#марафон, день предпоследний и ещё один рассказ о французском ноже.
Производство ножей в городке Нонрон известно еще с галло-римских времен. Тут конечно повезло с геологией. Железо прекратили здесь добывать только к концу XIX века. Существует легенда, что король Франции Карл VII заказывал себе меч у мастеров из Нонтрона. Специалисты склоняются к тому, что уже в XIII веке здесь существовало производство ножей и нож, который носит название этой коммуны так же считается старейшим ножом во Франции. В XIV веке коммуна Нонтрон входит в перечень мест для посещения общества парижских подмастерьев («Compagnons du devoir») для получения дополнительного опыта. А средневековые поэты оставляют хвалебные опусы о ножах из Нонтрона.
13 октября 1653 года Гийом Легран, мастер-ножовщик из Сент-Эсташа (Париж), женился на Мари Беллетери и поселился в Нонтроне, деревне своей жены, чтобы изготавливать ножи Нонтрон. Именно в этот период фиксируются первые документы, сообщающие нам об изготовлении ножей. По данным инспектора мануфактур и промышленности Бордо, в 1788 году в районе Перигора насчитывалось 35 мастерских по изготовлению столовых приборов. В то время в деревне Нонтрон с населением 2800 человек насчитывалось всего 8 мастеров по изготовлению ножей.
История ножа Nontron связана с двумя семьями, которые будут производить ножи более века: Бернарды и Пети. Во время Первой мировой войны ножовщики, работавшие в фабриках Bernard и Petit, занимались изготовлением ножей с замком по заказу Военного министерства. Спустя 10 лет после окончания Первой мировой войны выжила только Coutellerie Petit. В 1928 году это предприятие станет называться Coutellerie Nontronnaise. А в 1992 году эту фирму купила компания Forge de Laguiole. Это мастерская, как и в далекой древности не стала мануфактурой или заводом. До сих пор здесь работает только 20 человек.
С этим ножом связана одна интересная история. Существуют миниатюрные ножи Нонтрон. Гийом Набуле это последний мастер, сохраняющий секрет производства этих уникальных предметов. Эти ножи в сложенном состоянии имеют длину менее 30 мм. Для их хранения была выбрана скорлупа грецкого ореха. А когда-то делали ножи и в вишневой косточке. Три года потребовалось мастеру, чтобы частично восстановить, а частично перенять опыт предыдущих коллег.
Отличительной деталью ножа Нонтрон является ручка из самшита с выжженным узором, который сейчас является торговым логотипом компании и самого ножа. Происхождение и значение этих узоров пор неизвестно. Иногда их называют «мухами», выглядят они как перевернутая буква «V», окруженная 3 точками и рядами маленьких точек. Периодически в них видят некие религиозные символы или отсылки к путеводителю общества подмастерьев Compagnons du Devoir. Вобщем, что это такое наука еще не знает.
И на последок, существует легенда, что Равальяк нанес свой смертельный удар королю Генриху IV ножом Нонтрон в 1610 году. Осталось только сравнить даты появления ножа и этого акта терроризма, чтобы все понять. Хотя возможно Равальяк купил нож в мастерской семьи Легранов в Париже. В общем, темная история.
На фото:
1. Герб города Нонтрон (Дордонь)
2. Логотип Nontron
3. Нож Нонтрон
4. Нонтрон с рукояткой в форме рыбьего хвоста (хвост карпа).
5. Нонтрон с рукояткой в форме сабо.
6. Нож Нонтрон, созданный по заказу Военного министрества Франции в годы Великой войны
7. Миниатюрные ножи
8. Гийом Набуле мастер, изготовивший миниатюрные ножи.
9. Ножи в скорлупе грецкого ореха.
Производство ножей в городке Нонрон известно еще с галло-римских времен. Тут конечно повезло с геологией. Железо прекратили здесь добывать только к концу XIX века. Существует легенда, что король Франции Карл VII заказывал себе меч у мастеров из Нонтрона. Специалисты склоняются к тому, что уже в XIII веке здесь существовало производство ножей и нож, который носит название этой коммуны так же считается старейшим ножом во Франции. В XIV веке коммуна Нонтрон входит в перечень мест для посещения общества парижских подмастерьев («Compagnons du devoir») для получения дополнительного опыта. А средневековые поэты оставляют хвалебные опусы о ножах из Нонтрона.
