Доброго утра, друзья! 📖🫶
Сегодня я предлагаю начать своё знакомство с биографией Иосифа Бродского, русского и американского поэта, драматурга, эссеиста, переводчика.
❓Что было уготовано судьбой поэту, как приходила его детство, юность и зрелые годы, к какому берегу пристал его непокорный чёлн?
Поговорим…
Родился Иосиф Бродский 24 мая 1940 года в Ленинграде, в доме с эркером и башней, который построили для вдовы петербургского фотохудожника Анаклета Пазетти – Софии в середине прошлого столетия. Позже здание перестраивали два раза – в 1900 году и после немецкой бомбежки.
В этом доме находилась квартира бабушки и дедушки будущего поэта Иосифа Бродского. Бабушка Рахиль Иосифовна владела часовой мастерской, дед Иосифа Израиль Янкелевич Бродский по воспоминаниям поэта владел типографией.
После уплотнения дома в 1930 году их сыну, военному фотокорреспонденту Александру Бродскому осталось от родительской квартиры только две комнаты.
«Отец поэта — высокого роста военный моряк, капитан, прошедший три войны, исколесивший всю Евразию от Румынии до Китая и Японии, фотохудожник, журналист, писатель, настоящий герой романов Жюль Верна, все приключения которого не вместились бы в собрание сочинений», - так вспоминал о нем двоюродный племянник поэта Михаил Кельмович.
Александр Бродский, прошедший всю войну, после 1948 года работал в фотолаборатории Военно-Морского музея.
Мать — Мария Моисеевна Вольперт, была родом из города Двинска, из семьи прибалтийского агента американской фирмы швейных машин Singer. С детства владела немецким языком, но тщательно скрывала это. По профессии бухгалтер, она была человеком невероятной силы духа. Груз проблем и несчастий, обрушившийся на семью Бродских, обычно ложился на её плечи.
Из воспоминаний Михаила Кельмовича:
«Это были люди, детство и юность которых прошли в Российской империи, а жизнь вобрала две революции, сталинизм и две мировые войны. В результате они были людьми такой внутренней силы, обаяния и естественной интеллигентности, какой я больше не встречал никогда».
Материальные условия в семье были «как у всех». Жили тесно, втроем в шестнадцатиметровой комнате, потом в другой коммунальной квартире чуть просторнее – родители в проходной комнате побольше, сын в передней части маленькой комнаты, а сзади, за шкафом, располагалась фотолаборатория отца, где он проявлял и печатал свои фотографии. Эта квартира и получила название «полторы комнаты» в одноименном эссе Иосифа Бродского. Комнаты были тесно заставлены старой разностильной мебелью. Одежду тоже носили старую, она постоянно чинилась и перешивалась. Голодать семье не приходилось, но денег постоянно не хватало, заработки родителей были невелики.
Чтобы не пересказывать всю биографию предлагаю остановиться (уже по традиции) на интересных фактах из жизни поэта:
1. Первые годы жизни Иосифа приходятся на время лишений – война и скудные послевоенные годы вплоть до 1948. Он не помнил ужасов блокады, поскольку был слишком мал. После зимы 1941–1942 годов мать вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Она служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда.
2. Именно в Череповце будущий поэт научился читать. Вот как он сам воспоминает свою жизнь в этом городе: «Я помню спуск в нашу полуподвальную квартирку. Три или четыре белые ступеньки ведут из прихожей в кухню. Я еще не успеваю спуститься, как бабушка подает мне только что испеченную булочку — птичку с изюминкой в глазу. У нее немного подгоревшие крылышки, но там, где должны быть перышки, тесто светлее. Справа стол, на котором катается тесто, слева печка. Между ними и лежит путь в комнатку, где мы все жили: дедушка, бабушка (родители матери), мама и я».
📕 Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #книги #Бродский
Сегодня я предлагаю начать своё знакомство с биографией Иосифа Бродского, русского и американского поэта, драматурга, эссеиста, переводчика.
❓Что было уготовано судьбой поэту, как приходила его детство, юность и зрелые годы, к какому берегу пристал его непокорный чёлн?
Поговорим…
Родился Иосиф Бродский 24 мая 1940 года в Ленинграде, в доме с эркером и башней, который построили для вдовы петербургского фотохудожника Анаклета Пазетти – Софии в середине прошлого столетия. Позже здание перестраивали два раза – в 1900 году и после немецкой бомбежки.
В этом доме находилась квартира бабушки и дедушки будущего поэта Иосифа Бродского. Бабушка Рахиль Иосифовна владела часовой мастерской, дед Иосифа Израиль Янкелевич Бродский по воспоминаниям поэта владел типографией.
После уплотнения дома в 1930 году их сыну, военному фотокорреспонденту Александру Бродскому осталось от родительской квартиры только две комнаты.
«Отец поэта — высокого роста военный моряк, капитан, прошедший три войны, исколесивший всю Евразию от Румынии до Китая и Японии, фотохудожник, журналист, писатель, настоящий герой романов Жюль Верна, все приключения которого не вместились бы в собрание сочинений», - так вспоминал о нем двоюродный племянник поэта Михаил Кельмович.
Александр Бродский, прошедший всю войну, после 1948 года работал в фотолаборатории Военно-Морского музея.
Мать — Мария Моисеевна Вольперт, была родом из города Двинска, из семьи прибалтийского агента американской фирмы швейных машин Singer. С детства владела немецким языком, но тщательно скрывала это. По профессии бухгалтер, она была человеком невероятной силы духа. Груз проблем и несчастий, обрушившийся на семью Бродских, обычно ложился на её плечи.
Из воспоминаний Михаила Кельмовича:
«Это были люди, детство и юность которых прошли в Российской империи, а жизнь вобрала две революции, сталинизм и две мировые войны. В результате они были людьми такой внутренней силы, обаяния и естественной интеллигентности, какой я больше не встречал никогда».
Материальные условия в семье были «как у всех». Жили тесно, втроем в шестнадцатиметровой комнате, потом в другой коммунальной квартире чуть просторнее – родители в проходной комнате побольше, сын в передней части маленькой комнаты, а сзади, за шкафом, располагалась фотолаборатория отца, где он проявлял и печатал свои фотографии. Эта квартира и получила название «полторы комнаты» в одноименном эссе Иосифа Бродского. Комнаты были тесно заставлены старой разностильной мебелью. Одежду тоже носили старую, она постоянно чинилась и перешивалась. Голодать семье не приходилось, но денег постоянно не хватало, заработки родителей были невелики.
Чтобы не пересказывать всю биографию предлагаю остановиться (уже по традиции) на интересных фактах из жизни поэта:
1. Первые годы жизни Иосифа приходятся на время лишений – война и скудные послевоенные годы вплоть до 1948. Он не помнил ужасов блокады, поскольку был слишком мал. После зимы 1941–1942 годов мать вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Она служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда.
2. Именно в Череповце будущий поэт научился читать. Вот как он сам воспоминает свою жизнь в этом городе: «Я помню спуск в нашу полуподвальную квартирку. Три или четыре белые ступеньки ведут из прихожей в кухню. Я еще не успеваю спуститься, как бабушка подает мне только что испеченную булочку — птичку с изюминкой в глазу. У нее немного подгоревшие крылышки, но там, где должны быть перышки, тесто светлее. Справа стол, на котором катается тесто, слева печка. Между ними и лежит путь в комнатку, где мы все жили: дедушка, бабушка (родители матери), мама и я».
📕 Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #книги #Бродский
С добрым утром, друзья! 🫶☀️
Слишком рано я проснулась для воскресенья, но яркое солнце проникает даже сквозь шторы.
Давайте продолжим знакомиться с личностью Иосифа Бродского и его биографией:
7. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы,
но в конце концов отказался от медицинской карьеры.
