Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
Водлозеро рядом с Онегой, ареал пудожских карел и чуди. Окончательно обрусели они только в XIX веке, поэтому в культуре русских водлозёров так много чудской архаики: святые рощи, молельные и колдовские деревья, общение с мёртвыми и тд.
От Водлозера 150 км по прямой будет Лача-озеро и Каргополье, затем через 50 км. Воже-озеро, упомянутые в «Молении Даниила Заточника», памятнике залесской литературы XIII века. Написано оно в виде обращения к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год (по версии В. М. Истрина):
«Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и в гуслях. ... Ибо, господине, кому Боголюбове, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое.»
А от Воже-озера всего 80 км по волокам и Белоозеро будет. Это уже весь и меря, родная Ростово-Суздальская сторона. Всё рядом.
#финноугры
От Водлозера 150 км по прямой будет Лача-озеро и Каргополье, затем через 50 км. Воже-озеро, упомянутые в «Молении Даниила Заточника», памятнике залесской литературы XIII века. Написано оно в виде обращения к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год (по версии В. М. Истрина):
«Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и в гуслях. ... Ибо, господине, кому Боголюбове, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое.»
А от Воже-озера всего 80 км по волокам и Белоозеро будет. Это уже весь и меря, родная Ростово-Суздальская сторона. Всё рядом.
#финноугры
Куда ни плюнь, везде аристократия.
А куда податься потомкам крепостных, черносошных, белопашцев, да ясачных людей? Которых у нас 90%?..
Как очень мудро вопрошал Джон Болл, английский священник-лоллард, проповедник социального равенства XIV в.: "Когда на Земле были только Адам и Ева, кто тогда был дворянином?" 🙂 🙂 🙂
#антропология #юмор
А куда податься потомкам крепостных, черносошных, белопашцев, да ясачных людей? Которых у нас 90%?..
Как очень мудро вопрошал Джон Болл, английский священник-лоллард, проповедник социального равенства XIV в.: "Когда на Земле были только Адам и Ева, кто тогда был дворянином?" 🙂 🙂 🙂
#антропология #юмор
Женщины и занимательная антропология
Вы, наверное, заметили, что у мерянских женщин Сев. Поволжья очень часто коренастые, "плотно сбитые" фигуры которыми они заметно отличаются от крывичанок из Смоленщины и Беларуси и других славянок с Юго-Запада и Юга России?
В сети, вместе с этой инфографикой, наткнулся на научную версию, объясняющую этот феномен. Согласно ей всё человечество по пропорциям тела делится на людей трёх типов: долихоморфных, у которых торс по отношению к длине рук и ног заметно короче, мезоморфных и брахиморфных. У мезоморфных нет ярко выраженных особенностей, всё усреднено, а брахиморфные отличаются более короткими конечностями в сравнении с общей длиной торса.
К примеру в Северном и Среднем Поволжье, на Евр.Севере и Урале преобладает брахиморфный и смешанный, мезо-брахиморфный типы — наследие коренного финно-угорского населения для которого брахиморфность характерна. За почти 1000 лет контактов с балто-славянами, получился местный гибридный мезо-брахиморфный тип фигуры.
#антропология
Вы, наверное, заметили, что у мерянских женщин Сев. Поволжья очень часто коренастые, "плотно сбитые" фигуры которыми они заметно отличаются от крывичанок из Смоленщины и Беларуси и других славянок с Юго-Запада и Юга России?
В сети, вместе с этой инфографикой, наткнулся на научную версию, объясняющую этот феномен. Согласно ей всё человечество по пропорциям тела делится на людей трёх типов: долихоморфных, у которых торс по отношению к длине рук и ног заметно короче, мезоморфных и брахиморфных. У мезоморфных нет ярко выраженных особенностей, всё усреднено, а брахиморфные отличаются более короткими конечностями в сравнении с общей длиной торса.
К примеру в Северном и Среднем Поволжье, на Евр.Севере и Урале преобладает брахиморфный и смешанный, мезо-брахиморфный типы — наследие коренного финно-угорского населения для которого брахиморфность характерна. За почти 1000 лет контактов с балто-славянами, получился местный гибридный мезо-брахиморфный тип фигуры.
#антропология
Пошехонье! Эталонная северная меря.
