ФИННО-УГОРСКИЕ "ВЕРШКИ И КОРЕШКИ".
Всё больше пытливых людей занимаются "практической реконструкцией" - полной имитацией каких-то технологией и процессов прошлого. Один московский энтузиаст в 2005 году имитировал подсечное земледелие автохтонов Восточно-европейской (Русской) равнины - финно-угров и балтов, - в Московской области. Сейчас много идёт разговоров, что подсечно-огневое земледелие очень трудозатратно. Например, 1 га леса - это 300-600 деревьев. На семью необходимо хотя бы 2,5 га пашни (если потреблять зерно только самому и не использовать его в межплеменной торговле). С торговлей уже нужно 4 га. Т.е. даже без дани требуется срубить минимум 1000 деревьев. Топорами из железа того времени. Потом всё сжечь. Невыгоревшие пни - выкорчевать, также как и крупные корни. Пашня родит четыре года. Потом расчищай новый участок. В общем, каждый может попробовать, сколько сил на это уйдёт, и калорий - больше, чем получишь калорий от зерна.
На основе такой кабинетной реконструкции часть историков приходит к выводу: автохтоны финно-угры и балты не занимались хлебопашеством, а были охотниками и собирателями. Лес иногда тоже расчищали, но только хвойный - жгли его.
А вот, пытливый человек в Подмосковье доказал, что предки великороссов - меря, мурома, галинды, рязано-окцы, дьяковцы в местности Волго-Окского междуречья вполне обходились без подсеки и выжигания лесов. И без больших трудозатрат. И без использования большого числа железных инструментов.
Подробнее на Merjamaa - http://www.merjamaa.ru/news/finno_ugorskie_vershki_i_koreshki/2018-03-16-1348
#раннийжелезныйвек #меря #мерянскаякухня #финноугры #meryafood #merjamaa
Всё больше пытливых людей занимаются "практической реконструкцией" - полной имитацией каких-то технологией и процессов прошлого. Один московский энтузиаст в 2005 году имитировал подсечное земледелие автохтонов Восточно-европейской (Русской) равнины - финно-угров и балтов, - в Московской области. Сейчас много идёт разговоров, что подсечно-огневое земледелие очень трудозатратно. Например, 1 га леса - это 300-600 деревьев. На семью необходимо хотя бы 2,5 га пашни (если потреблять зерно только самому и не использовать его в межплеменной торговле). С торговлей уже нужно 4 га. Т.е. даже без дани требуется срубить минимум 1000 деревьев. Топорами из железа того времени. Потом всё сжечь. Невыгоревшие пни - выкорчевать, также как и крупные корни. Пашня родит четыре года. Потом расчищай новый участок. В общем, каждый может попробовать, сколько сил на это уйдёт, и калорий - больше, чем получишь калорий от зерна.
На основе такой кабинетной реконструкции часть историков приходит к выводу: автохтоны финно-угры и балты не занимались хлебопашеством, а были охотниками и собирателями. Лес иногда тоже расчищали, но только хвойный - жгли его.
А вот, пытливый человек в Подмосковье доказал, что предки великороссов - меря, мурома, галинды, рязано-окцы, дьяковцы в местности Волго-Окского междуречья вполне обходились без подсеки и выжигания лесов. И без больших трудозатрат. И без использования большого числа железных инструментов.
Подробнее на Merjamaa - http://www.merjamaa.ru/news/finno_ugorskie_vershki_i_koreshki/2018-03-16-1348
#раннийжелезныйвек #меря #мерянскаякухня #финноугры #meryafood #merjamaa
КОСТРОМСКИЕ КОЛОБАШКИ
Уважаемая Надежда Каменская из ярославского КИР "Северная сага" поделилась своим опытом приготовления костромских колобашек из ячменной муки. У клубов КИР Северная Сага и КИР Сouture de Paris было мероприятие "2 пира" и Надежда решила на десерт приготовить колобашки в качестве элемента финно-угорской, мерянской кухни.
Колобашки всем очень понравились Особенно гостям из Москвы.
#мерянскаякухня #ярославль #колобашки #меря #merjamaa
Уважаемая Надежда Каменская из ярославского КИР "Северная сага" поделилась своим опытом приготовления костромских колобашек из ячменной муки. У клубов КИР Северная Сага и КИР Сouture de Paris было мероприятие "2 пира" и Надежда решила на десерт приготовить колобашки в качестве элемента финно-угорской, мерянской кухни.
Колобашки всем очень понравились Особенно гостям из Москвы.
#мерянскаякухня #ярославль #колобашки #меря #merjamaa
ПЕЧЕНГА VS МЕРЕНГА
Занимаясь субстратной топонимикой Костромской области не забываю про мерянскую кухню.
Помнится по Костроме стояли торговые палатки на колесах с надписью "Меренга", принадлежжащие костромской кондитерской фабрике с аналогичным названием. Меренги — (фр. meringues — взбитые сливки) такие печеньки, напоминающее по составу пирожное безе и приготавливаемые без муки: из белков и сахара, с использованием в качестве начинки-прослойки взбитых сливок или варенья.
Так о чем я, собственно. В поисках этимологии гидронима Печенга случайно нашел марийское диалектное слово печеҥга
обозначающее "пареную брюкву". С гидронимом понятное дело никакой связи. Но в брендинге мерянской кухни пригодится.
Тем боле что пареную брюкву в нашей костромской кухне всегда любили.
Рецепт для пытливых:
Очищенную брюкву промывают и кладут в глиняный или чугунный горшок с небольшим количеством жидкости, слегка солят, закрывают крышкой и ставят на 2–3 часа в печь или духовку. Подают в глиняных горшочках целиком или разрезанной пополам в холодном виде. На порцию (в г): брюква 501 (390), вода 25. Выход 300 г.
Черная костромская соль по-вкусу!
Андрей Мерянин.
#мерянскаякухня #кострома #паренаябрюква
Занимаясь субстратной топонимикой Костромской области не забываю про мерянскую кухню.
Помнится по Костроме стояли торговые палатки на колесах с надписью "Меренга", принадлежжащие костромской кондитерской фабрике с аналогичным названием. Меренги — (фр. meringues — взбитые сливки) такие печеньки, напоминающее по составу пирожное безе и приготавливаемые без муки: из белков и сахара, с использованием в качестве начинки-прослойки взбитых сливок или варенья.
Так о чем я, собственно. В поисках этимологии гидронима Печенга случайно нашел марийское диалектное слово печеҥга
обозначающее "пареную брюкву". С гидронимом понятное дело никакой связи. Но в брендинге мерянской кухни пригодится.
Тем боле что пареную брюкву в нашей костромской кухне всегда любили.
Рецепт для пытливых:
Очищенную брюкву промывают и кладут в глиняный или чугунный горшок с небольшим количеством жидкости, слегка солят, закрывают крышкой и ставят на 2–3 часа в печь или духовку. Подают в глиняных горшочках целиком или разрезанной пополам в холодном виде. На порцию (в г): брюква 501 (390), вода 25. Выход 300 г.
