🔦🕵️♂️ Разведка - важнейший элемент
системы безопасности любого государства. В Советском Союзе в силу ряда исторических причин особое значение играла нелегальная разведка. Одним из её асов был Конон Молодый.
Конон Молодый родился 17 января 1922 года в Москве на Арбате. Будущему нелегалу едва исполнилось семь лет, как умер его отец Трофим Кононович Молодый, крупный учёный-физик. Летом 1931 года в Москве неожиданно оказалась старшая сестра матери Конона Евдокии Константиновны и предложила забрать мальчика к себе в Сан-Франциско. Но здесь возникла проблема: американские власти отказались предоставить визу советскому школьнику, у которого родители не живут за границей. Тогда в дело вмешался всемогущий Генрих Ягода, по указанию которого батюшка из церкви Успения на Могильцах, где крестили Конона, выдал ему новую метрику о том, что он внебрачный сын Трофима Кононовича и младшей сестры его жены — Серафимы Константиновны, которая к тому времени проживала в буржуазной Эстонии. Так что в свою первую загранкомандировку 9-летний школьник Конон Молодый выезжал уже по поддельным документам.
Американская тётка Анастасия Константиновна отдала мальчика в местную школу, где через пару месяцев он уже свободно общался на английском. Она хотела, чтобы он так и остался у неё и поступил в американский университет. Но дома были мать и сестра, и в 1938 году Конон взбунтовался. Не помогло и то, что в Калифорнию прибыла переехавшая в Париж тётка Таня, которая к тому времени здорово разбогатела благодаря прибыльной деятельности Школы русского балета, открытой ею в Париже. В результате школу Конон оканчивал уже в Москве, затем был призван в Красную армию, а когда началась война, попал прямиком в разведку.
«Я был в том самом первом звене армейской разведки, которое действует непосредственно на передовой, — рассказывает Конон Трофимович. — Взять "языка", разведать расположение огневых точек — такие задания ставились перед бойцами подразделения, в котором я служил. О характере заданий, которые нам поручали, можно судить по тому, что из трёхсот человек, которые начали войну со мной, завершили её лишь семнадцать. В том числе и я…»
После войны Конон Молодый поступил в Институт внешней торговли, где изучал китайский язык. В начале 1951 года с ним встретился заместитель начальника 4-го (англо-американского) отдела Управления «1-Б» (нелегальная разведка) Виталий Павлов.
Молодый получил оперативный псевдоним Бен. К 1954 году Бен был готов к выезду за кордон, уверенно ориентировался в разработанной вместе с ним легенде-биографии: под видом канадца он должен был осесть в Англии».
Большая статья о работе легендарного разведчика - на сайте «Историка».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
системы безопасности любого государства. В Советском Союзе в силу ряда исторических причин особое значение играла нелегальная разведка. Одним из её асов был Конон Молодый.
Конон Молодый родился 17 января 1922 года в Москве на Арбате. Будущему нелегалу едва исполнилось семь лет, как умер его отец Трофим Кононович Молодый, крупный учёный-физик. Летом 1931 года в Москве неожиданно оказалась старшая сестра матери Конона Евдокии Константиновны и предложила забрать мальчика к себе в Сан-Франциско. Но здесь возникла проблема: американские власти отказались предоставить визу советскому школьнику, у которого родители не живут за границей. Тогда в дело вмешался всемогущий Генрих Ягода, по указанию которого батюшка из церкви Успения на Могильцах, где крестили Конона, выдал ему новую метрику о том, что он внебрачный сын Трофима Кононовича и младшей сестры его жены — Серафимы Константиновны, которая к тому времени проживала в буржуазной Эстонии. Так что в свою первую загранкомандировку 9-летний школьник Конон Молодый выезжал уже по поддельным документам.
Американская тётка Анастасия Константиновна отдала мальчика в местную школу, где через пару месяцев он уже свободно общался на английском. Она хотела, чтобы он так и остался у неё и поступил в американский университет. Но дома были мать и сестра, и в 1938 году Конон взбунтовался. Не помогло и то, что в Калифорнию прибыла переехавшая в Париж тётка Таня, которая к тому времени здорово разбогатела благодаря прибыльной деятельности Школы русского балета, открытой ею в Париже. В результате школу Конон оканчивал уже в Москве, затем был призван в Красную армию, а когда началась война, попал прямиком в разведку.
«Я был в том самом первом звене армейской разведки, которое действует непосредственно на передовой, — рассказывает Конон Трофимович. — Взять "языка", разведать расположение огневых точек — такие задания ставились перед бойцами подразделения, в котором я служил. О характере заданий, которые нам поручали, можно судить по тому, что из трёхсот человек, которые начали войну со мной, завершили её лишь семнадцать. В том числе и я…»
После войны Конон Молодый поступил в Институт внешней торговли, где изучал китайский язык. В начале 1951 года с ним встретился заместитель начальника 4-го (англо-американского) отдела Управления «1-Б» (нелегальная разведка) Виталий Павлов.
Молодый получил оперативный псевдоним Бен. К 1954 году Бен был готов к выезду за кордон, уверенно ориентировался в разработанной вместе с ним легенде-биографии: под видом канадца он должен был осесть в Англии».
Большая статья о работе легендарного разведчика - на сайте «Историка».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 18 ЯНВАРЯ 1926 ГОДА НА ЭКРАНЫ ВЫШЕЛ КИНОФИЛЬМ «БРОНЕНОСЕЦ "ПОТЁМКИН"»
Фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна — это эпическое полотно о революции 1905 года. Удивительно изобретательная кинокартина. По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг.
На 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет. Это производило сильное впечатление. Фильм о восстании русских моряков триумфально прошёл во многих странах мира и неоднократно признавался одним из лучших кинофильмов «всех времён и народов».
«Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком», — с ненавистью признавал Йозеф Геббельс. Эйзенштейну удалось найти интонацию универсального эпоса, который не нуждается в переводе.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна — это эпическое полотно о революции 1905 года. Удивительно изобретательная кинокартина. По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг.
На 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет. Это производило сильное впечатление. Фильм о восстании русских моряков триумфально прошёл во многих странах мира и неоднократно признавался одним из лучших кинофильмов «всех времён и народов».
«Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком», — с ненавистью признавал Йозеф Геббельс. Эйзенштейну удалось найти интонацию универсального эпоса, который не нуждается в переводе.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
‼️ Где читать «Историк»?
Спасибо, что вы с нами! Помимо Telegram и, разумеется, печатной версии, с материалами и анонсами "Историка" можно познакомиться еще на нескольких платформах.
💻 http://историк.рф/ - сайт журнала
📲 https://vk.com/istorikrf - ВКонтакте
🖥 https://rutube.ru/channel/31249320/ - Рутьюб
Мы рады новым читателям на всех площадках!
Спасибо, что вы с нами! Помимо Telegram и, разумеется, печатной версии, с материалами и анонсами "Историка" можно познакомиться еще на нескольких платформах.
💻 http://историк.рф/ - сайт журнала
📲 https://vk.com/istorikrf - ВКонтакте
🖥 https://rutube.ru/channel/31249320/ - Рутьюб
Мы рады новым читателям на всех площадках!
историк.рф
Историк
Журнал о России, ее актуальном прошлом и непрошедшем настоящем
100 лет назад вышел первый номер журнала «Новый мир».
Традиция русских литературных журналов, восходящая ко временам Николая Карамзина, получила новый импульс развития в советские годы, когда к писателям относились как к инженерам человеческих душ и «автоматчикам партии». Такие издания называли толстыми журналами или просто «толстяками». Первым среди равных в этом ряду по праву считался «Новый мир» – журнал, премьерный номер которого вышел 18 января 1925 года.
Название журнала, основанного при газете «Известия», подчеркивало его устремленность в коммунистическое будущее. В роли главного редактора выступил сам нарком просвещения Анатолий Луначарский. Среди первых авторов «Нового мира» достаточно упомянуть Сергея Есенина, Александра Грина, Анри Барбюса, Михаила Пришвина, Бориса Пильняка. Журнал быстро занял ключевое положение, и о публикации на его страницах мечтал каждый писатель.
В разные годы издание возглавляли Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Владимир Карпов, Сергей Залыгин. Но наибольшую славу принес журналу поэт Александр Твардовский – главный редактор в 1950–1954 и 1958–1970 годах. Именно в его времена в «Новом мире» состоялись яркие публикации повестей и рассказов Юрия Бондарева и Александра Солженицына, Василия Белова и Василия Шукшина, критических статей Марка Щеглова и Владимира Лакшина. Журнал открывал новые направления в советской литературе и считался островком свободомыслия. Его голубая обложка была известна всем любителям словесности.
В конце 1980-х годов тираж «Нового мира» приближался к 3 млн экземпляров, а спрос на него был еще выше. Издание открывало широкому читателю ранее запрещенные шедевры русской и мировой литературы, такие как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «1984» Джорджа Оруэлла. Впрочем, от «Нового мира» в то время ждали не только литературных сенсаций, но и острых статей политологов и экономистов – «прорабов перестройки». С 1947 по 1991 год журнал являлся органом Союза писателей СССР. В 1991-м «Новый мир» стал частным изданием и вскоре растерял обширную аудиторию. Но и в наши дни он остается самой объективной выставкой достижений современной русской литературы.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
18 января 1943 года войска Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Леонида Говорова и Волховского фронта генерала армии Кирилла Мерецкова встречными ударами южнее Ладожского озера прорвали блокаду Ленинграда.