Подобный, как у мужчины, антропотип был у покойного Александра Васильевича Кузнецова, тотемского краеведа и топонимиста, одного из моих учителей, родившегося в деревне Фоминское Тотемского района Вологодской области. Тип характерный для северных мерян, вологодских весян на стыке с северными финнами (чудью) ошибочно принимаемый за "новгородский". Впрочем в Новгороде такой тоже скорее всего был распространен за счет вепсов, ижор, карел и псковской чуди.
#меря #вечь #пошехонье
Подобный, как у мужчины, антропотип был у покойного Александра Васильевича Кузнецова, тотемского краеведа и топонимиста, одного из моих учителей, родившегося в деревне Фоминское Тотемского района Вологодской области. Тип характерный для северных мерян, вологодских весян на стыке с северными финнами (чудью) ошибочно принимаемый за "новгородский". Впрочем в Новгороде такой тоже скорее всего был распространен за счет вепсов, ижор, карел и псковской чуди.
#меря #вечь #пошехонье
Тамара Михайловна Потехина (Киселёва) с детьми. Тамара Михайловна мама костомского (село Костома) поэта-отшельника Сергея Потехина. На фотографии Сергей справа. Какая потрясающая мерянская антропология!
#меря #костромскаяобласть
#меря #костромскаяобласть
Substrata Uralica.
Выходцы из села Коровново (Солигаличский район) за околицей которого Вёкса Чухломская впадает в Вочу. Село стоит на важном в средневековье торговом пути ведущим из Чухломы на Чудском озере через реку Кострома на Волгу, и по волокам на Белоозеро, Белое море и Урал.
В средневековье начало этому поселению положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Это было время монастырской колонизации финно-угорских земель Севера, положенной преподобным Сергием.
Надо понимать, что Александрова (Преображенская) пустынь в XIV - XV вв. была не только идеологическим центром христианизации края, но и важным таможенным пунктом.
Типичная мерянско-чудская антропология характерная для треугольника Буй-Чухлома-Галич.
#меря #костромскаяобласть
Выходцы из села Коровново (Солигаличский район) за околицей которого Вёкса Чухломская впадает в Вочу. Село стоит на важном в средневековье торговом пути ведущим из Чухломы на Чудском озере через реку Кострома на Волгу, и по волокам на Белоозеро, Белое море и Урал.
В средневековье начало этому поселению положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Это было время монастырской колонизации финно-угорских земель Севера, положенной преподобным Сергием.
Надо понимать, что Александрова (Преображенская) пустынь в XIV - XV вв. была не только идеологическим центром христианизации края, но и важным таможенным пунктом.
Типичная мерянско-чудская антропология характерная для треугольника Буй-Чухлома-Галич.
#меря #костромскаяобласть
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Один из первых памятников Карлу Марксу в РСФСР. Город Собинка Владимирской области.
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Горожане. Галич-Мерьский. Фото: А.П.Шевяков.
Мужчина на фото эталонный галицкий мерянин, просто красавец.
Александр Петрович Шевяков (1847 - 1884) во время обучения в Санкт-Петербургском технологическом институте на химическом факультете увлекся фотографией и, оставив институт, занялся ею профессионально. А. П. Шевяков много снимал в северных городах (Галич, Вологда, Тотьма и др.) и опубликовал в журнале «Нива» ряд краеведческих очерков, где были использованы его фотографии. Для передачи точности и красочности костюмов он использовал колоризацию, в процессе которой фотографии раскрашивались вручную акварельными красками, а наиболее важные детали акцентировались тушью. Шевяков добился признания Академии художеств и получил медаль «За акварельную живопись», а за свои работы по этнографии он был удостоен серебряной медали «За полезные труды» Императорского русского географического общества.
#галич #костромскаяобласть
Мужчина на фото эталонный галицкий мерянин, просто красавец.
Александр Петрович Шевяков (1847 - 1884) во время обучения в Санкт-Петербургском технологическом институте на химическом факультете увлекся фотографией и, оставив институт, занялся ею профессионально. А. П. Шевяков много снимал в северных городах (Галич, Вологда, Тотьма и др.) и опубликовал в журнале «Нива» ряд краеведческих очерков, где были использованы его фотографии. Для передачи точности и красочности костюмов он использовал колоризацию, в процессе которой фотографии раскрашивались вручную акварельными красками, а наиболее важные детали акцентировались тушью. Шевяков добился признания Академии художеств и получил медаль «За акварельную живопись», а за свои работы по этнографии он был удостоен серебряной медали «За полезные труды» Императорского русского географического общества.