Черная костромская соль по-вкусу!
Андрей Мерянин.
#мерянскаякухня #кострома #паренаябрюква
ПУГО-ЕНКУЗО / КОСА-ГОРБУША
Зерновые культуры в Северном Поволжье и Севере традиционно косили косами-горбушами. Коса-горбуша - особый тип косы, который был наиболее востребован среди населения на лесных пространствах Севера начиная со средневековья. На юге ее не знали, что подтверждает технологическую дихотомию Север-Юг.
Горбушей косят в две стороны, так, чтобы переворачивать рукоять на лету. Делали горбушу под человека: под его рост и руку. Горбуши были мужские, женские и даже детские.
Горбуша так косит траву и злаковые, что они складываются равномерным слоем и нет необходимости их разбивать для просушки.
Из-за особенности использования горбуша позволяет аккуратно выкосить вокруг кочек, деревьев, а также по склонам оврагов что немаловажно в условиях лесного хозяйствования (лесные и луговые покосы, поля на кулигах-выжженных полянах в лесу).
Коса–горбуша является древнейшим сенокосным орудием, коса–стойка появилась значительно позже – например, в центральной Московии, по мнению археологов, она начала вытеснять горбушу только начиная с XV в. Север стал своеобразным заповедником косы–горбуши. Если в Центральной России о ней давно уже нет никакого воспоминания, то, например, в Заонежье она преобладала вплоть до 1950–х гг.
На землях современной центральной и северной России появилась она в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека, общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в Днепро-двинской и Дьяковской культур. Формы ножей древних серпов и древних горбуш очень похожи, и орудия между собой различаются только размерами и весом.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским. По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный. Клинки северных горбуш относительно - уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
Теперь попробуем реконструировать слово - коса, коса-горбуша в мерянском.
сӓ - коса в горн.марийском
сава - коса в луг.марийском
ҫава - коса в чувашском
Трудно сказать является ли сава/сӓ в марийском чувашским заимствованием или наоборот. Так же как и термин серп:
сарла, сорла - серп в марийском
сюрло - серп в удмуртском
sarló - серп в венгерском
ҫурла - в чувашском
Вполне возможно серп в этих языках имеет уральское происхождение, поскольку в тюркских языках оно происходит от корня -ор, -ур:
орақ - казахский
ураҡ - башкирский
урак - татарский
o'roq - узбекский
orak - турецкий
Перейдем к слову нож:
кеши - нож в хантыйском
кес - нож в венгерском
кӹзӹ - нож в горно.марийском
кӱзӧ - нож в луг.марийском
кӱзӱ, кӱзӧ - нож в сев.зап.марийском
козма, кузо, кус - в жгонском языке костромичей.
Слово серп в этих языках имеет явное древнеуральское происхождение. По этому вполне возможно реконструировать нашу косу-горбушу через волго-пермский термин "нож": енкузо - коса (большой нож), коса-горбуша - пуго-енкузо.
#косагорбуша #север #средневековье #меря #московия
Зерновые культуры в Северном Поволжье и Севере традиционно косили косами-горбушами. Коса-горбуша - особый тип косы, который был наиболее востребован среди населения на лесных пространствах Севера начиная со средневековья. На юге ее не знали, что подтверждает технологическую дихотомию Север-Юг.
Горбушей косят в две стороны, так, чтобы переворачивать рукоять на лету. Делали горбушу под человека: под его рост и руку. Горбуши были мужские, женские и даже детские.
Горбуша так косит траву и злаковые, что они складываются равномерным слоем и нет необходимости их разбивать для просушки.
Из-за особенности использования горбуша позволяет аккуратно выкосить вокруг кочек, деревьев, а также по склонам оврагов что немаловажно в условиях лесного хозяйствования (лесные и луговые покосы, поля на кулигах-выжженных полянах в лесу).
Коса–горбуша является древнейшим сенокосным орудием, коса–стойка появилась значительно позже – например, в центральной Московии, по мнению археологов, она начала вытеснять горбушу только начиная с XV в. Север стал своеобразным заповедником косы–горбуши. Если в Центральной России о ней давно уже нет никакого воспоминания, то, например, в Заонежье она преобладала вплоть до 1950–х гг.
На землях современной центральной и северной России появилась она в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека, общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в Днепро-двинской и Дьяковской культур. Формы ножей древних серпов и древних горбуш очень похожи, и орудия между собой различаются только размерами и весом.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским. По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный. Клинки северных горбуш относительно - уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
Теперь попробуем реконструировать слово - коса, коса-горбуша в мерянском.
сӓ - коса в горн.марийском
сава - коса в луг.марийском
ҫава - коса в чувашском
Трудно сказать является ли сава/сӓ в марийском чувашским заимствованием или наоборот. Так же как и термин серп:
сарла, сорла - серп в марийском
сюрло - серп в удмуртском
sarló - серп в венгерском
ҫурла - в чувашском
Вполне возможно серп в этих языках имеет уральское происхождение, поскольку в тюркских языках оно происходит от корня -ор, -ур:
орақ - казахский
ураҡ - башкирский
урак - татарский
o'roq - узбекский
orak - турецкий
Перейдем к слову нож:
кеши - нож в хантыйском
кес - нож в венгерском
кӹзӹ - нож в горно.марийском
кӱзӧ - нож в луг.марийском
кӱзӱ, кӱзӧ - нож в сев.зап.марийском
козма, кузо, кус - в жгонском языке костромичей.
Слово серп в этих языках имеет явное древнеуральское происхождение. По этому вполне возможно реконструировать нашу косу-горбушу через волго-пермский термин "нож": енкузо - коса (большой нож), коса-горбуша - пуго-енкузо.
#косагорбуша #север #средневековье #меря #московия
МОР РУЖА ЯРЫШ / РЖАНАЯ КАША С КЛУБНИКОЙ
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления ржаной каши следует взять 50 г ржаной крупы или хлопьев, пол-литра молока, 1 ст.л. сахара, 0,5 ст.л. соли, сливочное масло.
Как готовить: наливаем в кастрюлю молоко, доводим до кипения. Далее снижаем огонь и осторожно всыпаем, постоянно помешивая, ржаную крупу. В течение 10 минут варим, также все время помешивая. Добавляем соль и сахар. После снимаем кастрюлю с огня. Добавляем масло, перемешиваем, кастрюлю накрываем полотенцем и оставляем кашу в течение 10-15 минут в покое. Перед подачей на стол добавить клубнику (или полевую/лесную землянику) и мёд.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #ржанаякаша #клубника #merjamaa
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления ржаной каши следует взять 50 г ржаной крупы или хлопьев, пол-литра молока, 1 ст.л. сахара, 0,5 ст.л. соли, сливочное масло.
