Маяк Парнаса
1.45K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
Юсуповские владения в Москве в Огородной слободе по обе стороны улицы Хомутовки (так ранее назывался Большой Харитоньевский переулок) в конце XVIII – начале XX века представляли собой комплекс приобретенных в разное время участков. Ядром этих владений был «Большой дом» - палаты, выстроенные еще в конце XVII века купцом Максимом Афанасьевичем Чирьевым, достроенные вице-канцлером Петром Шафировым, при котором приобрели дворцовый облик. В 1727 году владения перешли князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. С тех пор до 1918 года это дом стал московской резиденцией Юсуповых.

О проживании пушкинского семейства в принадлежавшем Н.Б. Юсупову доме стало известно только в начале XX века, но долгое время не было известно, о каком именно строении идет речь в документах. Как выяснилось позже и было подтверждено несколько лет назад, это так называемый «средний жёлтый дом», ранее принадлежавший статскому советнику Ф.И. Сукину и в 1773 году купленный вместе с земельным участком матерью Н.Б. Юсупова – Ириной Михайловной Юсуповой. Сейчас он составляет западную часть дворца, соединенную с Большим домом зимним садом. На выставке представлены планы и документы, связанные с этим домом и пребыванием в нем Пушкиных.

На фото:
1-2. Фрагмент экспозиции
3.  Неизвестный скульптор. Портрет Ирины Михайловны Юсуповой, урожденной Зиновьевой. Барельеф. 1765. Гипс. Скупала участки, примыкавшие к юсуповским владениям на Хомутовке, в том числе и знаменитый «средний жёлтый дом».
4-6. Фрагмент. Бокал, стакан, рюмка, графин. Западная Европа. Богемия(?). 1830-1840-е. Стекло, шлифовка, гранение, матовая гравировка.
7. Путевой лист, выданный чрезвычайным посланником французского короля маркизом Пьером-Полем л’Осуной князю Н.Б. Юсупову на право проезда со своими людьми во Францию. Подпись-автограф. 26 июля 1776. Бумаг, печать, чернила.
8. Фрагмент экспозиции
.
Знакомство Пушкина и князя Н.Б. Юсупова состоялась в конце 1826 или в начале 1827 года, когда, поле возвращения из ссылки, Пушкин блистал в московских гостиных, как признанный поэт и умный собеседник. Количество пушкинских произведений в библиотеке князя позволяет утверждать, что он выделял Пушкина среди российских литераторов. Николай Борисович интересовал Пушкина, как один из последних высокопоставленных и наиболее образованных представителей «века Екатерины», помнившего многие подробности политического, придворного и литературного быта России и Западной Европы. Своеобразным итогом, посещения Пушкиным Архангельского стало произведение «К вельможе».

После смерти Пушкина, во второй половине ХІХ века память о нём в семье Юсуповых стала принимать новые формы. Так, опубликованное в 1866-1867 годах собрание биографий представителей княжеского рода и семейных документов («О роде князей Юсуповых: Собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним российских государей, с XI до половины ХІХ века и других фамильных бумаг...») завершалось пушкинским посланием. Заглавие «К вельможе» было ревниво исправлено на «Послание князю Николаю Борисовичу Юсупову». Память о поэте и общении с ним самого блестящего представителя рода Юсуповых была сделана частью фамильной истории. Вероятно, именно с этих времен в семейном собрании появился гипсовый бюст Пушкина и слепок его посмертной маски. В семейной библиотеке Юсуповых, согласно описям, имелись несколько собраний сочинений поэта.