13 октября 1653 года Гийом Легран, мастер-ножовщик из Сент-Эсташа (Париж), женился на Мари Беллетери и поселился в Нонтроне, деревне своей жены, чтобы изготавливать ножи Нонтрон. Именно в этот период фиксируются первые документы, сообщающие нам об изготовлении ножей. По данным инспектора мануфактур и промышленности Бордо, в 1788 году в районе Перигора насчитывалось 35 мастерских по изготовлению столовых приборов. В то время в деревне Нонтрон с населением 2800 человек насчитывалось всего 8 мастеров по изготовлению ножей.
История ножа Nontron связана с двумя семьями, которые будут производить ножи более века: Бернарды и Пети. Во время Первой мировой войны ножовщики, работавшие в фабриках Bernard и Petit, занимались изготовлением ножей с замком по заказу Военного министерства. Спустя 10 лет после окончания Первой мировой войны выжила только Coutellerie Petit. В 1928 году это предприятие станет называться Coutellerie Nontronnaise. А в 1992 году эту фирму купила компания Forge de Laguiole. Это мастерская, как и в далекой древности не стала мануфактурой или заводом. До сих пор здесь работает только 20 человек.
С этим ножом связана одна интересная история. Существуют миниатюрные ножи Нонтрон. Гийом Набуле это последний мастер, сохраняющий секрет производства этих уникальных предметов. Эти ножи в сложенном состоянии имеют длину менее 30 мм. Для их хранения была выбрана скорлупа грецкого ореха. А когда-то делали ножи и в вишневой косточке. Три года потребовалось мастеру, чтобы частично восстановить, а частично перенять опыт предыдущих коллег.
Отличительной деталью ножа Нонтрон является ручка из самшита с выжженным узором, который сейчас является торговым логотипом компании и самого ножа. Происхождение и значение этих узоров пор неизвестно. Иногда их называют «мухами», выглядят они как перевернутая буква «V», окруженная 3 точками и рядами маленьких точек. Периодически в них видят некие религиозные символы или отсылки к путеводителю общества подмастерьев Compagnons du Devoir. Вобщем, что это такое наука еще не знает.
И на последок, существует легенда, что Равальяк нанес свой смертельный удар королю Генриху IV ножом Нонтрон в 1610 году. Осталось только сравнить даты появления ножа и этого акта терроризма, чтобы все понять. Хотя возможно Равальяк купил нож в мастерской семьи Легранов в Париже. В общем, темная история.
На фото:
1. Герб города Нонтрон (Дордонь)
2. Логотип Nontron
3. Нож Нонтрон
4. Нонтрон с рукояткой в форме рыбьего хвоста (хвост карпа).
5. Нонтрон с рукояткой в форме сабо.
6. Нож Нонтрон, созданный по заказу Военного министрества Франции в годы Великой войны
7. Миниатюрные ножи
8. Гийом Набуле мастер, изготовивший миниатюрные ножи.
9. Ножи в скорлупе грецкого ореха.
Хотим вам напомнить, что последние дни работает выставка в Серпуховском историко-художественном музее «Маковские Константин и Владимир».
В экспозиции представлено более 80 работ из собраний различных музеев и частных коллекций. Маковские — известная творческая династия, ее основатель, отец братьев, — Егор Иванович Маковский (1802–1886), — художник и коллекционер, который стоял у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Экспозиция разделена на две части, представляющая каждого из братьев, Владимира и Константина.
Константин Маковский на протяжении всей свое жизни сохранял интерес к историческим сюжетам, постоянно возвращаясь к темам из отечественной истории. Зачастую сюжеты заимствовались из исторических романов, например, из очень популярного произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Важным в биографии художника и его творческом наследии стала поездка в Египет в первой половине 1870-х годов, где художник прикоснулся к загадочному миру Востока. И все же особой популярностью пользовался портрет. В художнике видели наследника великого Карла Брюллова.
На фото:
1. Владимир Маковский. Фрагмент. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880. Холст, масло.
2. Константин Маковский. Фрагмент. Каирец. 1870-е гг. Холст, масло.
3. Константин Маковский. Фрагмент. Молодая женщина с ожерельем. 1867. Холст, масло.
4. Константин Маковский. Фрагмент. Демон и Тамара. 1889. Холст, масло.
5. Константин Маковский. Демон и Тамара. 1889. Холст, масло.
6. Константин Маковский. Головка. Конец 1880-х –начало 1890-х гг. Дерево, масло.
7. Константин Маковский. Фрагмент (вторая жена художника Юлия). Семейный портрет. 1882. Холст, масло.