Как готовить: наливаем в кастрюлю молоко, доводим до кипения. Далее снижаем огонь и осторожно всыпаем, постоянно помешивая, ржаную крупу. В течение 10 минут варим, также все время помешивая. Добавляем соль и сахар. После снимаем кастрюлю с огня. Добавляем масло, перемешиваем, кастрюлю накрываем полотенцем и оставляем кашу в течение 10-15 минут в покое. Перед подачей на стол добавить клубнику (или полевую/лесную землянику) и мёд.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #ржанаякаша #клубника #merjamaa
ЧУХЛОМСКИЕ КАРАСИ. ИЛИ "ЧУХЛОМА КОЛЯН ЛЕМ".
Кому как, а по мне Чухлома - в первую очередь караси. Не те, которых полно в каждом ярославском пруде, хотя и они вкусны и в сметане, и в яичнице, и поджаренные с водой, с луком, на постном масле,- а караси "царские", чухломские.
Золотой карась имеет большой ареал обитания, но чухломский — уникальный. Знаток в области рыбалки Леонид Сабанеев писал, что в озере вылавливались экземпляры по 10-12 фунтов. Это более четырех килограммов. Леониду Павловичу можно верить, так как свой труд он писал более 150 лет назад. Чухломский же золотой карась известен ни одно столетие.
Его главное отличие и уникальность состояли не только в весе, самым важным в нем был вкус. Ценителям карася известно, что вкус зависит от места обитания рыбы, от климатических условий, чистоты и полноводности водоема.
Чухломское озеро кормило людей еще с древних времен. Какие секреты оно хранит, неизвестно по сию пору, но караси в нем всегда водились завидные. Они были менее костлявы, чем их собратья из других прудов и озер, да и мякоть с легкостью отделялась. Берешь приготовленного карася в руки, и его белое нежное мясо, отделившись без малейшего труда от костей, так и просится в рот. Недаром у местных жителей множество рецептов приготовления этой рыбы. Карасей ни одно столетие везли в Москву и Питер, так как торговля рыбой была важной статьей в экономике города.
На царский двор поставляли золотого карася из Чухломы в свежем виде в специальных прорезных стругах. Живую рыбу спускали в пруды «про царский и боярский обиход». Сохранился уникальный документ – меню брачного пира царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной в январе 1671 года. На голодный желудок его лучше не читать, но среди таких блюд, как «порося жаркое, куря в колье с лимоном, куря в щах богатых, гусь жареный» значится и «блюдо карасей с бараниной».
Рецепт рыбной похлебки/ухи:
В Чухломском районе Костромской области главное горячее блюдо — уха из чухломского карася. Он со сладковатым вкусом, но без запаха тины. Правда, старожилы говорят, для вкусной ухи нужно добавить и другой рыбы — леща, щучки, например. Тогда это «рыбное» ассорти дает невероятно вкусный бульон. А сам рецепт прост: в подсоленную воду положить перец горошком, лавровый лист и чухломского «золотого» карася. Когда рыба будет готова — вынуть и разобрать от костей. В это время в бульон положить крупно нарезанную морковь, картофель и луковицу целиком. Затем добавить в бульон разобранную рыбу. Луковица достается и разминается, после чего «уходит» в уху. В конце варки добавить 100 гр. водки. Подавать уху следует горячей с рубленой зеленью.
Суп, похлебка, бульон в мерянском можно реконструировать из древнепермского:
лым - бульон в удмуртском
лем - бульон, похлебка в луг.марийском
лим - бульон в горн.марийском
liemi - бульон в финском
liemi бульон в карельском
Колян лем - рыбная похлебка.
Андрей Мерянин.
#чудскоеозеро #чудь #чухлома #копченыйкарась #костромскаяобласть #merjamaa
Кому как, а по мне Чухлома - в первую очередь караси. Не те, которых полно в каждом ярославском пруде, хотя и они вкусны и в сметане, и в яичнице, и поджаренные с водой, с луком, на постном масле,- а караси "царские", чухломские.
Золотой карась имеет большой ареал обитания, но чухломский — уникальный. Знаток в области рыбалки Леонид Сабанеев писал, что в озере вылавливались экземпляры по 10-12 фунтов. Это более четырех килограммов. Леониду Павловичу можно верить, так как свой труд он писал более 150 лет назад. Чухломский же золотой карась известен ни одно столетие.
Его главное отличие и уникальность состояли не только в весе, самым важным в нем был вкус. Ценителям карася известно, что вкус зависит от места обитания рыбы, от климатических условий, чистоты и полноводности водоема.
Чухломское озеро кормило людей еще с древних времен. Какие секреты оно хранит, неизвестно по сию пору, но караси в нем всегда водились завидные. Они были менее костлявы, чем их собратья из других прудов и озер, да и мякоть с легкостью отделялась. Берешь приготовленного карася в руки, и его белое нежное мясо, отделившись без малейшего труда от костей, так и просится в рот. Недаром у местных жителей множество рецептов приготовления этой рыбы. Карасей ни одно столетие везли в Москву и Питер, так как торговля рыбой была важной статьей в экономике города.
На царский двор поставляли золотого карася из Чухломы в свежем виде в специальных прорезных стругах. Живую рыбу спускали в пруды «про царский и боярский обиход». Сохранился уникальный документ – меню брачного пира царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной в январе 1671 года. На голодный желудок его лучше не читать, но среди таких блюд, как «порося жаркое, куря в колье с лимоном, куря в щах богатых, гусь жареный» значится и «блюдо карасей с бараниной».
Рецепт рыбной похлебки/ухи:
В Чухломском районе Костромской области главное горячее блюдо — уха из чухломского карася. Он со сладковатым вкусом, но без запаха тины. Правда, старожилы говорят, для вкусной ухи нужно добавить и другой рыбы — леща, щучки, например. Тогда это «рыбное» ассорти дает невероятно вкусный бульон. А сам рецепт прост: в подсоленную воду положить перец горошком, лавровый лист и чухломского «золотого» карася. Когда рыба будет готова — вынуть и разобрать от костей. В это время в бульон положить крупно нарезанную морковь, картофель и луковицу целиком. Затем добавить в бульон разобранную рыбу. Луковица достается и разминается, после чего «уходит» в уху. В конце варки добавить 100 гр. водки. Подавать уху следует горячей с рубленой зеленью.
Суп, похлебка, бульон в мерянском можно реконструировать из древнепермского:
лым - бульон в удмуртском
лем - бульон, похлебка в луг.марийском
лим - бульон в горн.марийском
liemi - бульон в финском
liemi бульон в карельском
Колян лем - рыбная похлебка.
Андрей Мерянин.
#чудскоеозеро #чудь #чухлома #копченыйкарась #костромскаяобласть #merjamaa
МОРМАРЯ РУЖА ЯРЫШ / РЖАНАЯ КАША С КЛУБНИКОЙ
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления ржаной каши следует взять 50 г ржаной крупы или хлопьев, пол-литра молока, 1 ст.л. сахара, 0,5 ст.л. соли, сливочное масло.
