🕊️Взгляд из-под столика 🕊️
2.9K subscribers
161 photos
8 videos
327 links
Авторский канал кандидата исторических наук Евгения Розенблюма. Мысли историка о современности и прошлом.

https://yangx.top/iz_pod_stolika/
加入频道
В качестве воскресного лирического.

Романтика для тех, кому за сорок:

https://yangx.top/karginizm/3751

Подойти к жене вечером и сказать: "Я тут перемыл посуду, пока ты дочь укладывала. Хочешь, я уложу сыновей, а ты пока чаю попьешь?"
Иммунный ответ спрашивает, кто что думает об эвтаназии на основании таких диагнозов, как

💬"... депрессия, биполярное расстройство, расстройство личности, шизофрения, посттравматическое стрессовое расстройство или любой другой душевный недуг".

Я думаю, что на начальном этапе легализации эвтаназии нам втирают: "Если человек принял решение умереть... "

А теперь речь идёт об эвтаназии тех, кто в принципе не может принять решения, потому что у них, извините за просторечие, решалка барахлит. Навязчивые или время от времени приходящие мысли: "Хочу помереть" - это симптом названных болезней.

То есть Канада возвращается к тому, на чем прервали Германию в 1945-м: к недобровольному убийству душевнобольных.

-Heil Truedaeu!
-Heil ihn du selbst!

https://yangx.top/imotvet/9441
30 июня 2017 года Бундестаг легализовал в Германии "однополые браки".

С тех пор я уже пять с лишним лет гадаю: когда и кто первым скажет, что это было сделано в годовщину гибели известного ЛГБТ-активиста 1920-х и первой половины 1930-х годов, убитого нацистами?
Новость о высказывании Арестовича оказалась фейковой. Спасибо бдлительным комментаторам!
Оно, конечно, ноу комментс, Лена

https://yangx.top/konservativnaya/13652

Но всё-таки кое-что от себя добавлю. Клинтон, помимо прочего, был ещё и завсегдатаем закрытых вечеринок на частном острове Джеффри Эпштейна.

Того самого Джеффри Эпштейна, чей самолет носил красноречивое название "Лолита-экспресс".
Того самого, который по многочисленным показаниям заставлял несовершеннолетних девушек спать с представителями мировой "элиты".
Того самого Джеффри Эпштейна, который впоследствии сидел в одиночной камере предварительного заключения под круглосуточным двойным наблюдением - видеокамеры и охранника - и "повесился" ровно в те несколько минут, когда камера сломалась, а охранник отвернулся.

Это так, дополнительная деталька в паззл.
Никак не научусь писать в канале поздравления с Рождеством и Пасхой единоверцам. Писать заранее, ещё и ставить на отправку по дате - как-то не хочется, когда ещё пост. А потом отмечаю с семьёй и уже не до канала. В этом году ещё навалилось всяких срочных дел. Короче, с Рождеством тех, кто отметил его 25-го! Пока идёт рождественская неделя, поздравлять друг друга не поздно.
Видеоролик на тему "Нацизм и демография".

Это видео мы с Марией @rad_truth записали год с лишним тому назад. И с тех пор у меня не доходили руки его обработать. Что поделать? Это только в фантазиях абортышей многодетные живут на пособия и ничем не заняты.

В общем, только недавно его обработала Саша @pincodelife, за что ей огромное спасибо.

В связи с тем, что я настолько переоценил свои силы, обещанные в видео следующие серии о том, что же такое нацизм как комплекс идей, будут, но когда-нибудь потом, когда дети вырастут и съедут найдутся время и силы.

К каждому ролику мне нужно перелопатить гору научной литературы на нескольких языках, а это требует времени, которого вечно не хватает.

А пока - можете смотреть или просто слушать, гуляя по магазинам в поисках новогодних подарков или готовя дом к новому году. Думаю, что для большинства хотя бы часть того, о чем мы с Марией говорим в этом видео, пока отстаётся неизвестной. А тема важная. Поэтому прошу репостить и комментировать, задавать вопросы, на которые я постараюсь ответить по возможности.

