Музеи Московского Кремля
12.8K subscribers
4.91K photos
261 videos
1 file
1.84K links
🔹Рассказываем историю Московского Кремля, его сокровищ и обитателей от XII века и до наших дней.
🔹Новости музея, выставки, лекции.

https://www.kreml.ru/
Билеты 8495 697-03-49

Стикерпак: https://yangx.top/addstickers/packipacki

Обратная связь: @ilyacharlie
加入频道
В нашем собрании находится любопытная карта Московии. Она была включена в атлас Абрахама Ортелия, южнонидерландского картографа, автора первого в истории географического атласа современного типа, «Зрелище мира земного».

Название карты — «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 году. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса» — помещено в левом нижнем углу в картуше. Создатель карты Энтони Дженкинсон (?-1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557-1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV.

Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557-1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ней, содержащими в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.

В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.»

Кстати, найдете на карте Москву? 😉
.
Карта Московии. Гравюра из атласа Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. Antverpiae, 1572.
.
© Музеи Московского Кремля
Годуновская Псалтирь.
Россия, Москва. Переплет - начало XIX в.; наугольники - конец XVIв.
Писец: Софроний
Бумага, дерево, кожа, темпера, серебро, твореное золото.
Рукопись, миниатюра, тиснение, резьба, золочение.
Книга в переплете: 35 х 22,5 х 10,5 см; лист: 32,6 х 21 см.
580 листов.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (24.07—30.07) 🛻

🔹 25 июля, вт
11:00 Защитники земли Русской - земные и небесные.
Занятие с посещением выставки «Небесное воинство. Образ и почитание».

🔹 26 июля, ср
13:00 Загадки Оружейной палаты.
Экскурсия для детей 10-13 лет с родителями.

🔹 28 июля, пт
12:00 Кураторская экскурсия по выставке «Небесное воинство. Образ и почитание».

15:00 Небесное воинство в Московском Кремле.
Программа с посещением выставки «Небесное воинство. Образ и почитание».

🔹 29 июля, сб
11:00 «Во имя братства, дружбы и союза»: Россия и Дания в XVII веке.
Программа с посещением выставки в Оружейной палате «Сокровищница датского короля Кристиана IV».

13:00 Небесное воинство в Московском Кремле.
Программа с посещением выставки «Небесное воинство. Образ и почитание».

13:30 Первые Романовы.
Экскурсия.

14:00 Жизнь русских царей: парадные церемонии и домашний быт в XVI - XVII вв.
Экскурсия.

14:00 Успенский собор - главный храм русского государства.
Экскурсия.

🔹 30 июля, вс
12:00 Кураторская экскурсия по выставке «Небесное воинство. Образ и почитание».

13:30 Блестящий век российских императриц.
Экскурсия.

14:00 Успенский собор - главный храм русского государства.
Экскурсия.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Топор-молот боевой фатьяновской культуры (эпоха бронзы).
2000-1800 гг. до н.э.
Камень-долерит.
Сверление, шлифовка.
Высота: 5,5 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
Знамя было важнейшим атрибутом любого воинства, в бою и военных походах оно являлось знаком единения войска и символом будущей или наступившей победы. Живописные или вышитые изображения на знаменах в России носили религиозный характер: это могло быть изображение креста как главного символа христианской веры или образы Спасителя, Богоматери, святых воинов и мучеников, покровительствовавших военным силам.

В собрании Музеев Московского Кремля представлены уникальные русские знамена XVI — начала XVIII в. Как и другие памятники нашего собрания, знамена нашли свое отражение в рисунках XIX в. Часть этих рисунков представлена на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание», которая проходит в Музеях Московского Кремля до 20 августа 2023 года. В сегодняшнем материале представлены работы трех художников — Д.М. Струкова, А.И. Строганова, И.Ф. Михайлова 👇
https://telegra.ph/Znamena-russkih-voinov-na-risunkah-XIX-veka-07-25

Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».
.
© Музеи Московского Кремля
#небесноевоинство
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Кубок. Германия, Нюрнберг, 1630. Мастер: Банг Иероним. Серебро, фарфор, коралл.
.
© Музеи Московского Кремля
Гравюра «Вид на Кремль из Замоскворечья в начале XVIII в.»
Россия, вторая половина XIX в. (оттиск); 1707-1708 (рисунок).
Автор оригинала: Пикарт Питер.
Бумага.
Размеры листа: 50 х 67,9 см; оттиск: 48 х 61 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
Сабля с ножнами. Турция, 1592. Мастер: Магомад.
Серебро, сталь, дерево, нефрит, бирюза.
Ковка, насечка, золочение, басма, инкрустация.
Длина общая: 103 см; длина клинка: 89 см; длина ножен: 97,5 см.
.
© Музеи Московского Кремля
☝️Эта сабля принадлежала одной из центральных, неоднозначных и ярких фигур Смутного времени — боярину Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646).Он был самым богатым в роде Лыковых-Оболенских, а его жизнь стала чередой политических взлетов и падений.

