Грустный Киберпанк
5.54K subscribers
901 photos
52 videos
19 files
1.19K links
Наблюдаем за ИТ и телекомом в России и мире, делимся историями из прошлого и аналитикой настоящего. Рассказываем о госцифре, софте, железе и импортозамещении.

За рекламой пишите боту:
@GoslingFromBladeRunnerBot

Поделиться чем-то интересным: @NKorolev25
加入频道
#уаппарата – Система «Молния — Орбита»

Год: 1967-1973

Уникальность: спутниковая ТВ-сеть ретрансляции ЦТ СССР.


---

Примерно в те же годы, когда была запущена ТРРЛ «Север», была построена не менее интересная сеть. Это система земных станций космической связи, которая в основном использовалась для трансляции телеканалов. К 1967 году было сдано первые двадцать станций, к 1973 году их уже стало сорок. «Какой ТВ-спутник в СССР?», - скажете вы, но есть нюанс.

Система космической связи СССР, которая получила название «Молния — Орбита», не только транслировала телевизионные программы, но и обеспечивала двусторонний обмен информацией и одностороннюю передачу других видов данных, например телефонии.

С появлением системы «Орбита» телецентры в отдалённых населённых пунктах получили возможность транслировать одну или две программы Центрального телевидения, помимо тех, которые поступают по кабельным и радиорелейным линиям.

В начале использовались спутники «Молния-1», которые работали на дециметровых волнах. В 1972 году были запущены станции «Орбита-2», которые работали на сантиметровых волнах со спутниками «Молния-2». К маю 1973 года передачи из Москвы принимали 11 станций «Орбита-2». В последствии «Молнии» заменили на «Радуги» (1 и 1М), «Экраны», «Горизонты» и «Экспрессы», которые являются предками современных ТВ-спутников «Экспресс-АМ5», «Экспресс-80» и т. п.

Система «Орбита» работала на всей территории СССР. Продолжительность сеансов связи через каждый спутник «Молния» составляла 8–10 часов в сутки. Принятые сигналы поступали по соединительным линиям на местные телецентры, откуда они передавались в эфир по одному из отведённых для телецентра телевизионных каналов в диапазоне метровых и дециметровых волн. В качестве соединительной линии обычно использовалась однопролётная радиорелейная линия. При расстояниях менее километра также использовались кабельные линии с согласующими, корректирующими и антифоновыми устройствами.

На текущий момент часть системы продолжает свою работу, но по большей части «Орбита» оказалась заброшена и теперь напоминает осколки ранней, более развитой цивилизации.
Вашу Nvidia и там и тут запрещают

Эксперты, тут удивительные новости из КНР привезли — там запустили скрытый протекционизм для ИИ-чипов. Как сообщает SCMP со ссылкой на источников, китайские власти неофициально рекомендовали местным компаниям использовать чипы искусственного интеллекта (ИИ) отечественного производства вместо чипов от Nvidia, поскольку местные поставщики стремятся догнать американского технологического гиганта и им не помещал бы хороший внутренний спрос. Внутренних потребителей просят приглядеться к местным альтернативам, в том числе и от Huawei

Занимательно, что Nvidia не смотря на экспортные ограничения США (в Китай, напомним, передовые чипы для ИИ поставлять запрещено) надеются по итогам этого года надеются заработать на поставках в КНР $12 млрд — об этом недавно писал FT, при чем для корпорации крайне важно сохранить присутствие в регионе, которое ослабевает.

Если по итогам первого квартала 2023 года на КНР приходилось 22% выручки корпорации, то по итогам первого квартала 2024 — уже 9%.
Привет, эксперты!

На днях мы с вами порассуждали о том, что после 2022 года зоопарк отечественных решений, замещающих привычные иностранные, раздулся до сумасшедших размеров и даже составить перепись некоторых из них теперь та еще задачка.


С софтом все понятно. С железом ситуация не проще: хоть со стороны и кажется, что заработать на этом рынке сейчас не сложно (государство ведь вваливает в промышленность субсидии, выдает преференции при закупках российским решениям), реальность куда суровее. Отечественные производители сражаются за каждый рубль. Причем не только с другими российскими компаниями, но (все еще) и с иностранными конкурентами. Господдержка — это, конечно, здорово, но не панацея. Любому потребителю  нужен хороший продукт по хорошей цене. А она будет только если выпускать железяки солидными тиражами и минимизируя человеческий труд.

