Прапор боярина Василия Семеновича Волынского.
Россия1650-1680 гг.; Западная Европа (тафта) - середина XVII в.; сатин - середина XIX в. (?).
Тафта, сатин, твореные золото и серебро (?), темперные краски.
Ткачество, живопись.
Размеры: 49 х 126 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Россия1650-1680 гг.; Западная Европа (тафта) - середина XVII в.; сатин - середина XIX в. (?).
Тафта, сатин, твореные золото и серебро (?), темперные краски.
Ткачество, живопись.
Размеры: 49 х 126 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
В нашем собрании хранится несколько гребней. Один из них экспонируется в Патриаршем дворце. Этот изящный гребень из слоновой кости выполнен, предположительно, в Западной Европе в XVII веке.
Гребень интересно устроен: он состоит из двух отдельных полукруглых пластин, которые, накладываясь одна на другую зубцами в желобки, образуют круг. Одна пластина с частой, другая с редкой вырезкой зубцов. Пластины крепятся друг к другу таким образом, что комплект становится очень компактным и удобным для ношения с собой, а тончайшие костяные зубцы оказываются защищенными от механических повреждений.
Полукружия над зубцами украшены резным сквозным изображением: в центре — двуглавый гербовый орел с коронами на головах, по сторонам — единорог и лев.
.
© Музеи Московского Кремля
Гребень интересно устроен: он состоит из двух отдельных полукруглых пластин, которые, накладываясь одна на другую зубцами в желобки, образуют круг. Одна пластина с частой, другая с редкой вырезкой зубцов. Пластины крепятся друг к другу таким образом, что комплект становится очень компактным и удобным для ношения с собой, а тончайшие костяные зубцы оказываются защищенными от механических повреждений.
Полукружия над зубцами украшены резным сквозным изображением: в центре — двуглавый гербовый орел с коронами на головах, по сторонам — единорог и лев.
.
© Музеи Московского Кремля
Приглашаем на новую экскурсию «Московский Кремль. Век XX. Люди и судьбы»!
ХХ век — сложный, полный драматических событий период как для истории страны, так и для Московского Кремля и людей, с ним связанных. В 1896 году отшумели торжества по случаю коронации императора Николая II. Приближалось новое столетие. Московский Кремль встретил его звоном колоколов, золотом куполов кремлевских соборов, благоговейной молитвой насельников двух древних монастырей усердной работой чиновников дворцового ведомства и хранителей Императорского музея Оружейной палаты. И мог ли тогда кто-нибудь предположить, что в октябре 1917 года по Кремлю будет вестись артиллерийский обстрел, а в марте 1918 года сюда переедет советское правительство. Сенатский дворец, творение архитектора Матвея Казакова, стал местом проведения заседаний Совнаркома, а Большой Кремлёвский дворец, бывшая императорская резиденция, распахнул свои парадные двери для проведения партийных съездов и чествования героев социалистического труда.
На экскурсии вы узнаете как кремлевские постройки приспосабливались к нуждам новых хозяев, куда исчезли гробницы цариц, где находились рабочий кабинет и квартира Ленина и Сталина, о первом коммунистическом субботнике 1 мая 1918 года и о маскировке Кремля в годы Великой Отечественной войны.
Ждем вас 20 апреля в 14:30 👉 https://tickets.kreml.ru/event/368FAA0AA358CA06D04316AFAC3F9286DD0A68AA/2024-04-20/14:30
ХХ век — сложный, полный драматических событий период как для истории страны, так и для Московского Кремля и людей, с ним связанных. В 1896 году отшумели торжества по случаю коронации императора Николая II. Приближалось новое столетие. Московский Кремль встретил его звоном колоколов, золотом куполов кремлевских соборов, благоговейной молитвой насельников двух древних монастырей усердной работой чиновников дворцового ведомства и хранителей Императорского музея Оружейной палаты. И мог ли тогда кто-нибудь предположить, что в октябре 1917 года по Кремлю будет вестись артиллерийский обстрел, а в марте 1918 года сюда переедет советское правительство. Сенатский дворец, творение архитектора Матвея Казакова, стал местом проведения заседаний Совнаркома, а Большой Кремлёвский дворец, бывшая императорская резиденция, распахнул свои парадные двери для проведения партийных съездов и чествования героев социалистического труда.