8. В 1957 году он присоединился к группе геологов и участвовал в нескольких геологических экспедициях. В ходе одной из экспедиций на Дальнем Востоке Бродский даже открыл небольшое месторождение урана.
9. В статье «Бродский о Бродском»Элеоноры Дьяконовой, библиотекаря Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина, описаны воспоминания поэта об этом периоде и начале творческого пути: «На третий или четвертый год работы с геологами я стал писать стихи. У кого-то был с собой стихотворный сборник, и я в него заглянул. Обычная романтика бескрайних просторов – так мне во всяком случае запомнилось. И я решил, что могу написать лучше <.… > Стоит только взяться за перо – и все, ты уже на крючке, обратного хода нет... Но на хлеб зарабатывать было нужно, и я продолжал выезжать с геологами в поле. <…> Но вот в очередной экспедиции, на Дальний Восток, я прочел томик стихов Баратынского, поэта пушкинского круга, которого в каком-то смысле я ставлю выше Пушкина. И Баратынский так на меня подействовал, что я решил бросить все эти бессмысленные разъезды и попробовать писать всерьез. Так я и сделал: вернулся домой до срока и, насколько помнится, написал первые свои по-настоящему хорошие стихи».
10. 14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького. Прочтение им стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал и его выступление не было засчитано. Зал рукоплескал уже тогда, несмотря на решение жюри.
11. По словам Бродского, стихи он начал писать в восемнадцать лет, хотя есть и более ранние произведения. Но юного поэта неохотно публиковали. В издательствах о его творчестве говорили, что это «дурной вкус и литературщина».
12. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», напечатанная в сокращённом виде в детском журнале «Костёр» №11 за 1962 год.
13. Постоянная смена профессий не мешала Бродскому много, хотя и без всякой системы читать. Он также самостоятельно учил английский и польский языки, позднее читал со словарем латинские, итальянские и французские тексты, а в последние годы жизни начал изучать китайский язык.
14. Из воспоминаний Лосева Льва Владимировича: «Уйдя из школы почти сразу по достижении того возраста, когда это позволялось законом, Бродский еще пытался продолжить формальное образование – записался в вечернюю школу, посещал вольнослушателем лекции в университете. Однако то, что в конце концов он стал широко и в некоторых областях знания глубоко образованным человеком, объясняется только его неустанным самообразованием».
15. Поэт с детства страдал невротическими проблемами. У него было много разных странных фобий, к тому же он заикался. Иногда заикание у него обострялось, когда он волновался. Бродскому даже поставили диагноз «расстройство личности», и в СССР он стоял на учёте в психоневрологическом диспансере.
16. Как-то раз 20-летний Иосиф и его друг Олег Шахматов, бывший летчик, решили угнать самолет и улететь на нем за границу. Но дальше покупки билетов дело не пошло. Вскоре парни передумали, а рейс отменили.
17. В августе 1961 года Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которая жила на своей даче (или, как она выражалась, в «будке») в посёлке Комарово. Ахматова очень заботливо отнеслась к молодому поэту и он всегда с уважением высказывался о минутах, проведённых возле поэтессы.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Слишком рано я проснулась для воскресенья, но яркое солнце проникает даже сквозь шторы.
Давайте продолжим знакомиться с личностью Иосифа Бродского и его биографией:
7. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы,
но в конце концов отказался от медицинской карьеры.
8. В 1957 году он присоединился к группе геологов и участвовал в нескольких геологических экспедициях. В ходе одной из экспедиций на Дальнем Востоке Бродский даже открыл небольшое месторождение урана.
9. В статье «Бродский о Бродском»Элеоноры Дьяконовой, библиотекаря Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина, описаны воспоминания поэта об этом периоде и начале творческого пути: «На третий или четвертый год работы с геологами я стал писать стихи. У кого-то был с собой стихотворный сборник, и я в него заглянул. Обычная романтика бескрайних просторов – так мне во всяком случае запомнилось. И я решил, что могу написать лучше <.… > Стоит только взяться за перо – и все, ты уже на крючке, обратного хода нет... Но на хлеб зарабатывать было нужно, и я продолжал выезжать с геологами в поле. <…> Но вот в очередной экспедиции, на Дальний Восток, я прочел томик стихов Баратынского, поэта пушкинского круга, которого в каком-то смысле я ставлю выше Пушкина. И Баратынский так на меня подействовал, что я решил бросить все эти бессмысленные разъезды и попробовать писать всерьез. Так я и сделал: вернулся домой до срока и, насколько помнится, написал первые свои по-настоящему хорошие стихи».
10. 14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького. Прочтение им стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал и его выступление не было засчитано. Зал рукоплескал уже тогда, несмотря на решение жюри.
11. По словам Бродского, стихи он начал писать в восемнадцать лет, хотя есть и более ранние произведения. Но юного поэта неохотно публиковали. В издательствах о его творчестве говорили, что это «дурной вкус и литературщина».
12. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», напечатанная в сокращённом виде в детском журнале «Костёр» №11 за 1962 год.
13. Постоянная смена профессий не мешала Бродскому много, хотя и без всякой системы читать. Он также самостоятельно учил английский и польский языки, позднее читал со словарем латинские, итальянские и французские тексты, а в последние годы жизни начал изучать китайский язык.
14. Из воспоминаний Лосева Льва Владимировича: «Уйдя из школы почти сразу по достижении того возраста, когда это позволялось законом, Бродский еще пытался продолжить формальное образование – записался в вечернюю школу, посещал вольнослушателем лекции в университете. Однако то, что в конце концов он стал широко и в некоторых областях знания глубоко образованным человеком, объясняется только его неустанным самообразованием».
15. Поэт с детства страдал невротическими проблемами. У него было много разных странных фобий, к тому же он заикался. Иногда заикание у него обострялось, когда он волновался. Бродскому даже поставили диагноз «расстройство личности», и в СССР он стоял на учёте в психоневрологическом диспансере.
16. Как-то раз 20-летний Иосиф и его друг Олег Шахматов, бывший летчик, решили угнать самолет и улететь на нем за границу. Но дальше покупки билетов дело не пошло. Вскоре парни передумали, а рейс отменили.
17. В августе 1961 года Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которая жила на своей даче (или, как она выражалась, в «будке») в посёлке Комарово. Ахматова очень заботливо отнеслась к молодому поэту и он всегда с уважением высказывался о минутах, проведённых возле поэтессы.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Доброго утра, друзья! ☀️🫶
С началом новой недели Вас!
Июль за окном подходит к концу, а мы продолжаем разговор об Иосифе Бродском. Сегодня коснёмся темы гонений, эмиграции и слегка коснёмся сердечных привязанностей поэта:
21. В 1963 году Бродский попытался покончить с собой из-за начала травли в советской прессе и разрыва с возлюбленной. А все началось из-за дружинника Якова Лернера, который решил «перевоспитать» поэта, часто приходил к нему домой и увещевал, чтобы тот стал советским человеком. Когда уговоры не помогли, дружинник инициировал выход статьи «Окололитературный трутень» в «Вечернем Ленинграде». Лернер писал про Бродского, что «этот юнец нарочно одевается экстравагантно: носит вельветовые штаны и разгуливает зимой без шапки». Также он сообщал, что «Бродский проводит время необычно. Он поздно встаёт, а потом идёт прогуливаться на Невский, где любит флиртовать с молодыми продавщицами книжного магазина. Вечером он оказывается в кафе или ресторане, потягивает коктейли, часто в компании людей с кличками «Джефф» и «Джек», а также девиц – обязательно в очках, обязательно с копной взъерошенных волос». Статья не привела ни к каким практическим последствиям, но после дальнейших обиваний Лернером порогов поэтому заинтересовалось КГБ и 18 февраля 1964 года начался процесс над поэтом.
