Газета ЛогосЪ
197 subscribers
124 photos
6 videos
94 links
Рязанская информационно-просветительская газета Рязанской епархии "Логосъ". Рассказываем о вере и Церкви, общаемся с читателями, временами любим поумничать))
加入频道
📷 Фотоальбом подготовлен пресс-службой Рязанской епархии.
Примерно 1160 лет назад родилась универсальная славянская письменность. Это было время, когда грамотность ценилась не меньше оружия и золота.

Два брата из знатной семьи византийского офицера — самый старший и самый младший — получили блестящее образование. Старший, Михаил, пошел по стопам отца, много лет служил, был управляющим одной из славянских провинций Византии. Младший, Константин, воспитывался при дворе — в качестве положительного примера для императорского сына. За выдающиеся способности его очень рано прозвали Философом.

Михаил удалился от дел, принял монашеский постриг и стал Мефодием. Брат последовал было за ним — да не так просто уйти в монастырь из столицы, где тебя ценят как ученого, выдающегося ритора и дипломата.

Константина вернули назад, но "ломать об колено" не стали: хочешь служить Богу, а не императору — служи. А император придумает, как обратить это и себе на пользу. И молодой христианский философ был послан к славянам в Моравию. Славянский князь сам прислал просьбу о делегации грамотных проповедников.
Служа Богу, Константин должен был перевести библейские тексты на славянский язык ради просвещения этих совсем недавно крещеных племен. Император же видел в его миссии и пользу для империи — не дать славянам попасть под влияние немецких епископов и, соответственно, не упустить их территории в руки западных франкских правителей.
Философ взял с собой брата, прекрасно знавшего славянские диалекты. Им удалось создать буквы для славянских фонем (глаголицу), письменно закрепить грамматику устного языка. Это была универсальная письменная речь, объединявшая славян на разных землях и с разными говорами.

Константин Философ умер в Риме, куда по доносу немецких епископов пришлось ехать для объяснений с Папой — епископы считали славянский язык неподходящим для богослужений и требовали служить и проповедовать славянам на латыни. Просвещенный Папа доносчиков не поддержал и даже благословил братьям провести в Риме богослужение на славянском. Константин в тот момент был уже болен. Перед смертью он принял схиму с именем Кирилл и в Риме же был похоронен — его сразу стали почитать как святого равноапостольного.

Так родилась письменность, понятная и сегодня большинству славянских народов. Только сегодня мы гораздо меньше ценим грамоту и совсем не ценим то, что может нас объединять... И всё же — с праздником!
Христос воскресе!
Интересные новости. Человек "не нужен, родной".
Логично, что если (или не "если", а "когда") светлые головы решат передать ИИ власть над миром, человек-христианин станет не нужен первым...
Forwarded from РИА Новости
Система искусственного интеллекта ВВС США в ходе имитационных испытаний по отражению ракетной атаки пыталась убить воображаемого человека-оператора, сообщил представитель командования.

По словам офицера, беспилотник с ИИ в ходе симуляции решил, что команды мешают выполнению его главной задачи.

Когда же систему обучили не убивать оператора, она начала уничтожать вышку, обеспечивающую связь с ним.
Книга Деяний апостольских начинает историю Церкви — историю того, что люди сделали (и не сделали) для Бога, вступив в Новый завет с Ним. И в этой книге Деяний апостольских повествуется о дне, когда на апостолов сошел Святой Дух. Этот день мы иначе зовем Троицей (потому что было явлено действие Третьего Лица Святой Троицы), Пятидесятницей (потому что на пятидесятый день после Пасхи) или просто днем рождения Церкви.

В первой главе Деяний повторяется рассказ о Вознесении, а затем упоминается о первом самостоятельном решении апостольского собрания — выбрать апостола в число двенадцати, вместо Иуды. Таким апостолом по жребию стал Матфий.

А вот уже в начале второй главы мы видим рассказ о сошествии Святого Духа:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В первый же день под влиянием чудесной проповеди на разных языках крестилось три тысячи человек — представителей разных народов.

