Журнал Историк
20 ИЮЛЯ 1941 ГОДА — ДЕНЬ ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ОБОРОНЫ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ В этот день последний защитник Брестской крепости написал на кирпичной стене одного из казематов: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 17-го…
РЕСТАВРАТОРЫ НА ПЕРЕДОВОЙ
В первые послереволюционные годы, следуя словам Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», немалая часть строителей нового общества причислила к миру насилья православные церкви, монастыри и культовые сооружения иных конфессий, дворянские усадьбы, купеческие особняки, монументы видным деятелям российской истории…
С того времени «партия разрушителей старого» и «партия охранителей прошлого» противостояли друг другу на передовой культурного фронта. И только в годы Великой Отечественной войны, в годы величайших разрушений, как ни парадоксально, «партия охранителей и созидателей» взяла верх.
Противостояние новаторов-разрушителей и консерваторов-охранителей взяло паузу только на время Великой Отечественной войны, когда повсеместное уничтожение фашистами городов и селений, памятников истории, культа и культуры потребовало мобилизации сил всего небольшого отряда архитекторов-реставраторов, их достижений, их научных открытий, их бесценного практического опыта.
Большая статья о реставраторах, противостоянии разных школ в довоенные годы и колоссальной работе в дни Великой Отечественной войны - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
В первые послереволюционные годы, следуя словам Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», немалая часть строителей нового общества причислила к миру насилья православные церкви, монастыри и культовые сооружения иных конфессий, дворянские усадьбы, купеческие особняки, монументы видным деятелям российской истории…
С того времени «партия разрушителей старого» и «партия охранителей прошлого» противостояли друг другу на передовой культурного фронта. И только в годы Великой Отечественной войны, в годы величайших разрушений, как ни парадоксально, «партия охранителей и созидателей» взяла верх.
Противостояние новаторов-разрушителей и консерваторов-охранителей взяло паузу только на время Великой Отечественной войны, когда повсеместное уничтожение фашистами городов и селений, памятников истории, культа и культуры потребовало мобилизации сил всего небольшого отряда архитекторов-реставраторов, их достижений, их научных открытий, их бесценного практического опыта.
Большая статья о реставраторах, противостоянии разных школ в довоенные годы и колоссальной работе в дни Великой Отечественной войны - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
20 июля 1906 года родился Илья Мазурук, Герой Советского Союза, участник арктических и антарктических экспедиций, фронтовик Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
📖 Где можно купить «Историк» и как подписаться на журнал?
На сайте ответу на этот вопрос посвящен целый раздел. Вся информация - по ссылке.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
На сайте ответу на этот вопрос посвящен целый раздел. Вся информация - по ссылке.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼️ Картина недели. Защитники Брестской крепости. Худ. П.А. Кривоногов. 1951
Оборона Брестской крепости вошла в историю исключительно благодаря подвигу ее небольшого гарнизона. Тех, кто в первые дни и недели войны не поддался панике, не бежал и не сдался, а сражался до конца…
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Оборона Брестской крепости вошла в историю исключительно благодаря подвигу ее небольшого гарнизона. Тех, кто в первые дни и недели войны не поддался панике, не бежал и не сдался, а сражался до конца…
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Одной из первых приняла на себя удар фашистских войск героическая Брестская крепость. Немцы были уже под Смоленском, а защитники крепости продолжали оказывать сопротивление врагу.
Несмотря на то, что накануне войны значительная часть личного состава была занята на работах по сооружению Брестского укрепленного района, в крепости в ночь на 22 июня находились от 7 тыс. до 9 тыс. военнослужащих, а также около 300 семей (более 600 человек) командиров Красной армии. Состояние крепостного гарнизона было прекрасно известно немецкому командованию. Оно решило, что мощный бомбовый и артиллерийский удары настолько ошеломят застигнутых врасплох людей, что штурмовым подразделениям не составит труда занять крепость и осуществить ее «зачистку». На всю операцию отводилось несколько часов.