Операция «Искра» началась утром 12 января, когда войска двух фронтов перешли в наступление. Под прикрытием артиллерийского огня штурмовые группы 67-й армии пересекли Неву и с помощью металлических кошек, веревок и лестниц поднялись на ледяной скат противоположного берега. В немецких траншеях началась рукопашная схватка.
В этот день у деревни Липка Мгинского района Ленинградской области 20-летний старший лейтенант Яков Богдан закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота. 18 января после ожесточенных боев советские войска освободили Шлиссельбург. На 498 день блокады кольцо окружения города на Неве было прорвано - был образован коридор шириной 8 – 11 км.
Читайте большую статью о прорыве блокады Ленинграда на сайте "Историка".
#80летпобеды
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Операция «Искра» началась утром 12 января, когда войска двух фронтов перешли в наступление. Под прикрытием артиллерийского огня штурмовые группы 67-й армии пересекли Неву и с помощью металлических кошек, веревок и лестниц поднялись на ледяной скат противоположного берега. В немецких траншеях началась рукопашная схватка.
В этот день у деревни Липка Мгинского района Ленинградской области 20-летний старший лейтенант Яков Богдан закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота. 18 января после ожесточенных боев советские войска освободили Шлиссельбург. На 498 день блокады кольцо окружения города на Неве было прорвано - был образован коридор шириной 8 – 11 км.
Читайте большую статью о прорыве блокады Ленинграда на сайте "Историка".
#80летпобеды
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🛠️⚒️ Как Тульский оружейный завод работал на Южном Урале
Тульский оружейный завод эвакуировали в Медногорск по постановлению правительства от 7 октября 1941 года. Подготовка к эвакуации шла три недели, люди не уходили с завода по двое-трое суток: нужно было собрать и отправить около 7000 единиц оборудования и инструментов, материалы, детали, экспонаты заводского музея и даже памятник основателю предприятия Петру Первому, который под видом станка уложили в ящик и тоже повезли в Чкаловскую (а ныне - Оренбургскую) область.
В эвакуацию отправились около 2700 квалифицированных рабочих, опытных инженерно-технических специалистов, служащих и членов их семей. Чтобы ускорить процесс, к цехам завода проложили железнодорожную ветку.
Несмотря на большое число эвакуированных, их было недостаточно для организации массового производства оружия. В Оренбуржье началась мобилизация на «трудовой фронт». В 1942 году на завод приняли более 6000 человек. Не хватало жилья: рабочие жили в наскоро построенных холодных бараках или подселялись к горожанам и ютились в небольших помещениях, часто далеко от завода, в других концах города. Из-за сугробов зимой не всегда могли ходить рабочие поезда, приходилось добираться пешком. Многие оставались на ночь в цехах, неделями не покидали предприятие.
Тульский оружейный завод №314 в городе Медногорске официально начал работать 26 ноября 1941 года. Производство развернули за два месяца. Первую партию винтовок выпустили уже в ноябре, фактически собрав их на снегу. До нового года удалось выпустить 9900 самозарядных винтовок. Завод перевыполнял план, доведя выпуск винтовок до 55 тысяч в месяц. Затем были построены новые цеха, запущено производство авиационных пушек. Всего в годы Великой Отечественной войны в Медногорске выпустили 700 тысяч винтовок СВТ-40 и 17 тысяч пушек ШВАК.
В январе 1945 года вышел приказ о прекращении производства винтовок СВТ образца 1940 года. Через три недели завод перешел на восьмичасовой рабочий день. Сотрудники получили право на выходные и отпуска. Страна начала переходить на мирные рельсы. Победа была близка. На эвакуированном заводе запустили производство охотничьих ружей, коньков, замков, скобяных изделий, запчастей и оборудования для сельского хозяйства. Знаменательной датой стал август 1945 года: завод перестал выпускать пушки ШВАК и полностью прекратил производить продукцию военного назначения. В 1950-х годах в Медногорске начали производить пылесосы «Уралец».
#80летпобеды
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Тульский оружейный завод эвакуировали в Медногорск по постановлению правительства от 7 октября 1941 года. Подготовка к эвакуации шла три недели, люди не уходили с завода по двое-трое суток: нужно было собрать и отправить около 7000 единиц оборудования и инструментов, материалы, детали, экспонаты заводского музея и даже памятник основателю предприятия Петру Первому, который под видом станка уложили в ящик и тоже повезли в Чкаловскую (а ныне - Оренбургскую) область.
В эвакуацию отправились около 2700 квалифицированных рабочих, опытных инженерно-технических специалистов, служащих и членов их семей. Чтобы ускорить процесс, к цехам завода проложили железнодорожную ветку.
