Мы считаем, что это одна из тех выставок, которые нельзя пропускать! Она буквально погружает в эпоху, ярко и красочно демонстрирует стремление архитекторов создать новую Утопию для Нового Человека. Позволяет увидеть и явно представить как новые здания и новые города, так и Нового Человека и новый строй, во главе которого стоит промышленность. Прикоснуться к эпохе мечтаний, увидеть и почувствовать пульс времени, когда казалось все несбыточное обязательно сбудется!
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Александр Гегелло. Дворец техники в Москве. Конкурсный проект. Перспектива. 1933. Бумага, карандаш, сангина, тушь.
3. Георгий Вольфензон, Александр Максимов. Дворец техники на Фрунзенской набережной в Москве. Конкурсный проект. Перспектива профилей арок. 1933. Бумага, карандаш, акварель.
4. Александр Самохвалов. Метательница молота. 1935. Бумага, карандаш, акварель.
5. Александр Самохвалов. Девушка-дискобол. 1935. Бумага, цветная литография.
6. Матвей Манизер. Физкультурник. 1930-1934. Бронза.
7. Александр Самохвалов. Пловчиха. 1930. Бронза.
Выставка продлится до 14 июля 2024 года.
Адрес: Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро Белорусская.
Время работы: Вторник — воскресенье 11:00–22:00
понедельник — выходной
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#Зотов
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Александр Гегелло. Дворец техники в Москве. Конкурсный проект. Перспектива. 1933. Бумага, карандаш, сангина, тушь.
3. Георгий Вольфензон, Александр Максимов. Дворец техники на Фрунзенской набережной в Москве. Конкурсный проект. Перспектива профилей арок. 1933. Бумага, карандаш, акварель.
4. Александр Самохвалов. Метательница молота. 1935. Бумага, карандаш, акварель.
5. Александр Самохвалов. Девушка-дискобол. 1935. Бумага, цветная литография.
6. Матвей Манизер. Физкультурник. 1930-1934. Бронза.
7. Александр Самохвалов. Пловчиха. 1930. Бронза.
Выставка продлится до 14 июля 2024 года.
Адрес: Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро Белорусская.
Время работы: Вторник — воскресенье 11:00–22:00
понедельник — выходной
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#Зотов
В последнюю неделю марта мы вновь начинаем #марафон и хотим вместе с вами вспомнить один из самых известных манускриптов, миниатюры из которого стали визитной карточкой Средневековья, а если быть точнее, то Позднего Средневековья.
Это Роскошный часослов герцога Беррийского (Les Très Riches Heures du duc de Berry), так его назвали душеприказчики герцога, так его называем и мы.
Умберто Эко
Часослов был заказан герцогом Беррийским братьям Полю, Жану и Герману Лимбургам около 1410 - 1411 годов. Сами братья не успели закончить свой труд. В 1440-х годах некоторые миниатюры были завершены анонимным художником, некоторые искусствоведы видят в нем Бартелеми д'Эйка. В 1485–1486 годах часослов был завершен художником Жаном Коломбом по поручению герцога Савойского, который в это время владел этим манускриптом.
На фото:
1. Коронация Богородицы. v60.
2. Святой Иоанн на Патмосе. v17.
3. Мученичество Святого Марка. v19.
4. Грехопадение и изгнание из рая. v25.
Это Роскошный часослов герцога Беррийского (Les Très Riches Heures du duc de Berry), так его назвали душеприказчики герцога, так его называем и мы.
«Роскошный часослов — это поистине кинематографический архив, позволяющий увидеть жизнь целой эпохи. Ни один фильм не сможет сравниться с ним по достоверности и блистательной и одновременно трогательной красоте».
Умберто Эко
Часослов был заказан герцогом Беррийским братьям Полю, Жану и Герману Лимбургам около 1410 - 1411 годов. Сами братья не успели закончить свой труд. В 1440-х годах некоторые миниатюры были завершены анонимным художником, некоторые искусствоведы видят в нем Бартелеми д'Эйка. В 1485–1486 годах часослов был завершен художником Жаном Коломбом по поручению герцога Савойского, который в это время владел этим манускриптом.
На фото:
1. Коронация Богородицы. v60.
2. Святой Иоанн на Патмосе. v17.
3. Мученичество Святого Марка. v19.
4. Грехопадение и изгнание из рая. v25.
Часослов - это литургическая книга, предназначенная для верующих католиков-мирян и позволяющая следить за литургией Часов. Первые богослужебные книги, предназначенные для мирян, в виде часословов появились впервые в XIII в. во Франции и на юге Нидерландов. Таким образом, они пришли на смену псалтырям, более распространенным в эпоху Высокого Средневековья и выполняющим почти ту же функцию. Пика своей популярности они достигли в XV веке.
Время молитвы состояло из семи часов, в которые надлежало совершать молитву с утра до вечера: лауды (Laudes; утренняя молитва), прима (Prima; первый час), терция (Tertia; третий час), секста (Sexta; шестой час), нона (Nona; девятый час), вечерня (Vesperae) и повечерие(Vigilia). Содержание часослова не регламентировалось, они зависели от норм благочестия принятых в данной местности и пожеланий заказчика. Обычно часослов начинался с календаря, далее следовали выдержки из Евангелий (Секвенци), канонические часы Марии, Святого Креста и святого Духа, покаянные псалмы и литании всех святых. К ним примыкали поминальные молитвы, обращения к святым (Memoriae) о заступничестве и разного рода другие молитвы.
