Музей района Измайлово
1.27K subscribers
1.32K photos
71 videos
3 files
305 links
История и архитектура московского района Измайлово. Экскурсии, лекции, выставки.

❤️ Поддержать Музей: http://rayonmusey.ru/boost

❗️При использовании материалов активная ссылка на Музей обязательна.

Наша сеть:
https://yangx.top/sokolinayagora
加入频道
#деталь

ЭКСЕДРА
(греч.) - полукруглая в плане ниша, завершаемая полукуполом.

На фото отмечены экседры главного фасада школы на Нижней Первомайской улице, спроектированной архитектором Валентином Семеновичем Поповым (1905-1975).
#музейныебудни

Сегодня вместе с ботаником и художником Натальей Алаторцевой изучали дореволюционные измайловские сады и собрали урожай.
Готовим выставку по старому Измайлову.
Жилой дом (снесен)
Заводской проезд, 25/9

Угловой дом для работников УМВД по Москве и Московской области построен в 1952 г. Архитекторы — Сергей Александрович Юсов, Н. Швец (имя и отчество не найдены), Абрам Бенционович Гурков (1919-1998).

📝 Часть углового дома, выходящая на 5-ю Парковую, была запроектирована четырехэтажной. Другая часть дома трехэтажная. Таких домов, расположенных зеркально, должно было быть два, другой на противоположном углу 5-й Парковой. Но он не был построен.

Всего для поселка МВД проектировалось 11 домов в двух кварталах на 5-й и 6-й Парковых. Все дома были шлакобетонными с облицовкой из кирпича и белыми декоративными деталями: карнизом, обрамлением окон и дверей, балконными консолями и др. Отличительной чертой всего комплекса стало наличие круглых окон над подъездами.

В угловом доме заказчик хотел иметь несколько квартир повышенного качества, для них на западном торце здания были запроектированы веранды, застекленные на первом этаже и открытые на верхних. Впоследствии они были заложены.

Всего в доме было 28 квартир. В основу планировки жилой секции принята трехкомнатная секция типового жилого дома, разработанная конторой типового проектирования при Управлении по Делам Архитектуры Москвы. Квартиры были в основном коммунальные, что так же было учтено при проектировании (большие кухни, рассчитанные на трех хозяек, комнаты разной площади, для каждой семьи сделан шкаф-кладовка).

Первоначально дома поселка не были газофицированы, и в ванных комнатах стояли дровяные печи для нагрева воды. В подвале дома находились дровяные сараи и газоубежище.

Снесен в 2000-е гг. На его месте построен многоэтажный жилой дом (Заводской проезд, 23).
ГУРКОВ АБРАМ БЕНЦИОНОВИЧ (1919-1998)
 
Родился 24 января 1919 г. в городе Лубны Полтавской губернии.
 
В 1941 г. с отличием окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ). В 1943 г. окончил полный курс факультета аэродромного строительства Ленинградской военной воздушной академии Красной армии по специальности «Строительство аэродромов и спецсооружений».

Участник Великой Отечественной войны. В 1942 г. был призван в действующую армию под Волоколамском в звании инженер-капитана, где был ранен. После госпиталя продолжал воевать в рядах Советской армии, участвовал в боях под Москвой. С 1945 по 1947 г. продолжил службу в советских войсках в Иране на строительстве военных сооружений. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени.
 
После войны более 40 лет работал в проектных организациях Главного архитектурно-планировочного управления. Участвовал в проектировании жилых домов на Кутузовском проспекте, на Дорогомиловской набережной, Ленинградском шоссе и проспекте Мира в Москве, двух жилых микрорайонов в Улан-Баторе и Дархане (Монголия), здания Советского посольства в Улан-Баторе (Монголия), нового здания Павелецкого вокзала и реконструкции гостиницы «Метрополь» в Москве.

В Измайлове совместно с С.А. Юсовым и Н. Швецом спроектировал поселок МВД на Заводском проезде.
 