Видео в следующем посте.
Штефан Кюль. Ради улучшения расы: взлет и падение международного движения сторонников евгеники и расовой гигиены.

Английское издание вышло в 2013-м году. Оригинал опубликован по-немецки в 1997-м под заглавием “Die Internationale der Rassisten: Aufstieg und Niedergang der internationalen Bewegung für Eugenik und Rassenhygiene im 20. Jahrhundert” (Интернационал расистов: взлет и падение международного движения сторонников евгеники и расовой гигиены в XX веке).
Кто как проводит длинные выходные, а я читаю книжку по истории евгеники. Вот такую (⬆️⬆️⬆️). Очень познавательно.

Ну, например, вы знали, что Маргарет Сэнгер, основательница американского проабортного движения, организовала и провела в 1927 году в Женеве под эгидой Лиги наций первую Всемирную конференцию по проблемам демографии? И что главной проблемой, решение которой ученым предлагалось найти, она считала рост численности людей, а вовсе не тяжкую судьбу многодетных мам? И что в этой конференции участвовали сторонники евгеники со всего мира, в том числе немецкие врачи - будущие военные преступники?

Я знал. А вот чего я не знал, так это того, что по итогам этой конференции был основан в 1928-м Международный Союз за научное изучение проблем демографии. И хотя Сэнгер в него не вошла, поскольку боялась, что ее репутация активистки повредит научной репутации этого союза, но сам союз существует до сих пор и числит Сэнгер своей почетной основательницей.

А еще, кстати, в 1940-м году, после взятия Парижа, будучи уверенными, что вот-вот выиграют войну, нацисты составили перечень тех международных научных организаций, штаб-квартиры которых нужно будет после войны перенести в Германию, чтобы осуществлять над ними контроль, и тех международных научных организаций, которые можно не трогать, потому что они и так под полным контролем нацистов. Угадайте, в каком из двух списков был этот Сэнгеровский евгеническо-демографический союз? Правильно, во втором!
Ну и до кучи несколько ярких цитат из книги. Перевод мой, наспех и в час ночи. Не судите строго.


"Вместо отвратительной борьбы за существование между людьми он [Альфред Плёц, один из основателей немецкой евгенической школы - Е.Р.] представлял себе селекцию ещё до оплодотворения. Согласно его утопическому ви́дению, только пары с лучшей зародышевой плазмой должны были иметь детей и таким образом определять генетическое будущее расы. "Неполноценные элементы" больше не будут "истребляться" в кровавой битве, а само их возникновение будет предотвращаться заранее. Чем сильнее предотвращать воспроизведение "неполноценных особей", тем меньше будет нужды в борьбе за существование" (P. 14).

Этот самый Плёц (1860-1940) был всемирно известным учёным, основателем Немецкого общества расовой гигиены и одним из основателей Международной федерации евгенических организаций. В 1936-м нацисты активно лоббировали его награждение Нобелевской премией мира, в эту кампанию включились его единомышленники из Норвегии, Швеции и Великобритании. Не вышло... Но идеи Плётца получили развитие. Об этом в следующих цитатах.
“Германский “особый путь” расовой гигиены состоял не в самом содержании евгеники, а, скорее, в тех возможностях воплощения евгенической политики, которые обеспечили национал-социалисты. Национал-социализм предложил немецким евгеницистам политическую структуру, в которой было возможно воплотить программу, чье содержание разделяли многие евгеницисты и за пределами Германии” (P. 92).

То есть то, что делали нацисты (массовая стерилизация, а потом и убийства больных людей) - это то, чего хотели, но не могли в полной мере добиться от своих правительств и английские, и американские, и скандинавские евгеницисты. Поэтому они всячески восхваляли нацистскую политику и призывали ориентироваться на Германию. После войны, когда о преступлениях нацистов стало широко известно, получилось очень неловко. Но об этом - в следующих двух цитатах.
Были, кстати, среди сторонников евгеники и такие, которые еще до начала Второй мировой войны не одобряли нацистов. В частности, они считали, что улучшение биологического состояния общества путем селекции - это хорошо и научно, а вот разделение на высшие и низшие расы - это плохо и антинаучно. Еще они считали, что предотвращать рождение потомства у носителей “дурных генов” надо как-то помягче, без государственного принуждения. Такие люди обычно политически симпатизировали социалистам.