21. В 23 года литератор был осужден за отсутствие постоянного места работы и приговорен к пяти годам принудительных работ на российском севере. В рукописном постановлении суда было зафиксировано (информация с портала Фонтанка.ру):
«Бродский писал ущербные, упаднические стихи, которые с помощью своих друзей распространял среди молодежи Москвы и Ленинграда… организовывал литературные вечера, на которых пытался противопоставить себя как поэта нашей советской действительности».
Решение народного суда звучало следующим образом:
«Бродского Иосифа Александровича на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4/V-61 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный и паразитический образ жизни», выселить из гор. Ленинграда в специально отведенную местность на срок 5 (пять) лет с обязательным привлечением к труду по месту поселения. Исполнение немедленное. Срок высылки исчислять с 13/II-64 г».
С подробностями можно ознакомиться по ссылке
22. Во время следствия поэт провел три недели в психбольнице, но был признан трудоспособным, а в камере предварительного заключения у него случился первый инфаркт.
23. Деревенская жизнь в Архангельской области оказалась для Бродского не наказанием, а благом – днем он занимался простым физическим трудом, а по вечерам много читал, изучал иностранную поэзию и писал стихи. Под давлением цвета российской и зарубежной интеллигенции власти сократили «ссылку» до фактически отбытых поэтом полутора лет, и он вернулся домой. На защиту Бродского встали Ахматова, Маршак, Шостакович и ряд других деятели культуры. Письма о помиловании поэта писали даже из-за границы, в том числе и Жан-Поль Сартр. Такой резонанс возымел свое действие, и Бродскому «скостили» срок до статуса «условно отбытого». Больше всего на это решение повлияли угрозы Сартра, что любой советской делегации не будут рады за границей из-за гонений Иосифа Бродского. По возвращении из ссылки Бродского по просьбе Вахтина и Чуковского устроили работать переводчиком в Союз писателей. Запись в трудовой книжке позволила ему избежать новых обвинений.
24. В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 года. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы. Поэт принял решение об отъезде, и его немедленно лишили советского гражданства.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
С началом новой недели Вас!
Июль за окном подходит к концу, а мы продолжаем разговор об Иосифе Бродском. Сегодня коснёмся темы гонений, эмиграции и слегка коснёмся сердечных привязанностей поэта:
21. В 1963 году Бродский попытался покончить с собой из-за начала травли в советской прессе и разрыва с возлюбленной. А все началось из-за дружинника Якова Лернера, который решил «перевоспитать» поэта, часто приходил к нему домой и увещевал, чтобы тот стал советским человеком. Когда уговоры не помогли, дружинник инициировал выход статьи «Окололитературный трутень» в «Вечернем Ленинграде». Лернер писал про Бродского, что «этот юнец нарочно одевается экстравагантно: носит вельветовые штаны и разгуливает зимой без шапки». Также он сообщал, что «Бродский проводит время необычно. Он поздно встаёт, а потом идёт прогуливаться на Невский, где любит флиртовать с молодыми продавщицами книжного магазина. Вечером он оказывается в кафе или ресторане, потягивает коктейли, часто в компании людей с кличками «Джефф» и «Джек», а также девиц – обязательно в очках, обязательно с копной взъерошенных волос». Статья не привела ни к каким практическим последствиям, но после дальнейших обиваний Лернером порогов поэтому заинтересовалось КГБ и 18 февраля 1964 года начался процесс над поэтом.
21. В 23 года литератор был осужден за отсутствие постоянного места работы и приговорен к пяти годам принудительных работ на российском севере. В рукописном постановлении суда было зафиксировано (информация с портала Фонтанка.ру):
«Бродский писал ущербные, упаднические стихи, которые с помощью своих друзей распространял среди молодежи Москвы и Ленинграда… организовывал литературные вечера, на которых пытался противопоставить себя как поэта нашей советской действительности».
Решение народного суда звучало следующим образом:
«Бродского Иосифа Александровича на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4/V-61 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный и паразитический образ жизни», выселить из гор. Ленинграда в специально отведенную местность на срок 5 (пять) лет с обязательным привлечением к труду по месту поселения. Исполнение немедленное. Срок высылки исчислять с 13/II-64 г».
С подробностями можно ознакомиться по ссылке
22. Во время следствия поэт провел три недели в психбольнице, но был признан трудоспособным, а в камере предварительного заключения у него случился первый инфаркт.
23. Деревенская жизнь в Архангельской области оказалась для Бродского не наказанием, а благом – днем он занимался простым физическим трудом, а по вечерам много читал, изучал иностранную поэзию и писал стихи. Под давлением цвета российской и зарубежной интеллигенции власти сократили «ссылку» до фактически отбытых поэтом полутора лет, и он вернулся домой. На защиту Бродского встали Ахматова, Маршак, Шостакович и ряд других деятели культуры. Письма о помиловании поэта писали даже из-за границы, в том числе и Жан-Поль Сартр. Такой резонанс возымел свое действие, и Бродскому «скостили» срок до статуса «условно отбытого». Больше всего на это решение повлияли угрозы Сартра, что любой советской делегации не будут рады за границей из-за гонений Иосифа Бродского. По возвращении из ссылки Бродского по просьбе Вахтина и Чуковского устроили работать переводчиком в Союз писателей. Запись в трудовой книжке позволила ему избежать новых обвинений.
24. В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 года. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы. Поэт принял решение об отъезде, и его немедленно лишили советского гражданства.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Книги | Блог о литературе pinned «Доброго утра, друзья! ☀️🫶 С началом новой недели Вас! Июль за окном подходит к концу, а мы продолжаем разговор об Иосифе Бродском. Сегодня коснёмся темы гонений, эмиграции и слегка коснёмся сердечных привязанностей поэта: 21. В 1963 году Бродский попытался…»
Доброго утра, дорогие друзья! 🫶☀️
Или Мяу!, как часто говорил Иосиф Бродский.
Сегодня речь пойдет о кошачьих пристрастиях поэта, пагубных привычках, сеансе гипноза и многом другом.
Итак:
34. Бродский очень любил кошек и часто сравнивал себя с этими животными. Он считал, что у кошек нет ни одного некрасивого движения, и часто заканчивал телефонные беседы с друзьями и близкими словами «Мяу-мяу».
35. Одно из поздних эссе Бродского, посвященное поэтическому творчеству, называется «Кошачье мяу». Возможно этот заголовок он выбрал потому, что считал кошек подлинными творцами. Александр Кушнер вспоминал: «…Помню и его жест, сопровождавшийся словечком «мяу», когда он был расположен к собеседнику — и как бы царапал его ногтями, по-кошачьи, по рукаву…» Не выносил молчания. Когда в комнате возникала пауза, его лицо становилось несчастным, он говорил «мяу» или начинал мастерки рассказывать анекдот.
36. История сохранила имена некоторых котов поэта Иосифа Бродского. Приятели помнят, что в Ленинграде у него была Кошка в Белых Сапожках. Позже жил у него рыжий кот по прозвищу, кажется, Big Red (Большой Рыжий). После смерти этого кота Иосиф Бродский поместил его фотографию в рамку и поставил на столе в квартире в Нью-Йорке на Мортон-стрит, где он жил в то время.
Питерскому коту Самсону посвящено стихотворение:
«Самсон, домашний кот
Кот Самсон прописан в центре,
В переулке возле церкви,
И пока мы в классе пишем,
Он слоняется по крышам
Как звезда по небосводу,
А в ненастную погоду,
Отказавшись от прогулки,
На событья в переулке
Смотрит с миной безучастной
Из окна в квартире частной.
Вот он влез на подоконник...
По земле идет полковник.
У него в петлице пушка.
По стеклу летает мушка.
Размышляя о глаголе,
Дети бегают по школе.
Чересчур похож на гнома
Старичок из гастронома.
