Журнал Историк
8.21K subscribers
5.73K photos
22 videos
4.63K links
Журнал о России, её актуальном прошлом и непрошедшем настоящем.
加入频道
🖼️🖼️🖼️ Выставка недели. Энергия цвета. Архетипы авангарда

Государственная Третьяковская галерея, Приморская государственная картинная галерея.

Владивосток, Алеутская улица, 12. До 22 октября

Выставка предлагает по-новому взглянуть на русский авангард, соединив искусство художников начала XX века с популярной теорией архетипов. Архетипы – это структуры в коллективном бессознательном, которые существуют в глубинах нашей психики. Они обусловливают ценности человека, его модель поведения, восприятие мира.

Взгляд на искусство через призму архетипов дает возможность проникнуть во внутренний мир художника на качественно новом уровне. Он позволяет понять, какие психологические паттерны двигали мастером, почему он создавал именно такие работы. В состав проекта вошли произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Марка Шагала и других выдающихся мастеров авангарда.

#выставканедели

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Стамбул - город контрастов

После выхода на экраны «Бриллиантовой руки» эта фраза ушла в народ. Некий обобщённый «Стамбул» Леонид Гайдай снимал в Баку, в Старом городе. Подавляющее большинство зрителей в те времена тоже в глаза этот «город контрастов» никогда не видело.
Сакраментальное «кроме вас из нашего ЖЭКа там никто не был» попадало в яблочко.

Казалось бы, эпитет, некогда позаимствованный сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским у журналистов-международников, по отношению к Стамбулу становится всё более точным и метким. Сияющие зеркальными окнами небоскрёбы возвышаются над первозданным хаосом уличных базаров, а виадуки многополосных автострад надменно взирают на узкие улочки, в теснинах которых и двум велосипедистам не разминуться. Но подобные контрасты присущи любому мегаполису с давней историей. И тайна притягательности Стамбула – в другом.

Нить судьбы этого города связывает эпохи, народы, религии…

Читайте материал о Стамбуле на сайте «Историка»!

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🧈В Вологде открылся интерактивный музей масла

Он разместился в отреставрированном здании конца XIX века, принадлежавшем купцу Александру Бурлову. В музее представлена история уникального продукта, рецептуру которого разработал череповчанин Николай Верещагин – родной брат выдающегося художника-баталиста Василия Верещагина.

В новом музее пять залов, в каждом из них экспонаты можно трогать и изучать. Каждый сможет пройти путь маслодела с помощью интерактивных технологий, адаптированных и для детей. А экскурсию проводит сам Верещагин – а точнее, его интерактивный двойник. «Мы долго работали над созданием городского Музея вологодского масла и наконец можем пригласить сюда вологжан и гостей города», - сказал на церемонии открытия градоначальник Сергей Воропанов.

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 21 СЕНТЯБРЯ 862 ГОДА — ЛЕГЕНДАРНОЕ ПРИЗВАНИЕ НА КНЯЖЕНИЕ РЮРИКА, СИНЕУСА И ТРУВОРА

Это событие традиционно считается началом русской государственности, которая с тех пор не прерывалась.

По «Повести временных лет», славянские племена, жившие в Приильменье и на берегах Ладоги, страдали от междоусобиц. Для прекращения конфликтов они решили пригласить князя со стороны — Рюрика. Варяго-русское происхождение Рюрика вызывает многочисленные споры. Варяжские дружины были полиэтничными, и вполне вероятно, что Рюрика связывали со славянскими племенами и родственные узы. По летописи, Рюрик начал княжить в Новгороде. Хотя археологические данные, скорее, подтверждают, что первой столицей княжества стала Старая Ладога.

Братья Рюрика Синеус и Трувор, по данным летописца, начали княжить, соответственно, на Белоозере и Изборске, но вскоре умерли, и воинственный Рюрик объединил под своей властью значительную территорию.

#деньвистории

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼️ Картина недели. Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика В Ладогу. 1909

Откуда пошла Русь? Этот вопрос с незапамятных времён интересовал неравнодушных.

Легендарный князь Рюрик считается основателем первой мощной династии правителей государства, возникшего на берегах Волхова, Ладоги и Ильмени. Историки много лет спорили, кто такие варяги, а художники просто воспевали этот былинный сюжет: приход воинов в Старую Ладогу, явление князя, по-видимому, волевого, могучего человека. Не прошёл мимо этого сюжета и Виктор Васнецов (1848–1926) — живописец, создавший в конце XIX века своего рода изобразительный эталон Древней Руси. Стиль, который полюбила вся Россия, потому что нет в нашей стране более популярной, укоренённой в народном сознании картины, чем васнецовские «Богатыри».

