Мерянский Этнофутуризм
33 subscribers
41 photos
17 links
Наш проект об Этнофутуризме – смеси народного искусства, краеведения, метафизического туризма, арт-футуризма, и других, новых трендов – способе познания архаичного в будущем «здесь и сейчас».

По всем вопросам @Merjafuturisti
加入频道
Енкишке кеса. Год дракона.

Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов): "Дракон, ящер, змей как образ встречается как в наличниках в средней полосе России где проживала меря, так и в Китае. И скажу вам мерянский дракон очень похож на Китайского. Древний образ. Который дошёл до нас сквозь столетия."

Арт: Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). 2024.

#этнофутуризм #меря #ящер
Серия «Меряфутуризм» (2021-2022) и дискуссия о футуризме с славянским художником-новоязычником Максимом Сухаревым

Недавно для искусствоведа Эльвиры Мазитовны Колчевой готовил подборку своей "меряфутуристической" компьютерной графики и текстов нашей с Максимом Сухаревым (славянский художник-новоязычник) дискуссии об "этно" и "футуро" проходившей зимой 2021-22 гг.. Сейчас интересно оглядываться назад, подводить некие итоги. Жаль Максим далил свой старый чат, теперь половина текстов и мыслей на которые я отвечал своими постами в канале Merjamaa навсегда потеряна. ((( Интересно что вся наша с ним дискуссия про "футуро" закончилась в конце февраля 2022 года. После, в марте, у меня была еще одна работа на тему мерянского XXII века, на этом все закончилось, и я на два года погрузился в черно-красно-белую графику.

Между тем в январе 2024 года я придумал новую серию "Пространство мерянских снов". Творческий союз нейросети и человека. Она тоже неким образом про будущее, но не в космосе и пространстве монструозных планетарных городов, а в мире грез и мифов. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Сижу рисую следующую работу на тему. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий нас мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, а вместе с ним пришли новые смыслы и видение этого будущего.

По "меряфутуризму" сделал большой лонгрид с картинками на 17 страниц ворда, почитаете, кому интересно. Лонгрид открыт для всех читателей — https://boosty.to/merjamaa/posts/de3a243f-bfe5-4ea1-b209-6cb9ff6d7405

#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее
Что такое меряфутуризм? Можете называть это как угодно: мифология, метаистория, космология, притча, фольклор, научная фантастика, неоязычество, фэнтези… Неомеряне должны фантазировать и размышлять о своих глубинных корнях так же страстно, как советские люди, из которых мы вышли, думали о судьбах всего человечества...

Андрей Мерянин. Серия «Меряфутуризм» (2021-2022 гг..)

Подробнее о серии в большом лонгриде с картинками на 17 страниц ворда, почитаете, кому интересно. Лонгрид открыт для всех читателей — https://boosty.to/merjamaa/posts/de3a243f-bfe5-4ea1-b209-6cb9ff6d7405

#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее
Красный ангел вострубил.

Использованы фото Андрея Павличенкова: Сценка из русской жизни и вид села Бушнево, на "Мерьской дороге" в бывшем Чухломском уезде, где в 90ые ещё служили в одной из церквей, а последний житель ушёл в 2003 году.

Арт: Андрей Мерянин. 2022.

#этнофутуризм #меря #чухлома
Forwarded from Меряфутурист
Нативная алхимия мерянизма.

Закончил рисовать «мерянский свиток» для одного международного проекта, который мы задумали с Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентином Константиновым), подробности расскажу позднее.

Работа «Тӱн-Пу па Икшен-Муна» (Древо Мира и Первояйцо) сделана в моем старом, «дографическом» стиле, а-ля 2010-2014 годы. Долго разрисовывался и работал над ней с перерывами, больше месяца. Работа сначала шла тяжело, а потом полетела легко, как будто кто-то водил моей рукой.

Когда я начинаю рисовать мерянское я никогда не знаю, что именно я начинаю рисовать. Это процесс сродни алхимии – «а дайка я соединю сурьму, куприт и ртуть». Начальная игра первоэлементами — орнаментами, тиште, светилами и звездами, фракталами миров, постепенно рождает «нечто», структурированное этнофутуристическим нарративом, нативной алхимией мерянизма и провидением Ӱма (Отца Неба).

Как говорил удмуртский этнофутурист Юри Кучыран: «В Эстонии этнофутуризм был окрашен в политико-культурный рационализм, а в Удмуртии (являющейся сейчас центром этнофутуризма) это иррациональный всплеск, идущий от сердца».

Перефразируя Юри: «В Верхневолжье этнофутуризм это нативная алхимия мерянизма.