Тащит сетку, та полна.
Что там в сетке? Ветчина?
Непонятно, хоть убей!
В небе восемь голубей.
Вечер клен задел, снижаясь.
Кот мурлычет, погружаясь
В беспорядочные грезы.
Каждый глаз - как лист березы.
Обеспеченный ночлегом,
Он сочувствует коллегам:
Тот - водичку пьет из Мойки,
Тот - поужинал в помойке,
Тот - вздремнул на полчаса,
Тот - спасается от пса,
Тот - совсем больной от стужи...
Многим, муррр, конечно хуже...
Не могу им всем помочь,
Потому что скоро ночь,
Это мне не по плечу,
Потому что... Спать хочу...
Кран ворчит на кухне сонно:
«Есть ли совесть у Самсона?»
37. После изгнания в 1972 году из Советского Союза значительную часть своей американской жизни поэт провел в одиночестве, а единственным членом его семьи был любимый кот по имени Миссисипи:
«Я, как кот. Когда мне что-то нравится, я к этому принюхиваюсь и облизываюсь... Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел пропаганды в ЦК КПСС. Так же, впрочем, ему безразличен президент США, его наличие или отсутствие. Чем я хуже кота?» — сказал однажды Иосиф Бродский.
Даже жена Бродского Мария звала кота Миссисипи и Иосифа: «Эй, коты, идите сюда!» И оба откликались на зов.
38. В 1974 году Бродский пишет стихотворение «На смерть Жукова», посвященное герою Великой Отечественной войны маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Через два года после того, как поэт вынужден был покинуть Советский Союз, вряд ли кто-нибудь мог ожидать от него обращения к подобной теме.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Или Мяу!, как часто говорил Иосиф Бродский.
Сегодня речь пойдет о кошачьих пристрастиях поэта, пагубных привычках, сеансе гипноза и многом другом.
Итак:
34. Бродский очень любил кошек и часто сравнивал себя с этими животными. Он считал, что у кошек нет ни одного некрасивого движения, и часто заканчивал телефонные беседы с друзьями и близкими словами «Мяу-мяу».
35. Одно из поздних эссе Бродского, посвященное поэтическому творчеству, называется «Кошачье мяу». Возможно этот заголовок он выбрал потому, что считал кошек подлинными творцами. Александр Кушнер вспоминал: «…Помню и его жест, сопровождавшийся словечком «мяу», когда он был расположен к собеседнику — и как бы царапал его ногтями, по-кошачьи, по рукаву…» Не выносил молчания. Когда в комнате возникала пауза, его лицо становилось несчастным, он говорил «мяу» или начинал мастерки рассказывать анекдот.
36. История сохранила имена некоторых котов поэта Иосифа Бродского. Приятели помнят, что в Ленинграде у него была Кошка в Белых Сапожках. Позже жил у него рыжий кот по прозвищу, кажется, Big Red (Большой Рыжий). После смерти этого кота Иосиф Бродский поместил его фотографию в рамку и поставил на столе в квартире в Нью-Йорке на Мортон-стрит, где он жил в то время.
Питерскому коту Самсону посвящено стихотворение:
«Самсон, домашний кот
Кот Самсон прописан в центре,
В переулке возле церкви,
И пока мы в классе пишем,
Он слоняется по крышам
Как звезда по небосводу,
А в ненастную погоду,
Отказавшись от прогулки,
На событья в переулке
Смотрит с миной безучастной
Из окна в квартире частной.
Вот он влез на подоконник...
По земле идет полковник.
У него в петлице пушка.
По стеклу летает мушка.
Размышляя о глаголе,
Дети бегают по школе.
Чересчур похож на гнома
Старичок из гастронома.
Тащит сетку, та полна.
Что там в сетке? Ветчина?
Непонятно, хоть убей!
В небе восемь голубей.
Вечер клен задел, снижаясь.
Кот мурлычет, погружаясь
В беспорядочные грезы.
Каждый глаз - как лист березы.
Обеспеченный ночлегом,
Он сочувствует коллегам:
Тот - водичку пьет из Мойки,
Тот - поужинал в помойке,
Тот - вздремнул на полчаса,
Тот - спасается от пса,
Тот - совсем больной от стужи...
Многим, муррр, конечно хуже...
Не могу им всем помочь,
Потому что скоро ночь,
Это мне не по плечу,
Потому что... Спать хочу...
Кран ворчит на кухне сонно:
«Есть ли совесть у Самсона?»
37. После изгнания в 1972 году из Советского Союза значительную часть своей американской жизни поэт провел в одиночестве, а единственным членом его семьи был любимый кот по имени Миссисипи:
«Я, как кот. Когда мне что-то нравится, я к этому принюхиваюсь и облизываюсь... Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел пропаганды в ЦК КПСС. Так же, впрочем, ему безразличен президент США, его наличие или отсутствие. Чем я хуже кота?» — сказал однажды Иосиф Бродский.
Даже жена Бродского Мария звала кота Миссисипи и Иосифа: «Эй, коты, идите сюда!» И оба откликались на зов.
38. В 1974 году Бродский пишет стихотворение «На смерть Жукова», посвященное герою Великой Отечественной войны маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Через два года после того, как поэт вынужден был покинуть Советский Союз, вряд ли кто-нибудь мог ожидать от него обращения к подобной теме.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Доброго яркого утра, дорогие книголюбы! ☀️
Подходит к финалу июль и наши разговоры о биографии Иосифа Бродского. Но, это не последний пост и как пел Владимир Высоцкий: «..конец мой — ещё не конец: Конец — это чьё-то начало». Возможно кто-то из Вас подхватит инициативу и тоже захочет почитать и поговорить о творчестве поэта.
А сегодня в нашем биографическом меню: Нобелевская премия, галстук Пастернака, побег танцовщика и многое другое.
Итак:
45. 1987 году Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии застало Бродского в Лондоне во время ланча с известным мастером детективного жанра Джоном Ле Карре.
В своей речи при вручении награды он говорил о своем понимании сущности поэта и поэзии: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
46. Вспоминая о прожитых годах в России, Бродский как-то заметил: «На моей родине гражданин может быть только рабом или врагом. Я не был ни тем, ни другим. Так как власти не знали, что делать с этой третьей категорией, они меня выслали». Для него была важна духовная связь с родиной. Как реликвию хранил он галстук Бориса Пастернака хотел даже надеть на вручение Нобелевской премии, но не позволяли правила протокола. Тем не менее, Бродский все-таки пришел с галстуком Пастернака в кармане.
47. На балу по случаю вручения Нобелевских премий 1987 года Бродский танцевал со шведской королевой.
48. В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США — консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов.
48. Бродский относился к своей славе весьма иронично, по крайней мере, внешне. Произведения свои он, обычно, в общем, именовал «стишатами». По имени-отчеству его называли только студенты-американцы, желая подшутить над профессором. Поэта все окружающие называли по имени, а сам он постоянно подчёркивал значение творцов прошлых лет, называя их «Александр Сергеич» (Пушкин) или Фёдор Михалыч («Достоевский).
49. Бродский принял участие в побеге в США известного балетного танцовщика Александра Годунова (потом Годунов стал довольно известным актёром). Поэт предоставил танцовщику убежище в доме одного из своих знакомых, а затем помогал ему в переговорах с женой Еленой, заблокированной властями США в аэропорту им. Кеннеди, и в получении Годуновым американских документов. С подробностями можно ознакомиться по ссылке.
50. С годами Иосиф стал писать гораздо меньше стихов. Если в 1970-х годах из-под его пера ежегодно выходило 50 — 60 произведений, что через 10 лет только 10 — 15.
51. В Нью-Йорке поэт полюбил китайскую и индийскую кухню. При этом многочисленные в США грузинские и армянские рестораны он считал всего лишь вариантами традиционной для европейцев кухни.
