Корнилий Сотник
549 subscribers
73 photos
49 videos
361 links
Православный христианский канал мирянина о Церкви, жизни в Церкви и со Христом.

Бот для связи:
@KorniliySotnikSupport_bot
加入频道
Беспамятство и забвение

Казалось бы, два слова очень похожи, даже почти синонимы, но чувствуется в них некоторое различие. И вот различением очень важно заниматься, чтобы не перепутать, чтобы не сделать ошибки, чтобы не промахнуться и не совершить грех (ошибка, промах).
Забвение - это дар Божий. Если бы человек не забывал плохое, то он бы сошел с ума. Бывает, что психика человека не может устоять после совершения непоправимой ошибки. Но у Бога все поправимо. Бог может все - корректировать будущее, вмешиваться в настоящее и даже исправлять прошлое. Все мы знаем, что происходит в Таинстве Покаяния. Прощенный грех изглаживается из бытия, как не бывший. И человеку дается прощение и возможность забыть грех, то есть забыть путь возвращения к раскаянному греху.
При условии полного раскаяния и отвращения ко греху блуднику дается возможность забыть, что он блудник, вору - что он вор, и т.д.

Но есть и беспамятство, подразумевающее сознательный выбор человека. Совершил грех - забыл, чтобы не помнить, чтобы совесть не мучала. Беспамятство формирует и бесчувствие: прошел мимо избиваемого человека - отвернулся и забыл поскорее, ведь это проще, чем терзать себя мыслями: "Надо было что-то сделать!" Беспамятство бывает личным, а бывает и общим: зачем вспоминать трудное прошлое своей страны, зачем терзать себя? Перевернем страницу и забудем, будем жить новым днем!

И вот здесь встает вопрос: а был ли прощен грех, чтобы получить дар Божий - его забвение? Был ли грех изжит? Было ли принесено покаяние и твердое решение никогда не повторять сотворенного? Было ли принято это покаяние?

Пока на положительный ответ рассчитывать не стоит, ведь не только декоммунизация, начав свой путь в 90е годы, внезапно остановилась, но и есть тенденция к обратному движению:
В Херсоне восстанавливают памятники Ленину, в Мариуполе возродилась площадь имени Ленина, в Донецке появилась большая красная звезда на стыке с Макеевкой.

Поэтому не стоит самочинно забывать не только о своих грехах, но и о грехах своих отцов, дедов, прадедов по крайней мере до тех пор, пока не будет принесено деятельное покаяние. А вот каким оно будет, в каких формах будет проходить - это наша творческая задача, живущих здесь и сейчас.

И в заключении кусочек из Писания не совсем о нас, но и как раз о нас:
Но если признают свою вину и вину отцов своих — то, что они совершали преступления против Меня и шли против Меня, из-за чего и Я пошел против них и изгнал их в страну врагов — если их необрезанное сердце смирится и они искупят свою вину,то Я вспомню Мой договор с Иаковом, вспомню Мой договор с Исааком и Мой договор с Авраамом, вспомню об этой земле. Я вспомню договор с их предками, которых Я вывел из Египта на глазах у народов, чтобы быть их Богом. Я — Господь. (Лев. 26:40-45)

#покаяние
July 28, 2022
August 2, 2022
В нашем телеграмм-сообществе появилась тема диаконисс. Поднял ее о. Альвиан (раз и два), предположив, что институт диаконисс будет возрожден. о. Святослав (Православный футуролог) полагает, что данный исторический рудимент не только не нужен Церкви сегодня, но и даже может ввести в соблазн. о. Святослава поддержал о. Георгий Максимов и в комментариях, и репостом у себя на канале. о. Альвиана в свою очередь зарепостил о. Александр (Научпоп), поддержав небольшим постом. Автор канала ZUBANUM, о. Дионисий, в комментариях написал «Де-факто они существуют, только называют их как угодно , лишь бы не диаконисса».

Хотелось бы добавить свои "5 копеек" в предложенную дискуссию.
Безусловно диакониссы не равны диаконам и никогда не претендовали на такое равенство, хотя первоначально их служения были похожи, за исключением участия в богослужении диаконисс. Мало того, институт диаконов за 2 тысячелетия претерпел колоссальные изменения, начав с социального служения ("пещись о столах"), редуцировавшись в только помощника священника/епископа на богослужении. Поэтому тут сразу стоит сделать оговорку, что никакой претензии на женское священство быть не может, если мы конечно не будем рассуждать в категориях ап. Петра, где все христиане - священники (1Пет.2:9).
Кстати, рекомендую ознакомиться со статьей о диакониссах в Православной энциклопедии.

Таким образом, мы видим, что всё служение диаконов редуцировалось к участию в богослужении, а социальная часть была потеряна. В этом смысле действительно следовало бы согласиться с о. Святославом, что такие диакониссы нам не нужны, ведь они "замахиваются на святое" - на участие в богослужении наравне с диаконами.

А может быть нам как раз стоит возродить институт диаконисс, чтобы в Церковь вернулась утраченная связь социального служения и богослужения? Разве плохо было бы, если бы, например, нашим сестрам во Христе с большим сердцем, служащих делами милосердия в храме, благословлялся стихарь и давалась возможность прочитать Писание (для этого даже не нужно разрешать входить в алтарь)? После возрождения такого института может быть и отцы-диаконы бы подтянулись и к традиционному их служению, не редуцированному к ступеньке перед следующим рукоположением или профессиональному диакону со звучным голосом при архиерее?

А разве не достойны наши православные сестры быть отмеченными в богослужении? Загляните в любой православный приход, много ли вы видите там братьев?

Каждый пол имеет свои достоинства. Старшинство в церкви отдано мужескому полу (и можно понять почему), но неужели мы ничего не можем дать женскому? Неужели такие достоинства женщины как любовь к красоте, порядку, чистоте, бОльшая чувствительность и чувственность, часто приводящая к бОльшему состраданию и милосердию, не должны быть отмечены в Церкви особым служением, особым местом на богослужении? И вместо того, чтобы похоронить чин диаконисс, как ненужный, не стоит ли наоборот, возродить этот традиционный чин? В данном случае даже не нужно придумывать ничего нового, в Традиции, Предании, истории Церкви среди многочисленных форм, есть подходящий чин диаконисс, который можно и нужно возрождать, если этого требует современная ситуация. А ситуация сегодня на мой взгляд очень даже подходящая и требует возрождение чина диаконисс, которое может послужить на благо Церкви.

#служение #диаконисса #женщина
August 8, 2022
Forwarded from Пришвин
August 9, 2022
August 11, 2022
Поддержу о. Святослава, особенно первые 2 пункта. ⬇️
Добавлю лишь, что десятину все-таки нельзя вводить сразу обязательной. Во-первых, вначале ее нужно сделать добровольной (ее нужно возрождать, о ней нужно говорить), во-вторых, это еще вопрос доверия. Но, безусловно, соглашусь, что отчисление десятины должно быть обязательным для каждого православного христианина (а уж куда он ее отдает - это ему решать самому). Но вопрос десятины на самом деле очень непростой, по-хорошему заповедь о десятине - это отделение 10% дохода непосредственно Богу (на содержание храма, дела Церкви для Церкви: например, миссия, катехизация). Благотворительность (например, помощь нуждающимся) - это дополнительные отчисления. Вообще в Законе есть еще такое понятие, как вторая десятина. Но до этих нюансов нам еще надо дорасти.

#десятина
August 16, 2022
August 16, 2022
August 24, 2022
August 24, 2022
К Богу-Отцу в своих молитвах мы обращаемся часто, ко Христу - Богу-Сыну - тоже. А как часто вы обращаетесь в своих молитвах к Святому Духу?
Anonymous Poll
14%
Никогда.
11%
Очень редко. Не чаще раза-двух в год.
8%
Редко. Не чаще раза в месяц.
20%
Часто. Еженедельно.
43%
Очень часто. Ежедневно / несколько раз в день.
3%
Не христианин / посмотреть результаты.
August 24, 2022
August 28, 2022
September 12, 2022
September 13, 2022
​​Когда я услышал это стихотворение, я сразу подумал, что это про каждого из нас. Господь нас учит летать, а мы все сопротивляемся: устал, отстань, отпусти...


Я говорю, устал, устал, отпусти,
не могу, говорю, устал, отпусти, устал,
не отпускает, не слушает, снова сжал в горсти,
поднимает, смеется, да ты еще не летал,
говорит, смеется, снова над головой
разжимает пальцы, подкидывает, лети,
так я же, вроде, лечу, говорю, плюясь травой,
я же, вроде, летел, говорю, летел, отпусти,
устал, говорю, отпусти, я устал, а он опять
поднимает над головой, а я устал,
подкидывает, я устал, а он понять
не может, смеется, лети, говорит, к кустам,
а я устал, машу из последних сил,
ободрал всю морду, уцепился за крайний куст,
ладно, говорю, но в последний раз, а он говорит, псих,
ты же летал сейчас, ладно, говорю, пусть,
давай еще разок, нет, говорит, прости,
я устал, отпусти, смеется, не могу, ты меня достал,
разок, говорю, не могу, говорит, теперь сам лети,
ну и черт с тобой, говорю, Господи, как я с тобой устал,
и смеюсь, он глядит на меня, а я смеюсь, не могу,
ладно, говорит, давай, с разбега, и я бегу.
Владимир Строчков

#стихи
September 16, 2022
о. Святослав сокрушается о том, что в наших молитвах отсутствует упоминание сестер, например:
"Помяни́, Го́споди, бра́тий на́ших плене́нных и изба́ви я от вся́каго обстоя́ния".
Удивительно, что даже в комментариях никто не обратил внимание, что здесь нет никакой проблемы, точнее здесь вопрос лишь в понимании церковнославянского языка. Если переводить буквально, то слово "братия" имеет более широкий смысл, не имеющий гендерного оттенка:
Бра́тїѧ (братия) - братия, иноки, христиане

Вопрос богослужебного языка стоит остро, и странно это отрицать.
А вот пути его решения могут быть разными, и здесь вполне уместен творческий подход, а уже потом можно судить по плодам и выбирать лучшие решения (будь то поновление ЦСЯ или полный перевод на русский язык), кроме того вполне допустимо и одновременное использование разных переводов в одной церкви. Прецеденты были, например, в РПЦЗ, да и наличие различных чинов литургий до имперской унификации вполне легитимизируют многообразие, как традиционное явление в Церкви. Это очень сложно принять, особенно нам, наследникам 20 века с единой линией партии, утверждающим, что все, что не единообразно, то ложно.

Многообразие традиционно для Церкви. Кроме того, сейчас единоверцы (старообрядцы) могут служить и служат дониконовским богослужебным чином. Конечно, хорошо бы новые переводы утвердить, но до этого они должны получить рецепцию - принятие церковными собраниями (церковь - ἐκκλησία - собрание), поэтому централизованные решения утверждения могут приниматься после введения локальных практик. То есть движение может быть не только "сверху" (что, кстати, чревато расколом), но и "снизу". Именно такое движение "снизу" наравне с движением "сверху" имеет место в практике канонизации: сначала к святому обращаются уже как к святому до всякой канонизации, потом он может быть признан местночтимым святым, а потом канонизация может быть проведена на уровне всей поместной церкви.

Справедливости ради надо отметить, что и сторонникам "ничего не менять" также должно быть отведено свое место в многообразии, но здесь я думаю, недостатка не будет - большинство привыкло ничего не менять.

Кстати, здесь консерватизм Церкви можно понимать по-разному. Буквально: все формы должны остаться непоколебимыми (все буквы должны остаться на месте). Содержательно: все содержание (дух и смысл) должно остаться непоколебимым, а формы могут изменяться (молитва должна быть понятной, а уж как этого достичь - вопрос второй). И обеим "партиям" в Церкви должно быть место, ведь в их совместной жизни, в диалоге, можно сохранить и форму, и смысл в лучшем виде.

#язык #многообразие #ЦСЯ
September 21, 2022
Что в Церкви важнее?

Опрос выше показал интересные результаты.
Конечно, и об этом заметили в комментариях, на первом месте в Церкви стоит Христос. И это абсолютно справедливо, хотя и не всегда бывает на местах. Но это был бы простой и очевидный ответ, важнее разобрать, что же стоит на втором месте в Церкви после Христа?

Патриарх, епископ.
Так ответили 2% опрошенных. Здесь есть своя логика. Там где епископ (а патриарх - тоже епископ) разрешил, там служится литургия. Без разрешения епископа в церкви ничего делаться не может. Эта позиция предполагает, что в Церкви важнее всего власть.

Храм, приход, священник.
За этот вариант отдали 3% голосов. Ответ подразумевает, что важнее всего место - храм. И действительно, разве может существовать Церковь без храма и священника? А вот без епископа кажется, что можно и обойтись (многие члены нашей церкви ни разу не видели своего епископа и о его роли в жизни Церкви могут только догадываться). Эта позиция ставит на первую позицию место богослужения. Важно, чтобы рядом с домом был храм и хороший священник, все остальное вторично.

Литургия, Евхаристия, Причастие.
Здесь мы имеем явное большинство - 67% голосов. Я очень рад, что сейчас все больше православных христиан ставят на первое место в Церкви не храм и не власть, но служение - БогоСлужение. Эта позиция предполагает, что и храм, и священник, и епископ нужны в Церкви, но они вторичны, ведь необходимы функционально и служат главной цели - литургии - общему делу, общей молитве благодарения, освящающей дары, которая завершается Таинством Причастия Телу и Крови Христа.

Братья и сестры во Христе.
Здесь набралось не очень много, но и немало - 20% голосов, что внушает оптимизм. Казалось бы, что может быть важнее Таинства Таинств - Причастия Христу? Но очевидно, что оно теряет свою красоту и ценность в храме, где никто никого не знает, где царит равнодушие и невнимание друг ко другу. Где Таинство Таинств становится лишь личным освящением, не связывающим стоящих рядом в одно Тело Христово. Разве не любовь братьев и сестер во Христе делают литургию общим делом, а молитву Церкви действеннее? Разве мы причащаемся только Христу? Разве мы не причащаемся еще и друг другу через Христа?
Вспомним заповеди Христа, разве они не о любви друг ко другу? Разве не любовь братьев и сестер во Христе освящают место (храм, приход)? Разве не родные отношения к священнику и епископу делают церковь Церковью, а не организацией с отношениями начальник-подчиненный?
Все в Церкви существует для исполнения главной заповеди о любви к Богу и ближнему. Но и наоборот, только благодаря исполнению главной заповеди все в Церкви и может существовать - и епископ, и храм, и священник, и литургия, и Евхаристия, и Причастие. Без исполнения заповеди о любви епископ - лишь начальник, храм - лишь здание, священник - лишь жрец. А Евхаристия и Причастие из Таинства Таинств без любви может стать в суд и во осуждение.

Каждый из нас сам выбирает, в какую Церковь верить, как к Церкви относиться, какую жизнь и отношения строить в Церкви, но без братских отношений на основе любви во Христе любая церковь не устоит, а с братскими отношениями все сокровища Церкви будут действовать в полную силу, привлекая к себе всех внешних:
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13:35)

#любовь #церковь #епископ #храм #литургия #Евхаристия
September 27, 2022
Миссиология

о. Александр (Научпоп)
поднимает важную тему "Миссиология".
Основные акценты:
1. Миссиологии быть.
2. Здесь главное - практика и творчество, но теорию тоже надо знать.
3. По слову апостола Павла важно быть "всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых".
4. И вообще важно знать и второстепенное: юридические аспекты, канонические, иметь хороший культурный уровень, уметь работать с грантами, фондами, уметь работать с фото и видео и многое другое.

Даниил (Букварь) возражает:
1. ОБУЧАТЬ миссионерству – дело бесперспективное.
2. Это дело избранных, дар либо есть, либо его нет.
3. Самая лучшая проповедь – личное свидетельство. Важно помолиться и сказать то, что на сердце (что Господь откроет).

Как это ни странно, но соглашусь с обеими позициями.
Противоречия большого нет: бывают профессиональные врачи, но первую помощь каждый должен уметь оказать.
"Идите научите все народы" - заповедь, обращенная к каждому ученику, но у кого-то 10 талантов, у кого-то 5, а кто-то решил свой зарыть.
Поэтому я бы так расставил главные акценты:
1. Важно усвоить каждому члену Церкви Христовой, что регулярное служение свидетельства также жизненно необходимо для христианина и для Церкви, как регулярное БогоСлужение. У кого-то есть дар молитвы, а кому-то этот дар требуется раскрывать через усилие. Очевидно, что без молитвы не бывает христианина, так почему бывают христиане, которые никому не рассказывают о своей вере? Но молиться надо не раз в год, а каждый день, да и вообще непрестанно, так и свидетельство об Отце, Христе, Св. Духе, Церкви, должно быть регулярным.
2. Важно знать и различать, что является свидетельством и миссией, а что ими не является. Кто-то, например, считает, что важно человека привести в храм, чтобы он причастился, а "все остальное приложится". Важно начинать не с конца, а с начала.
3. Практика. Как невозможно научиться молитве без практики молитвы, так невозможно научиться свидетельству без практики свидетельства.
4. Все-таки важно учиться комплексно: знать и понимать Писание, знать и понимать Церковь в ее многообразной традиции и опыте, знать и понимать что главное, а что второстепенное, в противном случае ошибки и искажения могут быть значительными (и тут дело не только в свидетельстве, тут дело вообще в церковной жизни, но это речь опять о длительной катехизации каждого верного).

Очень хотелось бы максимального включения православного телеграм-сообщества в этот вопрос, потому как он очень важный.

#миссия #свидетельство #дискуссия
October 8, 2022
October 16, 2022
October 18, 2022