#Вэтотдень 19 (9) марта 1629 года родился второй царь из династии Романовых — Алексей Михайлович. Он был сыном царя Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
При Алексее Михайловиче был составлен новый свод законов «Соборное уложение» (1649), действовавший почти два столетия. Для укрепления международного престижа государства в религиозной сфере по поручению царя патриарх Никон провел церковную реформу (1653-1666), которая привела к расколу церкви и отлучению от нее старообрядцев. При государе продолжилась реорганизация армии по западному образцу, началось строительство на Оке военных кораблей. Царь активно поощрял нововведения в культуре, благодаря чему московский двор начал осваивать достижения зарубежной литературы, искусства и науки.
Алексей Михайлович похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича, Россия, 1670-1680.
.
© Музеи Московского Кремля
При Алексее Михайловиче был составлен новый свод законов «Соборное уложение» (1649), действовавший почти два столетия. Для укрепления международного престижа государства в религиозной сфере по поручению царя патриарх Никон провел церковную реформу (1653-1666), которая привела к расколу церкви и отлучению от нее старообрядцев. При государе продолжилась реорганизация армии по западному образцу, началось строительство на Оке военных кораблей. Царь активно поощрял нововведения в культуре, благодаря чему московский двор начал осваивать достижения зарубежной литературы, искусства и науки.
Алексей Михайлович похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича, Россия, 1670-1680.
.
© Музеи Московского Кремля
Чаша.
Россия, конец XIX - начало XX в.
Нефрит.
Шлифовка, резьба по камню.
Диаметр: 8,5 см; высота: 6,1 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, конец XIX - начало XX в.
Нефрит.
Шлифовка, резьба по камню.
Диаметр: 8,5 см; высота: 6,1 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (20.03—26.03).
🔹 21 марта, вт
19:00 Придворная мода в правление последних Габсбургов.
Лекцию читает О.В. Жура. ❗️Видео.
🔹 22 марта, ср
19:00 Царские дворцы XVII века: Теремной и Потешный.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 24 марта, пт
14:30 Книга странствий Петра I.
Для детей 13-15 лет с родителями.
15:00 Петр I и его эпоха.
Для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
🔹 25 марта, сб
11:00 Как устроен русский храм.
Для детей 9-12 лет с родителями.
12:00 Наследники Екатерины Великой. Императоры первой половины XIX века: от Павла I до Николая I.
Лекцию читает Д.К. Валявин. Для детей 11 – 13 лет с родителями.
13:30 Мы пришли в музей.
Посещение Оружейной палаты с тематической экскурсией для детей.
16:00 «…Где разум с красотой блистает…» Князья Юсуповы и их потомки.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова. ❗️Видео.
🔹 26 марта, вс
14:00 Анна Якшич – бабушка Ивана Грозного.
Лекцию читает Д.К. Валявин. ❗️Видео.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
🔹 21 марта, вт
19:00 Придворная мода в правление последних Габсбургов.
Лекцию читает О.В. Жура. ❗️Видео.
🔹 22 марта, ср
19:00 Царские дворцы XVII века: Теремной и Потешный.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 24 марта, пт
14:30 Книга странствий Петра I.
Для детей 13-15 лет с родителями.
15:00 Петр I и его эпоха.
Для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
🔹 25 марта, сб
11:00 Как устроен русский храм.
Для детей 9-12 лет с родителями.
12:00 Наследники Екатерины Великой. Императоры первой половины XIX века: от Павла I до Николая I.
Лекцию читает Д.К. Валявин. Для детей 11 – 13 лет с родителями.
13:30 Мы пришли в музей.
Посещение Оружейной палаты с тематической экскурсией для детей.
16:00 «…Где разум с красотой блистает…» Князья Юсуповы и их потомки.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова. ❗️Видео.
🔹 26 марта, вс
14:00 Анна Якшич – бабушка Ивана Грозного.
Лекцию читает Д.К. Валявин. ❗️Видео.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
Портсигар.
Россия, Москва, 1908 - 1917.
Фабрика И.А. Алексеева.
Серебро, стекло, медь.
Штамп, эмаль по скани, живопись по эмали, монтировка, золочение.
Размеры: 11,6 х 9,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва, 1908 - 1917.
Фабрика И.А. Алексеева.
Серебро, стекло, медь.
Штамп, эмаль по скани, живопись по эмали, монтировка, золочение.
Размеры: 11,6 х 9,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#Вэтотдень отмечают Всемирный день поэзии. По такому случаю публикуем несколько замечательных стихотворений о Кремле.
🔹
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?
(Михаил Лермонтов, 1831)
🔹
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
(Николай Языков, «Ау!», 1831)
🔹
Тобой очам не надивиться,
когда, закатами увит;
на богатырской рукавице
ты — кровью вычервленный щит!
