ОТКРЫТЬ СЕРДЦЕ
Вопрос:
Что значит "открыть сердце", "впустить Бога"? Как открыть? Как впустить?
Ответ:
Я понимаю и чувствую это так:
Внутренне повернуться к Богу, помнить о Нем, все свои дела так или иначе соизмерять с Ним (просить благословения, думать, как Он воспринимает Ваши мысли, слова, поступки и т.п.) - жить в Его присутствии.
Читать Евангелие, стараться не делать зла, а делать добро.
Обращаться к Нему с молитвой как можно чаще: собеседовать с Ним, ждать Его ответа и быть готовым принять его.
Если не чувствуете присутствия Божия, то звать Его (не обязательно словами, но сердцем).
Ещё один момент раскрыт в Притчах: "Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути мои" (Притч. 23:26). Комментируя эти слова Александр Лопухин говорит: здесь содержится "указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя".
Впуская Бога в свою жизнь, открывая Ему сердце, мы отдаем себя в Его распоряжение и принимаем Его волю о себе. Не сопротивляется Ему. Идём по тому пути, по которому Он нас ведёт.
Этот момент доверия тоже очень важен. Мы соизмеряет свой путь с Евангельским и стараемся не уклоняться от него.
Вопрос:
Что значит "открыть сердце", "впустить Бога"? Как открыть? Как впустить?
Ответ:
Я понимаю и чувствую это так:
Внутренне повернуться к Богу, помнить о Нем, все свои дела так или иначе соизмерять с Ним (просить благословения, думать, как Он воспринимает Ваши мысли, слова, поступки и т.п.) - жить в Его присутствии.
Читать Евангелие, стараться не делать зла, а делать добро.
Обращаться к Нему с молитвой как можно чаще: собеседовать с Ним, ждать Его ответа и быть готовым принять его.
Если не чувствуете присутствия Божия, то звать Его (не обязательно словами, но сердцем).
Ещё один момент раскрыт в Притчах: "Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути мои" (Притч. 23:26). Комментируя эти слова Александр Лопухин говорит: здесь содержится "указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя".
Впуская Бога в свою жизнь, открывая Ему сердце, мы отдаем себя в Его распоряжение и принимаем Его волю о себе. Не сопротивляется Ему. Идём по тому пути, по которому Он нас ведёт.
Этот момент доверия тоже очень важен. Мы соизмеряет свой путь с Евангельским и стараемся не уклоняться от него.
ПЫЛКОСТЬ И ПУСТОТА
Отношения с Богом, на мой взгляд, никогда не бывают статичными. Как в любых личных взаимоотношениях, в них всегда есть момент неопределенности, изменчивости.
Они не вырастают и не держатся на каких-либо заранее разработанных планах или схемах «духовной жизни». В них всегда есть и должен быть элемент импровизации.
Соблюдение утренних и вечерних правил, регулярность участия в богослужениях – необходимы, как элемент внутренней дисциплины. Но к этому нельзя сводить свою «жизнь с Богом».
Это не набор определенных обязательных действий. Это – «жизнь вдвоем», где слова, действия и поступки определяются не обязательностью, а взаимной симпатией (если не сказать любовью). Так Давид танцует перед Ковчегом Завета не по правилам, а по велению сердца.
«Засушивание» религиозной жизни, сведение ее к системе однообразных правил довольно быстро приводит к разочарованию и краху. Методика – отнюдь не то, что ценится в отношениях, построенных на любви.
Стоит только осознать Бога как Личность (или Сверхличность) и становится вполне естественным принять и взлеты, и падения, и полноту, и опустошенность, и пылкость, и охлаждение в наших отношениях с Ним. Есть главное, без чего эти отношения невозможны: осознание того, что ты не можешь жить без Него и тебе плохо там, где Его нет.
Что объединяет Моисея и Иакова, Иова и Давида, Петра и Павла, мать Марию и мать Терезу, старца Силуана Афонского и Иоанна Кронштадтского? Как ни странно, вовсе не их аскетические подвиги или дела милосердия, не их успехи в «духовном делании» или их «безгрешность». В каждом из них горит огонь любви.
Они могли отрекаться и падать, гневаться на Бога и упрекать Его, могли не слушаться и нарушать Его заповеди и даже прямые повеления. Но они никогда не относились к Нему безразлично.
Иов проклинает день и ночь своего рождения, упрекает Бога в несправедливости («что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне»), в том, что Он губит его, угнетает и презирает Свое Собственное творение. Но это упреки того, кто любит и потрясен холодностью и несправедливостью любимого. И Бог отвечает на них не гневом, но любовью.
Давид нарушает 6-ю, 7-ю и 10-ю заповедь (возжелав жену ближнего своего, прелюбодействует и убивает соперника). Но осознав свой грех плачет и молит, чтобы Господь не отнял у него Духа Своего, которым он живет, и дышит, и движется, и существует. И Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида».
Петр отрекается от Христа, но Господь помнит сказанное им слово: «Господи, к кому нам идти? У Тебя на устах слова вечной жизни» и выделяет его особо среди всех апостолов – как фундамент будущей Церкви.
Мать Мария до пострижения меняет трех мужей, а после продолжает курить, легкомысленно относится к исполнению молитвенных монашеских правил, но любовь к Богу горит в ней как огонь, освещая и ее жизнь, и жизнь людей вокруг нее.
В биографии каждого из героев веры можно найти слабости и падения, разочарование и отчаяние. И если бы жизнь с Богом сводилась к исполнению правил или канонов, - опустело бы Царство Небесное. Но «невозможное человекам, возможно Богу». Он бессилен только перед равнодушием.
«Они повернулись ко Мне спиной, а не лицами», - обвиняет Бог израильтян устами пророка Иеремии.
«Ожирели сердца людей этих, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», - с горечью говорит Христос об иудеях.
«Или христианство огонь или его нет», - так лаконично сформулировала основной канон «духовной жизни» мать Мария. Можно быть одновременно и верующим, и непричастным Богу, - вот основной парадокс, вытекающий из этих слов.
Даже атеизм не так страшен, как религиозное равнодушие («теплохладность» на языке Писания). Ненависть к Богу или борьба с Ним – подразумевают ярко выраженное чувство, отношение. Путь от ненависти к любви долог, но возможен. В конце концов, это – вопрос перемены знака: минуса на плюс. Безразличие куда сложнее наполнить чувством.
(Окончание ниже)
Отношения с Богом, на мой взгляд, никогда не бывают статичными. Как в любых личных взаимоотношениях, в них всегда есть момент неопределенности, изменчивости.
Они не вырастают и не держатся на каких-либо заранее разработанных планах или схемах «духовной жизни». В них всегда есть и должен быть элемент импровизации.
Соблюдение утренних и вечерних правил, регулярность участия в богослужениях – необходимы, как элемент внутренней дисциплины. Но к этому нельзя сводить свою «жизнь с Богом».
Это не набор определенных обязательных действий. Это – «жизнь вдвоем», где слова, действия и поступки определяются не обязательностью, а взаимной симпатией (если не сказать любовью). Так Давид танцует перед Ковчегом Завета не по правилам, а по велению сердца.
«Засушивание» религиозной жизни, сведение ее к системе однообразных правил довольно быстро приводит к разочарованию и краху. Методика – отнюдь не то, что ценится в отношениях, построенных на любви.
Стоит только осознать Бога как Личность (или Сверхличность) и становится вполне естественным принять и взлеты, и падения, и полноту, и опустошенность, и пылкость, и охлаждение в наших отношениях с Ним. Есть главное, без чего эти отношения невозможны: осознание того, что ты не можешь жить без Него и тебе плохо там, где Его нет.
