Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Покро кеце / Покров день.

Недавно у нас был Покров, родился вот такой образ Юмалан авы / Богородицы в галичском кокошнике — "наклоне" покрывающей своим платом нашу святую мерянскую реку Волгу со знаменитой калязинской колокольней.

Андрей Мерянин

#меря #мерянскийэтнофутуризм #мифология #merjamaa
In to the future through the past. Или наши сказки.

Читаю детям привезенные летом из Костромы сборники сказок и возникает много вопросов, вроде: папа, а что значит "голова с плеч", а почему баба Яга хочет зажарить и съесть Ивана, а что значит "рать побитая", а почему хотят "зарезати", а что значит "мёртвый", а почему на частоколе "мёртвые головы", а что значит "замёрзла насмерть", а почему "косточки звенят", а как это "рассекли на мелкие кусочки", а что за "мёртвая рука", а почему старуха бросила девочку в омут и что такое омут, а как это медведь "живет с девушкой как с женой"? (Сказки 5+ между прочим).

Потом начинаются игры подушками, да игрушками в "рассекания", "запекания" и "побивания вражеской рати". Хоть не читай, право. 🙃

По сравнению с современными сказочками и мультиками про машинки, бесполых куколок и пластиковых уродцев, старые великорусские сказки настоящая лесная жуть, хтонь, фарш и мифологический трэш, даже в литературной обработке и исполнении Рины Зеленой.

Подумал, некогда привычное простому деревенскому ребенку, как то: смерть старших по роду, роды дома, лесная стихия, соседи пропавшие в лесу и утопшие в болоте, закалывание скота, не говоря уже про банальное обезглавливание домашней птицы, барский оброк/продотряд/колхозный налог - совершенно неизвестно современной урбанизированной популяции. Незнакомо детям и их родителям "оторванным от земли".

Тут недавно читал, что по мнению этнолога Елены Балановской огромные мегаполисы – это, по сути, черные дыры, которые засасывают в себя русскую популяцию и бесследно её уничтожают. Не только в популяционном смысле но и в культурном. Наиболее ценную информацию о культуре, генофонде великороссов хранят лишь коренные сельские популяции исконного ареала великорусского генофонда Северо-Востока и Русского Севера.

Да, это действительно так, у нас в Заволжье люди на одной реке, озере или болоте по 600 - 800 лет сидят. В окрестностях Ростова сёлам по 1400 лет. И местные популяции там в целом устойчивы.

Трудно не согласиться, именно Север, является подлинным этнографическим заповедником нашей культуры, которая столетиями сохраняла в почти первозданном виде элементы архаичного жизненного уклада в том числе и мифологию, именно у нас произошла естественная консервация культуры и генофонда.

В качестве иллюстрации моя графика 1997 года.

Андрей Мерянин

#меря #мерянскийэтнофутуризм #мифология #merjamaa
Нёрга Юмалан-ава / Молодая Небесная-мать

В сентябрьское Полнолуние и Рождество Богородицы нарисовалось — Кострома, меря молодая, Женское начало, наш вечный Космос.

Андрей Мерянин

#меря #мерянскийэтнофутуризм #мифология #merjamaa
Улыбка Ёлса. 2021.

Увидел свежие сканы деревенских фото в FB Кати Соловьевой которые она совершенно случайно нашла в заброшенном доме в Совеге. Одна из них, с улыбающимся мужиком так зацепила, что решил нарисовать графику. Получился вот такой веселый мерянский Ёлс (Хозяин Жизни, имя которого в именовании лешего сохранила для нас костромская этнография).

Вот что пишет Катя про это место: "Совега - некогда живой, очень живой куст деревень в самом дальнем северо-западном углу области. Отсюда видны огни газопровода в Вологодской, попасть в которую можно только по охотничьим болотистым тропам, а на машине - в объезд через Солигалич, и то по зимнику. На пустых холмах еще до начала шестидесятых стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты, работали колхозные школа, интернат, детсады, столовые.

Сейчас этот анклав-изолят из 13 деревень - чистый Сайлент Хилл. Ветер хлопает пустыми ставнями заброшенных домов. По заросшей дороге летает газетный обрывок из 74-го года. Заброшены целые деревни. Какие полностью, а где горит одно окошко - будь то занявший пустой дом охотник или зажившаяся на этом свете баба Катя, разговаривающая с котом и телевизором."

Эти пленка Катя нашла в Лихотинке - полностью заброшенной деревне.

"Продралась сквозь крапиву, зашла в зияющую пустыми глазницами по-вологодски большую избу. Понятно, что отсюда давно вынесено все, представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети увидела бачок для проявки без крышки. Подумала еще, - да ладно, не может быть. Обыскала поветь - пусто, только сено и ращеные вилы-трезубец.

Пленки дожидались меня на чердаке. Размотанные, грязные, в паутине и дерьме. Посмотрела на свет - да, оно. Лошади, пионеры, застолья, ватники, треухи. Жизнь!"

Жизнь продолжается в нашей памяти и мыслях.

Андрей Мерянин

#меря #мерянскийэтнофутуризм #мифология #merjamaa
Ancestors are flying / Предки летят. 2021.

Как-то прочел у одного галериста про наших детей из поколения Z, про то, что "в связи с этим новым витком в науке - нацеленным на биологию, генетику, медицину, плюс искусственный интеллект, нейронные сети - мои дети не просто другое поколение, они будут жить в другом мире".

Они будут жить много дольше нас и иначе чем мы. Будет-ли нужен им наш опыт, наши знания и понимание, наш "накопленный багаж"? Как отобрать из всего - то, что не перестанет быть для них актуальным в глобальном мире будущего?

Четыре года назад, когда родилась дочка, укладывание на ночь старшего сына стало моей заботой. Сначала я читал книжки, а потом придумал рассказывать ему сказки. Дело происходило в начале зимы, и днем мы копали снег новенькой лопаткой. Ребенку очень нравился этот процесс. И вот в один из вечеров у меня родился сказочный персонаж - Копай, дед с лопатой раскапывающий снег.

Очень быстро он из работника коммунальных служб превратился в дедушку Копая, жителя деревни Шунга, находящейся в 10 км от Костромы. Прошло несколько лет. Теперь у нас есть своя собственная мифология, где есть Копай и его соседи, пасека в лесу, гусеничный вездеход, полеты над Волгой на АН-2, прогулки из Самети до Сковородки на велосипедах и многое другое.

Спустя несколько лет после появления этого персонажа, читая "Словарь марийских личных имен" С.Я. Черных, я узнал, что есть такое древнемарийское имя — Копай. Этот факт меня не удивил.

Когда существенная часть твоей жизни это культурная археология все начинает складываться, сплетаться, решаться по мимо твоей воли, по промыслу Юмала. Или предначертанию предков.

Что ждет нас в будущем? Что станет со страной, с нынешней системой? Где мы будем, в каких городах, на каких континентах? Будет ли волновать наших детей проблемы "русского мира" — а с ним и русской классической литературы? Русская мысль? Проблемы духовности?

Гельман писал: "они (дети) будут сами богами, создавать новые виды животных, менять по желанию свое тело. Мораль у них тоже будет не человеческая, а божественная."

Но ребенку пригодятся папины сказки про Копая из Шунги, светлую Волгу и зеленые леса в которых давным-давно жили наши предки меря — они так и останутся частью детства. Солнечными бликами в осеннем лесу, узором наличника прадедовской избы в которую так хочется вернуться, что бы глянуть на свое отражение в старом зеркале.

Старый дом у Волги - так и останется домом у Волги. Рядом с сказочной мерянской тайгой. Точка сборки из папиной сказки. Которая не даст потеряться в быстро меняющемся мире...

Андрей Мерянин.

#предки #мифология #меря #мерянскийэтнофутуризм #merjamaa
Сила Медведя. 2021.