Как готовить: наливаем в кастрюлю молоко, доводим до кипения. Далее снижаем огонь и осторожно всыпаем, постоянно помешивая, ржаную крупу. В течение 10 минут варим, также все время помешивая. Добавляем соль и сахар. После снимаем кастрюлю с огня. Добавляем масло, перемешиваем, кастрюлю накрываем полотенцем и оставляем кашу в течение 10-15 минут в покое. Перед подачей на стол добавить клубнику (или полевую/лесную землянику) и мёд.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #ржанаякаша #клубника #merjamaa
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления ржаной каши следует взять 50 г ржаной крупы или хлопьев, пол-литра молока, 1 ст.л. сахара, 0,5 ст.л. соли, сливочное масло.
Как готовить: наливаем в кастрюлю молоко, доводим до кипения. Далее снижаем огонь и осторожно всыпаем, постоянно помешивая, ржаную крупу. В течение 10 минут варим, также все время помешивая. Добавляем соль и сахар. После снимаем кастрюлю с огня. Добавляем масло, перемешиваем, кастрюлю накрываем полотенцем и оставляем кашу в течение 10-15 минут в покое. Перед подачей на стол добавить клубнику (или полевую/лесную землянику) и мёд.
Андрей Мерянин
#меря #мерянскаякухня #ржанаякаша #клубника #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
МОРМАРЯ РУЖА ЯРЫШ / РЖАНАЯ КАША С КЛУБНИКОЙ
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления…
Друзья, не забываем, что мерянская кухня не только локалистская, но и сезонная. Сейчас пик сезона клубники. Приготовил сегодня ржаную кашу с клубникой и мёдом. Напоминаю рецепт.
Ингредиенты: для приготовления…
МОР ТУРЫКАН АЛЯБЫШАК / АЛЯБЫШИ С ТВОРОГОМ И ЗЕМЛЯНИКОЙ
Основа любой национальной идентичности - это кухня, еда, ведь мы то, что мы едим. Вчера после офиса сходил в лес, набрал земляники, замесил ржаное тесто, сделал ржаные алябыши и шаньги с земляникой и творогом. Рожь и локальные, дикие, сезонные продукты - основа нашей мерянской кухни.
Итог вчерашних сбора земляники, и двух часовой готовки. С кваском саёво.
Ингредиенты: Для теста: Кефир – 1 стакан – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, яйцо, соль по вкусу.
Для начинки: сахар/мёд, земляника перемешанная с творогом – на глаз, в граммах не измерял, главное что бы творог вобрал в себя сок ягоды и начинка не получилась слишком жидкой.
PS. Напоминаю, алабышами в Заволжье называли маленькие пирожки.
#меря #алабыш #мерянскаякухня #шаньги #merjamaa
Основа любой национальной идентичности - это кухня, еда, ведь мы то, что мы едим. Вчера после офиса сходил в лес, набрал земляники, замесил ржаное тесто, сделал ржаные алябыши и шаньги с земляникой и творогом. Рожь и локальные, дикие, сезонные продукты - основа нашей мерянской кухни.
Итог вчерашних сбора земляники, и двух часовой готовки. С кваском саёво.
Ингредиенты: Для теста: Кефир – 1 стакан – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, яйцо, соль по вкусу.
Для начинки: сахар/мёд, земляника перемешанная с творогом – на глаз, в граммах не измерял, главное что бы творог вобрал в себя сок ягоды и начинка не получилась слишком жидкой.
PS. Напоминаю, алабышами в Заволжье называли маленькие пирожки.
#меря #алабыш #мерянскаякухня #шаньги #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
МОР ТУРЫКАН АЛЯБЫШАК / АЛЯБЫШИ С ТВОРОГОМ И ЗЕМЛЯНИКОЙ
Основа любой национальной идентичности - это кухня, еда, ведь мы то, что мы едим. Вчера после офиса сходил в лес, набрал земляники, замесил ржаное тесто, сделал ржаные алябыши и шаньги с земляникой и…
Основа любой национальной идентичности - это кухня, еда, ведь мы то, что мы едим. Вчера после офиса сходил в лес, набрал земляники, замесил ржаное тесто, сделал ржаные алябыши и шаньги с земляникой и…
МОР / ЗЕМЛЯНИКА
Лето время лесных ягод. Самая главная среди них - царица полян земляника, по мерянски "мор". Название реконструировано по названию владимирского села Мордыш стоящего более тысячи лет на берегу Нерли Клязьменской. Помог в этом как обычно марийский язык, горн.мар. мӧр - земляника, -дыш топоформант "место".
Кстати, в Мордыше Василий Макарович Шукшин снимал свой фильм "Странные люди". Говорят, он в поисках подходящего антуража для своей третьей режиссерской работы объехал немало мест Владимирской области. И в конце концов, увидав эти несравненные просторы над Нерлью, бескрайние земляничные луга, живописные косогоры со старыми баньками, деревенскими домишками и колокольнями решил, что лучшего места чем деревня с мерянским названием Мордыш ему не найти.
#меря #земляника #мерянскаякухня #кострома #meryafood #russianfood #kostroma #merjamaa
Лето время лесных ягод. Самая главная среди них - царица полян земляника, по мерянски "мор". Название реконструировано по названию владимирского села Мордыш стоящего более тысячи лет на берегу Нерли Клязьменской. Помог в этом как обычно марийский язык, горн.мар. мӧр - земляника, -дыш топоформант "место".
Кстати, в Мордыше Василий Макарович Шукшин снимал свой фильм "Странные люди". Говорят, он в поисках подходящего антуража для своей третьей режиссерской работы объехал немало мест Владимирской области. И в конце концов, увидав эти несравненные просторы над Нерлью, бескрайние земляничные луга, живописные косогоры со старыми баньками, деревенскими домишками и колокольнями решил, что лучшего места чем деревня с мерянским названием Мордыш ему не найти.
#меря #земляника #мерянскаякухня #кострома #meryafood #russianfood #kostroma #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
МОР / ЗЕМЛЯНИКА
Лето время лесных ягод. Самая главная среди них - царица полян земляника, по мерянски "мор". Название реконструировано по названию владимирского села Мордыш стоящего более тысячи лет на берегу Нерли Клязьменской. Помог в этом как обычно…
Лето время лесных ягод. Самая главная среди них - царица полян земляника, по мерянски "мор". Название реконструировано по названию владимирского села Мордыш стоящего более тысячи лет на берегу Нерли Клязьменской. Помог в этом как обычно…
ШАНЬГИ С КРАСНОЙ СМОРОДИНОЙ / САНДА ШАПШАМАРЯН ШАНЬГАК
Начался июль - сезон красной смородины. Начало её разведения на нашей территории относится к раннему средневековью. Трудно сказать точно, как давно автохтоны Поволжья обратили внимание на эти замечательные ягоды, но тот факт, что в прибалтийских и уральских финских языках название смородины похоже: эст. sõstar, удм. сутэр, ком. сэтӧр, (в прочем в этом лучше разобраться специалистам) говорит о том, что культивируется и уж тем более собирается в диком виде, эта ягода финно-уграми издавна. В марийском смородина звучит как горн. шаптыр, луг. шоптыр и похоже в основе имеет лексему шапы/шопо - "кислый". По этому в мерянской реконструкции мы решили использовать значение "кислая ягода" - шапшамаря.
