Вплоть до конца XVI столетия лук и стрелы оставались основным средством дистанционного боя русской конницы. Для хранения и ношения лука использовался специальный футляр — налуч. Вместе с колчаном для стрел он составлял так называемый саадачный прибор, или просто саадак.
Саадак был главным предметом государева воинского наряда – комплекса парадного и церемониального оружия и доспеха русских царей. При царском саадаке находился самый знатный и старший по чину рында – царский оруженосец. Саадаки государева воинского наряда вывозились во время царских смотров войска или при выступлении государя в поход. В собрании Музеев Московского Кремля хранятся несколько драгоценных царских саадаков – предметов, близких по своему значению и великолепию к государственным регалиям.
В августе 1627 года большая группа золотых дел мастеров, эмальеров, ювелиров, в том числе и немецких, служивших в мастерских Кремля, начала работу над созданием драгоценного церемониального саадака «Большого наряда» (илл.1) для царя Михаила Федоровича. Работа была завершена в ноябре 1628 года. В орнамент налуча и колчана включены геральдические изображения: русский герб – двуглавый орел, в также лев, единорог, грифон, орел и изображение «князя на коне, поражающего копьем змея».
Не менее роскошный саадак (илл. 2) принадлежал следующему царю, Алексею Михайловичу. Его привезли в 1656 году купцы из Стамбула. Вероятнее всего, саадак был выполнен греческими мастерами, близкими двору константинопольского патриарха. Ажурные золотые оправы колчана и налуча украшены сотнями алмазов, рубинов и изумрудов. В блеске драгоценных камне вырисовывается узор из крупных цветов и стеблей.В центральных частях декоративных композиций помещены покрытые цветной эмалью изображения российского двуглавого орла, окруженные прославительными виршами на греческом языке, посвященными царю Алексею Михайловичу.
.
Саадак «Большого наряда». Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. Россия, Москва, Оружейная палата, 1627-1628. Длина: 47,5 см (колчан), 76,5 см (налуч).
Саадак «греческого дела». Принадлежал царю Алексею Михайловичу. Турция, Стамбул, 1656. Длина: 43 см (колчан), 76,5 см (налуч).
.
© Музеи Московского Кремля
Саадак был главным предметом государева воинского наряда – комплекса парадного и церемониального оружия и доспеха русских царей. При царском саадаке находился самый знатный и старший по чину рында – царский оруженосец. Саадаки государева воинского наряда вывозились во время царских смотров войска или при выступлении государя в поход. В собрании Музеев Московского Кремля хранятся несколько драгоценных царских саадаков – предметов, близких по своему значению и великолепию к государственным регалиям.
В августе 1627 года большая группа золотых дел мастеров, эмальеров, ювелиров, в том числе и немецких, служивших в мастерских Кремля, начала работу над созданием драгоценного церемониального саадака «Большого наряда» (илл.1) для царя Михаила Федоровича. Работа была завершена в ноябре 1628 года. В орнамент налуча и колчана включены геральдические изображения: русский герб – двуглавый орел, в также лев, единорог, грифон, орел и изображение «князя на коне, поражающего копьем змея».
Не менее роскошный саадак (илл. 2) принадлежал следующему царю, Алексею Михайловичу. Его привезли в 1656 году купцы из Стамбула. Вероятнее всего, саадак был выполнен греческими мастерами, близкими двору константинопольского патриарха. Ажурные золотые оправы колчана и налуча украшены сотнями алмазов, рубинов и изумрудов. В блеске драгоценных камне вырисовывается узор из крупных цветов и стеблей.В центральных частях декоративных композиций помещены покрытые цветной эмалью изображения российского двуглавого орла, окруженные прославительными виршами на греческом языке, посвященными царю Алексею Михайловичу.
.
Саадак «Большого наряда». Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. Россия, Москва, Оружейная палата, 1627-1628. Длина: 47,5 см (колчан), 76,5 см (налуч).
Саадак «греческого дела». Принадлежал царю Алексею Михайловичу. Турция, Стамбул, 1656. Длина: 43 см (колчан), 76,5 см (налуч).
.
© Музеи Московского Кремля
Часы карманные.
Франция, Париж, последняя четверть XVIII в.
Автор: «PI»; Механизм — фирма «Братья Мели» (Freres Melly).
Золото, серебро, стекло, жемчуг, гранат, перламутр, металл недрагоценный.
Штамп, резьба, чеканка.
Размеры: 4,3 х 4,3 см; длина: 6 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Франция, Париж, последняя четверть XVIII в.
Автор: «PI»; Механизм — фирма «Братья Мели» (Freres Melly).