Почитание медведя у финно-угров восходит к прауральской эпохе. Согласно мифам, священный Медведь был спущен с неба на землю (таков, например, Консыг-Ойка или «Когтистый старик» у обских угров).
В одной из могил средневековых марийцев, ближайших родственников мери (Нармонский могильник) была найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе.

В Ярославском Поволжье, там, где начиналось знаменитое восстание мерянских волхвов, археологами был изучен уникальный погребальный обряд.

В больших группах ярославских курганов IX − XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой, найдены многочисленные глиняные амулеты − кольца и имитации медвежьих лап.

В 1970 г. археологи нашли в погребении одного из ярославских мерянских курганов остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них − девочкой − и обнаружена эта уникальная находка. Археологи предположили, что перед нами − древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.

От браков со священными животными рождались богатыри-первопредки, онары и паны.

Интересно, что мотив сожительства девушки-женщины и медведя крайне распространен на территории русского Севера и Поволжья, он широко представлен в сказках и фольклоре.

В Верхнем Поволжье сохранились пережитки этого мотива: ряженые в медвежьи маски и одетые в вывороченные наизнанку тулупы на свадьбах валили на пол девушек, мазали их сажей, а сама невеста официально именовалась «медведицей».

В структуре ритуалов жизненного цикла на территории Севера и Волги феномен ряженья медведем практиковался в свадебном обряде почти повсеместно. Ряженые останавливали свадебный поезд по дороге от венца и требовали выкуп; на второй день свадьбы будили молодых, вымазывали сажей всех участников свадебного стола.

Нужно добавить, что мерянская девочка не случайно была обручена с медведем после смерти: умершие до замужества, не избывшие свой жизненный срок, считались особенно опасными после смерти, так как становились злыми духами. Чтобы нейтрализовать опасность − возвращение умершей в мир живых − девочке подобрали подходящего лесного «жениха».

Андрей Мерянин

#культмедведя #мифология #финноугры #меря #мерянскийэтнофутуризм #merjamaa
Night on Kubenskoye lake / Ночь на Кубенском озере. 2021.

Вдохновило фото Татьяны Лужинской. В итоге получилось нечто мистическо-северное, вологодско-чудское, с звездным небом, Большой Медведицей, древними письменами коми-анбура, и загадочной девушкой камлающей над озерной гладью.

Андрей Мерянин.
Фото: Лена Белкина
Использовано с разрешения Татьяна Лужинская.

#мифология #меря #мерянскийэтнофутуризм #merjamaa
Икотка - тайна чудского севера. 2013.

Откуда появляется икотка?  Есть такая старая как мир колдовская финно-угорская техника. Выращивают «сущность» на остатках пищи или определенном виде еды, с использовпнием особого вида плесени. Затем икотку через пищу, чаще всего домашнее пиво или квас, насылают на жертву.

Икота традиционно описывается в северной этнографической литературе как вид порчи, насылаемой колдунами. При этом некоторые исследователи связывают появление икоты у женщин с влиянием тяжелых семейно-бытовых условий. При этом икотка выполняет своеобразные посреднические задачи.

Например, «говорливая икотка» пророчествует и сообщает ту информацию или особое знание, которое в силу ряда причин не решается или не может высказать сама носительница.

Считается также, что причина икотки – в особенностях мировоззрения финно-угорских народов или пост-финно-угорских русских этнографических групп. И действительно, симптомы икотки распространены на огромной территории. Еще в начале 20 века икали целыми деревнями — в Карелии, в Мурманской и Архангельской областях, республике Коми, в Пермском крае, в Мордовии и на Верхней Волге. Вы заметили, что икотка любит земли, где издревле жили финно-угорские народы?

Андрей Мерянин

#меря #мерянскийэтнофутуризм #икотка #икота #ведьма #merjamaa
Городской шаман. 2013.