Красная смородина особенно популярна в летней кухне. Она имеет освежающе-кислый вкус и хороша как для непосредственного потребления, и производства соков, желе, варенья, так и для выпечки.
Я решил приготовить с ней мерянские ржаные шаньги. Для начинки использовал домашний творог что бы он вобрал в себя лишний сок ягод.
Ингредиенты: Для теста: Кефир – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, 1 яйцо, соль по вкусу. Для начинки свяжая красная смородина, домашний творог, сахар/мёд.
Андрей Мерянин
#меря #смородина #мерянскаякухня #кострома #meryafood #russianfood #kostroma #merjamaa
Начался июль - сезон красной смородины. Начало её разведения на нашей территории относится к раннему средневековью. Трудно сказать точно, как давно автохтоны Поволжья обратили внимание на эти замечательные ягоды, но тот факт, что в прибалтийских и уральских финских языках название смородины похоже: эст. sõstar, удм. сутэр, ком. сэтӧр, (в прочем в этом лучше разобраться специалистам) говорит о том, что культивируется и уж тем более собирается в диком виде, эта ягода финно-уграми издавна. В марийском смородина звучит как горн. шаптыр, луг. шоптыр и похоже в основе имеет лексему шапы/шопо - "кислый". По этому в мерянской реконструкции мы решили использовать значение "кислая ягода" - шапшамаря.
Красная смородина особенно популярна в летней кухне. Она имеет освежающе-кислый вкус и хороша как для непосредственного потребления, и производства соков, желе, варенья, так и для выпечки.
Я решил приготовить с ней мерянские ржаные шаньги. Для начинки использовал домашний творог что бы он вобрал в себя лишний сок ягод.
Ингредиенты: Для теста: Кефир – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, 1 яйцо, соль по вкусу. Для начинки свяжая красная смородина, домашний творог, сахар/мёд.
Андрей Мерянин
#меря #смородина #мерянскаякухня #кострома #meryafood #russianfood #kostroma #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
САНДА ШАПШАМАРЯН ШАНЬГАК / ШАНЬГИ С КРАСНОЙ СМОРОДИНОЙ
Начался июль - сезон красной смородины. Начало её разведения на нашей территории относится к раннему средневековью. Трудно сказать точно, как давно автохтоны Поволжья обратили внимание на эти замечательные…
Начался июль - сезон красной смородины. Начало её разведения на нашей территории относится к раннему средневековью. Трудно сказать точно, как давно автохтоны Поволжья обратили внимание на эти замечательные…
ЙОШТОЛЕМ ИЛИ "ОКРОШКА"
Лето, аномальная для нашего региона жара, как-то не особо хочется стоять у горячей плиты или печи, да и кушать горячее тоже. Спасет холодный суп, который полон витаминов с огорода, и как нельзя вписывается в жаркие летние дни. Что может быть лучше окрошки? - Только окрошка! Или по мерянски - йоштолем (холодник) йошто - холодный, лем – суп, похлебка.
Рецепты окрошки появились ещё на заре русской кулинарной литературы, в конце XVIII века — в частности, в труде Николая Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха» (1790 год), а родственное ей блюдо — ботвинья — упоминается ещё раньше, в «Домострое» (XVI век).
Что добавляли?
Самой главной особенностью этого блюда является то, что каждый из ингредиентов в нем можно легко заменить на другой. В старину добавляли соленые огурцы, лук, репу, соленые грибы, в более поздних вариантах - картофель, морковь, брюкву. Из пряных трав, помимо классических укропа и зеленого лука, мелко нарезали петрушку, сельдерей.
Чем разбавляли?
В старину окрошку делали с огуречным либо капустным рассолом, но, конечно, лучшей основой, как и в нынешнее время, считался квас. Однако были и другие варианты: различные молочные продукты.
Я решил сделать йоштолем/окрошку основываясь на рецепте тарык лем - супа из простокваши существующего в марийской кухне.
У марийцев сваренные картофель и мясо нарезают мелкими кусками, добавляют свежий зеленый лук, свежий огурец, приправляют солью и заливают холодной простоквашей. Иногда в быту готовят простой тарык лем из одного только лука соли и простокваши.
Итак, для нашего "мерянского" рецепта я взял картофель (репа еще не вызрела), тертый редис (пусть вас не смущает редис появившийся в наших краях только в XVIII веке, он родственник редьки и репы), морковь, зеленый лук, огурцы, сельдерей, укроп, яйцо, свиной окорок и кефир.
Получилось очень вкусно и освежающе!
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #окрошка #тарыклем #марийскаякухня #кострома #merjamaa
Лето, аномальная для нашего региона жара, как-то не особо хочется стоять у горячей плиты или печи, да и кушать горячее тоже. Спасет холодный суп, который полон витаминов с огорода, и как нельзя вписывается в жаркие летние дни. Что может быть лучше окрошки? - Только окрошка! Или по мерянски - йоштолем (холодник) йошто - холодный, лем – суп, похлебка.
Рецепты окрошки появились ещё на заре русской кулинарной литературы, в конце XVIII века — в частности, в труде Николая Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха» (1790 год), а родственное ей блюдо — ботвинья — упоминается ещё раньше, в «Домострое» (XVI век).
Что добавляли?
Самой главной особенностью этого блюда является то, что каждый из ингредиентов в нем можно легко заменить на другой. В старину добавляли соленые огурцы, лук, репу, соленые грибы, в более поздних вариантах - картофель, морковь, брюкву. Из пряных трав, помимо классических укропа и зеленого лука, мелко нарезали петрушку, сельдерей.
Чем разбавляли?
В старину окрошку делали с огуречным либо капустным рассолом, но, конечно, лучшей основой, как и в нынешнее время, считался квас. Однако были и другие варианты: различные молочные продукты.
Я решил сделать йоштолем/окрошку основываясь на рецепте тарык лем - супа из простокваши существующего в марийской кухне.
У марийцев сваренные картофель и мясо нарезают мелкими кусками, добавляют свежий зеленый лук, свежий огурец, приправляют солью и заливают холодной простоквашей. Иногда в быту готовят простой тарык лем из одного только лука соли и простокваши.
Итак, для нашего "мерянского" рецепта я взял картофель (репа еще не вызрела), тертый редис (пусть вас не смущает редис появившийся в наших краях только в XVIII веке, он родственник редьки и репы), морковь, зеленый лук, огурцы, сельдерей, укроп, яйцо, свиной окорок и кефир.