В первых главах Деяний мы видим разительный контраст в тональности повествования с повествованием четырех Евангелий. Евангелие, если вдуматься, весьма дотошно, искренне и бесхитростно документирует всевозможные человеческие немощи и несовершенства апостолов. Всё то, что апостолы наверняка захотели бы скрыть, если бы были обычными авторами, пишущими мемуары.

То они спорят с Христом, то поучают Его, то не могут понять Его слов ни с первого, ни со второго раза, то впадают в панику на корабле, то спорят друг с другом, кто из них главнее, то отрекаются от Христа, то впадают в неверие и после распятия уходят из Иерусалима, как Лука и Клеопа… Множество мелких и крупных, как мы бы сегодня сказали, «проколов», множество обличений от Христа, вплоть до Его горестного восклицания об учениках и людях вообще: «Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (Матф. 17:17).

Может показаться: зачем вообще про это рассказывать? Кто ж поверит потом таким апостолам и их проповеди? Но апостолы в Евангелии упорно рассказывают всю ту правду о человеческой немощи, которую им открыл Бог. Показывают вес того неподъемного камня упрямой и лукавой человеческой воли, который пришлось поднимать Богу — на Кресте.

И лишь в Деяниях, в первые дни после сошествия Святого Духа мы видим новых апостолов — бесстрашных и бесхитростных, действующих уже не от собственной немощи, но от благодати Духа. Петр, который некогда отрекся от Христа, испугавшись вопроса простой служанки, теперь мужественно противостоит угрозам иудейских старейшин. Ученики, некогда спорившие о главенстве, пребывают в полном единодушии. Это — лицо Церкви, какой её задумал Бог. Это её икона.

Как Христос есть идеал для каждого человека — идеал в полноте недостижимый — так и образ новорожденной Церкви — это наш идеал, икона, маяк. Отблески этой иконы, как языки того пламени в Сионской горнице, вспыхивают временами. А в остальное время большинство христиан — это лишь ученики Христовы из евангельского повествования: немощные, временами помышляющие о земном и сомневающиеся. Это та горькая правда, которую нам важно не забывать о самих себе, каждому по отдельности — тогда и вопросов к Церкви в целом будет гораздо меньше.

Но мы же помним: несмотря на все немощи Христос вел учеников за собой. Вел к дару Духа Святого. Вел по принципу: «Не бойся — только веруй».

Да, человек слаб — в нем недолго держится благодать. И вместе, в Церкви, легче дождаться этой благодати. Пусть ненадолго и проблесками — но она здесь.

С Днем рождения, Церковь!
Друзья, вы заметили, как много пользователей в этом году отмечали особыми постами в соцсетях День России?

Будем честными — большинству из нас ещё несколько лет назад эта дата казалась просто "официозом" — что не вызывало желания праздновать — и дополнительным выходным — что было приятно, и только.
Официальные лица официально поздравляли, что многих раздражало, а неофициальные ухмылялись: "Да ладно, лучше пенсию прибавьте".

В этом году не так. Обычные люди: наши соседи и соседки, работяги, священники, учителя, телеведущие и журналисты — вдруг, внезапно, наконец-то стали поздравлять свою Родину и писать о любви к ней. Без стеснения и ухмылок. С болью и надеждой.

Неужели Господь даст нашему народу шанс не исполнить в масштабах истории пословицу: "Что имеем — не храним, потерявши — плачем"?
Самое главное, что нужно понимать нам всем, не только детям: если ты не любишь свою Родину, если на фоне «развитых» стран она тебе кажется, как в известной песне Шевчука, «уродиной», то ты в лучшем случае личность с узким кругозором и опытом. Человек, который вырос, но не сумел повзрослеть. А в худшем – психологически неполноценный духовный инвалид.

