Маяк Парнаса
1.45K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
В Российской императорской армии первые награды музыкального характера появились в XVIII веке. В 1730 году по повелению императрицы Анны Иоанновны был сформирован Лейб-гвардии Измайловский полк. За участие во взятие крепости Очаков в 1737 году полку были пожалованы две серебряные трубы. В 1760 г. за взятие Берлина в Семилетнюю войну было выдано несколько десятков наградных труб частям русской армии. В 1764 году Лейб-кирасирский полк помог Станиславу Понятовскому взойти на польский престол, за что новоизбранный король Польши даровал полку 12 серебряных труб, каждая из которых была украшена тремя рубинами. Две большие серебряные с позолотой трубы-фанфары с государственным гербом в медальоне на раструбе и серебряными кистями были пожалованы Императрицей Екатериной II Черноморскому казачьему войску через графа П.А. Зубова в 1795 г. Трубы эти являлись полковыми реликвиями Кирасирского князя Потемкина полка и были изготовлены еще в 1766 г. Тогда полк назывался Кирасирским Новотроицким полком и возглавлявший его с 1765 по 1768 гг. полковник И.Е. Дараган, известный богач и племянник графа А.Г. Разумовского, приказал изготовить для полка шестнадцать великолепных серебряных с позолотой труб-фанфар.

На фото:
1-2. Труба наградная серебряная, георгиевская. «За кампанию 1807 года». Россия. 1807. Серебро, эмаль.
3-4. Труба наградная серебряная. Россия, Санкт-Петербург, 1814. Серебро, позолота.
В государственном законодательстве положение о награждении серебряными трубами появилось в конце XVIII века. Распоряжение от 5 февраля 1796 года в собрании законов Российской империи гласит:
«…повелено было жалуемые полкам серебряные трубы и литавры считать регалиями… и в которых оные имеются, отнюдь без особенного высочайшего соизволения вновь не делать».

В 1805 году появились серебряные Георгиевские трубы: их считали более высокой наградой и вручали за особые военные доблести. Георгиевская труба отличалась от обычной серебряной накладным изображением ордена Святого Георгия в верхней части раструба.

К 1816 году установили различия в форме между наградными трубами для кавалерии и пехоты: у первой — трубы прямые длинные, а у второй — фигурные, несколько раз выгнутые. Некоторым родам войск, например, флоту, по штату не полагались трубы, поэтому они награждались Георгиевскими серебряными рожками с соответствующими крестом и лентой.

На фото:
1-2. Труба наградная георгиевская. Россия, Санкт-Петербург. XIX век. Мастер К.И Траншель. Серебро, позолота, эмаль, гравировка.
3-4. Колет трубача3-го (Восточно-Прусского) кирасирского полка. Пруссия. 1810-1820-е гг. Сукно, холст, галун, металл.
5. Мундир трубача 1-го конно-пионерного эскадрона образца 1826 года. Реконструкция. Россия. Конец XIX - начало XX века.
В экспозиции можно увидеть, также портреты известных композиторов, работавших на ниве военных маршей и конечно нотные альбомы, например, известнейший «Сборник военных маршей всех полков Гвардии». В его состав включен романс «Отправление в Сирию» Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона, названный по первой стихотворной строчке романса «Прекрасный Дюнуа» Делаборда. Этот романс стал мелодической основой Скорого марша, включенного в «Сборник военных маршей всех полков Гвардии» Антона Дерфельдта-старшего. Он выполнил аранжировку для военного оркестра и создал партитуру.

Дерфельдт Антон Антонович-старший –русский музыкант богемского происхождения, композитор, органист, педагог. Прибыл в Россию в 1802 году в составе итальянской оперной группы. Один из основателей Русской филармонического общества. С 1808 года руководил музыкальной ротой учебного гренадерского батальона, также обучал музыкантов Преображенского и Семёновского полков. С 1816 по 1829 годы первый главный капельмейстер хоров гвардии. Автор большого числа маршей русской армии.

На фото:
1. А.А. Дерфельдт-старший. Санкт-Петербург, 1810 гг. Копия.
2. Сборник романсов с нотами Первая половина XIX века. Бумага, литографская печать.
Многие русские композиторы отметились в военной музыке, так известнейший автор романсов А.А. Алябьев, которого все помнят, как минимум по его «Соловью» оказывается еще создал 10 маршей. А во время своей ссылки в Тобольске плодотворно сотрудничал с музыкантским хором Сибирского казачьего войска. Алябьев также участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, орденом Св. Владимира 4-й степени, медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Вышел в отставку в чине подполковника. В начале 1825 года арестован по подозрению в уголовном преступлении, приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания.

Музей ждет вас, чтобы приоткрыть еще одну страницу истории и увлечь вас рассказами об Отечественной войне 1812 года и, конечно, музыке.

На фото:
1. В.А. Тропинин. Фрагмент. Портрет А.А. Алябьева. Первая половина XIX века. Холст, масло.
2. Сборник военных маршей всех полков гвардии. Санкт-Петербург, 1815-1821. Издательство Дальмаса. Бумага, типографская печать.
3. Витрина с экспонатами.


Выставка продлится до 30 мая 2024 года.

Адрес: Кутузовский проспект, д. 38 стр.1. Проезд до ст.м. «Парк Победы».
Время работы: с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
Выходной день — пятница.
Санитарный день — каждый последний четверг месяца.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Цена билета: Взрослый - 400 руб; льготный - 100/200 руб.
Третий понедельник каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.

#бородинскаяпанорама
В Российском национальном музее музыки проходит выставка «Песнь героям Отечества».

Основа выставки – фотографии, авторские рукописи, нотные издания, музыкальные инструменты, грампластинки, фондовые аудиозаписи, видеозаписи, воинские награды, а также мемориальные вещи. Многие экспонаты и предметы представлены впервые.

«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет шаг. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил.»
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов.

Экспозиция проводит посетителя от века восемнадцатого до наших дней. От эпохи Екатерины Великой, когда был учрежден Военный орден Святого Георгия Победоносца с его коллективными наградами, в частности с Георгиевскими трубами, до современности и Специальной Военной Операции. Где-то заставляя вспомнить музыку, которая вела в бой наших предков, где-то рассказывая о новых или забытых мелодиях воинской славы России.

Правда это музей музыки, и вы не сможете узнать какой полк и за что был награжден тем или иным предметом воинской чести, зато узнаете тон ее звучания. А жаль, хотелось бы всю информацию.

На фото:
1. Часть выставочного зала
2. Труба «георгиевская» сигнальная с накладным знаком Св. Георгия. Мастер К. Трнашель. Серебро, позолота, эмаль, гравировка. Санкт-Петербург, 1814.
3. Георгиевский крест с лентой 4-ой степени. Награда принадлежала русскому солдату, который завещал ее Ф.И. Шаляпину. Серебро, литьё, чеканка, шёлковый репс. Петроградский Монетный Двор. 1916. Российская империя.
4. Часть выставочного зала
5. Концертное платье Клавдии Шульженко. Гипюр, фатин, шитье. Москва. 1940-е гг.
6. Указ «От утверждении в качестве образца шерстяной тесьмы с кистями для сигнальной трубы». №1064 от 30 апреля 1883 г.
7. Удостоверение о присуждении Сталинской премии первой степени А.В. Александрову. Постановление СНК СССР от 11 апреля 1942 года за №487. Москва. 1944.