Forwarded from Министерство культуры Российской Федерации
Курировать мероприятия проекта «Музейные маршруты» в 2024 году будут руководители ведущих музеев
Этот флагманский в музейной отрасли проект Минкультуры России позволяет развить межмузейное сотрудничество и выработать новые механизмы продвижения культурных институций. За несколько лет в 40 регионах прошло более 200 мероприятий.
Новую географию и будущие планы обсудили в ходе пресс-конференции на площадке медиагруппы «Россия сегодня». Что же ждет музейное сообщество в юбилейном пятом сезоне проекта?⤵️
◾️ В Татарстане (апрель) – гендиректор Музея Москвы Анна Трапкова возглавит сессию «Новая жизнь мемориальных музеев» и методический семинар по работе с личной историей для музеев Казани.
◾️ В Дагестане (июнь) – во главе дискуссии о современном искусстве в рамках фестиваля «Аланика» встанет директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева.
◾️ В Нижнем Новгороде (июль) – образовательную сессию для сотрудников пресс-служб музеев и медиашколу для нижегородских студентов будет курировать декан журфака МГУ Елена Вартанова.
◾️ В Бурятии (август) – под руководством директора Музея истории Дальнего Востока Виктора Шалая обсудят развитие креативных индустрий и представят «Детскую школу экскурсовода».
◾️ В Чечне (октябрь) – мастер-классы по реставрации, обмен опытом сочетания подлинных музейных экспонатов с виртуальными образами, а также Дни Эрмитажа. Куратор – председатель Союза музеев Михаил Пиотровский.
Кроме того, специальные образовательные сессии проведут для работников музеев новых регионов на фестивале «Интермузей» и в Санкт-Петербурге. А итоги музейного года представят в декабре в Москве.
Этот флагманский в музейной отрасли проект Минкультуры России позволяет развить межмузейное сотрудничество и выработать новые механизмы продвижения культурных институций. За несколько лет в 40 регионах прошло более 200 мероприятий.
Новую географию и будущие планы обсудили в ходе пресс-конференции на площадке медиагруппы «Россия сегодня». Что же ждет музейное сообщество в юбилейном пятом сезоне проекта?⤵️
Кроме того, специальные образовательные сессии проведут для работников музеев новых регионов на фестивале «Интермузей» и в Санкт-Петербурге. А итоги музейного года представят в декабре в Москве.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В начале XIII века усиливается взаимодействие русских князей с половцами и увеличивается количество браков с ними. Такие браки были строго асимметричны: только русские княжичи женились на половчанках, но никогда никакой русский князь не выдал бы свою дочь за язычника половца.
Cлучались, впрочем, и непредвиденные события: так, например, вдова черниговского князя Владимира Давыдовича (?–1151) вышла замуж за половецкого князя Башкорда, бежав «в половцы». По-видимому, она овдовела довольно рано и по древнерусским традициям уже не могла выйти замуж на родине.
После нового замужества она получила возможность помогать своему сыну Святославу. Летопись сообщает о войске, возглавляемом лично Башкордом, спешившем на помощь Святославу Владимировичу и его дяде, причем Башкорд назван отчимом Святослава
Cлучались, впрочем, и непредвиденные события: так, например, вдова черниговского князя Владимира Давыдовича (?–1151) вышла замуж за половецкого князя Башкорда, бежав «в половцы». По-видимому, она овдовела довольно рано и по древнерусским традициям уже не могла выйти замуж на родине.
После нового замужества она получила возможность помогать своему сыну Святославу. Летопись сообщает о войске, возглавляемом лично Башкордом, спешившем на помощь Святославу Владимировичу и его дяде, причем Башкорд назван отчимом Святослава
Цвет и символизм в русской иконе. В иконе Древней Руси главным цветом был золотой. На иконе он понимался одновременно как свет и цвет. Золотой фон несёт свет, сияние и представление о Божественном присутствии.
Глубинное понимание золотой поверхности на иконе связано с понятием преображения и очищения души и с выражением святости: золотыми являются одежды Спасителя и Богородицы, золотом окрашены нимбы святых и сияние вокруг фигуры Христа.
Золотым прорисованы нити волос архангелов, что символизирует также величие и бессмертие. Техникой ассиста – тонких золотых лучей, создающих впечатление движущегося света, на иконе покрывались отдельные детали одежды библейских персонажей, крылья ангелов и верхушки церквей.
При всем изобилии золотого цвета на иконах древнерусским мастерам удалось достичь совершенства в пропорциях применения золотой краски, и она не воспринималась как декоративный элемент.
На фото икона «Святой Преподобный Сергий Радонежский», начало XX в (до 1910 г), из собрания @kulpolemuseum
Глубинное понимание золотой поверхности на иконе связано с понятием преображения и очищения души и с выражением святости: золотыми являются одежды Спасителя и Богородицы, золотом окрашены нимбы святых и сияние вокруг фигуры Христа.
Золотым прорисованы нити волос архангелов, что символизирует также величие и бессмертие. Техникой ассиста – тонких золотых лучей, создающих впечатление движущегося света, на иконе покрывались отдельные детали одежды библейских персонажей, крылья ангелов и верхушки церквей.