Например, норвежец Отто Мор - сторонник социал-демократической партии, критик расизма как антинаучной концепции и противник государственного принуждения в репродуктивных вопросах, он в то же время был сторонником евгенической “превентивной пропаганды” и ради избавления общества от “генетически неполноценных” предлагал “легализовать добровольные аборты”, предоставив “право убивать матерям”. Зато честно.
После войны именно единомышленники Отто Мора взяли верх в евгенических организациях по всему миру, поскольку сторонники нацистов себя надежно дискредитировали. В частности, английский биолог Блэкер, который еще в 1931-м году так активно выступал за принятие закона о стерилизации, что был назначен секретарем Британского евгенического общества.

В конце 1930-х годов он боялся, что немецкий закон о принудительной стерилизации оттолкнет британское общество и затруднит ему работу по продвижению закона о стерилизации “добровольной”. Поэтому он активно подчеркивал в публичных выступлениях, что не надо всех сторонников евгеники мазать той же краской, что и нацистов.

После войны Блэкер, понимая, что нацисты дискредитировали евгенику, разработал концепцию “тайной евгеники”.

Еще одна цитата из книги Штефана Кюля:

Перед лицом общественного недоверия к евгеническим мерам Американское и Британское евгенические общества следовали стратегии, которую Блэкер называл “тайной евгеникой” или “крипто-евгеникой”. В письме стороннице планирования семьи Дороти Браш Блэкер описывал эту стратегию как попытку “достичь целей евгеники, не открывая, к чему ты на самом деле стремишься, и не упоминая этого слова”. (P. 148).

Собственно, именно Британское евгеническое общество, секретарем которого был Блэкер, и основанный Браш Фонд улучшения расы профинансировали создание в 1952 году Международной федерации Planned Parenthood (IPPF) - еще одного детища Маргарет Сэнгер. В 1953-м Блэкер стал вице-председателем IPPF.
А вот еще один персонаж: американец Фредерик Осборн. Единомышленник Блэкера. Еще в 30-е занял одну из ключевых должностей в Американском евгеническом обществе (тогда же, когда Блэкер в Британском), тоже еще до войны отмежевался от нацистов, тогда же установил рабочие и личные контакты с Блэкером.

В 1956 году он прочитал по приглашению Британского евгенического общества почетную “Гальтоновскую лекцию”.

Френсис Гальтон (1822-1911) - это основатель Британского евгенического общества и автор самого термина “евгеника”.

О чем Осборн говорил в этой лекции? Снова слово Штефану Кюлю:

Осборн объяснил, что существует большая проблема: “генетически неполноценные люди” просто не готовы принять мысль, что наследственность, из которой формируется их характер, неполноценна и потому не должна передаваться следующим поколениям. Некоторые люди просто не примут того, что они “второсортные”. Поэтому евгеницисты должны перестать говорить, что эти люди “низкого генетического качества”. Вместо этого, предложил Осборн, евгеницисты должны подкреплять свои предложения тем, что детям нужно расти в таких условиях, когда они получают любовь и ответственную заботу. Из-за критического отношения широкого общества к евгенике контроль за рождаемостью нужно продвигать “среди наименее адекватных родителей нашего общества” по другим, не евгеническим, основаниям. Эти люди наверняка примут ограничения на количество их детей по “совершенно другим причинам". (P. 148-149).

Впоследствии Осборн тоже сотрудничал с IPPF, но важный пост занял в другой организации: в основанном в том же 1952 году Совете по демографии (Population council). Этот Совет, первым исполнительным директором которого стал Осборн, финансировался Фондом Рокфеллера и Фондом Форда, а одной из его главных задач стала разработка контрацептивов.

