Арт-окраина
1.37K subscribers
1.53K photos
54 videos
1 file
722 links
Канал о культурных индустриях Юга России, активной культурной жизни и трендах в искусстве.

Сообщество: https://art-okraina.ru/

Обратная связь: @splinov
加入频道
Сейчас получаю интересный опыт - выступаю в качестве наставника в работе с довольно успешным музыкантом, который пытается поставить на ноги свое собственное дело в своей сфере. У меня у самого есть опыт наставляемого, наставника и руководителя акселераторов - я очень хорошо представляю, насколько этот опыт позволяет ускорить процесс освоения управления собственным делом. А свое дело в сфере культуры, конечно, имеет специфику, в ней как раз деятели культуры и искусства разбираются очень хорошо, а вот системного представления о том, из каких компонентов состоит свое дело, чтобы быть устойчивым, у них, как правило, нет.

В данном случае имела место типовая ситуация: неверно сформулированная цель. Поначалу она звучала так: нужно как-то привлечь финансовых партнеров, чтобы купить дорогие инструменты. Хорошо, допустим. Начинаем разбирать основной процесс. И очень быстро оказывается, что инструменты вовсе не главная проблема, и ее решение точно не главная цель. Управленцы знают, что директорам по производству всегда не хватает новых станков, директорам по персоналу - персонала, и т.д. Смысл такой работы в том, чтобы увидеть картину целиком. Мне кажется, что в сфере культуры и искусства, если сложилось представление о своем деле, применимо очень многое из сферы менеджмента. Надо этим пользоваться. #управлениевкультуре
Побывал, наконец, на замечательной азовской винодельне Кантина. Прослушали полуторачасовой рассказ об автохтонах и попробовали шесть видов. Харизматичный руководитель Кантины Алексей Скляров создал всероссийскую ассоциацию фермеров-вигоделов, его главная боль - то, что в старейшем винодельческом регионе страны - Ростовской области - всего 7 действующих лицензий на производство вина, остальные выбрали работу под серым флагом. Это говорит и о том, что российское законодательство поощряет крупных виноделов, а совсем не фермеров. Кантина производит 50 тыс. бутылок в год премиального вина, но её продукции не найти в магазинах - все расходится через интернет и постоянных покупателей, которые приезжают на винодельню специально. #яркиепроектыюга
Хочу порекомендовать канал Евгении Карпаниной, которая много лет делала международные фестивали фотографии в Краснодаре, а в последнее время занимается редкой профессией - обучением фандрайзингу в сфере культуры. Причём, она помогает не столько заявки на гранты писать, сколько учит заходить в бизнес. На прошлой неделе виделись с Евгенией в Краснодаре, задумываем совместные проекты.

