Как сервировали стол царю и его гостям? В день пира боярин-дворецкий накрывал стол царя парадными скатертями из итальянского аксамита и бархата. Ставил золотые судки — перечницу, уксусницу, лимонник и солонку. На другие гостевые столы скатерти и полавочники настилали служащие рангом пониже (ключник со стряпчими или подключники), а судки ставились серебряные и золоченые. Один судок был рассчитан на четырех гостей. Тарелку ставили одну на двоих.
Ложки и вилки на обед не подавались. Вилка вошла в обиход только в конце XVII века, ножи не использовались, так как почти все кушанья были нарезаны и их ели руками. Ложки подавались к горячим похлебкам — в середине трапезы, после холодных закусок. Отдельные тарелки, ножи и даже вилки были лишь на столах царя, патриарха и иноземных послов.
.
© Музеи Московского Кремля
Ложки и вилки на обед не подавались. Вилка вошла в обиход только в конце XVII века, ножи не использовались, так как почти все кушанья были нарезаны и их ели руками. Ложки подавались к горячим похлебкам — в середине трапезы, после холодных закусок. Отдельные тарелки, ножи и даже вилки были лишь на столах царя, патриарха и иноземных послов.
.
© Музеи Московского Кремля
Икона «Похвала Богоматери».
Россия, Москва, середина XVII в.
Дерево, паволока, левкас.
Темпера яичная.
Размеры: 129 х 87,3 х 3,8 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва, середина XVII в.
Дерево, паволока, левкас.
Темпера яичная.
Размеры: 129 х 87,3 х 3,8 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#музеикремля_мода Парадный воинский наряд русских царей с восхищением описывали иностранцы, побывавшие в России. Английский дипломат XVI века Джильс Флетчер отмечал «наряд из булатной брони, из прекрасной блестящей стали, сверх которой обыкновенно надевались еще одежды из золотой парчи с горностаевой опушкой».
В 1654 году перед военным походом против Речи Посполитой царь Алексей Михайлович устроил смотр войск на Девичьем поле. В источниках того времени, где описываются выходы царей, дьяки сделали записи выданных государю одеждах. В первый день на нём были зипун «объярь серебряна, травы золотые старого дела»; чуга без ожерелья «бархат червчат, двоеморхие орлы»; ферезея ездовая; шапка «бархат червчат двоеморх…с соболиным околом», украшена шитьём жемчугом; рукавицы с запястьем, вышитым золотными нитями по красному атласу; штаны из «кызылбашской камки золотной на малиновой земле»; «поес большой» из серебряной тесьмы с крюком, на поясе булатный нож, украшенный насечённым золотом орнаментом, алмазная перевязь и посох с драгоценными камнями. Во второй день: зипун «травы разных цветов», чуга из алого атласа; ездовая ферезея «зуфь вишнёва»; шапка из красного бархата с собольим околом «с запоною»; штаны «с подвязки»; кушак из разноцветного шёлка, на нём нож булатный; золотая кольчатая перевязь — чепи пятерные; каповый посох. В следующие дни состав одежды не менялся.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича. Голландия, 1766. Л.К. Пфандцельт.
Царь Алексей Михайлович в парадной ферезее. Деталь картины Н.Е. Сверчкова «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году». Москва, вторая половина XIX века.
.
© Музеи Московского Кремля
В 1654 году перед военным походом против Речи Посполитой царь Алексей Михайлович устроил смотр войск на Девичьем поле. В источниках того времени, где описываются выходы царей, дьяки сделали записи выданных государю одеждах. В первый день на нём были зипун «объярь серебряна, травы золотые старого дела»; чуга без ожерелья «бархат червчат, двоеморхие орлы»; ферезея ездовая; шапка «бархат червчат двоеморх…с соболиным околом», украшена шитьём жемчугом; рукавицы с запястьем, вышитым золотными нитями по красному атласу; штаны из «кызылбашской камки золотной на малиновой земле»; «поес большой» из серебряной тесьмы с крюком, на поясе булатный нож, украшенный насечённым золотом орнаментом, алмазная перевязь и посох с драгоценными камнями. Во второй день: зипун «травы разных цветов», чуга из алого атласа; ездовая ферезея «зуфь вишнёва»; шапка из красного бархата с собольим околом «с запоною»; штаны «с подвязки»; кушак из разноцветного шёлка, на нём нож булатный; золотая кольчатая перевязь — чепи пятерные; каповый посох. В следующие дни состав одежды не менялся.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича. Голландия, 1766. Л.К. Пфандцельт.