Получилось очень вкусно и освежающе!
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #окрошка #тарыклем #марийскаякухня #кострома #merjamaa
VK
МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ
ЙОШТОЛЕМ ИЛИ "ОКРОШКА"
Лето, аномальная для нашего региона жара, как-то не особо хочется стоять у горячей плиты или печи, да и кушать горячее тоже. Спасет холодный суп, который полон витаминов с огорода, и как нельзя вписывается в жаркие летние дни. Что…
Лето, аномальная для нашего региона жара, как-то не особо хочется стоять у горячей плиты или печи, да и кушать горячее тоже. Спасет холодный суп, который полон витаминов с огорода, и как нельзя вписывается в жаркие летние дни. Что…
"ШАБЫШЕР ЙОШТОЛЕМ" / "ТАРЫК ЛЕМ"
Жара продолжается. Рецепт для тех кому некогда готовить, а охолодиться и перекусить хочется. Лучший вариант холодный суп с простоквашей или марийская крестьянская окрошка - "тарык лем".
Рецепт описал в своей книге "Марийская крестьянская кухня" Клим Германович Юадаров. Мелко нарезают спаренную картофель и мясо, зеленый свежий лук, свежий огурец, добавляют соль по вкусу и заливают смесь простоквашей или кефиром.Но чаще всего марийцы готовят простой тарык лем из одного только лука зеленого и простокваши с добавлением соли.
Я в своем мерянском рецепте решил добавить к луку пучок укропа для более яркого вкуса. И назвал это по мерянски "шабышер йоштолем" холодным кефирным супом.
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #марийскаякухня #меря #мари #merjamaa
Жара продолжается. Рецепт для тех кому некогда готовить, а охолодиться и перекусить хочется. Лучший вариант холодный суп с простоквашей или марийская крестьянская окрошка - "тарык лем".
Рецепт описал в своей книге "Марийская крестьянская кухня" Клим Германович Юадаров. Мелко нарезают спаренную картофель и мясо, зеленый свежий лук, свежий огурец, добавляют соль по вкусу и заливают смесь простоквашей или кефиром.Но чаще всего марийцы готовят простой тарык лем из одного только лука зеленого и простокваши с добавлением соли.
Я в своем мерянском рецепте решил добавить к луку пучок укропа для более яркого вкуса. И назвал это по мерянски "шабышер йоштолем" холодным кефирным супом.
Андрей Мерянин
#мерянскаякухня #марийскаякухня #меря #мари #merjamaa
СИНЕМАРЯ /ГОЛУБИКА
Начинает спеть голубика.
Макарьевский район Костромской области. Фото: Костромская глубинка в VK.
#меря #мерянскаякухня #кострома #макарьев #голубика
Начинает спеть голубика.
Макарьевский район Костромской области. Фото: Костромская глубинка в VK.
#меря #мерянскаякухня #кострома #макарьев #голубика
ЧАЙ ИЗ ГОРМЫ
Полезные свойства растений с глубокой древности были известны человеку. Распространенным напитком на Руси раньше был копорский чай (назван по балтийской крепости Копорье). Это настой из сушеных листьев иван-чая (кипрея). В России его не только пили сами, но и экспортировали. В говорах Архангельской области иван-чай известен как багула. Но багулой называют также таволгу (лабазник) – растение с белыми душистыми цветами, совсем не похожее на кипрей.Также одним словом – horm(a) обозначаются иван-чай и таволга в некоторых карельских и вепсских диалектах. Это слово попало в русские каргопольские говоры и в соседние вытегорские.
Эти два растения стали тёзками из-за полезных свойств – их можно заваривать как чай, причём таволга является сильным антисептиком. В Мезенском районе таволга получила название пьяной багулы – на ней настаивали крепкие напитки. А наши соседи – финны также ароматизируют вино и пиво её цветками.
Антон Пиириниеми
#север #таволга #мерянскаякухня #вологодскаяобласть #финноугры
Полезные свойства растений с глубокой древности были известны человеку. Распространенным напитком на Руси раньше был копорский чай (назван по балтийской крепости Копорье). Это настой из сушеных листьев иван-чая (кипрея). В России его не только пили сами, но и экспортировали. В говорах Архангельской области иван-чай известен как багула. Но багулой называют также таволгу (лабазник) – растение с белыми душистыми цветами, совсем не похожее на кипрей.Также одним словом – horm(a) обозначаются иван-чай и таволга в некоторых карельских и вепсских диалектах. Это слово попало в русские каргопольские говоры и в соседние вытегорские.
Эти два растения стали тёзками из-за полезных свойств – их можно заваривать как чай, причём таволга является сильным антисептиком. В Мезенском районе таволга получила название пьяной багулы – на ней настаивали крепкие напитки. А наши соседи – финны также ароматизируют вино и пиво её цветками.
Антон Пиириниеми
#север #таволга #мерянскаякухня #вологодскаяобласть #финноугры
ПОЖИГНОЕ ПИВО.
Продолжаем бороздить Костромской космос - связь прорывается редкими всплесками. Пока устойчивой нет вот короткий вопрос: вы знаете для чего использовали эту емкость, которую мы увидели в селе Тихон?
Ответ: эта емкость - чан - по-тихоновски «тщан» (первый звук похож на смесь т и щ) для варения пожигного пива. Дно чана прокладывают можжевельником или пихтой, сверху соломой, как фильтром, закладывают хмель и заливают сусло из ржаного солода, а потом варят его, закидывая в чан раскалённые камни. Готовое пиво сливают через затычку в центре дна чана. Этот способ варения пива более редкий, чем корчажный и в Костромской распространён только на востоке.
Пожигное пиво - напиток праздничный и прежде всего свадебный. Отсюда и размер чана - на целую деревню. Хозяйка чана вышла замуж в 1963 году из Тихона в деревню Соколово, в глухую тайгу. Дело было ровно на Рождество. Поезжали целой улицей Тихона, на санях и кошевках с расписными дугами, добрались через тайгу до Соколово, гуляли там три дня и выпили этот чан пива - а сколько выпили вина нам не сказали.
Текст и фото: Андрей Павличенков. FB.
А вот подробное описание процесса записаное у старожилов Павинского района В. В. Голышевым в 1992 г.:
Для варки пива нужно приготовить деревянный чан — бочку. В чане делают отверстие внизу - затычку. Из сухих мелких еловых сучьев мастерили так называемую метлу. Собирали мякину - отходы от сжатой пшеницы. Еще нужно было приготовить камни, обложить их дровами, зажечь костер, раскалить их. Заранее нужно было приготовить кипяченую воду в зависимости от емкости чана. А когда все было готово, надевали затычку, т. е. чанное отверстие закрывали «метлой».
Затем в чан клали мякину (отходы от пшеницы), потом — солод, заливали кипяченой водой и бросали туда раскаленные камни. Все это вместе бурлило до тех пор, пока сусло не становилось светлым.
