Переход от мещанского быта к социалистическому предполагал новый уровень человеческого самосознания – частное перестанет превалировать над общественным. И архитектурная мысль начала создавать новые пространства для новых жителей Утопии. Это отразилось не только в домах-коммунах, но и в проектах постройки новых соцгородков рядом с промышленными гигантами, которые начали создаваться Советской властью.
Александр Веснин. 1929.
На фото:
1. Иван Леонидов. Институт библиотековедения на Ленинских горах в Москве. Дипломный проект во ВХУТЕИНе. 1927. Реконструкция. 2024.
2. Неизвестный архитектор. Карбюраторный завод Уральского машиностроительного комбината в Свердловске. Перспектива. 1934. Фотография.
3. Иван Леонидов. Здание Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. Конкурсный проект. Фрагмент перспективы с видом Покровского собора. 1934. Бумага, тушь.
4. Петр Котов. Кузнецкстрой. Домна №1. 1932. Авторское повторение. Холст, масло.
5. Борис Иофан, Александр Баранский, Михаил Адрианов, Дмитрий Иофан, Давид Циперович, Вениамин Поляцкий, Семен Гельфельд, Юрий Зенкевич, Яков Попов. Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года "Искусство и техника в современной жизни" в Париже. 1936.
6. Жилой дом Наркомфина. 1928-1930 гг.
7. Эль Лисицкий. Небоскреб на площади у Никитских ворот. Проект. 1924-1925.
8. Эль Лисицкий. Оборудование жилой ячейки типа "F". Проект, разработанный для дома Наркомфина совместно со студентами ВХУТЕИНа. 1929. Реконструкция. 2020.
«Архитектор должен войти в активное строительство новой жизни, должен принять участие в выработке самих архитектурных заданий, а не принимать готовое задание. Новая жизнь требует нового оформления, что и возможно лишь при использовании новых материалов и новейших технических данных».
Александр Веснин. 1929.
На фото:
1. Иван Леонидов. Институт библиотековедения на Ленинских горах в Москве. Дипломный проект во ВХУТЕИНе. 1927. Реконструкция. 2024.
2. Неизвестный архитектор. Карбюраторный завод Уральского машиностроительного комбината в Свердловске. Перспектива. 1934. Фотография.
3. Иван Леонидов. Здание Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. Конкурсный проект. Фрагмент перспективы с видом Покровского собора. 1934. Бумага, тушь.
4. Петр Котов. Кузнецкстрой. Домна №1. 1932. Авторское повторение. Холст, масло.
5. Борис Иофан, Александр Баранский, Михаил Адрианов, Дмитрий Иофан, Давид Циперович, Вениамин Поляцкий, Семен Гельфельд, Юрий Зенкевич, Яков Попов. Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года "Искусство и техника в современной жизни" в Париже. 1936.
6. Жилой дом Наркомфина. 1928-1930 гг.
7. Эль Лисицкий. Небоскреб на площади у Никитских ворот. Проект. 1924-1925.
8. Эль Лисицкий. Оборудование жилой ячейки типа "F". Проект, разработанный для дома Наркомфина совместно со студентами ВХУТЕИНа. 1929. Реконструкция. 2020.
Интереснейшей частью экспозиции лично для нас стала та, что рассказывает об Иване Леонидове, ученике Александра Веснина. Он стал одним из первых авангардистов, попавших под удар прессы. В печати даже появился термин «леонидовщина», означавший нечто оторванное от реальности. На протяжении всей своей жизни Леонидов разрабатывал проект «Город Солнца», вдохновившись произведением итальянского философа Томмазо Кампанеллы. Леонидов проектировал форумы, общественные центры, где каждый человек мог прикоснуться к знаниям и творчеству. Сооружения Города Солнца имели сложные формы: параболоид вращения, многоступенчатые пирамиды, шатры. Архитектор стремился преодолеть аскетизм конструктивизма, работая с пластикой и формой, не добавляя декоративные элементы прошлого. Он всю жизнь пытался строить Город Солнца, предлагая его фрагменты, «филиалы» для разных конкурсов, в том числе для конкурса на здание Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке в 1947-1948 годах.
На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции.
3. Иван Леонидов. Город Солнца. Перспектива улицы башен.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
4. Иван Леонидов. Город Солнца. Здание "Пагода". Фасады. 1943-1959. Фанера на подрамнике, карандаш, белила, темпера. шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
5. Иван Леонидов. Город Солнца. Композиция с башнями. Перспектива.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
6. Иван Леонидов. Город Солнца. Городской пейзаж. Эскиз.1943-1959. Фанера, картон, карандаш, гуашь, акварель, белила, темпера.
На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции.
