Александр Храмов
2.53K subscribers
86 photos
3 videos
2 files
210 links
Записки палеоэнтомолога: наука, религия, национализм.

https://a-khramov.ru/
加入频道
Да, об этом надо напоминать почаще. За 24 года до того, как устроить русорез в Москве, таджики устроили его в Душанбе. Это у них такая добрая традиция. Интересно, о ней расскажут завтра на уроке "Разговоры о важном", который Минобрнауки вдруг решило посвятить "единству народов России"?
Бравирование отрезанными ушами и электродами в заднице мне категорически не нравится.  

Во-первых, это де-факто легализует применение пыток – а в России с этим и так ситуация непростая, мягко говоря. Публичное одобрение подобных методов применительно к террористам внушит чувство безнаказанности и тем, кто их использует по отношению к обычным зэкам.

Во-вторых, делая пытки достоянием общественности, власть пытается переключить внимание с системной проблемы на личности конкретных террористов. Нам как бы говорят, смотрите, перед вами –  нелюди, демоны во плоти, против которых все средства хороши. Создается впечатление, что мы имеем здесь дело с совершенно исключительным и беспримерным злом.   

Но, на самом деле, все четверо террористов – не взбесившиеся психопаты, не черти с рогами и копытами, вынырнувшие из ада, а, в общем-то, довольно заурядные личности, мужья и отцы, парикмахеры и таксисты, короче, вполне типичные представители определенной породы людей, которая едет к нам на заработки из среднеазиатских аулов и кишлаков.

 В «этих ребятах», как назвал их многонационал Тимати, не было никакого запредельного религиозного фанатизма – иначе бы они сознательно пошли на смерть, а не стали драпать за границу и спасаться от спецназовцев, влезая на деревья, как перепуганные кошки.

Зато в них была та примитивная мелочная корысть, которая в сочетании с крайней недалекостью ума порой заставляет их соплеменников убивать ради телефона или кошелька с парой тысяч рублей – в надежде быстренько скрыться у себя на родине. На чудовищное, неслыханное преступление террористы пошли ради смешной, копеечной суммы в 500 тысяч рублей.

Еще им свойственно абсолютное равнодушие к жизням тех, кого они считают чужаками. Перерезать горло русскому – для них всё равно что зарезать овцу. Они не рассматривают это как жестокость. Рука не дрогнет. Категории добра и зла работают у них только по отношению к своим. Того, кто не наш, можно обмануть, ограбить, изнасиловать, убить – чисто по кайфу. Это такая психология, и террористы из «Крокус-Холла» – просто ее частный случай.

«Банальность зла» - выражение, которым Ханна Арендт охарактеризовала поведение нацистских преступников, вполне уместно и здесь. Поэтому надо думать не о том, как бы еще помучить этих конкретных Далержона и Мухаммадсобира, а как сделать так, чтобы впредь подобные элементы, отделенные от нас этнокультурой пропастью, проникали в нашу страну в как можно меньшем количестве.
Вышло интервью со мной - про насекомых в Москве и мою жизненную траекторию, которая сделала меня палеоэнтомологом. https://www.mn.ru/long/moskva-glazami-entomologa
На днях Владимир Соловьев потребовал сносить Харьков поквартально ковровыми бомбардировками, а депутат Андрей Луговой призвал полностью его обесточить, чтобы оставшееся население оттуда уехало.

На минуточку, они требуют уничтожить не Львов, Варшаву или Душанбе, а Харьков – один из самых русских городов Украины. Ну и вообще, даже неловко вспоминать, что еще не так давно с экранов телевизоров нас уверяли, что украинцы - братский народ, который ждет не дождется, когда же мы освободим его от нацистского режима...

Мда, мне всё это напоминает поведение маньяка-сталкера. Сначала он бегает за девушкой с цветами и подарками, ждет ее у подъезда, предлагает руку и сердце, а потом, когда его любовь отвергнута, оскорбленный в лучших чувствах, берет и обливает ее серной кислотой.