И эти царственные грани,
подъемля древний голос свой,
ведут мой дух в былые брани,
в разгул утехи громовой.
И мнится: к плачущему сыну
склонясь, лукавый Калита
поет грядущую былину
необоримого щита.
(Николай Асеев, «Кремлевская стена», 1916)
.
© Музеи Московского Кремля
🔹
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?
(Михаил Лермонтов, 1831)
🔹
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
(Николай Языков, «Ау!», 1831)
🔹
Тобой очам не надивиться,
когда, закатами увит;
на богатырской рукавице
ты — кровью вычервленный щит!
И эти царственные грани,
подъемля древний голос свой,
ведут мой дух в былые брани,
в разгул утехи громовой.
И мнится: к плачущему сыну
склонясь, лукавый Калита
поет грядущую былину
необоримого щита.
(Николай Асеев, «Кремлевская стена», 1916)
.
© Музеи Московского Кремля
Крест наперсный.
Россия, Москва, 1885.
Золото, бриллианты, алмазы, изумруды.
Литье, чеканка, резьба, эмаль, живопись по эмали.
Высота: 13,4 см; ширина: 11,9 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва, 1885.
Золото, бриллианты, алмазы, изумруды.
Литье, чеканка, резьба, эмаль, живопись по эмали.
Высота: 13,4 см; ширина: 11,9 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#kremlin_zoom Этот великолепный драгоценный крест неоднократно упоминается в описях царской казны второй половины XVII века среди регалий и других предметов царского чина, входящих в Большой наряд государя.
В центре креста помещен съемный крест с алмазами, под которым можно видеть выполненные прозрачными эмалями многофигурные сцены – «Благовещение», «Рождество Христова», «Крещение». На яслях с Младенцем в сцене Рождества Христова стоит дата – 1662. На концах креста также помещены эмалевые композиции на евангельские сюжеты – «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад».
Изображения сопровождаются русскими и греческими надписями. Это означает, что над созданием креста работали наряду с отечественными и приезжие мастера. Известно, что среди иноземцев, трудившихся в кремлевских мастерских, были греки, в основном выходцы из Турции. Архивные документы подтверждают, что в 1660-х годах в состав придворных ювелиров были приняты прибывшие в Москву греки. В своей челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, они писали: «Хотим на Москве пожить год или два, объявити работишку свою, показать рукоделие свое золотого и серебряного, какое годно сделать про твое царское величество в золоте с чернью и финифтью».
По-видимому, нарядный золотой крест, выполненный первоначально для царя Алексея Михайловича, был позднее переделан для его старшего сына Федора Алексеевича. Об этом свидетельствует помещенное на оборотной стороне эмалевое изображение святого Федора Стратилата, небесного патрона Федора Алексеевича, вступившего на престол в 1676 году шестнадцатилетним юношей и занимавшего его в течение шести лет.
.
Крест наперсный, с цепью Москва, мастерские Кремля, 1662, оборотная сторона – 1676–1682; цепь – Москва, XVII век. Крест – высота 15, ширина 11,5; цепь – длина 82,5.
.
© Музеи Московского Кремля
В центре креста помещен съемный крест с алмазами, под которым можно видеть выполненные прозрачными эмалями многофигурные сцены – «Благовещение», «Рождество Христова», «Крещение». На яслях с Младенцем в сцене Рождества Христова стоит дата – 1662. На концах креста также помещены эмалевые композиции на евангельские сюжеты – «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад».
Изображения сопровождаются русскими и греческими надписями. Это означает, что над созданием креста работали наряду с отечественными и приезжие мастера. Известно, что среди иноземцев, трудившихся в кремлевских мастерских, были греки, в основном выходцы из Турции. Архивные документы подтверждают, что в 1660-х годах в состав придворных ювелиров были приняты прибывшие в Москву греки. В своей челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, они писали: «Хотим на Москве пожить год или два, объявити работишку свою, показать рукоделие свое золотого и серебряного, какое годно сделать про твое царское величество в золоте с чернью и финифтью».
По-видимому, нарядный золотой крест, выполненный первоначально для царя Алексея Михайловича, был позднее переделан для его старшего сына Федора Алексеевича. Об этом свидетельствует помещенное на оборотной стороне эмалевое изображение святого Федора Стратилата, небесного патрона Федора Алексеевича, вступившего на престол в 1676 году шестнадцатилетним юношей и занимавшего его в течение шести лет.
.
Крест наперсный, с цепью Москва, мастерские Кремля, 1662, оборотная сторона – 1676–1682; цепь – Москва, XVII век. Крест – высота 15, ширина 11,5; цепь – длина 82,5.
.
© Музеи Московского Кремля