Золото, серебро, стекло, жемчуг, гранат, перламутр, металл недрагоценный.
Штамп, резьба, чеканка.
Размеры: 4,3 х 4,3 см; длина: 6 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (16.09 — 22.09).
🔹 17 сентября, вт
19:00 Жители Кремля и их повседневные заботы.
Лекцию читает В.А. Тарасова.
🔹 18 сентября, ср
19:00 Светские салоны в России: политические, литературные, музыкальные.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова.
🔹 21 сентября, сб
10:30 О житье-бытье старинном.
Занятие.
11:00 Искусство фирмы Фаберже.
Программа.
12:00 Великий князь Александр Невский.
Лекцию читает К.Т. Медведева.
14:00 Иван Федоров - русский Гутенберг. Становление печатного дела в России.
Лекцию читает Е.А. Титова.
16:00 Расцвет древней Руси. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 22 сентября, вс
11:00 Дворцы и палаты Московского Кремля.
Программа.
12:30 Скульптура в Московском Кремле.
Программа.
14:00 Армия Наполеона в Кремле: триумф и поражение.
Программа.
14:00 Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей.
Экскурсия.
.
© Музеи Московского Кремля
🔹 17 сентября, вт
19:00 Жители Кремля и их повседневные заботы.
Лекцию читает В.А. Тарасова.
🔹 18 сентября, ср
19:00 Светские салоны в России: политические, литературные, музыкальные.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова.
🔹 21 сентября, сб
10:30 О житье-бытье старинном.
Занятие.
11:00 Искусство фирмы Фаберже.
Программа.
12:00 Великий князь Александр Невский.
Лекцию читает К.Т. Медведева.
14:00 Иван Федоров - русский Гутенберг. Становление печатного дела в России.
Лекцию читает Е.А. Титова.
16:00 Расцвет древней Руси. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 22 сентября, вс
11:00 Дворцы и палаты Московского Кремля.
Программа.
12:30 Скульптура в Московском Кремле.
Программа.
14:00 Армия Наполеона в Кремле: триумф и поражение.
Программа.
14:00 Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей.
Экскурсия.
.
© Музеи Московского Кремля
Яхонтовые наши, у нас замечательные новости: выставка «Русский феникс. Суздальская земля», которая проходит в Суздальском Кремле, продлит свою работу до 10 ноября!
Изначально планировалось, что выставка завершится уже 1 октября. Однако огромный интерес гостей, поток которых в Суздаль не ослабевает даже с наступлением осени, важность проекта и его масштаб сподвигли нас и Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник увеличить срок экспонирования почти на полтора месяца.
Обязательно посетите эту грандиозную по замыслу и воплощению выставку — обещаем, вы останетесь под впечатлением!
Изначально планировалось, что выставка завершится уже 1 октября. Однако огромный интерес гостей, поток которых в Суздаль не ослабевает даже с наступлением осени, важность проекта и его масштаб сподвигли нас и Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник увеличить срок экспонирования почти на полтора месяца.
Обязательно посетите эту грандиозную по замыслу и воплощению выставку — обещаем, вы останетесь под впечатлением!
Щит парадный. Подарен шахом Аббасом II царю Михаилу Федоровичу в 1644 г.
Иран, первая половина XVII в.
Золото, кожа, камни драгоценные, жемчуг, бирюза, ткань.
Резьба, инкрустация, чеканка.
Диаметр: 55,5 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Иран, первая половина XVII в.
Золото, кожа, камни драгоценные, жемчуг, бирюза, ткань.
Резьба, инкрустация, чеканка.
Диаметр: 55,5 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
#музеикремля_застолье В 1718 году вышел указ царя Петра I об учреждении нового светского увеселения — ассамблей. В указе говорилось: «Ассамблеи слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить…»
«Вольные собрания» представляли вечера, на которых беседовали, танцевали, играли в шашки и шахматы и, конечно, уделяли внимание трапезе с европейскими винами и десертом. Разнообразие кушаний и вин зависело от возможностей хозяина, ассамблеи по очереди проводились знатнейшими вельможами.
Регламент ассамблеи допускал присутствие гостей неблагородного сословия — купцов и мастеровых, но за столы садились согласно рангам, при этом дамы находились по одну сторону, а кавалеры по другую. Это правило вызывало нарекания иностранцев, Ф.В. Берхгольц писал: «Что мне не нравится в этих ассамблеях, так это то, что… дамы сидят отдельно от мущин, так что с ними нельзя не только разговаривать, но даже нельзя сказать и слова…»
Ассамблеи заимствовали европейскую традицию устраивать на балах и приемах буфет-фуршет. В продолжение всего вечера можно было угощаться чаем, кофе, прохладительными лимонадом, пивом и винами.
