Музеи Московского Кремля
12.8K subscribers
4.91K photos
261 videos
1 file
1.84K links
🔹Рассказываем историю Московского Кремля, его сокровищ и обитателей от XII века и до наших дней.
🔹Новости музея, выставки, лекции.

https://www.kreml.ru/
Билеты 8495 697-03-49

Стикерпак: https://yangx.top/addstickers/packipacki

Обратная связь: @ilyacharlie
加入频道
Курильница.
Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX в.
Фарфор.
Роспись подглазурная.
Высота: 8,5 см; диаметр основания: 4,5 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
#Вэтотдень в 1672 году, в ночь со среды на четверг, в Московском Кремле в царских палатах у царицы Натальи Кирилловны родился сын.

На следующий день в связи с рождением ребенка в Кремль были приглашены гости, и в Золотой Царицыной палате был устроен так называемый «родильный» стол. Затем новорожденный был измерен и на третий день по рождении царскому изографу Симону Федоровичу Ушакову была выдана кипарисная доска шириной в 3 вершка и высотой в 11 вершков, что соответствовало росту ребенка при рождении. Иконописец должен был изобразить на ней Святую Троицу и апостола Петра, во имя которого собирались окрестить младенца. Много времени спустя эту, как ее называли тогда, «мерную» икону перевезут в Санкт-Петербург, где она будет храниться в придворной ризнице, а затем ее перенесут в Петропавловский собор, и она окажется на гробнице императора Петра Великого.

По прошествии месяца после рождения царственного младенца, в Петров день, царский духовник Андрей Савинов в Алексеевской церкви кремлевского Чудова монастыря совершил над мальчиком таинство крещения.

Через много лет этот четырнадцатый ребенок царя Алексея Михайловича будет провозглашен Петром Великим, Отцом Отечества и Императором Всероссийским. Он первым из российских монархов совершит путешествие в Западную Европу с мирной целью; соберет разнообразные художественные и естественнонаучные коллекции; создаст российский военно-морской флот, а также первый в России музей — Кунсткамеру; по его приказу будут построены города Санкт-Петербург, Кронштадт, Таганрог, Липецк, Петрозаводск, Сестрорецк и другие; присоединит Прибалтику, приазовские и прикаспийские земли.
.
Картина «Портрет Петра Великого». Россия, 1716. Мастер: Таннауер Иоганн Годфрид. Высота: 275 см; ширина: 180 см.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_мода Вы наверняка знаете, что русские государи особенно ценили привозимые из мусульманских стран холодное оружие, щиты, доспехи. Другими желанными предметами были ткани. Их могли привозить в рулонах и готовых изделиях.

Среди иранских драгоценных тканей больше всего во всем мире ценились те, на которых вытканы сюжетные изображения. Они очень сложны в производстве, над созданием таких тканей трудились ткачи и художники-миниатюристы. Они использовали шелковые, металлические, серебряные и позолоченные нити. В день удавалось произвести не более 15 см ткани.

Привезенные готовые кафтаны носили при царском дворе без переделки, потому что до реформ Петра I покрой восточной и русской одежды был схож. Длинные рукава собирали в многочисленные складки и фиксировали манжетами. Поскольку ткани были очень дорогими, то при беглом взгляде на наряд человека легко можно было определить его благосостояние: чем рукава длиннее — тем человек богаче.

Сегодня предлагаем полюбоваться вместе с нами роскошными иранскими тканями из нашего собрания.
.
© Музеи Московского Кремля
Мощевик нагрудный в футляре.
Крест «Распятие с предстоящими; Богоматерь Одигитрия, избранные святые» - Византия, XV - первая четверть XVI в.; мощевик - Грузия (?), 1747.
Золото, дерево, камни драгоценные, хрусталь, эмаль, жемчуг.
Резьба, эмаль.
Размер: 9,8 х 8,2 см (футляр); размер: 10 х 7,5 см (мощевик с петлей).
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
#субботний_опрос Подобные предметы неоднократно входили в число стамбульских купеческих даров👇
.
© Музеи Московского Кремля
Чайница со съемной крышкой.
Германия, Фюрстенберг, 1770-1790.
Фарфор.
Роспись надглазурная, золочение.
Высота: 10,5 см (с крышкой); диаметр основания: 7,5 см.
#экспонатдня

Подписаться на канал 🙌
#словарь_музеикремля Паперсть — элемент конской сбруи, нагрудные ремни. Боковые ремни крепились к седлу спереди, нижний подгрудный ремень – к подпруге. Эту часть конского убора наряду с решмой и оголовью украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Паперсти могли быть подарками от иностранных государей. Эффектная паперсть в «турецком вкусе» с илл. № 1 была создана в Праге и привезена в 1633 году в Россию посольством от герцога Шлезвиг-Голштинского в дар царю Михаилу Федоровичу. Основной целью этого посольства было получение разрешения на транзитную торговлю и свободный проезд по территории России в Иран, чего добивались многие европейские страны. Крупная, броская, с отделкой яркой сине-зеленой эмалью по скани, паперсть, несомненно, соответствовала эстетическим предпочтениям московского двора.

Паперсть с илл. №2 была подарена посольством Речи Посполитой царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу в 1686 г. по случаю заключения Вечного мира. Она является одним из немногих сохранившихся примеров эмали польских мастеров второй половины XVII века.

Некоторые паперсти из нашего собрания, как, например, с илл. № 3, специально приобретались для царской казны. Паперсть входила в комплект сбруи, также включавший в себя оголовь. Он был куплен 27 мая 1662 года у греческого купца, известного в России под именем Дмитрия Остафьева, о чем сообщается в Описании Конюшенной казны 1706 года. Золотые прямоугольные пластины, нашитые на ремни сбруи, украшают шестьсот рубинов.

В XVIII в. столетии императрица Елизавета Петровна заказала на Петергофской гранильной мануфактуре роскошный комплект, частью которого является паперсть с илл. 4 с лазуритом, хрусталем, марказитами и крупным желтым кварцем. Ее отличительная особенность — наличие дополнительных кистей на боковых ремнях. Такие детали на паперстях появляются именно в XVIII веке.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля