МЕРЯН СИЙ - "МЕРЯНСКАЯ ЕДА", "МЕРЯНСКАЯ КУХНЯ".
Занялись с женой реконструкцией мерянской кухни. Испекли "шаньги". Встал вопрос о слове - "кухня", т.е. "еда".
В волго-финских, уральских и прибалтийско-финских языках существует семантический пучок слов с корнем -си, -сы, -шы, -сю обозначающий "еду", "угощение", и сам процесс еды:
Syöminen — кушающий — финский
Söömine — еда — эстонский
Sīedõ — есть — ливский
Syyvä — кушать, есть — карельский
Söm — еда — вепский
Сёйны — есть, кушать — коми
Сиён — еда — удмуртский
Шыд — угощение — удмуртский
Сий — угощение — горномарийский
Сий — яства — луговомарийский
В этом списке меня особенно заинтересовал марийский вариант - сий - "угощение, пища, питьё, яства, различные кушанья, стол". Один из наших экспертов Юрий Минюков сообщил, что данное слово в современной устной марийской речи используется мало, и по-видимому распространено только среди групп зрелого возраста +50.
Марийцы в повседневной речи сейчас чаще используют слово: качкыш – еда. Среди молодёжи или людей 20-30 лет, слово сий респондент ни разу не слышал.
Таким образом, по-видимому, слово сий в марийском явный архаизм.
Четко прослеживающаяся параллель марийского -сий с однокоренными формами в пермских и прибалтийско-финских языках позволяет предположить возможную мерянскую форму -сий.
Мерян сий - мерянская еда, мерянская кухня.
Андрей Малышев.
#мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
Занялись с женой реконструкцией мерянской кухни. Испекли "шаньги". Встал вопрос о слове - "кухня", т.е. "еда".
В волго-финских, уральских и прибалтийско-финских языках существует семантический пучок слов с корнем -си, -сы, -шы, -сю обозначающий "еду", "угощение", и сам процесс еды:
Syöminen — кушающий — финский
Söömine — еда — эстонский
Sīedõ — есть — ливский
Syyvä — кушать, есть — карельский
Söm — еда — вепский
Сёйны — есть, кушать — коми
Сиён — еда — удмуртский
Шыд — угощение — удмуртский
Сий — угощение — горномарийский
Сий — яства — луговомарийский
В этом списке меня особенно заинтересовал марийский вариант - сий - "угощение, пища, питьё, яства, различные кушанья, стол". Один из наших экспертов Юрий Минюков сообщил, что данное слово в современной устной марийской речи используется мало, и по-видимому распространено только среди групп зрелого возраста +50.
Марийцы в повседневной речи сейчас чаще используют слово: качкыш – еда. Среди молодёжи или людей 20-30 лет, слово сий респондент ни разу не слышал.
Таким образом, по-видимому, слово сий в марийском явный архаизм.
Четко прослеживающаяся параллель марийского -сий с однокоренными формами в пермских и прибалтийско-финских языках позволяет предположить возможную мерянскую форму -сий.
Мерян сий - мерянская еда, мерянская кухня.
Андрей Малышев.
#мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
МЕРЯН ШАНЬГАК — МЕРЯНСКИЕ ШАНЬГИ. НАШ ОТВЕТ НА ХАЧАПУРИ )
Калитки, преснушки, шаньги, перепечи, расстегаи — небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припёками, традиционное блюдо карельской, вепсской, марийской, удмуртской и северорусской кухонь.
Распространены они только на финно-угорских территориях России, включая Архангельскую, Вологодскую, Костромскую области.
Несмотря на то, что на иллюстрации у шаньги вытянутая форма, характерная для карельских калиток (Это обусловлено дизайном) для североных великорусских (мерянских) шанег более привычна округлая форма, в них довольно много наполнителя, поэтому края почти перпендикулярны основанию, в то время как карельские пирожки
представляют собой плоский миниатюрный эллипс.
Этимология шаньги: "лепешка", череповецк. (Герасим.), "хлебец из пшеничной муки, ватрушка", вологодск., арханг., перм., сиб. (Даль), вятск. (Васн.), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 516), колымск. (Богораз). Отсюда заимств. коми šańga "круглый пирог из ржаной муки" (Вихм. – Уотила 256). Согласно Максу Фасмеру происхождение этого слова неясно. Возможно первоначально слово происходит из чудского или мерянского языка и позже проникло из них в древнерусский и коми языки.
Андрей Малышев
#мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
Калитки, преснушки, шаньги, перепечи, расстегаи — небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припёками, традиционное блюдо карельской, вепсской, марийской, удмуртской и северорусской кухонь.
Распространены они только на финно-угорских территориях России, включая Архангельскую, Вологодскую, Костромскую области.
Несмотря на то, что на иллюстрации у шаньги вытянутая форма, характерная для карельских калиток (Это обусловлено дизайном) для североных великорусских (мерянских) шанег более привычна округлая форма, в них довольно много наполнителя, поэтому края почти перпендикулярны основанию, в то время как карельские пирожки
представляют собой плоский миниатюрный эллипс.
