#царскиеподарки_музеикремля Этот великолепный парадный щит был преподнесен царю Алексею Михайловичу от имени имеретинского царя Александра. Щит украшен золотом, шелковыми и золотными нитями, рубинами и бирюзой. Его диаметр — 48,5 см.
Такой тип щитов — калкан — был наиболее популярен в турецком войске XVI-XVII веков, но с распространением огнестрельного оружия (то есть уже ко второй половине XVII в.) он начинает постепенно выходить из употребления.
Название «калкан» происходит от монгольского «халхасун», что означает «сплетать». Основой таких щитов служили гибкие прутья — обычно ветви фигового дерева или лоза — спиралью окружавшие центральную, вырезанную из дерева сердцевину. Между собой их переплетали хлопчатобумажными или шерстяными нитями. Деревянная сердцевина щита закрывалась металлической деталью (умбоном), который и выполнял основную защитную функцию.
Все сохранившиеся образцы калканов датируются XVI-XVII столетием. Однако существует мнение, что их происхождение имеет более ранние корни и уходит в доисламскую эпоху.
.
© Музеи Московского Кремля
Такой тип щитов — калкан — был наиболее популярен в турецком войске XVI-XVII веков, но с распространением огнестрельного оружия (то есть уже ко второй половине XVII в.) он начинает постепенно выходить из употребления.
Название «калкан» происходит от монгольского «халхасун», что означает «сплетать». Основой таких щитов служили гибкие прутья — обычно ветви фигового дерева или лоза — спиралью окружавшие центральную, вырезанную из дерева сердцевину. Между собой их переплетали хлопчатобумажными или шерстяными нитями. Деревянная сердцевина щита закрывалась металлической деталью (умбоном), который и выполнял основную защитную функцию.
Все сохранившиеся образцы калканов датируются XVI-XVII столетием. Однако существует мнение, что их происхождение имеет более ранние корни и уходит в доисламскую эпоху.
.
© Музеи Московского Кремля
Евангелие.
Россия, Москва, Печатный Двор, 1689; переплет и оклад - конец XVII в.
Серебро, бумага, дерево.
Чеканка, эмаль, золочение, печать, гравюра.
Размеры: 68 х 48 х 12 см.
315 листов.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва, Печатный Двор, 1689; переплет и оклад - конец XVII в.
Серебро, бумага, дерево.
Чеканка, эмаль, золочение, печать, гравюра.
Размеры: 68 х 48 х 12 см.
315 листов.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#музеикремля_мода Многие иностранцы отмечали великолепие придворных торжеств в Российской империи в начале XX века, а также красоту и оригинальность парадного костюма императорского двора. Французский посол Морис Палеолог, прибывший в Петербург в 1914 году, писал: «По пышности мундиров, роскоши туалетов, по богатству ливрей и великолепию убранства ни один двор в мире не мог сравниться с русским».
Официальным дамским придворным костюмом при дворе российских императоров было платье в русском стиле. Его утвердил еще Николай I в 1834 году. Костюм просуществовал вплоть до 1917 года. Роскошный наряд в русском стиле очень шел императрице Александре Федоровне, жене Николая II, в нем она была величественно красива. Великий князь Гавриил Константинович так вспоминал о государыне: «мне представляется… в синем сарафане, вышитом золотом, с громадным шлейфом, отороченном широким темным соболем… Ее кокошник покрыт бриллиантовой диадемой с жемчугом… Она в Андреевской ленте с бриллиантовой звездой…»
.
Акварель. «Николай II и императрица Александра Федоровна, принимающие поздравления народа по случаю коронации 1896 г.» Россия, 1896 г. Художник: Эдельфельт Альберт Густав Аристид.
.
© Музеи Московского Кремля
Официальным дамским придворным костюмом при дворе российских императоров было платье в русском стиле. Его утвердил еще Николай I в 1834 году. Костюм просуществовал вплоть до 1917 года. Роскошный наряд в русском стиле очень шел императрице Александре Федоровне, жене Николая II, в нем она была величественно красива. Великий князь Гавриил Константинович так вспоминал о государыне: «мне представляется… в синем сарафане, вышитом золотом, с громадным шлейфом, отороченном широким темным соболем… Ее кокошник покрыт бриллиантовой диадемой с жемчугом… Она в Андреевской ленте с бриллиантовой звездой…»
.
