Часослов - это литургическая книга, предназначенная для верующих католиков-мирян и позволяющая следить за литургией Часов. Первые богослужебные книги, предназначенные для мирян, в виде часословов появились впервые в XIII в. во Франции и на юге Нидерландов. Таким образом, они пришли на смену псалтырям, более распространенным в эпоху Высокого Средневековья и выполняющим почти ту же функцию. Пика своей популярности они достигли в XV веке.
Время молитвы состояло из семи часов, в которые надлежало совершать молитву с утра до вечера: лауды (Laudes; утренняя молитва), прима (Prima; первый час), терция (Tertia; третий час), секста (Sexta; шестой час), нона (Nona; девятый час), вечерня (Vesperae) и повечерие(Vigilia). Содержание часослова не регламентировалось, они зависели от норм благочестия принятых в данной местности и пожеланий заказчика. Обычно часослов начинался с календаря, далее следовали выдержки из Евангелий (Секвенци), канонические часы Марии, Святого Креста и святого Духа, покаянные псалмы и литании всех святых. К ним примыкали поминальные молитвы, обращения к святым (Memoriae) о заступничестве и разного рода другие молитвы.
На фото:
1. Процессия Святого Григория. v71.
2. Рождество. v44.
3. Благовещение. v 26.
4. Встреча волхвов. v51.
Время молитвы состояло из семи часов, в которые надлежало совершать молитву с утра до вечера: лауды (Laudes; утренняя молитва), прима (Prima; первый час), терция (Tertia; третий час), секста (Sexta; шестой час), нона (Nona; девятый час), вечерня (Vesperae) и повечерие(Vigilia). Содержание часослова не регламентировалось, они зависели от норм благочестия принятых в данной местности и пожеланий заказчика. Обычно часослов начинался с календаря, далее следовали выдержки из Евангелий (Секвенци), канонические часы Марии, Святого Креста и святого Духа, покаянные псалмы и литании всех святых. К ним примыкали поминальные молитвы, обращения к святым (Memoriae) о заступничестве и разного рода другие молитвы.
На фото:
1. Процессия Святого Григория. v71.
2. Рождество. v44.
3. Благовещение. v 26.
4. Встреча волхвов. v51.
Роскошный часослов герцога Берриского хранится нынче в Шантийи. Хорошо сохранившийся переплет восходит к XVIII веку и имеет 300 мм в высоту и около 215 мм в ширину. Блок состоит из пяти сшитых частей. В центре обеих сторон переплета раньше помещался тисненный золотом герб генуэзского рода Спинола. Когда кодекс перешел к семейству Серра, по приказу новых владельцев герб Спинола на лицевой стороне обложки был заклеен оранжевым щитком с их собственной символикой. Все 206 листов, составляющих 31 тетрадь рукописи, выполнены из превосходного телячьего пергамента. Весь основной текст написан черными чернилами готическим шрифтом (Textualis formata) и демонстрирует ровный изящный почерк. К сожалению почерк не удалось идентифицировать с конкретным мастером. Но точно установлено, что в 1413 году, когда создавалась рукопись, на службе герцога Беррийского находился каллиграф (escripvain de forme) по имени Ивоне Ледюк (Yvonnet Leduc). Исследователь рукописи Патрисия Штирнеманн различает пять переписчиков, участвовавших в создании часослова. Существует версия, что последний переписчик, который участвовал в создании рукописи является Жан Коломб, который заканчивал часослов по заказу герцога Савойского.
На фото:
1. Кожаный переплет лицевая сторона. Герб семьи Серра.
2. Текст написанный рукой первого переписчика. v 110.
3. Предположительно текст написанный Жаном Коломбом. Псалом 122. Молитва Давида. v 52.
4. Сошествие Святого Духа. v 79.
На фото:
1. Кожаный переплет лицевая сторона. Герб семьи Серра.
2. Текст написанный рукой первого переписчика. v 110.
3. Предположительно текст написанный Жаном Коломбом. Псалом 122. Молитва Давида. v 52.
4. Сошествие Святого Духа. v 79.
Из-за того, что рукопись не была закончена ее авторами нам осталась маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!) и скорее всего адресованная художнику, которому предстояло украсить миниатюрой оборотную сторону этого листа. Можно предположить, что маргиналии, выполненные светлыми чернилами в последствии должны, были быть убраны.
В инвентаре герцога Беррийского от 1416 года данный часослов упоминается под рубрикой «Разное» и оценивается наряду с другими «добросовестно описанными вещами, составляющими наследство моего покойного господина, герцога Беррийского». Работа над Роскошным часословом не была завершена и непереплетенную рукопись оценили в 500 турских ливров –это очень высокая цена для книги, учитывая ее незаконченность.
На фото:
1. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Аверс: конное изображение короля, круговая надпись IOHANNES DEI GRATIA — FRANCORV REХ — Иоанн, милостью Божией король франков.
2. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Реверс: Процветший крест.
3. Маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!).
4. Пророчество Давида о проповедях апостолов. v 28.
5. Христос над всем живущим. Псалом 8. v 27.
В инвентаре герцога Беррийского от 1416 года данный часослов упоминается под рубрикой «Разное» и оценивается наряду с другими «добросовестно описанными вещами, составляющими наследство моего покойного господина, герцога Беррийского». Работа над Роскошным часословом не была завершена и непереплетенную рукопись оценили в 500 турских ливров –это очень высокая цена для книги, учитывая ее незаконченность.