На экскурсии вы узнаете как кремлевские постройки приспосабливались к нуждам новых хозяев, куда исчезли гробницы цариц, где находились рабочий кабинет и квартира Ленина и Сталина, о первом коммунистическом субботнике 1 мая 1918 года и о маскировке Кремля в годы Великой Отечественной войны.
Ждем вас 20 апреля в 14:30 👉 https://tickets.kreml.ru/event/368FAA0AA358CA06D04316AFAC3F9286DD0A68AA/2024-04-20/14:30
Блюдо. Пожаловано царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону в 1656 г.
Польша, Гданьск, 1625-1639 гг.
Мастер: Рантценкрамер Петер.
Серебро.
Чеканка, золочение, литье, пуанцирование.
Размеры: 73x62 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Польша, Гданьск, 1625-1639 гг.
Мастер: Рантценкрамер Петер.
Серебро.
Чеканка, золочение, литье, пуанцирование.
Размеры: 73x62 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (15.04 — 21.04).
🔹 15 апреля, пн
19:00 «Беспечно окружась Корреджием, Кановой...» Князь Н.Б. Юсупов у истоков семейного коллекционирования западноевропейского искусства.
Лекция к выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Лектор Е.А. Титова.
🔹 16 апреля, вт
19:00 «И возложил на себя венец Мономахов». Венчание на царство русских государей.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 17 апреля, ср
19:00 Открытие античной Греции в XVIII в.
Лекцию читает Е.А. Титова.
🔹 19 апреля, пт
14:00 Кураторская экскурсия по выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
🔹 20 апреля, сб
12:00 Почему на Пасху мы красим яйца? Знакомство с главными православными праздниками.
Лекцию читает О.В. Штепа.
12:30 Лжедмитрий и Марина Мнишек. Россия в Смутное время.
Программа.
14:00 Красная площадь: «трибуна» советского государства.
Лекцию читает В.Л. Козлова.
14:30 Московский Кремль. Век XX. Люди и судьбы.
Тематическая экскурсия по Соборной площади.
15:30 Книга странствий Петра I.
Программа для детей 13-15 лет с родителями.
🔹 21 апреля, вс
11:00 С чего начинается музей?
Программа с посещением выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
14:00 Блестящий век российских императриц.
Программа.
14:00 Романтические сады.
Лекцию читает Д.К. Валявин.
.
© Музеи Московского Кремля
🔹 15 апреля, пн
19:00 «Беспечно окружась Корреджием, Кановой...» Князь Н.Б. Юсупов у истоков семейного коллекционирования западноевропейского искусства.
Лекция к выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Лектор Е.А. Титова.
🔹 16 апреля, вт
19:00 «И возложил на себя венец Мономахов». Венчание на царство русских государей.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 17 апреля, ср
19:00 Открытие античной Греции в XVIII в.
Лекцию читает Е.А. Титова.
🔹 19 апреля, пт
14:00 Кураторская экскурсия по выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
🔹 20 апреля, сб
12:00 Почему на Пасху мы красим яйца? Знакомство с главными православными праздниками.
Лекцию читает О.В. Штепа.
12:30 Лжедмитрий и Марина Мнишек. Россия в Смутное время.
Программа.
14:00 Красная площадь: «трибуна» советского государства.
Лекцию читает В.Л. Козлова.
14:30 Московский Кремль. Век XX. Люди и судьбы.
Тематическая экскурсия по Соборной площади.
15:30 Книга странствий Петра I.
Программа для детей 13-15 лет с родителями.
🔹 21 апреля, вс
11:00 С чего начинается музей?
Программа с посещением выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
14:00 Блестящий век российских императриц.
Программа.
14:00 Романтические сады.
Лекцию читает Д.К. Валявин.
.
© Музеи Московского Кремля
Частные коллекции XIX века сохранили множество интересных предметов, среди которых встречаются настоящие редкости. О них рассказывает Фёдор Панфилов, куратор выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
YouTube
Оружейные редкости в коллекциях Погодина и Карабанова
Частные коллекции XIX века сохранили множество интересных предметов, среди которых встречаются настоящие редкости. О них рассказывает Фёдор Панфилов, куратор выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Портсигар.