И вот — Рюрик. Витязь выглядит боевито, доспехи переливаются на скудном северном солнце. Сразу видно: пришёл защитник и хозяин. Рядом с ним — братья, а может быть, боевые соратники. Словене встречают будущего своего князя дарами: меха, мёд, вино. Ладожские аборигены выглядят торжественно, держатся с достоинством, старейшины одеты по-боярски броско. Среди них — узнаваемая фигура седобородого рослого старца — «знатного мужа» Гостомысла. Это не какой-то диковатый сброд. Перед нами — степенные государственные мужи, принявшие важное решение. Статные, ни перед кем не гнущие спину. Они любят свою землю, действуют в интересах общины, народа. И призвание Рюрика вовсе не выглядит решением, принятым от бессилия или отчаяния.

О Васнецове вполне можно сказать словами Пушкина: «Не презирал страны родной, он знал её предназначенье…». Он воссоздавал Русь, которой хочется гордиться. Верится, что такой народ мог построить великую державу, дойти — через века — до Камчатки и Туркестана. А исток могущественного государства здесь, на Ладоге. И Васнецов прославляет героический пролог России, показывает его во всём великолепии сверкающих шлемов.

#картинанедели

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
КАК ЯКОВ БРЮС БОРОЛСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Народная память бывает не всегда справедлива. Ближайший сподвижник Петра I Яков Вилимович Брюс запечатлелся в ней как колдун и чернокнижник, которым матери пугали детей. На самом же деле этому потомку шотландских королей Россия обязана очень многим.

Начало Северной войны для России сложилось крайне неудачно. Русские войска были наголову разбиты шведами под Нарвой. Перед Карлом XII открывался прямой путь через Новгород на Москву. Плохо укреплённый Новгород представлялся лёгкой добычей для первоклассной шведской армии. В этой острейшей ситуации нужен был человек, способный в кратчайшее время превратить город в неприступную крепость...

Читайте статью на сайте журнала «Историк»!

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
21 сентября 1760 года родился Иван Дмитриев, поэт, баснописец, министр юстиции Российской империи.

#цитатадня

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🎼 21 сентября 1962 года в СССР с концертами прибыл композитор Игорь Стравинский. 48 лет он не был на Родине.

Сегодня в рубрике #звукиистории - концерт Игоря Стравинского в Ленинграде. В исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии фантазия “Фейерверк” и сюита из балета “Жар-птица”. Дирижирует автор. Запись по трансляции из Большого зала Ленинградской филармонии.

https://www.youtube.com/watch?v=nHgsTq-yNoo

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 22 СЕНТЯБРЯ 1784 ГОДА — ОСНОВАНИЕ ПЕРВОГО ПОСТОЯННОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА АЛЯСКЕ — ГАВАНИ ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ

Мореплаватель и промышленник Григорий Шелехов (1747–1795) заслужил прозвание «русского Колумба». В 1784 году он основал первое постоянное русское поселение на далёкой Аляске, на острове Кадьяк. Бухта и поселение были названы по имени одного из кораблей Шелехова — Гаванью Трёх Святителей.

Суровый край привлекал Шелехова прежде всего пушниной. Мореплаватель пробыл на Кадьяке около двух лет, несколько раз снаряжал экспедиции для исследования Кенайского и Чугацкого заливов и до мыса Святого Ильи. Обустроил несколько укреплений, заложил основы торговли и рыболовства на Кадьяке.

#деньвистории

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
⚡️ ОТКРЫТА ГОДОВАЯ ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ «ИСТОРИК»

👉 C 1 сентября по 15 декабря 2023 года Вы можете оформить годовую подписку на бумажную версию журнала «Историк». Общая стоимость на все 12 номеров 2024 года (в зависимости от региона) – в пределах 2000 рублей.

‼️ Подписка – это надежность и удобство. Вам не нужно будет искать журнал в киосках и магазинах. Каждого десятого читателя, приславшего квитанцию о годовой подписке на 2024 год на электронную почту info@istorik,info ждёт подарок от редакции.

➡️ ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ МОЖНО:

🔹 в любом отделении «Почты России» по печатному или электронному каталогу podpiska.pochta.ru (через сотрудника почты). По электронному каталогу также можно оформить подписку дома самостоятельно. Индекс годовой подписки – П0238. Подписной индекс на меньший срок (от 1 месяца) – П0967

🔹 в почтовых отделениях стран СНГ по каталогу «Российская Пресса» ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий». Подписной индекс – 45045

🔹 по электронному каталогу «Пресса по подписке» агентства «Книга-Сервис» на сайте akc.ru/itm/istorik/

🔹 по электронному каталогу подписного агентства «Урал-Пресс» на сайте ural-press.ru/catalog

🔹 по электронному каталогу pressa-rf.ru

🔹 по электронному каталогу магазина журналов journalshop.ru

🔹 по электронному каталогу с доставкой заказной бандеролью delpress.ru

🔹корпоративная подписка по Москве (доставка в офис курьером) по электронному каталогу «Пресса по подписке» агентства «Книга-Сервис» на сайте akc.ru/itm/istorik/

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
22 сентября 1900 года родился Сергей Ожегов, выдающийся лингвист, составитель толкового словаря русского языка. 