52. Бродский хорошо пел. В США в небольших компаниях он пел очень редко — статус уже не позволял. А вот в ресторане «Русский самовар», долей которого владел поэт, он иногда брал в руки микрофон, выходил к роялю и исполнял несколько песен.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Подходит к финалу июль и наши разговоры о биографии Иосифа Бродского. Но, это не последний пост и как пел Владимир Высоцкий: «..конец мой — ещё не конец: Конец — это чьё-то начало». Возможно кто-то из Вас подхватит инициативу и тоже захочет почитать и поговорить о творчестве поэта.
А сегодня в нашем биографическом меню: Нобелевская премия, галстук Пастернака, побег танцовщика и многое другое.
Итак:
45. 1987 году Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии застало Бродского в Лондоне во время ланча с известным мастером детективного жанра Джоном Ле Карре.
В своей речи при вручении награды он говорил о своем понимании сущности поэта и поэзии: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
46. Вспоминая о прожитых годах в России, Бродский как-то заметил: «На моей родине гражданин может быть только рабом или врагом. Я не был ни тем, ни другим. Так как власти не знали, что делать с этой третьей категорией, они меня выслали». Для него была важна духовная связь с родиной. Как реликвию хранил он галстук Бориса Пастернака хотел даже надеть на вручение Нобелевской премии, но не позволяли правила протокола. Тем не менее, Бродский все-таки пришел с галстуком Пастернака в кармане.
47. На балу по случаю вручения Нобелевских премий 1987 года Бродский танцевал со шведской королевой.
48. В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США — консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов.
48. Бродский относился к своей славе весьма иронично, по крайней мере, внешне. Произведения свои он, обычно, в общем, именовал «стишатами». По имени-отчеству его называли только студенты-американцы, желая подшутить над профессором. Поэта все окружающие называли по имени, а сам он постоянно подчёркивал значение творцов прошлых лет, называя их «Александр Сергеич» (Пушкин) или Фёдор Михалыч («Достоевский).
49. Бродский принял участие в побеге в США известного балетного танцовщика Александра Годунова (потом Годунов стал довольно известным актёром). Поэт предоставил танцовщику убежище в доме одного из своих знакомых, а затем помогал ему в переговорах с женой Еленой, заблокированной властями США в аэропорту им. Кеннеди, и в получении Годуновым американских документов. С подробностями можно ознакомиться по ссылке.
50. С годами Иосиф стал писать гораздо меньше стихов. Если в 1970-х годах из-под его пера ежегодно выходило 50 — 60 произведений, что через 10 лет только 10 — 15.
51. В Нью-Йорке поэт полюбил китайскую и индийскую кухню. При этом многочисленные в США грузинские и армянские рестораны он считал всего лишь вариантами традиционной для европейцев кухни.
52. Бродский хорошо пел. В США в небольших компаниях он пел очень редко — статус уже не позволял. А вот в ресторане «Русский самовар», долей которого владел поэт, он иногда брал в руки микрофон, выходил к роялю и исполнял несколько песен.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Привет, друзья! 🧡🫶
С днем рождения, меня!
Мечты сбываются и это день рождения я встречаю в Питере, Эрмитаже, в прогулках по каналам, и не только!
Оказывается счастье очень близко, стоит только захотеть и протянуть руку.
А день рождения сегодня мы отмечали в ресторане «Счастье» знаменитой гостиницы «Англетер», которая правда знаменита печальными событиями.
Место очень атмосферное, уютное с замечательной кухней и видом на Исаакиевский Собор из окна.
На фото солнечное утро, которое создаёт замечательное праздничное настроение!
Надеюсь и дальше путешествие будет таким же чудесным! 🫶
#деньрождения #Питер #лето2022 #отпуск
С днем рождения, меня!
Мечты сбываются и это день рождения я встречаю в Питере, Эрмитаже, в прогулках по каналам, и не только!
Оказывается счастье очень близко, стоит только захотеть и протянуть руку.
А день рождения сегодня мы отмечали в ресторане «Счастье» знаменитой гостиницы «Англетер», которая правда знаменита печальными событиями.
Место очень атмосферное, уютное с замечательной кухней и видом на Исаакиевский Собор из окна.
На фото солнечное утро, которое создаёт замечательное праздничное настроение!
Надеюсь и дальше путешествие будет таким же чудесным! 🫶
#деньрождения #Питер #лето2022 #отпуск
Всем привет! 🫶☀️
После такого подробного обсуждения биографии Иосифа Бродского предлагаю ещё немного почитать его стихотворения.
❓Готовы погрузиться в ряды рифм?
Правда великая и трагическая любовь поэта ещё осталась за кадром, но, мы к ней вернёмся чуточку попозже.
Одно из стихотворений, которое тронуло мое сердце посвящено сыну Иосифа Бродского и Марины Басмановой, было написано в 1967 году:
«Сын! Если я не мертв, то потому
что, связок не щадя и перепонок,
во мне кричит всё детское: ребенок
один страшится уходить во тьму.
Сын! Если я не мертв, то потому
что молодости пламенной - я молод -
с ее живыми органами холод
столь дальних палестин не по уму.
Сын! Если я не мертв, то потому
что взрослый не зовет себе подмогу.
Я слишком горд, чтобы за то, что Богу
предписывалось, браться самому.
Сын! Если я не мертв, то потому
что близость смерти ложью не унижу:
я слишком стар. Но и вблизи не вижу
там избавленья сердцу моему.
Сын! Если я не мертв, то потому
что знаю, что в Аду тебя не встречу.
Апостол же, чьей воле не перечу,
в Рай не позволит занести чуму.
Сын! Я бессмертен. Не как оптимист.
Бессмертен, как животное. Что строже.
Все волки для охотника - похожи.
А смерть - ничтожный физиономист.
Грех спрашивать с разрушенных орбит!
Но лучше мне кривиться в укоризне,
чем быть тобой неузнанным при жизни.
Услышь меня, отец твой не убит».
После ссылки у Марины Басмановой и Иосифа родился сын Андрей.
В день рождения сына Бродский подарил ему Библию с надписью: «Андрею на всю жизнь». Однако к этому времени его пути с Мариной уже разошлись. Она разрешала Иосифу видеться с сыном лишь при одном условии: держать в тайне, что он его отец.
Очень интересное исследование было сделано Ранчиным Андреем Михайловичем - филологом, историком, литературным критиком, профессором филфака МГУ на предмет сопоставления путешествия Одиссея Гомера и Улисса Джойса со стихотворениями Бродского: «Одиссей Телемаку», «Итака» и «Сын, если я не мертв». И здесь больше аналогий можно провести именно с Улиссом Джойса, ведь даже сам Бродский в одном из ранних стихотворений (1961 года) говорит: «Я как Улисс!», подразумевая непрекращающееся странствие, скитание.
Если у Гомера странствующий Одиссей стремится домой, к своей верной Пенелопе и на Итаке происходит соединение с сыном Телемаком, то у Джойса , скитающийся по городу Блум, психологически ощущает измену своей жены (Молли Блум (М.Б)) и не спешит домой, страдает по умершему в младенчестве сыну Рудольфу.
Улисс - своего рода отражение Одиссея в кривом зеркале, но очень созвучное с основным мотивом в стихотворениях Бродского. Ведь сам поэт похож на Блума, который знает об измене своей возлюбленной (Марианны Басмановой -М.Б.) и мучается десятилетиями от этого, а смерти сына Леопольда Блума соответствует разлука Бродского с его сыном, для которого благодаря лжи, возможно внушённой матерью, отец «фактически мертв». Подробнее с этим интересным анализом можно познакомиться по ссылке
Для меня это стихотворение стало «криком души», бесконечной болью поэта. Когда ты видишь своего ребёнка, но нет возможности сказать правду, быть рядом, оберегать и воспитывать, то рождается только такой надрывный стон из глубины истерзанного сердца, который ложится строчками на бумагу в надежде быть услышанными сквозь десятилетия.