#галич #костромскаяобласть
Краса Меровии. Или — ты чей? Мӓрӹн!
На фото - дизайнер Маша из нижегородской Шахуньи. Знакомая моего ивановского друга. По его замечанию: «Маша мечта любого мерянского национал-краеведа». Да, действительно, классическая заволжско-мерянская антропология у девушки. Её прекрасный образ сподвигнул меня написать эту небольшую заметку про историю Ветлужского региона.
— Ветля-Шангонское кугызство.
Шахунья это древний ареал вӹтлӓ мари, ветлужских или костромских марийцев. На этих территориях в средневековье существовало Ветля-Шангонское кугызство - марийское Ветлужское княжество со столицей в Шанзе (Шанга. Современный город Шарья в Костромской области). Слово «шанза» происходит от марийского шэнцэ (шэнзэ) и означает глаз. Крепость Шанза была поставлена ветлужскими мари на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением дружин Ростово-Суздальских князей. Место было удобно для защиты, так как с трех сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.
Выставить такую сторожевую крепость было под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные рода и фратрии марийского народа.
— Меровия.
У этих земель в средние века было еще одно название — Меровия — историческое название территории в современной северной части Нижегородской области, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Меровия / Merowia(m) впервые упоминается в «письме брата Юлиана о монгольской войне» автором которого является Юлиан Венгерский / Iulianus Hungarus — венгерский монах-доминиканец, совершивший в 1230-е годы два путешествия на восток в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria), прародины венгров. В нем Меровия упоминается, наряду с несколькими языческими царствами завоёванными татарами.
— Меря.
Известно, что в ходе возникновения Древнерусского государства в пределах Ростово-Суздальской земли (Меря), финно-угорский этнос Меря стал основой формирования «древнерусского» этноса в этом регионе. В результате этих этно-культурных и политических процессов часть мерян ушла с территорий современной Владимирской, и Ярославской областей. Наиболее непримиримые ушли за Волгу, в Унженско-Ветлужское междуречье, в Меровию, что вероятно и послужило причиной появления этого названия.
Позднее, с 16 века, по мере расширения Московского государства, началась русификация (крещение) мери уже на этих территориях, в результате чего появляется русский субэтнос ветлугаев. Часть мерян отходит дальше на восток, в Заветлужье, и сливается там с близкородственным этносом мари. Меря становятся участниками формирования северо-западной этнографической группы марийского народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области.
— Ты чей? Мӓрӹн!
Ветлужские марийцы или вӹтлӓ мӓрӹ это так называемые северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах. В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование — костромские марийцы.
Самоназвание марийцев на северо-западном диалекте марийского — «мӓрӹ», в отличие от литературного лугового варианта «мари». На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и мари — М. Фасмера, Т. С. Семёнова, С. К. Кузнецова, Д. А. Корсакова.
— Северо-западное наречие западной ветви марийского языка.
Нижегородские марийцы говорят на северо-западном наречии западной ветви марийского языка, но для большинства из них литература, которая издаётся в Марий Эл, непонятна.
Подробнее о северо-западном наречии западной ветви марийского языка вы можете прочесть здесь - https://vk.com/wall-64389613_2187
#меря #марийцы #мерянскийязык #меровия #ветлуга
На фото - дизайнер Маша из нижегородской Шахуньи. Знакомая моего ивановского друга. По его замечанию: «Маша мечта любого мерянского национал-краеведа». Да, действительно, классическая заволжско-мерянская антропология у девушки. Её прекрасный образ сподвигнул меня написать эту небольшую заметку про историю Ветлужского региона.
— Ветля-Шангонское кугызство.
Шахунья это древний ареал вӹтлӓ мари, ветлужских или костромских марийцев. На этих территориях в средневековье существовало Ветля-Шангонское кугызство - марийское Ветлужское княжество со столицей в Шанзе (Шанга. Современный город Шарья в Костромской области). Слово «шанза» происходит от марийского шэнцэ (шэнзэ) и означает глаз. Крепость Шанза была поставлена ветлужскими мари на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением дружин Ростово-Суздальских князей. Место было удобно для защиты, так как с трех сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.
Выставить такую сторожевую крепость было под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные рода и фратрии марийского народа.