Акварель. «Николай II и императрица Александра Федоровна, принимающие поздравления народа по случаю коронации 1896 г.» Россия, 1896 г. Художник: Эдельфельт Альберт Густав Аристид.
.
© Музеи Московского Кремля
На выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» представлен поистине уникальный экспонат, один из редчайших шедевров русской иконописи — образ Архангела Михаила с деяниями ангельскими. Созданная лучшими московскими иконописцами в первые десятилетия после битвы на Куликовом поле, эта икона стала храмовым образом для Архангельского собора. Впервые ее можно увидеть так близко!
В новой статье предлагаем рассмотреть иконографическую программу этого шедевра, а также познакомиться с другими экспонатами, прославляющими главу небесного воинства.
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».
#небесноевоинство
В новой статье предлагаем рассмотреть иконографическую программу этого шедевра, а также познакомиться с другими экспонатами, прославляющими главу небесного воинства.
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».
#небесноевоинство
Telegraph
Образ архангела Михаила в произведениях древнерусского искусства XII-XIV веков
Икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» из Архангельского собора Московского Кремля является единственным сохранившимся храмовым образом из первых кремлевских соборов, сооруженных во времена великого князя Ивана Калиты. Согласно легенде, икона была заказана…
Фотография. Генерал Эмиль-Феликс Флёри на прогулке верхом в Булонском лесу.
Франция, Париж, Photographie Hippique, не позднее 1882-1883.
Владелец мастерской: Дэльтон Жан.
Фотобумага альбуминовая, картон.
Фотография, фотопечать.
Фотография: 21 х 16,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Франция, Париж, Photographie Hippique, не позднее 1882-1883.
Владелец мастерской: Дэльтон Жан.
Фотобумага альбуминовая, картон.
Фотография, фотопечать.
Фотография: 21 х 16,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#субботний_опрос Корона императрицы Анна Иоанновны была сделана в Москве в 1730 году. Ювелиры украсили ее почти 2,5 тысячами драгоценных камней.
.
© Музеи Московского Кремля
.
© Музеи Московского Кремля
Угадайте, какой камень венчает корону? 👆
Anonymous Quiz
43%
Рубин
34%
Шпинель
15%
Турмалин
8%
Аметист
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В понедельник, 24 апреля, в 19:00 доктор исторических наук, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Владимировна Дмитриева расскажет о том, что связывает святого Георгия, Генриха VIII и Рафаэля; когда святой Георгий стал символом доблестей английского рыцарства и почему именно он — покровитель Ордена Подвязки. Не пропустите лекцию! https://clck.ru/34Ben3
Крест наперсный.
Византия, XII в.; оправа - Русь, XII - начало XIII в.
Агат, золото, альмандины.
Резьба, ковка, гравировка, чернь, скань.
Размер: 4 х 3 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Византия, XII в.; оправа - Русь, XII - начало XIII в.
Агат, золото, альмандины.
Резьба, ковка, гравировка, чернь, скань.
Размер: 4 х 3 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Сегодня поговорим о скамьях и лавках — гости на пиру в допетровскую эпоху сидели именно на них. Скамья — доска для сидения, на ножках, без спинки, ее могли переносить. Лавка — прикрепленная к стене доска для сиденья вдоль стены.
Лавка была почетнее, на скамье сидели менее знатные люди. Однако и лавка, и скамья указывали на неразрывную связь мест и равенство всех перед государем. И только стул или кресло, стоящие отдельно от лавок, подчеркивали особое положение занимающих их лиц. На стульях или в креслах сидели царь, великий князь, патриарх, царица
.
Рисунок из рукописной книги: Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 дня при бракосочетании царя и великого князя Михаила Фёдоровича с государынею царицею Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых. Россия, первая половина XVII века.
.
© Музеи Московского Кремля
Лавка была почетнее, на скамье сидели менее знатные люди. Однако и лавка, и скамья указывали на неразрывную связь мест и равенство всех перед государем. И только стул или кресло, стоящие отдельно от лавок, подчеркивали особое положение занимающих их лиц. На стульях или в креслах сидели царь, великий князь, патриарх, царица
.