Ещё одно стихотворение, которое мне хочется показать, называется «Мой народ». Его поэт написал в 1965 году после возвращения из Архангельской ссылки.
📕 Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
После такого подробного обсуждения биографии Иосифа Бродского предлагаю ещё немного почитать его стихотворения.
❓Готовы погрузиться в ряды рифм?
Правда великая и трагическая любовь поэта ещё осталась за кадром, но, мы к ней вернёмся чуточку попозже.
Одно из стихотворений, которое тронуло мое сердце посвящено сыну Иосифа Бродского и Марины Басмановой, было написано в 1967 году:
«Сын! Если я не мертв, то потому
что, связок не щадя и перепонок,
во мне кричит всё детское: ребенок
один страшится уходить во тьму.
Сын! Если я не мертв, то потому
что молодости пламенной - я молод -
с ее живыми органами холод
столь дальних палестин не по уму.
Сын! Если я не мертв, то потому
что взрослый не зовет себе подмогу.
Я слишком горд, чтобы за то, что Богу
предписывалось, браться самому.
Сын! Если я не мертв, то потому
что близость смерти ложью не унижу:
я слишком стар. Но и вблизи не вижу
там избавленья сердцу моему.
Сын! Если я не мертв, то потому
что знаю, что в Аду тебя не встречу.
Апостол же, чьей воле не перечу,
в Рай не позволит занести чуму.
Сын! Я бессмертен. Не как оптимист.
Бессмертен, как животное. Что строже.
Все волки для охотника - похожи.
А смерть - ничтожный физиономист.
Грех спрашивать с разрушенных орбит!
Но лучше мне кривиться в укоризне,
чем быть тобой неузнанным при жизни.
Услышь меня, отец твой не убит».
После ссылки у Марины Басмановой и Иосифа родился сын Андрей.
В день рождения сына Бродский подарил ему Библию с надписью: «Андрею на всю жизнь». Однако к этому времени его пути с Мариной уже разошлись. Она разрешала Иосифу видеться с сыном лишь при одном условии: держать в тайне, что он его отец.
Очень интересное исследование было сделано Ранчиным Андреем Михайловичем - филологом, историком, литературным критиком, профессором филфака МГУ на предмет сопоставления путешествия Одиссея Гомера и Улисса Джойса со стихотворениями Бродского: «Одиссей Телемаку», «Итака» и «Сын, если я не мертв». И здесь больше аналогий можно провести именно с Улиссом Джойса, ведь даже сам Бродский в одном из ранних стихотворений (1961 года) говорит: «Я как Улисс!», подразумевая непрекращающееся странствие, скитание.
Если у Гомера странствующий Одиссей стремится домой, к своей верной Пенелопе и на Итаке происходит соединение с сыном Телемаком, то у Джойса , скитающийся по городу Блум, психологически ощущает измену своей жены (Молли Блум (М.Б)) и не спешит домой, страдает по умершему в младенчестве сыну Рудольфу.
Улисс - своего рода отражение Одиссея в кривом зеркале, но очень созвучное с основным мотивом в стихотворениях Бродского. Ведь сам поэт похож на Блума, который знает об измене своей возлюбленной (Марианны Басмановой -М.Б.) и мучается десятилетиями от этого, а смерти сына Леопольда Блума соответствует разлука Бродского с его сыном, для которого благодаря лжи, возможно внушённой матерью, отец «фактически мертв». Подробнее с этим интересным анализом можно познакомиться по ссылке
Для меня это стихотворение стало «криком души», бесконечной болью поэта. Когда ты видишь своего ребёнка, но нет возможности сказать правду, быть рядом, оберегать и воспитывать, то рождается только такой надрывный стон из глубины истерзанного сердца, который ложится строчками на бумагу в надежде быть услышанными сквозь десятилетия.
Ещё одно стихотворение, которое мне хочется показать, называется «Мой народ». Его поэт написал в 1965 году после возвращения из Архангельской ссылки.
📕 Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Книги | Блог о литературе pinned «Всем привет! 🫶☀️ После такого подробного обсуждения биографии Иосифа Бродского предлагаю ещё немного почитать его стихотворения. ❓Готовы погрузиться в ряды рифм? Правда великая и трагическая любовь поэта ещё осталась за кадром, но, мы к ней вернёмся чуточку…»
Рада приветствовать всех новеньких книголюбов на моем канале! 🫶
Если Вы хотите быть в курсе обсуждений интересных постов на канале, можно присоединиться к чату по ссылке
Чуть больше узнать обо мне можно по тегу #постзнакомство в закреплённых сообщениях
Буду рада, если поделитесь также информацией о себе, любимых авторах, литературных жанрах и книжных пристрастиях 🥰
Если Вы хотите быть в курсе обсуждений интересных постов на канале, можно присоединиться к чату по ссылке
Чуть больше узнать обо мне можно по тегу #постзнакомство в закреплённых сообщениях
Буду рада, если поделитесь также информацией о себе, любимых авторах, литературных жанрах и книжных пристрастиях 🥰
Всем привет! 🫶☀️
Вот и закончился мой отпуск, как и второй летний месяц, и сапсан уже мчит меня домой в Москву.
Отличная и насыщенная поездка получилась 🥰
А давайте ещё немного почитаем Иосифа Бродского, и сегодня я представляю стихотворение, которое наверное чаще всего Вы упоминали в предыдущих обсуждениях - это «Конец прекрасной эпохи», которое поэт написал в 1969 году:
«Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея…
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра».
Это стихотворение - исповедь поэта, зашифрованное послание душевных переживаний от происходящего в окружающем мире, приводящих в ужас Бродского. И вроде бы сюжет прост: вышел из дома, спустился за газетой и прочитал новости, но как сложен и метафоричен сам текст, сколько здесь отсылок к событиям из жизни поэта.
❓Каких строк требует искусство поэзии?
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Вот и закончился мой отпуск, как и второй летний месяц, и сапсан уже мчит меня домой в Москву.
Отличная и насыщенная поездка получилась 🥰
А давайте ещё немного почитаем Иосифа Бродского, и сегодня я представляю стихотворение, которое наверное чаще всего Вы упоминали в предыдущих обсуждениях - это «Конец прекрасной эпохи», которое поэт написал в 1969 году:
«Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея…
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра».
Это стихотворение - исповедь поэта, зашифрованное послание душевных переживаний от происходящего в окружающем мире, приводящих в ужас Бродского. И вроде бы сюжет прост: вышел из дома, спустился за газетой и прочитал новости, но как сложен и метафоричен сам текст, сколько здесь отсылок к событиям из жизни поэта.
❓Каких строк требует искусство поэзии?
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Книги | Блог о литературе pinned «Рада приветствовать всех новеньких книголюбов на моем канале! 🫶 Если Вы хотите быть в курсе обсуждений интересных постов на канале, можно присоединиться к чату по ссылке Чуть больше узнать обо мне можно по тегу #постзнакомство в закреплённых сообщениях…»
Привет, друзья! 🧡🫶
Наш сегодняшний разговор будет посвящён теме любви, такой разной, где-то яркой и солнечной, а где-то печальной, даже трагической, но, все равно прекрасной, вдохновляющей на создание поэтических творений.
А поговорим мы о дамах, которым Иосиф
Бродский отдал своё сердце.
Бытует мнение, что донжуанский список Иосифа Бродского до 30-летнего возраста превысил аналогичный у Пушкина в 2 раза, но мы поговорим только о двух дамах: Марине Басмановой и Марии Соццани.
Марина Басманова
Думаю, ни для кого не секрет, что многие свои стихи поэт Иосиф Бродский подписывал инициалами «М.Б.», посвящая их своей любимой - Марине Басмановой.
