Жилой дом
Измайловский бульвар, 38
Пятиэтажный жилой дом построен в 1955 г. для работников завода №299 Министерства авиационной промышленности «Гипроавиапром». Архитектор — Аким Васильевич Тарасов (1904-?)
📝 Здание сложной формы занимает всю сторону Измайловского бульвара от 9-й до 10-й Парковой и имеет фасады по трем улицам. Главный и самый протяженный фасад дома выходит на Измайловский бульвар. Он имеет ризалит, который мог бы отмечать центр, но сильно смещен к востоку. Это широкий выступ с лучковым завершением. Три окна ризалита четвертого и пятого этажа объединены крупными наличниками в виде пилястр с изображением вазонов и буйной растительности, на капители пилястр опирается арка, места стыка декорированы пальметтой. Такие же окна имеются и справа и слева от ризалита и на срезанном углу фасада, выходящего на перекресток бульвара и 9-й Парковой улицы. Нижняя часть ризалита должна была представлять собой две высокие проездные арки с решетками ворот. Арка была сделана только одна и гораздо меньшего размера.
В мае 1954 г., когда строительство дома уже дошло до третьего этажа, было решено увеличить жилую площадь. Для этого по фасаду Измайловского бульвара в ризалитной части, где изначально проектировался повышенный парапет, вместо него был устроен мансардный (шестой) этаж за счет уменьшения площади чердака. В результате получили дополнительных 4 квартиры без особых затрат и изменений фасада. Планировка этой части полностью соответствует планировке квартир под ней. Всего в доме 150 квартир, жилые секции авторской разработки.
Первый этаж, где нет жилых помещений, оштукатурен в виде крупного руста. С улицы фасад облицован бетонными офактуренными плитами, со двора силикатным кирпичом.
Входы в магазины имеют арочное завершение. На фасаде, выходящем на 10-ю Парковую, все окна первого этажа имеют арочное завершение. Этот фасад также имеет небольшой ризалит, который венчает высокая башня. Подобные башни встречались в архитектуре жилых зданий после войны. Они строились по требованиям ПВО с учетом необходимости таких обзорных пунктов во время войны. Первоначально в проекте башня была увенчана шпилем. Это встретило возражения на архсовете: «неприемлем облик башни, представляющий как бы немецкую кирху, увенчанную шпилем». Шпиль был убран, а формы башни были изменены.
В первом этаже был запланирован детский сад на четыре группы, овощно-фруктовый магазин, комбинат бытового обслуживания – парикмахерская, мастерская по ремонту радио и музыкальных инструментов, мастерская по ремонту обуви, пивной зал, жилые квартиры, домоуправление, помещение специального назначения. В подвале собственная котельная.
Измайловский бульвар, 38
Пятиэтажный жилой дом построен в 1955 г. для работников завода №299 Министерства авиационной промышленности «Гипроавиапром». Архитектор — Аким Васильевич Тарасов (1904-?)
📝 Здание сложной формы занимает всю сторону Измайловского бульвара от 9-й до 10-й Парковой и имеет фасады по трем улицам. Главный и самый протяженный фасад дома выходит на Измайловский бульвар. Он имеет ризалит, который мог бы отмечать центр, но сильно смещен к востоку. Это широкий выступ с лучковым завершением. Три окна ризалита четвертого и пятого этажа объединены крупными наличниками в виде пилястр с изображением вазонов и буйной растительности, на капители пилястр опирается арка, места стыка декорированы пальметтой. Такие же окна имеются и справа и слева от ризалита и на срезанном углу фасада, выходящего на перекресток бульвара и 9-й Парковой улицы. Нижняя часть ризалита должна была представлять собой две высокие проездные арки с решетками ворот. Арка была сделана только одна и гораздо меньшего размера.
В мае 1954 г., когда строительство дома уже дошло до третьего этажа, было решено увеличить жилую площадь. Для этого по фасаду Измайловского бульвара в ризалитной части, где изначально проектировался повышенный парапет, вместо него был устроен мансардный (шестой) этаж за счет уменьшения площади чердака. В результате получили дополнительных 4 квартиры без особых затрат и изменений фасада. Планировка этой части полностью соответствует планировке квартир под ней. Всего в доме 150 квартир, жилые секции авторской разработки.