Ну или вот недавно был случай – неудавшийся ухажер столкнул на рельсы девушку, которую он много лет преследовал, под приближающийся поезд метро. К счастью, девушка выжила. Надеюсь, и с Харьковом ничего страшного не случится.

Ну и надо ли говорить, что людоедские высказывания таких людей как Соловьев вовсю тиражируют украинские СМИ. Фактически они работают на вражескую пропаганду.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Путин заявил сегодня, что «Россия не может быть объектом террористических атак со стороны исламских фундаменталистов». Дескать, у нас в стране такое уникальное межнациональное и межрелигиозное единство наблюдается, что исламистам даже в голову не может придти мысль убивать русских людей.

Боюсь спросить, а Беслан, «Норд-Ост», взрывы в московском метро в 2010 году, нападение на православный храм в Кизляре в 2018 году, список можно продолжать очень долго – это что было? Это марсиане всё устраивали? Или, может быть, дедушку просто память подводит? Или он россиян совсем за лохов держит?

А ведь еще в 2015 году Путин утверждал, что основная опасность для России исходит от исламских боевиков за рубежом, которые при первой же возможности поедут к нам, чтобы "взрывать, убивать и мучить людей". Чтобы остановить исламский терроризм на дальних подступах, Россия, по официальной версии, и начала военную операцию в Сирии.

Может быть, всех исламских фундаменталистов мы уже успешно перебили в Сирии? Но почему тогда в докладе Бортникова за октябрь 2023 года говорилось, что исламисты вербуют выходцев из стран СНГ для атак на Россию? То есть еще полгода назад межнациональное единство не мешало мусульманским экстремистам вынашивать планы нападения на нашу страну. А теперь мешает?

А вы еще над маразматиком Байденом смеетесь.
Димитриев пишет про дивный новый мир, который будет состоять из одних стариков. В пример приводит Японию и Южную Корею с их возрастным населением и очень низким коэффициентом рождаемости. Мол, уже в ближайшем будущем на улицах там не услышишь детского смеха, и кругом будет только шамкающее старичье с блеклыми глазами. Соответственно, и общество в целом, в котором преобладают люди пенсионного возраста, будет квелым и апатичным. Старики всем будут рулить, и получится примерно как в «Седом рассвете» (есть такая серия в «Саус Парке»).

Наслушавшись всех этих апокалиптических прогнозов, когда я ехал в Японии в прошлом году, я ожидал оказаться в доме престарелых под открытым небом. Ничего подобного - на улицах и в общественном транспорте (я две недели провел в Фукуоке и Осаке) – сплошь молодые лица! Я конечно понимаю, что азиаты вообще выглядят моложаво, и 60-летнего человека легко можно принять за 40-летнего, но даже с учетом этой поправки реально дряхлых немощных стариков мне встречалось ОЧЕНЬ мало. Гораздо меньше, чем встречаешь в Москве в автобусах, метро и продуктовых магазинах.

Не знаю, с чем это связано – подозреваю, что со льготами на проезд для пенсионеров. У нас бабки могут с тележкой бесплатно гонять через всю Москву на рынок, а японским старикам государство проездные не выдает, вот они и сидят по домам. Но это только гипотеза, как оно на самом деле, я не знаю.

В Сеуле я тоже был лет 5 назад. Опять-таки, город совершенно не показался возрастным. Напротив, на улицах по вечерам огромные молодежные тусы, все танцуют, слушают музон, у нас такие толпы молодежи увидишь разве что на последний звонок.

Так что вполне вероятно, что произойдет сегрегация – старики будут сидеть дома, за ними будут ухаживать роботы и филиппинские сиделки. А молодежь и люди среднего возраста будут кучковаться в другом месте. Да, численно молодежи будет, конечно, меньше, чем во времена бэби-бума. Но все равно не так уж и мало по сравнению с прошлым, если считать по головам. Напомню, что еще в начале XX века в Японии проживало в три раза меньше людей, чем сейчас. И даже с учетом иных пропорций демографической пирамиды в абсолютном выражении на 40 млн человек в Японии эпохи Мэйдзи приходилось едва ли больше молодежи, чем сейчас приходится на 120 млн.
От российских ученых, которые планировали приехать на Международный геологический конгресс в Южной Корее, потребовали не упоминать, что они работают в научных учреждениях России – в противном случае их не пустят сделать доклад.