Но утренний штурм провалился. Первая победа укрепила дух тех, кто был подавлен силой и внезапностью артиллерийского налета и смертью товарищей. Большие потери штурмовых групп в первый же день наступления заставили немецкое командование принять решение отвести ночью свои части на внешние валы крепости, окружив ее плотным кольцом, с тем чтобы сломить сопротивление защитников с помощью артиллерии и авиации. Начался артобстрел, прерываемый призывами через громкоговоритель сдаваться в плен…
Большая статья о защитниках Брестской крепости, ее обороне и подвиге советских солдат - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Несмотря на то, что накануне войны значительная часть личного состава была занята на работах по сооружению Брестского укрепленного района, в крепости в ночь на 22 июня находились от 7 тыс. до 9 тыс. военнослужащих, а также около 300 семей (более 600 человек) командиров Красной армии. Состояние крепостного гарнизона было прекрасно известно немецкому командованию. Оно решило, что мощный бомбовый и артиллерийский удары настолько ошеломят застигнутых врасплох людей, что штурмовым подразделениям не составит труда занять крепость и осуществить ее «зачистку». На всю операцию отводилось несколько часов.
Но утренний штурм провалился. Первая победа укрепила дух тех, кто был подавлен силой и внезапностью артиллерийского налета и смертью товарищей. Большие потери штурмовых групп в первый же день наступления заставили немецкое командование принять решение отвести ночью свои части на внешние валы крепости, окружив ее плотным кольцом, с тем чтобы сломить сопротивление защитников с помощью артиллерии и авиации. Начался артобстрел, прерываемый призывами через громкоговоритель сдаваться в плен…
Большая статья о защитниках Брестской крепости, ее обороне и подвиге советских солдат - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 21 ИЮЛЯ 1906 ГОДА ПЁТР СТОЛЫПИН ВОЗГЛАВИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ
Пётр Аркадьевич Столыпин только в апреле 1906 года стал министром внутренних дел. Он твёрдой рукой боролся с революционными веяниями, так громко заявившими о себе в 1905-м. Когда правительство распустили вместе с Государственной думой I созыва, Столыпина назначили новым премьер-министром. Его влияние на политическую жизнь империи возросло.
«Надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России», — заявил Столыпин в те дни. Он пригласил к сотрудничеству лидеров общественного мнения — кадетов и октябристов. Однако они не стремились работать в правительстве. На должности премьер-министра Столыпин оставался вплоть до своей гибели в сентябре 1911 года.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Пётр Аркадьевич Столыпин только в апреле 1906 года стал министром внутренних дел. Он твёрдой рукой боролся с революционными веяниями, так громко заявившими о себе в 1905-м. Когда правительство распустили вместе с Государственной думой I созыва, Столыпина назначили новым премьер-министром. Его влияние на политическую жизнь империи возросло.
«Надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России», — заявил Столыпин в те дни. Он пригласил к сотрудничеству лидеров общественного мнения — кадетов и октябристов. Однако они не стремились работать в правительстве. На должности премьер-министра Столыпин оставался вплоть до своей гибели в сентябре 1911 года.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
21 июля 1899 года родился Эрнест Хемингуэй, американский писатель и военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии, автор романов «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол», «Иметь и не иметь» и др.
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
В июле 1826 года именным указом Николая I было создано III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, главной задачей которого стал политический сыск.
Дела велись по четырем экспедициям. Первая должна была предупреждать злоумышления против императора, искать тайные общества; через нее проходили дела по злоупотреблениям в госучреждениях, при рекрутских наборах, на выборах в дворянские собрания. В компетенцию второй вошла фальшивомонетчики, секты, получение сведений о различных изобретениях и усовершенствованиях, рассмотрение жалоб по семейным делам. Позже ей поручили и надзор за тюрьмами для государственных преступников. Третья контролировала пропуск иностранцев. Наконец, четвертая экспедиция ведала «всеми вообще происшествиями в государстве», то есть представляла на высочайшее усмотрение ежемесячную статистику эпидемий, пожаров, волнений и убийств по губерниям. В 1842 году появилась пятая экспедиция, к которой были отнесены цензурные дела.