Этимология шаньги: "лепешка", череповецк. (Герасим.), "хлебец из пшеничной муки, ватрушка", вологодск., арханг., перм., сиб. (Даль), вятск. (Васн.), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 516), колымск. (Богораз). Отсюда заимств. коми šańga "круглый пирог из ржаной муки" (Вихм. – Уотила 256). Согласно Максу Фасмеру происхождение этого слова неясно. Возможно первоначально слово происходит из чудского или мерянского языка и позже проникло из них в древнерусский и коми языки.
Андрей Малышев
#мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
ШАНЬГАК ПА ЧИБА КАБАК / ШАНЬГИ С КУРИЦЕЙ И ТЫКВОЙ.
Первым нашим экспериментом стали шаньги с курицей и тыквой.
Ингридиенты: Для теста: Кефир – 1 стакан (можно брать молоко, простоквашу, ряженку и т.д.), вода – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, мука пшеничная – 0.5 стакана.
Для начинки: предварительно сваренная тыква – на глаз, в граммах не меряли, одна предварительно сваренная куриная грудка, масло сливочное – 50 гр., молоко, яйцо – 1 шт. Для заливки шанег сверху: яйцо – 1 шт., сметана – 3-4 ст.л. (перемещать).
Из теста делаются шарики размером в половину бильярдного шара и раскатываются в лепешку толщиной 0,5 см. Мелко нарезанная кубиками курица смешивается с вареной тыквой (можно кусочками, можно с тыквенной кашей) и выкладывается в центр раскатанного теста. Затем края защипываются по кругу (как на фото).
Готовые к выпечке шаньги выкладываются на противень и выпекаются до степени готовности.
Андрей Малышев
#шаньги #мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
Первым нашим экспериментом стали шаньги с курицей и тыквой.
Ингридиенты: Для теста: Кефир – 1 стакан (можно брать молоко, простоквашу, ряженку и т.д.), вода – 0.5 стакана, мука ржаная – 2.5 стакана, мука пшеничная – 0.5 стакана.
Для начинки: предварительно сваренная тыква – на глаз, в граммах не меряли, одна предварительно сваренная куриная грудка, масло сливочное – 50 гр., молоко, яйцо – 1 шт. Для заливки шанег сверху: яйцо – 1 шт., сметана – 3-4 ст.л. (перемещать).
Из теста делаются шарики размером в половину бильярдного шара и раскатываются в лепешку толщиной 0,5 см. Мелко нарезанная кубиками курица смешивается с вареной тыквой (можно кусочками, можно с тыквенной кашей) и выкладывается в центр раскатанного теста. Затем края защипываются по кругу (как на фото).
Готовые к выпечке шаньги выкладываются на противень и выпекаются до степени готовности.
Андрей Малышев
#шаньги #мерянскийязык #мерянскаякухня #финноугры
ПЕРТАН ЛАШКА ШЕЛ / ДОМАШНЯЯ МЯСНАЯ ЛАПША
Сегодня расскажу, как готовить традиционную лапшу. Старорусское название "лапша́", диал. "локша́", "лохша́", происходит из татарского, уйгурского. lakča — «мелкие кусочки теста, сваренные в бульоне».
Считается, что в кухне северных великороссов/постмерян появление лапши относится к XVI столетию, под влиянием татарской культуры, и в первую очередь татарской кухни, что связано с присоединением во второй половине XVI в. к Московскому государству Казанского ханства.
Но вполне возможно, что средневековые меря познакомились с лапшой раньше на пару-тройку веков. Учитывая присутствие в мерянском языке ранних булгаризмов, предположим, что мерянское слово, обозначающее лапшу, могло быть идентичным марийскому - "лӓшкӓ", "лашка", и происходить из чувашского/булгарского läškä.
Готовят лашку из ржаного теста.
Ингридиенты для теста:
вода – 0.5 стакана,
мука ржаная – 3 стакана,
2 яйца,
2 столовых ложки конопляного или любого другого масла.
Круто замешанное тесто раскатывают на столе, посыпая мукой (чем тоньше, тем лучше), сворачивают в трубочку и разрезают тонкими полосками. Затем эти полоски разрезают поперек на мелкие кусочки, иногда раскатывают, придавая им вид шариков.
Кусочки или шарики теста опускают в кипящую подсоленную воду или мясной (рыбный, куриный и тд) бульон. Отдельно варят репу (картошку), нарезанную кубиками или дольками. Когда лашка готова, кастрюлю с огня снимают и добавляют сваренное предварительно мясо и репу/картошку. За 5 минут до готовности суп заправляют пассированным луком.
Лашка может подаваться как с бульоном (в виде супа), тогда в нее можно еще добавить взбитое яйцо, так и в качестве второго блюда.
Мы выбрали второй вариант для ужина. Что в итоге получилось, смотрите на фото.
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #реконструкция #мерянскийязык #merjamaa #меряния
Сегодня расскажу, как готовить традиционную лапшу. Старорусское название "лапша́", диал. "локша́", "лохша́", происходит из татарского, уйгурского. lakča — «мелкие кусочки теста, сваренные в бульоне».
Считается, что в кухне северных великороссов/постмерян появление лапши относится к XVI столетию, под влиянием татарской культуры, и в первую очередь татарской кухни, что связано с присоединением во второй половине XVI в. к Московскому государству Казанского ханства.
Но вполне возможно, что средневековые меря познакомились с лапшой раньше на пару-тройку веков. Учитывая присутствие в мерянском языке ранних булгаризмов, предположим, что мерянское слово, обозначающее лапшу, могло быть идентичным марийскому - "лӓшкӓ", "лашка", и происходить из чувашского/булгарского läškä.
Готовят лашку из ржаного теста.
Ингридиенты для теста:
вода – 0.5 стакана,
мука ржаная – 3 стакана,
2 яйца,
2 столовых ложки конопляного или любого другого масла.
Круто замешанное тесто раскатывают на столе, посыпая мукой (чем тоньше, тем лучше), сворачивают в трубочку и разрезают тонкими полосками. Затем эти полоски разрезают поперек на мелкие кусочки, иногда раскатывают, придавая им вид шариков.
Кусочки или шарики теста опускают в кипящую подсоленную воду или мясной (рыбный, куриный и тд) бульон. Отдельно варят репу (картошку), нарезанную кубиками или дольками. Когда лашка готова, кастрюлю с огня снимают и добавляют сваренное предварительно мясо и репу/картошку. За 5 минут до готовности суп заправляют пассированным луком.
Лашка может подаваться как с бульоном (в виде супа), тогда в нее можно еще добавить взбитое яйцо, так и в качестве второго блюда.
Мы выбрали второй вариант для ужина. Что в итоге получилось, смотрите на фото.
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #реконструкция #мерянскийязык #merjamaa #меряния
Группы "Мерянская кухня" в других соцсетях.
Группа в Live Journal https://merjamaa-food.livejournal.com/
Группа в Facebook https://www.facebook.com/merjamaa.food
Группа вКонтакте https://vk.com/merjamaa.food
Instagram https://www.instagram.com/merjamaa_food/
#мерянскаякухня #мерянскийязык #севернаякухня #меря #меряния #merjamaa
Группа в Live Journal https://merjamaa-food.livejournal.com/
Группа в Facebook https://www.facebook.com/merjamaa.food
Группа вКонтакте https://vk.com/merjamaa.food
Instagram https://www.instagram.com/merjamaa_food/
#мерянскаякухня #мерянскийязык #севернаякухня #меря #меряния #merjamaa
Livejournal
merjamaa_food
merjamaa_food - the new blog in LiveJournal. There should be new interesting records soon.
РЕВА / РЕПА.
Навальный, говорите? Только что курьер привёз 3 килограмма репы. Красавица, правда? Начинаем ревитализировать )))
Когда репа появилась в наших родных краях, сказать трудно; считается - в период возникновения земледелия. В мерянской реконструкции мы использовали слово -рева, сходное с марийским реве/ревӹ. По-видимому это заимствование из древнерусского языка - русск.-цслав. рѣпа, болг. ря́па, сербохорв. рȅпа, словен. rẹ́ра, чеш. říра, слвц. rера, польск. rzера. Этот древний странствующий культурный термин неизвестного происхождения; ср. лит. rópė «репа», д.-в.-н. ruoba «репа» наряду с râbа ж. (и.-е. *rāр- и *rēр-), лат. rāpum ср. р., rāра ж., греч. ῥάπυς, ῥάφυς ж. «репа», ῥάφανος м. «редька». Вероятно происходит из древних средиземноморских языков.
В Московии репа с древних времён была важнейшим продуктом питания, о ней существуют упоминания в древних летописях. Одна из архаичных русских сказок связана с репой - "Посадил дед репку...". Вырывали репу на полях обычно в сентябре, день вырывания именовался "репорезом".
До XVIII века репа была главным овощем рациона питания в Поволже и на Севере, затем постепенно была вытеснена картофелем.
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #мерянскийязык #меряния #merjamaa
Навальный, говорите? Только что курьер привёз 3 килограмма репы. Красавица, правда? Начинаем ревитализировать )))
Когда репа появилась в наших родных краях, сказать трудно; считается - в период возникновения земледелия. В мерянской реконструкции мы использовали слово -рева, сходное с марийским реве/ревӹ. По-видимому это заимствование из древнерусского языка - русск.-цслав. рѣпа, болг. ря́па, сербохорв. рȅпа, словен. rẹ́ра, чеш. říра, слвц. rера, польск. rzера. Этот древний странствующий культурный термин неизвестного происхождения; ср. лит. rópė «репа», д.-в.-н. ruoba «репа» наряду с râbа ж. (и.-е. *rāр- и *rēр-), лат. rāpum ср. р., rāра ж., греч. ῥάπυς, ῥάφυς ж. «репа», ῥάφανος м. «редька». Вероятно происходит из древних средиземноморских языков.