Послушайте, как звучит его первое посвящение возлюбленной (от 2 февраля 1962 года):
«Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул».
Марина Басманова родилась и выросла в Ленинграде. Ее отец, Павел Иванович Басманов, был известным художником, учеником самого Петрова-Водкина. Так что любовь к живописи передалась девушке по наследству. Когда она, будучи начинающим художником-иллюстратором, заходила в Эрмитаж полюбоваться на полотна великих мастеров, многие посетители-мужчины невольно оборачивались ей вслед. Высокая и стройная, с высоким лбом, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами, она сама казалась сошедшей с одной из картин эпохи Возрождения.
Вот как однажды высказалась о ней Анна Ахматова: «Тоненькая, умная и как несет свою красоту! И никакой косметики. Одна холодная вода!» И действительно, в этой девушке всегда было что-то таинственное и величавое, присущее только водной стихии.
Что-то созвучное ее образу в своё время было тонко подмечено Мариной Цветаевой: «Кто создан из камня, кто создан из глины, а я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, я - бренная пена морская».
Иосиф Бродский и Марина Басманова впервые встретились в начале 1962 года на вечеринке в квартире будущего известного композитора Бориса Тищенко. Поэту еще не было и 22 лет, Марина двумя годами его старше. Это была любовь с первого взгляда. С того дня они уже не расставались. Гуляли по городу, взявшись за руки, заходили погреться в подъезды старых домов Петроградской Стороны, целовались как одержимые и снова шли, счастливые, куда глаза глядят. Бродский читал ей свои новые стихи, а Марина часами могла рассказывать ему о живописи, водила по музеям и выставкам. Окружающие единодушно сходились во мнении, что они на редкость дополняют друг друга: порывистый, страстный Бродский и спокойная рассудительная Басманова. Как две противоположные стихии: огонь и вода.
❓Любила ли Марина поэта также сильно? Сложный вопрос.
А Бродский ее боготворил.
Подруга поэта, писательница Людмила Штерн, в своей книге «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» упоминает о Басмановой так:
«Она казалась очень застенчивой. Не блистала остроумием и не участвовала в словесных пикировках, когда мы друг о друга точили языки. Бывало, за целый вечер и слова не молвит, и рта не раскроет». Может быть именно это столь редкое умение слушать и привлекло будущего Нобелевского лауреата. А вот что рассказывает Алла Уфлянд, вдова поэта и друга Бродского Владимира Уфлянда.
«- Художница Марина Басманова - та роковая женщина, которую Иосиф любил всю жизнь, - рассказала Алла Валентиновна. - Высокая, черноволосая, с тонкими чертами лица, изящная. Она была воплощением холодной красоты. Позже Ося говорил о ней: «Знала бы ты, какая она пиявка!»
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Наш сегодняшний разговор будет посвящён теме любви, такой разной, где-то яркой и солнечной, а где-то печальной, даже трагической, но, все равно прекрасной, вдохновляющей на создание поэтических творений.
А поговорим мы о дамах, которым Иосиф
Бродский отдал своё сердце.
Бытует мнение, что донжуанский список Иосифа Бродского до 30-летнего возраста превысил аналогичный у Пушкина в 2 раза, но мы поговорим только о двух дамах: Марине Басмановой и Марии Соццани.
Марина Басманова
Думаю, ни для кого не секрет, что многие свои стихи поэт Иосиф Бродский подписывал инициалами «М.Б.», посвящая их своей любимой - Марине Басмановой.
Послушайте, как звучит его первое посвящение возлюбленной (от 2 февраля 1962 года):
«Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул».
Марина Басманова родилась и выросла в Ленинграде. Ее отец, Павел Иванович Басманов, был известным художником, учеником самого Петрова-Водкина. Так что любовь к живописи передалась девушке по наследству. Когда она, будучи начинающим художником-иллюстратором, заходила в Эрмитаж полюбоваться на полотна великих мастеров, многие посетители-мужчины невольно оборачивались ей вслед. Высокая и стройная, с высоким лбом, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами, она сама казалась сошедшей с одной из картин эпохи Возрождения.
Вот как однажды высказалась о ней Анна Ахматова: «Тоненькая, умная и как несет свою красоту! И никакой косметики. Одна холодная вода!» И действительно, в этой девушке всегда было что-то таинственное и величавое, присущее только водной стихии.
Что-то созвучное ее образу в своё время было тонко подмечено Мариной Цветаевой: «Кто создан из камня, кто создан из глины, а я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, я - бренная пена морская».
Иосиф Бродский и Марина Басманова впервые встретились в начале 1962 года на вечеринке в квартире будущего известного композитора Бориса Тищенко. Поэту еще не было и 22 лет, Марина двумя годами его старше. Это была любовь с первого взгляда. С того дня они уже не расставались. Гуляли по городу, взявшись за руки, заходили погреться в подъезды старых домов Петроградской Стороны, целовались как одержимые и снова шли, счастливые, куда глаза глядят. Бродский читал ей свои новые стихи, а Марина часами могла рассказывать ему о живописи, водила по музеям и выставкам. Окружающие единодушно сходились во мнении, что они на редкость дополняют друг друга: порывистый, страстный Бродский и спокойная рассудительная Басманова. Как две противоположные стихии: огонь и вода.
❓Любила ли Марина поэта также сильно? Сложный вопрос.
А Бродский ее боготворил.
Подруга поэта, писательница Людмила Штерн, в своей книге «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» упоминает о Басмановой так:
«Она казалась очень застенчивой. Не блистала остроумием и не участвовала в словесных пикировках, когда мы друг о друга точили языки. Бывало, за целый вечер и слова не молвит, и рта не раскроет». Может быть именно это столь редкое умение слушать и привлекло будущего Нобелевского лауреата. А вот что рассказывает Алла Уфлянд, вдова поэта и друга Бродского Владимира Уфлянда.
«- Художница Марина Басманова - та роковая женщина, которую Иосиф любил всю жизнь, - рассказала Алла Валентиновна. - Высокая, черноволосая, с тонкими чертами лица, изящная. Она была воплощением холодной красоты. Позже Ося говорил о ней: «Знала бы ты, какая она пиявка!»
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Доброго утра, дорогие друзья-книголюбы! ☀️🫶
Сегодня у нас в книжном меню снова дамы Иосифа Бродского и на этом закончится наше путешествие в мир поэта, в котором точно можно не ставить точку, а скорее - многоточие.
❓А пока что, поговорим?
Мария Соццани
Они впервые встретились в Сорбонне в январе 1990 года, когда на лекцию поэта Иосифа Бродского, Нобелевского лауреата, прилетела итальянка Мария Соццани, очаровательная красавица, изучающая историю русской литературы. Ее мать происходила из русского дворянского рода, отец трудился на высокой должности в компании «Пирелли».
Вряд ли поэт тогда выделил Марию из толпы, слишком много людей посещали его лекции, но вскоре он получил письмо от нее из Италии. На ближайшие несколько месяцев почтовые письма стали связующей ниточкой между великим поэтом и юной итальянской студенткой.
Уже летом Иосиф Бродский и Мария Соццани отправляются вместе в Швецию. Именно в Швеции очень часто бывал Бродский. 1 сентября 1990 года в Стокгольмской ратуши был заключен брак Иосифа Бродского и Марии Соццани, которая была младше поэта почти на 30 лет. Помогал устроить свадьбу великому поэту его друг, филолог-славист и переводчик Бенгдт Янгфельдт с женой.
Брак поэта стал неожиданностью, как для его друзей, так и для почитателей его таланта. Уж очень скоропалительным было решение о свадьбе. Но Бродскому, как всегда, не было никакого дела до мнения окружающих. Впервые за много лет он был, наконец, безусловно счастлив. Многие друзья поэта скажут позже, что жизнь Иосифа Бродского в браке с Марией оказалась счастливее всех предыдущих 50 лет.