https://yangx.top/rabota_so_sponsorami

#управлениевкультуре
На этой неделе вынес управленческий вопрос о развитии центра поддержки культурных индустрий на мастермайнд экспертного сообщества, созданного нами. Вопрос был сформулирован так: как вовлечь бизнес в его развитие - раз уж исторически у нас хорошие связи с бизнесом? Исписал пять страниц рекомендаций, выяснил, что:
- надо вникать в маркетинговые стратегии бизнеса и вписываться в них;
- у бизнеса есть программы корпоративной социальной ответственности, в них тоже можно вписываться;
- надо создать творческое сообщество, чтобы бизнес знал, где искать разного рода творцов;
- надо создать программы, которые помогали ли бы самим деятелям культуры и искусства превращаться в бизнес;
- надо рассмотреть модель продюсерского центра и, возможно, выращивать "звезд";
- надо стать платформой для тех, кто готов помогать начинающим, такие есть.
Ну и еще были идеи, многие пересекаются с нашими планами, так что впереди много интересной работы).
#управлениевкультуре
Не раз слышал от представителей культуры и искусства фразу о том, что если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами. Обычно так обосновывается стремление работать с самой актуальной политической повесткой. На деле принцип работает совершенно иначе: вы можете заниматься политикой, пока политика не займется вами. И сегодня, когда политика предъявила свои права очень широко, культура сразу оказалась беззащитна - целый ряд журналов, премий, площадок современного искусства просто остановил свою деятельность. Могли ли они ее не останавливать? Могли ли основатели не закрывать краснодарский центр современного искусства «Типография», не останавливать старейший самарский журнал «Цирк-Олимп», премию «Поэзия»? На мой взгляд, очевидно, что да. Но для этого им все равно пришлось бы заново искать вопрос, а чем же все-таки занимается искусство кроме политики. Стало очевидно, что больше невозможно делать вид, будто политикой занимается современное искусство. То, что оно называет политикой, имеет очень далекое отношение к реальной политике. А найти ответ на вопрос, о чем искусство само по себе, после того, как все силы вложены в «практики» и «развенчание институтов власти», непросто. Но если ответ найден, никто не помешает художнику работать и с современной повесткой – такой вот парадокс. Кризис институтов культуры и искусства сегодня это кризис понимания своих базовых функций. #культурнаяполитика
Выступил сегодня на пленарном заседании международной конференции в Ростовском государственном экономическом университете с итогами нашего исследования о культурных индустрия региона и нашим пониманием, как их развивать. К ряду предложений интерес проявил руководитель комитета по экономике Законодательного собрания Ростовской области, доворились обменяться материалами. Вот так мы и впредь будем тихо и настойчиво лоббировать интересы культурных индустрии, роль которых в развитии экономики колоссально недооценена. #культурнаяполитика
Выдержка из опыта наставничества. Разговариваем вчера с музыкантом, обсуждаем, как сделать проект из того, чем он занимается. Он не понимает, говорит: я сочиняю музыку, это работа, я хотел бы, чтобы мне деньгами помогали - это я должен назвать проектом? Я говорю: не, на написание стихотворения, песни, драмы, симфонии денег обычно не дают - это мы делаем на своих кухнях на свой страх и риск. Творческая личность не проект, творческая личность - чудо из чудес. На чудо денег просить не надо, на проект - можно. У проекта, в отличие от личности, есть целевые аудитории, сроки, бюджет, команда, цели, задачи. Проект - это язык, на котором можно разговаривать с миром. Ой, говорит, не учили нас такому, учили на музыкальных инструментах играть. Да, говорю, такому не учат, чем бы ни занимался. Но как только приходишь к тому, что у тебя может быть свое дело, своя ниша, свои правила - этот язык придется освоить. Это гораздо легче, чем научиться играть на музыкальном инструменте. #управлениевкультуре
Сегодня начался очередной международный Чеховский книжный фестиваль в Таганроге. Пусть у организаторов все получится, там приехали Геласимов и Басинский, которые свое дело знают, но, по-моему, уже давно очевидно, что городу Чехов не по плечу. Под этой вывеской стоило бы проводить нечто на два порядка лучшее, возможно, не только в Таганроге, но и в Ростове, центре исследований наследия Чехова. Но думаю, при сохранении нынешнего подхода к организации фестиваль будет иллюстрировать разве что чеховский провинциализм.
Кажется, сейчас уже можно сказать, что кризис весны 2022 года деловое медиа «Эксперт Юг» пережило, и мы снова можем вспомнить, что в 2022 году компания празднует свое пятнадцатилетие. За этот срок мы создали на базе делового журнала независимый аналитический центр, event-агентство для бизнеса, ежедневно работающий портал expertsouth.ru, экспертное сообщество. Рекордная аудитория в 2022 года и уровень дискуссий на наших мероприятиях показывают, что нам удается оставаться востребованным медиа. По этой причине мы хотим отметить юбилейную дату особенным образом и приглашаем помочь нам в этом.

Нам важно узнать, какую ценность вы видите сегодня во взаимодействии с нами, чего хотели бы от нас ожидать в дальнейшем, как мы можем стать лучше в ваших глазах.

По ссылке анкета из всего трех вопросов — мы просим по возможности развернуто ответить на них. Ваше мнение, которое мы могли бы использовать в подборке отзывов, мы будем считать отличным подарком на наш день рождения! #управлениевмедиа
Эта моя колонка про такую креативную сферу, как промышленность. Она написана по итогам опроса почти 100 руководителей. Этот тот случай, когда проблемы промышленности, которые ей обязательно предстоят, почувствуют все.

Примерно для пятой части производств юга России зависимость от импортных технологий критична. Реальных мер поддержки для этой категории предприятий пока нет, потому что государство не спешит переходить в мобилизационный режим. Кризис этих предприятий, видимо, и станет второй фазой кризиса 2022 года.

Промышленников сегодня, как правило, довольно сложно убедить в том, что российское правительство понимало глубину последствий от принимаемых решений, а главное — глубину зависимости российской экономики от экономики глобальной. Последние три месяца мы только и делали, что обнаруживали всё новые зависимости, имеющие если не критический, то важный характер. Занимались этим неблагодарным делом не только критиканы, но и вполне себе патриоты. Обнаружив множество проблем, мы можем себя успокаивать мыслью о том, что со стороны коллективного Запада такие созависимости тоже обнаруживаются и что там в результате так же больно, но утешение это слабое. Успокаивать может и допущение о том, что никакое дополнительное знание принятия решения по Украине не остановило бы. Но если государство понимало, на что идёт на одном фронте, оно, по идее, должно было бы обнаруживать решимость и на других фронтах. Однако не обнаруживает.

