☔️В этот дождливый октябрьский день представляем подборку модных зонтов XIX века из нашей коллекции. Эти зонты вряд ли уберегали от непогоды, но они определенно производят неизгладимое впечатление.
.
© Музеи Московского Кремля
.
© Музеи Московского Кремля
Выбор невесты царю - дело непростое.
«Когда к вам эта наша грамота придет, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни.»
Эти суровые строки - из грамоты царя Ивана Грозного 1547 года, разосланной воеводам в разные города об отборе девушек подходящего возраста для выбора невесты. Прогневить царя могли и семьи, где девушкам не повезло быть помолвленными на момент получения грамоты.
Конечно, пока царь был молод, вряд ли кому могло прийти в голову скрывать красавицу-дочь, как в случае с этой, первой грамотой. Когда же царю за пятьдесят, а невеста - шестая по счету, опасения о сокрытии невест становились вполне объективной реальностью.
Все девушки должны были быть дочерями князей, бояр или происходить из семьи служилых людей дворянского звания. Большая семья считалась хорошим знаком - это означало крепость и плодовитость рода; тщательно учитывалось вообще все родство - происхождение матери или мачехи, браки родных.
Девушки были молоды, не старше двадцати трех лет. Все должны были быть красивыми, желательно высокого роста, при этом обязательно благочестивы и безупречной нравственности. Они и их ближайшие родственники не должны были страдать болезнями. А вот знатность рода, напротив, решающего значения не имела - желания возвышать положение и без того могущественных боярских родов у царской семьи не было, поэтому многие будущие царицы принадлежали к небогатому дворянству. Царские невесты были единственными девушками на Руси, которым не требовалось приданое.
Счет претенденток шел на тысячи: так, австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что в 1505 году в Москву свезли тысячу пятьсот девушек; при описании свадьбы Ивана Грозного в 1571 году говорится о двух тысячах.
.
Материалы взяты из книги М.Г. Ракитиной «Царская свадьба на Руси в XVI-XVII веках».
.
Иллюстрация - Изображение царицы Марии Ильиничны. Деталь иконы «Поклонение Кресту».
Москва, 1677-1678. Иван Салтанов.
.
© Музеи Московского Кремля
«Когда к вам эта наша грамота придет, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни.»
Эти суровые строки - из грамоты царя Ивана Грозного 1547 года, разосланной воеводам в разные города об отборе девушек подходящего возраста для выбора невесты. Прогневить царя могли и семьи, где девушкам не повезло быть помолвленными на момент получения грамоты.
Конечно, пока царь был молод, вряд ли кому могло прийти в голову скрывать красавицу-дочь, как в случае с этой, первой грамотой. Когда же царю за пятьдесят, а невеста - шестая по счету, опасения о сокрытии невест становились вполне объективной реальностью.
Все девушки должны были быть дочерями князей, бояр или происходить из семьи служилых людей дворянского звания. Большая семья считалась хорошим знаком - это означало крепость и плодовитость рода; тщательно учитывалось вообще все родство - происхождение матери или мачехи, браки родных.
Девушки были молоды, не старше двадцати трех лет. Все должны были быть красивыми, желательно высокого роста, при этом обязательно благочестивы и безупречной нравственности. Они и их ближайшие родственники не должны были страдать болезнями. А вот знатность рода, напротив, решающего значения не имела - желания возвышать положение и без того могущественных боярских родов у царской семьи не было, поэтому многие будущие царицы принадлежали к небогатому дворянству. Царские невесты были единственными девушками на Руси, которым не требовалось приданое.
Счет претенденток шел на тысячи: так, австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что в 1505 году в Москву свезли тысячу пятьсот девушек; при описании свадьбы Ивана Грозного в 1571 году говорится о двух тысячах.
.
Материалы взяты из книги М.Г. Ракитиной «Царская свадьба на Руси в XVI-XVII веках».
.
Иллюстрация - Изображение царицы Марии Ильиничны. Деталь иконы «Поклонение Кресту».
Москва, 1677-1678. Иван Салтанов.
.
© Музеи Московского Кремля
Перед нами жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны, подтверждающая права архимандрита Кийского Крестного монастыря Иоасафу с братией на угодья в Кольском уезде 1746 года. В XVIII веке подобным жалованным грамотам начали придавать книжный формат, что наглядно видно на примере этого искусно оформленного документа.
Папка выполнена из картона, обтянутого парчой серо-зеленого цвета, с изображением роз, пальм и листьев, внутри оклеена бумагой. Внизу привешена красно-восковая государственная печать с изображением двуглавого орла над короной и надписью по краю: ЕЛИЗАВЕТА I БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ, в серебряном футляре (кустодии) с двумя кистями из серебряных и шелковых нитей. На верхней крышке кустодии чеканное золоченое изображение двуглавого орла под короной, с державой и скипетром. Между листами пергамена и в качестве форзацев использован розовый шелк.