Рисунок из рукописной книги: Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 дня при бракосочетании царя и великого князя Михаила Фёдоровича с государынею царицею Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых. Россия, первая половина XVII века.
.
© Музеи Московского Кремля
Холодильник.
Альтмюнден, Ландграфская стекольная мануфактура, до 1716 г.
Мастер-резчик Ф. Гонделах.
Стекло, серебро.
Резьба, гравировка, штамп, золочение.
Высота: 47,5 см.
Подарен царю Петру I датским королем Фредериком IV в 1716 г.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Альтмюнден, Ландграфская стекольная мануфактура, до 1716 г.
Мастер-резчик Ф. Гонделах.
Стекло, серебро.
Резьба, гравировка, штамп, золочение.
Высота: 47,5 см.
Подарен царю Петру I датским королем Фредериком IV в 1716 г.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (24.04—30.04).
🔹 24 апреля, пн
19:00 «Св. Георгий за Англию…» Почитание Св. Георгия и Орден Подвязки.
Лекция к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Лекцию читает О.В. Дмитриева. Видео.
🔹 25 апреля, вт
19:00 «Нелюбимые жены»: великая княгиня Александра Иосифовна и Александра Петровна Ольденбургская.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 26 апреля, ср
19:00 «Безмерное стремление отличиться…» Бальный и придворный костюм в России в XIX веке.
Лекцию читает А.В. Миронова.
🔹 29 апреля, сб
11:00 «Сказание о храбром Георгии и лютом змие».
Программа для детей 6-8 лет.
11:00 Жизнь царских детей в Кремле в XVI-XVII вв. (Патриарший дворец и Архангельский собор)
Экскурсия.
12:00 Что такое фрески и иконы? Изобразительное искусство Древней Руси.
Лекцию читает Е.А. Титова.
12:30 Московский Кремль. Век XX. Летопись человеческих судеб.
Экскурсия.
14:00 Искусство фирмы Фаберже.
Экскурсия.
15:00 «Защитники земли русской — земные и небесные».
Занятие для детей 9-12 лет.
16:00 «Бабушкина Азбука». Воспитание и образование Александра I.
Лекцию читает Д.К. Валявин.
🔹 30 апреля, вс
11:00 Сокровища Оружейной палаты.
Экскурсия для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
12:00 Домовые храмы русских государей.
Экскурсия.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
🔹 24 апреля, пн
19:00 «Св. Георгий за Англию…» Почитание Св. Георгия и Орден Подвязки.
Лекция к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Лекцию читает О.В. Дмитриева. Видео.
🔹 25 апреля, вт
19:00 «Нелюбимые жены»: великая княгиня Александра Иосифовна и Александра Петровна Ольденбургская.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 26 апреля, ср
19:00 «Безмерное стремление отличиться…» Бальный и придворный костюм в России в XIX веке.
Лекцию читает А.В. Миронова.
🔹 29 апреля, сб
11:00 «Сказание о храбром Георгии и лютом змие».
Программа для детей 6-8 лет.
11:00 Жизнь царских детей в Кремле в XVI-XVII вв. (Патриарший дворец и Архангельский собор)
Экскурсия.
12:00 Что такое фрески и иконы? Изобразительное искусство Древней Руси.
Лекцию читает Е.А. Титова.
12:30 Московский Кремль. Век XX. Летопись человеческих судеб.
Экскурсия.
14:00 Искусство фирмы Фаберже.
Экскурсия.
15:00 «Защитники земли русской — земные и небесные».
Занятие для детей 9-12 лет.
16:00 «Бабушкина Азбука». Воспитание и образование Александра I.
Лекцию читает Д.К. Валявин.
🔹 30 апреля, вс
11:00 Сокровища Оружейной палаты.
Экскурсия для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
12:00 Домовые храмы русских государей.
Экскурсия.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
Forwarded from Исторический музей. Официально
Иконный образец, или прорись, мастера-иконописцы используют при создании художественных произведений. Прорись представляет собой лист бумаги, на который графически нанесены контуры изображения святых или религиозных композиций. Образец может быть снят непосредственно с иконы или с другого листа.
