Монументальное искусство Измайлова. Часть IV.
Гостиничный комплекс "Измайлово"
В 1960–1980-е годы особое развитие получило монументальное искусство – гигантские монументальные панно, рельефные изображения на стенах общественных зданий. Щедро рассыпанные по просторам страны, произведения монументального искусства расцвечивали, преображали реальность. Они занимали самые значимые места – на зданиях театров, Домов культуры, НИИ, детских учреждений, на спортивных объектах, в метро и т.д.
Продолжение⬇️
Гостиничный комплекс "Измайлово"
В 1960–1980-е годы особое развитие получило монументальное искусство – гигантские монументальные панно, рельефные изображения на стенах общественных зданий. Щедро рассыпанные по просторам страны, произведения монументального искусства расцвечивали, преображали реальность. Они занимали самые значимые места – на зданиях театров, Домов культуры, НИИ, детских учреждений, на спортивных объектах, в метро и т.д.
Продолжение⬇️
Начало ⬆️
Художник-монументалист советской школы мог работать в любой технике, создавать как фасадные вещи, так и интерьерные, использовать и стекло, и смальту, и камень, и металл. Работы советских монументалистов часто достигают самого высокого художественного уровня, только в силу величины размера и неотделимости от архитектуры они не могут стать музейными экспонатами. Рядом с именами этих художников давно простирается шлейф регалий: народный, заслуженный, лауреат Государственной премии и т. д. В районе Измайлово в эпоху советского модернизма работали выдающиеся художники-монументалисты.
Обширное поле деятельности для художников представляли такие огромные комплексы, как гостиница «Россия» или наша гостиница «Измайлово». Здесь применялись практически все виды монументального искусства – фойе корпусов гостиницы были оформлены рельефно-мозаичными композициями, рестораны и банкетные залы – панно из смальты и дерева ценных пород, лестницы в вестибюлях украшены своеобразными композициями из стекла и др. Здесь работали известные художники-монументалисты: Э. Жаренова, В. Васильцов, З. Церетели и др. Путешествие по этажам гостиницы можно было бы сравнить с посещением музея современного монументального искусства. К сожалению, в интерьерах гостиничных корпусов мало что сохранилось, о былом богатстве можно судить по эскизам и фотографиям. Но в одном из ресторанов корпуса «А» было отреставрировано панно, выполненное в технике маркетри из разных пород дуба, эбена и макассара.
Значительно большей сохранностью представляются произведения монументального искусства в концертном зале гостиницы «Измайлово». Верхняя часть этого здания оформлена по периметру широким фризом с горельефом из кованой меди на тему «Туризм и отдых в СССР». Это одна из самых первых работ в Москве скульптора Зураба Церетели. В интерьере также находятся масштабные декоративные панно. Они изображают четырех Муз – покровительниц искусств – с различными атрибутами.
Фотографии:
Лестница в вестибюле гостиницы "Измайлово". 1979 г. (интерьер не сохранился). Автор фото В.В. Егоров.
Интерьер вестибюля гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Интерьер ресторана гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Банкетный зал гостиницы «Измайлово». Панно в технике маркетри (не сохранилось).
Ресторан в гостинице «Измайлово», корпус «А». Панно в технике маркетри.
Фриз на здании Концертного зала «Измайлово». З. Церетели.
Декоративные панно в интерьере концертного зала «Измайлово».
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть V здесь.
Художник-монументалист советской школы мог работать в любой технике, создавать как фасадные вещи, так и интерьерные, использовать и стекло, и смальту, и камень, и металл. Работы советских монументалистов часто достигают самого высокого художественного уровня, только в силу величины размера и неотделимости от архитектуры они не могут стать музейными экспонатами. Рядом с именами этих художников давно простирается шлейф регалий: народный, заслуженный, лауреат Государственной премии и т. д. В районе Измайлово в эпоху советского модернизма работали выдающиеся художники-монументалисты.
Обширное поле деятельности для художников представляли такие огромные комплексы, как гостиница «Россия» или наша гостиница «Измайлово». Здесь применялись практически все виды монументального искусства – фойе корпусов гостиницы были оформлены рельефно-мозаичными композициями, рестораны и банкетные залы – панно из смальты и дерева ценных пород, лестницы в вестибюлях украшены своеобразными композициями из стекла и др. Здесь работали известные художники-монументалисты: Э. Жаренова, В. Васильцов, З. Церетели и др. Путешествие по этажам гостиницы можно было бы сравнить с посещением музея современного монументального искусства. К сожалению, в интерьерах гостиничных корпусов мало что сохранилось, о былом богатстве можно судить по эскизам и фотографиям. Но в одном из ресторанов корпуса «А» было отреставрировано панно, выполненное в технике маркетри из разных пород дуба, эбена и макассара.