Несмотря на большое число эвакуированных, их было недостаточно для организации массового производства оружия. В Оренбуржье началась мобилизация на «трудовой фронт». В 1942 году на завод приняли более 6000 человек. Не хватало жилья: рабочие жили в наскоро построенных холодных бараках или подселялись к горожанам и ютились в небольших помещениях, часто далеко от завода, в других концах города. Из-за сугробов зимой не всегда могли ходить рабочие поезда, приходилось добираться пешком. Многие оставались на ночь в цехах, неделями не покидали предприятие.
Тульский оружейный завод №314 в городе Медногорске официально начал работать 26 ноября 1941 года. Производство развернули за два месяца. Первую партию винтовок выпустили уже в ноябре, фактически собрав их на снегу. До нового года удалось выпустить 9900 самозарядных винтовок. Завод перевыполнял план, доведя выпуск винтовок до 55 тысяч в месяц. Затем были построены новые цеха, запущено производство авиационных пушек. Всего в годы Великой Отечественной войны в Медногорске выпустили 700 тысяч винтовок СВТ-40 и 17 тысяч пушек ШВАК.
В январе 1945 года вышел приказ о прекращении производства винтовок СВТ образца 1940 года. Через три недели завод перешел на восьмичасовой рабочий день. Сотрудники получили право на выходные и отпуска. Страна начала переходить на мирные рельсы. Победа была близка. На эвакуированном заводе запустили производство охотничьих ружей, коньков, замков, скобяных изделий, запчастей и оборудования для сельского хозяйства. Знаменательной датой стал август 1945 года: завод перестал выпускать пушки ШВАК и полностью прекратил производить продукцию военного назначения. В 1950-х годах в Медногорске начали производить пылесосы «Уралец».
#80летпобеды
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼 Картина недели. Илья Репин. Приезд Царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900
На рубеже веков маститый, на всю Россию гремевший художник Илья Репин обратился не к самому яркому и отнюдь не к героическому эпизоду русской истории. Казалось бы, обыденный случай: наш будущий первый император, ещё не оперившийся, вместе с братом, в окружении придворных, приехал на московский Семёновский потешный двор — туда, где любил охотиться их царственный отец.
Семёновский потешный двор — это не в последнюю очередь Сокольничья слобода. Это было настоящее царство соколиной охоты. Ловчие птицы содержались на Семёновском потешном дворе в так называемых птичьих покоях: зимой — в тёплых «светлицах», а летом — в «птичьих амбарах», в которых они сидели на шестах, обитых ровным холстом. Туда и направились молодые цари московские…
Иван Алексеевич после смерти отца, царя Алексея Михайловича, должен был стать самодержцем как старший сын и наследник. Однако его считали слабоумным, слабым. Куда больше надежд связывали с младшим по возрасту Петром. Сановники нашли компромиссный вариант: двоецарствие. Ивана и Петра вдвоём венчали на царство в 1682 году. Причём Иван Алексеевич считался «старшим царём», каковым и был по возрасту. Но он не проявлял интереса к государственной жизни.
Что же нашёл в этой истории Илья Репин, создавший столь эмоциональную картину? Он показал братьев почти близнецами (хотя матери у них были разные). Они похожи внешне. Тем разительнее различие характеров. Пётр ликует. На потешном дворе он весь отдаётся потехам. Его брат выглядит нелепо в золотом царском облачении, которое ему явно не по росту. Он опирается на посох, как старик. Иван отстранён от всех, он удручённо глядит себе под ноги. Пётр одет гораздо скромнее чинного брата. Зато он готов продирижировать всем честным народом. Готов к неуёмным делам. Такой внутренний конфликт набросал Репин в этой яркой картине.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
На рубеже веков маститый, на всю Россию гремевший художник Илья Репин обратился не к самому яркому и отнюдь не к героическому эпизоду русской истории. Казалось бы, обыденный случай: наш будущий первый император, ещё не оперившийся, вместе с братом, в окружении придворных, приехал на московский Семёновский потешный двор — туда, где любил охотиться их царственный отец.
Семёновский потешный двор — это не в последнюю очередь Сокольничья слобода. Это было настоящее царство соколиной охоты. Ловчие птицы содержались на Семёновском потешном дворе в так называемых птичьих покоях: зимой — в тёплых «светлицах», а летом — в «птичьих амбарах», в которых они сидели на шестах, обитых ровным холстом. Туда и направились молодые цари московские…
Иван Алексеевич после смерти отца, царя Алексея Михайловича, должен был стать самодержцем как старший сын и наследник. Однако его считали слабоумным, слабым. Куда больше надежд связывали с младшим по возрасту Петром. Сановники нашли компромиссный вариант: двоецарствие. Ивана и Петра вдвоём венчали на царство в 1682 году. Причём Иван Алексеевич считался «старшим царём», каковым и был по возрасту. Но он не проявлял интереса к государственной жизни.
Что же нашёл в этой истории Илья Репин, создавший столь эмоциональную картину? Он показал братьев почти близнецами (хотя матери у них были разные). Они похожи внешне. Тем разительнее различие характеров. Пётр ликует. На потешном дворе он весь отдаётся потехам. Его брат выглядит нелепо в золотом царском облачении, которое ему явно не по росту. Он опирается на посох, как старик. Иван отстранён от всех, он удручённо глядит себе под ноги. Пётр одет гораздо скромнее чинного брата. Зато он готов продирижировать всем честным народом. Готов к неуёмным делам. Такой внутренний конфликт набросал Репин в этой яркой картине.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 19 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА КРАСНАЯ АРМИЯ ПОДОШЛА К НОВГОРОДУ
Приближалась развязка Новгородско-Лужской операции. Южнее Новгорода Красная армия успешно форсировала верховье озера Ильмень и освободила десятки населённых пунктов, среди которых — Троица, Козынево, Толстиково.
С севера наступление на Новгород шло ещё мощнее. После артиллерийской подготовки части Волховского фронта прорвали оборону гитлеровцев и освободили более 80 городов и сёл. Войска 59-й армии замыкали окружение новгородской группировки противника.
Оккупация Новгорода Великого длилась 883 дня. Гитлеровцы оставили древний город в руинах. Восстановление святынь древнего русского города началось ещё в дни войны, вскоре после освобождения Новгорода.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Приближалась развязка Новгородско-Лужской операции. Южнее Новгорода Красная армия успешно форсировала верховье озера Ильмень и освободила десятки населённых пунктов, среди которых — Троица, Козынево, Толстиково.
С севера наступление на Новгород шло ещё мощнее. После артиллерийской подготовки части Волховского фронта прорвали оборону гитлеровцев и освободили более 80 городов и сёл. Войска 59-й армии замыкали окружение новгородской группировки противника.
Оккупация Новгорода Великого длилась 883 дня. Гитлеровцы оставили древний город в руинах. Восстановление святынь древнего русского города началось ещё в дни войны, вскоре после освобождения Новгорода.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
19 января 1865 года родился художник Валентин Серов
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
📲 «Историк» ВКонтакте!
Подписывайтесь на наше сообщество, участвуйте в обсуждениях и дискуссиях. Мы рады подписчикам на всех платформах!
🔻🔻🔻🔻🔻
https://vk.com/istorikrf
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Подписывайтесь на наше сообщество, участвуйте в обсуждениях и дискуссиях. Мы рады подписчикам на всех платформах!
🔻🔻🔻🔻🔻
https://vk.com/istorikrf
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ВКонтакте
Историк
Журнал о России, ее актуальном прошлом и непрошедшем настоящем. Серьезное чтение для думающих людей. Для тех, кто не согласен с попытками интерпретировать историю своей Родины как цепь реализованных негативных альтернатив.
🖼 Картина недели. В.А. Серов. Пётр I. 1907
Валентин Серов — признанный, неповторимый портретист. Сегодня - 160 лет со дня его рождения. Хотя и многонаселённая историческая живопись была его стихией. Как и почти вся Россия с ломоносовских времён, он преклонялся перед первым нашим императором. Считалось, что русская светская культура и наука родом именно из петровских реформ, даже — из петровских перегибов.
В классической экспозиции Третьяковской галереи нас особенно привлекает историческая живопись, и петровское полотно Валентина Серова стало одним из самых узнаваемых художественных воплощений русской истории. Это неслучайно. Художнику удалось прочувствовать саму суть народного характера, а точнее, одну из его граней, таинственную, неизъяснимую!
Мы видим царя в штатском изысканном костюме XVIII века, правда, без парика. Кружева не мешают ему широко шагать по бездорожью. Он не признаёт церемоний. Для его волевого ума не существует непреодолимых преград. Высокий лоб открыт всем ветрам. Соратники не поспевают за решительным царём. Им зябко. Но приходится брести вслед за реформатором: ослушаться его невозможно.
Серовская метафора ясна во все времена: Пётр стремится в будущее. Он видит Россию мощной морской державой, а Северную столицу — величественной и процветающей. Это гимн человеку, его твёрдому характеру. Это история успеха. За спиной государя вырастает город — как по нотам, воплощаются смелые планы.
Смотришь на картину — и слышится перестук топоров. Пристани ещё не построены, как и Адмиралтейство. Зато ждут приказа новые корабли. В городе зарождается жизнь. Это не просто прожект, не просто блажь великого человека. Вот корова пьёт невскую воду, значит, здесь уже налаживается жизнь. Петербургу — быть! Тут схвачена атмосфера строительства, вера в то, что волевому человеку всё по плечу, и даже морская стихия не помеха.