На фото:
1. Процессия Святого Григория. v71.
2. Рождество. v44.
3. Благовещение. v 26.
4. Встреча волхвов. v51.
Время молитвы состояло из семи часов, в которые надлежало совершать молитву с утра до вечера: лауды (Laudes; утренняя молитва), прима (Prima; первый час), терция (Tertia; третий час), секста (Sexta; шестой час), нона (Nona; девятый час), вечерня (Vesperae) и повечерие(Vigilia). Содержание часослова не регламентировалось, они зависели от норм благочестия принятых в данной местности и пожеланий заказчика. Обычно часослов начинался с календаря, далее следовали выдержки из Евангелий (Секвенци), канонические часы Марии, Святого Креста и святого Духа, покаянные псалмы и литании всех святых. К ним примыкали поминальные молитвы, обращения к святым (Memoriae) о заступничестве и разного рода другие молитвы.
На фото:
1. Процессия Святого Григория. v71.
2. Рождество. v44.
3. Благовещение. v 26.
4. Встреча волхвов. v51.
Роскошный часослов герцога Берриского хранится нынче в Шантийи. Хорошо сохранившийся переплет восходит к XVIII веку и имеет 300 мм в высоту и около 215 мм в ширину. Блок состоит из пяти сшитых частей. В центре обеих сторон переплета раньше помещался тисненный золотом герб генуэзского рода Спинола. Когда кодекс перешел к семейству Серра, по приказу новых владельцев герб Спинола на лицевой стороне обложки был заклеен оранжевым щитком с их собственной символикой. Все 206 листов, составляющих 31 тетрадь рукописи, выполнены из превосходного телячьего пергамента. Весь основной текст написан черными чернилами готическим шрифтом (Textualis formata) и демонстрирует ровный изящный почерк. К сожалению почерк не удалось идентифицировать с конкретным мастером. Но точно установлено, что в 1413 году, когда создавалась рукопись, на службе герцога Беррийского находился каллиграф (escripvain de forme) по имени Ивоне Ледюк (Yvonnet Leduc). Исследователь рукописи Патрисия Штирнеманн различает пять переписчиков, участвовавших в создании часослова. Существует версия, что последний переписчик, который участвовал в создании рукописи является Жан Коломб, который заканчивал часослов по заказу герцога Савойского.
На фото:
1. Кожаный переплет лицевая сторона. Герб семьи Серра.
2. Текст написанный рукой первого переписчика. v 110.
3. Предположительно текст написанный Жаном Коломбом. Псалом 122. Молитва Давида. v 52.
4. Сошествие Святого Духа. v 79.
На фото:
1. Кожаный переплет лицевая сторона. Герб семьи Серра.
2. Текст написанный рукой первого переписчика. v 110.
3. Предположительно текст написанный Жаном Коломбом. Псалом 122. Молитва Давида. v 52.
4. Сошествие Святого Духа. v 79.
Из-за того, что рукопись не была закончена ее авторами нам осталась маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!) и скорее всего адресованная художнику, которому предстояло украсить миниатюрой оборотную сторону этого листа. Можно предположить, что маргиналии, выполненные светлыми чернилами в последствии должны, были быть убраны.
В инвентаре герцога Беррийского от 1416 года данный часослов упоминается под рубрикой «Разное» и оценивается наряду с другими «добросовестно описанными вещами, составляющими наследство моего покойного господина, герцога Беррийского». Работа над Роскошным часословом не была завершена и непереплетенную рукопись оценили в 500 турских ливров –это очень высокая цена для книги, учитывая ее незаконченность.
На фото:
1. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Аверс: конное изображение короля, круговая надпись IOHANNES DEI GRATIA — FRANCORV REХ — Иоанн, милостью Божией король франков.
2. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Реверс: Процветший крест.
3. Маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!).
4. Пророчество Давида о проповедях апостолов. v 28.
5. Христос над всем живущим. Псалом 8. v 27.
В инвентаре герцога Беррийского от 1416 года данный часослов упоминается под рубрикой «Разное» и оценивается наряду с другими «добросовестно описанными вещами, составляющими наследство моего покойного господина, герцога Беррийского». Работа над Роскошным часословом не была завершена и непереплетенную рукопись оценили в 500 турских ливров –это очень высокая цена для книги, учитывая ее незаконченность.
На фото:
1. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Аверс: конное изображение короля, круговая надпись IOHANNES DEI GRATIA — FRANCORV REХ — Иоанн, милостью Божией король франков.
2. Турский ливр Иоанна II Доброго. отца Жана Беррийского. Реверс: Процветший крест.
3. Маргиналия, выполненная в центре листа 109r – nichil hic (Не трогать!).
4. Пророчество Давида о проповедях апостолов. v 28.
5. Христос над всем живущим. Псалом 8. v 27.