.
Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны архимандриту Кийского Крестного монастыря Иоасафу с братией на угодья в Кольском уезде.
Санкт-Петербург, 18 февраля 1746.
Пергамен, чернила, твореное золото,
клеевые краски, красный воск, шелк, парча, серебро, картон, бумага, серебряные и шелковые нити.
Скоропись, вязь, рисунок, чеканка, золочение, ткачество, прядение.
Размер: 47–47,9 см × 71 см (в развороте); папка –
50 см × 37 см; шелковые завесы – 48,8 см × 71 см
(в развороте); дм. печати 11 см; дм. футляра (кустодии) 12,2 см.
.
© Музеи Московского Кремля
Папка выполнена из картона, обтянутого парчой серо-зеленого цвета, с изображением роз, пальм и листьев, внутри оклеена бумагой. Внизу привешена красно-восковая государственная печать с изображением двуглавого орла над короной и надписью по краю: ЕЛИЗАВЕТА I БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ, в серебряном футляре (кустодии) с двумя кистями из серебряных и шелковых нитей. На верхней крышке кустодии чеканное золоченое изображение двуглавого орла под короной, с державой и скипетром. Между листами пергамена и в качестве форзацев использован розовый шелк.
.
Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны архимандриту Кийского Крестного монастыря Иоасафу с братией на угодья в Кольском уезде.
Санкт-Петербург, 18 февраля 1746.
Пергамен, чернила, твореное золото,
клеевые краски, красный воск, шелк, парча, серебро, картон, бумага, серебряные и шелковые нити.
Скоропись, вязь, рисунок, чеканка, золочение, ткачество, прядение.
Размер: 47–47,9 см × 71 см (в развороте); папка –
50 см × 37 см; шелковые завесы – 48,8 см × 71 см
(в развороте); дм. печати 11 см; дм. футляра (кустодии) 12,2 см.
.
© Музеи Московского Кремля
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
И снова сервиз!🥂 В прошлый раз был «Эгоист», на одну персону, а в этот — «Тет-а-тет», на две. Слушайте рассказ об этом элегантном сервизе из нашего собрания в новом выпуске проекта #застолье_как_искусство 🥄
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#оружие_музеикремля
Перед нами великолепный образец мастерства немецкой школы XVII века - аркебуза, подаренная датским принцем Вальдемаром Кристианом царю Михаилу Федоровичу в 1641 году. Оружие богато украшено по всей длине: ложу аркебузы украшают инкрустация проволокой и прорезные серебряные плакетки, под которые положены гладкие золоченые пластины. На плакетках запечатлены охотничьи сценки, Церера с рогом изобилия в руках, а на противозамочной поверхности - грифон.
На замочной доске помещена литая фигурка с изображением святого Георгия на коне, сражающегося с крылатым драконом, а ствол аркебузы украшен гравировкой. Даже спусковой крючок выполнен в виде обнаженной женской полуфигуры!
.
Ружье (аркебуза) c колесцовым замком.
Германия, около 1641 г.
Серебро, железо, медь.
Насечка, ковка, гравировка.
Длина общая 128 см. Длина ствола 98, 5 см, калибр 8, нарезов 6.
.
© Музеи Московского Кремля
Перед нами великолепный образец мастерства немецкой школы XVII века - аркебуза, подаренная датским принцем Вальдемаром Кристианом царю Михаилу Федоровичу в 1641 году. Оружие богато украшено по всей длине: ложу аркебузы украшают инкрустация проволокой и прорезные серебряные плакетки, под которые положены гладкие золоченые пластины. На плакетках запечатлены охотничьи сценки, Церера с рогом изобилия в руках, а на противозамочной поверхности - грифон.
На замочной доске помещена литая фигурка с изображением святого Георгия на коне, сражающегося с крылатым драконом, а ствол аркебузы украшен гравировкой. Даже спусковой крючок выполнен в виде обнаженной женской полуфигуры!
.
Ружье (аркебуза) c колесцовым замком.
Германия, около 1641 г.
Серебро, железо, медь.
Насечка, ковка, гравировка.
Длина общая 128 см. Длина ствола 98, 5 см, калибр 8, нарезов 6.
.
© Музеи Московского Кремля
#попасть_впереплет В далеком 1271 году писец иеромонах Акакий, предположительно в Константинополе, изготовил замечательное Четвероевангелие, которое сейчас хранится в нашей коллекции. Спустя почти 450 лет в Молдове (или Валахии) для этой древней рукописи изготовили роскошный золотой оклад размером 8 х 10,5 х 6,6 см.