Поэт очень нежно относился к своей супруге, почти по-отечески.
В Рождество 1993 года, 25 декабря появилось стихотворение, и многие долго гадали, кто скрывается за инициалами посвящения. М.Б. – так всегда подписывал Бродский стихи, посвященные Марине Басмановой. Но М.Б. – это инициалы теперь и его супруги – Марии Бродской. Мне кажется эти стихи посвящены Марии.:
«Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится. Зане чудеса,
к земле тяготея, хранят адреса,
настолько добраться стремясь до конца,
что даже в пустыне находят жильца.
А если ты дом покидаешь - включи
звезду на прощанье в четыре свечи
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена».
Стихи, посвященные Марине, были полны трагизма, ожидания чего-то неминуемого и страшного. А в этих строках слышится надежда, ожидание чуда, которое уже и произошло к тому времени.
В 1993 году у Иосифа и Марии родилась малышка Анна. В семье общались на английском языке, но Мария пыталась научить дочь и русскому, чтобы она могла впоследствии читать произведения своего великого отца в оригинале.
Бродский безмерно любил свою дочь, проводя с ней каждую свободную минуту. Но 28 января 1996 года сердце поэта остановилось. Он поднялся к себе в кабинет поработать, утром жена нашла его мёртвым. А маленькая Анна еще долго будет диктовать маме письма и просить привязать их к шарику, который долетит к папе.
Повзрослевшая Анна Александра Мария Соццани знакомится с творчеством своего отца и признаётся, что для неё это общение с самым близким человеком.
Мне захотелось закончить эту историю любви стихотворением Иосифа Бродского, посвящённым своей дочери, написанным в 1994 году (в переводе Андрея Орлеана). Дело в том, что я встретила около 5 вариантов перевода стихотворения, однако этот показался мне вполне гармоничным.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Сегодня у нас в книжном меню снова дамы Иосифа Бродского и на этом закончится наше путешествие в мир поэта, в котором точно можно не ставить точку, а скорее - многоточие.
❓А пока что, поговорим?
Мария Соццани
Они впервые встретились в Сорбонне в январе 1990 года, когда на лекцию поэта Иосифа Бродского, Нобелевского лауреата, прилетела итальянка Мария Соццани, очаровательная красавица, изучающая историю русской литературы. Ее мать происходила из русского дворянского рода, отец трудился на высокой должности в компании «Пирелли».
Вряд ли поэт тогда выделил Марию из толпы, слишком много людей посещали его лекции, но вскоре он получил письмо от нее из Италии. На ближайшие несколько месяцев почтовые письма стали связующей ниточкой между великим поэтом и юной итальянской студенткой.
Уже летом Иосиф Бродский и Мария Соццани отправляются вместе в Швецию. Именно в Швеции очень часто бывал Бродский. 1 сентября 1990 года в Стокгольмской ратуши был заключен брак Иосифа Бродского и Марии Соццани, которая была младше поэта почти на 30 лет. Помогал устроить свадьбу великому поэту его друг, филолог-славист и переводчик Бенгдт Янгфельдт с женой.
Брак поэта стал неожиданностью, как для его друзей, так и для почитателей его таланта. Уж очень скоропалительным было решение о свадьбе. Но Бродскому, как всегда, не было никакого дела до мнения окружающих. Впервые за много лет он был, наконец, безусловно счастлив. Многие друзья поэта скажут позже, что жизнь Иосифа Бродского в браке с Марией оказалась счастливее всех предыдущих 50 лет.
Поэт очень нежно относился к своей супруге, почти по-отечески.
В Рождество 1993 года, 25 декабря появилось стихотворение, и многие долго гадали, кто скрывается за инициалами посвящения. М.Б. – так всегда подписывал Бродский стихи, посвященные Марине Басмановой. Но М.Б. – это инициалы теперь и его супруги – Марии Бродской. Мне кажется эти стихи посвящены Марии.:
«Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится. Зане чудеса,
к земле тяготея, хранят адреса,
настолько добраться стремясь до конца,
что даже в пустыне находят жильца.
А если ты дом покидаешь - включи
звезду на прощанье в четыре свечи
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена».
Стихи, посвященные Марине, были полны трагизма, ожидания чего-то неминуемого и страшного. А в этих строках слышится надежда, ожидание чуда, которое уже и произошло к тому времени.
В 1993 году у Иосифа и Марии родилась малышка Анна. В семье общались на английском языке, но Мария пыталась научить дочь и русскому, чтобы она могла впоследствии читать произведения своего великого отца в оригинале.
Бродский безмерно любил свою дочь, проводя с ней каждую свободную минуту. Но 28 января 1996 года сердце поэта остановилось. Он поднялся к себе в кабинет поработать, утром жена нашла его мёртвым. А маленькая Анна еще долго будет диктовать маме письма и просить привязать их к шарику, который долетит к папе.
Повзрослевшая Анна Александра Мария Соццани знакомится с творчеством своего отца и признаётся, что для неё это общение с самым близким человеком.
Мне захотелось закончить эту историю любви стихотворением Иосифа Бродского, посвящённым своей дочери, написанным в 1994 году (в переводе Андрея Орлеана). Дело в том, что я встретила около 5 вариантов перевода стихотворения, однако этот показался мне вполне гармоничным.
📕Продолжение в комментариях ⬇️⬇️
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Книги | Блог о литературе pinned «Рада приветствовать всех новеньких книголюбов на моем канале! 🫶 Если Вы хотите быть в курсе обсуждений интересных постов на канале, можно присоединиться к чату по ссылке Чуть больше узнать обо мне можно по тегу #постзнакомство в закреплённых сообщениях…»
Всем привет! ☀️🫶
Сегодня мы заканчиваем разговоры о творчестве и жизни поэта Иосифа Бродского. Надеюсь я смогла немного познакомить Вас с его стихотворениями, личной жизнью и непростой биографией.
Возможно кто-то впервые открыл для себя этого автора и хочет познакомиться с ним поближе.
По традиции я приготовила несколько книжных подарков, которые мне удалось найти в электронном виде📚 🎁
1.
В качестве эпилога хочу опубликовать ещё одно стихотворение поэта из цикла июльское интермеццо (1961 г.):
«Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах».
P.S. А на фото открытка, которую я привезла из магазина «Подписные издания» в Питере. А что это означает, думаю многие догадываются…☺️
Пишите свои догадки в комментариях 🫶
#мыслиокнигах #стихи #Бродский
Сегодня мы заканчиваем разговоры о творчестве и жизни поэта Иосифа Бродского. Надеюсь я смогла немного познакомить Вас с его стихотворениями, личной жизнью и непростой биографией.
Возможно кто-то впервые открыл для себя этого автора и хочет познакомиться с ним поближе.
По традиции я приготовила несколько книжных подарков, которые мне удалось найти в электронном виде📚 🎁
1.
Сочинения Иосифа Бродского в 7 томах;
2. «Иосиф Бродский глазами современников» в двух томах (автор Валентина Полухина);
3. Лев Лосев «Иосиф Бродский» (серия ЖЗЛ);
4. «Иосиф Бродский и Литва» (воспоминания);
5. Иосиф Бродский «Труды и дни» (в том числе о работе в США);
6. Иосиф Бродский «Стихотворения и поэмы» с дарственной надписью
В качестве эпилога хочу опубликовать ещё одно стихотворение поэта из цикла июльское интермеццо (1961 г.):
«Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах».
P.S. А на фото открытка, которую я привезла из магазина «Подписные издания» в Питере. А что это означает, думаю многие догадываются…☺️
Пишите свои догадки в комментариях 🫶
#мыслиокнигах #стихи #Бродский