В 1996 г. А.Б. Гуркову присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор Российской Федерации».
 
Умер 27 марта 1998 г.
#коллекция

Друзья, в нашей коллекции появился новый предмет - газета «Вечерняя Москва» от 5 ноября 1954 г. На первой полосе газеты размещена заметка об открытии станции метро «Первомайская».

Электродепо «Измайловское» и первая наземная станция московского метрополитена, получившая название «Первомайская», были спроектированы архитектором Николаем Ивановичем Демчинским (1910–?) и введены в эксплуатацию в 1954 г. Станция закрыта в 1961 г. после продления Арбатско-Покровской линии на восток, а ее название передано новой станции.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Друзья, некоторое время назад на счет нашего музея поступило пожертвование.

❤️Благодарим неизвестного филантропа и дарим ему/ей звуковую открытку!

Мы решили, что в честь каждого благотворителя мы будем выпускать фирменную открытку со звуками Измайлова. А донатить на развитие музея можно сюда: https://yoomoney.ru/to/410015809459290/0
Друзья, на нашем Rutubе-канале опубликована видеореконструкция снесенного кинотеатра «Первомайский». Модель выполнена по результатам лазерного сканирования кинотеатра, которое мы успели сделать незадолго до его утраты.

❤️ Благодарим инженера-геодезиста Александра Бондаренко за сканирование и архитектора Абдула Гюльмагамедова за моделирование!

Видео можно посмотреть здесь: https://rutube.ru/video/5491a78d660f2e0b9170f0731c566b09/

Не забудьте подписаться на наш канал!
Монументальное искусство Измайлова. Часть I.

Монументальное искусство в нашем районе представлено довольно разнообразно. В первую очередь, это памятники, посвященные ВОВ. Такие, как:
«Без права на ошибку», памятник саперам, погибшим в ВОВ. Установлен 8 мая 1980 года перед зданием Спецшколы №17 (ныне гимназия N 1508) на Первомайской улице, д. 65. Авторы памятника: скульптор С.Ф. Захлебин и архитектор Е. Ф. Махначев. Несколько памятников Соловецким юнгам, погибшим в ВОВ (площадь Соловецких юнг, во дворе школы № 349 на 15-й Парковой) и т.д. и т.п.

Есть свой В.И. Ленин, установленный на территории Измайловского парка в 1967 году. И уже довольно поздний памятник Петру I (установлен в 1998 году, скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Г.Г. Лебедев) на Измайловском острове.
Это все вполне традиционные, ожидаемые памятники.

Но есть и более нестандартные. Например, стела «Запуск первого спутника Земли», поставленная в 1977 году на Сиреневом бульваре рядом с местом пересечения с 9-й Парковой улицей. Образ, найденный художником М. Лавреновым и воплощенный инженером Ю. Дудником, очень динамичен и созвучен теме покорения космоса.

Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
Часть V здесь.
Монументальное искусство Измайлова. Часть II.

Единственными в своем роде являются две скульптуры, подаренные Болгарией в 1977 году: статуя Св. Софии, покровительницы города София, и памятник из бронзы «Раненый командир», изображающий болгарских партизан (скульптор Любомир Далчев). Обе скульптуры были установлены возле кинотеатра «София» на Сиреневом бульваре, создав своеобразный уникальный для Москвы уголок Болгарии.

Продолжение ⬇️
Начало ⬆️

Стройная белая фигура Святой Софии в длинных одеждах увенчана короной, левой рукой она опирается на щит с изображением герба города Софии (социалистический вариант со звездой в навершии короны). В правой руке скульптуры была бронзовая оливковая ветвь, утерянная в 1990-е годы. Величественная статуя имеет некий античный флер, вызванный прототипом Софии древнегреческой Афиной, богиней мудрости, градодержательницей. Скульптура-стела отмечала центр главного фасада кинотеатра. Образуя композиционный фокус, она принимала на себя функцию изображения некоего «духа здания», создавая его персонификацию. Автора статуи Св. Софии установить не удалось.

