• КГИОП •
2.04K subscribers
3.22K photos
144 videos
14 files
914 links
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга
加入频道
​​100 лет назад, в апреле 1924 года, был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника В.И. Ленину. Конкурс был объявлен 24 апреля ленинградским Обществом архитекторов и Обществом архитекторов-художников.

Так началась история монумента вождю у Финляндского вокзала, который может считаться одним из лучших произведений советской монументальной пластики.

Памятник увековечил момент выступления Ленина с башни броневика в день возвращения в революционную Россию из эмиграции 3 апреля 1917 года.

На конкурс было предоставлено более 60 проектов. По окончании конкурса создание памятника было поручено коллективу авторов, в который вошли скульптор Сергей Александрович Евсеев, архитекторы Владимир Алексеевич Щуко и Владимир Георгиевич Гельфрейх.

Более двух лет коллектив занимался разработкой проекта памятника.

Отливка памятника была произведена на заводе «Красный выборжец». С отливкой связан интересный момент – для создания скульптуры понадобилось около 10 тонн бронзы. Материала не хватало, поэтому пришлось специально переливать латунные гильзы от снарядов для восполнения металла.

Композиция монумента динамична. Ленин изображен стоящим во весь рост, обращающимся к встречающим его людям. Движение, порыв воплощены в пластическом и архитектурном решении памятника.

Пьедестал монумента составлен из нескольких неравных по величине гранитных блоков, врезанных друг в друга. Создается ощущение движения архитектурных форм, соответствующих духу конструктивизма.

Скульптура вождя выполнена в соответствии с тенденциями реализма, хотя в это время в советском скульптурном искусстве торжествовал авангард.

Первоначально монумент был установлен на небольшой площади перед старым Финляндским вокзалом. В 1927 году от памятника к Неве проложили новую улицу – аллею, которая вошла с состав ансамбля площади. Так памятник стал хорошо просматриваться с набережной.
​​Продолжаем цикл о Петербурге в старинных гравюрах и рисунках.

Посмотрим на Аничков мост и перспективу Невского проспекта на акварели Людвига Бонштедта (1847).

У Аничкова моста заканчивается классическая часть Невского проспекта.

В существующем виде мост был построен в 1841 году – старый мост с четырьмя башнями был капитально перестроен и расширен по проекту инженеров Ивана Федоровича Бутаца и Александра Христофоровича Редера, при участии инженера Андрея Даниловича Готмана.

Особую выразительность композиции моста придают четыре скульптурные группы на тему укрощения коней, установленные по береговым устоям.

Их автором является петербургский ваятель Петр Карлович Клодт. Изваяния были созданы в 1849 году.

На тот момент Клодт возглавлял литейную мастерскую Академии художеств. Он не только вылепил модели скульптурных композиций, но и руководил их отливкой в бронзе, что засвидетельствовано надписями на пьедестале.

Слева от моста на рисунке Бонштедта хорошо виден корпус Кабинета Его Императорского Величества. Здание было построено в 1803–1805 годах по проекту Джакомо Кваренги и первоначально предназначалось для торговых рядов. В 1809–1811 годах Луиджи Руска приспособил его для Кабинета – учреждения, ведавшего имуществом царского двора.

Первые этажи здания были первоначально решены как открытые аркады, что мы и видим на акварели. Примечательной особенностью фасадов Кабинета является сочетание ионической колоннады с дорическим фризом. В промежутках между арками разместились трехчетвертные ионические колонны. В 1885 году арки заложили, устроив вместо них прямоугольные окна.

За корпусом Кабинета просматривается объем Аничкова дворца, возведенного изначально в 50-х годах XVIII века по проекту Михаила Григорьевича Земцова, а потом перестроенного в 1776–1778 годах Иваном Егоровичем Старовым в духе раннего классицизма.

В перспективе Невского проспекта на рисунке просматривается доминанта – башня Городской думы. Здание с башней было построено в 1799 году, а в 1835 году дополнилось еще одним ярусом – конструкцией для подъема сигнальных шаров, так как башня служила пожарной каланчой.

Один из самых интересных моментов на акварели – бурная жизнь, которая кипит на Невском проспекте. Он наполнен конными экипажами и горожанами, принадлежащими к разным сословиям.

#старинныйпетербург
Продолжаем рассказывать о зданиях, которые получат защиту после принятия корректировки Закона 820-7.

Согласно действующей редакции Закона к историческим зданиям в периферийных районах города относятся те, что построены до 1957 года.

Административные границы центральных районов города отличаются от границ исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, принятых в Законе 820-7.

Так, часть территории Приморского района отнесена к исторически сложившимся центральным районам Санкт-Петербурга (это связано с характером застройки территории, наиболее соответствующим центральным районам). Соответственно, на ней в качестве исторических зданий (не памятников) сохраняются только здания, построенные до 1917 года.

В проекте зон охраны учитывается ряд зданий на этой территории, построенных в советское время.

#инвентаризация_исторической_застройки
​​Продолжаем показывать Петербург в старинных гравюрах и рисунках.

Перед нами на акварели Василия Садовникова – вид на Благовещенский мост со стороны Васильевского острова (1851).


Сооружение Благовещенского моста по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза завершилось в 1850 году. Постоянная переправа соединила Васильевский и Ново-Адмиралтейский острова.

Генеральный контракт на строительство моста получила американская фирма. Кербедз руководил Строительством при участии американского инженера Джорджа Вашингтона Уистлера. Все металлические конструкции изготовили в Петербурге на заводе Чарльза Берда.

На момент ввода в эксплуатацию 300-метровый Благовещенский мост был самым длинным в Европе.

Сравнивая рисунок Садовникова и современный мост, можно увидеть, как сильно он был расширен в ходе последней реконструкции.

На акварели просматривается рисунок уникального чугунного ограждени, созданного по рисункам Александра Павловича Брюллова.

На противоположном берегу возвышается объем Благовещенской церкви, которая тогда находилась на одноименной площади (сейчас – площадь Труда). Пятиглавая церковь была возведена в неорусском стиле в 1843–1849 годах по проекту Константина Андреевича Тона как полковой храм Конногвардейского полка.

Церковь имела шатровые завершения, характерные для древнерусского зодчества XVI – XVII веков. Храм хорошо воспринимался в силуэте города с большого расстояния, что наглядно демонстрирует акварель Садовникова. К сожалению, Благовещенская церковь была снесена в 1929 году.

Справа и слева от моста хорошо просматривается классицистическая застройка Английской набережной. На рисунке бросается в глаза высокий угловой доходный дом слева – он выше других зданий.

Это современник Благовещенского моста – дом статского советника А.А. Вонлярлярского, построенный в 1845–1851 годах по проекту архитекторов Николая Ефимовича Ефимова и Михаила Доримедонтовича Быковского в духе ранней эклектики. В неоренессансном декоре фасадов использованы фигуры кариатид и «брамантовы» окна. Позже здание надстроили.

Аккуратный классический дом справа от моста был перестроен в 80-х годах XIX века – на его месте появился доходный дом А.Ф. Кларка, возведенный по проекту Виктора Александровича Шретера. Здесь также использованы мотивы Ренессанса.

Следующие за домом Кларка здания – маленький особнячок А.А. Яковлева и роскошный особняк Н.П. Румянцева дошли до наших дней в своем историческом классицистическом облике.

В XIX веке, как можно видеть на рисунке Садовникова, мост имел популярность у горожан – он активно использовался не только для конных экипажей, но и для пешеходных прогулок.

#старинныйпетербург
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В преддверии празднования 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне почтили память зодчих Ленинграда, погибших в осаждённом городе и на фронте.

Мы чествуем ветеранов и чтим память всех, кто приближал Победу!

Невозможно переоценить вклад каждого ленинградца в строительство оборонительных укреплений, маскировку зданий и сооружений, производство для нужд фронта.

В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения руководителя Государственной инспекции по охране памятников Николая Николаевича Белехова (1904-1956), под руководством которого велась работа по спасению памятников в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, проводилось послевоенное восстановление разрушенных зданий.

#день_победы
КГИОП принял участие в научно-практической конференции памяти выдающегося российского ученого, ландшафтного архитектора-реставратора Валентины Александровны Агальцовой «Сады и парки России»: «Реставрационные работы в мемориальных парках» в научно-культурном центре Пушкинского Заповедника.

Специалисты комитета рассказали о сохранении усадьбы Репина «Пенаты», Пальмовой оранжереи в Таврическом саду, гидросистемы Елагина острова и о содержании водно-зеленого каркаса Петербурга.

Подробнее на нашем сайте.

#новости