В свете неона, реве машин, в потоках дождя, низвергавшихся с небес, посреди небоскребов, огромных, как горы, стоял кам Ольма во всем своем могуществе. Он глубоко погрузил своё волшебное умдо (копьё) в пучину Маа, сквозь туннели метро, сети кабелей, реки загнанные под землю… И тянул его, пока с ревом, подобным тысяче самолетов, не поднялась со дна Изначальная земля. И это было первым славным деянием новой эпохи. Так людям была дарована родная земля, дабы они заново познали её и возделали.

«Городской шаман», потому что все мы учимся искусству «городского» шамана — обращаясь к глубинным пластам наследия нашего народа и своей изначальной родины. Хотя шаманство у многих прочно ассоциируется с миром примитивных племен и дикой природы, его применение в условиях мегаполисов естественно и необходимо.
Во-первых, шаман — это прежде всего целитель Души, вне зависимости от культуры и среды.

Во-вторых, в наше время большая часть населения живет в городских условиях. Традиционная деревня фактически умерла, пригороды и поселки входят в крупные городские агломерации, и именно городские жители в первую очередь нуждаются в помощи целителя и волшебника.
Природа шаманства такова, что, если вы исцеляете других, вы исцеляетесь сами, и если вы преображаете страну, вы преображаетесь сами.
Только связь с Духами родной земли и собственными Предками дает силы для жизни в мегаполисе.

Андрей Мерянин.

#меря #мерянскийэтнофутуризм #шаман #merjamaa
Колом-ава / Хозяйка кладбища. 2021.

Встретил у Дмитрия Карабельникова интересный пример архаичного мордовского похоронного причета духу — хозяйке кладбища Калмазыр-аве, и подумал, учитывая культурно-языковую близость клязьменской мери и древних эрзян в Поочье можно предположить, что в мерянской мифологии вполне могла быть подобная "мать". Тем более, что почитание "матерей" было свойственно всем нашим народам, от ливов, до эрзян и мари.

Получился вот такой образ мерянской Колом-авы — Матери кладбища и мерянский похоронный причет.

Держательница всех могил,
Хозяйка кладбища, милая,
Хозяйка кладбища-матушка,
Покойники, мой род-племя,
Встречайте родную бабку мою,
Примите бабушку-старшую,
Не пугайте любимую бабоньку,
Не обижайте свой род-племя,
Положите бабоньку на место,
Возьмите к себе в жизнь вечную.

Колом — мерянск. "грунтовая яма", "могила", сродн. калмо (эрз)., калма (мокш.), коломище — древ.рус. "кладбище".

Информация из черновика работы: Д.В. Карабельников. Духи-хранители кладбищ у мордвы.

Андрей Мерянин.

#мерянскийэтнофутуризм #кладбище #merjamaa
Kokoshnik - Meryan space. Кокошник – Мерянский космос. 2016.

Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» — курица, «кокош» — петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» — родная сестра матери.

Курица была у финских народов особо почитаемой птицей за её плодовитость, и такая ассоциативная привязка должна была способствовать выполнению женщиной в обществе её главной, репродуктивной роли.

В языческой обрядовой практике девушку-невесту представляли как «утицу», «лебедь белую», что вполне объяснимо: невеста входила в дом жениха представительницей чужого рода. Она являлась из иного, потенциально опасного мира. Но первая брачная ночь приобщала её уже к мифологическому пространству того общества, к которому принадлежал её жених. Статус менялся, и молодая превращалась из «утицы» в «курицу», представительницу нового для неё рода и его продолжательницу . На голове она теперь несла кокошник, символ плодородия.

Выглядели они так же как поздние русские кокошники 18-19 века. Например в окрестностях Плёса такой кокошник был найден среди остатков костюма 7 века на Алабужском городище. Благодаря металлическим деталям удалось проследить наличие кокошников и в материалах средневекового времени, например на Вологодчине.

Приобщив к вышеуказанным археологическим материалам этнографические сведения, мы представим мерянский кокошник как конструкцию на жёсткой основе (береста, луб), обтянутый тканьем. Убор был лопатообразной формы, как в более позднее время – кокошник владимирско-нижегородского типа, с опускающимися книзу кончами. Вышитый на ткани орнамент состоял из знаков плодородия и солярных символов.

