Сегодня, 17 марта, в Музеях Московского Кремля открылась выставка «Небесное воинство. Образ и почитание».
На исходе десятого столетия, с крещением святого князя Владимира, Русь приняла новую веру, даровавшую ей письменность, каменное зодчество, изобразительное искусство и книжную премудрость. Для русского человека христианская вера была неразрывно связана с подвигами святых воинов — раннехристианских мучеников, благоверных правителей, а также с незримым присутствием и заступничеством главы небесного воинства — архангела Михаила.
Далекие восточные святые постепенно становились для наших предков родными. От Старой Ладоги и Великого Новгорода до сибирских крепостей-острогов почитание святых воинов сопровождало жизнь православного народа: их изображали на иконах и фресках, на оружии и знаменах, в драгоценном шитье, камне, металле. Имена воинов-святых давали детям при крещении, в их честь возводили храмы и монастыри, их примеру следовали, а покровительства — искали в дни бедствий и испытаний. Русь стала центром искреннего почитания и пополнения этого сонма святых — в том числе святых воинов; с десятого века русские земли дали Церкви плеяду благоверных князей и страстотерпцев, прославленных подвигами мужества, смирения, жертвенности.
Этим святым посвящена наша выставка, раскрывающая путь веры и почитания в русском искусстве, от домонгольского времени до Великой Отечественной войны.
Выставка проходит до 20 августа 2023 года.
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».
.
© Музеи Московского Кремля
#небесноевоинство
На исходе десятого столетия, с крещением святого князя Владимира, Русь приняла новую веру, даровавшую ей письменность, каменное зодчество, изобразительное искусство и книжную премудрость. Для русского человека христианская вера была неразрывно связана с подвигами святых воинов — раннехристианских мучеников, благоверных правителей, а также с незримым присутствием и заступничеством главы небесного воинства — архангела Михаила.
Далекие восточные святые постепенно становились для наших предков родными. От Старой Ладоги и Великого Новгорода до сибирских крепостей-острогов почитание святых воинов сопровождало жизнь православного народа: их изображали на иконах и фресках, на оружии и знаменах, в драгоценном шитье, камне, металле. Имена воинов-святых давали детям при крещении, в их честь возводили храмы и монастыри, их примеру следовали, а покровительства — искали в дни бедствий и испытаний. Русь стала центром искреннего почитания и пополнения этого сонма святых — в том числе святых воинов; с десятого века русские земли дали Церкви плеяду благоверных князей и страстотерпцев, прославленных подвигами мужества, смирения, жертвенности.
Этим святым посвящена наша выставка, раскрывающая путь веры и почитания в русском искусстве, от домонгольского времени до Великой Отечественной войны.
Выставка проходит до 20 августа 2023 года.
Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».
.
© Музеи Московского Кремля
#небесноевоинство
Часы.
Россия, Санкт-Петербург, 1820-1830-е гг.
Медь, малахит, фарфор, бронза.
Шлифовка, золочение, штамп.
Высота: 56,5 см; размеры: 26,5 х 14,5 см (цоколь).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Санкт-Петербург, 1820-1830-е гг.
Медь, малахит, фарфор, бронза.
Шлифовка, золочение, штамп.
Высота: 56,5 см; размеры: 26,5 х 14,5 см (цоколь).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#субботний_опрос Слово «суп» вошло в русский язык в XVIII веке, до этого «горячие жидкие» блюда делили на две категории — какие?
Anonymous Quiz
17%
Борщи и щи
80%
Щи и уха
3%
Уха и суп-пюре
Каждый месяц в нашем канале проходит #культурнаябеседка — рубрика, в которой мы делимся самыми интересными публикациями наших коллег. Сегодня у нас богатый улов!
💐 Как «Любимый букет императрицы» превратился в один из самых знаменитых ароматов в СССР?
🚻 «Сортир», или о пользе знаний иностранных языков.
😈 Почему китайский «шар в шаре» называют «работой демона»?
👸🏻 Желание нравиться, мнительность и нерасположение к Великой Княжне — что писал о Елизавете Петровне австрийский посланник Флоримон де Мерси-Аржанто?
👃 «Ароматные» тайны эпохи Просвещения.
🔧 Одна из самых долгожданных реставраций скоро начнется!