— Меровия.
У этих земель в средние века было еще одно название — Меровия — историческое название территории в современной северной части Нижегородской области, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Меровия / Merowia(m) впервые упоминается в «письме брата Юлиана о монгольской войне» автором которого является Юлиан Венгерский / Iulianus Hungarus — венгерский монах-доминиканец, совершивший в 1230-е годы два путешествия на восток в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria), прародины венгров. В нем Меровия упоминается, наряду с несколькими языческими царствами завоёванными татарами.
— Меря.
Известно, что в ходе возникновения Древнерусского государства в пределах Ростово-Суздальской земли (Меря), финно-угорский этнос Меря стал основой формирования «древнерусского» этноса в этом регионе. В результате этих этно-культурных и политических процессов часть мерян ушла с территорий современной Владимирской, и Ярославской областей. Наиболее непримиримые ушли за Волгу, в Унженско-Ветлужское междуречье, в Меровию, что вероятно и послужило причиной появления этого названия.
Позднее, с 16 века, по мере расширения Московского государства, началась русификация (крещение) мери уже на этих территориях, в результате чего появляется русский субэтнос ветлугаев. Часть мерян отходит дальше на восток, в Заветлужье, и сливается там с близкородственным этносом мари. Меря становятся участниками формирования северо-западной этнографической группы марийского народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области.
— Ты чей? Мӓрӹн!
Ветлужские марийцы или вӹтлӓ мӓрӹ это так называемые северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах. В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование — костромские марийцы.
Самоназвание марийцев на северо-западном диалекте марийского — «мӓрӹ», в отличие от литературного лугового варианта «мари». На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и мари — М. Фасмера, Т. С. Семёнова, С. К. Кузнецова, Д. А. Корсакова.
— Северо-западное наречие западной ветви марийского языка.
Нижегородские марийцы говорят на северо-западном наречии западной ветви марийского языка, но для большинства из них литература, которая издаётся в Марий Эл, непонятна.
Подробнее о северо-западном наречии западной ветви марийского языка вы можете прочесть здесь - https://vk.com/wall-64389613_2187
#меря #марийцы #мерянскийязык #меровия #ветлуга
Постмерянские типажи Верхневолжья. г.Юрьевец, Костромская губ., 1890-1900
Фото из семейного архива Михаила Трещина, рассказывает владелец:
"На снимке мои дедушка и бабушка. Фотография была сделана в конце 19 века, но в 1952 году она претерпела ретушь заезжего фотографа. В те годы частенько по деревням ходили такие "бродячие художники" и занимались восстановлением старых фото.Вот и здесь дедушку одели в пиджак.
Кирилл Львович ушел из жизни до моего рождения и я его не знал, а вот бабушку помню и по сию пору. Помню, всегда у нее была припасена для меня конфетка или другое какое лакомство. Умерла наша бабушка в 1953 году. В тот вечер сказала своей дочери Александре Кирилловне,а моей тетушке,- "Ты бы, Шура не ходила сегодня в кино, а то я сегодня вечером помру" Так и случилось-прилегла на кровать и ее не стало."
Источник: http://www.rusalbom.ru/photo/default/8028
#антропология
Фото из семейного архива Михаила Трещина, рассказывает владелец:
"На снимке мои дедушка и бабушка. Фотография была сделана в конце 19 века, но в 1952 году она претерпела ретушь заезжего фотографа. В те годы частенько по деревням ходили такие "бродячие художники" и занимались восстановлением старых фото.Вот и здесь дедушку одели в пиджак.
Кирилл Львович ушел из жизни до моего рождения и я его не знал, а вот бабушку помню и по сию пору. Помню, всегда у нее была припасена для меня конфетка или другое какое лакомство. Умерла наша бабушка в 1953 году. В тот вечер сказала своей дочери Александре Кирилловне,а моей тетушке,- "Ты бы, Шура не ходила сегодня в кино, а то я сегодня вечером помру" Так и случилось-прилегла на кровать и ее не стало."
