Маяк Парнаса
1.45K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
И вторая выставка, находящаяся буквально в следующем зале, называется «Коран бухарского эмира. Коран из библиотеки бухарского бия Мухаммеда Данияла-аталыка в собрании Государственного музея Востока».

Про библиотеку эмиров из рода мангыт, которые правили в Бухаре с середины XVIII в. по 1920 г., известно очень мало. Дело в том, что в XIX в. многие бухарские книжные собрания были в прямом смысле слова разграблены, а их содержимое распродавалось на городских базарах.

В коллекции Государственного музея Востока есть уникальный образец, который принадлежал библиотеке Даниял-бия, фактического основателя династии бухарских мангытов. На выставке представлены 18 крупных, богато украшенных листов текста Корана.

Некогда это был роскошный комплект из 30 переплетенных отдельно томов (джузов), на которые делился полный текст Священной книги. Вероятно, в 1920-30-е годы великолепно украшенные заглавные листы этих томов были безжалостно вырваны из переплетов. Все экспонируемые листы имеют оттиск одной печати с легендой «Вакф библиотеки Махаммеда Данияла аталык-бия, 1197 год хиджры». Это означает, что рукопись в 1197/1783 г была частью книжного собрания основателя бухарской династии, которое он превратил в вакф (неотчуждаемую собственность, -обращённую на благотворительные цели).

Представленные на выставке декоративные листы Корана были приобретены музеем в 1946г. у широко известного мастера узбекской художественной керамики, искусствоведа, народного художника Узбекистана Мухитдина Каримовича Рахимова.
В украшении заглавных листов Корана заметно два основных типа бухарских унванов (заглавных страниц рукописей): одни в виде фигурной рамки с медальонами и цветовым орнаментом, другие как бы свешиваются с верхнего края страницы в виде половины ковра, покрытого цветочным орнаментом. Растительные мотивы играли заметную роль в архитектуре, оформлении рукописей и во многих видах прикладного искусства Бухары.

В оформлении начала двух сур присутствуют тугры. Такие композиции появились в Османской империи в самом начале XVIII в. и стали особенно популярны там в правлении султана Ахмеда III (1703-1730). Тугрой называют каллиграфическую композицию. Состоящую как правило из имени и титула османского падишаха. Она служила знаком удостоверения документов, играя одновременно своего рода роль подписи-печати или личного герба.

На листах, представленных на выставке сохранились две тугры с текстом басмалы, то есть исламской формулы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Одна из тугр выполнена белыми чернилами с последующей раскраской пространства между частями отдельных букв красно-коричневой тушью.  Другая тугра сделана черными чернилами, а замкнутые пространства между элементами тугры заполнены черно-зеленым фоном. Тугры выполнены по одному образцу и заключены в медальон –«шемсе», который слева и справа сопровождается спутниками. В спутниках белой тушью написано название суры и в одном случае указано место ее ниспослания (мекканская), а в другом – количество айатов в ней.

Приходите в музей узнать новое о загадочном Востоке и полюбоваться бухарской каллиграфией.

Выставка продлится до 24 марта 2024 года.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.

Часы работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Понедельник – выходной день.

Цена билета: взрослый - 400 руб. Есть льготы. В стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции.

#музейВостока #кудапойти
В Галерее «Веллум» открылась выставка-инсталляция «Пальто Михаила Рогинского».

Проект включает в себя более 40 работ художника-нонконформиста Михаила Рогинского, датируемых, начиная с 1970-х до 2000-х гг. Большинство представленных работ экспонируется впервые и происходит из частных коллекций.

Пространство выставки разделено на несколько зон. В одной из частей –люди на остановке, у пивного ларька, в метро, в очереди. В другой –фантазийный интерьер советской приёмной. Следующие части, самые важные –«коммуналка» и «Кухня». В продолжении натюрмортов с чайниками и бутылками пространство галереи наполняется настоящими винтажными предметами быта из 1970-х годов.

В экспозицию также вплетены рубашки, костюмы и пальто от российского бренда Relax Concept Store Mute Mood.
Рогинский с 1946 по 1950 год учился в Московском городском художественном училище (класс М. С. Перуцкого). С 1950 по 1951 год учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (специальность «Художник театра»). С 1954 по 1960 год работал художником в театрах Северодвинска, Лысьвы, Пскова и Златоуста. С 1963 по 1969 год преподавал в Московской городской художественной школе на Кропоткинской. 1969—1976 Преподавал в Заочном Народном университете искусств им. Н. К. Крупской.

Один из крупнейших мастеров советского «неофициального искусства» 1950–70-х гг., основатель «русского поп-арта». В 1978 году эмигрировал во Францию. Сам автор говорил о своем творчестве следующее: «Для себя определяю это [композиции с фигурами и городские пейзажи] как «документалист», как продолжение поп-арта».

Работы Михаила Рогинского представленные на выставке, отображают его воспоминания о Москве и ее коммунальных квартирах. Плоские натюрморты с привычными предметами быта – чайники, банки, бутылки – передают меланхолию позднесоветского периода.

Выставка продлится до 22 апреля.

Адрес: Гостиный Двор. Ильинка, 4. Вход со стороны Хрустального переулка. Между 19 и 18 подъездами. Ст. метро Китай-город, Площадь Революции
Время работы: ежедневно с 12.00 до 20.00
Цена билета: Вход по билетам, по предварительной договоренности: +7 (985) 776–33–31; [email protected]

#галереяВеллум #кудапойти
В Музее «Кусково» на выставке «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» можно увидеть интересный экспонат - сервиз «Пароход Челюскина».
#оЧемМолчитЭкспонат и какую историю он может нам рассказать?

90 лет назад - 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов пароход «Челюскин». Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Отто Юльевич Шмидт (начальник экспедиции), Владимир Иванович Воронин (капитан «Челюскина») и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич (погиб, будучи придавленным сместившимся палубным грузом). В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых построили бараки.

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Лишь 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. А последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. В результате были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды (103 человека, включая погибшего Б. Могилевича). За спасательную операцию челюскинцев (5 марта — 13 апреля 1934 года) семь лётчиков , — Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин — стали первыми Героями Советского Союза.

На фото:
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Цайзель(Штриккер) Е. –А.А. –автор формы. Протопопова Л.В. –автор росписи. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Музей «Кусково».