.
Ассамблея при Петре I. С. Хлебовский, 1858. © Государственный Русский музей
Портрет императора Петра I. Неизвестный художник, первая половина XIX в. © Музеи Московского Кремля
.
#музеикремля
«Вольные собрания» представляли вечера, на которых беседовали, танцевали, играли в шашки и шахматы и, конечно, уделяли внимание трапезе с европейскими винами и десертом. Разнообразие кушаний и вин зависело от возможностей хозяина, ассамблеи по очереди проводились знатнейшими вельможами.
Регламент ассамблеи допускал присутствие гостей неблагородного сословия — купцов и мастеровых, но за столы садились согласно рангам, при этом дамы находились по одну сторону, а кавалеры по другую. Это правило вызывало нарекания иностранцев, Ф.В. Берхгольц писал: «Что мне не нравится в этих ассамблеях, так это то, что… дамы сидят отдельно от мущин, так что с ними нельзя не только разговаривать, но даже нельзя сказать и слова…»
Ассамблеи заимствовали европейскую традицию устраивать на балах и приемах буфет-фуршет. В продолжение всего вечера можно было угощаться чаем, кофе, прохладительными лимонадом, пивом и винами.
.
Ассамблея при Петре I. С. Хлебовский, 1858. © Государственный Русский музей
Портрет императора Петра I. Неизвестный художник, первая половина XIX в. © Музеи Московского Кремля
.
#музеикремля
К нашему новому лекционному циклу, который точно оценят книголюбы, мы придумали новый формат взаимодействия — и вам он наверняка понравится! Но обо всем по порядку.
Уже в эту субботу мы начнем говорить об истории раннего книгопечатания в России. В течение пяти лекций будем обсуждать стиль русских кириллических изданий; говорить о резчиках и граверах, украшавших русские первопечатные книги; рассмотрим деятельность Московской государственной типографии, основанной при Иване Грозном, и осветим многие другие интересные факты из истории книгопечатания.
Лекционный цикл «Рождение книгопечатания в России» приурочен к 460-летию с момента издания первой точно датированной книги Московского государства – «Апостола» Ивана Федорова и Петра Мстиславцева. Лектор — Елизавета Титова.
В этот раз лекционный курс будет дополнен новым форматом. Каждого нашего слушателя — онлайн и офлайн, держателя абонемента или пришедшего на единичную лекцию — мы пригласим в специальный закрытый чат в телеграме. Там вы зададите вопросы по теме лектору напрямую, закрепите материал с помощью участия в викторинах и получите дополнительные материалы, которые передают дух изучаемой эпохи.
Абонемент и билеты на отдельные лекции можно приобрести на сайте: https://www.kreml.ru/learning/lectures/cikl-23-2024/
Первая лекция состоится уже в эту субботу, 21 сентября. Ждем вас!
Уже в эту субботу мы начнем говорить об истории раннего книгопечатания в России. В течение пяти лекций будем обсуждать стиль русских кириллических изданий; говорить о резчиках и граверах, украшавших русские первопечатные книги; рассмотрим деятельность Московской государственной типографии, основанной при Иване Грозном, и осветим многие другие интересные факты из истории книгопечатания.
Лекционный цикл «Рождение книгопечатания в России» приурочен к 460-летию с момента издания первой точно датированной книги Московского государства – «Апостола» Ивана Федорова и Петра Мстиславцева. Лектор — Елизавета Титова.
В этот раз лекционный курс будет дополнен новым форматом. Каждого нашего слушателя — онлайн и офлайн, держателя абонемента или пришедшего на единичную лекцию — мы пригласим в специальный закрытый чат в телеграме. Там вы зададите вопросы по теме лектору напрямую, закрепите материал с помощью участия в викторинах и получите дополнительные материалы, которые передают дух изучаемой эпохи.
Абонемент и билеты на отдельные лекции можно приобрести на сайте: https://www.kreml.ru/learning/lectures/cikl-23-2024/
Первая лекция состоится уже в эту субботу, 21 сентября. Ждем вас!
VK Видео
Рождение книгопечатания в России
В течение пяти лекций будем обсуждать стиль русских кириллических изданий; говорить о резчиках и граверах, украшавших русские первопечатные книги; рассмотрим деятельность Московской государственной типографии, основанной при Иване Грозном, и осветим многие…
Певец кремлевских пейзажей Валентин Оверченко запечатлел загадочную Луну над сердцем российской столицы.
© Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля
© Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля