Ровно через месяц, 31 мая, в Оружейной палате откроется любопытная выставка — «Во что играли наши предки».
Проект повествует о настольных играх прошлого: играх на досках, среди которых шахматы, шашки, нарды, трик-трак, карточные игры, а также остальных играх вроде головоломок, которые, несмотря на простые правила, требовали внимательности и логического мышления.
Шахматы и шашки в обязательном порядке включались в обучение будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломатическими подарками. Шахматы, карты и бирюльки были любимыми развлечениями царя Алексея Михайловича, императоров Петра I, Николая II. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который вы увидите на выставке.
Ждем вас с 31 мая по 11 сентября в Оружейной палате!
.
Набор фишек для игры в карты. Россия, Холмогоры (?), начало XIX в.
Фигура шахматная. Русь, Москва (?), XIII-XV вв.
Фигура шахматная (ладья). Германия, Франкфурт на Майне, конец XVII - начало XVIII вв.
Шахматы из тридцати двух фигур в футляре. Россия, 1766 г. Автор: Екатерина II.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля
Проект повествует о настольных играх прошлого: играх на досках, среди которых шахматы, шашки, нарды, трик-трак, карточные игры, а также остальных играх вроде головоломок, которые, несмотря на простые правила, требовали внимательности и логического мышления.
Шахматы и шашки в обязательном порядке включались в обучение будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломатическими подарками. Шахматы, карты и бирюльки были любимыми развлечениями царя Алексея Михайловича, императоров Петра I, Николая II. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который вы увидите на выставке.
Ждем вас с 31 мая по 11 сентября в Оружейной палате!
.
Набор фишек для игры в карты. Россия, Холмогоры (?), начало XIX в.
Фигура шахматная. Русь, Москва (?), XIII-XV вв.
Фигура шахматная (ладья). Германия, Франкфурт на Майне, конец XVII - начало XVIII вв.
Шахматы из тридцати двух фигур в футляре. Россия, 1766 г. Автор: Екатерина II.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля
Знамя стрелецкое полковое.
Россия, вторая половина XVII в.
Камка, краски, твореное золото, бахрома.
Ткачество, аппликация, живопись.
Размеры: 317 х 245 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Россия, вторая половина XVII в.
Камка, краски, твореное золото, бахрома.
Ткачество, аппликация, живопись.
Размеры: 317 х 245 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Близится Пасха – светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор его отмечают широко, красиво и торжественно.
Приглашаем поговорить об этом и других праздниках в русском государстве допетровского времени в эту субботу, 4 мая, в 14:00. На трехчасовой культурно-образовательной программе «Праздники при дворе русских царей XVII века» вы узнаете, как отмечали в старину Рождество Христово, Крещение и Пасху, какие великолепные шествия, застолья и увеселения сопровождали главные праздники, как одаривали цари приближённых и членов своего семейства.
Во время прогулки по Кремлю вы познакомитесь с пышными церемониями, которые разворачивались на Соборной площади и в других частях Кремля в праздничные дни. Затем, отправитесь в Успенский собор, где совершались самые торжественные богослужения, перед Рождеством устраивалось «пещное действо», а на Пасху — христосование царя с патриархом и знатными подданными. В Оружейной палате вы увидите шедевры из царской сокровищницы, сопровождавшие праздничные выходы и приёмы в царских дворцах: драгоценные венцы и парадные одеяния государей, дорогое конское убранство, золотую и серебряную утварь.
Билеты доступны по ссылке: https://www.kreml.ru/learning/educational-programs/prazdniki-pri-dvore-russkikh-tsarey-v-xvii-veke/
.
© Музеи Московского Кремля
Приглашаем поговорить об этом и других праздниках в русском государстве допетровского времени в эту субботу, 4 мая, в 14:00. На трехчасовой культурно-образовательной программе «Праздники при дворе русских царей XVII века» вы узнаете, как отмечали в старину Рождество Христово, Крещение и Пасху, какие великолепные шествия, застолья и увеселения сопровождали главные праздники, как одаривали цари приближённых и членов своего семейства.
Во время прогулки по Кремлю вы познакомитесь с пышными церемониями, которые разворачивались на Соборной площади и в других частях Кремля в праздничные дни. Затем, отправитесь в Успенский собор, где совершались самые торжественные богослужения, перед Рождеством устраивалось «пещное действо», а на Пасху — христосование царя с патриархом и знатными подданными. В Оружейной палате вы увидите шедевры из царской сокровищницы, сопровождавшие праздничные выходы и приёмы в царских дворцах: драгоценные венцы и парадные одеяния государей, дорогое конское убранство, золотую и серебряную утварь.