В 1594-97 гг. он был рындой — телохранителем — царя Федора Ивановича, а в 1598 году стал одним из подписавших грамоту об избрании на царство Бориса Годунова, при дворе которого был стольником с 1598 по 1605 год. В это время он много и часто враждовал с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, по доносу которого в 1602 году даже попал в царскую опалу. Отлученный от двора, он с 1602 по 1604 год служил воеводой в Брянске. Видимо, эта опала стала причиной того, что Борис Михайлович Лыков-Оболенский одним из первых признал Лжедмитрия I и даже приводил к присяге ему «украинные города».

При дворе Лжедмитрия I Борис Михайлович достиг весьма высокого положения: стал «великим боярином», кравчим и 2-м воеводой Большого полка. В правление царя Василия Шуйского Лыков-Оболенский отличился в боях со сторонниками Лжедмитрия II, разбил в битве на р. Восма отряды И. Болотникова, а в августе 1608 года у Медвежьего брода на Москва-реке разгромил войска польского полковника А. Лисовского. Затем Лыков-Оболенский сражался под командованием М.В. Скопина-Шуйского, после смерти последнего и свержения Василия Шуйского в июле 1610 года он вошел в боярское правительство, известное как «Семибоярщина».

Став сторонником воцарения на российском престоле польского королевича Владислава, Б.М. Лыков-Оболенский во время осады Москвы войсками 1 и 2-го Земского ополчений в 1611-1612 гг. находился в Кремле вместе с польским гарнизоном., после капитуляции которого был отправлен Земским правительством в свое поместье. На Земском соборе он активно поддержал кандидатуру Михаила Федоровича Романова, которому он, будучи женатым на сестре его отца Анастасии Никитичне, приходился дядей.

В правление Михаила Федоровича Лыков-Оболенский выполнял важнейшие поручения и занимал весьма высокие должности. Он вел в Ярославле переговоры с мятежными казачьими атаманами, а после их провала нанес поражения отрядам сторонников атамана И.М. Заруцкого. Во время новой войны с поляками в 1617-18 гг. он успешно руководил обороной осажденного королевичем Владиславом Можайска. В последующие годы он последовательно возглавлял Разбойный, Сыскной. Конюший и Ямской приказы, был воеводой в Новгороде и Казани, получил право именоваться наместником рязанским и тверским, а в декабре 1640 года в отсутствие царя даже «ведал» Москву.

Сабля Бориса Михайловича неоднократно использовалась в бою. Об этом свидетельствуют небольшие переточки на клинке, зазубрины на лезвии и следы сильных ударов на обухе. Сабля представляет собой редкий образец турецкого клинкового оружия XVI века. С правой стороны по всей длине арабоязычная надпись религиозного содержания (суры Корана), на пяте в круглом, фигурном и прямоугольном клеймах также золотом наведена восточная надпись: «РАБОТАЛ МАГОМАД» и дата «1592». Hа обухе золотом наведена старославянская надпись: «САБЛЯ БОЯРИНА КНЯЗЯ БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА ЛЫКОВА-ОБОЛЕНСКОГО».
.
© Музеи Московского Кремля
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Что связывает старинные русские города Ярославль и Суздаль и датского принца Вальдемара Кристиана?

Рассказывает историк, лектор Музеев Московского Кремля Юлия Уварова. Подробнее о несостоявшемся союзе поговорим 29 июля и 15 августа на программе на программе «"Во имя братства, дружбы и союза": Россия и Дания в XVII веке», которая приурочена к выставке «Сокровища датского короля Кристиана IV». Билеты доступны по ссылке.
Шапка Мономаха.
Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века (?); крест — Москва, XVII век (?); касты драгоценных камней на тулье — Москва, XVII век.
Золото, серебро, сапфир, рубины, изумруды,шпинель, желтый корунд, жемчуг, бархат, атлас, мех.
Литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль.
Высота: 18,6 см (без окола); диаметр: 19,8 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
Как угощать гостей на балу так, чтобы вечер не лишился своего первоначального оживления? Ведь обильный ужин расхолаживает танцующих🤔 В середине XIX века придумали новую форму угощения — ужин-фуршет. Им в состоятельных домах заменили буфет с легкими закусками и винами. В этом случае бал не прерывался ни на минуту и не «убивался ужином».