Что объединяет Моисея и Иакова, Иова и Давида, Петра и Павла, мать Марию и мать Терезу, старца Силуана Афонского и Иоанна Кронштадтского? Как ни странно, вовсе не их аскетические подвиги или дела милосердия, не их успехи в «духовном делании» или их «безгрешность». В каждом из них горит огонь любви.
Они могли отрекаться и падать, гневаться на Бога и упрекать Его, могли не слушаться и нарушать Его заповеди и даже прямые повеления. Но они никогда не относились к Нему безразлично.
Иов проклинает день и ночь своего рождения, упрекает Бога в несправедливости («что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне»), в том, что Он губит его, угнетает и презирает Свое Собственное творение. Но это упреки того, кто любит и потрясен холодностью и несправедливостью любимого. И Бог отвечает на них не гневом, но любовью.
Давид нарушает 6-ю, 7-ю и 10-ю заповедь (возжелав жену ближнего своего, прелюбодействует и убивает соперника). Но осознав свой грех плачет и молит, чтобы Господь не отнял у него Духа Своего, которым он живет, и дышит, и движется, и существует. И Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида».
Петр отрекается от Христа, но Господь помнит сказанное им слово: «Господи, к кому нам идти? У Тебя на устах слова вечной жизни» и выделяет его особо среди всех апостолов – как фундамент будущей Церкви.
Мать Мария до пострижения меняет трех мужей, а после продолжает курить, легкомысленно относится к исполнению молитвенных монашеских правил, но любовь к Богу горит в ней как огонь, освещая и ее жизнь, и жизнь людей вокруг нее.
В биографии каждого из героев веры можно найти слабости и падения, разочарование и отчаяние. И если бы жизнь с Богом сводилась к исполнению правил или канонов, - опустело бы Царство Небесное. Но «невозможное человекам, возможно Богу». Он бессилен только перед равнодушием.
«Они повернулись ко Мне спиной, а не лицами», - обвиняет Бог израильтян устами пророка Иеремии.
«Ожирели сердца людей этих, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», - с горечью говорит Христос об иудеях.
«Или христианство огонь или его нет», - так лаконично сформулировала основной канон «духовной жизни» мать Мария. Можно быть одновременно и верующим, и непричастным Богу, - вот основной парадокс, вытекающий из этих слов.
Даже атеизм не так страшен, как религиозное равнодушие («теплохладность» на языке Писания). Ненависть к Богу или борьба с Ним – подразумевают ярко выраженное чувство, отношение. Путь от ненависти к любви долог, но возможен. В конце концов, это – вопрос перемены знака: минуса на плюс. Безразличие куда сложнее наполнить чувством.
(Окончание ниже)
(Начало выше)
Знаменитый британский философ Энтони Флю 50 лет яростно доказывал, что Бога нет. Более тридцати выпущенных им работ («Теология и фальсификация», «Бог и философия», «Презумпция атеизма» и др.) легли в основу современного научного атеизма. Последняя книга, написанная им перед смертью, носила название «Бог есть».
Будущий апостол Павел не был атеистом, но был яростным противником Иисуса. После встречи с Ним лицом к лицу, он стал самым пламенным Его миссионером.
Пример теплохладности - это образ Лаодикийской церкви в Откровении Иоанна Богослова.
В Лаодикии находилась одна из крупнейших и богатейших иудейских общин - семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. И среди них было немало христиан. Именно их Христос обличает беспощадно, не находя в этой церкви ни одной черты, облегчающей ее судьбу. Их теплохладность вызывает у Него тошноту:
«Знаю твои дела; ты и не холоден, и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Этот образ не случаен: напротив Лаодикии стоял Иераполь, славившийся своими минеральными источниками. Эта вода не бывает «псухрос» (греч.) - холодной, вплоть до точки замерзания, или «зестос» – горячей до кипения. Она – «хлиарос», теплая, имеет тошнотворный вкус и способна вызвать рвоту.
Такое действие оказывает на воскресшего Христа лаодикийская церковь. Почему?
Через Лаодикию проходила важнейшая торговая артерия – из Эфеса на восток и в Сирию. Это был крупнейший торговый, финансовый и банковский центр.
Именно в Лаодикии римский оратор Цицерон получал деньги по аккредитивам во время своего путешествия по Малой Азии. Тацит пишет, что, когда в 61 г. этот город был полностью разрушен землетрясением, его жители отказались от помощи римского правительства и восстановили город на собственные деньги. Это внешнее богатство соседствует с духовной нищетой.
Город славился также текстильной мануфактурой и особой породой овец с мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Из нее изготавливали эксклюзивные туники - тримиты. Гордясь этими одеждами, лаодикийцы не замечали, что наги в глазах Бога.
Местная медицинская школа была известна во всем мире своими мазями для ушей и для глаз. Имена некоторых врачей выбивали даже на лаодикийских монетах. Но это не мешает лаодикийцам быть духовно слепыми.
Христос советует им купить золото, очищенное огнем (то есть веру, испытанную страданием - 1Пет. 1:7), и белые одежды (духовную красоту, которую дает благодать Христова), и помазать глаза мазью покаяния, чтобы прозреть от жгучей боли, увидев себя во всей своей нищете.
Лаодикийская церковь не ищет Божьей любви и не пламенеет ответной любовью, потому что самодостаточна, упоена собой и своим успехом и не видит собственной сердечной нищеты, духовной слепоты и наготы. Христос показывает истинную цену тому, чем она гордится. Ее пустота противна Божественной Любви.
«Кто стоит близко от Меня, стоит около огня». Невозможно быть рядом с Богом и не гореть. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11), - призывает христиан апостол Павел.
Бог способен принять и отрицание, и ненависть, непослушание, возмущение, протест, но не равнодушие. Даже если оно сопровождается исполнением религиозных ритуалов и правил. Бог ищет сердце человека, а не нуждается в его жертвах.
Знаменитый британский философ Энтони Флю 50 лет яростно доказывал, что Бога нет. Более тридцати выпущенных им работ («Теология и фальсификация», «Бог и философия», «Презумпция атеизма» и др.) легли в основу современного научного атеизма. Последняя книга, написанная им перед смертью, носила название «Бог есть».
Будущий апостол Павел не был атеистом, но был яростным противником Иисуса. После встречи с Ним лицом к лицу, он стал самым пламенным Его миссионером.
Пример теплохладности - это образ Лаодикийской церкви в Откровении Иоанна Богослова.
В Лаодикии находилась одна из крупнейших и богатейших иудейских общин - семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. И среди них было немало христиан. Именно их Христос обличает беспощадно, не находя в этой церкви ни одной черты, облегчающей ее судьбу. Их теплохладность вызывает у Него тошноту:
«Знаю твои дела; ты и не холоден, и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Этот образ не случаен: напротив Лаодикии стоял Иераполь, славившийся своими минеральными источниками. Эта вода не бывает «псухрос» (греч.) - холодной, вплоть до точки замерзания, или «зестос» – горячей до кипения. Она – «хлиарос», теплая, имеет тошнотворный вкус и способна вызвать рвоту.
Такое действие оказывает на воскресшего Христа лаодикийская церковь. Почему?
Через Лаодикию проходила важнейшая торговая артерия – из Эфеса на восток и в Сирию. Это был крупнейший торговый, финансовый и банковский центр.
Именно в Лаодикии римский оратор Цицерон получал деньги по аккредитивам во время своего путешествия по Малой Азии. Тацит пишет, что, когда в 61 г. этот город был полностью разрушен землетрясением, его жители отказались от помощи римского правительства и восстановили город на собственные деньги. Это внешнее богатство соседствует с духовной нищетой.
Город славился также текстильной мануфактурой и особой породой овец с мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Из нее изготавливали эксклюзивные туники - тримиты. Гордясь этими одеждами, лаодикийцы не замечали, что наги в глазах Бога.