Россия, Москва, 1846.
Мастер: Михайлов Н.
Серебро.
Литье, чернь, золочение.
Размеры: 12,2 х 6,3 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Россия, Москва, 1846.
Мастер: Михайлов Н.
Серебро.
Литье, чернь, золочение.
Размеры: 12,2 х 6,3 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Одним из самых знаменитых коллекционеров XIX века был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817). Мировую известность ему принесли находка и публикация бесценного памятника литературы Древней Руси последней четверти XII века «Слова о полку Игореве».
Некоторые предметы из собрания этого «любителя истории» сейчас хранятся в Музеях Московского Кремля. В данный момент они представлены на выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая проходит в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы до 26 мая.
В новом материале рассказываем о графе-коллекционере 👇
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
Некоторые предметы из собрания этого «любителя истории» сейчас хранятся в Музеях Московского Кремля. В данный момент они представлены на выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая проходит в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы до 26 мая.
В новом материале рассказываем о графе-коллекционере 👇
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ».
#московские_коллекционеры
Дзен | Статьи
«Любитель истории» граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин
Статья автора «Музеи Московского Кремля» в Дзене ✍: Одним из самых знаменитых коллекционеров XIX века был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817).
Медальон-мощевик. Принадлежал Великому магистру Ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) Филиппу Вилье де л'Иль-Адаму.
Родос, первая половина XVI в.; кресты - Мальта, вторая половина XVIII в.
Золото, муар.
Монтировка, выпиловка, эмаль, скань, ткачество.
Высота: 78 мм (с ушком); ширина: 66 мм; ширина: 47 мм (ленты).
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Родос, первая половина XVI в.; кресты - Мальта, вторая половина XVIII в.
Золото, муар.
Монтировка, выпиловка, эмаль, скань, ткачество.
Высота: 78 мм (с ушком); ширина: 66 мм; ширина: 47 мм (ленты).
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
#царскиеподарки_музеикремля Перед вами серебряный рукомойный кувшин. Фигура коня является сосудом. Как вы думаете, где находится слив?
Видите загнутую вверх трубку во рту коня? Это и есть слив кувшина. А отверстие для наполнения сосуда жидкостью скрыто под челкой гривы между ушами.
На коне сидит Купидон в позе всадника. В левой руке он сжимает поводья, а в правой держит золоченые лук и стрелу. Его фигурка задрапирована широкой золоченой лентой, голову украшает повязка, завязанная сзади бантом.
Этот кувшин высотой 39 см был подарен шведским королем Карлом XI царям Ивану V и Петру I в 1684 году.
.
Кувшин рукомойный «Купидон на коне». Германия, Нюрнберг, 1665-1669. Мастер: Ханс Николаус Мюллнер.
.
© Музеи Московского Кремля
На коне сидит Купидон в позе всадника. В левой руке он сжимает поводья, а в правой держит золоченые лук и стрелу. Его фигурка задрапирована широкой золоченой лентой, голову украшает повязка, завязанная сзади бантом.
Этот кувшин высотой 39 см был подарен шведским королем Карлом XI царям Ивану V и Петру I в 1684 году.
.
Кувшин рукомойный «Купидон на коне». Германия, Нюрнберг, 1665-1669. Мастер: Ханс Николаус Мюллнер.
.
© Музеи Московского Кремля
🖌 В чём заключается разница в изображении райских птиц, Алконоста и Сирин?
🤭 Изучаем экспонат с забавным названием — «рыльник».
✨ Все о вицмундирах: были ли непарадные мундиры дешевле парадных и Какие элементы одежды украшали повседневный мундир генерала, а какие – гвардейца?
💎 Марта Скавронская (будущая императрица Екатерина I): история русской Золушки.
🔎 Рассматриваем грелку для чайника.
🫣 Первое из семи покушений на императора Александра II: воспоминания очевидца.
Выпуск №20.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кубок виноградный.
Польша, Гданьск, 1745-1751 гг.
Мастер: Йоде Иоганн Готтлиб.
Серебро.
Золочение, литье, чеканка.
Общая высота: 22 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
Польша, Гданьск, 1745-1751 гг.
Мастер: Йоде Иоганн Готтлиб.
Серебро.
Золочение, литье, чеканка.