На верхней доске в картуше изображена Новозаветная Троица: Иисус Христос с Евангелием и Ветхий Деньми восседают на облачных престолах и поддерживают большую державу, увенчанную крестом, над державой — Святой Дух в виде голубя, в углах — евангелисты, сидящие за работой. У изображений крупные надписи в два штриха: АГIА ТРIАДА; ОA(Г) М(Ө); ОA(Г) IW; ОA(Г) МА; ОA(Г) ЛУКА.
По краям оклада верхней и нижней досок — чеканный орнамент в виде полос углубленных овалов, чередующихся с четырехлепестковыми цветами. Корешок Евангелия покрыт двумя золотыми пластинами. Застежки в виде широких золотых полос с чеканными изображениями шестокрылов.
На нижней доске — композиция, сочетающая гербы Молдавии (зубр с шестиконечной звездой между рогами) и Валахии (золотой орел, держащий в клюве золотой православный крест): под короной скрещенные меч и буздуган (род булавы), их окружают шестиконечная звезда, четырехконечный крест и буквы IN A; B B («Iоаннъ Александръ Вое Водъ»), ниже — большая голова быка и орел с распахнутыми крыльями и длинным хвостом, сидящий на вершине одной из двух гор.
Двумя славянскими буквами в молдаво-валашских надписях обычно означается титул воеводы, латинская буква N в надписи на окладе может указывать на то, что мастер переплета был западноевропейского происхождения.
Гербы и надпись позволяют связать оклад с господарем Валахии Иоанном I Маврокордатом (2 декабря 1716 — 6 марта 1719, он же в 1711 году управлял Молдавией под именем Иоанна IV). Создание роскошного золотого оклада отмечало вступление Иоанна на престол, а греческая рукопись могла принадлежать семье Маврокордато.
.
© Музеи Московского Кремля
На верхней доске в картуше изображена Новозаветная Троица: Иисус Христос с Евангелием и Ветхий Деньми восседают на облачных престолах и поддерживают большую державу, увенчанную крестом, над державой — Святой Дух в виде голубя, в углах — евангелисты, сидящие за работой. У изображений крупные надписи в два штриха: АГIА ТРIАДА; ОA(Г) М(Ө); ОA(Г) IW; ОA(Г) МА; ОA(Г) ЛУКА.
По краям оклада верхней и нижней досок — чеканный орнамент в виде полос углубленных овалов, чередующихся с четырехлепестковыми цветами. Корешок Евангелия покрыт двумя золотыми пластинами. Застежки в виде широких золотых полос с чеканными изображениями шестокрылов.
На нижней доске — композиция, сочетающая гербы Молдавии (зубр с шестиконечной звездой между рогами) и Валахии (золотой орел, держащий в клюве золотой православный крест): под короной скрещенные меч и буздуган (род булавы), их окружают шестиконечная звезда, четырехконечный крест и буквы IN A; B B («Iоаннъ Александръ Вое Водъ»), ниже — большая голова быка и орел с распахнутыми крыльями и длинным хвостом, сидящий на вершине одной из двух гор.
Двумя славянскими буквами в молдаво-валашских надписях обычно означается титул воеводы, латинская буква N в надписи на окладе может указывать на то, что мастер переплета был западноевропейского происхождения.
Гербы и надпись позволяют связать оклад с господарем Валахии Иоанном I Маврокордатом (2 декабря 1716 — 6 марта 1719, он же в 1711 году управлял Молдавией под именем Иоанна IV). Создание роскошного золотого оклада отмечало вступление Иоанна на престол, а греческая рукопись могла принадлежать семье Маврокордато.
.
© Музеи Московского Кремля
Друзья, вы неоднократно спрашивали нас об игрушках. Коллекция игрушек в наших музеях невелика – игрушка, как правило, предмет, который ломается очень быстро и редко хранится после взросления, даже если это игрушка самого высокородного ребенка. Поэтому, к сожалению, до наших дней подобных вещей дошли единицы.
Однако детский быт не ограничивался одними игрушками! Так, одной из первых вещей, с которой
знакомились будущие правители России, была люлька. В отличие от «обычных» малышей, колыбели царских детей выполнялись лучшими придворными мастерами, а для полотнищ использовали дорогие
привозные ткани; также прилагали специально изготовленные тюфячок, одеяло и подушку. А особенную, парадную «золотную» колыбель обычно дарила крестная мать.