В Московии репа с древних времён была важнейшим продуктом питания, о ней существуют упоминания в древних летописях. Одна из архаичных русских сказок связана с репой - "Посадил дед репку...". Вырывали репу на полях обычно в сентябре, день вырывания именовался "репорезом".
До XVIII века репа была главным овощем рациона питания в Поволже и на Севере, затем постепенно была вытеснена картофелем.
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #мерянскийязык #меряния #merjamaa
Тут есть важный момент, все, особенно предвзятые критики, воспринимают мерян как раннесредневековую общность которая исчезла в XII веке.
Однако это не так. Меря в Костромском Заволжье окончательно обрусела лишь на рубеже XVII-XVIII вв. Академик Ткаченко считал рубежом окончательного обрусения мери первую четверть XVIII столетия.
Что это нам дает в практическом плане? Это нам дает вполне твёрдую почву для утверждения, что костромская деревенская кулинарная этнография XVIII-XIX вв. базируется на поздней мерянской кулинарной традиции. Как, например северорусская в Архангельской стороне, Карелии, базируется на чудской, коми, карельской и условной словенской. Так и у нас.
Андрей Жадов. Коментарий в группе MERÄN JELMA / МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК
#критика #мерянскаякухня
Однако это не так. Меря в Костромском Заволжье окончательно обрусела лишь на рубеже XVII-XVIII вв. Академик Ткаченко считал рубежом окончательного обрусения мери первую четверть XVIII столетия.
Что это нам дает в практическом плане? Это нам дает вполне твёрдую почву для утверждения, что костромская деревенская кулинарная этнография XVIII-XIX вв. базируется на поздней мерянской кулинарной традиции. Как, например северорусская в Архангельской стороне, Карелии, базируется на чудской, коми, карельской и условной словенской. Так и у нас.
Андрей Жадов. Коментарий в группе MERÄN JELMA / МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК
#критика #мерянскаякухня
РЕВЫ ПА ПУРКА / РЕПА И МОРКОВЬ
Я понял, что напоминает мне вкус варёной и запечённой потом репы, - вкус моей любимой брюссельской капусты. Та же сладковатая горчинка. В общем, русская кухня много потеряла с картошкой.
Однако без картошки уже нашу кухню не мыслю, она уже растворилась в самой нашей Сути. Но репа может придать неожиданные, яркие акценты нашей кухне. Особенно реконструируемой, этнической.
Кстати, тут уважаемый Сергей Зайков скинул фото (я так понимаю) хэнд мэйд конфет ala Vienan Karjala. Сушёные в печи репа и морковь. Надо взять на вооружение, наверняка, в нашей народной кухне был их аналог)
Касаемо слова "морковь". В марийском (луговом), удмуртском, слово "морковь" тюркизм: "кешыр", от татарского "кишер", чувашского "кишӗр". В горномарийском и коми слово "морковь" русизм: "морко", "морков". В коми есть и собственное слово для обозначения этого овоща - "гӧрд вуж" - "красный корень". Как и в северносаамском - rušpi - по-видимому, произошедшее от слова "красный" - rupsâd, дающего целый пучок слов с корнем ru.
Меня заинтересовало схожее название моркови в мордовских и прибалтийско-финских языках:
Пурьхкя - мокшанский
Пурька - эрзянский
Porkkana - финский
Porkana - карельский
Porgand - эстонский
Возможно, они происходят от одного корня -пур, -пор, -пир, в древности имевшего значение "красный", "желтый", по крайней мере, в венгерском piros - красный. Но это всего лишь предположение.
Однозначно лишь то, что эти, схожие между собой, слова появились в мордовских и прибалтийско-финских языках в период их архаической общности.
Предлагаю для обозначения моркови в мерянской реконструкции взять слово "пурка".
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #мерянскийязык #финноугры
Я понял, что напоминает мне вкус варёной и запечённой потом репы, - вкус моей любимой брюссельской капусты. Та же сладковатая горчинка. В общем, русская кухня много потеряла с картошкой.
Однако без картошки уже нашу кухню не мыслю, она уже растворилась в самой нашей Сути. Но репа может придать неожиданные, яркие акценты нашей кухне. Особенно реконструируемой, этнической.
Кстати, тут уважаемый Сергей Зайков скинул фото (я так понимаю) хэнд мэйд конфет ala Vienan Karjala. Сушёные в печи репа и морковь. Надо взять на вооружение, наверняка, в нашей народной кухне был их аналог)
Касаемо слова "морковь". В марийском (луговом), удмуртском, слово "морковь" тюркизм: "кешыр", от татарского "кишер", чувашского "кишӗр". В горномарийском и коми слово "морковь" русизм: "морко", "морков". В коми есть и собственное слово для обозначения этого овоща - "гӧрд вуж" - "красный корень". Как и в северносаамском - rušpi - по-видимому, произошедшее от слова "красный" - rupsâd, дающего целый пучок слов с корнем ru.