Итак, помните из Калевалы:

Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля сырая
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились…

Полетели! 👇

#этнофутуризм #арт #мифология
Forwarded from Меряфутурист
«Тӱн-Пу па Икшен-Муна»

👆Круглая — сотворенная из Икшен-Муна (Первояйцо) — Тӱн-Маа (Мир-земля) омывается волнами Тӱн-ветек (Мирового океана). Она накрыта вращающимся Минэ-комм (Небосводом) состоящим их нескольких слоев, его неподвижная ось — Йутсырь-ташт (Полярная звезда). Она является центром Ӱмбал (Верхнего мира), обители Ӱма (Отца Неба), и других Минэ-воймэк (Небесных сил).

Великан Ёлс (Отец Нижнего Мира — брат и соперник Ӱма) поддерживает Маа-ава (Мать Земли), из которой прорастает Тӱн-Пу (Мировое Древо) касающееся звезд.

Землю в ф-у мифологии воплощала Богиня, часто являвшаяся супругой небесного Бога, который за провинность сбросил ее на Землю. Она стала покровительницей хтонических существ — ящеров, змей и т. п., связанных с плодородием, землей, водой и преисподней. Предки верили, что Мать обитает в верховьях Мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, а арбуям дарует дар прорицания.

Андрей Мерянин. 2024.

Посвящается Меж Кутӱк.

#этнофутуризм #арт #мифология
Forwarded from Меряфутурист
Пространство мерянских снов.

Изучаю нейросеть Bing, мне нравится её творчество по колориту и проработке образов. Конечно сами по себе её картинки бездушные, но, по уникальным запросам можно генерировать себе оригинальный клипарт для картин. Если их соединять одну с другой они образуют иллюзорное пространство снов о мере, красивых, нереальных, божественных и инфернальных. Словом, нейросети инструмент для познания коллективного мерянского бессознательного, снов о чем-то важном, как говорит Максим Сухарев.

Работой "В мерянском сне" начинаю новую серию основанную на союзе человека и иск.интеллекта — футуристической суперпозиции, экзистенциальной инклюзии.

Вся финно-угорская Россия сегодня пространство снов. Меря, чудь, весь недостаточно серьёзны для верхневолжцев наяву, но слишком серьёзны в их бессознательном. Ибо из всех снов для нас важнейшими являются те в которых приходят предки, волшебные птицы и животные, вещие старики, в которых мы соприкасаемся с предвечными Светом и Тьмой...

#этнофутуризм #сны
Forwarded from Меряфутурист
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024.

Продолжение серии "Пространство мерянских снов". Неким образом она тоже про будущее, но не в космосе и не в пространстве монструозных планетарных городов, как образы серии "Меряфутуризм", а в мире мифов и грез о будущих встречах. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, новые смыслы и мечтания.

Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либераст и славянский филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в малоизвестном поселке Пошехонского района Ярославской области.

Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь то ли с крестами, то ли с пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.

В итоге в его смартфоне, макбуке и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи с потусторонним другом заканчиваются осознанием своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою подругу-абьюзера заставляющую его релоцироваться в Тбилиси, продает квартиру на Малой Филевской и переводится в КГУ им Некрасова в Кострому, где начинает заниматься реконструкцией мерянского языка и мифологии. Ёлусь па ёлусь.

#этнофутуризм #сны #ёлс
Forwarded from Меряфутурист
Кресын палык / Крестное знамение. 2024.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня, как и сотни, и тысячи лет назад, воплощённые, т.е. живущие в этом физическом мире люди, ощущают жизнь как единственную и непрерывную исключая перерывы для сна. Весь мир воспринимается нами аналогично трансляции стрим телевидения, в конкретное «здесь и сейчас» мы проживаем «кадр», а затем идёт смена «кадра», и нас ждут другие, необходимые или случайные для нашей жизни процессы. Мы намертво включены в «кадр» и не можем его «перематывать» ни назад ни вперед.

Только входя в сон, являющийся «окном» в другие миры, мы можем прокручивать поток по своему желанию, научившись управлять сновидениями, или просто полуосознанно перемещаясь в них, влекомые Силами. Во снах можно попасть не только в будущее, но и в прошлое, поговорить со своими предками, духами и Богами. Например встретить в сумерках лешего в сосновом бору на Сарском городище.

Этнограф Алексей Киселев в одной из своих работ посвященных народной демонологии постмерянских пространств Ростовской земли так описывал его образ:

«По поверьям, бытовавшим в Ростовском районе, леший преимущественно обитал в отдаленных и безлюдных местах и обычно наделялся антропоморфными признаками. Так, информант из д. Ершники Фатьяновского сельского округа сообщал следующее: «Пугали все нас маленьких. «Леший придет из Зараменья и тебя заберет». «А леший, леший - это, во-первых, лесной человек, страшный, он никому не показывается. Но он может заблудить; может быть, и обидеть...».