При всем изобилии золотого цвета на иконах древнерусским мастерам удалось достичь совершенства в пропорциях применения золотой краски, и она не воспринималась как декоративный элемент.
На фото икона «Святой Преподобный Сергий Радонежский», начало XX в (до 1910 г), из собрания @kulpolemuseum
Мастер-класс по лепке на гончарном круге 28 апреля
Первыми предметами, которые древние мастера лепили из глины, была посуда для приготовления и сервировки пищи. Изделия, которые первобытные люди выбивали или выдалбливали из цельных кусков глины, отличались грубостью исполнения. После появления техники лоскутного налепа у древних гончаров стали получаться крупные сосуды с толстыми, но неравномерными стенками. И только после изобретения гончарного круга и освоения обжига в гончарном горне мастера добились совершенства форм и долговечности своих изделий.
Сурен Касумян продолжает традиции тульских керамистов. Инженер, конструктор-технолог радиоэлектронных средств по образованию, гончарным делом он занялся чуть более 20 лет назад и по сей день продолжает совершенствоваться в любимом ремесле. На мастер-классе гончар расскажет о профессии, о свойствах глины и особенностях работы с ней, а также продемонстрирует свои работы. Для детей и взрослых мастер проведет увлекательную викторину, а самым смелым гостям, не боящимся «грязной» работы, Сурен предложит выступить его подмастерьем - поработать с глиной и освоить электрический гончарный круг. Всем присутствующим на мастер-классе тульский гончар подарит небольшие сувениры.
Начало в 14.00. Стоимость 400 руб. 6+
📍Музей "Тульские древности": г. Тула, пр. Ленина, 47
Первыми предметами, которые древние мастера лепили из глины, была посуда для приготовления и сервировки пищи. Изделия, которые первобытные люди выбивали или выдалбливали из цельных кусков глины, отличались грубостью исполнения. После появления техники лоскутного налепа у древних гончаров стали получаться крупные сосуды с толстыми, но неравномерными стенками. И только после изобретения гончарного круга и освоения обжига в гончарном горне мастера добились совершенства форм и долговечности своих изделий.
Сурен Касумян продолжает традиции тульских керамистов. Инженер, конструктор-технолог радиоэлектронных средств по образованию, гончарным делом он занялся чуть более 20 лет назад и по сей день продолжает совершенствоваться в любимом ремесле. На мастер-классе гончар расскажет о профессии, о свойствах глины и особенностях работы с ней, а также продемонстрирует свои работы. Для детей и взрослых мастер проведет увлекательную викторину, а самым смелым гостям, не боящимся «грязной» работы, Сурен предложит выступить его подмастерьем - поработать с глиной и освоить электрический гончарный круг. Всем присутствующим на мастер-классе тульский гончар подарит небольшие сувениры.
Начало в 14.00. Стоимость 400 руб. 6+
📍Музей "Тульские древности": г. Тула, пр. Ленина, 47
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова initialis, что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Кроме того, выполненный со вкусом инициал являет собой украшение текста и книги.
01
Инициалы Остромирова Евангелия, Великий Новгород, 1056–1057 гг
02
Инициалы Юрьевского Евангелия. Великий Новгород, 1119–1128 гг
03
Инициалы Евангелия Федора Кошки. Москва, 1390-е гг
01
Инициалы Остромирова Евангелия, Великий Новгород, 1056–1057 гг
02
Инициалы Юрьевского Евангелия. Великий Новгород, 1119–1128 гг
03
Инициалы Евангелия Федора Кошки. Москва, 1390-е гг
Forwarded from Ольга Любимова
Прием заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д. С. Лихачева стартует 26 апреля
Напомню, мы учредили эту награду, чтобы отметить огромный вклад наших замечательных специалистов. Свыше 83 тысяч человек ежедневно работают в музеях по всей стране и помогают сохранять наше богатейшее наследие для следующих поколений.
В этом году награда будет присуждаться в 16 номинациях. Шесть из них посвящены отдельным музейным профессиям. Еще семь категорий помогут выделить лучшие проекты, направления деятельности, а одна – партнеров музея.
Достижения коллектива будут отмечены в номинации «Музей года». Награду «Служение делу» присудят за особый личный вклад в развитие музейного дела.
Дорогие коллеги, каждый из вас может стать лауреатом этого года. Очень ждем заявок от всех музеев страны до 10 мая на сайте Минкультуры России. Награждение пройдет 23 мая на фестивале «Интермузей».
Напомню, мы учредили эту награду, чтобы отметить огромный вклад наших замечательных специалистов. Свыше 83 тысяч человек ежедневно работают в музеях по всей стране и помогают сохранять наше богатейшее наследие для следующих поколений.
В этом году награда будет присуждаться в 16 номинациях. Шесть из них посвящены отдельным музейным профессиям. Еще семь категорий помогут выделить лучшие проекты, направления деятельности, а одна – партнеров музея.
Достижения коллектива будут отмечены в номинации «Музей года». Награду «Служение делу» присудят за особый личный вклад в развитие музейного дела.
Дорогие коллеги, каждый из вас может стать лауреатом этого года. Очень ждем заявок от всех музеев страны до 10 мая на сайте Минкультуры России. Награждение пройдет 23 мая на фестивале «Интермузей».
На Руси женщины разного возраста использовали разные головные уборы. Девочкам и незамужним девушкам дозволялось украшать голову лентой или повязкой; волосы девушки на выданье полагалось заплетать в одну косу. Вплетённая в косу лента говорила о готовности девушки к вступлению в брак.
Повязка украшалась вышивкой, парчовой нитью, бусинами, орнаментом; завязывалась она сзади, оставляя макушку головы и косу непокрытыми. Повязки передавались в семье от старшей сестры к младшей.
Символизм повязки подчёркивался её украшениями. Справа и слева от лица к повязке прикреплялись подвески – рясны. Пара рясен символизировала связь неба и земли, а колты – украшения в виде пластин или звёзд, которыми оканчивались рясны, олицетворяли собой дождевые струи, падающие с неба на землю и обеспечивающие плодородие.
Повязка украшалась вышивкой, парчовой нитью, бусинами, орнаментом; завязывалась она сзади, оставляя макушку головы и косу непокрытыми. Повязки передавались в семье от старшей сестры к младшей.
Символизм повязки подчёркивался её украшениями. Справа и слева от лица к повязке прикреплялись подвески – рясны. Пара рясен символизировала связь неба и земли, а колты – украшения в виде пластин или звёзд, которыми оканчивались рясны, олицетворяли собой дождевые струи, падающие с неба на землю и обеспечивающие плодородие.
В XIII в центром работорговли в Золотой Орде был город Кафа (Феодосия). Подсчетам историков через него прошли 6,5 млн человек. Особо ценились на рабовладельческом рынке ремесленники-профессионалы. Им не просто сохраняли жизнь, но и берегли их здоровье, обеспечивая охрану. Русские женщины, для татаро-монголов, обладающие достаточно экзотичной внешностью, тоже высоко ценились. Их увозили не только в качестве рабынь, но и в качестве товара, понимая, что продадут их дорого.
На чужбине большинство пленников использовалось для строительства кораблей, городов. Женщины часто работали при гаремах в качестве служанок, либо увозились дальше, в Среднюю Азию или в Египет.
В отличие от «простых» рабов искусные мастера имели возможность жить отдельно и самостоятельно, купить или построить дом.
На чужбине большинство пленников использовалось для строительства кораблей, городов. Женщины часто работали при гаремах в качестве служанок, либо увозились дальше, в Среднюю Азию или в Египет.
В отличие от «простых» рабов искусные мастера имели возможность жить отдельно и самостоятельно, купить или построить дом.
Научно-образовательная школа для студентов «Тульские городища» начала свою работу. Куратор проекта - кандидат исторических наук, заведующий отделом археологических исследований музея-заповедника «Куликово поле» Евгений Столяров.
Проект разработали преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого для студентов, обучающихся по направлению «историческое регионоведение и археология». Ученые музея-заповедника «Куликово поле» в новой научно-образовательной школе отвечают за практическую часть – знакомят будущих историков с памятниками археологии Тульской области.
В ходе работы «Школы» студенты посетят наиболее значимые городища на территории Тульского края – Торхово, Лобынское, Супруты, Кетри и крепости эпохи функционирования Тульской засечной черты. Период существования памятников археологии охватывает более 2500 лет – от раннего железного века до эпохи позднего Средневековья. В формате лекций-экскурсий ученые музея-заповедника расскажут студентам о сложных элементах фортификации древних крепостей, а также о новых археологических открытиях Тульской археологической экспедиции музея-заповедника «Куликово поле». На базе Пространства «Археология» в Музейном квартале молодежь сможет увидеть подлинные археологические находки, обнаруженные в разные годы в ходе изучения древних поселений.
Фото Елены Шушуновой
Проект разработали преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого для студентов, обучающихся по направлению «историческое регионоведение и археология». Ученые музея-заповедника «Куликово поле» в новой научно-образовательной школе отвечают за практическую часть – знакомят будущих историков с памятниками археологии Тульской области.
В ходе работы «Школы» студенты посетят наиболее значимые городища на территории Тульского края – Торхово, Лобынское, Супруты, Кетри и крепости эпохи функционирования Тульской засечной черты. Период существования памятников археологии охватывает более 2500 лет – от раннего железного века до эпохи позднего Средневековья. В формате лекций-экскурсий ученые музея-заповедника расскажут студентам о сложных элементах фортификации древних крепостей, а также о новых археологических открытиях Тульской археологической экспедиции музея-заповедника «Куликово поле». На базе Пространства «Археология» в Музейном квартале молодежь сможет увидеть подлинные археологические находки, обнаруженные в разные годы в ходе изучения древних поселений.
Фото Елены Шушуновой
Среди нежилых построек в городах Золотой Орды довольно значительный процент составляли бани. Широкое распространение банных заведений в Золотой Орде является еще одним подтверждением того, что золотоордынские города строились по восточным образцам, С распространением мусульманства, обряды которого предписывали обязательные ритуальные омовения.
Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.
Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.