Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
В Центре «Зотов» проходит великолепная выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937».

В экспозиции представлены свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях. В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Юрий Аввакумов, Сергей Подъемщиков, Николай Аввакумов. Фрагмент. Рабочий и колхозница International. 1991. Дерево, латунь.
3. Михаил Черемных. Гляди в оба. 1931. Бумага, уголь, пастель, гуашь, тушь.
4. Галина Шубина. Чистый воздух рабочему жилищу. Плакат. 1933. Бумага, хромолитография.
5. Владимир Стенберг, Георгий Стенберг. Афиша кинофильма "Человек с киноаппаратом". 1929. Бумага, типографская печать.
Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное.

На фото:
1-3. Гарнитур: стол, стул и бюст Ленина - приз за победу в шахматном турнире. Роспись под палех с эмблемой РККА. 1934. Шпон карельской березы, древесины лиственных пород, металл, кожа; темпера.
4. Леонид Веснин. Планировка и застройка Ленинской слободы в Москве. Конкурсный проект. План "Новая Москва". Перспектива. 1924. Бумага, акварель, карандаш, тушь.
5. Ной Троцкий, Михаил Рейзман, Владимир Ходов. Застройка Крыловского и Серафимовского участков в Московско-Нарвском районе в Ленинграде. Конкурсный проект. Девиз "Красный город". 3-я премия. Перспективный вид. 1925. Бумага, карандаш, акварель.
Конструктивизм возник как одно из направлений авангардной архитектуры. В зодчестве утверждались отказ от декоративных элементов и желание создать художественный образ, не используя приемы и элементы стилей прошлого. Основой конструктивизма стало тесное слияние формы, функции и идеологии, а новая эстетика была неразрывно связана с развитием техники и промышленности.

По словам Моисея Гинзбурга, «машина есть новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург будучи главным теоретиком конструктивизма, выпускающим редактором журнала «Современная архитектура» и автором первой антологии отечественного модернизма «Стиль и эпоха», сопоставлял создание нового архитектурного направления с «появлением новой нации, народности или социальной группы». Важнейшей своей задачей конструктивисты видели разработку новых типов зданий, продумывание системы и функционирования исходя из новых социальных задач.

«Современная архитектура стремится всячески отстаивать права нового человека, неутомимым гением точным знанием завоевывающего землю, недра и воздух, -организовать с тем же здравым смыслом, с той же четкой уверенностью свои вещи, жилища и города».
Современная архитектура. 1926. №1.

На фото:
1. Моисей Гинзбург. Ритм в архитектуре. М: Среди коллекционеров. 1923. Бумага, типографская печать.
2. Борис Цветков. Город чекистов. 1935. Холст, масло.
3. Игорь Явейн. Вокзал "Ленинград Центральный". 1929-1930. Бумага, карандаш, цветная тушь.
4. Игорь Явейн. Московский центральный вокзал транзитных поездов. Проект. Вторая (высшая)премия на Всесоюзном конкурсе. Аксонометрия. 1932. Бумаг, итальянский карандаш.
Переход от мещанского быта к социалистическому предполагал новый уровень человеческого самосознания – частное перестанет превалировать над общественным. И архитектурная мысль начала создавать новые пространства для новых жителей Утопии. Это отразилось не только в домах-коммунах, но и в проектах постройки новых соцгородков рядом с промышленными гигантами, которые начали создаваться Советской властью.

«Архитектор должен войти в активное строительство новой жизни, должен принять участие в выработке самих архитектурных заданий, а не принимать готовое задание. Новая жизнь требует нового оформления, что и возможно лишь при использовании новых материалов и новейших технических данных».
Александр Веснин. 1929.

На фото:
1. Иван Леонидов. Институт библиотековедения на Ленинских горах в Москве. Дипломный проект во ВХУТЕИНе. 1927. Реконструкция. 2024.
2. Неизвестный архитектор. Карбюраторный завод Уральского машиностроительного комбината в Свердловске. Перспектива. 1934. Фотография.
3. Иван Леонидов. Здание Наркомтяжпрома на  Красной площади в Москве. Конкурсный проект. Фрагмент перспективы с видом Покровского собора. 1934. Бумага, тушь.
4. Петр Котов. Кузнецкстрой. Домна №1. 1932. Авторское повторение. Холст, масло.
5. Борис Иофан, Александр Баранский, Михаил Адрианов, Дмитрий Иофан, Давид Циперович, Вениамин Поляцкий, Семен Гельфельд, Юрий Зенкевич, Яков Попов. Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года "Искусство и техника в современной жизни" в Париже. 1936.
6. Жилой дом Наркомфина. 1928-1930 гг.
7. Эль Лисицкий. Небоскреб на площади у Никитских ворот. Проект. 1924-1925.
8. Эль Лисицкий. Оборудование жилой ячейки типа "F". Проект, разработанный для дома Наркомфина совместно со студентами ВХУТЕИНа. 1929. Реконструкция. 2020.
Интереснейшей частью экспозиции лично для нас стала та, что рассказывает об Иване Леонидове, ученике Александра Веснина. Он стал одним из первых авангардистов, попавших под удар прессы. В печати даже появился термин «леонидовщина», означавший нечто оторванное от реальности. На протяжении всей своей жизни Леонидов разрабатывал проект «Город Солнца», вдохновившись произведением итальянского философа Томмазо Кампанеллы. Леонидов проектировал форумы, общественные центры, где каждый человек мог прикоснуться к знаниям и творчеству. Сооружения Города Солнца имели сложные формы: параболоид вращения, многоступенчатые пирамиды, шатры. Архитектор стремился преодолеть аскетизм конструктивизма, работая с пластикой и формой, не добавляя декоративные элементы прошлого. Он всю жизнь пытался строить Город Солнца, предлагая его фрагменты, «филиалы» для разных конкурсов, в том числе для конкурса на здание Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке в 1947-1948 годах.

На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции.
3. Иван Леонидов. Город Солнца. Перспектива улицы башен.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
4. Иван Леонидов. Город Солнца. Здание "Пагода". Фасады. 1943-1959. Фанера на подрамнике, карандаш, белила, темпера. шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
5. Иван Леонидов. Город Солнца. Композиция с башнями. Перспектива.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
6. Иван Леонидов. Город Солнца. Городской пейзаж. Эскиз.1943-1959. Фанера, картон, карандаш, гуашь, акварель, белила, темпера.