В ходе полевых исследований удалось выявить большую группу текстов, объединенных мотивом оборотничества лешего - способности показываться в виде человека, знакомого герою повествования.

В качестве примера приведем следующие сообщения: «Это в Потоке. Папа раньше-говорил, что здесь водит. Сюда вот, на Шугорском лугу. Заблудился дядя Ваня Спиридонов. Говорит, шел домой, и ему казался мой папка с бутылкой. И он за этой бутылкой по этому оврагу пошел. В Подберезье пришел».

«А вот бабушки раньше знали. Сидят прялки прядут. Стучат в окошко: «Пойдем, подруга». Идут: деревни, деревни. Идут по лесу. Заводит, заводит. Угощает куличами. И р-раз - пропала. И остается около поленницы в лесу. А вместо куличей лошадиный помет».

Вызывают интерес рассказы, в которых описывается поведение лешего: «Лешай ходит... Вот у нас на этем, на реке Саре, один раз и нашего папу завело. Вот иду, говорит, иду в гору. В гору взойду, а моста нет. Слетаю под гору кувырком. Раза четыре, говорит, в гору влезал, все мосту нет. Потом, говорит, идут две женщины. Говорит: «Как вы перешли, мосту-то нет». Они засмеялиса. А я, говорит, стою: «Господи, как же... Мосту-то нет». Ха-ха-ха-ха-ха! Только, говорит, смех прошел, и я, говорит, пошел по мосту хоть бы што. Вот, это, гот, меня, значит, леший завел».

«У меня вот мать... Там болото, называется Семеновское болото, вот она все ходит в это болото за клюквой... «И вот, И говорит, - как прихожу, лес [так!] начинает хлопать в ладоши. Говорю: «Как, вот так?»
- Да, пугает меня все...
- Да это тебе кажется.
- Да нет, это настоящий леший... начинает кричать».

Любопытно следующее произведение: «Мама рассказывала моя. Раньше едут в Ростов, и около Серьгова все, лошадь не пойдет, вся в пене бьется. И глядишь: пойдет и пойдет лешай. Говорили. Пойдет и фонариком сверкает... Молитву прочитает, и куды чего девается. Лошадь пойдет и сухая.

«Прихожу часа в два [ночи]. Матери нет. А она является в три-четыре часа. Она говорит: «Шла- шла, - говорит, - дошла до Холщевки. Прошла низом, и в этот ельник. Гляжу, - говорит, ельник. Перекрестилась гляжу: гладкая дорога».. Как раньше говорили, леший завел».

Представление о действенности крестного знамения и молитвы можно объяснить упоминанием в них Бога, Богородицы, святых, противостоящих, согласно христианским представлениям, «нечистой силе».

Арт: Кресын палык / Крестное знамение. 2024. Андрей Малышев-Мерянин

#этнофутуризм #сны #леший #меря #чудь
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня рассказ пойдет о мерянском Ӱма. Ӱма не только Ӓндраш-Варазо (Творец Вселенной), грозный громовержец как финский Jumala (Ukko) и биармский Jomali, но и добрый Минэн-Атя (Небесный Отец).

Обитает Ӱма в своей обители Ӱмбал-вер (Верхнем мире), по некоторым представлениям, состоящей из семи небес, считающейся миром богов. Первоначально слово «юмо» в финских языках значило небо, и в этом смысле оно до сих пор употребляется в некоторых случаях, например, в марийских выражениях юмо волгалтла (небо проясняется); юмо йӱклана (небо гремит); юмо пылайте (небо в облаках). Есть это слово и в мерянской топонимии - Юмбалово (верхнее место), Юминское, Юминской (верхнее). На этой основе реконструированы такие слова мерянского языка как ӱмтӱр (горизонт - край верха), ӱмшунге (мироздание - верхний остров), ӱманки (жертвенник - камень Бога), ӱманпукшыш (радуга - лук Бога).

Ӱма пребывает в своём Минэн перт (небесной избе) на Ширне пӱкон (Золотом троне), откуда ему видны все дела мерäк (людей). У братьев марийцев, как и у эрзян с мокшанами, Ӱма находится за васкан пӹцӹ (железным забором) и за сизем минэк (семью небесами), куда никто не может попасть. Согласно некоторым представлениям, во время грозы Юмо пускает с неба на землю стрелы-камни. Считалось, что он ездит по небу на колеснице с огненными конями, что отчасти сближает его с народно-христианским образом святого Ильи.