Общая высота: 22 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
#спрашиваете_отвечаем_музеикремля Наши подписчики интересуются, почему этот экспонат называется «кабаре», и является ли предмет блюдом?
Отвечает хранитель памятника Ирина Горбатова:
«Одно из значений французского слова cabaret (кабаре) — поднос, бар для напитков. В более позднем варианте — небольшое увеселительное заведение, посетители которого сидят не в зрительном зале, а за отдельными столиками, едят и пьют.
В XVIII - начале XIX веков сервизы-кабаре были чайными, кофейными или смешанными (чайно-кофейными). На обеденном и десертном столе основным напитком было вино. Если кто-то хотел выпить чая или кофе, он должен был подойти к отдельному столику, на котором был выставлен соответствующий сервиз. С середины XIX века сервиз-кабаре становится, преимущественно, винным, и у него появляется поднос, на котором стоят графин и рюмки».
.
Кабаре. Австрия, Вена (?), конец XIX в. Диаметр: 17,7 см.
.
© Музеи Московского Кремля
Отвечает хранитель памятника Ирина Горбатова:
«Одно из значений французского слова cabaret (кабаре) — поднос, бар для напитков. В более позднем варианте — небольшое увеселительное заведение, посетители которого сидят не в зрительном зале, а за отдельными столиками, едят и пьют.
В XVIII - начале XIX веков сервизы-кабаре были чайными, кофейными или смешанными (чайно-кофейными). На обеденном и десертном столе основным напитком было вино. Если кто-то хотел выпить чая или кофе, он должен был подойти к отдельному столику, на котором был выставлен соответствующий сервиз. С середины XIX века сервиз-кабаре становится, преимущественно, винным, и у него появляется поднос, на котором стоят графин и рюмки».
.
Кабаре. Австрия, Вена (?), конец XIX в. Диаметр: 17,7 см.
.
© Музеи Московского Кремля
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В новом видео проекта #застолье_как_искусство говорим об очень дорогом продукте — соли 🧂
Рисунок "Вид на Соборную площадь Московского Кремля с пропилеями дворца Баженова. Архитектурная фантазия".
СССР, Москва, 1959.
Автор рисунка: Бернштейн Эммануил Борисович.
Бумага.
Сепия, тушь.
Размер листа: 25,3 х 41,5 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
СССР, Москва, 1959.
Автор рисунка: Бернштейн Эммануил Борисович.
Бумага.
Сепия, тушь.
Размер листа: 25,3 х 41,5 см.
#экспонатдня
Музеи Московского Кремля
В преддверии Библионочи делимся головокружительной новостью! Исследователи музея ввели в научный оборот атлас, содержащий 38 гравированных карт, который хранился в нашей Научно-справочной библиотеке.
Атлас не имел титульного листа и выходных данных, был переплетен в простой коленкоровый переплет середины XX века, характерный для переплетных мастерских того времени. Для библиотечного каталога это издание было описано библиотекарем в 1958 году под названием «Atlas, Амстердам», без указания года издания. Позже была добавлена информация о том, что в нем содержатся карты Европы, Азии, Африки и Америки. Это большеформатное издание не привлекало внимания исследователей более полувека.
Продолжение следует...
Атлас не имел титульного листа и выходных данных, был переплетен в простой коленкоровый переплет середины XX века, характерный для переплетных мастерских того времени. Для библиотечного каталога это издание было описано библиотекарем в 1958 году под названием «Atlas, Амстердам», без указания года издания. Позже была добавлена информация о том, что в нем содержатся карты Европы, Азии, Африки и Америки. Это большеформатное издание не привлекало внимания исследователей более полувека.
Продолжение следует...
Ситуация изменилась в процессе подготовки к выставке из собрания Музеев Московского Кремля «Четыре столетия русского чая. Великий дар Поднебесной», которая откроется в октябре 2024 года в Государственном историческом музее Южного Урала в Челябинске. В поисках подходящего материала сотрудники библиотеки изучили все имеющиеся в книжном фонде карты и атласы, среди которых был вышеупомянутый альбом с картами. Исследователи начали доскональное изучение карт, выполненных в технике раскрашенной гравюры: качество бумаги и методика исполнения гравюр позволили предположить, что карты относятся к XVIII веку.
Продолжение следует...
Продолжение следует...