Источник: http://www.rusalbom.ru/photo/default/8028
#антропология
Оказывается политолог и филолог Александр Баунов родился в Ярославле. Его отец Герман Васильевич Баунов работал журналистом, был заведующим отделом культуры газеты «Северный рабочий», председателем областного комитета по телевидению и радиовещанию. По-видимому тоже уроженец Верхневолжья, поскольку большое количество носителей этой редкой фамилии концентрируется в Ярославской области. Сама же фамилия происходит от вологодского слова баун, топкое и зыбкое болото, лишенное растительности. Про маму, увы, ничего в Вики не написано. А я думаю, почему у него такая яркая, типично-мерянская антропология...
#меря #ярославскаяобласть
#меря #ярославскаяобласть
Наш человек в советском кинематографе.
Актриса Мария Виноградова. Родилась Наволоки, Кинешемский уезд, Иваново-Вознесенская губерния, РСФСР. На 100% на мерянский типаж.
"Самая народная незаслуженная артистка" - так называли режиссеры Марию Виноградову до того, как она получила в 1988 году свое первое и единственное звание - заслуженной артистки РСФСР. Подробнее http://www.merjamaa.ru/news/marija_vinogradova_nash_chelovek_v_kinematografe_k_90_letiju/2012-07-09-596
#меря #ивановскаяобласть
Актриса Мария Виноградова. Родилась Наволоки, Кинешемский уезд, Иваново-Вознесенская губерния, РСФСР. На 100% на мерянский типаж.
"Самая народная незаслуженная артистка" - так называли режиссеры Марию Виноградову до того, как она получила в 1988 году свое первое и единственное звание - заслуженной артистки РСФСР. Подробнее http://www.merjamaa.ru/news/marija_vinogradova_nash_chelovek_v_kinematografe_k_90_letiju/2012-07-09-596
#меря #ивановскаяобласть
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Вологжане долго жили (40 лет), были невысокого роста и очень много работали.
Разумеется, речь идет о средневековье. Средний возраст смерти вологжанина в то время составлял 40-41 год. Как отмечают специалисты, это очень высокий показатель для средневековых поселений финно-русского Хартленда. Для сравнения, в мерянском Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Рассказывает Татьяна Почтеннова "Вологда без формата":
"В разные годы во время раскопок в центре Вологды археологами были обнаружены три средневековых некрополя. Захоронения располагались у южной стены Софийского собора, на участках по ул. Бурмагиных, 34, Паркового переулка, 12. Были проведены антропологические исследования, изучено 106 мужских и 88 женских черепов. В прошлом году в работе по созданию антропологического портфолио удалось поставить определенную точку. Так что же выяснили ученые?
- Население Вологды в средние века можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, однозначно сложно сказать, кто мы больше - финно-угоры или славяне ("Финно-угоры". Пишут еще неправильно, но уже о чем-то начинают догадываться). В формировании населения города и региона принимали группы различного этнического состава. В целом, выделенным учеными антропологическим типам, присущи ярко выраженные европеоидные черты. Важные описательные признаки следующие: короткоголовые черепа, средней высоты лицо, выступающий нос, узкий невысокий, нередко с вогнутой спинкой. В телосложении отмечен невысокий рост: у женщин - 151-153 см., мужчин - 164-166 см. Особенностью вологжан является относительно большие размеры верхних конечностей, - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель антропологической коллекции в Вологодском музее-заповеднике Татьяна Пантелеева.
Что касается палеодемографических показателей, то в антропологических выборках примерно равное соотношение мужчин и женщин. Отмечен большой процент детских погребений, что говорит о высокой детской смертности на ранних этапах существования города.
И еще несколько цифр. Средний возраст смерти 40-41 год. Как отмечает Татьяна Пантелеева, это очень высокий показатель для средневековых поселений. Для сравнения, в Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Кстати, во время обработки материалов из могильника у Софийского собора у женщин был отмечен не совсем традиционный, развитый, рельеф на затылочной кости. Данный момент указывает на развитие шейных мышц.
- Антропологами было высказано предположение, что вологжанки занимались какой-то очень активной физической работой. Какой? По некоторым данным в прошлом женщины наряду с мужчинами занимались бурлачным промыслом. По нашему региону подтвержденных историками подобных фактов мы пока не имеем. Но если учесть большое количество волоков в наших краях, то можно предположить, что и такое вполне было возможным, - рассказывает сотрудник музея.
Несмотря на большие выборки антропологи еще только в начале пути. Дальнейшие генетические исследования, результаты анализов кости на микроэлементы поведают ученым о многом, в том числе, о состоянии здоровья, питании средневековых жителей Вологды, а также о других интересных фактах из жизни предков.