В 1966-м году Осборн признавался, что Совет тратит 3 миллиона долларов [около 27 миллионов долларов в современных деньгах - Е.Р.] в год на разработку контрацептивов и что это "одна из самых важных евгенических мер за всю историю".
И еще немного из книги Кюля про того же Осборна, о котором в предыдущем посте:

Согласно Осборну, общественные и экономические условия должны быть так видоизменены, чтобы человеческие существа подчинились добровольной и в значительной степени неосознанной селекции в евгеническом смысле. Он считал возможным для врачей, медсестер и социальных работников оказывать столь сильное “социальное и психологическое давление”, чтобы “носители” серьезных генетических дефектов полностью воздерживались от рождения детей” (P. 149).

Ну как, всем знакомо это самое социальное и психологическое давление в исполнении врачей, медсестер и соцработников на людей, чтобы они “добровольно” отказались от рождения детей?
Ну и завершая (хотя бы на сегодня) цикл постов про евгенику, немножко историко-терминологических пояснений.

Слово “евгеника” придумал англичанин Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина. А вот первой евгенической организацией стало немецкое “Общество расовой гигиены” (Gesellschaft für Rassenhygiene), основанное в 1905 году Альфредом Плетцем. Только два года спустя, в 1907-м, в Англии возникло Общество евгенического образования (Eugenics Education Society), которое позже стало называться Британским евгеническим обществом.
При этом и английские евгеницисты, и немецкие расовые гигиенисты, невзирая на любые извивы своих взаимоотношений (а там были и борьба за первенство, и некоторые тактические расхождения в оценке средств достижения поставленных целей), прекрасно понимали, что являются единомышленниками, а разница между понятиями “евгеника” и “расовая гигиена” отсутствует. Это просто два разных термина, исторически укоренившихся в английском и немецком языках.

При этом, говоря (и по-английски, и по-немецки) об “улучшении расы”, “расовой ценности” и т.п., евгеницисты имели в виду под расой общий генофонд нации. Отсюда такие выражения, как “алкоголь, табак и венерические болезни - расовые яды”. Отсюда представление, что, например, эпилептик или близорукий - расово неполноценен, даже если он чистокровный немец или англичанин. И в этом смысле термин “раса” использовали как расисты, убежденные, что представители “белой расы” ценнее, чем негры, евреи или азиаты (относить ли к “белой расе” славян - тут были разногласия), так и сторонники равноценности различных рас.
Поздравляю с Рождеством Христовым всех, кто празднует сегодня.

Христос на коленях Марии лежит,
Власы Его как свет.
(Весь мир лежит во зле, но здесь
зла и тени нет).

Христос на груди Марии лежит,
Власы Его как звезда.
(Злы и коварны все короли,
Но Этот верен всегда)

Христос у сердца Марии лежит,
Власы Его как пожар.
(Тяжел как жернов, этот мир,
Но Он его удержал).

Христос на коленях Марии стоит,
Власы Его как венец.
Цветы глядят на Него с земли,
И звезды глядят с небес.

Г. К. Честертон. Рождественский гимн.
Меня часто спрашивают, как в Древнем Риме было с правами ребёнка на жизнь. Вот сегодня снова зашёл об этом разговор. Лучше напишу один раз, чтобы потом давать ссылку.

Если вкратце, то прав ребёнка на жизнь в Древнем Риме не было. А если подробнее, то изложу ниже.

В теории римляне считали, что семья и государство полностью подобны друг другу во всем, кроме размера. Семья - маленькое государство. Государство - большая семья. Поэтому отец семейства - pater familias - изначально обладал в своей семье примерно такой же властью, как царь или, позднее, диктатор в римском государстве. Правда, со временем эта власть слегка была ограничена законами и ещё больше - общественным мнением и сложившейся практикой.

Что касается практики, законов и обычаев, то для начала, когда ребёнок рождался, отец должен был его признать своим. Происходило это так. Мать клала новорождённого перед порогом, а отец брал его на руки и вносил в дом. Это символизировало принятие ребёнка в качестве нового члена семьи. После этого отец уже не имел права усомниться в своём отцовстве.