Меня заинтересовало схожее название моркови в мордовских и прибалтийско-финских языках:
Пурьхкя - мокшанский
Пурька - эрзянский
Porkkana - финский
Porkana - карельский
Porgand - эстонский
Возможно, они происходят от одного корня -пур, -пор, -пир, в древности имевшего значение "красный", "желтый", по крайней мере, в венгерском piros - красный. Но это всего лишь предположение.
Однозначно лишь то, что эти, схожие между собой, слова появились в мордовских и прибалтийско-финских языках в период их архаической общности.
Предлагаю для обозначения моркови в мерянской реконструкции взять слово "пурка".
Андрей Малышев.
#мерянскаякухня #мерянскийязык #финноугры
СЕВЕРНАЯ КУХНЯ.
Из переписки с френдом в одной из соцсетей.
Думаю, так или иначе, вся крестьянская кухня великороссов и финно-угров от Новгорода до Нюхчи и от Архангельска до Вятки, едина. Во главе- стоит печь, особенности хозяйствования, зерновые и огородные культуры выращиваемые в условиях Севера, рыба, мясо диких и домашних животных, дичь и домашняя птица, домашние сыры и тд.
По этому вполне можно и нужно вычленять в этом пространстве традиционной северной кухни региональные, национальные и субэтнические кластеры.
Андрей Малышев.
#традиционнаякухня #русскийсевер #великороссия #финноугры
Из переписки с френдом в одной из соцсетей.
Думаю, так или иначе, вся крестьянская кухня великороссов и финно-угров от Новгорода до Нюхчи и от Архангельска до Вятки, едина. Во главе- стоит печь, особенности хозяйствования, зерновые и огородные культуры выращиваемые в условиях Севера, рыба, мясо диких и домашних животных, дичь и домашняя птица, домашние сыры и тд.
По этому вполне можно и нужно вычленять в этом пространстве традиционной северной кухни региональные, национальные и субэтнические кластеры.
Андрей Малышев.
#традиционнаякухня #русскийсевер #великороссия #финноугры
МЕРЯН АТЕ / МЕРЯНСКАЯ ПОСУДА IX — XI ВЕКОВ.
В таких лепных горшках и кувшинах варили и держали - ярыш / кашу, кушал / кисель, щюр / похлебку, пуре / мёд, шабы / квас - древние меряне и скандинавы, жившие в протогороде Тимерёво, первом городском поселении на месте современного Ярославля. По мнению ученых 75% населения Тимерёво составляли финны (преимущественно меря).
Фото: археологическая экспозиция Ярославского музея-заповедника. 2018.
#меря #мерянскаякухня #древнерусскаякухня #темерёво #Xвек #археология
В таких лепных горшках и кувшинах варили и держали - ярыш / кашу, кушал / кисель, щюр / похлебку, пуре / мёд, шабы / квас - древние меряне и скандинавы, жившие в протогороде Тимерёво, первом городском поселении на месте современного Ярославля. По мнению ученых 75% населения Тимерёво составляли финны (преимущественно меря).
Фото: археологическая экспозиция Ярославского музея-заповедника. 2018.
#меря #мерянскаякухня #древнерусскаякухня #темерёво #Xвек #археология
ШАНЦА ШЕМЕ / ЧЁРНАЯ СОЛЬ
Долгое время учеными считалось, что рецепты костромских старообрядцев из "Мерьского стана" по приготовлению знаменитой черной соли безвозвратно утеряны. Однако оказалось, что этот старинный мерянский рецепт бытует среди коренного населения Костромской области до сих пор.
Стойкость этого обычая местное население объясняет особым вкусом этой соли и давней привычкой. Однако все, что касается традиции еды, обычно имеет и более глубокие рациональные корни.
Черная соль из Костромы сделана на основе ржаной муки, по старинному рецепту, с сохранением классической технологии. Это натуральный, экологически чистый продукт без синтетических добавок, богатый микроэлементами.
Одним из преимуществ черной соли, сделанной по данному рецепту, является повышенное содержание кальция. Она обогащается кальцием в процессе производства за счет муки и дальнейшего золирования. А ведь именно кальций образует твердую основу костей и зубов. Его недостаток приводит к слабому развитию мышц и скелета, быстрой утрате стройной фигуры.
После обжига в черной соли уменьшается количество вредных для человека примесей, в том числе - соединения тяжелых металлов. Черная соль регулирует пищеварение, не так сильно задерживает в организме воду. Углерод в виде мелкопористого угля выводитиз организма токсины. Из-за того, что черная соль запекается с ржаной мукой, она становится рассыпчатой и мелкозернистой, меньше отсыревает.