Царь Алексей Михайлович в парадной ферезее. Деталь картины Н.Е. Сверчкова «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году». Москва, вторая половина XIX века.
.
© Музеи Московского Кремля
Палаш с ножнами.
Польша (?), XVII в.
Сталь, серебро, бирюза, дерево, ткань.
Ковка, литье, золочение, гравировка, резьба.
Общая длина в ножнах: 107,5 см; длина общая: 107 см; длина клинка: 93,5 см; ширина клинка у пяты: 3,5 см; длина ножен: 94,5 см
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Польша (?), XVII в.
Сталь, серебро, бирюза, дерево, ткань.
Ковка, литье, золочение, гравировка, резьба.
Общая длина в ножнах: 107,5 см; длина общая: 107 см; длина клинка: 93,5 см; ширина клинка у пяты: 3,5 см; длина ножен: 94,5 см
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#субботний_опрос Перед вами один из 166 предметов знаменитого Олимпийского сервиза, произведенного во Франции на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804-1807 годы.
.
© Музеи Московского Кремля
.
© Музеи Московского Кремля
Угадайте, что это?
Anonymous Quiz
12%
Ваза для цветов
9%
Чаша-рассольник
32%
Сосуд для пунша
46%
Ваза-стопа для мороженого
Панагия с цепью.
Россия, Мастерские Московского Кремля, конец XVI - начало XVIIв.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг (русский речной).
Чернь, чеканка, резьба, золочение.
Длина: 10,5 см (с оглавием); ширина: 5,9 см; длина: 51,3 см (цепи в сложенном вдвое виде, с наконечником).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Мастерские Московского Кремля, конец XVI - начало XVIIв.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг (русский речной).
Чернь, чеканка, резьба, золочение.
Длина: 10,5 см (с оглавием); ширина: 5,9 см; длина: 51,3 см (цепи в сложенном вдвое виде, с наконечником).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
В нашем собрании находится любопытная карта Московии. Она была включена в атлас Абрахама Ортелия, южнонидерландского картографа, автора первого в истории географического атласа современного типа, «Зрелище мира земного».
Название карты — «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 году. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса» — помещено в левом нижнем углу в картуше. Создатель карты Энтони Дженкинсон (?-1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557-1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV.
Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557-1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ней, содержащими в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.»
Кстати, найдете на карте Москву? 😉
.
Карта Московии. Гравюра из атласа Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. Antverpiae, 1572.
.
© Музеи Московского Кремля
Название карты — «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 году. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса» — помещено в левом нижнем углу в картуше. Создатель карты Энтони Дженкинсон (?-1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557-1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV.
Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557-1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ней, содержащими в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.»
Кстати, найдете на карте Москву? 😉
.
Карта Московии. Гравюра из атласа Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. Antverpiae, 1572.
.
© Музеи Московского Кремля
Годуновская Псалтирь.
Россия, Москва. Переплет - начало XIX в.; наугольники - конец XVIв.
Писец: Софроний
Бумага, дерево, кожа, темпера, серебро, твореное золото.
Рукопись, миниатюра, тиснение, резьба, золочение.
Книга в переплете: 35 х 22,5 х 10,5 см; лист: 32,6 х 21 см.
580 листов.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва. Переплет - начало XIX в.; наугольники - конец XVIв.
Писец: Софроний
Бумага, дерево, кожа, темпера, серебро, твореное золото.
Рукопись, миниатюра, тиснение, резьба, золочение.
Книга в переплете: 35 х 22,5 х 10,5 см; лист: 32,6 х 21 см.
580 листов.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