3. Иван Леонидов. Город Солнца. Перспектива улицы башен.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
4. Иван Леонидов. Город Солнца. Здание "Пагода". Фасады. 1943-1959. Фанера на подрамнике, карандаш, белила, темпера. шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
5. Иван Леонидов. Город Солнца. Композиция с башнями. Перспектива.1943-1959. Фанера, карандаш, белила, темпера, шпон, серебряная краска, лак, бронзовка.
6. Иван Леонидов. Город Солнца. Городской пейзаж. Эскиз.1943-1959. Фанера, картон, карандаш, гуашь, акварель, белила, темпера.
Мы считаем, что это одна из тех выставок, которые нельзя пропускать! Она буквально погружает в эпоху, ярко и красочно демонстрирует стремление архитекторов создать новую Утопию для Нового Человека. Позволяет увидеть и явно представить как новые здания и новые города, так и Нового Человека и новый строй, во главе которого стоит промышленность. Прикоснуться к эпохе мечтаний, увидеть и почувствовать пульс времени, когда казалось все несбыточное обязательно сбудется!
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Александр Гегелло. Дворец техники в Москве. Конкурсный проект. Перспектива. 1933. Бумага, карандаш, сангина, тушь.
3. Георгий Вольфензон, Александр Максимов. Дворец техники на Фрунзенской набережной в Москве. Конкурсный проект. Перспектива профилей арок. 1933. Бумага, карандаш, акварель.
4. Александр Самохвалов. Метательница молота. 1935. Бумага, карандаш, акварель.
5. Александр Самохвалов. Девушка-дискобол. 1935. Бумага, цветная литография.
6. Матвей Манизер. Физкультурник. 1930-1934. Бронза.
7. Александр Самохвалов. Пловчиха. 1930. Бронза.
Выставка продлится до 14 июля 2024 года.
Адрес: Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро Белорусская.
Время работы: Вторник — воскресенье 11:00–22:00
понедельник — выходной
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#Зотов
На фото:
1. Фрагмент экспозиции.
2. Александр Гегелло. Дворец техники в Москве. Конкурсный проект. Перспектива. 1933. Бумага, карандаш, сангина, тушь.
3. Георгий Вольфензон, Александр Максимов. Дворец техники на Фрунзенской набережной в Москве. Конкурсный проект. Перспектива профилей арок. 1933. Бумага, карандаш, акварель.
4. Александр Самохвалов. Метательница молота. 1935. Бумага, карандаш, акварель.
5. Александр Самохвалов. Девушка-дискобол. 1935. Бумага, цветная литография.
6. Матвей Манизер. Физкультурник. 1930-1934. Бронза.
7. Александр Самохвалов. Пловчиха. 1930. Бронза.
Выставка продлится до 14 июля 2024 года.
Адрес: Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро Белорусская.
Время работы: Вторник — воскресенье 11:00–22:00
понедельник — выходной
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
#Зотов
В последнюю неделю марта мы вновь начинаем #марафон и хотим вместе с вами вспомнить один из самых известных манускриптов, миниатюры из которого стали визитной карточкой Средневековья, а если быть точнее, то Позднего Средневековья.
Это Роскошный часослов герцога Беррийского (Les Très Riches Heures du duc de Berry), так его назвали душеприказчики герцога, так его называем и мы.
Умберто Эко
Часослов был заказан герцогом Беррийским братьям Полю, Жану и Герману Лимбургам около 1410 - 1411 годов. Сами братья не успели закончить свой труд. В 1440-х годах некоторые миниатюры были завершены анонимным художником, некоторые искусствоведы видят в нем Бартелеми д'Эйка. В 1485–1486 годах часослов был завершен художником Жаном Коломбом по поручению герцога Савойского, который в это время владел этим манускриптом.
На фото:
1. Коронация Богородицы. v60.
2. Святой Иоанн на Патмосе. v17.
3. Мученичество Святого Марка. v19.
4. Грехопадение и изгнание из рая. v25.
Это Роскошный часослов герцога Беррийского (Les Très Riches Heures du duc de Berry), так его назвали душеприказчики герцога, так его называем и мы.
«Роскошный часослов — это поистине кинематографический архив, позволяющий увидеть жизнь целой эпохи. Ни один фильм не сможет сравниться с ним по достоверности и блистательной и одновременно трогательной красоте».
Умберто Эко
Часослов был заказан герцогом Беррийским братьям Полю, Жану и Герману Лимбургам около 1410 - 1411 годов. Сами братья не успели закончить свой труд. В 1440-х годах некоторые миниатюры были завершены анонимным художником, некоторые искусствоведы видят в нем Бартелеми д'Эйка. В 1485–1486 годах часослов был завершен художником Жаном Коломбом по поручению герцога Савойского, который в это время владел этим манускриптом.
На фото:
1. Коронация Богородицы. v60.
2. Святой Иоанн на Патмосе. v17.
3. Мученичество Святого Марка. v19.
4. Грехопадение и изгнание из рая. v25.