На фото:
1.  Неизвестный гравер. Портрет королевы Марии-Антуанетты. Около 1850 г. Бумага, цветная акватинта.
2.  Неизвестный венецианский мастер. Дворец дожей в Венеции. Третья четверть XVIII века. Холст, масло.
3.  Неизвестный мастер. Мемориальная доска, посвященная строительству моста. Россия, 1820. Мрамор. Подробности посещения Архангельского принцем Фридрихом-Карлом-Александром Прусским, братом великой княгини Александры Федоровны, равно как и местонахождение моста, к настоящему времени не выявлены.
4.  Неизвестный скульптор с оригинала А. Кановы. Амур и Психея. Конец XIX – начало XX в. Алебастр.
5.  Полное собрание сочинений поэтов Великобритании от Чосера до Черчилля, предпринятое Беллом. Эдинбург. 1776-1784. Футляр для книг. Россия(?). Конец XVIII – первая треть XIX века.
6.  Неизвестный художник с оригинала Кристины Робертсон. Фрагмент. Портрет Зинаиды Ивановной Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Первая треть XIX в. Холст, масло.
7.  Юбер Робер. Фрагмент. Пастушок. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
8.  Юбер Робер. Фрагмент. Пейзаж с быком. Пейзаж с жанровой сценой. Холст, масло.
9.  Печатка портретом Байрона. Первая половина XIX века. Хрусталь, резьба. Принадлежала Ф.Ф. Юсупову-младшему.
10.  Генрих Дитлев Митрейтер с оригинала Пьера Жана Поль-Пети. Портрет Бориса Николаевича Юсупова. Бумага, литография.


Выставка продлится до 12 января 2025 года.

Адрес: ул. Пречистенка, 12/2. Ст. метро Кропоткинская.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 13.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходной: понедельник.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
В цену билета входит посещение постоянной экспозиции музея.

#гмп
Сегодня, продолжая наш #марафон мы немного расскажем о месте, где работал Николя Ле Флок и располагалась уголовная полиция Парижа.

Это замок Большой Шатле или Гран Шатле Парижа —  крепость, построенная Людовиком VI на правом берегу Сены. Когда говорят Шатле, то всегда имеют ввиду Гран Шатле. Шатле был возведен для защиты Большего моста (ныне Мост Менял, Pont au Change). После возведения оборонительных стен при Филиппе II Августе крепость была отдана под офис Прево Парижа и его помощников. В ней также разместились темницы, а его нижняя тюрьма стала первым моргом в столице.

Шатле был одной из главных тюрем Парижа. В восточной его части камеры делились на три категории: общие помещения, расположенные наверху, так называемые «тайные» и ямы в подвале. Во время оккупации Парижа англичанами был издан приказ английского короля Генриха VI, датированный маем 1425 г., из которого мы знаем названия этих прекрасных помещений. Первые десять были наименее ужасными, их имена были: Оковы, Бовуар, Глыба, Зала, Мясная лавка, Бомонт, Гриешь, Бовэ, Варварство и Глориетта (Les Chaînes, Beauvoir, la Motte, la Salle, les Boucheries, Beaumont, la Grièche, Beauvais, Barbarie et Gloriette). Следующие еще менее удобны для долгого ребывания, их имена красноречивы: Колодец, Ублиетта, Просвет в двери, Гурден, Люлька (Le Puits, les Oubliettes, l'Entre-deux-huis, la Gourdaine, le Berceau). Наконец, последние две камеры были особенно жестокими: Яма (La fosse), также называемая Фильтр для гипокраса (гипокрас - винный напиток с добавлением корицы) (Chausse d'hypocras), в которую с помощью ворота опускали заключенных. Скорее всего она имела форму перевернутого конуса. Заключенные постоянно держали ноги в воде и не могли ни стоять, ни лежать. Люди обычно умирали там после пятнадцати дней заключения; Конец радости (Fin d'aise), наполненная мусором и рептилиями. В 1377 году туда был доставлен Оноре Полар, буржуа из Парижа, обвиненный в том, что он отравил своих родителей, сестер и еще трех человек, чтобы унаследовать имущество. Он умер там в течение месяца.

Ирония заключалась в том, что это была не бесплатная гостиница. Заключенным приходилось платить за пребывание в тюрьме за ночь и доплачивать за койку. Цены разнились от достоинства заключенного, его титула и богатства.

На фото:
1.  Вид на Гран Шатле со стороны улицы Сен-Дени (1800 г.).
2.  Гран Шатле в Париже.
3.  Николя Рагене. Мост Менял в Париже. 1756.