Таков Пётр Валентина Серова — смелый, деятельный и проницательный государственный ум. Неистовый строитель и бодрый император, ведущий страну к победам.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Валентин Серов — признанный, неповторимый портретист. Сегодня - 160 лет со дня его рождения. Хотя и многонаселённая историческая живопись была его стихией. Как и почти вся Россия с ломоносовских времён, он преклонялся перед первым нашим императором. Считалось, что русская светская культура и наука родом именно из петровских реформ, даже — из петровских перегибов.
В классической экспозиции Третьяковской галереи нас особенно привлекает историческая живопись, и петровское полотно Валентина Серова стало одним из самых узнаваемых художественных воплощений русской истории. Это неслучайно. Художнику удалось прочувствовать саму суть народного характера, а точнее, одну из его граней, таинственную, неизъяснимую!
Мы видим царя в штатском изысканном костюме XVIII века, правда, без парика. Кружева не мешают ему широко шагать по бездорожью. Он не признаёт церемоний. Для его волевого ума не существует непреодолимых преград. Высокий лоб открыт всем ветрам. Соратники не поспевают за решительным царём. Им зябко. Но приходится брести вслед за реформатором: ослушаться его невозможно.
Серовская метафора ясна во все времена: Пётр стремится в будущее. Он видит Россию мощной морской державой, а Северную столицу — величественной и процветающей. Это гимн человеку, его твёрдому характеру. Это история успеха. За спиной государя вырастает город — как по нотам, воплощаются смелые планы.
Смотришь на картину — и слышится перестук топоров. Пристани ещё не построены, как и Адмиралтейство. Зато ждут приказа новые корабли. В городе зарождается жизнь. Это не просто прожект, не просто блажь великого человека. Вот корова пьёт невскую воду, значит, здесь уже налаживается жизнь. Петербургу — быть! Тут схвачена атмосфера строительства, вера в то, что волевому человеку всё по плечу, и даже морская стихия не помеха.
Таков Пётр Валентина Серова — смелый, деятельный и проницательный государственный ум. Неистовый строитель и бодрый император, ведущий страну к победам.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 20 ЯНВАРЯ 1878 ГОДА РУССКИЕ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ АДPИAНOПOЛЬ
После Шипко-Шейновского разгрома турецкой армии нужно было, несмотря на зимнюю непогоду, преследовать армию Сулейман-паши. Перед генералом Михаилом Скобелевым стояла задача совершить марш по маршруту Ески-Загра — Адрианополь и упредить прибытие туда армии Сулейман-паши.
Турок от Адрианополя отделяли 180 км. Скобелевский авангард находился чуть ближе к городу — в 150 км. Солдаты Скобелева, как и их командир, не получили отдыха после трудных сражений и переходов.
На протяжении всего пути войска Скобелева отбивали турецкие позиции, мосты, железнодорожные станции, с боями занимали населённые пункты. Одним эскадроном выбили турок с Адрианопольского железнодорожного моста. Был захвачен обоз египетского принца Гассана, командующего Южной турецкой армией.
Турки в страхе бросили твердыни Адрианополя. Армия, возглавляемая Михаилом Скобелевым, вошла в город под торжественную барабанную дробь. Болгары и греки встречали русских как освободителей. Казалось, вот-вот сбудется давняя мечта православных народов — освобождение Константинополя.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
После Шипко-Шейновского разгрома турецкой армии нужно было, несмотря на зимнюю непогоду, преследовать армию Сулейман-паши. Перед генералом Михаилом Скобелевым стояла задача совершить марш по маршруту Ески-Загра — Адрианополь и упредить прибытие туда армии Сулейман-паши.
Турок от Адрианополя отделяли 180 км. Скобелевский авангард находился чуть ближе к городу — в 150 км. Солдаты Скобелева, как и их командир, не получили отдыха после трудных сражений и переходов.
На протяжении всего пути войска Скобелева отбивали турецкие позиции, мосты, железнодорожные станции, с боями занимали населённые пункты. Одним эскадроном выбили турок с Адрианопольского железнодорожного моста. Был захвачен обоз египетского принца Гассана, командующего Южной турецкой армией.
Турки в страхе бросили твердыни Адрианополя. Армия, возглавляемая Михаилом Скобелевым, вошла в город под торжественную барабанную дробь. Болгары и греки встречали русских как освободителей. Казалось, вот-вот сбудется давняя мечта православных народов — освобождение Константинополя.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
⚡️⚡️ Тема январского номера «Историка» - новое летоисчисление. Как Пётр I указал считать года.
👉 Новый номер «Историка» доступен электронным подписчикам!