🩸 Когда и почему Александр III произнес «Слава тебе, Господи, значит, во мне есть хоть немножко русской крови»? И правда ли это?
👮🏻♂️ Игрушечные солдатики – это не про игру.
👗 Подлинный праздничный народный женский костюм конца XVIII — середины XIX века.
👨🏻🎨 Как Караваджо повлиял на фламандское искусство?
😳 Слово «грибатка» вам о чем-нибудь говорит?
Поделитесь, какой из выбранных материалов вам особенно понравился?
Выпуск №8.
💐 Как «Любимый букет императрицы» превратился в один из самых знаменитых ароматов в СССР?
🚻 «Сортир», или о пользе знаний иностранных языков.
😈 Почему китайский «шар в шаре» называют «работой демона»?
👸🏻 Желание нравиться, мнительность и нерасположение к Великой Княжне — что писал о Елизавете Петровне австрийский посланник Флоримон де Мерси-Аржанто?
👃 «Ароматные» тайны эпохи Просвещения.
🔧 Одна из самых долгожданных реставраций скоро начнется!
🩸 Когда и почему Александр III произнес «Слава тебе, Господи, значит, во мне есть хоть немножко русской крови»? И правда ли это?
👮🏻♂️ Игрушечные солдатики – это не про игру.
👗 Подлинный праздничный народный женский костюм конца XVIII — середины XIX века.
👨🏻🎨 Как Караваджо повлиял на фламандское искусство?
😳 Слово «грибатка» вам о чем-нибудь говорит?
Поделитесь, какой из выбранных материалов вам особенно понравился?
Выпуск №8.
Зонтик.
Россия, Санкт-Петербург, 1870-1880-е гг.
Мастер: Самуэль Арндт (оправа ручки).
Золото, лазурит, кость, шелк, ус китовый (?), недрагоценный металл.
Токарная работа, монтировка.
Длина: 67 см; Ширина: 2,2 см (ручки (максимальная)).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Санкт-Петербург, 1870-1880-е гг.
Мастер: Самуэль Арндт (оправа ручки).
Золото, лазурит, кость, шелк, ус китовый (?), недрагоценный металл.
Токарная работа, монтировка.
Длина: 67 см; Ширина: 2,2 см (ручки (максимальная)).
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#Вэтотдень 19 (9) марта 1629 года родился второй царь из династии Романовых — Алексей Михайлович. Он был сыном царя Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
При Алексее Михайловиче был составлен новый свод законов «Соборное уложение» (1649), действовавший почти два столетия. Для укрепления международного престижа государства в религиозной сфере по поручению царя патриарх Никон провел церковную реформу (1653-1666), которая привела к расколу церкви и отлучению от нее старообрядцев. При государе продолжилась реорганизация армии по западному образцу, началось строительство на Оке военных кораблей. Царь активно поощрял нововведения в культуре, благодаря чему московский двор начал осваивать достижения зарубежной литературы, искусства и науки.
Алексей Михайлович похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича, Россия, 1670-1680.
.
© Музеи Московского Кремля
При Алексее Михайловиче был составлен новый свод законов «Соборное уложение» (1649), действовавший почти два столетия. Для укрепления международного престижа государства в религиозной сфере по поручению царя патриарх Никон провел церковную реформу (1653-1666), которая привела к расколу церкви и отлучению от нее старообрядцев. При государе продолжилась реорганизация армии по западному образцу, началось строительство на Оке военных кораблей. Царь активно поощрял нововведения в культуре, благодаря чему московский двор начал осваивать достижения зарубежной литературы, искусства и науки.
Алексей Михайлович похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
.
Конный портрет царя Алексея Михайловича, Россия, 1670-1680.
.
© Музеи Московского Кремля
Чаша.
Россия, конец XIX - начало XX в.
Нефрит.
Шлифовка, резьба по камню.
Диаметр: 8,5 см; высота: 6,1 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, конец XIX - начало XX в.
Нефрит.
Шлифовка, резьба по камню.
Диаметр: 8,5 см; высота: 6,1 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
📆 #дайджест_музеикремля – подборка всех программ музея на эту неделю (20.03—26.03).
🔹 21 марта, вт
19:00 Придворная мода в правление последних Габсбургов.