Первый этаж, где нет жилых помещений, оштукатурен в виде крупного руста. С улицы фасад облицован бетонными офактуренными плитами, со двора силикатным кирпичом.
Входы в магазины имеют арочное завершение. На фасаде, выходящем на 10-ю Парковую, все окна первого этажа имеют арочное завершение. Этот фасад также имеет небольшой ризалит, который венчает высокая башня. Подобные башни встречались в архитектуре жилых зданий после войны. Они строились по требованиям ПВО с учетом необходимости таких обзорных пунктов во время войны. Первоначально в проекте башня была увенчана шпилем. Это встретило возражения на архсовете: «неприемлем облик башни, представляющий как бы немецкую кирху, увенчанную шпилем». Шпиль был убран, а формы башни были изменены.
В первом этаже был запланирован детский сад на четыре группы, овощно-фруктовый магазин, комбинат бытового обслуживания – парикмахерская, мастерская по ремонту радио и музыкальных инструментов, мастерская по ремонту обуви, пивной зал, жилые квартиры, домоуправление, помещение специального назначения. В подвале собственная котельная.
📣Друзья, 20 мая (суббота) в рамках акции «Ночь музеев» приглашаем вас на кураторскую экскурсию по выставкам о творчестве архитектора М.Н. Мошинского и монументальном искусстве Измайлова.
Выставки открыты до 3 июня, и это наш последний рассказ о них.
Проведет экскурсию куратор Анастасия Петрова-Козарь.
Продолжительность мероприятия 1,5 часа.
⏰Начало экскурсии в 19:00
📌Место встречи: галерея «Измайлово», Измайловский проезд, д. 4.
❤️ Вход свободный, но требуется регистрация по ссылке:
https://izmgallery.timepad.ru/event/2411375/
Выставки открыты до 3 июня, и это наш последний рассказ о них.
Проведет экскурсию куратор Анастасия Петрова-Козарь.
Продолжительность мероприятия 1,5 часа.
⏰Начало экскурсии в 19:00
📌Место встречи: галерея «Измайлово», Измайловский проезд, д. 4.
❤️ Вход свободный, но требуется регистрация по ссылке:
https://izmgallery.timepad.ru/event/2411375/
#музейныебудни
Вести с измайловских полей: пока мы готовим большую летнюю выставку про село и дачи, на нашем огороде у @IzmGallery взошла картошка!
Вести с измайловских полей: пока мы готовим большую летнюю выставку про село и дачи, на нашем огороде у @IzmGallery взошла картошка!
Друзья, хотим показать вам еще один экспонат нашей будущей выставки про Измайлово 1846-1946 годов. Это углевой чугунный утюг с трубой. Такие утюги производили с середины XIX века. Его верхняя крышка откидывается, внутрь кладутся угли и получается мини-печка. Именно у этого экземпляра есть одна интересная деталь, о которой мы расскажем и покажем на выставке.
Напоминаем, что до 3 июня открыты экспозиции про архитектора Мошинского и монументальное искусство Измайлова. Последняя кураторская экскурсия по этим двум экспозициям начнется сегодня в 19:00 в галерее «Измайлово» (Измайловский проезд, д.4).
Приходите!
Напоминаем, что до 3 июня открыты экспозиции про архитектора Мошинского и монументальное искусство Измайлова. Последняя кураторская экскурсия по этим двум экспозициям начнется сегодня в 19:00 в галерее «Измайлово» (Измайловский проезд, д.4).
Приходите!
Монументальное искусство Измайлова. Часть IV.
Гостиничный комплекс "Измайлово"
В 1960–1980-е годы особое развитие получило монументальное искусство – гигантские монументальные панно, рельефные изображения на стенах общественных зданий. Щедро рассыпанные по просторам страны, произведения монументального искусства расцвечивали, преображали реальность. Они занимали самые значимые места – на зданиях театров, Домов культуры, НИИ, детских учреждений, на спортивных объектах, в метро и т.д.