Когда все отстоится, примерно через 3~4 часа, сливали напиток в корыто по желобку, потом кипятили в бачках с хмелем. Если нужно, то добавляли сахар.
Когда все это остывало до 20—30 градусов, снова сливали в чан и опускали в него состав «мастера» (мел — осадок, оставшийся от ранее сваренного пива). Добавляли сусла и хмеля, потом должно все пиво заходить, время хода — двое суток.
Цитируется по: Т.Г. Гончарова "Костромская народная кухня".
#пиво #мерянскаякухня #костромскаяобласть
Продолжаем бороздить Костромской космос - связь прорывается редкими всплесками. Пока устойчивой нет вот короткий вопрос: вы знаете для чего использовали эту емкость, которую мы увидели в селе Тихон?
Ответ: эта емкость - чан - по-тихоновски «тщан» (первый звук похож на смесь т и щ) для варения пожигного пива. Дно чана прокладывают можжевельником или пихтой, сверху соломой, как фильтром, закладывают хмель и заливают сусло из ржаного солода, а потом варят его, закидывая в чан раскалённые камни. Готовое пиво сливают через затычку в центре дна чана. Этот способ варения пива более редкий, чем корчажный и в Костромской распространён только на востоке.
Пожигное пиво - напиток праздничный и прежде всего свадебный. Отсюда и размер чана - на целую деревню. Хозяйка чана вышла замуж в 1963 году из Тихона в деревню Соколово, в глухую тайгу. Дело было ровно на Рождество. Поезжали целой улицей Тихона, на санях и кошевках с расписными дугами, добрались через тайгу до Соколово, гуляли там три дня и выпили этот чан пива - а сколько выпили вина нам не сказали.
Текст и фото: Андрей Павличенков. FB.
А вот подробное описание процесса записаное у старожилов Павинского района В. В. Голышевым в 1992 г.:
Для варки пива нужно приготовить деревянный чан — бочку. В чане делают отверстие внизу - затычку. Из сухих мелких еловых сучьев мастерили так называемую метлу. Собирали мякину - отходы от сжатой пшеницы. Еще нужно было приготовить камни, обложить их дровами, зажечь костер, раскалить их. Заранее нужно было приготовить кипяченую воду в зависимости от емкости чана. А когда все было готово, надевали затычку, т. е. чанное отверстие закрывали «метлой».
Затем в чан клали мякину (отходы от пшеницы), потом — солод, заливали кипяченой водой и бросали туда раскаленные камни. Все это вместе бурлило до тех пор, пока сусло не становилось светлым.
Когда все отстоится, примерно через 3~4 часа, сливали напиток в корыто по желобку, потом кипятили в бачках с хмелем. Если нужно, то добавляли сахар.
Когда все это остывало до 20—30 градусов, снова сливали в чан и опускали в него состав «мастера» (мел — осадок, оставшийся от ранее сваренного пива). Добавляли сусла и хмеля, потом должно все пиво заходить, время хода — двое суток.
Цитируется по: Т.Г. Гончарова "Костромская народная кухня".
#пиво #мерянскаякухня #костромскаяобласть
ВОХОМСКОЕ ЧАННОЕ (ПОЖИГНОЕ) ПИВО / ВОХМА ТУЛАН ПУРЕ
Вдогонку к теме «пожигного пива» про которое нам рассказал хозяин терема Асташово Андрей Павличенков. В группе «Терема» в комментах встретил старые фото Екатерины Гайбаловой-Корчагиной (Кострома) изображающие варение «Кочажного» пива р.Скит с.Тихон Вохомского р-на Костромской области, фото 1960г. Там же коммент Марины Ивановой (Кострома): «В Павинском районе, в деревнях, близлежащих к Вохомскому району, варили такое пиво и называли- пиво «тшанное». Пиво вкусное, густое и хмельное! Доводилось пробовать у бабушки в деревне Большой Завраг»!
Да, налицо целая древняя пивоваренная традиция Костромского Заволжья. Жаль что она ушла в прошлое вместе с урбанизацией и промышленным пивоварением.
Однако, может быть кто-то захочет вспомнить технологию предков. Вот вам рецепт:
«Солод раньше был у каждого. Если у кого-то не было, можно было занять у соседа, а потом столько же вернуть. Сухой солод мог храниться годами. Молотый - меньше. Пиво варили в поварне, в сарае или на улице.
Собирали чаны деревянные, как кадки, на 12 пудов солода, медные котлы, ведер по 40. В котлах кипятят воду. Чаны пропаривают с вересом. В середине у чана дыра, ее затыкают штырем. На штырь одевают метлу из елки, потом валят солод, заливают кипятком почти полный чан. Накаливают докрасна чистые камни, при-везенные с реки, называются они пожог.
Камни - пожог опускают в чан, сначала на метлу, потом специальными вилами распределяют на кругу. Укрывают одеялами, тулупами, солод упревает, постепенно остывая до теплого. Солод становится плотной массой. Штырь потихоньку открывают и сусло сливают в корыто-лоханку. Лоханки деревянные, долбленые, большие.
Деревянным ковшом с ручкой, чтобы можно было повесить на край лоханки, вычерпывают пиво из лоханки и заливают в освободившиеся котлы. Туда добавляют хмель. Поддерживают огонь под котлами, чтобы еле кипело, и парят всю ночь. Остудят. Вычерпывают. Оставшиеся в чане дробины раздают по всем сыпям. Из них будут делать квас.
В освободившийся чан заливают из котлов, там охлаждают до теплого состояния. Температуру определяют, достав из чана хмель и поднеся его к губам. Если губы не жжет, тогда в чан заливают мастер.
Мастер делают из мела. Мел был у каждого. Для изготовления мастера сусло из чана наливают в посудину, ведра на 3, туда добавляют мела, может, бидончик, сахара, чтобы ходило.
Если мел хороший, мастер пойдет, может, через час. Когда он поднимется, его заливают в чан. Старшие заставляют присутствующих при этом детей петь и плясать, чтобы пиво было веселое. Говорили: «Как ребята пляшут, так и пиво пляши».
В чане пиво ходит сутки или больше, в зависимости от температуры в помещении. Когда выходится, осядет. Его сливают через решето в ведра, в лагуны пропаренные. Лагуны затыкают пробкой и составляют в подполье».
Записано В.В. Чичериной в 2001 г. у М.Ф. Поповой, 1908 г. рождения, д. Марково, Л.А. Арбузова, 1933 г. р., д. Масленниково, Г.А. Холмовой, 1930 г. р., д. Стучата, Н.В. Гуровой, 1951г. р., д. Иванково Вохомского района.
Цитируется по: Т.Г. Гончарова "Костромская народная кухня".