Итак, Ӱма может являть нам не только свои грозные лики, но и отеческий - Минэн-Атя. На картине Минэн-Атя улыбаясь взирает на Маа-вер (Земной мир) — Маа (землю), Маска-атя (Отца медведя) которого волжские финны традиционно почитают как покровителя человеческой семьи. Существует множество преданий о родстве человека и медведя, а в фольклоре широко распространен сюжет о брачном сожительстве женщины и медведя. В марийской мифологической сказке Отю и Маска повествуется о том, как девушка Отю пошла с подружками в лес по ягоды, но заблудилась, набрела на избушку, в которой жил медведь, и стала его женой. Прямо как в нашей костромской сказке «Иван медвежье ухо».

На спине Маска-атя сидит Тӱкто-ава (Мать утка) создавшая наш Валгаш (Мир), снесшая на поверхности Инвете Яндраш (Мирового океана) два яйца из которых вылупились два брата Ӱма (мар. Юмо) и Ёлс (мар. Йын). А за ними возвышается крутой холм с Ӱман шилык (Божьим мольбищем).

От Его лика разлетаются божьи птицы-весники, которые в астральных представлениях волжских финнов играли значительную роль. Птицы считались медиаторами между мирами, символами богов (утки, лебеди), ведовства и потусторонних (ворона, галка, грач), вестей от предков (кукушка), плодородия (курица), защиты от мертвецов (петух), образа души (голубь), защиты человека (ласточка), птицы были символами при гадании, использовались в жертвоприношениях, а в ранние периоды были самими божествами.

Арт: Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной. Андрей Мерянин. 2024.

#этнофутуризм #мифология #меря #сны
Forwarded from Меряфутурист
Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.

"Этнофутуризм — это, прежде всего, бережное и ответственное отношение к реальным традициям и материалам прошлого, их творческое осмысление и сохранение; он не призван, по моему мнению, с кем-то спорить и кому-то что-то доказывать, поскольку в его основе лежат результаты реальных исследований ученых: историков, археологов, лингвистов, этнографов, краеведов, и т.д. Это лишь моя версия, я уверен, что коллеги, художники-этнофутуристы, коих немало в России и за рубежом, дополнят или озвучат или уже озвучили свою версию."

Валентин Константинов. Апрель 2015 года.

Арт: Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.

#меря #этнофутуризм
Вете кухама куна, колак куткокым нелеть, вете ляктема куна - куткок колакым нелеть. Кондызанык таченпяль шкенан нӹкамдома тек ныгӱ.

Аврель Августин.

Когда поднимается вода, рыбы едят муравьев, когда вода уходит - муравьи едят рыб. Пусть никто не полагается на своё сегодняшнее превосходство.
— Аврелий Августин


Арт Валентин Константинов

#меря #этнофутуризм
Субстратное далёкое, любимое, знакомое...

Есть улицы масковские, высокие и важные,
И гарадки сталичные, с гирляндами агней.
А мне милей мерянские, перты* - одноэтажные,
От деревень их саёвых* становится светлей!

Пройду я по Кукуевке, сверну я на Кундыловку,
Потом на Толгской улице я постою в тени.
Зайду я в Кухмарь, Согило, в Лупандино и Цицерму,
Как будто в детство давнее ведут меня они.

И, может быть, в Шемякино, а, может быть, в Турабьево,
А не у этих домиков, там где стоит Шигуй.
С юдорой* встречусь первою, негаданной, нежданною,
И вновь к пробитой полночи я буду сам не свой.

перт* — дом
саёвый* — хороший < сай — хорошо
юдор* — девушка

Оператор вдохновения "Встреча Руси и Чуди".

Арт: Мерянки-галичанки. 2024. Андрей Мерянин.

#меря #чудь #арт
Forwarded from Меряфутурист
Сон о Великих Матерях.

Тот кто-то думает, что нейросеть это псевдотворчество бездушной машины, тот ошибается. Этот арт я рисовал неделю с помощью нейросети Кандинский 3.0. И мог бы рисовать еще столько же.

Задумка, эскизирование, скетчи, композиция полностью мои. Нейросеть здесь использована в качестве инструмента, столь же тонкого как техника сновидения, аналога фильтров в фотошопе, когда разные авторские варианты обрабатываются в нейросети с помощью дополнительных текстовых заданий, получившиеся варианты снова и снова видоизменяются, накладываются друг на друга в слоистой структуре сна, дорисовываются вручную.

Мерянский этнофутуризм объединяет образы архаики с будущим в рамках совместного творчества живого человека (художника) и искусственного интеллекта (машины).

В арте изображен сюжет, изображающий трех богинь — Великую Мать в суздальско-нижегородском кокошнике и её помощниц — Младших Матерей в странных, то ли деревенских, то ли авиационных, костюмах.

Андрей Мерянин. 2024.

#этнофутуризм #меря #арт