По итогам 22 года в мире стало 3,9 млн промышленных роботов. Причем если раньше главным заказчиком этого рынка была автопром, теперь в большинстве стран их закупают для производства электроники. Понятное дело, ребятки, что крупнейший в мире рынок промышленных роботов — Азия. Каждый второй РТК, установленный в мире в 2022 году, оказался в Китае. За ним идут Япония и Корея.

А что у нас?

Больше всего роботов в металлургической отрасли (28%). Далее идут автопром и пищевое производство (по 12%). Замыкают топ химическая (8%) и деревообрабатывающая отрасли (6%).

Выходит, ребятки, что роботы у нас есть, их в стране умеют производить и обслуживать, но в радиоэлектронной промышленности их пока очень мало. Есть ли шансы на рывок, если увеличить их количество и почему пока тренды складываются так? Нужно ли игрокам инвестировать в производство, если спрос на электронику от государства — явление непостоянное? И главное: точно ли роботизация способна снизить издержки и сделать бизнес эффективнее?

Нас эти вопросы мучают уже давно. 10 октября надеемся получить ответы на хотя бы часть из них на AQ PRO Время решений, где будет секция первого вице-президента «Аквариуса» Дмитрия Титова «Робототехника: массовое производство, идеальное качество». Обещают, ребятки, что в дискуссии поучаствуют эксперты от:

↔️ Минэкономразвития России

↔️ Центра робототехники Университета «Иннополис»

↔️ Центра робототехники Сбера

↔️ «Ижевского завода тепловой техники»

↔️ «САГА технологии»

↔️ «ОСТЕК-СМТ»

↔️ Национальной Ассоциации Участников Рынка Робототехники (НАУРР)

↔️ «Парус электро» и другие.

В общем, будем наблюдать. Зарегистрироваться на мероприятие можно тут.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Доброй ночи. На связи Никита Королев. Хочу отойти от уже традиционного формата «Грустного Киберпанка» (развеселые и иронические посты про историю IT, новости с рынков и отраслевые мемы) и поговорить с вами о ситуации вокруг МЦСТ — разработчика процессоров «Эльбрус». Хочу поговорить как минимум потому, что последние 2,5 года большую часть своей работы я посвящаю популяризации отечественной микроэлектроники и трансляции простого тезиса: «Мы — наследники великих инженеров и программистов, которые были способны совершать невозможное в сжатые сроки и с минимальными ресурсами. Нам есть, чем гордиться и на что опереться в своей работе». Но к делу.

Последние несколько недель я наблюдаю за тем, как вокруг компании МЦСТ сгущаются тучи. Сначала «Ведомости» написали о том, что компания перешла под внешнее управление НПЦ «Элвис» (разработчика ARM-процессоров «Скиф») для «обеспечения стабилизации состояния общества и сохранения архитектуры процессоров „Эльбрус”». Каким образом передача компании под внешний контроль разработчика, конкурирующего с ней же за одни и те же задачи по госконтрактам, может обеспечить стабилизацию (что бы это ни значило) МЦСТ, для меня совершеннейшая загадка. Впрочем, не только для меня.

«Ассоциация разработчиков и производителей электроники» (АРПЭ) несколько дней назад опубликовала письмо, направленное профильному вице-премьеру Денису Мантурову. В нем задан этот и еще более важный вопрос, будет ли вообще сохранен МЦСТ. Как мы видим, рынок обеспокоен будущим организации, его волнует перспектива сохранения разработок, коллектива и в целом философии компании. Реальна ли возможность тихого закрытия МЦСТ и перехода разработчиков в другие дизайн-центры — загадка. Но угроза такого поворота событий, судя по всему действительно существует.

Ко дню работника радиоэлектронной промышленности в официальном канале МЦСТ вышло четыре поста, которые пусть и не прямо (к экивокам и иносказаниям в российской полупроводниковой индустрии мы давно привыкли), но говорится о непростом положении компании. После рассказа о сложной истории МЦСТ автор поста пишет, что после 2022 года санкции не были признаны форс-мажором, из-за чего дизайн-центры остались один на один со своими проблемами. Предполагаю, что речь идет о вынужденном неисполнении требований субсидий из-за отсутствия доступа к кремниевым зарубежным фабрикам. И это неисполнение, ребятки, может привести к серьезным последствиям для любой компании. «На таком фоне наша компания, пока это в наших силах, будет и дальше делать свой вклад в обороноспособность страны, в создание её технологического суверенитета», — говорится в сообщении.

За 2,5 года работы журналистом на рынке вычтеха и микроэлектроники я неоднократно слышал от источников один тезис: «МЦСТ не способна выжить на открытом рынке, они могут жить только на госденьги. У компании нет будущего, а ее уникальная архитектура не нужна никому. Вот ARM/RISC-V/X86 — дело другое». Самое забавное, ребятки, что источники, транслировавшие эти тезисы, сами сейчас сидят под капельницей, набитой государственным баблом, и отключение от этой капельницы при текущей ключевой ставке приведет к быстрой смерти.

Касательно же популярного тезиса о том, что МЦСТ выпускает нерыночные продукты, я хочу напомнить, что во всем мире микроэлектроника была и остается во многом зависима от государственных денег. Сколько миллиардов долларов льют власти США на спасение Intel? А как в 80-ых американцы протекционизмом спасали свой рынок DRAM от дешевых японских чипов? Почему завод TSMC вообще появился на свет?

Нет, ребятки, чипы без госденег не живут и не развиваются, и в каждой технологически развитой стране есть компании, которые существуют на госденьги лишь для того, чтобы сохранять собственные уникальные школы разработки и технологии. Поэтому требовать от МЦСТ и любого дизайн-центра РФ развития без госденег нельзя. Это невозможно.

Мы с вами не знаем, что происходит с МЦСТ, но лично я искренне надеюсь, что компания, ее разработки и коллектив будут сохранены. Иначе будет совершена огромная ошибка.

Спокойной ночи.
Утро, ребятки. Ментально синхронизировались с Тимофеем Корневым из телеком отдела "Ъ": пока я писал пост о слухах вокруг МЦСТ, он нашел новые детали истории.

➡️ Источник "Ъ" в правительстве говорит, что у МЦСТ возникли сложности с выполнением госзаказа, поэтому «по закону компании грозило банкротство». "Элвис" потребовался, чтобы решить некие управленческие проблемы и обеспечить выполнение госзаказа

➡️ Чтобы выполнить госзаказ, МЦСТ придется перепроектировать чип, который попал под санкции в начале 2022 года, на это нужны время и деньги, однако государство отказывает компании в финансировании, знает другой собеседник "Ъ". О каким именно чипе идет речь неясно.

➡️ Глава производителя вычтеха "Норси Транс" Сергей Овчинников предполагает, что договоренность между государством и НПЦ «Элвис» заключается в том, чтобы запустить производство процессоров «Эльбрус» 8 нм, 16 нм и 32 нм, хотя такой технологии еще нет в РФ.

➡️ В профильных софтверных ассоциациях на будущее МЦСТ смотрят с надеждой. Так, глава Руссофта Валентин Макаров заявил "Ъ", что ассоциация недавно наладила контакт между разработчиками МЦСТ и разработчиками процессоров из Индии и Китая для совместной работы. Сам же процессор "Эльбрус", по его мнению, может стать: "ключевым инструментом для геополитики, если Россия сможет обеспечить трансфер технологии в дружественные страны"
Российский репозиторий открытого кода приказал долго ждать

Как пишет газета "Ъ", вместо единого российского репозитория открытого кода (планы по его разработке тянутся аж с 2020 года, и начинались они при замглавы Минцифры Максиме Паршине), Минцифры подготовит единое регулирование существующих хранилищ. Проще говоря, вместо того, чтобы собирать русский аналог GitHub, правительство придумает правила к действующим российским репозиториям.

В Минцифры изданию заявили следующее: «Сейчас совместно с заинтересованными ведомствами и организациями мы работаем над концепцией создания и развития экосистемы репозиториев, находящихся на территории и в юрисдикции РФ"

Напомним, что проект русского аналога GitHub с самого своего запуска спотыкался о препятствия. Все началось в 2020 году, когда Минэк предложил выделить 2,1 млрд руб. на создание отечественного репозитория открытого кода на случая отключения РФ от GitHub, деньги на проект хотели найти в "Цифровой экономике".

Эксперимент по созданию репозитория открытого кода стартовал только в 2022 году. В рамках работ власти планировали решить три задачи: создать репозиторий, разместить в нем открытый код, созданный в том числе за бюджетные средства (это нужно для переиспользования такого кода в других проектах) и подготовить норативку под использования опен сорса.

Под эксперимент даже нашлись деньги в условиях жестоких секвестров. В 2023 году правительство постановило выделить 1,3 млрд руб. на проект с баланса ликвидированного фонда "Росинфокоминвест". Но бумаг оказалось мало -- еще тогда мои источники говорили, что проект под вопросом, в том числе из-задержания Макисма Паршина, который и отвечал за этот проект.

При этом пока проект гос репозитория буксовал, российские компании сами справились с созданием собственных репозиториев открытого кода. Аналоги GitHub запустили "Группа Астра", ДИТ и структуры "Ростелекома".
В России появится очередная игровая ассоциация, которая сосредоточится ни много ни мало на "формировании позиции бизнес-сообщества по инициативам в сфере геймдева и цифровых креативных индустрий". Судя по тексту заметки об этом, за проектом стоит Lesta Games.

Занимательно наблюдать за тем, как за два года бизнес проходит удивительный путь.

2022 год — компания, только что экстренно отделившаяся от Wargamming, с опаской смотрит на перспективу самостоятельной разработки и паблишинга игр. В компании не знают, как быстро набрать людей, где оперативно найти свободные серверные мощности и как эффективно в публичном поле отстроиться от бывшей материнской структуры.

2024 год — компания громко заявляет о планах не только оказывать ключевое влияние на всю игровую индустрию в стране, но и даже писать регуляторику для отрасли. А еще она же хочет перезапустить в РФ игровые фесты.

Все же в захватывающее время мы с вами живем, ребятки
Привет, господа!

Давайте снова про историю нашего геймдева поговорим. В 80-х, когда мир захватывала компьютерная революция, СССР жил
почти без видеоигр. По сути, это направление было представлено клонами Nintendo Game & Watch (наверняка вы помните про волка из «Ну, погоди!», ловящего яйца) и электромеханическими игровыми автоматами, про которые мы писали раньше.

Казалось, что это отставание от других стран уже не преодолеть, но внезапно Алексей Пажитнов организовал советскому геймдеву настоящий прорыв со своим «Тетрисом» и его
вариациями. К сожалению, этот случай был исключением: другую успешную игру из СССР вспомнить сложно. Да и вообще с играми было туговато.

Всё изменилось в 90-х, когда на постсоветском пространстве появились персональные компьютеры и пиратские копии игр. По всей стране их продавали на базарах, переписывали на дискеты, передавали из рук в руки. О легальном рынке речи, понятное дело, не шло. Казалось, что геймдев в России был обречен еще до своего рождения. Кто будет создавать игры, если их мгновенно своруют и распространят бесплатно? Какой смысл вкладывать деньги и время, если не получишь за свой труд отдачи? Ответ банален: создавать игры будут энтузиасты, а делать они это будут, потому что это весело.

В ноябре 1995 года (золотой век классических шутеров, когда мир сходил с ума от Wolfenstein 3D, DOOM и Heretic), вышла первая российская бродилко-стрелялка: «Подземелья Кремля». Создали её братья Разбаковы, те самые, что до этого выпустили «Старое золото» — по сути, технодемку «Подземелий».

Вторая игра команды выглядела прикольнее своего предшественника. Во-первых, у нее был бюджет (хоть и в 500 долларов). Во-вторых, в коллективе появился художник Дмитрий Цирухин, который придал игре неплохой визуальный стиль. Главная проблема была в сроках сдачи проекта и отсутствии опыта у разработчиков. Все это привело к полному дисбалансу: враги стреляли ЧЕРЕСЧУР метко, а бонусы на боеприпасы и здоровье валялись на каждом шагу.

Сюжет «Подземелий» — простенькое славянское фэнтези. Игрок должен мочить нечисть и демонов в руинах древнего города, который все эти годы дремал под московским Кремлём. Из врагов тут и бородатые бояре, и нервно хихикающие бабки-ёжки, и летучие мыши-мутанты в стиле 90-х.

Но самое интересное — оружие. У игрока есть БЛАСТЕР-ЛУЧЕМЕТ и прадедово РУЖЖО. В добавок к метким врагам по карте раскидали мухоморы и пивные кружки. Если их случайно поднять, здоровье уменьшается. А увеличивается, если употребить живую воду и «добрую кашу».

Протагонист периодически комментирует свои действия в текстовой строке, изображая древнерусского Дюка Нюкема: «одним изувером меньше», «вот вам, мутантам», «суньтесь мне ещё».

* * *

1996 год. Мир замер от восторга перед графикой Quake и Unreal. А у нас вышло продолжение «Подземелий Кремля» с отлично состарившимся названием «Смута: Ожившие мертвецы».

Она переносила игрока во времена Великой Отечественной (!). В мрачных лабиринтах времён Ивана Грозного развернули секретную лабораторию (!!), а потом она вышла из-под контроля из-за бомбардировок (!!!). Духи заключённых ожили, и на их уничтожение направили главгероя первой части (!!!!).

В «Смуте» было 10 уровней сложности. Лабиринты полнились препятствиями: отравленными чарками, запертыми дверями, вентиляционными шахтами и канализационными трубами. По мере прохождения уровней игрок получал доступ к новому оружию: секире, мушкету, волшебному посоху, метательным топорам и (как вы могли не догадаться?) автомату Калашникова.

Игру делали около года, за это время даже написали собственный движок на C, в который входило больше 30 тысяч строк кода. Всю графику братья Разбаковы сделали самостоятельно.

В ретроспективном обзоре «Навигатора игрового мира» по поводу игры сказано, что «мрачно-бредовая атмосфера оригинала была сохранена в первозданном виде». Пожалуй, это лучший комплимент для игр такого жанра.

На первой иллюстрации геймплей «Подземелий», на второй — «Смуты».


#история_игр
Утро, ребятки. Нам на глаза попался свежий отчет американской Semiconductor Industry Association. Там много о том, что сейчас происходит в мире чипов и сколько американцы тратят на сохранение своего доминирования, но к делу.

Рынок перешел к росту. По итогам 2023 года мировые продажи полупроводниковых приборов во втором полугодии выросли и достигли $527 млрд, а объем продаж чипов по всему миру составил почти 1 трлн. Это более 100 чипов на человека на Земле. Только за первое полугодие 2024 года продажи выросли на 19,2% год к году, а по всему 2024 аналитики прогнозируют двузначный годовой рост. Рост продаж обеспечил автопром и сегмент чипов для ИИ. Такими темпами готовые продажи достигнут $1 трлн к 2030 году.

Инвестиции в производство выросли. Из-за растущего спроса, компании нарастили инвестиции в производство, особенно в США. В 2024 полупроводниковые компании объявили о более чем 90 новых производственных проектах в 28 штатах. Общий объем инвестиций составляет $450 млрд. За ближайшие 10 лет после принятия «Закона о чипах» США увеличат мощности по производству полупроводников более чем в 3 раза, а местные заводы займут 28% от мировых мощностей производства чипов тоньше 10 нм. К 2032 году американские заводы должны занять 14% от мировых мощностей (сейчас - 10%)

Кадровый дефицит становится острее.
США сталкиваются с нехваткой технических специалистов, программистов и инженеров в сегменте. Прогнозируемый дефицит кадров только в полупроводниковой промышленности к 2030 году составит 67 тыс. человек, а в экономике США в целом на этих позициях не будет хватать более 1,4 млн. Устранение разрыва потребует инвестиций в местные таланты, а также агрессивного привлечения зарубежных специалистов.

Лидерство требует протекционизма. Сейчас американские компании получают половину мирового дохода от разработки чипов, но глобальные конкуренты оспаривают это лидерство. Некоторые страны предлагают налоговые льготы в размере до 50% на разработку чипов, в то время как США не предлагают целевых стимулов для разработки процессоров. Поэтому SIA предлагает расширить существующие программы льготного кредитования разработчиков чипов.

Геополитика остается важным фактором влияния.
Текущие события, в том числе СВО и санкции привело к сбоям в работе легальных цепочек поставок и созданию теневых сетей поставки чипов. Несмотря на то, что 39 стран ввели экспортный контроль в отношении РФ, пишет SIA, чипы продолжают поступать в Россию, что требует от стран совершенствовать свой подход к проведению комплексной проверки, проверке клиентов и дистрибьюторов, отслеживанию цепочки поставок и обмену информацией с соответствующими органами.

Обратный эффект. Но такая политика бьет и по американцам.
Поскольку США, Япония, Нидерланды и другие страны вводят более строгий контроль за продажей полупроводниковых технологий Китаю, Китай усилил свой собственный режим экспортного контроля, введя новые лицензионные требования к галлию, германия, графиту и редкоземельным элементам, которые являются важнейшим сырьем для производства полупроводников и таких важных секторов, как автомобильная промышленность.