Лекцию читает О.В. Жура. ❗️Видео.
🔹 22 марта, ср
19:00 Царские дворцы XVII века: Теремной и Потешный.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 24 марта, пт
14:30 Книга странствий Петра I.
Для детей 13-15 лет с родителями.
15:00 Петр I и его эпоха.
Для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
🔹 25 марта, сб
11:00 Как устроен русский храм.
Для детей 9-12 лет с родителями.
12:00 Наследники Екатерины Великой. Императоры первой половины XIX века: от Павла I до Николая I.
Лекцию читает Д.К. Валявин. Для детей 11 – 13 лет с родителями.
13:30 Мы пришли в музей.
Посещение Оружейной палаты с тематической экскурсией для детей.
16:00 «…Где разум с красотой блистает…» Князья Юсуповы и их потомки.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова. ❗️Видео.
🔹 26 марта, вс
14:00 Анна Якшич – бабушка Ивана Грозного.
Лекцию читает Д.К. Валявин. ❗️Видео.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
🔹 21 марта, вт
19:00 Придворная мода в правление последних Габсбургов.
Лекцию читает О.В. Жура. ❗️Видео.
🔹 22 марта, ср
19:00 Царские дворцы XVII века: Теремной и Потешный.
Лекцию читает М.Г. Ракитина.
🔹 24 марта, пт
14:30 Книга странствий Петра I.
Для детей 13-15 лет с родителями.
15:00 Петр I и его эпоха.
Для детей 9-12 лет в сопровождении взрослых.
🔹 25 марта, сб
11:00 Как устроен русский храм.
Для детей 9-12 лет с родителями.
12:00 Наследники Екатерины Великой. Императоры первой половины XIX века: от Павла I до Николая I.
Лекцию читает Д.К. Валявин. Для детей 11 – 13 лет с родителями.
13:30 Мы пришли в музей.
Посещение Оружейной палаты с тематической экскурсией для детей.
16:00 «…Где разум с красотой блистает…» Князья Юсуповы и их потомки.
Лекцию читает Ю.Н. Уварова. ❗️Видео.
🔹 26 марта, вс
14:00 Анна Якшич – бабушка Ивана Грозного.
Лекцию читает Д.К. Валявин. ❗️Видео.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля_свами #лекторий_музеевкремля #детскийцентр_музеевкремля
Портсигар.
Россия, Москва, 1908 - 1917.
Фабрика И.А. Алексеева.
Серебро, стекло, медь.
Штамп, эмаль по скани, живопись по эмали, монтировка, золочение.
Размеры: 11,6 х 9,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
Россия, Москва, 1908 - 1917.
Фабрика И.А. Алексеева.
Серебро, стекло, медь.
Штамп, эмаль по скани, живопись по эмали, монтировка, золочение.
Размеры: 11,6 х 9,2 см.
#экспонатдня
Подписаться на канал 🙌
#Вэтотдень отмечают Всемирный день поэзии. По такому случаю публикуем несколько замечательных стихотворений о Кремле.
🔹
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?
(Михаил Лермонтов, 1831)
🔹
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
(Николай Языков, «Ау!», 1831)
🔹
Тобой очам не надивиться,
когда, закатами увит;
на богатырской рукавице
ты — кровью вычервленный щит!
И эти царственные грани,
подъемля древний голос свой,
ведут мой дух в былые брани,
в разгул утехи громовой.
И мнится: к плачущему сыну
склонясь, лукавый Калита
поет грядущую былину
необоримого щита.
(Николай Асеев, «Кремлевская стена», 1916)
.
© Музеи Московского Кремля
🔹
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?
(Михаил Лермонтов, 1831)
🔹
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
(Николай Языков, «Ау!», 1831)
🔹
Тобой очам не надивиться,
когда, закатами увит;
на богатырской рукавице
ты — кровью вычервленный щит!
И эти царственные грани,
подъемля древний голос свой,
ведут мой дух в былые брани,
в разгул утехи громовой.
И мнится: к плачущему сыну
склонясь, лукавый Калита
поет грядущую былину
необоримого щита.
(Николай Асеев, «Кремлевская стена», 1916)
.
© Музеи Московского Кремля