#цитатадня

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Погибаю, но не сдаюсь
Когда минуты роковые настают…

Памятник «Морякам революции». Расположен на 12-м км Новороссийского шоссе, между Новороссийском и Кабардинкой. Построен в 1980 году скульптором Владимиром Цигалем, архитекторами Яковом Белопольским, Романом Кананиным и Владимиром Хавиным. Входит в комплекс «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны».

Большая статья об истории монумента - на сайте «Историка».

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
📚Библиотека «Историка»

Василий Хорст. Отдых и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие. 1939–1989

М.: Бослен, 2023

Книга Василия Хорста – обширное исследование истории советского общепита и культуры обслуживания на примере торговых павильонов, ресторанов, кафе и столовых Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и Выставки достижений народного хозяйства СССР.

Читатели познакомятся с ассортиментом и рецептурой блюд, которые могли попробовать посетители, а также с работой поваров и официантов, считавшейся образцом советского сервиса. Большое внимание автор уделил архитектуре ВДНХ, особенностям каждого павильона или киоска, в которых располагались заведения общепита и торговли.

#библиотекаисторика

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 23 СЕНТЯБРЯ 1980 ГОДА В СЕВЕРОДВИНСКЕ СПУЩЕНА НА ВОДУ САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПОДЛОДКА «АКУЛА»

В этот день самая большая в мире подводная лодка — высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля — впервые коснулась воды.

Новая лодка стала достойным ответом на американский проект субмарин класса «Огайо». Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами.

В результате первую подводную лодку «Акула» построили в рекордно короткие сроки — за 5 лет. Экипаж в 160 человек мог служить в комфортных условиях: на лодке располагались спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауна, салон для отдыха, живой уголок...

#деньвистории

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ПАМЯТЬ ОБ АКТЕРЕ-ФРОНТОВИКЕ
 
В Ростовской области, в Аксае, открыли памятник народному артисту СССР Владимиру Этушу. Автором монумента стал скульптор Филипп Трушин.

«Большинство россиян знает Владимира Абрамовича как замечательного артиста театра и кино. Но для нас, аксайчан, особенно важно, что Владимир Этуш – освободитель Аксайского района, который в годы Великой Отечественной войны был защитником Аксайской переправы, участвовал в боях за Ростовскую область», - подчеркнул на торжественной церемонии глава администрации Аксайского района Константин Домбровский.

В июле 1942 года Владимир Этуш отличился в боях за Аксай. А завершил войну после тяжелого ранения, в звании старшего лейтенанта. Был награжден орденом Красной звезды. А в послевоенные годы, несмотря на инвалидность, стал настоящим любимцем публики,  звездой московского театра имени Е.Б. Вахтангова, незабываемым героем кинокомедий.

Бюст установлен на территории мемориального комплекса «Переправа». В 1985 году актер участвовал в открытии этого мемориала.

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
23 сентября 480 года до нашей эры родился великий древнегреческий трагик Еврипид. 

#цитатадня

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼️ Картина недели. Виктор Васнецов. Витязь на Распутье. 1882

Во второй половине XIX века Россия открывала Древнюю Русь — нашу былинную эпоху. Возрождались старинная иконопись, архитектурные образы… Просвещённые горожане стали интересоваться старинами наших северных сказителей, которые сохранили многовековую традицию. Русь вспомнила про Илью Муромца. Вспомнила о своих корнях.

Да, образ получался сказочный, не реалистичный. Но что бы мы поняли сами о себе без сказок?
Художник Виктор Васнецов (1848–1926) был, пожалуй, лучшим интерпретатором русской фольклорной темы в живописи. Одна из главных его картин — «Витязь на распутье». Здесь нет динамичного героического сюжета, зато на васнецовском полотне живёт тайна. Его вдохновила былина о дорогах Ильи Муромца. Однако художник не показал на картине Илью, предпочёл обобщённый образ витязя. Конкретность помешала бы создать настроение мистического испытания. Одинокий всадник в мире, который на каждом шагу таит угрозу. Недаром ворон кружит над полем.

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», — комментировал Васнецов свою работу.

Первый вариант картины экспонировался на передвижной выставке 1878 года. Но в этой работе художника многое не удовлетворяло. В конце концов витязь стал монументальнее и трагичнее. Мы не видим его лица. Васнецовский витязь не победителен. В его позе можно угадать усталость и даже обречённость. Хотя ясно, что он отправится в опасный путь, не откажется от богатырского жребия. Верный конь богатырский опустил голову, задумался. Ему не по себе. А богатырь не свернёт с пути.

Это минорная, грустная картина. В ней — предчувствие испытаний ХХ века, когда многие богатыри сложат головы в неравных боях. Былина, старина — это всегда предсказание.

#картинанедели

▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!