Продолжение⬇️
Гостиничный комплекс "Измайлово"
В 1960–1980-е годы особое развитие получило монументальное искусство – гигантские монументальные панно, рельефные изображения на стенах общественных зданий. Щедро рассыпанные по просторам страны, произведения монументального искусства расцвечивали, преображали реальность. Они занимали самые значимые места – на зданиях театров, Домов культуры, НИИ, детских учреждений, на спортивных объектах, в метро и т.д.
Продолжение⬇️
Начало ⬆️
Художник-монументалист советской школы мог работать в любой технике, создавать как фасадные вещи, так и интерьерные, использовать и стекло, и смальту, и камень, и металл. Работы советских монументалистов часто достигают самого высокого художественного уровня, только в силу величины размера и неотделимости от архитектуры они не могут стать музейными экспонатами. Рядом с именами этих художников давно простирается шлейф регалий: народный, заслуженный, лауреат Государственной премии и т. д. В районе Измайлово в эпоху советского модернизма работали выдающиеся художники-монументалисты.
Обширное поле деятельности для художников представляли такие огромные комплексы, как гостиница «Россия» или наша гостиница «Измайлово». Здесь применялись практически все виды монументального искусства – фойе корпусов гостиницы были оформлены рельефно-мозаичными композициями, рестораны и банкетные залы – панно из смальты и дерева ценных пород, лестницы в вестибюлях украшены своеобразными композициями из стекла и др. Здесь работали известные художники-монументалисты: Э. Жаренова, В. Васильцов, З. Церетели и др. Путешествие по этажам гостиницы можно было бы сравнить с посещением музея современного монументального искусства. К сожалению, в интерьерах гостиничных корпусов мало что сохранилось, о былом богатстве можно судить по эскизам и фотографиям. Но в одном из ресторанов корпуса «А» было отреставрировано панно, выполненное в технике маркетри из разных пород дуба, эбена и макассара.
Значительно большей сохранностью представляются произведения монументального искусства в концертном зале гостиницы «Измайлово». Верхняя часть этого здания оформлена по периметру широким фризом с горельефом из кованой меди на тему «Туризм и отдых в СССР». Это одна из самых первых работ в Москве скульптора Зураба Церетели. В интерьере также находятся масштабные декоративные панно. Они изображают четырех Муз – покровительниц искусств – с различными атрибутами.
Фотографии:
Лестница в вестибюле гостиницы "Измайлово". 1979 г. (интерьер не сохранился). Автор фото В.В. Егоров.
Интерьер вестибюля гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Интерьер ресторана гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Банкетный зал гостиницы «Измайлово». Панно в технике маркетри (не сохранилось).
Ресторан в гостинице «Измайлово», корпус «А». Панно в технике маркетри.
Фриз на здании Концертного зала «Измайлово». З. Церетели.
Декоративные панно в интерьере концертного зала «Измайлово».
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть V здесь.
Художник-монументалист советской школы мог работать в любой технике, создавать как фасадные вещи, так и интерьерные, использовать и стекло, и смальту, и камень, и металл. Работы советских монументалистов часто достигают самого высокого художественного уровня, только в силу величины размера и неотделимости от архитектуры они не могут стать музейными экспонатами. Рядом с именами этих художников давно простирается шлейф регалий: народный, заслуженный, лауреат Государственной премии и т. д. В районе Измайлово в эпоху советского модернизма работали выдающиеся художники-монументалисты.
Обширное поле деятельности для художников представляли такие огромные комплексы, как гостиница «Россия» или наша гостиница «Измайлово». Здесь применялись практически все виды монументального искусства – фойе корпусов гостиницы были оформлены рельефно-мозаичными композициями, рестораны и банкетные залы – панно из смальты и дерева ценных пород, лестницы в вестибюлях украшены своеобразными композициями из стекла и др. Здесь работали известные художники-монументалисты: Э. Жаренова, В. Васильцов, З. Церетели и др. Путешествие по этажам гостиницы можно было бы сравнить с посещением музея современного монументального искусства. К сожалению, в интерьерах гостиничных корпусов мало что сохранилось, о былом богатстве можно судить по эскизам и фотографиям. Но в одном из ресторанов корпуса «А» было отреставрировано панно, выполненное в технике маркетри из разных пород дуба, эбена и макассара.