С критическими зависимостями что-то придётся делать — на них нельзя просто закрыть глаза. Более того, эта проблема ещё не встала во весь рост. С одной стороны, целый ряд западных партнёров оборвал поставки не сразу, а предупредил об их прекращении через определённый срок — и этот срок наступает. С другой стороны — ещё не закончились разного рода запасы, речь не только о запасах на складах, а в том числе о запасах работающего импортного оборудования, которое лишилось нормального обслуживания. Когда станки и импортные локомотивы начнут останавливаться, проблема станет несколько нагляднее, чем сегодня. Как говорит один из наших собеседников, о реальном влиянии санкций на российскую экономику надо судить не в апреле, а где-нибудь в сентябре. До этого времени можно было бы попытаться что-то успеть сделать. #актуальноемнение

https://expertsouth.ru/comments/krizis-kotoryy-eshchye-tolko-predstoit/
Ко дню рождения Бродского, который сегодня, взялся отобрать и откомментировать десятку его главных стихотворений. Но так увлекся, что пока публикуем только пятерку, иначе это было бы слишком монструозное произведение. Бродский - любовь моей юности, а ее уже не всегда просто примерить, поэтому получилось как второе погружение.

Да, и стоит знать, что Бродский и Пушкин - два поэта, популярность которых значительно превосходит популярность других поэтов при опросах. Есть аудитории - молодежь, например - в которых Бродский побеждает Пушкина. В среде литераторов Пушкин, как правило, все же выше. Это рубрика #поэзияпристально

https://prosodia.ru/catalog/shtudii/iosif-brodskiy-glavnye-stikhi-s-kommentariyami-chast-pervaya/
Провел сейчас заседание нашего экспертного сообщества в формате медиакухни - и порадовался, что в кризис 2020 года у нас хватило ума начать создавать сообщество. Как-нибудь расскажу об этом подробнее, потому что создание сообщества задача нетривиальная. Сегодня, когда у многих ощущение, что все воюют против всех, иметь возможность говорить с экспертами прямо и откровенно очень ценна. Я считаю, что прямой неформальный доступ к экспертам даёт нам большое преимущество в своей сфере, как и экспертам даёт преимущества прямой доступ к нашим медиаресурсам. Вот тут, кстати, можно подать заявку на вступление в него:
https://expertsouth.ru/buisiness_club/

#управлениевмедиа
Вчера был на премьере пьесы "Заходит андроид в бар" в Театре Макаронка. Театр надо поздравить с сильным пополнением репертуара! Автор пьесы Даниил Чекрыгин попал с этой пьесой в финал конкурса молодой драматургии "Любимовка". Пьесу правильнее всего было бы назвать остроумной, она про трансгуманизм, про потерянные границы между андроидами и людьми, но при этом как бы в шутку. Моя личная боль в региональных театрах - актёрская игра, но этот тот случай, когда одна главная роль хороша, вторая безупречна. А режиссёр в данном случае явно помог автору пьесы. Правда, только самые упорные, придя на постановку, узнают имена драматурга и режиссёра, потому что они нигде не фигурируют. Это, конечно, неправильно, но хорошая премьера с аншлагом это сейчас более важное событие. А режиссёр - Дмитрий Цупко. Ну и ссылка на канал театра. Это рубрика #культурныевпечатления

https://yangx.top/makaronka_art
В Ростове в этом году произошла необычная вещи - общественники из «МойФасад», «Экомост» и «Городской патруль» объединились, чтобы заявить президенту России о градостроительных проблемах города, считая, что здесь их не слышат. Обращение активистов опубликовано на сайте Сохрани Ростов (save-rostov.ru).

По большому счету, общественники предъявили проблемы, о которых говорят годами не только они, с их актуальностью согласны очень многие. Здесь все: уничтожение озеленения, потеря исторического облика, транспортный коллапс, ухудшение экологии, закрытость города для современных решений. Последний пункт кажется самым важным – достаточно активное и прогрессивное экспертное сообщество города почти ни на что не влияет, его бессилие преобразуется в негативную энергию. Город, который мог бы использовать экспертный и организационный потенциал сообществ, не видит их – и сообщества объединяются, их повестка становится протестной, а главным объектом критики – мэр Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко.