#вологда #древняярусь #археология #антропология
Разумеется, речь идет о средневековье. Средний возраст смерти вологжанина в то время составлял 40-41 год. Как отмечают специалисты, это очень высокий показатель для средневековых поселений финно-русского Хартленда. Для сравнения, в мерянском Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Рассказывает Татьяна Почтеннова "Вологда без формата":
"В разные годы во время раскопок в центре Вологды археологами были обнаружены три средневековых некрополя. Захоронения располагались у южной стены Софийского собора, на участках по ул. Бурмагиных, 34, Паркового переулка, 12. Были проведены антропологические исследования, изучено 106 мужских и 88 женских черепов. В прошлом году в работе по созданию антропологического портфолио удалось поставить определенную точку. Так что же выяснили ученые?
- Население Вологды в средние века можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, однозначно сложно сказать, кто мы больше - финно-угоры или славяне ("Финно-угоры". Пишут еще неправильно, но уже о чем-то начинают догадываться). В формировании населения города и региона принимали группы различного этнического состава. В целом, выделенным учеными антропологическим типам, присущи ярко выраженные европеоидные черты. Важные описательные признаки следующие: короткоголовые черепа, средней высоты лицо, выступающий нос, узкий невысокий, нередко с вогнутой спинкой. В телосложении отмечен невысокий рост: у женщин - 151-153 см., мужчин - 164-166 см. Особенностью вологжан является относительно большие размеры верхних конечностей, - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель антропологической коллекции в Вологодском музее-заповеднике Татьяна Пантелеева.
Что касается палеодемографических показателей, то в антропологических выборках примерно равное соотношение мужчин и женщин. Отмечен большой процент детских погребений, что говорит о высокой детской смертности на ранних этапах существования города.
И еще несколько цифр. Средний возраст смерти 40-41 год. Как отмечает Татьяна Пантелеева, это очень высокий показатель для средневековых поселений. Для сравнения, в Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Кстати, во время обработки материалов из могильника у Софийского собора у женщин был отмечен не совсем традиционный, развитый, рельеф на затылочной кости. Данный момент указывает на развитие шейных мышц.
- Антропологами было высказано предположение, что вологжанки занимались какой-то очень активной физической работой. Какой? По некоторым данным в прошлом женщины наряду с мужчинами занимались бурлачным промыслом. По нашему региону подтвержденных историками подобных фактов мы пока не имеем. Но если учесть большое количество волоков в наших краях, то можно предположить, что и такое вполне было возможным, - рассказывает сотрудник музея.
Несмотря на большие выборки антропологи еще только в начале пути. Дальнейшие генетические исследования, результаты анализов кости на микроэлементы поведают ученым о многом, в том числе, о состоянии здоровья, питании средневековых жителей Вологды, а также о других интересных фактах из жизни предков.
#вологда #древняярусь #археология #антропология
Forwarded from Меряфутурист
В одном из районов Ярославской области есть вот такой чудесный "синь-камень", имеющий несколько маркеров сакральности. Согласно рассказам информантов к нему традиционно выгоняли скот перед выпасом и дойкой, женщины ходили к нему снимать боли и отдыхать после полевых работ, рисковая молодежь после ночных гуляний по деревне ходила на него отплясать, хоть и побаивалась это делать. Где лежит не скажу, пока вы все мерянами не стали.
Анечка, кстати, корнями из Николо-Поломы. Такой классический для наших мест темненький типаж, разбавленный Москвой, конечно, но угадывается. У нашей соседки тётки Руфины, царствие небесное, такой был, уши без мочек, длинный нос и сросшиеся брови. Среди коми и марийцев такой субстрат есть, покойный Юра Попов говорил, да и я сам в Марий Эл видел. Черная чудь, храни колдовскую силу Мерянской земли!
#магия #синькамень #ярославскаяобласть
Анечка, кстати, корнями из Николо-Поломы. Такой классический для наших мест темненький типаж, разбавленный Москвой, конечно, но угадывается. У нашей соседки тётки Руфины, царствие небесное, такой был, уши без мочек, длинный нос и сросшиеся брови. Среди коми и марийцев такой субстрат есть, покойный Юра Попов говорил, да и я сам в Марий Эл видел. Черная чудь, храни колдовскую силу Мерянской земли!
#магия #синькамень #ярославскаяобласть