Значительно большей сохранностью представляются произведения монументального искусства в концертном зале гостиницы «Измайлово». Верхняя часть этого здания оформлена по периметру широким фризом с горельефом из кованой меди на тему «Туризм и отдых в СССР». Это одна из самых первых работ в Москве скульптора Зураба Церетели. В интерьере также находятся масштабные декоративные панно. Они изображают четырех Муз – покровительниц искусств – с различными атрибутами.
Фотографии:
Лестница в вестибюле гостиницы "Измайлово". 1979 г. (интерьер не сохранился). Автор фото В.В. Егоров.
Интерьер вестибюля гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Интерьер ресторана гостиницы «Измайлово», корпус «Б». Мозаичный рельеф. Э. Жаренова, В. Васильцов. 1980 г. (не сохранился).
Банкетный зал гостиницы «Измайлово». Панно в технике маркетри (не сохранилось).
Ресторан в гостинице «Измайлово», корпус «А». Панно в технике маркетри.
Фриз на здании Концертного зала «Измайлово». З. Церетели.
Декоративные панно в интерьере концертного зала «Измайлово».
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть V здесь.
Монументальное искусство Измайлова. Часть V.
Мозаики штаба юных пожарных
В Измайловском парке по адресу Московский проспект, д. 4 находится двухэтажное здание, где в 1970-е – 1990-е годы располагался Штаб юной добровольной пожарной дружины (ЮДПД) города Москвы.
Фасады здания украшены декоративными панно на соответствующую тему. На главном фасаде, обращенном на проспект, помещена мозаично-рельефная композиция призванная стать эмблемой юных пожарных ⎯ на фоне языков пламени под звуки горна пионер в пожарной каске надежно охраняет мир от пожарища. Противоположный торец, обращенный в парк, имеет сюжетное мозаичное панно, повествующее о работе и обучении пожарных. В центре многофигурной композиции сцена награждения юных пожарных. В окружении цветов, под звуки горна и бой барабана отличник пожарной подготовки получает вымпел. А слева и справа развертываются картины различных аспектов работы пожарных. От непосредственной борьбы с открытым огнем, до преодоления высотных отметок.
Рядом со зданием находится отдельно стоящая стена с рельефно-мозаичным панно, подводящим итог предыдущему повествованию. Под звуки неизменного горна трое бывших пионеров становятся настоящими героическими пожарными.
Предположительно автор этих мозаик художник Екатерина Сергеевна Зернова. Штаб юных пожарных давно не действует, но мозаики сохранились.
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
Мозаики штаба юных пожарных
В Измайловском парке по адресу Московский проспект, д. 4 находится двухэтажное здание, где в 1970-е – 1990-е годы располагался Штаб юной добровольной пожарной дружины (ЮДПД) города Москвы.
Фасады здания украшены декоративными панно на соответствующую тему. На главном фасаде, обращенном на проспект, помещена мозаично-рельефная композиция призванная стать эмблемой юных пожарных ⎯ на фоне языков пламени под звуки горна пионер в пожарной каске надежно охраняет мир от пожарища. Противоположный торец, обращенный в парк, имеет сюжетное мозаичное панно, повествующее о работе и обучении пожарных. В центре многофигурной композиции сцена награждения юных пожарных. В окружении цветов, под звуки горна и бой барабана отличник пожарной подготовки получает вымпел. А слева и справа развертываются картины различных аспектов работы пожарных. От непосредственной борьбы с открытым огнем, до преодоления высотных отметок.
Рядом со зданием находится отдельно стоящая стена с рельефно-мозаичным панно, подводящим итог предыдущему повествованию. Под звуки неизменного горна трое бывших пионеров становятся настоящими героическими пожарными.
Предположительно автор этих мозаик художник Екатерина Сергеевна Зернова. Штаб юных пожарных давно не действует, но мозаики сохранились.
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.