Черная соль имеет свой неповторимый вкус. Кладется во все блюда, куда кладется обычная соль.
Самая вкусный шабалмунчак - яичница - та, что приправлена черной солью. Если Вы хотите подчеркнуть вкус салата из свежих овощей - посыпьте его черной мерянской солью. Её можно использовать в качестве "последнего штриха" при приготовлении мяса, рыбы, салатов, картофеля.
Эко-кухня древних мерян возвращается к нам из глубины веков.
(С) Дед Вепдюй.
Обычай приготовления чёрной соли, как минимум с XVI века, был распространён в Костромской, Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда традиция распространилась и на Сибирь.
Четверговую соль готовили один раз в году — в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг. Этот обычай обрядового использования соли имеет древние корни, когда за солью признавали возможность давать здоровье и защищать человека. Об обычае упоминалось в Сборнике постановлений церковного собора XVI века «Стоглав», который осудил приготовление этой соли и постановил:
«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».
#чернаясоль #мерянскаякухня #мерянскийязык #меря #четверговаясоль
Долгое время учеными считалось, что рецепты костромских старообрядцев из "Мерьского стана" по приготовлению знаменитой черной соли безвозвратно утеряны. Однако оказалось, что этот старинный мерянский рецепт бытует среди коренного населения Костромской области до сих пор.
Стойкость этого обычая местное население объясняет особым вкусом этой соли и давней привычкой. Однако все, что касается традиции еды, обычно имеет и более глубокие рациональные корни.
Черная соль из Костромы сделана на основе ржаной муки, по старинному рецепту, с сохранением классической технологии. Это натуральный, экологически чистый продукт без синтетических добавок, богатый микроэлементами.
Одним из преимуществ черной соли, сделанной по данному рецепту, является повышенное содержание кальция. Она обогащается кальцием в процессе производства за счет муки и дальнейшего золирования. А ведь именно кальций образует твердую основу костей и зубов. Его недостаток приводит к слабому развитию мышц и скелета, быстрой утрате стройной фигуры.
После обжига в черной соли уменьшается количество вредных для человека примесей, в том числе - соединения тяжелых металлов. Черная соль регулирует пищеварение, не так сильно задерживает в организме воду. Углерод в виде мелкопористого угля выводитиз организма токсины. Из-за того, что черная соль запекается с ржаной мукой, она становится рассыпчатой и мелкозернистой, меньше отсыревает.
Черная соль имеет свой неповторимый вкус. Кладется во все блюда, куда кладется обычная соль.
Самая вкусный шабалмунчак - яичница - та, что приправлена черной солью. Если Вы хотите подчеркнуть вкус салата из свежих овощей - посыпьте его черной мерянской солью. Её можно использовать в качестве "последнего штриха" при приготовлении мяса, рыбы, салатов, картофеля.
Эко-кухня древних мерян возвращается к нам из глубины веков.
(С) Дед Вепдюй.
Обычай приготовления чёрной соли, как минимум с XVI века, был распространён в Костромской, Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда традиция распространилась и на Сибирь.
Четверговую соль готовили один раз в году — в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг. Этот обычай обрядового использования соли имеет древние корни, когда за солью признавали возможность давать здоровье и защищать человека. Об обычае упоминалось в Сборнике постановлений церковного собора XVI века «Стоглав», который осудил приготовление этой соли и постановил:
«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».
#чернаясоль #мерянскаякухня #мерянскийязык #меря #четверговаясоль
Саночки-копылки. Дрова для печи.
Фото: Михаил Столяров. Маекса. 2021.
#сани #копылки #маекса #мерянскаякухня #русскаякухня #меря #белозерск #merjamaa #meryafood #russianfood #russia2021 #belozersk #maeksa
Фото: Михаил Столяров. Маекса. 2021.
#сани #копылки #маекса #мерянскаякухня #русскаякухня #меря #белозерск #merjamaa #meryafood #russianfood #russia2021 #belozersk #maeksa
Начали с сыном делать чипсы из репы. Остались обрезки, решил их пожарить как картошку. Довольно оригинальный вкус, нечто среднее между сильно подслащенной картошкой и запечённой цветной капустой.
#меря #мерянскаякухня #древнерусскаякухня #русскаякухня #репа
#меря #мерянскаякухня #древнерусскаякухня #русскаякухня #репа
Где "русская печь" там завсегда ухват и хлебная лопата.
В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам — пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказки была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправляет "Иван" в пылающую печь дочку злой Яги.
Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряже толщиной не менее 25 см. Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков. Но если все же более-менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи.
Из каждой плахи вытесывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты. Причем контуры старались расположить так, чтобы сучковатые участки древесины при последующей обработке по возможности удалялись. Затем из доски, строго придерживаясь нанесенных контуров, вытесывали черновую заготовку лопаты. На следующем этапе скругляли по всей длине черенок и стесывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой.
К вопросу о том, как будет лопата, в частности "хлебная лопата", по мерянски. Озадачился этим вопросом. И вот что получилось:
Лопата по марийски: - кольмо, кольмы.