📖 Читайте в номере:
📚НОВОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ: 325 лет назад Петр Великий коренным образом изменил всю хронологию русской жизни
📚ВСЁ ВРУТ КАЛЕНДАРИ? Как правильно переводить даты со старого стиля на новый?
📚СКАЗКА ПОД ЕЛЬЮ Кажется, что традиция отмечать Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой существовала всегда. На самом деле она появилась только в ХХ веке
👉А также:
📚БОРОДА ИВАНА ЧЕТВЕРТОГО. Вплоть до очень зрелого возраста Ивана Васильевича принято было рисовать безбородым. Почему?
📚 ЭПОХА «ДВОРСКИХ БУРЬ» В Музеях Московского Кремля открылась масштабная выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи».
📚ДВАДЦАТЬ ТРИ ДНЯ Ровно столько времени понадобилось победоносной Красной армии, чтобы с боями преодолеть путь от Вислы до Одера, проложив себе дорогу к главному логову врага
📚СВЯТАЯ КРЕПОСТЬ Выборг часто называют самым западным городом России, имея в виду не географическое положение, а его неповторимый облик
📚КИНО ОБ АКТУАЛЬНОМ ПРОШЛОМ Сергей Эйзенштейн в «Иване Грозном» он поднял вопросы, не потерявшие значения и теперь. Кинорежиссер Карен ШАХНАЗАРОВ специально для «Историка».
📚 «Историк» рекомендует: что почитать и увидеть в сентябре?
«Историк» – это журнал о России, о ее актуальном прошлом, о людях, делавших и делающих нашу историю. Наш журнал – это серьезное чтение для думающих людей.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
👉 Новый номер «Историка» доступен электронным подписчикам!
📖 Читайте в номере:
📚НОВОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ: 325 лет назад Петр Великий коренным образом изменил всю хронологию русской жизни
📚ВСЁ ВРУТ КАЛЕНДАРИ? Как правильно переводить даты со старого стиля на новый?
📚СКАЗКА ПОД ЕЛЬЮ Кажется, что традиция отмечать Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой существовала всегда. На самом деле она появилась только в ХХ веке
👉А также:
📚БОРОДА ИВАНА ЧЕТВЕРТОГО. Вплоть до очень зрелого возраста Ивана Васильевича принято было рисовать безбородым. Почему?
📚 ЭПОХА «ДВОРСКИХ БУРЬ» В Музеях Московского Кремля открылась масштабная выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи».
📚ДВАДЦАТЬ ТРИ ДНЯ Ровно столько времени понадобилось победоносной Красной армии, чтобы с боями преодолеть путь от Вислы до Одера, проложив себе дорогу к главному логову врага
📚СВЯТАЯ КРЕПОСТЬ Выборг часто называют самым западным городом России, имея в виду не географическое положение, а его неповторимый облик
📚КИНО ОБ АКТУАЛЬНОМ ПРОШЛОМ Сергей Эйзенштейн в «Иване Грозном» он поднял вопросы, не потерявшие значения и теперь. Кинорежиссер Карен ШАХНАЗАРОВ специально для «Историка».
📚 «Историк» рекомендует: что почитать и увидеть в сентябре?
«Историк» – это журнал о России, о ее актуальном прошлом, о людях, делавших и делающих нашу историю. Наш журнал – это серьезное чтение для думающих людей.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
20 января 1903 года родился Евсей Голдовский, изобретатель, один из первопроходцев кинематографии.
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Forwarded from Исторический музей. Официально
Слово историку. «Ленин до Октября»
1917 год стал Рубиконом для российского государства. Будущий глава первого советского правительства Владимир Ленин встретил его — равно как и Февральские события — в статусе эмигранта, не верившего, что его поколение застанет революцию.
В новом выпуске просветительского проекта «Слово историку» поговорим о том, как Ленин оценивал текущие события, будучи за рубежом, а также кто помогал ему вернуться на родину.
В день 101-ой годовщины смерти вождя встретимся в онлайн-студии ГИМ с Ольгой Гранкиной, к. и. н., старшим научным сотрудником научно-экспозиционного отдела ГИМ и куратором выставки «Ленин».
Обсудим вопрос «немецких денег», отношение других политических партий к большевикам в первой половине 1917 года, а также почему именно «июльский кризис» стал исторической точкой невозврата.
🔔 Подключайтесь 21 января в 19:00
Куратор и ведущий программы «Слово историку» Артём Арутюнов, к. и. н., заведующий отделом образовательных проектов и мероприятий Исторического музея.
Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в Одноклассниках
📺 Смотреть на Rutube
#СловоИсторикуГИМ #МузейЛенина
1917 год стал Рубиконом для российского государства. Будущий глава первого советского правительства Владимир Ленин встретил его — равно как и Февральские события — в статусе эмигранта, не верившего, что его поколение застанет революцию.
