Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
Нам вновь хочется вернуться в залы Государственного музея А.С. Пушкина, на выставку «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин», чтобы на нескольких экспонатах рассказать интересную историю, которая случилась практически гипнозом Волонда.

Были поколеблены устои государства и трон зашатался, ну то есть, цензор недоглядел.
В 1830 году в приложении к «Московскому телеграфу» вышел фельетон Н.А. Полевого «Утро в кабинете знатного барина». Данное творение настолько не понравилось Н.Б. Юсупову, что он начал жаловаться на недогляд московскому генерал-губернатору, вот мол, его люди мышей не ловят. Ходили даже слухи, что Юсупов велел слугам побить Полевого палками.

Николай Алексеевич Полевой писатель, драматург, литературный и театральный критик происходил из купеческой семьи и был одним из первых писателей не дворян, едва ли не первым в русской журналистике выражал интересы купеческого сословия. За что получал едкие насмешки. Из эпиграмм на Полевого: «обритый сын брадатого отца» (Н. С. Голицын), «второй он гильдии купец и третьей гильдии писатель» (А. Писарев), «Мольеров мещанин забавен во дворянстве, забавней в авторстве московский наш купец» (Б. Фёдоров).

Виновник этого эль скандала был найден, им оказался цензор Сергей Николаевич Глинка. За свое нерадение он был отрешен от должности. И именно за него ездили хлопотать в августе 1830 года в Архангельское перед Юсуповым Пушкин и Вяземский. Сергей Николаевич Глинка был писателем, публицистом, борцом с галломанией, предшественник славянофильства. Ф.В. Ростопчин в годы Отечественной войны дал Глинке карт-бланш: «Развязываю вам язык на всё полезное для отечества, а руки — на триста тысяч экстраординарной суммы». Эти средства он после войны возвратил казне, не истратив из них ни копейки.

А на выставке можно увидеть работу, на которой по предположению историков изображены Пушкин и Вяземский в Архангельском в 1830 году. Увы рисунок не имеет авторского названия и выводы сделаны исключительно на основе портретного сходства двух изображенных лиц, особенностей сюжета и пейзажа.
А вот познакомить вас с фельетоном Полевого мы не сможем. Увы, не нашли его в интернетах. Видимо, до сих пор думают «как бы чего не вышло». Но если вы его найдете дорогие читатели, всенеприменнейше присылайте его нам.

На фото:
1. Неизвестный автор. Портрет Николая Алексеевича Полевого. Санкт-Петербург. 1839. Бумага, гравюра пунктиром.
2. Валериан Платонович Лангер. Портрет Сергея Николаевича Глинки. Около 1820. Бумага, карандаш итальянский, акварель, белила, сангина.
3. Московский телеграф. – Москва. 1830. №10. Приложение «Новый живописец». Открыт на первой странице фельетона Н.А. Полевого «Утро в кабинете знатного барина».
4. Никола де Куртейль. А.С. Пушкин и АП.А. Вяземский в Архангельском. 1830. Бумага, сепия.
5. Никола де Куртейль. Фрагмент. А.С. Пушкин и АП.А. Вяземский в Архангельском. 1830. Бумага, сепия.


Больше о самой выставке мы рассказывали тут.

Выставка продлится до 12 января 2025 года.

Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
В цену билета входит посещение постоянной экспозиции музея.

#гмп #оЧемМолчитЭкспонат
В серию вошло семь картин: «Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шёпот пустыни», «Майтрейя Победитель». Все эти работы стали ответом на мир буддизма с которым соприкоснулся художник. Во время посещения экспедицией Москвы летом 1926 года Н.К. Рерих преподнес серию «Майтрейя» наркому А.В. Луначарскому в качестве дара Советскому правительству. Позже картины попали к писателю Максиму Горькому, а тот по завещанию передал их в Нижний Новгород. Но одна из картин пропала и место нахождения ее не известно.

На фото:
1.  Н.К. Рерих. Гималаи. 1933. Холст, темпера.
2.  Н.К. Рерих. Гималаи. Вечер. 1937. Картон, темпера.
3.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Слава Гималаев (Канченджанга). 1944. Холст, темпера.
4.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Лахул. 1932. Холст, темпера.
5.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Знамя грядущего. 1925. Холст, темпера.
6.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Знамя грядущего. 1925. Холст, темпера.
7.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Клад захороненный. 1947. Холст, темпера.
8.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Тангла. Песнь о Шамбале. 1943. Холст, темпера.
9.  Н.К. Рерих. Фрагмент. Мощь пещер. 1925. Холст, темпера.