Значительно большей сохранностью представляются произведения монументального искусства в концертном зале гостиницы «Измайлово». Верхняя часть этого здания оформлена по периметру широким фризом с горельефом из кованой меди на тему «Туризм и отдых в СССР». Это одна из самых первых работ в Москве скульптора Зураба Церетели. В интерьере также находятся масштабные декоративные панно. Они изображают четырех Муз – покровительниц искусств – с различными атрибутами.
Фотографии:
Лестница в вестибюле гостиницы "Измайлово". 1979 г. (интерьер не сохранился). Автор фото В.В. Егоров.
Интерьер вестибюля гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Интерьер ресторана гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Банкетный зал гостиницы «Измайлово». Панно в технике маркетри (не сохранилось).
Ресторан в гостинице «Измайлово», корпус «А». Панно в технике маркетри.
Фриз на здании Концертного зала «Измайлово». З. Церетели.
Декоративные панно в интерьере концертного зала «Измайлово».
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть V здесь.
Монументальное искусство Измайлова. Часть V.
Мозаики штаба юных пожарных
В Измайловском парке по адресу Московский проспект, д. 4 находится двухэтажное здание, где в 1970-е – 1990-е годы располагался Штаб юной добровольной пожарной дружины (ЮДПД) города Москвы.
Фасады здания украшены декоративными панно на соответствующую тему. На главном фасаде, обращенном на проспект, помещена мозаично-рельефная композиция призванная стать эмблемой юных пожарных ⎯ на фоне языков пламени под звуки горна пионер в пожарной каске надежно охраняет мир от пожарища. Противоположный торец, обращенный в парк, имеет сюжетное мозаичное панно, повествующее о работе и обучении пожарных. В центре многофигурной композиции сцена награждения юных пожарных. В окружении цветов, под звуки горна и бой барабана отличник пожарной подготовки получает вымпел. А слева и справа развертываются картины различных аспектов работы пожарных. От непосредственной борьбы с открытым огнем, до преодоления высотных отметок.
Рядом со зданием находится отдельно стоящая стена с рельефно-мозаичным панно, подводящим итог предыдущему повествованию. Под звуки неизменного горна трое бывших пионеров становятся настоящими героическими пожарными.
Предположительно автор этих мозаик художник Екатерина Сергеевна Зернова. Штаб юных пожарных давно не действует, но мозаики сохранились.
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
Мозаики штаба юных пожарных
В Измайловском парке по адресу Московский проспект, д. 4 находится двухэтажное здание, где в 1970-е – 1990-е годы располагался Штаб юной добровольной пожарной дружины (ЮДПД) города Москвы.
Фасады здания украшены декоративными панно на соответствующую тему. На главном фасаде, обращенном на проспект, помещена мозаично-рельефная композиция призванная стать эмблемой юных пожарных ⎯ на фоне языков пламени под звуки горна пионер в пожарной каске надежно охраняет мир от пожарища. Противоположный торец, обращенный в парк, имеет сюжетное мозаичное панно, повествующее о работе и обучении пожарных. В центре многофигурной композиции сцена награждения юных пожарных. В окружении цветов, под звуки горна и бой барабана отличник пожарной подготовки получает вымпел. А слева и справа развертываются картины различных аспектов работы пожарных. От непосредственной борьбы с открытым огнем, до преодоления высотных отметок.
Рядом со зданием находится отдельно стоящая стена с рельефно-мозаичным панно, подводящим итог предыдущему повествованию. Под звуки неизменного горна трое бывших пионеров становятся настоящими героическими пожарными.
Предположительно автор этих мозаик художник Екатерина Сергеевна Зернова. Штаб юных пожарных давно не действует, но мозаики сохранились.
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
#музейныебудни
Друзья, завтра мы выходим на монтаж большой летней выставки. Нас ждут три очень активных дня и три не менее активных ночи. Пожелайте нам удачи!
На фото процесс составления этикеток: описываем трость конца ХIX или начала ХХ века измайловского промышленника Ф.И. Герасимова.
Друзья, завтра мы выходим на монтаж большой летней выставки. Нас ждут три очень активных дня и три не менее активных ночи. Пожелайте нам удачи!
На фото процесс составления этикеток: описываем трость конца ХIX или начала ХХ века измайловского промышленника Ф.И. Герасимова.
Друзья, 8 июня в 19:00 приглашаем вас в галерею «Измайлово» (Измайловский проезд, 4) на открытие выставки «Старое Измайлово: фабрика, барак, школа». Выставка охватывает историю территорий, входящих в наш район, в период с 1846 по 1946 годы. Вас ждет кураторская экскурсия по экспозициям, посвященным сельской жизни, домашним мануфактурам, крупным измайловским производствам и фабричному жилью, стандартным домам и дачам.
До встречи на вернисаже!
До встречи на вернисаже!
#музейныебудни
Друзья, это фото со вчершнего монтажа выставки «Старое Измайлово: фабрика, барак, школа».
Ждем вас завтра на открытие!
Друзья, это фото со вчершнего монтажа выставки «Старое Измайлово: фабрика, барак, школа».
Ждем вас завтра на открытие!