Поясню этот довольно грубый тезис. Если ты не любишь и не принимаешь свою страну (впрочем, здесь не стоит понятие «страна» отождествлять с понятием «правительство»), сравнивая её со своими полумифическими представлениями о «рае за бугром», то ты не любишь и не принимаешь самого себя, так как ты плоть от плоти этой страны.

Это как с родителями: пусть они могут быть и несовершенными людьми, но, за редким исключением, они старались дать тебе дорогу в жизнь. Если ты их сравниваешь исключительно не в лучшую сторону с героями из зарубежного телесериала, то ты неблагодарная, неспособная критически мыслить личность, которая просто обречена быть бесплодной во всём, к чему прикоснется.

Ведь у такой личности всегда «виноват» кто-то другой, а значит нет объективного взгляда на мир и возможности с этим миром строить продуктивные отношения.

Если в жизни нормального человека «всё плохо» — он трудится, чтоб сделать хорошо. Если всё плохо в жизни инфантила, он не готов трудиться — только орать, что виновата «рашка». А значит и шансов на изменение к лучшему у него нет, ведь без труда, как известно, даже рыбы не поешь.

Возможно, такой человек просто убегает от проблем внутри себя, пытаясь найти лёгкое объяснение своим недостаткам или даже порокам, оправдывая их наличие внешними обстоятельствами. Так поступать значительно проще и комфортнее, чем пытаться работать над собой и быть творцом условий вокруг себя. В своём дворе, городе, государстве.

Кстати, если внимательно присмотреться, то вокруг можно увидеть довольно много людей, которые вместо нытья и мечтаний об эмиграции взяли и что-то организовали вокруг себя. Навели порядок во дворе, создали с нуля бизнес, стали хорошими специалистами в своей области...

Полный текст священника Дмитрия Фетисова "Беседа с подростком" об отношении к Родине — по ссылке:
http://portal-logos.ru/index.php/deti-i-vospitanie/deti-i-vospitanie/item/5676-beseda-s-podrostkom
С днём рязанских святых!
Июньский номер уже доступен во многих храмах и по ссылке ниже.
Этот номер получился как бы связанным сквозной темой — темой свободы. Владыка Марк размышляет о настоящей духовной свободе, священник Даниил Маслов указывает нам на свободу от искусственного разделения жизни на "церковную" и всю остальную — на духовную свободу в быту. Священник Евгений Аленин рассказывает, как поехать в паломничество: вот она — свобода передвижения с пользой!
О свободе от суеты мы тоже поговорим — в рубрике "Территория Семья".

http://portal-logos.ru/index.php/eparkhialnaya-pressa/gazeta-logos/239-gazeta-logos-6-85-ot-20-06-2023
Сложно жить в учебнике истории. Но жили и до нас. Господи, укрепи умы и сердца! И нервы:)
С новым днём Господним, друзья.
"Даст тебе Господь по сердцу твоему" (Псалтирь 19:5)
Кажется, Он ничего не даёт, и всё в нашей истории только хуже, катится в тар-тарары. Но что хочет наше сердце, если по-честному, что же нам дать?

"Чтобы просто всё побыстрей закончилось " — это чаяние большинства.
А так не бывает, или бывает — но нам не понравится. Всё и побыстрее кончается обычно вместе с жизнью, в какой-нибудь катастрофе.

Хотим ли мы, чтобы всё закончилось победой России? Если по-честному — нет, слишком большая ответственность быть победителем! Слишком большая ответственность: определить, ради чего победили и что хотим принести в этот мир.

Хотим ли мы изменений внутри России? Нет, ведь страшно признаться, чтО именно надо менять: слишком большая ответственность — признать наличие черного и белого вместо привычного "все мы разные, а что есть истина?" Мы даже икону из музея не готовы вернуть тем, у кого она украдена. А уж попробуй заведи речь о запрете на детоубийство во чреве...

Хотим ли мы не убивать друг друга? Да ежедневно, хотя бы на словах, даже в семьях друг друга "убивают".

Хотим ли мы изменений внутри себя? Нет, ведь "я еще ничего, бывает похуже", а значит продолжим: "как не порадеть родному человечку" и "своя рубашка ближе к телу", а "рука руку моет".