8. 8 Константин Маковский. Фрагмент. Портрет Марии Алексеевны Маковской, жены художника. (Третья жена). 1890-е гг. Дерево, масло.
9. Константин Маковский. Фрагмент. Боярышня. 1897. Дерево, масло.
10. Константин Маковский. Фрагмент. Боярышня у окна. Конец 1890-х. Холст, масло.
В экспозиции представлено более 80 работ из собраний различных музеев и частных коллекций. Маковские — известная творческая династия, ее основатель, отец братьев, — Егор Иванович Маковский (1802–1886), — художник и коллекционер, который стоял у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Экспозиция разделена на две части, представляющая каждого из братьев, Владимира и Константина.
Константин Маковский на протяжении всей свое жизни сохранял интерес к историческим сюжетам, постоянно возвращаясь к темам из отечественной истории. Зачастую сюжеты заимствовались из исторических романов, например, из очень популярного произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный».
«Чем Брюллов был для времени Николая I, Давид для Наполеона, Буше для Людовика XIV, Тьеполо для Венеции XVIII века, Веронез для Венеции XVI века, Гоццоли для Медичисос и т.д и т.д – тем самым был Константин Маковский для русского бомонда 1870-80-х годов»,
- писал Александр Бенуа в своих «Художественных письмах» в 1915 году. Важным в биографии художника и его творческом наследии стала поездка в Египет в первой половине 1870-х годов, где художник прикоснулся к загадочному миру Востока. И все же особой популярностью пользовался портрет. В художнике видели наследника великого Карла Брюллова.
«..почти вся Росси последних царей, Россия артистическая, чиновная, деловая, литературная, научная, аристократическая в этих портретах, почти всегда очень похожих, хоть и нарисованных подчас с неприятным ремесленным brio. Если бы можно было собрать их воедино, какой получился бы документ эпохи!»
-писал Сергей Маковский, сын живописца, ставший известным художественным критиком.На фото:
1. Владимир Маковский. Фрагмент. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880. Холст, масло.
2. Константин Маковский. Фрагмент. Каирец. 1870-е гг. Холст, масло.
3. Константин Маковский. Фрагмент. Молодая женщина с ожерельем. 1867. Холст, масло.
4. Константин Маковский. Фрагмент. Демон и Тамара. 1889. Холст, масло.
5. Константин Маковский. Демон и Тамара. 1889. Холст, масло.
6. Константин Маковский. Головка. Конец 1880-х –начало 1890-х гг. Дерево, масло.
7. Константин Маковский. Фрагмент (вторая жена художника Юлия). Семейный портрет. 1882. Холст, масло.
8. 8 Константин Маковский. Фрагмент. Портрет Марии Алексеевны Маковской, жены художника. (Третья жена). 1890-е гг. Дерево, масло.
9. Константин Маковский. Фрагмент. Боярышня. 1897. Дерево, масло.
10. Константин Маковский. Фрагмент. Боярышня у окна. Конец 1890-х. Холст, масло.
Часто на портретах Константина можно увидеть его вторую жену. Ее называли самой красивой женщиной Петербурга. О том, как создавался портрет Ю.П. Маковской сохранились воспоминания сына художника Сергея Маковского:
Образ первой красавицы Петербурга и портреты, исполненные художником, вдохновили писателя и публициста П.Д. Боборыкина на создание повести «Умереть –уснуть…», опубликованной в 1881 году в журнале «Вестник Европы». Прочитать её можно тут.
На фото:
1. Константин Маковский. Портрет Ю.П. Маковской, жены художника. 1881. Холст, масло.
2-5. Константин Маковский. Фрагмент. Портрет Ю.П. Маковской, жены художника. 1881. Холст, масло.
«Недели через три после тяжелых родов моя мать надела темно-красный бархатный капот, повязала свои вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз поднялась к мужу в мастерскую. Константин Егорович сосредоточенно писал что-то и сначала не обратил внимание на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала рассеянно разрезать страницы ножом из слоновой кости. Отец обернулся и, без дальних слов, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал за какой-нибудь час силуэт жены в рост, с книгой на коленях. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город. Этот холст я получил от матери в подарок; он висел у меня, на Ивановской улице, до самой революции. Уезжая в Крым, я передал портрет в Русский музей Александра III».