Ещё большее сходство с образом куриной головы придавали в мерянском костюме особые привески, известные у современных поволжских финнов под названием «кудрят».
Таким кудряшками служили подвешенные к кокошнику птичьи перья или заменяющая их бахрома из нитей, а так же металлические привески.

Исследовательница древнерусского костюма М.А. Сабурова отметила подобное и в курганных захоронениях финского Севера: «спрятанные под головной убор волосы как бы заменяли локоны, образованные из шерстяных нитей.» Так же она говорит о том, что к шерстяным нитям составлявшем бахрому крепились кольца. Такие кольца нередко находят в курганах Верхней Волги. Напрмиер Ф.Д. Нефёдов несколько раз обнаруживал такие мелкие колечки, прикреплённые по 12-15 штук в ряд к краю головного убора и обрамляющие лоб женщины от виска до виска.

Претерпев некоторые изменения, рассматриваемый элемент головного убора женщины сохранился в русском костюме вплоть до 20 го века. Роль «кудряшек» теперь стали выполнять короткие снитки бус или жемчуга.

Андрей Мерянин.

#меря #мерянскийэтнофутуризм #кокошник #merjamaa
Стрим с мерянским этнофутуристом

Сегодня 30 октября на канале Пантеон пройдёт стрим с художником-этнофутуристом Валентином Константиновым.

Эфир начнётся в 18:00 по Москве. На этом стриме мы поговорим о традиции мерян, этнофутуризме в искусстве и творчестве Валентина Константинова. Во время эфира мы будем отвечать на ваши вопросы!

Ведущие: Владимир Хтоний, Morgoth.

Ссылка на стрим: https://www.youtube.com/watch?v=oEJagnpzTPI

@pantheon_tg
Пуч йук / Зов рожка. Внемли мери гласу снова. 2021.

В ленте встретил цитату Василия Витальевича Шульгина: "А. Чигирин не имеет права упрекать Чудь, Мерю, Весю, Мордву и Черемисов — словом, все пятнадцать народов финско-уральской расы, что они называют себя русскими. Хотят и называют! Называют совершенно с тем же правом, как истинно-русский А. Чигирин называет себя почему-то украинцем."

(В.В. Шульгин. Украинствующие и мы. Белград, 1939)

Забавно, что "хохлосрач" (с) всегда заставлял и заставляет проговариваться самых твердокаменных. Даже Василий Витальевич — и тот в праведном гневе на неблагодарных украинцев вдруг готов признать самостоятельное бытие мери наравне с украинцами, мордвою и марийцами  — но только в рамках русского суперэтноса. Ну собственно говоря мы не против, ведь именно на основе мери, в сочетании с балтославянской составляющей (кривичи и словене), в Северо-Восточной земле возникло ядро великорусской популяции... )

Андрей Мерянин.

#меря #плещеевозеро #андреймерянин #этнофутуризм
“Чудские были” Kirpiklass/Eschato Logic - (Split) (2021)

Вышел релиз с моим дизайном на основе рисунка камрада Антона Кирпикласа. В типографике использован коми-анбур.

Монотонно и устало скрипит почерневшее от времени колесо покинутой водяной мельницы, приводимое в движение течением небольшой и сонной таежной речушки.
Замшелые кочки то там, то здесь вспыхивают крошечными зарницами светлячков, а притаившаяся в камышах выпь вторит скрипу колеса, как будто насмехаясь над работой старого водяного-вакуля, устало вращающего жернова, между которыми уже много лет не было ни единого зернышка.
Лешак-ворса в свете молодого месяца медленно бредет, задевая верхушки елей, оглядывая свои владения.
В огромной землянке, размером с добрый овраг, при свете сальных свечей, бряцает золотыми и серебряными сокровищами великан Яг-Морт, обдумывая набег на стоянку новых людей, поставивших жилища на краю леса...

Послушать можно здесь https://vk.com/wall-109327507_1599

#чудь #этнофутуризм #музыка
Great Mother and Sun Horses. Великая Мать и Солнечные кони.