Общественники Ростова сегодня в некотором смысле выполняют грязную, почти безнадежную, но, как кажется, крайне необходимую работу. Потому что в городе и регионе есть законодатели, общественные палаты, бизнес-объединения с их многочисленными комитетами – там хорошо знают проблемы, о которых идет речь. Неудачные попытки решить ряд проблем известны, однако эти встроенные в систему власти общественные структуры, потерпев поражение, не решаются на откровенный протест, а просто теряют инициативу. С общественниками, которые живут своей проблематикой, не так – они увеличивают давление в ситуации, когда их отказываются слышать. И на самом деле это очень хорошо. Очень хорошо, что кто-то борется на свое понимание того, как должен выглядеть Ростов-на-Дону. В Краснодаре тот же самый общественный протест в какой-то момент получил политическую поддержку, в результате которой регион буквально проснулся. Это должно было бы произойти и в Ростове, но пока не происходит. Но от градостроительных проблем Ростова, о которых решились сказать сообщества, отмахнуться нельзя. Это рубрика #актуальноемнение
Это не фотография, а картина современного японского художника Хироси Икусимы. По методу картина, мягко говоря, не оригинальна, сегодня многие используют этот трюк: картина как фотография. Но тут же ещё и японский дух, поэтому в картине видится фантастическое смирение художника, которого ни в коем случае не должно быть видно. В ситуации, когда художник за век привык подчёркивать сделанность любой своей работы, как бы напоминая, что его капризы всегда с нами, это ценно. А здесь все внимание отдано этой девушке, психологизм выглядит старомодно и трогательно. Можно сказать: так можно было и сфотографировать, но в том-то и дело, что так не фотографируют уже, и приходится прилагать колоссально большие усилия для того, чтобы сохранить то, что когда-то было. Контекст современной культуры делает такую картину жестом. #мыслиобискусстве
Это не новый стадион, и не крытый рынок, и не выставочный центр, а новый Музей искусств в китайском Ухане, не самом столичном городе мира. Очевидно, что объект сразу строится как ключевой в экономике города. Для России и тем более регионов это пока нонсенс, потому что роль культуры и искусства в развитии колоссально недооценена. А в Ухане, на родине коронавируса, все очевидно - это надо, чтобы в город ехали люди, которые хотят это увидеть. Поэтому приглашено архитектурное бюро с мировым именем. #трендывкультуре
В Ростове прошло редкое для региона мероприятие, посвящённое проблемам книжного рынка, - его вдохновитель главное региональное издательство - "Феникс". Меня попросили на нем высказаться, и я обозначил проблему с позиции маленького независимого издательства. Проблема звучит так: все, что нужно для этой деятельности, находится за пределами Ростова. Доступная и при этом качественная печать, пресса, авторы, события, выставки, премии и даже читатели. Мы тут как бы просто приятно проводим время, а наша профессиональная деятельность ведётся за пределами региона. Но я считаю, что это не совсем правильно, потому что мы могли бы развивать среду по месту проживания. Неправильно ездить за культурой в Москву. Я думаю, что сейчас это более важная проблема, чем рост цен на бумагу. #культурнаяполитика
Выпустили интервью с Алексеем Мосоловым, одним из основателей крупнейшего на Юге России независимого театра - речь о краснодарском "Одном театре". Продолжаем искать и освещать #яркиепроектыюга в сфере культуры и искусства.

— Для меня самым главным проектом последних лет стала постановка спектакля «Невидимый Краснодар». Потому что это новое слово в театре России. По структуре и методу создания, технике реализации его жанр можно определить как урбанистический спектакль, спектакль-форум. Это исследование города. Артисты нашего театра и многие увлечённые люди рассредоточились по всему городу и выясняли у жителей разных районов, слоев общества, разных профессий и уровня достатка, что они думают о Краснодаре. Собрали 70 разных интервью. Из них мы «выловили» 18 тем, которые показались самыми важными. Был создан текст и сценические этюды. Показ всех 18 тем занял бы весь день, поэтому в начале спектакля зрители выбирают шесть. Тянут жребий и голосуют. А затем зрители участвуют в спектакле, обсуждают проблемы, рассказывают свои истории. Каждый следующий спектакль абсолютно не похож на другой. Каждый раз — это уникальное пространство, в которое мы погружаемся вместе со зрителями. Реакция у них самая разная. Некоторые уходят спустя пять минут после начала спектакля, потому что происходящее у них никак не связано с представлениями о театре. Кто-то в конце аплодирует стоя. Иные жалуются в администрацию города или края. Равнодушных нет.

https://expertsouth.ru/interview/aleksey-mosolov-v-krasnodare-net-stupenek-kotorye-by-veli-k-sovremennomu-iskusstvu/
Я знал, что в Ростове проводят фестиваль средневековья "Меч Дона", но не знал, что это так круто. Гончарная мастерская, кузня, плетение игрушек из соломы, средневековый танец, стрельба из лука, литография, резьба по дереву, средневековые музыкальные инструменты, реальные бои мастеров средневекового боя в полных доспехах. Пошли с сыном, три часа пролетели незаметно. А главный герой - Евгений Миронов, который заодно делает канал НаукаPro, вот он на фото в стильном кафтане. #яркиепроектыюга

https://yangx.top/naukaproo