Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
Сегодня, продолжая #марафон, мы расскажем вам о человеке, который упоминается в книге «Загадка улицы Блан-Манто», но не является ее героем, хотя является известным персонажем своего времени.

Это Картуш, гравюра с казнью которого произвела неизгладимое впечатление на Николя Ле Флока в детстве. Луи Доминик Гартхаузен (Louis Dominique Garthausen), известный как Картуш (также называемый Бургиньон, Пети или Ламарр), родился в 1693 году и умер 28 ноября 1721 г., он являлся самым известным разбойником в Париже во время Регентства Филиппа Орлеанского. На путь воровства он стал не из-за классовой нищеты, которая могла бы его толкнуть на путь порока, а по своей воле.

Картуш убежал из дома в 11 лет, после кражи, так как не хотел выслушивать нотации предельно честного отца. В последствии он становится во главе огромной разбойничьей банды, которая на пике своей популярности включала в себя более двух тысяч человек. В ней лидерами также были мелкие дворяне, но из очень интересных семейств: Грутус дю Шатле, представитель древнего Лотарингского рода, занимавший должность одного из четырех рыцарей Лотарингии; и Балани, представитель семьи первого камердинера регента. Это, например, дало повод говорить, что Картуш действует с одобрения Регента.

С годами, особенно после его казни на Гревской площади с помощью колесования, он стал народным героем, этаким Робин Гудом с французским галантным оттенком. Например, про него говорили, что однажды он спас разорившегося торговца от самоубийства, расплатившись с его кредиторами, которых затем сам и ограбил! А однажды украл меч, который должен был быть преподнесен в подарок от лица Регента. Поняв, что это подделка, он вернул её со следующим комментарием: «Первому вору в королевстве, который пытался навредить Картушу, своему коллеге».

Его помощники также устраивали шалости, чем доводили комиссаров Шатле до белого каления. Во время карнавала они объезжали Париж с тележкой с установленными на ней манекенами, представляющими полицию, чтобы зрители могли их избить по своему желанию. Его банда прославилась, среди прочего, нападениями на кареты, следовавшие из Версаля в Париж, а также грабежами ювелирных магазинов и частных особняков. Но самым известным ограблением стало похищение одного миллиона трехсот тысяч ливром бумажными деньгами Ло на улице Кенкампуа в 1720 году.

На фото:
1.  Неизвестный гравер. Подлинный портрет Картуша. Гравюра XVIII в.
2.  Неизвестный гравер. Картуш. 2883 г.
3.  История Картуша. Издатель Brepols & Dierckx zoon(?). Между 1885 и 1930. Гравюра на дереве.
4.  Неизвестный гравер. Портрет Картуша и различные эпизоды из его жизни и вид на Париж внизу. XVIII в.
5.  Французский художник. Арест Картуша.
6.  Неизвестный автор. Побег Картуша.
Существуют и романтические легенды, например о том, что однажды вечером Картуш входит в апартаменты одной герцогини, чье имя история нам не оставила. Она ожидает, что ее ограбят, но бандит просто просит её подать ужин с шампанским. Когда трапеза окончена, хозяйку хвалят за качество еды, но критикуют за плохое питье. Через несколько дней герцогиня получила ящик шампанского хорошего качества. Анекдот из серии "смотайся в будущее и купи шампанское «Комета» у Вдовы Клико".

В другой вечер Элен де Куртенэ, маркиза де Бофремон, увидела знаменитого вора, пробирающегося через дымоход ее особняка. Последний просит указать выход с большими извинениями откланивается. Он даже старается смахнуть пепел и угли обратно в камин, чтобы не испортить ковер. В качестве компенсации за причиненные неудобства злоумышленник затем отправил мадам де Куртенэ письмо с извинениями, бриллиант «оценкой в две тысячи экю» и… «пропуск, защищающий от ограбления в ночное время».