Мда, остается только развести руками. Ну я еще понимаю – профессиональный спорт. Попинать мячик, наверно, можно и без спортсменов под российскими флагами (хотя история с недопуском наших спортсменов к международным соревнованиям просто потому, что они россияне, все равно смотрится весьма некрасиво).

Но откровенно дискриминационные практики в науке, которая претендует на то, чтобы беспристрастно заниматься поиском истины – это нонсенс и позор.

Тем более что геология – это по определению интернациональное предприятие. В разных странах мира на поверхность Земли выходят породы разного возраста. Работа над единой геохронологической шкалой и межрегиональными корреляциями принципиально невозможна без международного сотрудничества.

Например, у нас в стране хорошо представлены породы пермского возраста – неслучайно пермский период впервые был выделен на территории России и назван в честь города Пермь. Без российских стратотипов и опорных стратиграфических разрезов при изучении этого периода не обойтись ну никак. Так что хлопать дверью перед носом российских геологов – просто безумие.

И ведь Международный геологический конгресс – это не какая-то шарашка, традиция их проведения насчитывает больше 150 лет (то есть они старше, чем Международные олимпийские игры). Трижды этот конгресс проводился у нас в стране – почитайте, с какой помпой это происходило в 1897 году в царской России.

Второй раз МГК состоялся в СССР в 1937 году (тут комментарии излишни), а третий – в 1984 году (в 1983 году, напомню, СССР сбил корейский «Боинг», а Рейган назвал его «империей зла», война в Афганистане была в разгаре). И ничего, напряженная международная обстановка не помешала сотрудничеству ученых. Но, видимо, на этот раз примитивная «культура отмены» оказалась сильнее здравого смысла.
Написал о попытках дискриминировать российских ученых на международных конференциях. Кстати, не слышал, чтобы на тот же Международный геологический конгресс не пускали ученых из Израиля, возлагая на них коллективную вину за ковровые бомбардировки Газы.
Вчера умер американский философ Даниел Деннет. Он стал вторым по счету из четырех всадников «нового атеизма», который отправился в мир иной к черту на сковородку.

На примере Деннета хорошо видно, к какому абсурду приводит радикальный верификационизм – вера во всесилие экспериментального метода и обязательную «проверяемость» всего и вся.

Деннет пытался убедить нас не только в отсутствии Бога, но и в отсутствии сознания – абсолютно контринтуитивный вывод, идущий вразрез с нашим внутренним опытом.

Согласно Деннету, любые суждения о том, что выходит за пределы компетенции науки, не имеют права на существование. В жертву этому принципу он принес вместе с религией и веру в квалиа – субъективные переживания, из которых складывается изнанка нашего «я».

Ведь нельзя же вселиться в другую личность и проверить, чувствует ли она боль или радость. Наука может изучать только активность нейронов и речевые акты. Поскольку ученые не имеют доступа к содержанию психики, значит, его нет вовсе, делает вывод Деннет.

Но раз если в угоду верификационизму вслед за Богом на помойку приходится отправить и сознание – самое близкое и несомненное из того, что у нас есть – то не проще ли тогда выкинуть в мусорное ведро сам верификационизм?

Следующий в очереди на выход – Ричард Докинз. Впрочем, старикан уже подрастерял свою популярность у прогрессивной публики из-за своих критических высказываний в адрес трансгендеров.
Приехал в Сиань на конференцию, посвященную ископаемым насекомым. Здесь нашего брата не зажимают – меня попросили сделать keynote talk о древних опылителях, а Александр Павлович Расницын, патриарх отечественной палеоэнтомологии, делал пленарный доклад (ему 87 лет, на минуточку, и он до сих пор активно и плодотворно работает). Не считая самих китайцев, самые многочисленные тут испанцы, поляки и французы. Русская делегация (7 чел.), наверное, четвертая по числу участников.