Гости подкреплялись, когда им это было угодно, с полуночи до окончания танцев. Иногда приглашенным выдавали печатную карту-меню, как в ресторане. Они выбирали любое кушанье и вино и «ели, кто с кем хотел».

Как вспоминал русский историк и мемуарист граф М.Д. Бутурлин, существенным недостатком фуршета была свобода поведения, «находились аматеры (то есть любители), которые, нарушая приличия, обступали буфеты с самого начала бала, а потом делались шумливыми и затевали ссоры».
.
Кувшин-холодильник. Хрусталь - Западная Европа, конец XIX - начало XX в.; оправа - Россия, Москва, фирма К. Фаберже, 1899-1908.Высота: 28,5 см.

Бокал. Россия, XIX в.
.
© Музеи Московского Кремля
Принадлежала ли Шапка Мономаха Владимиру Мономаху? Является ли Ясная Поляна родовым имением Л.Н. Толстого? Правда ли, что название Мамаева кургана происходит от имени татарского военачальника Мамая?

История полна мифов и легенд. Иногда их придумывали и распространяли намеренно (например, для того, чтобы придать вес тому или иному предмету или событию), иногда — они будто сами собой рождались в умах людей. Найти корни легенды нелегко — проще рассказать, как было и есть на самом деле. Этим мы займемся сегодня!

В июле семнадцать музеев объединились, чтобы рассказать свои мифы и легенды — с удовольствием делимся ими с вами. А вы в комментариях поделитесь, какая информация удивила вас больше всего.

🔹 Знаменитые Кижи построены без единого гвоздя?
🔸 Правда ли, что на 24 этаже МГУ вместо Музея землеведения хотели открыть ресторан?
🔹 Действительно ли красивое здание Исторического музея на Красной площади ранее было дворцом?
🔸 Ясная Поляна – родовое имение Л.Н. Толстого?
🔹 Существовал ли подземный ход между домами декабристов Трубецкого и Волконского в Иркутске?
🔸 В Каргопольском музее есть один интересный экспонат. Одни говорят, что он стоял в трактире, а иные утверждают, что он из купеческого дома, и ставить подобные объекты в холлах было традицией. Про какой экспонат идет речь?
🔹 Правда ли, что Московский Английский клуб, в котором ныне располагается Музей современной истории России, на самом деле был местом тайных собраний масонов?
🔸 Дом, в котором сейчас находится музей «Невская застава», — это дом Ленина. Правда или вымысел?
🔹 Действительно ли в фондах Новоуральского историко-краеведческого музея хранится фрагмент обшивки американского самолета-шпиона, который был сбит 1 мая 1960 года над Свердловском?
🔸 В фондах Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится резной двуглавый орел, который, согласно преданию, был вырезан самим Петром I. Соответствует ли легенда исторической правде?
🔹 Правда ли, что название Мамаева кургана связано с именем Мамая?
🔸 Где в Государственном музее истории религии находится камера пыток?
🔹 Был ли миллионером писатель Михаил Шолохов?
🔸 Под зданиями Городка чекистов в Екатеринбурге находятся необъятные подземелья, которые испещрены потайными ходами, пыточными и расстрельными комнатами и длинными тоннелями. Как думаете, это правда или миф?
🔹 Правда ли, что в Шереметевском дворце был настоящий ледовый бассейн?
🔸 Есть ли мумия внутри саркофага в музее им. И.Н. Крамского?
🔹 Принадлежала ли Шапка Мономаха Владимиру Мономаху?

Кстати, обсуждать мифы и легенды мы будем не только сегодня. Готовим очень интересный выставочный проект и скоро о нем расскажем. Но вы, наверное, уже догадываетесь, о чем он будет?
Стоянец царевича Алексея Петровича.
Турция, Стамбул, вторая половина XVII в.
Золото, камни драгоценные.
Литье, эмаль, резьба.
Общая высота: 17,6 см; диаметр: 29 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