14 октября 1721 года Картуша вместе с сообщниками принимает полиция. Он пытается бежать из камеры предварительного заключения, но бодрые полицейские собаки поднимают шум. Побег не удался, и Картуша босиком и пешком отправили в Шатле, о звучных названиях камер которого мы вам уже рассказывали. Там он попадает на допрос к мастеру жалоб (maître des requêtes), отец которого погиб от рук бандитов на дороге в Версаль. Надо отдать ему должное на первом допросе, даже под пытками, он ничего не сказал, но когда на следующий день его вывели на казнь и он не увидел среди приговоренных ни арестованных вместе с собой, ни тем более друзей обещавших собрать всех и освободить лидера, он попросился на допрос сам. И сдал всех своих подельников.

28 ноября 1721 года на Гревской площади с помощью колеса Картуша отправят в более высокую инстанцию для разбирательств. Комиссары Шатле еще целых два года будут пользоваться оперативной информацией и ловить разбойников, особенно их много оказалось в окружении мадемуазель Луизы-Элизабет, дочери регента. Около 350 человек было отправлена на эшафот или галеры, братья Картуша были приговорены к галерам, но самый младший не сдюжил и умер после допроса. Тело Картуша было выставлено на обозрение для всех, кто готов был внести небольшую плату. Практически сразу после его казни истории из жизни знаменитого разбойника стали ставить в Итальянской и Французской комедии, писать стихи и истории. В 1909 году вышел первый фильм «Картуш: король воров».

Кстати, палач продает останки Картуша по частям. И в XIX веке появляется на свет череп Картуша. Действительно ли это череп известного бандита сказать трудно, но он выставлялся вместе с черепом Марата. Эта выставка вызвала небывалый ажиотаж. Сейчас есть предположение, что череп принадлежал норманнскому рыцарю, расставшемуся с головой по приказу короля в эпоху Столетней войны, а не знаменитому бандиту.

На фото:
1.  Неизвестный гравер. Истинный портрет Картуша, снятый с натуры в темнице. Офорт. XVIII в.
2.  Неизвестный гравер. Колесование Картуша в ноябре 1721 года. XVIII в.
3.  Посмертная маска Картуша. Волосы, воск, текстиль, стекло. Размеры: высота 0,65м, ширина 0,45м, длинна: 0,15м. 1721 г. XVIII в.
4.  Изображения черепа Картуша (справа) и обычного черепа (слева).
5.  Кадр из фильма «Картуш» 1962 года. В главных ролях Жан-Поль Бельмондо (Картуш) и Клаудия Кардинале (Венера).
Вот у этого прекрасного человека сегодня День Рождения!

Это он придумал название «Маяк Парнаса».
Он выдумал рубрики #одинэкспонат и #марафон.
Он бесконечно пишет, чтобы вы знали, что интересного можно узнать на новооткрывшихся выставках.
А также, бесконечно фотографирует, чтобы вы могли ещё и увидеть.
А ещё, он умеет задавать кураторам выставок вопросы, про которые они регулярно говорят - Это очень интересный вопрос!
И даже умеет ставить своими вопросами в тупик. А потом идти и самостоятельно искать ответ. И находить!

Ещё Саша отличный муж и друг, с которым интересно делить увлечения, ходить в музеи, обсуждать книги и даже отправляться на край света, пешком, без палатки!

С Днем Рождения тебя, милый друг! Пусть вдохновение никогда тебя не покинет!

Присоединяйтесь к поздравлениям в комментариях. Саше будет приятно их прочесть. 😊

#неповеритеномыработаем
Мы практически заканчиваем наш #марафон и сегодня хотим рассказать вам ещё об одном историческом персонаже, который не участвует, но упоминается в книге о Николя Ле Флоке.

5 января 1757 года в 16:00, когда король Людовик XV садился в карету, на него совершает покушение Робер-Франсуа Дамьен. Он был слугой многочисленных советников парижского парламента, некоторые из которых, в том числе граф Ла Бурдонне (comte de La Bourdonnais) и Без де Лис ( Bèze de Lys) были одними из самых яростных противников короля. В эти времена конфликта между Парижским парламентом и королем Дамьен жил в самом сердце парламентской оппозиции. Обладая пылким благочестием, он произносил возвышенные религиозные речи, особенно во время запоев. Благочестие все-таки позволило ему облегчить карман своего хозяина на 240 луидоров, из-за чего пришлось бежать и скрываться в Аррасе в июле 1756 года.