Культура народа меря, проживавшего на территории Волго-Окского междуречья и Костромского Заволжья, повлияла на формирование великорусской культуры, и в том числе культуры локальной, сосредоточенной на данных территориях.

Религиозные представления меря опирались на языческие мифологемы финноугорского мира. В культуре меря присутствуют стойкие тотемические представления: встречаются зооморфные фигурки – обереги, зооморфные изображения и символы (конь, водоплавающие птицы, змея, медведь).

Остановимся на культе коня, который вырос из культа лося-оленя. Он опирается на мифологические представления о небесной лосихе, наиболее древнем персонаже финно-угорской мифологии. В нашей мифологии конь – это священное животное солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.

По археологическим материалам, оформление культа коня у финских племен относится к более позднему времени, чем других анималистических культов. Конские фигурки найдены во многих могильниках первой половины I тыс. н. э.: Воробьевском, Айшинском, Вичмарском, Атамановы кости. Культ коня возник в эпоху производящего хозяйства, когда возросло хозяйственное значение коневодства у скотоводческо-земледельческих племен лесной зоны.

В эпоху раннего железного века в Волго-Окском междуречье, на Средней Оке, в Верхнем Поволжье и Прикамье конь в составе стада занимал уже ведущее место. С появлением и развитием пашенного земледелия роль коня не уменьшилась, а возросла. Конь занял важное место в космогонических представлениях скотоводов и земледельцев.
Не случайно, в металлической пластике Поволжья изображения коня к концу I тыс. н.э. начинают доминировать, оттесняя птицевидные подвески на второй план.

В курганах Красносельского района Костромской обл., в том числе Дурасовского городища, расположенных на территории поселения мери, в ходе раскопок, проведенных Ф.Д.Нефедовым в 1899 г., обнаружены изготовленные из бронзы и серебра в технике литья фигурки с изображением коня: шумящая подвеска в виде коня с гривой – на колечках подвешены копыта с геометрическим орнаментом; плоская подвеска в виде коня с отверстиями для подвешивания; плоская подвеска в виде двуглавого коня (кони смотрят в разные стороны). Парные конские фигурки позднее встречаются на конских гребнях. В Костромской области на деревянных ковшах изображается композиция из парных конских головок, стилистически напоминающих металлические изображения. Эта композиция воспроизводится и на орнаменте вышивок на женских рубахах Ветлужских мари, культура которых особенно близка культуре соседней мери. Археологом П.Н.Травкиным описывается гребень с изображением небесных коней. Это гребень с мерянского Микшинского селища близ г.Иваново. А также приводится пример символа Верхнего мира, изображавшего фигуру коня-оленя на плесских пряслицах. По его мнению, конь, лось, олень в раннесредневековых малых городах уже не разделялись, как в предшествующих финских поселениях.

В коллекции изделий из кости Унорожского городища в г. Галиче представлены односторонние цельные гребни с фигурными спинками, украшенными парными конскими головками. Бытование сходных по оформлению изделий отмечено в материалах X–XI вв. мери, мари, мордвы и удмуртов.

Культ коня отражен в свадебных полотенцах, головных уборах – сороках, в вышивке сарафанов Севера. Например, на свадебном полотенце 1898 г. из д. Давыдково Прямухинской волости Н.Т.Фомина изобразила двух коней, обращенных друг к другу. На сороке второй пол. XIX в. из с. Остолопово Кесемской вол. изображены стилизованные двуглавые кони. Культ коня отражен в легендах о кладах, записанных в Костромской обл. По народным поверьям Галичского, Нерехтского, Межевского р-в, «если кладу время вышло, то на счастливого выходит в виде коня» (из анкеты Костромского научного общества по изучению местного края. Рукописный архив Костромского музея).

Источник: Рябининские чтения – 2011. Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. Шарабарина С. Г.

Арт: Андрей Мерянин

#чудь #меря #мерянскийэтнофутуризм #язычество