На этом образце изображен Св. Димитрий Солунский на коне, поражающий копьем царя Калояна. К воину с небес спускается ангел с мученическим венцом. Слева изображена стена града Фессалоники. Перед вратами — фигуры ангела и двух дев, парящих на облаке, с образом великомученика в руках. Прорись — иллюстрация сказания о чудесном явлении великомученика Димитрия пред осаждающим город Фессалоники болгарским царем Калояном.
Иконный образец поступил в собрание Исторического музея в составе коллекции С. Т. Большакова в 1893 году и сейчас экспонируется на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля 🌟
Иконный образец. Чудо великомученика Димитрия о царе Калояне. Россия, XVIII в.
Экспозиция выставки. Фото: ММК
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
На этом образце изображен Св. Димитрий Солунский на коне, поражающий копьем царя Калояна. К воину с небес спускается ангел с мученическим венцом. Слева изображена стена града Фессалоники. Перед вратами — фигуры ангела и двух дев, парящих на облаке, с образом великомученика в руках. Прорись — иллюстрация сказания о чудесном явлении великомученика Димитрия пред осаждающим город Фессалоники болгарским царем Калояном.
Иконный образец поступил в собрание Исторического музея в составе коллекции С. Т. Большакова в 1893 году и сейчас экспонируется на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля 🌟
Иконный образец. Чудо великомученика Димитрия о царе Калояне. Россия, XVIII в.
Экспозиция выставки. Фото: ММК
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Кубок наутилус в виде лебедя.
Германия, Нюрнберг, 1598-1625.
Мастер: Рюль Иорг.
Серебро, раковина наутилус.
Чеканка, литье, гравировка, золочение.
Общая высота: 33 см.
Подарен патриархом Иосифом царице Марии Ильиничне в 1648 г.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Германия, Нюрнберг, 1598-1625.
Мастер: Рюль Иорг.
Серебро, раковина наутилус.
Чеканка, литье, гравировка, золочение.
Общая высота: 33 см.
Подарен патриархом Иосифом царице Марии Ильиничне в 1648 г.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Роскошные наручи неизменно привлекают внимание посетителей Оружейной палаты. Они принадлежали одному из виднейших политических и военных деятелей второй половины XVI-начала XVII вв. князю Федору Ивановичу Мстиславскому и поступили в царскую казну в 1622 году после его смерти. Наручи оценили в 160 рублей, что, конечно, было внушительной суммой по тем временам. А уже в 1686/1687 годах в описи Оружейной палаты цена наручей составляла 750 рублей, и стояли они первыми в списке. Разница в оценке, вероятно, была вызвана тем, что в 1625 г. мастер Золотой палаты Павел Кисель изготовил для них недостающие золотые детали.
Наручи по всей длине отерты гранями и сплошь покрыты инкрустированным в булатную сталь тонким золотым растительным орнаментом из вьющихся стеблей с мелкими цветами. Поверх орнамента укреплены фигурные, в виде бутонов тюльпана и розеток, золотые пластины с драгоценными камнями в высоких глухих кастах. До 1727 года при наручах находились «руковицы с колцы, подложены отласом червчатым, опушены голунчиком серебряным».
На протяжении XVII века наручи оставались неотъемлемой частью царской оружейной казны и даже сопровождали царя Алексея Михайловича в Смоленском и Рижском походах 1654–1656 гг.
.
Наручи, пара. Турция, конец XVI - начало XVII в. Высота: 39,5 см.
.
© Музеи Московского Кремля
Наручи по всей длине отерты гранями и сплошь покрыты инкрустированным в булатную сталь тонким золотым растительным орнаментом из вьющихся стеблей с мелкими цветами. Поверх орнамента укреплены фигурные, в виде бутонов тюльпана и розеток, золотые пластины с драгоценными камнями в высоких глухих кастах. До 1727 года при наручах находились «руковицы с колцы, подложены отласом червчатым, опушены голунчиком серебряным».
На протяжении XVII века наручи оставались неотъемлемой частью царской оружейной казны и даже сопровождали царя Алексея Михайловича в Смоленском и Рижском походах 1654–1656 гг.
.
Наручи, пара. Турция, конец XVI - начало XVII в. Высота: 39,5 см.
.
© Музеи Московского Кремля