Людовик XV собирался навестить свою дочь, прикованную к постели. А в это время Дамбен, как и многочисленные посетители Версаля, берёт напрокат шпагу и шляпу (так было положено при посещении короля еще Людовиком XIV) и приступает к террористическому акту. Орудием убийства служит перочинный нож с двумя выдвижными лезвиями, купленный в хозяйственном магазине и найденный в последствии в кармане Дамьена. Лезвие, которым было нанесено ранение имеет размеры 8,1 см. Многослойная одежда короля спасла его от серьезного ранения. Но Людовик XV ушел в меланхолию, сказал, что умирает и приял соборование. В ней родимой он еще прибывал десять дней, пока стало наконец всем понятно, что рана скоро заживет. Король даже повелел простить цареубийцу. Но тут уже вовсю завертелись шестеренки правосудия медленного и несговорчивого. Несколько юрисдикций сражалось, кто будет судить Дамьена, пока не победил Парижский парламент с обвинением в цареубийстве. Дамьена доставили из Версаля в Консьержери, где когда-то содержался убийца Генриха IV.

На фото:
1.  Портрет Дамьена
2.  Арест Дамьена. История правосудия. 1843.
3.  Нападение Дамьена на короля Людовика XV. Гравюра.
4.  Нападение Дамьена на короля Людовика XV. Гравюра.
Сегодня мы завершаем наш #марафон, посвящённый серии книг о Николя Ле Флоке и хотим рассказать вам ещё об одном историческом персонаже. В книге он выведен другом комиссара Ле Флока и одним или единственным руководителем Секрета Короля.

Это Жан-Бенжамин де ла Борд или Делаборд (Jean-Benjamin de La Borde ou de Laborde). Он был композитором, историком и меценатом. Родился он в семье Жана-Франсуа де ла Борда, барона да ла Бросс, крупного французского финансиста, долгие годы бывшего генеральным откупщиком.

*Генеральные откупщики, это несколько человек имевших право сбора королевского налога в свою пользу за предоставленные ссуды. Если коротко, это был способ королевской власти собирать свои налоги, просуществовавший до конца Старого Режима.

Наш герой изучал музыку у знаменитейших композиторов своего времени Антуана Доверня и Жана-Филиппа-Рома, поставил несколько опер, написал и опубликовал свои заметки о Швейцарии. Карьера его тоже развивалась очень успешно он стал офицером Соколиной охоты Короля, потом пошёл по пути отца, но на королевской службе. Был Главным директором финансов (Receveur général des finances), то есть был главой всей налоговой службы короля, а затем стал первым камердинером Людовика XV, а значит отвечал за весь быт короля и за многое другое. Он был практически самым близким человеком для короля, кроме, конечно, мадам де Помпадур. В царствование Людовика XVI де ла Борд пошел заниматься тем что умел и давало хорошой доход, он, как и его отец стал генеральным откупщиком.

А в историю он вошел как любовник величайшей танцовщицы своего времени Мари-Мадлен Гимар, по крайней мере так говорили при ее жизни. В конце XIX века знаменитые братья де Гонкур уже более сдержанно оценивали творчество этой танцовщицы. Увы, к тому времени блестящая эпоха аристократии сменилась буржуазным лицемерием.

На фото:
1.  Портрет Жана-Бенжамена де Ла Борда, гравированный Гоше по оригиналу Дюрамо. 1768.
2.  Портрет Жана-Бенжамена де Ла Борда. Гравюра. XVIII в.
3.  Луи Каррогис де Кармонтель. Жан-Бенжамен де Ла Борд перед астрономическими часами работы Клода-Симеона Пассемана. 1762.