В III Отделении собралась огромная картотека: многие жандармские характеристики на чиновников империи позволяют «материализовать» мир гоголевского «Ревизора». О случаях злоупотреблений, требовавших немедленной реакции, жандармы докладывали в срочных донесениях. Николай I по докладу Бенкендорфа мог тут же принять административное решение – о переводе, удалении или предании чиновника суду. Но чаще записки передавали в ответственное министерство, после чего возникала длительная межведомственная переписка, итог которой предугадать было сложно. Впрочем, для выяснения всех обстоятельств император мог направить в губернию ревизоров. В результате жандармских донесений в николаевское время было уволено более десяти губернаторов и сотни чиновников разных рангов.
Характер жандармского надзора иллюстрирует дело оренбургского гражданского губернатора И.Д. Талызина. В 1841 году местный жандармский штаб-офицер обвинил губернатора в многочисленных злоупотреблениях, а также в пьянстве и непристойном поведении. Начальник Казанского жандармского округа, однако, опроверг эти сведения. Тайная полиция оказалась в затруднении. «Будучи поставлен в заблуждение, которому из означенных дошедших до меня сведений, противоречащих одно другому, верить», Бенкендорф запросил мнение оренбургского военного губернатора, генерал-лейтенанта В.А. Перовского.
Перовский принял сторону Талызина, но жандармский офицер представил новую записку о разгульном образе жизни губернатора. Дело было доложено императору. Для выяснения всех обстоятельств Николай I направил в Оренбург сенатора-ревизора, который в итоге обвинил жандарма в распространении нелепых слухов («вместо того чтобы по обязанности жандармского штаб-офицера заботиться об устранении всякого ропота и недоверия к правительству»). Жандарм был немедленно уволен. Годы спустя, уже как частному лицу, ему стали известны факты, подтверждавшие злоупотребления Талызина и указывавшие на предвзятость сенаторского отчета, причем на сей раз новый военный губернатор Оренбурга не стал защищать губернатора гражданского.
Большая статья о работе III Отделения - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Дела велись по четырем экспедициям. Первая должна была предупреждать злоумышления против императора, искать тайные общества; через нее проходили дела по злоупотреблениям в госучреждениях, при рекрутских наборах, на выборах в дворянские собрания. В компетенцию второй вошла фальшивомонетчики, секты, получение сведений о различных изобретениях и усовершенствованиях, рассмотрение жалоб по семейным делам. Позже ей поручили и надзор за тюрьмами для государственных преступников. Третья контролировала пропуск иностранцев. Наконец, четвертая экспедиция ведала «всеми вообще происшествиями в государстве», то есть представляла на высочайшее усмотрение ежемесячную статистику эпидемий, пожаров, волнений и убийств по губерниям. В 1842 году появилась пятая экспедиция, к которой были отнесены цензурные дела.
В III Отделении собралась огромная картотека: многие жандармские характеристики на чиновников империи позволяют «материализовать» мир гоголевского «Ревизора». О случаях злоупотреблений, требовавших немедленной реакции, жандармы докладывали в срочных донесениях. Николай I по докладу Бенкендорфа мог тут же принять административное решение – о переводе, удалении или предании чиновника суду. Но чаще записки передавали в ответственное министерство, после чего возникала длительная межведомственная переписка, итог которой предугадать было сложно. Впрочем, для выяснения всех обстоятельств император мог направить в губернию ревизоров. В результате жандармских донесений в николаевское время было уволено более десяти губернаторов и сотни чиновников разных рангов.
Характер жандармского надзора иллюстрирует дело оренбургского гражданского губернатора И.Д. Талызина. В 1841 году местный жандармский штаб-офицер обвинил губернатора в многочисленных злоупотреблениях, а также в пьянстве и непристойном поведении. Начальник Казанского жандармского округа, однако, опроверг эти сведения. Тайная полиция оказалась в затруднении. «Будучи поставлен в заблуждение, которому из означенных дошедших до меня сведений, противоречащих одно другому, верить», Бенкендорф запросил мнение оренбургского военного губернатора, генерал-лейтенанта В.А. Перовского.
