по-видимому, мерянская, сродни мар. оржа I 1. «грива»; 2. перен. о вещах и явлениях, похожих на гриву; II геогр. «крива», «коса», «отмель». Что соотносится с рельефом местности и русской калькой Горки.

На фото соседнее с Оржуново село Костома. Хорошо заметен высокий рельеф местности - холмистый берег реки Тебза.

#топонимия #меря #костромскаяобласть
Первые итоги нашего мерянского колобового челленджа - https://yangx.top/merjamaa_food/268. Еще есть время поучаствовать, выпекайте и присылайте ваши фотки)

Блины пшеничные, ржаные, пшенные, гречневые, ячменные! Все участники получают книгу с рецептами заволжской кухни)

#меря #мерянскаякухня
Мурома народ, в котором женщины были в почете, а мастера богаты.

Впервые племя мурома упоминается в "Повести временных лет". Но кто эти люди, как они жили, и куда ушли? О том, как археологи восстанавливают подробности жизни этого племени, населявшего Нижнюю Оку с VIII по XI век, рассказывает в программе Ольги Орловой "Гамбургский счет" Ольга Зеленцова - научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель Волжской экспедиции ИА РАН. https://www.youtube.com/watch?v=XOcllyNLQ-0

Источник: Институт археологии РАН.

#мурома #археология
Двухслойные ржаные блины с пшенной кашей.

Старинные рецепты толстых дрожжевых блинов часто содержали кашу, как например знаменитые мокшанские блины Пачат делающиеся на пшенной каше. У марийцев это традиционное блюдо тоже делается с кашей, но кашу при этом добавляют не в само тесто, а намазывают сверху блина, делая его двухслойным или трехслойным (с творогом). Такие блины называются команмелна и готовят их послойно в печи, а затем добиваются румяной корки дополнительным обжариванием.

Решили на Масленицу с семьей сделать мерянское блюдо по мотивам марийских команмелна.

1. Пшеничная мука 1.5 стакана
2. Ржаная мука 1.5 стакана
3. Молоко 1 стакан
4. 2 яйца
5. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
6. Сахар, соль по вкусу
7. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
8. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)
9. Пшенная каша

После выпекания блинов на сковороде намазали на них сверху слой каши и запекли в духовке до корочки.

#меря #мерянскаякухня
Образы мифов ветлужских и вятских мари.

Вчера в чате обсуждали Шнуй кайык. Священную птицу с старого арта, выкладываю весь цикл созданный в 2014 г.. Про каждую картину можно почитать в моем интервью почившему "Финугору" по ссылке http://merja.ru/?p=1196

Цикл был презентован в апреле 2017 года на конференции посвященной 100-летию "Марий Ушем" (1917-2017) в Кукарке (Советске) Кировской области.

#мари #ветлуга #вятка #арт