Люлька – детская колыбель – имеет традиционную для древнерусского быта конструкцию, деревянную раму и закрепленное на ней полотнище ткани. Люльку подвешивали на ремнях, обтянутых тканью. Деревянные части люльки украшены прорезными золочеными шарами на концах. В качестве полотнища использован
сильно изменивший к настоящему времени свой алый цвет китайский полуразрезной бархат с растительным узором. Сверху на бархат положено полотнище камки голубого цвета с узором цветов хризантем на ветвях.
Из Описи Оружейной палаты 1884 г. мы можем почерпнуть следующие сведения: «Люлька висящая, или качка на
помочах. Четвероугольная и довольно просторная, она посредине мало углублена и подобна пяльцам, у которых рама состоит из двух … пар круглых точеных брусков, концами положенных на крест... Пара верхних брусков, разделяясь выпукло вырезанными кольцами на равные части, заканчивается резными
змеиными головами, другая пара совершенно гладкая, с концами из прорезных шаров...».
Как видно из этого описания, до наших дней не сохранились пара деревянных брусков, завершавшихся резными змеиными головами. Однако на тканевой части люльки можно видеть широкие бархатные петли,
сквозь которые, эти бруски, по-видимому, продевались.
.
Люлька.
Россия, Вторая половина XVII в.
Бархат, камка, дерево, железо.
Ткачество, резьба, золочение.
Длина: 158,0 см (палок); размер: 101,0 х 108,0 см (бархата).
.
© Музеи Московского Кремля
Однако детский быт не ограничивался одними игрушками! Так, одной из первых вещей, с которой
знакомились будущие правители России, была люлька. В отличие от «обычных» малышей, колыбели царских детей выполнялись лучшими придворными мастерами, а для полотнищ использовали дорогие
привозные ткани; также прилагали специально изготовленные тюфячок, одеяло и подушку. А особенную, парадную «золотную» колыбель обычно дарила крестная мать.
Люлька – детская колыбель – имеет традиционную для древнерусского быта конструкцию, деревянную раму и закрепленное на ней полотнище ткани. Люльку подвешивали на ремнях, обтянутых тканью. Деревянные части люльки украшены прорезными золочеными шарами на концах. В качестве полотнища использован
сильно изменивший к настоящему времени свой алый цвет китайский полуразрезной бархат с растительным узором. Сверху на бархат положено полотнище камки голубого цвета с узором цветов хризантем на ветвях.
Из Описи Оружейной палаты 1884 г. мы можем почерпнуть следующие сведения: «Люлька висящая, или качка на
помочах. Четвероугольная и довольно просторная, она посредине мало углублена и подобна пяльцам, у которых рама состоит из двух … пар круглых точеных брусков, концами положенных на крест... Пара верхних брусков, разделяясь выпукло вырезанными кольцами на равные части, заканчивается резными
змеиными головами, другая пара совершенно гладкая, с концами из прорезных шаров...».
Как видно из этого описания, до наших дней не сохранились пара деревянных брусков, завершавшихся резными змеиными головами. Однако на тканевой части люльки можно видеть широкие бархатные петли,
сквозь которые, эти бруски, по-видимому, продевались.
.
Люлька.
Россия, Вторая половина XVII в.
Бархат, камка, дерево, железо.
Ткачество, резьба, золочение.
Длина: 158,0 см (палок); размер: 101,0 х 108,0 см (бархата).
.
© Музеи Московского Кремля
Подсвечник "Венера".
Германия, Гамбург. 1649-1654.
Мастер: Ламбрехт II Хинрих.
Серебро.
Литье, чеканка, золочение.
Высота: 43,0 см.
#экспонатдня
Германия, Гамбург. 1649-1654.
Мастер: Ламбрехт II Хинрих.
Серебро.
Литье, чеканка, золочение.
Высота: 43,0 см.
#экспонатдня
#Вэтотдень 27 октября 1505 года умер великий князь Иван III Васильевич - правитель, при котором возник Московский Кремль в его нынешнем понимании. Одним из последних возведенных памятников стал Архангельский собор, созданный итальянскими мастерами, принесшими веяния Ренессанса в русскую архитектуру. Эти элементы обогатили национальное наследие и способствовали тому, что под их воздействием стал складываться новый оригинальный стиль - это наглядно демонстрирует ренессансный декор на северном фасаде Архангельского собора, где и был похоронен Иван III.
.
© Музеи Московского Кремля
.
© Музеи Московского Кремля
Меч "правосудия".
Германия, Золинген. 1669.
Сталь, кожа, дерево.
Ковка, резьба.
Длина клинка: 89,0 см.
#экспонатдня
Германия, Золинген. 1669.
Сталь, кожа, дерево.
Ковка, резьба.
Длина клинка: 89,0 см.
#экспонатдня