Сиань удивил обилием электрокаров – их можно опознать по зеленым номерам. Визуально их около трети от всех автомобилей. По сравнению с прошлым разом (я был в Китае 11 лет назад) чувствуется, что гайки еще сильнее закрутили – теперь даже в музей билеты можно купить только по паспорту. Раньше в Китае не работали только Google и иже с ним, а сейчас все некитайские сайты типа «Яндекса» и «Мэйл.ру» без vpn открываются очень плохо и медленно. Великая китайская стена вокруг здешнего интернета сомкнулась окончательно.

Ну и везде торчат 30-40 этажные человейники, которые продолжают активно строиться. Можно составить наглядное представление о том, как «похорошевшая» Москва будет выглядеть лет через 10-15. Впрочем, даже у сианьских многоэтажек фасады посимпатичнее, чем у ПИКовских коробок.
Испытал в Китае два культурных шока.

1. Встретил на улице женщину в футболке с Винни-Пухом. Я-то думал, что Винни-Пух наглухо запрещен в Китае из-за сходства с председателем Си.

2. Узнал, что в Сиане, то есть в китайском хартленде, откуда есть пошла китайская цивилизация, имеется мусульманский квартал. Причем в самом центре. С мечетями, женщинами в паранджах и мужчинами в тюбетейках.

Оказывается, здесь живут люди под интересным названием Хуй (Hui). Хуйцы – это потомки арабов, персов и других мусульман, расселившихся по Китаю во времена Великого шелкового пути. Со временем они полностью ассимилировались и утратили свои этнические особенности. Хуйцы ничем не отличаются от типичных ханьцев, за исключением религии. Даже мечети они строят в китайском стиле, с островерхими крышами.

Я-то думал, что Китай всех своих мусульман прижимает к ногтю, но оказалось, что китайская власть делает четкое различие между хуйцами и уйгурами. Уйгуры живут компактно на окраине, говорят на тюрском наречии, склонны к терроризму и сепаратизму. Поэтому их всячески перевоспитывают и контролируют, так что им и в голову не придет создать ММА-клуб, чтобы потом по кайфу бить китайцев, отрастить длинную бороду или открыть незарегистрированную мечеть.

Хуйцев в Китае численно примерно столько же, сколько и уйгуров (около 10 млн), но они разбросаны по разным регионам – угроза сепаратизма от них не исходит. Говорят они на мандарине. Сейчас хуйцы переживают религиозное возрождение – стали чаще носить паранджу и чаще совершать хадж. Но китайское правительство на это смотрит сквозь пальцы. Оно использует хуйцев как витрину («смотрите, мы обижаем только неправильных мусульман, а все остальные у нас процветают») и посредников при налаживании контактов с странами Ближнего Востока.

Мне кажется, России следовало бы в этом вопросе пойти по стопам своего «важнейшего стратегического партнера» (©️ Путин). Мусульман нельзя грести под одну гребенку, политика к ним должна быть дифференцированной и строиться в зависимости от их русифицированности и лояльности к русскому народу. Одно дело – какие-нибудь московские татары в четвертом поколении, которых от русских-то не отличишь, совсем другое – таджики и узбеки, приехавшие вчера из своего кишлака.

Но сейчас российская власть различий между мусульманами не проводит. Вот и выходит, что орда мигрантов рассматривается как веский предлог для строительства новых мечетей в русских городах. Потому что, дескать, «права мусульман нужно уважать». Но вопрос-то в том, что именно это за мусульмане и как они себя ведут – дорогие китайские товарищи давно научились учитывать эти нюансы, пора бы и нам перенять их опыт.
предыдущему). Типичные хуйцы в мусульманском квартале Сианя.
После просмотра интервью Дугина Такеру Карлсону у неискушенного западного зрителя может сложиться впечатление, что этот бородатый русский – не что иное, как российское издание Джона Милбанка, этакий христианский мыслитель, критикующий Модерн с позиций «радикальной ортодоксии».