Образ первой красавицы Петербурга и портреты, исполненные художником, вдохновили писателя и публициста П.Д. Боборыкина на создание повести «Умереть –уснуть…», опубликованной в 1881 году в журнале «Вестник Европы». Прочитать её можно тут.
На фото:
1. Константин Маковский. Портрет Ю.П. Маковской, жены художника. 1881. Холст, масло.
2-5. Константин Маковский. Фрагмент. Портрет Ю.П. Маковской, жены художника. 1881. Холст, масло.
Владимир Маковский, в отличие от своего старшего брата Константина, подчеркнуто позиционировал себя как художник, глубоко погруженный в «русский мир». Интерес к обыденному, многостороннее, многоплановое совмещение типов и характеров среднего и низшего классов позволили современникам называть Владимира Маковского «Диккенсом русской живописи».
Владимира Маковского постоянно занимало исследование темпераментов, характеров, индивидуальностей. Художник много уделял внимания портрету, но его модели, в отличие от аристократических моделей брата, - это представители интеллигенции: врачи, писатели, художники, университетские профессора. Выглядят они проще, образы их также более скромные. Как писал один критик того времени:
Если вы успеете посетить эту выставку, то вам придётся прочитать только 80 картин. Это конечно не подвиг, но нечто героическое в этом есть. Дерзайте на поездку в Серпухов на встречу с прекрасным.
На фото:
1. Владимир Маковский. Фрагмент. Канцелярия 40-х годов. 1908. Холст, масло.
2-4. Владимир Маковский. Фрагмент. Получение пенсии. 1876. Холст, масло.
5. Владимир Маковский. Фрагмент. Посещение бедных. 1874. Холст, масло.
6. Владимир Маковский. Фрагмент. Огород (Волга). 1895. Дерево, масло.
7-8. Владимир Маковский. Фрагмент. Крах банка. Эскиз. 1880. Холст, масло.
9. Владимир Маковский. Фрагмент. Дедушка. 1904. Дерево, масло.
Выставка продлится до 11 августа 2024 года.
Адрес: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Чехова, 87. (Каретный сарай).
Время работы:
Зимний период (1.10.-30.04.)
пн,вт — выходной;
ср,чт — 10:30-17:00; пт, сб — 10:30-19:00
вс — 10:30-18:00
Летний период (1.05.-30.09.)
пн, вт — выходной
ср,чт, вс — 10:30-18:00; пт — 10:30-20:00;
сб — 10:30-19:00
Цена билета: 500 руб. есть льготы. Посещение по сеансам.
#СерпуховскийИсторикоХудожественныйМузей
Владимира Маковского постоянно занимало исследование темпераментов, характеров, индивидуальностей. Художник много уделял внимания портрету, но его модели, в отличие от аристократических моделей брата, - это представители интеллигенции: врачи, писатели, художники, университетские профессора. Выглядят они проще, образы их также более скромные. Как писал один критик того времени:
«… рассмотреть тщательно даже 200 картин… это то же, что перечесть внимательно в короткое время 200 книг, - подвиг, на который, едва ли отыщешь в наш нервный век самоотверженного героя».
Если вы успеете посетить эту выставку, то вам придётся прочитать только 80 картин. Это конечно не подвиг, но нечто героическое в этом есть. Дерзайте на поездку в Серпухов на встречу с прекрасным.
На фото:
1. Владимир Маковский. Фрагмент. Канцелярия 40-х годов. 1908. Холст, масло.
2-4. Владимир Маковский. Фрагмент. Получение пенсии. 1876. Холст, масло.
5. Владимир Маковский. Фрагмент. Посещение бедных. 1874. Холст, масло.
6. Владимир Маковский. Фрагмент. Огород (Волга). 1895. Дерево, масло.
7-8. Владимир Маковский. Фрагмент. Крах банка. Эскиз. 1880. Холст, масло.
9. Владимир Маковский. Фрагмент. Дедушка. 1904. Дерево, масло.
Выставка продлится до 11 августа 2024 года.
Адрес: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Чехова, 87. (Каретный сарай).
Время работы:
Зимний период (1.10.-30.04.)
пн,вт — выходной;
ср,чт — 10:30-17:00; пт, сб — 10:30-19:00
вс — 10:30-18:00
Летний период (1.05.-30.09.)
пн, вт — выходной
ср,чт, вс — 10:30-18:00; пт — 10:30-20:00;
сб — 10:30-19:00
Цена билета: 500 руб. есть льготы. Посещение по сеансам.
#СерпуховскийИсторикоХудожественныйМузей