Маяк Парнаса
1.44K subscribers
9.95K photos
122 videos
1.19K links
Музеи, выставки, культура, искусство.
Для связи @g_a_t_t_a
加入频道
Итак, мы обещали рассказать о том, что видели в Туле. Тульском филиале Государственного Исторического музея проходит выставка «Забытая война. Ратная палата и Исторический музей — хранители памяти». Выставка посвящена 110-й годовщине начала Первой мировой войны. Исторический музей и Государственный музей-заповедник Царское Село» объединили коллекции в рамках проекта, посвященного сохранению памяти о Великой войне.

Нам показалась, что выставка не столько о самой войне (здесь вы не увидите ни истории хода событий, ни рассказа о странах участниках), сколько о забытом музее – музее «Ратная палата», который был сравнительно недавно восстановлен и разместился в помещениях, которые были для него построены в начале XX века.

Как всегда, Царское Село нас радует корпусом предметов Николая II. Например, в этот раз привезли походную форму полковника Собственного Его Величества конвоя, принадлежавшую Николаю II и именно ее он носил во время войны и был запечатлен на множестве фотографий и кадров кинохроники.

1.  Фрагмент. Форма походная полковника Собственного Его Величества конвоя. Российская империя 1910-е гг. Принадлежала императору Николаю II.
2.  Фрагмент. Форма парадная подпоручика Лейб-Гвардии Конной артиллерии.  До 1914 г. Принадлежала цесаревичу Алексею Николаевичу, который являлся шефом 4-й батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.
3.  Фрагмент. Венгерка полковника Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка. 1907 г.  Принадлежала императору Николаю II. Венгерка являлась элементом формы одежды вне строя. Форму лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка Николай II носил довольно часто.
4.  Фрагмент. Ментик полковника Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка. 1902(?). принадлежал императору Николаю II. При парадной форме ментик носился «наотпашь», закрепляясь при помощи крючков и шнуров за спиной, а при бальной форме – в рукава.
5.  Знак пограничный Австро-Венгерской империи 1914 г. Чугун, литье, покраска. Знак был снят при переходе государственной границы с Австро-Венгрией, в Галиции русскими войсками в районе реки Збруч 7(20) августа 1914 г.
6.  Бляшка-жетон с азбукой Морзе. Российская империя. 1910-е гг. Данный жетон со специальными обозначениями дает ключ к дополнительной сокращенной системе кодировки (когда шифруются не отдельные буквы, а часто встречающиеся в военном деле слова и словосочетания).
7.  Жетон солдата Германской империи.
8.  Медаль Победы. Япония, Осака, монетный двор Японии. Бронза, чеканка, патинирование. На аверсе изображена мужская фигура – божество Такэмикадзути-но о-ками с мечом в руках; на реверсе – пятилепестковый цветок сакуры с флагами союзных держав.
Еще один корпус предметов, но уже из Исторического музея, рассказывает о наградной практике нашего противника в виде Второго Рейха. Это наградные и патриотические перстни Германской империи. Немецкие военные перстни – уникальное явление в фалеристике, получившее распространение на территории Германской империи во время Первой мировой войны, продолжавшееся в Веймарской республике и в период Третьего Рейха.

В немецких государствах сложилась традиция награждать особым кольцом с символическим изображением или гравировкой. Перстни практически заменяют ведомственные награды. Для получения наградного перстня было необходимо соблюдения ряда условий, таких как выслуга в полку, участие в нескольких атаках или военных операциях получение поощрения от руководства. Патриотические перстни вручались в основном за пожертвования на военные нужды различными благотворительными организациями.

Еще обращают на себя внимание портреты героев Великой войны. 30 сентября 1915 года начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин обратился к Николаю II с всеподданнейшей запиской, где предлагал начать собирать портреты отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней. Для созданий этой галереи был образован особей штат художников, которые рисовали либо с натуры, либо по фотографиям награжденных. Количество портретов от подразделений было ограничено. Так, например, пехотный полк мог поместить в галерею по одному человеку от каждого батальона. Портреты выполнялись в размере 40х30 см и стоили по 30 рублей за экземпляр. Подлинники портретов должны были перейти в личную собственность императора.

Получилась, на наш взгляд, достойная выставка, раскрывающая интересные и не особо известные широкой публике моменты. Ради неё стоит приехать в Тулу. Тем более, что вы сможете посетить ещё одну выставку. Но о ней чуть позже.

На фото:
1.  Наградной перстень полковой для сотрудников полковой почты. Германская империя, 1916. Серебро, эмаль; литье, горячая эмаль.
2.  Патриотический перстень со знаком ордена Железного креста на щитке и дубовыми ветвями. Германская империя. 1914-1918. Серебро, эмаль, литье, штамповка, пайка, горячая эмаль.
3.  Патриотический перстень в виде снарядного пояска. Германская империя, 1914. Недрагоценный металл.
4.  Портрет Сабельникова, подпрапорщика 165-го Пехотного Луцкого полка. Художник В.А. Поярков. 1915-1918. Холст, масло.
5.  Портрет Разинкова, фельдфебеля 65-го Пехотного Московского полка. 1915-1916 гг. Художник В.А. Поярков. 1915-1918. Холст, масло.
6.  Портрет Великого князя Георгия Михайловича. Художник Г.С. Верейский. Российская империя. 1916 г. Бумага, сангина, итальянский, цветные карандаши, мел.
7.  Портрет герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского. Художник М.М. Зайцев. Российская империя, 1917 г. Бумага, сангина, итальянский карандаш цветные карандаши, мел.
8.  Портрет генерал-лейтенанта Павла Петровича Скоропадского. Художник Н.В. Харитонов. Российская империя. 1916 г. В 1917 году был выбран атаманом – главой всех военных формирований Центральной Рады.
9.  Портрет подхорунжего Федора Светличного (?), Собственного Его Императорского Величества конвоя. Художник М.Я. Мизернюк. Российская империя. 1916 г. Бумага на картоне, сангина, итальянский карандаш, цветные карандаши, мел.
10.  Фрагмент. Сабля кавалерийская офицерская образца 1827 г. с ножнами и темляком. Георгиевское оружие. Златоуст, Златоустовская оружейная фабрика. 1860-е (эфес), Испания, Толедо.  1863 (клинок).


Выставка продлится до 21 октября 2024 года.

Адрес: г. Тула, ул. Металлистов, д. 10.
Время работы: Понедельник, вторник, среда, четверг и воскресенье — с 10:00 до 19:00
Пятница и суббота — с 10:00 до 21:00
Цена билета: 200 руб.

#историческийМузей #ГИМ_Тула
Тем временем, жизнь музейная бьет ключом.

Александр уже на новой выставке. Хотя фотографии пока только из постоянной экспозиции. Но уж очень красиво. Захотелось поделиться.

Тут много подсказок, вы точно догадаетесь что это за музей. Даже спрашивать не будем. Вы у нас всё знаете.❤️

#неповеритеномыработаем
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM