И ещё одна замечательная выставка, которая проходит в музее В.А. Тропинина - «Пространство. Воздух. Свет», посвященна развитию жанра пейзажа в отечественном искусстве на примере более пятидесяти работ из собрания музея.
Выставка открывается в год 55-летия со дня основания Музея В.А. Тропинина, подчёркивая богатство и разнообразие коллекции, которая сейчас представлена публике под новым углом зрения. Хронологически выставка охватывает период с конца XVIII века до начала XX века. Такое разнообразие позволяет проследить путь национальной пейзажной живописи от итальянских образов С.Ф, Щедрина к живописи его последователей –«певцов среднерусской равнины» - А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других.
На фото:
1. Б.М. Кустодиев. Вечер на Волге. Эскиз. 1890-1927. Холст, масло.
2. И.И. Левитан. Пороги. Этюд. 1897. Картон, масло.
3. И.И. Шишкин. В лесу. Этюд. 1893. Картон, масло.
4. Л.Л. Каменев. Фрагмент. Лесная речка. В окрестностях Звенигорода. 1867. Холст, масло.
5. М.Ф. Аладжалов. Фрагмент. Весенний пейзаж. Этюд. 1916-1917. Картон, масло.
6. А.М. Нюренберг. Хоста. побережье. 1935. Холст, масло.
7. А.Н. Бенуа. Зимний пейзаж. Вечер в горах. 1883-1885. Бумага, акварель, белила.
Выставка открывается в год 55-летия со дня основания Музея В.А. Тропинина, подчёркивая богатство и разнообразие коллекции, которая сейчас представлена публике под новым углом зрения. Хронологически выставка охватывает период с конца XVIII века до начала XX века. Такое разнообразие позволяет проследить путь национальной пейзажной живописи от итальянских образов С.Ф, Щедрина к живописи его последователей –«певцов среднерусской равнины» - А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других.
На фото:
1. Б.М. Кустодиев. Вечер на Волге. Эскиз. 1890-1927. Холст, масло.
2. И.И. Левитан. Пороги. Этюд. 1897. Картон, масло.
3. И.И. Шишкин. В лесу. Этюд. 1893. Картон, масло.
4. Л.Л. Каменев. Фрагмент. Лесная речка. В окрестностях Звенигорода. 1867. Холст, масло.
5. М.Ф. Аладжалов. Фрагмент. Весенний пейзаж. Этюд. 1916-1917. Картон, масло.
6. А.М. Нюренберг. Хоста. побережье. 1935. Холст, масло.
7. А.Н. Бенуа. Зимний пейзаж. Вечер в горах. 1883-1885. Бумага, акварель, белила.
По мнению специалистов, в европейском искусстве пейзаж как отдельный жанр возник в XVI веке. Однако самостоятельным художественным явлением пейзаж стал в XVII веке. Голландские художники XVII века разделили пейзаж на сельский, городской и морской. Во Франции и Италии появился классический или академически пейзаж – это сочиненные образы идеальной природы. В такие ландшафты принято было помещать сцены из античной мифологии и истории, библейские сюжеты. Поэтому часто классический пейзаж называли историческим, его преподавали в академиях до середины XIX века.
Под влиянием нидерландского искусства в венецианской школе живописи возник такой вид пейзажа, как ведута. Это детальное отображение городского вида. Такой пейзаж развивался одновременно с туризмом, так как путешественники с удовольствием увозили видовые полотна на память. Так эта мода распространилась на всю Европу, потом уже европейские монархи стали заказывать «портреты» своих резиденций, а затем эта тенденция постепенно захватила и аристократические круги.
На фото:
1. Н.С. Гончарова. Иллюстрация к книге Т.В. Чурилина "Весна после смерти". 1915. Бумага, литография.
2. К.-В. И. Рабус. Прогулка по озеру. 16июня 1849. Картон, масло.
3. А.К. Саврасов. Пейзаж с церковью. 1860-1897. Бумага, смешанная техника.
4. В.Е. Раев. Вид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе Шереметевых Останкино. 1858. Холст, масло.
5. Неизвестный русский художник. Фрагмент. Вид на Кремль и храм Христа Спасителя. 1855-1858. Картон, масло.
6. М. Михалев. Фрагмент. Новодевичий монастырь в Москве. 1850-е. Холст, масло.
7. Фрагмент. И.К. Айвазовский. Море в бурный день. 1881. Холст, масло.
Под влиянием нидерландского искусства в венецианской школе живописи возник такой вид пейзажа, как ведута. Это детальное отображение городского вида. Такой пейзаж развивался одновременно с туризмом, так как путешественники с удовольствием увозили видовые полотна на память. Так эта мода распространилась на всю Европу, потом уже европейские монархи стали заказывать «портреты» своих резиденций, а затем эта тенденция постепенно захватила и аристократические круги.
На фото:
1. Н.С. Гончарова. Иллюстрация к книге Т.В. Чурилина "Весна после смерти". 1915. Бумага, литография.
2. К.-В. И. Рабус. Прогулка по озеру. 16июня 1849. Картон, масло.
3. А.К. Саврасов. Пейзаж с церковью. 1860-1897. Бумага, смешанная техника.
4. В.Е. Раев. Вид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе Шереметевых Останкино. 1858. Холст, масло.
5. Неизвестный русский художник. Фрагмент. Вид на Кремль и храм Христа Спасителя. 1855-1858. Картон, масло.
6. М. Михалев. Фрагмент. Новодевичий монастырь в Москве. 1850-е. Холст, масло.
7. Фрагмент. И.К. Айвазовский. Море в бурный день. 1881. Холст, масло.
Сложение русского национального пейзажа началось в старой столице с организации двух учебных заведений. В 1825 г. Графом С.Г. Строгановым была основана «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам» (позже Строгановское училище технического рисования). В 1830 г. Группа профессиональных живописцев и любителей искусства организовала на Большой Никитской улице «натурный класс» для всех желающих обучаться живописи и рисованию. Через четырнадцать лет он был преобразован в Училище живописи и ваяния» (позже Московское училище живописи, ваяния и зодчества) под эгидой Московского художественного общества – объединения меценатов и коллекционеров. Новое учебное заведение получило просторный особняк на Мясницкой улиц.
На фото:
1. А.В. Исупов. Фрагмент. Зимний пейзаж. Первая половина XX века. Картон, масло.
2. И.С. Щедровский. Фрагмент. Пейзаж с церковью. 1830-е. Холст, масло.
3. А.Е. Карнеев. Подмосковное село Коломенское. 1851. Бумага, акварель.
4-5. И.К. Айвазовский. Утренняя заря. Штиль. 1871(?). Холст, масло.
6. Неизвестный художник. Лето в деревне. 1840-е-1860-е. Холст, масло.
На фото:
1. А.В. Исупов. Фрагмент. Зимний пейзаж. Первая половина XX века. Картон, масло.
2. И.С. Щедровский. Фрагмент. Пейзаж с церковью. 1830-е. Холст, масло.
3. А.Е. Карнеев. Подмосковное село Коломенское. 1851. Бумага, акварель.
4-5. И.К. Айвазовский. Утренняя заря. Штиль. 1871(?). Холст, масло.
6. Неизвестный художник. Лето в деревне. 1840-е-1860-е. Холст, масло.