Перовский принял сторону Талызина, но жандармский офицер представил новую записку о разгульном образе жизни губернатора. Дело было доложено императору. Для выяснения всех обстоятельств Николай I направил в Оренбург сенатора-ревизора, который в итоге обвинил жандарма в распространении нелепых слухов («вместо того чтобы по обязанности жандармского штаб-офицера заботиться об устранении всякого ропота и недоверия к правительству»). Жандарм был немедленно уволен. Годы спустя, уже как частному лицу, ему стали известны факты, подтверждавшие злоупотребления Талызина и указывавшие на предвзятость сенаторского отчета, причем на сей раз новый военный губернатор Оренбурга не стал защищать губернатора гражданского.
Большая статья о работе III Отделения - на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼️ Картина недели. Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889
Клавдий Лебедев (1852–1916) — выходец из крестьянской семьи, получивший образование в Строгановском училище и Московском училище ваяния и зодчества. В нач. 1890-х поступил в передвижники, преподавал в Академии художеств. И в исторической, и в церковной живописи он был реалистом. Тема падения Новгородской республики после известной повести Николая Карамзина «Марфа Посадница» занимала русских художников.
Лебедев по обыкновению серьёзно изучил исторические реалии: костюм, оружие. И придирчиво подыскивал подходящие типажи. Он хорошо знал и историческую фактуру. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, после смерти мужа встала во главе движения за выход Новгорода из-под власти Москвы, но потерпела поражение.
Новгородскому самоуправлению пришёл конец. Художник стремился показать эту историческую веху. Стиль Лебедева — в сочетании исторической (почти «сказочной»!) фактуры с эффектным реализмом.
На этой картине нет победителей, нет триумфаторов. Даже дружинники великого князя Ивана III выглядят сконфуженно. Таково отношение художника к братоубийственным распрям.
В центре внимания — образ Марфы. Суровая, несломленная женщина держится прямо. В отличие от измождённых соратников она не позволяет себе присесть, показать свою слабость... Её взгляд уже в нездешнем мире. Борецкая не может смириться с поражением Новгорода и не желает видеть того, что с ним случилось. Остаток дней она провела в московском Зачатьевском монастыре.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Клавдий Лебедев (1852–1916) — выходец из крестьянской семьи, получивший образование в Строгановском училище и Московском училище ваяния и зодчества. В нач. 1890-х поступил в передвижники, преподавал в Академии художеств. И в исторической, и в церковной живописи он был реалистом. Тема падения Новгородской республики после известной повести Николая Карамзина «Марфа Посадница» занимала русских художников.
Лебедев по обыкновению серьёзно изучил исторические реалии: костюм, оружие. И придирчиво подыскивал подходящие типажи. Он хорошо знал и историческую фактуру. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, после смерти мужа встала во главе движения за выход Новгорода из-под власти Москвы, но потерпела поражение.
Новгородскому самоуправлению пришёл конец. Художник стремился показать эту историческую веху. Стиль Лебедева — в сочетании исторической (почти «сказочной»!) фактуры с эффектным реализмом.
На этой картине нет победителей, нет триумфаторов. Даже дружинники великого князя Ивана III выглядят сконфуженно. Таково отношение художника к братоубийственным распрям.
В центре внимания — образ Марфы. Суровая, несломленная женщина держится прямо. В отличие от измождённых соратников она не позволяет себе присесть, показать свою слабость... Её взгляд уже в нездешнем мире. Борецкая не может смириться с поражением Новгорода и не желает видеть того, что с ним случилось. Остаток дней она провела в московском Зачатьевском монастыре.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Сегодня в нашей рубрике #фотоархив - Петр Столыпин с уездными предводителями дворянства Ковенской губернии. Кадр сделан в 1901 году. Всего через пять лет Столыпин станет премьером.
Вы узнали на этом фото Петра Аркадьевича? Пишите в комментариях, где он сидит!
Напомним, в прошлом году вышел номер «Историка», посвященный Петру Столыпину. Познакомиться с ним можно в архиве сайта.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Вы узнали на этом фото Петра Аркадьевича? Пишите в комментариях, где он сидит!
Напомним, в прошлом году вышел номер «Историка», посвященный Петру Столыпину. Познакомиться с ним можно в архиве сайта.
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
"ПО-ПЛАСТУНСКИ ПРОПАХАЛИ"
Съёмки «Освобождения» продолжались 6 лет – дольше, чем шла война. Нередко киногруппе приходилось работать в обстановке, максимально приближенной к боевой. Когда эпопея была закончена, режиссёр-фронтовик Юрий Озеров признался: «Похоже, мы Европу освободили дважды».