Кайме - лопата в мокшанском.
Мокшанское слово определенно связано с прибалтийско-финским корнем -kai означающим процесс копки земли -
Kaivella - копать в финском
Kaivaa - копать в финском
Kaevama - копать в эстонском
Kaida - копать в вепсском
Kuovõ - копать в ливском
Kaivua - копать в карельском
Goaivut - копать в саамском
С прибалтийско-финским и мокшанским kai/кай, вероятно, связан венгерский термин kiváj - сверлить, углубить, выдалбливать.
Коллега Васка Шёмтолгай, по итогам обсуждения, предложил для лопаты реконструированную меряскую форму -койма. Северное -о в противовес прибалтийскому а. А -ма - словообразующая частица, указание на предмет.
Итак, "хлебная лопата" по мерянски будет - киндяк койма.
Фото: Андрей Мерянин . Деревня Колопатино, Солигаличский район Костромской области.
#хлебнаялопата #русскаяпечь #ухват #мерянскаякухня #русскаякухня #меря #великороссы #кострома #солигалич #колопатино #meryafood #russianfood #merjamaa #russia2021
В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам — пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказки была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправляет "Иван" в пылающую печь дочку злой Яги.
Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряже толщиной не менее 25 см. Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков. Но если все же более-менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи.
Из каждой плахи вытесывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты. Причем контуры старались расположить так, чтобы сучковатые участки древесины при последующей обработке по возможности удалялись. Затем из доски, строго придерживаясь нанесенных контуров, вытесывали черновую заготовку лопаты. На следующем этапе скругляли по всей длине черенок и стесывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой.
К вопросу о том, как будет лопата, в частности "хлебная лопата", по мерянски. Озадачился этим вопросом. И вот что получилось:
Лопата по марийски: - кольмо, кольмы.
Кайме - лопата в мокшанском.
Мокшанское слово определенно связано с прибалтийско-финским корнем -kai означающим процесс копки земли -
Kaivella - копать в финском
Kaivaa - копать в финском
Kaevama - копать в эстонском
Kaida - копать в вепсском
Kuovõ - копать в ливском
Kaivua - копать в карельском
Goaivut - копать в саамском
С прибалтийско-финским и мокшанским kai/кай, вероятно, связан венгерский термин kiváj - сверлить, углубить, выдалбливать.
Коллега Васка Шёмтолгай, по итогам обсуждения, предложил для лопаты реконструированную меряскую форму -койма. Северное -о в противовес прибалтийскому а. А -ма - словообразующая частица, указание на предмет.
Итак, "хлебная лопата" по мерянски будет - киндяк койма.
Фото: Андрей Мерянин . Деревня Колопатино, Солигаличский район Костромской области.
#хлебнаялопата #русскаяпечь #ухват #мерянскаякухня #русскаякухня #меря #великороссы #кострома #солигалич #колопатино #meryafood #russianfood #merjamaa #russia2021
ШОМШАДАН ЯРЫШ. ГРЕЧКА ПО МЕРЯНСКИ.
Шомшадан ярыш аналог великорусской каши сименухи.
Ингредиенты: гречневая крупа 300 г, грибы 100 г., яйца .3–4 шт., лук 2 шт., сливочное масло 100 г., соль по вкусу.
Как готовить: Варим обычную гречку под крышкой, затем отвариваем грибы и яйца вкрутую, измельчаем. Обжариваем лук на сковороде в масле для каши. Добавить смесь в крупу, перемешать.
Этимология названия
Шомшадан – гречка. По аналогии с марийскими словами (луг.) шемшыдаҥ – гречка, (горн) шим шӓдӓнгӹ – гречка, (сев.зап.мар) шим шӓдӓн – дословно: «черная пшеница».
Ярыш - смесь, месиво, мешанина (каша). По аналогии с марийскими словами (сев.зап.мар) йараш – мешать, смешивать. По-видимому это может быть аутентичным мерянским термином засвидетельствованным в топонимике:
1 - Деревня Ярышево Кадуйского муниципального района, Вологодской области.
2 - Село Ярышево Гаврилово-Посадского муниципального района, Ивановской области.
3 - Деревня Ярышкино Кинешемского муниципального района, Ивановской области.
4 - Урочище Ярышево рядом с Шихобалово Юрьев-Польского района, Владимирской области.
5 - Деревня Яришнево Тейковского района, Ивановской области.
6 - Озеро Ярышево Муромского района Владимирской области.
Нигде в России эти названия больше не встречаются.
Славянской калькой Ярыш(ево) является распространенный на исторической мерянской территории, и шире в Центральной России, топоним - Кашино.
История гречки.
Гречка – одна из самых популярных круп в России. Удивительно, что при всей полезности и сбалансированности состава эта крупа не получила широкого распространения почти во всех остальных странах.