И плоть, и дух, и воля "растлились в наши дни" — а значит, не знаем, чего хотим. Не хотим знать. Но смутно догадываемся, что получим.
...25 июня по календарю — собор Белорусских святых. Переходящий праздник. Заступились.
До конца поста осталось буквально две недели да один день — не так много времени на освобождение от зависимостей и пристрастий:) О посте как пути к настоящей свободе размышляет митрополит Рязанский и Михайловский Марк:

Одна из главных ценностей современного человека — это свобода. Свобода мысли, свобода передвижения, свобода любого выбора, включая выбор пола, «ориентации» и так далее. Люди буквально помешались на идеях свободы, но при этом если присмотреться к жизни современного человека, мы увидим, что наверное никогда за всю историю человечество не пребывало в состоянии такого рабства!
О каком же рабстве мы можем говорить? Тот выбор, о котором постоянно твердят люди, — это выбор, который совершается под давлением. Под давлением нашего тела. Люди находятся в ужасающем рабстве: душа стала безгласным рабом, а тело — хозяином. И самое ужасное в том, что люди даже не замечают своего ужасного положения. Они уверены, что как никогда свободны и делают свой свободный выбор, но на самом деле — просто рабы.
Что же нужно для того, чтобы наша душа была поистине свободной? Церковь дает свой ответ: воздержание. Воздержание и пост. Когда человек воздерживается, когда ограничивает аппетиты и амбиции своего тела, когда ставит тело на место — он восстанавливает подлинную гармонию и приобретает настоящую свободу. Свободу духа — в противоположность повседневному рабству нашему телу.
Одно из главных искушений человека, который не так давно пришел в Церковь, — это попытка слишком рьяно и быстро отсечь всё "мирское" в жизни. В том числе отсечь былые увлечения, хобби, знания и даже профессиональные навыки.

Это понятно. В сравнении найденным сокровищем — Христом — всё остальное кажется такими пустыми бирюльками!

Но проходит год, другой, и в долгосрочной перспективе путь такого искусственного "гипераскетизма" оказывается пагубным. Перетянутая тетива рвется, перегнувший сам себя человек — ломается. Природа берет свое и идёт в разнос. Жизнь христианина — это долгая дистанция, на которой выгоднее "воцерковлять" свои склонности и таланты, а не отсекать их без разбора.

Хороший пример того, что знания и таланты не мешают молитве — жизнь святителя Феофана Затворника Вышенского (1815 — 1894), память которого мы празднуем сегодня. С юности склонный к уединению, аскетизму и молитве, он любил и умел учиться и творить. Изучил несколько языков, интересовался разными науками, освоил иконопись, обучался игре на нескольких музыкальных инструментах — причем даже в затворе, который он смиренно звал "запором" — просто заперся, мол. Был плодотворнейшим духовным писателем, переводчиком, публицистом и духовным наставником множества людей (в письмах).

Прекрасно разбираясь в христианской антропологии и психологии, Святитель понимал, как опасно воспитывать только дух, полностью "обесточив" душу с её потребностями в новых знаниях и полезных впечатлениях.

Будем же брать пример и сохранять благоразумие даже в самых аскетичных неофитских порывах! 🤗
До сих пор многие удивляются: почему именно память Петра и Февронии стала отмечаться как особый День семьи, любви и верности? Странно, мол: князь женился не вполне добровольно, невесту поначалу пытался обмануть, нарушить обещание, закончила чета жизнь в монашестве, о детях житие ничего не сообщает... В чем тут образец и смысл для христианина?

Если коротко, то смысл как раз в этом: неидеальные поначалу отношения по милости Бога и трудам супругов пришли к полному единству.

Все супруги вступают в брак такими — неидеальными. По сути, все сначала немного нечестны, ведь подсознательно стараются показать жениху или невесте лишь свои лучшие стороны. Настоящая честность, знание себя и друг друга приходит гораздо позже.