Карен Шахназаров, возглавляющий сегодня киностудию «Мосфильм», был знаком с Юрием Озеровым – их семьи дружили много лет. Когда на экраны вышли заключительные части эпопеи, Карен как раз закончил первый курс режиссёрского факультета ВГИКа и к его чисто человеческому, зрительскому восторгу уже примешивалось восхищение профессионала, способного оценить сложность задачи, решённой Озеровым и его коллегами. Прошло полвека, а «Освобождение» так и осталось исключительным, не имеющим аналогов произведением.
Подробнее о фильме читайте в статье на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Съёмки «Освобождения» продолжались 6 лет – дольше, чем шла война. Нередко киногруппе приходилось работать в обстановке, максимально приближенной к боевой. Когда эпопея была закончена, режиссёр-фронтовик Юрий Озеров признался: «Похоже, мы Европу освободили дважды».
Карен Шахназаров, возглавляющий сегодня киностудию «Мосфильм», был знаком с Юрием Озеровым – их семьи дружили много лет. Когда на экраны вышли заключительные части эпопеи, Карен как раз закончил первый курс режиссёрского факультета ВГИКа и к его чисто человеческому, зрительскому восторгу уже примешивалось восхищение профессионала, способного оценить сложность задачи, решённой Озеровым и его коллегами. Прошло полвека, а «Освобождение» так и осталось исключительным, не имеющим аналогов произведением.
Подробнее о фильме читайте в статье на сайте журнала «Историк».
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 22 ИЮЛЯ 1795 ГОДА ОТКРЫЛСЯ ТЕАТР ШЕРЕМЕТЕВЫХ В ОСТАНКИНЕ
Домашний театр графов Шереметевых был знаменит на всю Россию. Крепостные актёры ставили оперы, балеты и драматические спектакли. Некоторые балеты создавались специально для шереметевского театра. В Останкине архитекторы обустроили уникальный зал со сценой, который при необходимости быстро превращался из театрального в бальный. Самой талантливой актрисой крепостного театра была Прасковья Ковалёва-Жемчугова, которая в семь лет попала в дом Шереметевых, стала ведущей актрисой театра, а в 1801 году — графиней Шереметевой.
В театре сложилась традиция: артистам присваивались новые сценические имена, соответствовавшие названиям драгоценных камней. Анна Буянова-Изумрудова, Татьяна Шлыкова-Гранатова, Кузьма Деулин-Сердоликов, Фёкла Урусова-Бирюзова… Шереметев не жалел средств на богатые декорации и костюмы.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Домашний театр графов Шереметевых был знаменит на всю Россию. Крепостные актёры ставили оперы, балеты и драматические спектакли. Некоторые балеты создавались специально для шереметевского театра. В Останкине архитекторы обустроили уникальный зал со сценой, который при необходимости быстро превращался из театрального в бальный. Самой талантливой актрисой крепостного театра была Прасковья Ковалёва-Жемчугова, которая в семь лет попала в дом Шереметевых, стала ведущей актрисой театра, а в 1801 году — графиней Шереметевой.
В театре сложилась традиция: артистам присваивались новые сценические имена, соответствовавшие названиям драгоценных камней. Анна Буянова-Изумрудова, Татьяна Шлыкова-Гранатова, Кузьма Деулин-Сердоликов, Фёкла Урусова-Бирюзова… Шереметев не жалел средств на богатые декорации и костюмы.
#деньвистории
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
📲 «Историк» ВКонтакте!
Подписывайтесь на наше сообщество, участвуйте в обсуждениях и дискуссиях. Мы рады подписчикам на всех платформах!
🔻🔻🔻🔻🔻
https://vk.com/istorikrf
Подписывайтесь на наше сообщество, участвуйте в обсуждениях и дискуссиях. Мы рады подписчикам на всех платформах!
🔻🔻🔻🔻🔻
https://vk.com/istorikrf
ВКонтакте
Историк
Журнал о России, ее актуальном прошлом и непрошедшем настоящем. Серьезное чтение для думающих людей. Для тех, кто не согласен с попытками интерпретировать историю своей Родины как цепь реализованных негативных альтернатив.
22 июля 1878 года родился Янош Корчак, выдающийся педагог, писатель, военный врач. Погиб вместе со своими учениками от рук гитлеровцев. В Треблинке, в газовой камере.
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
#цитатадня
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
🖼️ Картина недели. Марат Самсонов. Бойцы Сталинграда. 1983
Отзвуки этой победы были слышны во всём мире. Стратегическая операция Красной армии «Кольцо» завершилась 2 февраля 1943 года капитуляцией окружённой сталинградской группировки противника.
Народный художник России Марат Самсонов (1925–2013) — фронтовик, офицер Великой Отечественной, участник Парада Победы. Долгие годы он возглавлял Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Самсонов участвовал в создании грандиозной панорамы «Сталинградская битва». Война для художника-баталиста — это не только сражения, не только патетика побед. Потомственный военный, Самсонов досконально знал, чем жил солдат в годы сражений, как сумел выдержать нечеловеческие испытания. Знал, что такое Сталинград, как великая битва на Волге повлияла на судьбу войны.
Окружение гитлеровских дивизий в Сталинграде — это тема многих эпических картин. А Самсонов показал радость измождённых победителей после Сталинградской победы, показал солдатскую гущу. Здесь нет полководцев, только бойцы. Война не окончена. Это лишь передышка. Играет трёхрядка — гармонь, прошедшая через бои. Опалённые, усталые после многодневных боёв солдаты пляшут на сталинградском снегу. Откуда-то нашлись силы. Просветлели лица даже у раненых. И это не художественное преувеличение, так бывало. Весть о капитуляции врага отзывалась ликованием в нашей армии. Без таких праздников, наверное, бойцам не удалось бы преодолеть напряжение войны.
По духу эта картина перекликается со знаменитым полотном Юрия Непринцева «Отдых после боя». Правда, Самсонов более историчен: это не только сюжет из фронтовой жизни, но и эпизод Сталинградской битвы, её заключительный аккорд. Не все бойцы Сталинграда дойдут до Берлина и Праги. Но все они — победители. Потому что именно на волжских берегах гитлеровская армия расшиблась о непреодолимую стену.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!
Отзвуки этой победы были слышны во всём мире. Стратегическая операция Красной армии «Кольцо» завершилась 2 февраля 1943 года капитуляцией окружённой сталинградской группировки противника.
Народный художник России Марат Самсонов (1925–2013) — фронтовик, офицер Великой Отечественной, участник Парада Победы. Долгие годы он возглавлял Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Самсонов участвовал в создании грандиозной панорамы «Сталинградская битва». Война для художника-баталиста — это не только сражения, не только патетика побед. Потомственный военный, Самсонов досконально знал, чем жил солдат в годы сражений, как сумел выдержать нечеловеческие испытания. Знал, что такое Сталинград, как великая битва на Волге повлияла на судьбу войны.
Окружение гитлеровских дивизий в Сталинграде — это тема многих эпических картин. А Самсонов показал радость измождённых победителей после Сталинградской победы, показал солдатскую гущу. Здесь нет полководцев, только бойцы. Война не окончена. Это лишь передышка. Играет трёхрядка — гармонь, прошедшая через бои. Опалённые, усталые после многодневных боёв солдаты пляшут на сталинградском снегу. Откуда-то нашлись силы. Просветлели лица даже у раненых. И это не художественное преувеличение, так бывало. Весть о капитуляции врага отзывалась ликованием в нашей армии. Без таких праздников, наверное, бойцам не удалось бы преодолеть напряжение войны.
По духу эта картина перекликается со знаменитым полотном Юрия Непринцева «Отдых после боя». Правда, Самсонов более историчен: это не только сюжет из фронтовой жизни, но и эпизод Сталинградской битвы, её заключительный аккорд. Не все бойцы Сталинграда дойдут до Берлина и Праги. Но все они — победители. Потому что именно на волжских берегах гитлеровская армия расшиблась о непреодолимую стену.
#картинанедели
▪️Подписывайтесь на наш канал в Телеграм!