В новом выпуске просветительского проекта «Слово историку» поговорим о том, как Ленин оценивал текущие события, будучи за рубежом, а также кто помогал ему вернуться на родину.
В день 101-ой годовщины смерти вождя встретимся в онлайн-студии ГИМ с Ольгой Гранкиной, к. и. н., старшим научным сотрудником научно-экспозиционного отдела ГИМ и куратором выставки «Ленин».
Обсудим вопрос «немецких денег», отношение других политических партий к большевикам в первой половине 1917 года, а также почему именно «июльский кризис» стал исторической точкой невозврата.
Куратор и ведущий программы «Слово историку» Артём Арутюнов, к. и. н., заведующий отделом образовательных проектов и мероприятий Исторического музея.
Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в Одноклассниках
📺 Смотреть на Rutube
#СловоИсторикуГИМ #МузейЛенина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
VK Видео
«Ленин до Октября». Ольга Гранкина
Слово историку. «Ленин до Октября» 1917 год стал Рубиконом для российского государства. Будущий глава первого советского правительства Владимир Ленин встретил его — равно как и Февральские события — в статусе эмигранта, не верившего, что его поколение застанет…
Фото дня. Памятник генералу Михаилу Скобелеву. Москва, 1912 год.
Михаил Скобелев считал Москву самым русским городом. Неудивительно, что вскоре после смерти генерала москвичи задумались о памятнике ему — полководцу, которого глубоко почитали в народе.
Сбором денег на памятник генералу занялись в 1908 году газета «Русский инвалид» и Скобелевский комитет. Место установки стало предметом жарких споров. Предлагались Лубянский сквер, Театральная и Лубянская площади. В конечном итоге выбрали Тверскую площадь, по соседству с домом генерал-губернатора и неподалёку от гостиницы, в которой великий полководец ушёл из жизни. Конкурс на лучший проект памятника длился до 25 мая 1910 года. Жюри состояло из девяти военных и шести архитекторов. Из 27 предложенных проектов они остановились на работе скульптора-любителя подполковника Петра Самонова «За царя и Родину». Самонов не был самоучкой. Он — отставной офицер — в своё время был вольнослушателем скульптурного класса Императорской академии художеств. Памятник выглядел, пожалуй, слишком эксцентрично, по-московски расхристанно, зато в нём чувствовалась динамика. И ощущалось, что памятник создал военный человек, понимающий, что такое служба. Если угодно, единомышленник Скобелева.
На собранные по подписке средства в 1912 году, в тридцатую годовщину со дня кончины генерала, в Москве на Тверской площади, переименованной в Скобелевскую (затем Советскую), по проекту военного художника подполковника Петра Самонова была воздвигнута великолепная конная статуя Скобелева. Справа и слева её обрамляли скульптурные группы, изображавшие эпизоды боёв в Средней Азии и на Балканах. В нишах пьедестала находились одиннадцать бронзовых барельефов, на которых были отражены наиболее известные скобелевские победы.
#фотоархив
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Михаил Скобелев считал Москву самым русским городом. Неудивительно, что вскоре после смерти генерала москвичи задумались о памятнике ему — полководцу, которого глубоко почитали в народе.
Сбором денег на памятник генералу занялись в 1908 году газета «Русский инвалид» и Скобелевский комитет. Место установки стало предметом жарких споров. Предлагались Лубянский сквер, Театральная и Лубянская площади. В конечном итоге выбрали Тверскую площадь, по соседству с домом генерал-губернатора и неподалёку от гостиницы, в которой великий полководец ушёл из жизни. Конкурс на лучший проект памятника длился до 25 мая 1910 года. Жюри состояло из девяти военных и шести архитекторов. Из 27 предложенных проектов они остановились на работе скульптора-любителя подполковника Петра Самонова «За царя и Родину». Самонов не был самоучкой. Он — отставной офицер — в своё время был вольнослушателем скульптурного класса Императорской академии художеств. Памятник выглядел, пожалуй, слишком эксцентрично, по-московски расхристанно, зато в нём чувствовалась динамика. И ощущалось, что памятник создал военный человек, понимающий, что такое служба. Если угодно, единомышленник Скобелева.
На собранные по подписке средства в 1912 году, в тридцатую годовщину со дня кончины генерала, в Москве на Тверской площади, переименованной в Скобелевскую (затем Советскую), по проекту военного художника подполковника Петра Самонова была воздвигнута великолепная конная статуя Скобелева. Справа и слева её обрамляли скульптурные группы, изображавшие эпизоды боёв в Средней Азии и на Балканах. В нишах пьедестала находились одиннадцать бронзовых барельефов, на которых были отражены наиболее известные скобелевские победы.
#фотоархив
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!