Билеты доступны по ссылке: https://www.kreml.ru/learning/educational-programs/prazdniki-pri-dvore-russkikh-tsarey-v-xvii-veke/
.
© Музеи Московского Кремля
Орден. "Красное Знамя".
СССР,Монетный двор, 1940-е гг.
Серебро, металл недрагоценный, муар.
Эмаль, литье, ткачество, золочение.
Высота: 42 мм; ширина: 37 мм.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
СССР,Монетный двор, 1940-е гг.
Серебро, металл недрагоценный, муар.
Эмаль, литье, ткачество, золочение.
Высота: 42 мм; ширина: 37 мм.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В новом видео проекта #застолье_как_искусство говорим о пасхальном столе🥚
#оружие_музеикремля «Любящим правду, благочестие, верность» — этот девиз ордена св. Анны, учрежденного в память о старшей дочери Петра Великого Анне, можно увидеть на замечательных пистолетах из нашего собрания.
Пистолеты принадлежали отцу императора Петра III — герцогу Гольштейн-Готторпскому Карлу Фридриху, за которого была выдана дочь Петра I. Об этом свидетельствует герб владельца, изображенный на щитках.
Эта великолепная пара пистолетов — одна из самых блестящих работ придворного оружейника французского короля Людовика XV, Жана-Батиста Лароша. Ствол каждого пистолета украшен рельефными золочеными изображениями. В казенной части ствола одного из пистолетов изображен Нептун с трезубцем в руках. Его колесницу в виде раковины везут гиппокампы — фантастические морские кони. На стволе другого пистолета вырезана фигура стоящей в колеснице жены Нептуна Амфитриты. На замках — речное божество и тритон с нереидой. Рукояти из красного дерева инкрустированы золотой проволокой.
На стволах и на казенной части помещен «автограф» мастера: LAROCHE A PARIS (Ларош в Париже).
.
Пистолеты седельные. Париж, конец 1730-х гг. Мастер Жан Батист Ларош. Длина 50,1 см; дл. ствола 32,7 см; калибр 15,5.
.
© Музеи Московского Кремля
Пистолеты принадлежали отцу императора Петра III — герцогу Гольштейн-Готторпскому Карлу Фридриху, за которого была выдана дочь Петра I. Об этом свидетельствует герб владельца, изображенный на щитках.
Эта великолепная пара пистолетов — одна из самых блестящих работ придворного оружейника французского короля Людовика XV, Жана-Батиста Лароша. Ствол каждого пистолета украшен рельефными золочеными изображениями. В казенной части ствола одного из пистолетов изображен Нептун с трезубцем в руках. Его колесницу в виде раковины везут гиппокампы — фантастические морские кони. На стволе другого пистолета вырезана фигура стоящей в колеснице жены Нептуна Амфитриты. На замках — речное божество и тритон с нереидой. Рукояти из красного дерева инкрустированы золотой проволокой.
На стволах и на казенной части помещен «автограф» мастера: LAROCHE A PARIS (Ларош в Париже).
.
Пистолеты седельные. Париж, конец 1730-х гг. Мастер Жан Батист Ларош. Длина 50,1 см; дл. ствола 32,7 см; калибр 15,5.
.
© Музеи Московского Кремля
Кувшин.
Англия, Лондон, 1615-1616.
Мастер: Роберт Брук (?).
Серебро.
Литье, чеканка, золочение, пунцирование.
Высота: 62 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Англия, Лондон, 1615-1616.
Мастер: Роберт Брук (?).
Серебро.
Литье, чеканка, золочение, пунцирование.
Высота: 62 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
#музеикремля_мода В XVII веке нарядные рубахи (сорочки) шили из шёлковых тканей. Их ворот украшал небольшой круглый стоячий воротник — ожерелок, или ожерелье. Рукава вокруг кисти собирались широкими запястьями из ткани. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали.
Адам Олеарий в заметках, составленных во время его путешествия в Московию в XVII веке, записал: «Одежда русских мужчин похожа на греческую: они носят рубашки широкие, но короткие, едва достигающие середины бёдер, без отложного ворота около шеи. На спине, книзу от плеч, подшивается подкладка в виде треугольника, вышитого красным шёлком. У некоторых под мышками и снизу, по обеим сторонам, красиво вшиты ластовицы из красной тафты…»
Из сохранившейся описи гардероба царя Алексея Михайловича мы узнаём о первых, то есть нижних, царских одеждах: «Четыре сорочки тафтяные, червчатые и белые, а на сорочках на вороту и на мышках и на прорехах триста семьдесят три зерна жемчужные на спнях на серебряных <…> Сорочка с ожерельем старого дела, что он государь преж сего нашивал. Сорочка тафтяная с пристяжным ожерельем, первого наряду. Сорочка тафтяная с ожерельем третьего наряду, с порты тафтяными червчатыми; пояс шёлк червчат с золотом». Из этой описи видно, что иногда на вновь сшитые сорочки пришивали старые воротники-ожерелья.
.
Рубаха XVII века. Реконструкция О.Н. Поликарповой для образовательной музейной программы с элементами театрализации. 1999. Сшита из шёлка, со вставками из тафты и отделкой золотным шнуром.
Царь Алексей Михайлович в парадной ферезее. Деталь картины Н.Е. Сверчкова «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году». Москва, вторая половина XIX века.
.
© Музеи Московского Кремля
Адам Олеарий в заметках, составленных во время его путешествия в Московию в XVII веке, записал: «Одежда русских мужчин похожа на греческую: они носят рубашки широкие, но короткие, едва достигающие середины бёдер, без отложного ворота около шеи. На спине, книзу от плеч, подшивается подкладка в виде треугольника, вышитого красным шёлком. У некоторых под мышками и снизу, по обеим сторонам, красиво вшиты ластовицы из красной тафты…»
Из сохранившейся описи гардероба царя Алексея Михайловича мы узнаём о первых, то есть нижних, царских одеждах: «Четыре сорочки тафтяные, червчатые и белые, а на сорочках на вороту и на мышках и на прорехах триста семьдесят три зерна жемчужные на спнях на серебряных <…> Сорочка с ожерельем старого дела, что он государь преж сего нашивал. Сорочка тафтяная с пристяжным ожерельем, первого наряду. Сорочка тафтяная с ожерельем третьего наряду, с порты тафтяными червчатыми; пояс шёлк червчат с золотом». Из этой описи видно, что иногда на вновь сшитые сорочки пришивали старые воротники-ожерелья.
.
Рубаха XVII века. Реконструкция О.Н. Поликарповой для образовательной музейной программы с элементами театрализации. 1999. Сшита из шёлка, со вставками из тафты и отделкой золотным шнуром.
Царь Алексей Михайлович в парадной ферезее. Деталь картины Н.Е. Сверчкова «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году». Москва, вторая половина XIX века.
.
© Музеи Московского Кремля
О том, как древние палаты Романовых в Москве, на Варварке, стали музеем рассказывает Мария Вилкова, куратор выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
YouTube
Дом бояр Романовых в Зарядье
О том, как древние палаты Романовых в Москве, на Варварке, стали музеем рассказывает Мария Вилкова, куратор выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Туалетец (коробочка с двумя откидными крышками, два флакона со съемными пробками, кисточка, воронка, ложечка, ножичек, шило, игла, ручка).
Франция? 1732 г.
Ювелир: Жан Фремен.
Золото, камни драгоценные, перламутр, камень поделочный, н/д металл, щетина (домашней свиньи), хрусталь, ткань, зеркало, лак, дерево окаменелое.
Чеканка, литье, резьба, канфарение, резьба по камню.
Длина: 7,8 см (коробочки); ширина: 6 см (коробочки); высота: 4,8 см (коробочки); размер: 2,5 х 2,2 х 2,6 см (флаконов); высота: 1,1 см (пробок); длина: 5 см (кисточки); длина: 2 см (воронки); длина: 3 см (ложечки); длина: 3 см (ножичка); длина: 3 см (шила); длина: 3 см (иглы); длина: 3,1 см (ручки).
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Франция? 1732 г.
Ювелир: Жан Фремен.
Золото, камни драгоценные, перламутр, камень поделочный, н/д металл, щетина (домашней свиньи), хрусталь, ткань, зеркало, лак, дерево окаменелое.
Чеканка, литье, резьба, канфарение, резьба по камню.
Длина: 7,8 см (коробочки); ширина: 6 см (коробочки); высота: 4,8 см (коробочки); размер: 2,5 х 2,2 х 2,6 см (флаконов); высота: 1,1 см (пробок); длина: 5 см (кисточки); длина: 2 см (воронки); длина: 3 см (ложечки); длина: 3 см (ножичка); длина: 3 см (шила); длина: 3 см (иглы); длина: 3,1 см (ручки).
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
В сервизах XVIII и XIX веков присутствует интересный предмет — бутылочная передача. Как думаете, для чего она была нужна? #субботний_опрос ниже 👇
.
Передача бутылочная. Польша, Варшава, фирма Фраже, 1845. Высота: 31 см; диаметр: 25 см.
.
© Музеи Московского Кремля
.
Передача бутылочная. Польша, Варшава, фирма Фраже, 1845. Высота: 31 см; диаметр: 25 см.
.
© Музеи Московского Кремля