В интервью Дугин, как и Милбанк, доказывает, что всё пошло наперекосяк, начиная с номиналистов позднего Средневековья и Реформации. В результате этой мутации западного самосознания появились либерализм с индивидуализмом, стали одна за другой разрушаться коллективные идентичности. В качестве противовеса всей этой дряни выступает блаженный христианский миропорядок с его традиционными ценностями, которые Mr Putin защищает от англосаксов.

Но проблема-то в том, что Дугин, в отличие от Милбанка и правоконсервативных интеллектуалов XX века, вроде Шмитта или Юнгера, к христианству не имеет отношения. Он зовет нас не к домодерной средневековой церковности и не к вере во Христа, а в дохристианские времена, к Ваалу и Осирису.

Дугин критикует христианское учение о Боге-Творце и творении из ничего и восхваляет языческий манифестанционизм, согласно которому вся природа пронизана божественным началом. Именно с противопоставления Творца и творения, считает Дугин, и началось движение в сторону современного потреблядства и десакрализации всех устоев.

Цитирую дугинскую «Философию традиции»: «язык современности представляет собой последнюю и самую радикальную стадию развития ультракреационизма и гипертрансцендентализированного авраамизма». То есть на самом деле, по мнению Дугина, болезнь Запада началась не с Реформации, а с принятия христианства.

Так что в своем интервью Дугин слукавил. Дугин не сказал, что первопричину всех бед человечества он видит в монотеизме. Дугин умолчал, что традиция, к которой он апеллирует – это традиция языческих богов, а не традиция Церкви.

И это понятно – в тех же США христианский антилиберальный фундаментализм еще находит отклик. А вот стремное неоязычество Генона или Алена де Бенуа, у которых Дугин и позаимствовал свой «традиционализм» – это совсем уж маргинальщина, которую приходится заметать под коврик в разговоре с серьезными белыми людьми.
1 мая 2014 года я был на митинге в поддержку русского движения на Украине. Он был организован НДП под Крымским мостом - в то время московские власти, не растерявшие еще последних остатков либерализма, огородили там площадку под «гайд-парк». Народу собралось немного – кого тогда в Москве волновал какой-то там Донбасс? Сияло солнце, было весело, я фотографировался с флагом ДНР. Всё это было немного похоже на хеппенинг. И, хотя в Славянске уже постреливали, происходящее на Юго-Востоке Украины оставляло ощущение пьянящей легкости, невсамделишности, опереточности… После митинга мы прошлись через Нескучный сад, наполненный пестрой толпой гуляющих, и отправились пить пиво.

А 2 мая случилась Одесса. Я помню этот вечер и эту бессонную ночь, когда постепенно начали вырисовываться контуры трагедии. Тогда было много онлайн-трансляций, и можно было буквально в прямом эфире наблюдать, как людей убивают и жгут заживо. Как люди цепляются за подоконники, как вываливаются из окон, как их избивает улюлюкающая толпа. Наблюдать, зная, что ты абсолютно ничего не можешь сделать, чтобы это остановить. Я лег уже под утро с тяжелой головой, а на следующее утро принялся лихорадочно донатить одесским активистам на какие-то интернет-кошельки, куда собирали помощь для пострадавших.

Конечно, с тех пор было много разных расследований в духе «да они сами виноваты», «да они сами себя подожгли» и т.д. Но я лично своими глазами на этих трансляциях видел, как Дом профсоюзов закидывают коктейлями Молотова с криками «сожжем их на*й». Может быть, пожар внутри возник и по каким-то другим неведомым причинам, я не знаю, но результат в любом случае вполне соответствовал намерениям этой проукраинской толпы. А ведь еще и весь украинский интернет заполнился шуточками про «майский шашлычок», «сгоревших колорадов» и «так им и надо», после чего этот трагический инцидент (допустим, что так) окончательно предстал как спланированное политическое убийство.

Некоторые заукраинцы говорят – мол, хорошо, что в Одессе пророссийский протест задавили на корню – иначе бы там было как в Донецке или Луганске. Но это неверная логика – потому что без Одессы на Донбассе всерьез просто не полыхнуло бы. Не случись одесской трагедии, начинающаяся война, скорее всего, затухла бы довольно быстро. Стрелков не раз говорил, что именно после 02.05.2014 к нему в Славянск повалил поток добровольцев.

До этого все разговоры о защите русских на Украине казались какой-то отвлеченной пропагандистской трескотней. И вдруг все воочию убедились, что кровожадные «украинские нацисты» - это не миф. Со всей России и Украины на Донбасс потянулись суровые мужики и романтические юноши, повязывая на себя георгиевские ленточки. На референдумы о независимости ДНР и ЛНР выстроились длиннющие очереди из напуганных местных жителей. Началась война, которая идет до сих пор.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Как отметить 9 мая? Правильно, надо слепить снеговика.
"Альпина" выпустила переиздание книжки Кропоткина "Взаимопомощь как фактор эволюции", к которому я написал большое предисловие. В нем я объясняю, почему Кропоткин не прав и почему эволюционная этика - это несостоятельный проект.

Природа не может научить нас морали. Хотя бы потому, что живые существа и особенности их поведения обусловлены естественным отбором. Альтруизм – это только ширма, за которой орудуют эгоистичные гены.  К тому же чаще всего он распространяется только на членов собственной группы, связанных отношениями родства или кооперации.

Кропоткин предлагал людям брать уроки этики у муравьев. Но мне ближе позиция недавно почившего Эдварда Уилсона, который как-то сказал, что если бы у муравьев было ядерное оружие, то они не колеблясь развязали бы Третью мировую войну.  Действительно, внутригрупповой альтруизм никак не мешает межгрупповым конфликтам.

Ну и вообще, моральные предписания из естественнонаучных наблюдений принципиально не выводимы. Наука может рассказать, что будет, если вы подсыплете полоний кому-то в чай. Но она не может ответить на вопрос, должны ли вы это делать или нет.
Прочел, что в 1497 году дружественный казанский хан Мухаммед-Амин получил от Ивана III «в кормление» Серпухов и Каширу. Там он провел пять лет,  «с насильством живящи и хамно ко многим», как говорится в летописи, а потом вернулся в Казань.

 «С насильством живящи и хамно ко многим» -  а ведь этой фразой можно охарактеризовать и поведение современных кавказских тожероссиян, которым власть – как и тогда при Иване III – прощает беззакония в обмен на лояльность и «дружественность».

Так и вижу, как Мухаммед-Амин со своими нукерами в островерхих шапках выколачивал деньги из бедных серпуховчан, бесчестил девиц и избивал парней, пользуясь попустительством великого князя. Такие же мухаммеды беспределят и сейчас, размахивая пистолетами и ксивами.

Интересно, что Мухаммед-Амин, с которым Иван III так нянчился, в итоге совсем оборзел и распоясался – всё закончилось убийством русских купцов в Казани. Так что с «дружественным» ханом пришлось воевать, чтобы привести его в чувство. Выводы делайте сами.
В прекрасной русской России будущего (сокращенно - РНГ), конечно, уберут Ленина с Красной площади, переименуют всё, что было названо в честь свердловых, войковых и прочих коммунистических упырей, воздвигнут монументы и мемориальные доски в память о Врангеле, Деникине, Дроздовском и других деятелях Белого движения.

Но при этом в РНГ людей не будут сажать в тюрьму за такую ерунду как видео в интернете. И демонстрация коммунистической символики (как и любой другой) не будет запрещена. Мы же не Украину какую-нибудь строить собираемся.