На фото:
1. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Аверс: конное изображение короля, круговая надпись IOHANNES DEI GRATIA — FRANCORV REХ — Иоанн, милостью Божией король франков.
2. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Реверс: Процветший крест.
3. Маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!).
4. Пророчество Давида о проповедях апостолов. v 28.
5. Христос над всем живущим. Псалом 8. v 27.
В Музее Архитектуры на днях открылась монографическая выставка «Архитектор Владимир Кубасов».
Его архитектурная практика, охватывающая огромный отрезок времени, вобрала в себя неоакадемизм послевоенного времени, интернациональный стиль оттепели, советский брутализм и постмодернизм в его региональном варианте. В экспозиции представлено более 250 предметов (авторская графика, фотографии) из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, большая часть из них – ранее не публиковавшиеся материалы из личного архива Кубасова, которые были переданы в дар Музею в 2022-2023 годах дочерью архитектора во исполнение его воли. Эти предметы впервые вводятся в научный оборот, и их появление в музейной коллекции позволило создать и представить на выставке полную творческую биографию мастера.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Проект композиции "Павшим бауманцам-ополченцам" на 242 км Минского шоссе. Вариант. Эскиз общего вида. 1979.
3. Проект композиции "Павшим бауманцам-ополченцам" на 242 км Минского шоссе. Вариант. Эскиз общего вида. 1979.
4. Проект мемориальной скульптурной композиции. Эскиз общего вида. 1970-е.
5. Конкурсный проект Дома музыки на площади Восстания в Москве. I и II премии. Вариант. Эскиз фасада. 1985.
Его архитектурная практика, охватывающая огромный отрезок времени, вобрала в себя неоакадемизм послевоенного времени, интернациональный стиль оттепели, советский брутализм и постмодернизм в его региональном варианте. В экспозиции представлено более 250 предметов (авторская графика, фотографии) из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, большая часть из них – ранее не публиковавшиеся материалы из личного архива Кубасова, которые были переданы в дар Музею в 2022-2023 годах дочерью архитектора во исполнение его воли. Эти предметы впервые вводятся в научный оборот, и их появление в музейной коллекции позволило создать и представить на выставке полную творческую биографию мастера.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Проект композиции "Павшим бауманцам-ополченцам" на 242 км Минского шоссе. Вариант. Эскиз общего вида. 1979.
3. Проект композиции "Павшим бауманцам-ополченцам" на 242 км Минского шоссе. Вариант. Эскиз общего вида. 1979.
4. Проект мемориальной скульптурной композиции. Эскиз общего вида. 1970-е.
5. Конкурсный проект Дома музыки на площади Восстания в Москве. I и II премии. Вариант. Эскиз фасада. 1985.
В 1958 году Кубасов вошел в состав авторского коллектива молодых архитекторов спроектировавших Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Этот проект стал первым общественным зданием послевоенного времени. Комплексный проект Дворца пионеров и школьников был утверждён в 1958 году сразу предусматривал строительство первой и второй очереди. Последняя включала в себя крытый легкоатлетический манеж, крытый плавательный бассейн, павильон юннатов с оранжереей.
Начавшаяся в 1980-х годах подготовка к реализации следующего этапа строительства была прервана в 1991 году. К идее о завершении комплекса вернулись уже в XXI веке, однако эскизные разработки не удалось претворить в жизнь, что было связано с охранным статусом территории.
В.С. Кубасов. 1960-е.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз фрагмента паркового фасада, интерьера концертного зала. 1958-1962.
3. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз перспективы входа в корпус концертного зала с рельефным панно "Музыка". 1958-1962.
4. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз перспективного вида площадки перед дворцом. 1958-1962.
5. Эскизный проект 2-ой очереди строительства Московского городского дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах в Москве. Вариант. Генеральный план. 2017.
6. Эскизный проект 2-ой очереди строительства Московского городского дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах в Москве. Вариант. Генеральный план. Аксонометрия. 2013.
Начавшаяся в 1980-х годах подготовка к реализации следующего этапа строительства была прервана в 1991 году. К идее о завершении комплекса вернулись уже в XXI веке, однако эскизные разработки не удалось претворить в жизнь, что было связано с охранным статусом территории.
«Архитектура – это когда чувствуется рука художника… линии «нарисованы», в них возникают образы, ощущаешь полет фантазии, появляется особая эмоциональная среда, она захватывает, начинаешь представлять себя участником создания красоты и гармонии. И чем выше архитектура, тем больше желания перевоплощения»
В.С. Кубасов. 1960-е.
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз фрагмента паркового фасада, интерьера концертного зала. 1958-1962.
3. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз перспективы входа в корпус концертного зала с рельефным панно "Музыка". 1958-1962.
4. Проект Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве. Эскиз перспективного вида площадки перед дворцом. 1958-1962.
5. Эскизный проект 2-ой очереди строительства Московского городского дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах в Москве. Вариант. Генеральный план. 2017.
6. Эскизный проект 2-ой очереди строительства Московского городского дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах в Москве. Вариант. Генеральный план. Аксонометрия. 2013.