Иные смыслы и источники у второго болгарского подарка – скульптурной группы «Раненый командир» профессора монументальной скульптуры, выдающегося болгарского скульптора Любомира Далчева. Композиция «Раненый командир» включает в себя три фигуры: мужчина и женщина несут раненого. Фигуры представлены чуть больше натуральной величины, но пластическая масса тел зрительно утяжелена. Могучие торсы, массивные, тяжелые руки и ноги вертикальных фигур до предела напряжены, они с усилием удерживают безжизненное тело мужчины. Эта ноша слишком тяжела, не столько своим физическим весом, сколько трагической неизбежностью смерти. Очевидно, что командир ранен смертельно.

Три фигуры зрительно соединены в одно целое с замедленным темпом движения. Это единый образ, олицетворяющий скорбь и, главное, жертвенность. И это узнаваемый образ – образ жертвы Христа в иконографии Оплакивания Христа. Наиболее близка болгарская скульптура к произведению Микеланджело и его школы, к так называемой Пьете Палестрина (мрамор, 1550-1555. Галерея Академии изящных искусств, Флоренция, Италия). Та же единая композиция из трех фигур, похожий прием контрапоста, ввод женской фигуры, сознательное искажение пропорций тела, характер пластического строя неотшлифованной, как бы необработанной поверхности материала, то же ощущение великого горя и жертвенности. Вызывая в нашей памяти Пьету Микеланджело, Любомир Далчев вырывает сцену из конкретного контекста, обобщая и вознося этот образ до общечеловеческого и глубоко трагического действа. Жертва умирающего командира безгранично велика, но не напрасна.

В 2017 году здание кинотеатра «София» было снесено. Долгое время о скульптурах ничего не было известно.

В последний год обе скульптуры вновь появились на улице. Но какова разница в восприятии! Гордая Святая, градодержательница, ранее стоявшая на естественном возвышении у центра главного фасада кинотеатра, была неким символом, хранителем этого места. На новом месте, загораживая вход на тротуар с пешеходного перехода, со странно сжатым кулаком, словно защищаясь от нападения, окруженная дорожными знаками, всяким зрительным мусором, Святая София выглядит жалкой потерянной посетительницей магазина. Возле громадного нового здания торгового центра ей просто нет и не может быть достойного места.

Скульптуру «Раненый командир» поместили за остановкой общественного транспорта на задах торгового центра, перед входом на парковку. Подобное окружение резко снижает пафос этого полного трагизма произведения.
Ранее сотрудниками нашего музея совместно со студентами Архитектурного колледжа в Измайлове было проведено исследование и разработан проект размещения скульптур на самом Сиреневом бульваре. В проекте были учтены особенности городской среды, ее доступность, загруженность иными объектами, возможность кругового обозрения скульптур, смысловые и эстетические особенности и др. Префектура ВАО посчитала «нецелесообразным» размещать скульптуры на бульваре. Совершенно очевидно, что этот вопрос придется пересматривать, выбранные Префектурой места для скульптур неприемлемы.

Часть I здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
Часть V здесь.
Предложение по размещению памятников "Св. Софии" и "Раненый командир" от нашего Музея.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Фирменная звуковая открытка для неизвестного благотворителя.

Если вы тоже хотите такую открытку, поддержите наш музей: https://yoomoney.ru/to/410015809459290/0
Жилые дома и районная баня
5-я Парковая улица, 20/44
Первомайская улица, 46
6-я Парковая улица, 19
6-я Парковая улица, 21

Комплекс из трех жилых домов и районная баня построены в 1951-55 гг. для работников Хозяйственного управления (ХОЗУ) Министерства внутренних дел (МВД) СССР по проекту Центральной проектной конторы МВД СССР. Автор — архитектор Р.П. Ушаков.

Продолжение ⬇️