Лидер мирового рынка по производству гречихи – Россия. На втором месте находится Китай, на третьем братская Украина. На эти три государства приходится примерно 75 процентов мирового производства этой крупы.
Исторической родиной крупы является Северная Индия и Непал. Дикорастущие формы этой культуры появились на западных отрогах гималайских гор примерно 5 тысяч лет назад. Стоит отметить, что сейчас ни в Индии, ни в Непале не употребляют крупу в пищу. Эту крупу полюбили на древнем Ближнем Востоке, а затем в Византии, откуда крупа проникла в Поволжье, на Русь. Произошло это, по-видимому, в начале 2 тысячелетия.
Пара интересных фактов:
Историк кухни Вильям Похлёбкин высказывал предположение, что в русских поговорках под кашей подразумевали исключительно гречневую — настолько она была распространена.
Долгое время в Московии гречневая каша оставалась уделом бедных людей: говорили, что «черная каша для черной кости» (привет марийской "черной пшенице"!!!). Люди побогаче предпочитали белые каши, такие как пшеничная, овсяная и тд.
Андрей Мерянин
#гречка #кашасименуха #каша #мерянскаякухня #русскаякухня #меря
Шомшадан ярыш аналог великорусской каши сименухи.
Ингредиенты: гречневая крупа 300 г, грибы 100 г., яйца .3–4 шт., лук 2 шт., сливочное масло 100 г., соль по вкусу.
Как готовить: Варим обычную гречку под крышкой, затем отвариваем грибы и яйца вкрутую, измельчаем. Обжариваем лук на сковороде в масле для каши. Добавить смесь в крупу, перемешать.
Этимология названия
Шомшадан – гречка. По аналогии с марийскими словами (луг.) шемшыдаҥ – гречка, (горн) шим шӓдӓнгӹ – гречка, (сев.зап.мар) шим шӓдӓн – дословно: «черная пшеница».
Ярыш - смесь, месиво, мешанина (каша). По аналогии с марийскими словами (сев.зап.мар) йараш – мешать, смешивать. По-видимому это может быть аутентичным мерянским термином засвидетельствованным в топонимике:
1 - Деревня Ярышево Кадуйского муниципального района, Вологодской области.
2 - Село Ярышево Гаврилово-Посадского муниципального района, Ивановской области.
3 - Деревня Ярышкино Кинешемского муниципального района, Ивановской области.
4 - Урочище Ярышево рядом с Шихобалово Юрьев-Польского района, Владимирской области.
5 - Деревня Яришнево Тейковского района, Ивановской области.
6 - Озеро Ярышево Муромского района Владимирской области.
Нигде в России эти названия больше не встречаются.
Славянской калькой Ярыш(ево) является распространенный на исторической мерянской территории, и шире в Центральной России, топоним - Кашино.
История гречки.
Гречка – одна из самых популярных круп в России. Удивительно, что при всей полезности и сбалансированности состава эта крупа не получила широкого распространения почти во всех остальных странах.
Лидер мирового рынка по производству гречихи – Россия. На втором месте находится Китай, на третьем братская Украина. На эти три государства приходится примерно 75 процентов мирового производства этой крупы.
Исторической родиной крупы является Северная Индия и Непал. Дикорастущие формы этой культуры появились на западных отрогах гималайских гор примерно 5 тысяч лет назад. Стоит отметить, что сейчас ни в Индии, ни в Непале не употребляют крупу в пищу. Эту крупу полюбили на древнем Ближнем Востоке, а затем в Византии, откуда крупа проникла в Поволжье, на Русь. Произошло это, по-видимому, в начале 2 тысячелетия.
Пара интересных фактов:
Историк кухни Вильям Похлёбкин высказывал предположение, что в русских поговорках под кашей подразумевали исключительно гречневую — настолько она была распространена.
Долгое время в Московии гречневая каша оставалась уделом бедных людей: говорили, что «черная каша для черной кости» (привет марийской "черной пшенице"!!!). Люди побогаче предпочитали белые каши, такие как пшеничная, овсяная и тд.
Андрей Мерянин
#гречка #кашасименуха #каша #мерянскаякухня #русскаякухня #меря
Что выращивали в огороде до появления картошки?
Почти все, что растет на грядках у современного верхневолжского садовода, никакого отношения к традиционному огородничеству в XV-XVII веках не имеет.
Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных.
Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека.
Морковь? Да, ее в Московии ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.
Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.
1 - Репа
Несомненный номер один. Важнейший поволжский (и не только — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.
Иллюстрация: Валентин Константинов 2021.
#репа #меря #мерянскаякухня #русскаякухня
Почти все, что растет на грядках у современного верхневолжского садовода, никакого отношения к традиционному огородничеству в XV-XVII веках не имеет.
Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных.
Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека.
Морковь? Да, ее в Московии ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.
Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.
1 - Репа
Несомненный номер один. Важнейший поволжский (и не только — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.
Иллюстрация: Валентин Константинов 2021.
#репа #меря #мерянскаякухня #русскаякухня