Что происходило, если отец не принимал новорождённого? Мне не известно описаний подобных случаев. Могу предположить, что всякий мог подобрать младенца, а если никто этого не делал, то младенец погибал.
При этом отказ признать младенца мог иметь определённые последствия для обоих родителей, поскольку по древнеримским законам муж, который знал о неверности жены, но ничего с этим не делал, считался виновным в сводничестве, а это было уголовным преступлением.

После внесения в дом, как я уже сказал, ребёнок считался членом семьи. Но это не значит, что его право на жизнь было абсолютным.
Согласно древнеримским законам полнотой гражданских прав обладал только совершеннолетний мужчина (persona sui juris). Мальчик до совершеннолетия оставался под властью отца.
Девочка под властью отца оставалась до замужества, после чего переходила под власть мужа.

Поскольку семья считалась маленьким государством, отец семейства имел право вершить суд над своими подвластными: над женой, несовершеннолетними сыновьями и незамужними дочерьми. Это право называлось jus gladii (право меча), поскольку в него входило право и выносить, и приводить в исполнение смертный приговор.

В случае смерти главы семейства его жена, несовершеннолетние сыновья и незамужние дочери переходили под юридическую власть старейшего совершеннолетнего мужчины в роду. Это не значит, что мужчина имел право сожительствовать, например, с женой своего умершего брата, но он имел обязанность заботиться о ней и о детях, а также право меча над ними.

Кстати, если отец умирал уже в преклонных летах, оставив после себя жену и совершеннолетних сыновей, то вдова переходила под власть своего старшего сына. Это называлось in loco sororis (на месте сестры), что было, конечно же, юридической фикцией. И хотя в такой ситуации сын имел юридическое право судить пожилую мать, но воспользоваться таким правом было бы тяжким нарушением обычаев и добрых нравов, что поставило бы его в крайне неудобное положение перед общиной.

Со временем, как я уже писал выше, эти законы немного смягчались. Например, в более классические времена (в отличие от архаических) действовал закон, по которому муж, который казнил жену, был обязан сообщить её отцу или брату (короче говоря, старшему мужчине в роду, из которого она происходила), за какую провинность он её казнит.

Что более существенно, со временем появилась такая юридическая форма брака, при которой жена оставалась в роду отца, а не переходила в род мужа. Это несколько облегчало процедуру развода, но ещё это означало, что и судить её в случае чего имеет право отец или брат, а не муж.

Но что касается права отца казнить своих детей, то эти законы были отменены уже только в христианскую эпоху, хотя на практике много веков почти не применялись.
В связи с вышеизложенным поздравляю наших феминисток, рассказывающих, что мракобесное христианство отняло у них право делать аборты. В дохристианские времена женщины всю жизнь находились под властью мужчины, который мог их казнить просто потому, что счёл это справедливым. Это мог быть отец, дед, дядя, брат, муж, деверь, свекр, даже сын - но такой мужчина всегда был.
А вот немного древнеримского об абортах.

Богатые делали их, скорее, при помощи трав, чем хирургически.
https://yangx.top/Remingtonbar/3738



"...Бедные хоть переносят опасности родов и терпят
        Тяжкий кормилицы труд, принужденные долей замужних:
        На позолоченном ложе едва ль ты найдешь роженицу:
        Слишком лекарства сильны и слишком высоко искусство
        Той, что бесплодье дает и приводит к убийству во чреве
        Женщин. Ликуй же, несчастный, любое питье подавая:
        Если бы вдруг захотела жена растянуть себе брюхо,
        Мучась толчками младенца, то, может быть, ты эфиопа
600  Станешь отцом, — и чернявый наследник, которого «здравствуй»
        Вовсе противно тебе, не замедлит войти в завещанье..."

(Ювенал. Сатиры. Книга II, сатира VI. Перевод Д.С. Недовича).

Это ещё к вопросу о том, что аборты делаются вовсе не от бедности, что недавно и писали @parfentiev_club и @vpokoe.