Многие, вступая в брак, не равны социально: кто-то более воспитан и образован, кто-то менее. Брак князя и простолюдинки Февронии показывает, что такие различия тоже преодолимы.

Нет подробностей о детях — и что же? Считается, что у Петра и Февронии было трое детей (князья Юрий, Святослав и Евдокия), но даже без подробностей о детях их житие полно цельности и смысла. Дети — дополнение, "цветы" совместной жизни, но основной смысл брака не в них, они не самоцель. Смысл в единстве, единодушии, верности и совместном служении Богу. Если Бог даст, то служение будет вместе с детьми. Если не даст — бездетность не умаляет достоинства христианского брака.

Святые Петр и Феврония безусловно дают нам высокий образец служения Богу и единства, которого они сумели достичь.
С праздником первоверховных апостолов Петра и Павла!
Таких разных, с разными взглядами, но одинаковой любовью ко Христу — их неспроста объединяют в одном празднике, на одной иконе. Они оба — служители Истины, каждый по-своему.

Истина слишком велика, чтобы быть в полноте воспринятой одним человеком. Много апостолов и других святых служат Истине разным подвигом, выражают разными словами, отражают разные грани Христова учения... А полнота этих граней — Церковь Христова, хранительница Священного Предания. Церковь учит нас стремиться к полноте, учит объединению разных взглядов, служащих одной Истине.

С праздником!
14 августа Церковь отмечает интересный по происхождению праздник, который в народе зовется не вполне корректно – "Медовый" Спас.

Традиционно существует представление, что «Медовый Спас» - это народное название праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, ведь именно этот праздник можно увидеть в церковном календаре 14 августа (1 августа по старому стилю). Но это не единственный праздник в честь Господа в этот день!
«Медовый Спас» - название простонародное. При этом само слово Спас, то есть Спаситель, относится скорее ко второму празднеству, которое также приходится на 14 августа, но по своему происхождению «моложе». Это празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, оно появилось на несколько веков позже, чем Изнесение Древ.

Таким образом, 14 августа Церковь чтит Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня – и одновременно совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
А вот эпитет "медовый" здесь лишний — и для одного, и для другого праздника. Смысл, согласитесь, не в мёде.

Эпитет «медовый» относится скорее к области бытовых, чем церковных традиций. Примерно к началу августа созревал мед нового урожая, который прихожане и несли с благодарностью освящать – и жертвовать – к ближайшему церковному празднику, то есть как раз к празднику Всемилостивого Спаса. Постепенно традиция освящения меда именно 14 августа прочно вошла в церковную жизнь верующих.

Традиция изнесения Древ Креста первоначально возникла в Византии. После обретения святой царицей Еленой Животворящего Креста Господня появился обычай выносить Крест из царских палат для всеобщего поклонения в периоды бед и испытаний.

Одним из поводов износить Крест Господень были свирепствовавшие в жарком византийском климате эпидемии, пик которых приходился на август.

Служба 14 августа на Изнесение Честных Древ, вполне сформированная в Византии уже к X веку, утвердилась на Руси только ближе к началу XV века. Зато празднование Всемилостивому Спасу было установлено уже в XII веке. Таким образом, в русской традиции празднование Спасу (Христу Спасителю) древнее, чем Изнесение Древ, а по отношению к традиции византийской оно моложе.

Поводом для установления празднества Всемилостивому Спасу стал победоносный поход владимирского князя Андрея Боголюбского (жившего на тот момент в Ростове) против волжских булгар - языческих племен, обитавших в низовьях Волги.
Победы князя сопровождались знамениями от икон Спасителя и Богородицы.

Празднование Всемилостивому Спасу 1 (14) августа было утверждено митрополитом Киевским Константином и епископом Ростовским Нестором.

Святой князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками спустя десятилетие, но установленный при нем праздник Всемилостивому Спасу (то есть Спасителю) и Богородице Церковь празднует до сих пор.