Фото: Екатерина Гайбалова-Корчагина (Кострома)
Старые фото по ссылке https://vk.com/merjamaa.food?z=photo-201868192_457239267%2Fwall-201868192_493
#пиво #мерянскаякухня #вохма #костромскаяобласть
Вдогонку к теме «пожигного пива» про которое нам рассказал хозяин терема Асташово Андрей Павличенков. В группе «Терема» в комментах встретил старые фото Екатерины Гайбаловой-Корчагиной (Кострома) изображающие варение «Кочажного» пива р.Скит с.Тихон Вохомского р-на Костромской области, фото 1960г. Там же коммент Марины Ивановой (Кострома): «В Павинском районе, в деревнях, близлежащих к Вохомскому району, варили такое пиво и называли- пиво «тшанное». Пиво вкусное, густое и хмельное! Доводилось пробовать у бабушки в деревне Большой Завраг»!
Да, налицо целая древняя пивоваренная традиция Костромского Заволжья. Жаль что она ушла в прошлое вместе с урбанизацией и промышленным пивоварением.
Однако, может быть кто-то захочет вспомнить технологию предков. Вот вам рецепт:
«Солод раньше был у каждого. Если у кого-то не было, можно было занять у соседа, а потом столько же вернуть. Сухой солод мог храниться годами. Молотый - меньше. Пиво варили в поварне, в сарае или на улице.
Собирали чаны деревянные, как кадки, на 12 пудов солода, медные котлы, ведер по 40. В котлах кипятят воду. Чаны пропаривают с вересом. В середине у чана дыра, ее затыкают штырем. На штырь одевают метлу из елки, потом валят солод, заливают кипятком почти полный чан. Накаливают докрасна чистые камни, при-везенные с реки, называются они пожог.
Камни - пожог опускают в чан, сначала на метлу, потом специальными вилами распределяют на кругу. Укрывают одеялами, тулупами, солод упревает, постепенно остывая до теплого. Солод становится плотной массой. Штырь потихоньку открывают и сусло сливают в корыто-лоханку. Лоханки деревянные, долбленые, большие.
Деревянным ковшом с ручкой, чтобы можно было повесить на край лоханки, вычерпывают пиво из лоханки и заливают в освободившиеся котлы. Туда добавляют хмель. Поддерживают огонь под котлами, чтобы еле кипело, и парят всю ночь. Остудят. Вычерпывают. Оставшиеся в чане дробины раздают по всем сыпям. Из них будут делать квас.
В освободившийся чан заливают из котлов, там охлаждают до теплого состояния. Температуру определяют, достав из чана хмель и поднеся его к губам. Если губы не жжет, тогда в чан заливают мастер.
Мастер делают из мела. Мел был у каждого. Для изготовления мастера сусло из чана наливают в посудину, ведра на 3, туда добавляют мела, может, бидончик, сахара, чтобы ходило.
Если мел хороший, мастер пойдет, может, через час. Когда он поднимется, его заливают в чан. Старшие заставляют присутствующих при этом детей петь и плясать, чтобы пиво было веселое. Говорили: «Как ребята пляшут, так и пиво пляши».
В чане пиво ходит сутки или больше, в зависимости от температуры в помещении. Когда выходится, осядет. Его сливают через решето в ведра, в лагуны пропаренные. Лагуны затыкают пробкой и составляют в подполье».
Записано В.В. Чичериной в 2001 г. у М.Ф. Поповой, 1908 г. рождения, д. Марково, Л.А. Арбузова, 1933 г. р., д. Масленниково, Г.А. Холмовой, 1930 г. р., д. Стучата, Н.В. Гуровой, 1951г. р., д. Иванково Вохомского района.
Цитируется по: Т.Г. Гончарова "Костромская народная кухня".
Фото: Екатерина Гайбалова-Корчагина (Кострома)
Старые фото по ссылке https://vk.com/merjamaa.food?z=photo-201868192_457239267%2Fwall-201868192_493
#пиво #мерянскаякухня #вохма #костромскаяобласть
VK
Photo
Community wall photos - МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ — МЕРЯН СИЙ - 272 photos
КАК СВАРИТЬ ПИВО "ПО СТАРОМУ".
Скандинав Олаф Сэвидж живет на хуторе близ деревни Ерсика Ерсикской волости Ливанского края Латвии, исторического центра средневекового Герсикского княжества. Живет и снимает видео посвященные старым латышским технологиям. В этом видео он рассказывает рецепт приготовления деревенского латышского пива из ячменного солода, пшеницы и хмеля.
На видео происходит нечто похожее на описанный нами метод варки костромского чанного или пожигного пива.
Источник: a Baltic Homestead (С)
https://youtu.be/fNu_LNP8gLg
Благодарим Стаса Панфилова за наводку.
#деревенскоепиво #латвия #традиционнаякухня
Скандинав Олаф Сэвидж живет на хуторе близ деревни Ерсика Ерсикской волости Ливанского края Латвии, исторического центра средневекового Герсикского княжества. Живет и снимает видео посвященные старым латышским технологиям. В этом видео он рассказывает рецепт приготовления деревенского латышского пива из ячменного солода, пшеницы и хмеля.
На видео происходит нечто похожее на описанный нами метод варки костромского чанного или пожигного пива.
Источник: a Baltic Homestead (С)
https://youtu.be/fNu_LNP8gLg
Благодарим Стаса Панфилова за наводку.
#деревенскоепиво #латвия #традиционнаякухня
YouTube
epic Baltic farmhouse ale - part 1. how to brew beer the old way
In this episode we experience the age old process of making Latvian style farmhouse beer with malted barley, wheat and hops.
NOTE* I'm no longer making content on this channel but have left up 3 of my most watched episodes for those who are interested.…
NOTE* I'm no longer making content on this channel but have left up 3 of my most watched episodes for those who are interested.…
Forwarded from Костромские новости
Костромская область (VK)
Что приготовить на ужин - вечный вопрос, который мучает хозяек под конец рабочего дня
Мы решили помочь вам с поиском рецептов, порылись в сундуках и нашли традиционные для нашей области блюда! Сегодня рецептом поделится Андрей Малышев. Уже несколько лет он занимается практическим изучением мерянской кухни и возрождает старинные рецепты, популярные у наших предков. В жаркие летние дни Андрей предлагает познакомиться с традиционными блюдами народа меря, которые они готовили, используя щедрые дары земли и леса. Рецепт - в наших карточках.
#КостромскаяОбласть #РецептыКостромскойЗемли
Что приготовить на ужин - вечный вопрос, который мучает хозяек под конец рабочего дня
Мы решили помочь вам с поиском рецептов, порылись в сундуках и нашли традиционные для нашей области блюда! Сегодня рецептом поделится Андрей Малышев. Уже несколько лет он занимается практическим изучением мерянской кухни и возрождает старинные рецепты, популярные у наших предков. В жаркие летние дни Андрей предлагает познакомиться с традиционными блюдами народа меря, которые они готовили, используя щедрые дары земли и леса. Рецепт - в наших карточках.
#КостромскаяОбласть #РецептыКостромскойЗемли