Местная медицинская школа была известна во всем мире своими мазями для ушей и для глаз. Имена некоторых врачей выбивали даже на лаодикийских монетах. Но это не мешает лаодикийцам быть духовно слепыми.
Христос советует им купить золото, очищенное огнем (то есть веру, испытанную страданием - 1Пет. 1:7), и белые одежды (духовную красоту, которую дает благодать Христова), и помазать глаза мазью покаяния, чтобы прозреть от жгучей боли, увидев себя во всей своей нищете.
Лаодикийская церковь не ищет Божьей любви и не пламенеет ответной любовью, потому что самодостаточна, упоена собой и своим успехом и не видит собственной сердечной нищеты, духовной слепоты и наготы. Христос показывает истинную цену тому, чем она гордится. Ее пустота противна Божественной Любви.
«Кто стоит близко от Меня, стоит около огня». Невозможно быть рядом с Богом и не гореть. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11), - призывает христиан апостол Павел.
Бог способен принять и отрицание, и ненависть, непослушание, возмущение, протест, но не равнодушие. Даже если оно сопровождается исполнением религиозных ритуалов и правил. Бог ищет сердце человека, а не нуждается в его жертвах.
Дорогие братья и сёстры!
Сейчас сообщили, что вчера отошла ко Господу наша сестра Лидия - постоянная и давняя читательница блога "Маран Афа", автор замечательных песен и стихов.
Ее сестра написала:
"Лидочка отошла ко Господу вчера. Судя по всему, это произошло мгновенно. Мы нашли ее сидящей в кресле у компьютера с поникшей головой. Лицо было совершенно спокойное. Врач скорой сказал - сердце или тромб.
Она вчера говорила, что с сердцем как-то неважно.
Я верю, что ей уже хорошо. Такое спокойное лицо! Просто заснула. Благодарю Господа, что не попустил ей мучений!".
Помолитесь о ней!
Пусть Господь примет ее в свою Небесную Обитель!
Мир и покой ее душе!
Upd: Отпевание состоится в храме Косьмы-и-Дамиана (Столешников переулок, 2) 30 апреля в 11.30.
Стихи и заметки Лидии тут
Слово на отпевании. О. Александр Борисов
Сейчас сообщили, что вчера отошла ко Господу наша сестра Лидия - постоянная и давняя читательница блога "Маран Афа", автор замечательных песен и стихов.
Ее сестра написала:
"Лидочка отошла ко Господу вчера. Судя по всему, это произошло мгновенно. Мы нашли ее сидящей в кресле у компьютера с поникшей головой. Лицо было совершенно спокойное. Врач скорой сказал - сердце или тромб.
Она вчера говорила, что с сердцем как-то неважно.
Я верю, что ей уже хорошо. Такое спокойное лицо! Просто заснула. Благодарю Господа, что не попустил ей мучений!".
Помолитесь о ней!
Пусть Господь примет ее в свою Небесную Обитель!
Мир и покой ее душе!
Upd: Отпевание состоится в храме Косьмы-и-Дамиана (Столешников переулок, 2) 30 апреля в 11.30.
Стихи и заметки Лидии тут
Слово на отпевании. О. Александр Борисов
ДВЕНАДЦАТЫЙ ЧАС
«Не двенадцать ли часов во дне» (от восхода до заката), - отвечает Христос ученикам, опасающимся, что Он будет убит, если покинет безопасную Перею и отправится в Иудею.
Собственно, это ответ любому человеку, который опасается, что его жизнь может прерваться преждевременно и прикладывает чрезмерные усилия, чтобы ее сохранить.
Каждому человеку Богом отмерен определенный срок: долог он или короток – его невозможно сократить или увеличить. Этот день человеческой жизни пройдет от начала и до конца. И точка будет поставлена там, где решил Господь. Только в Его силах изменить этот порядок времени, как Он сделал это в случае с Лазарем.
От нас зависит не продолжительность жизни, а ее содержание: чем мы наполняем отмеренный нам день. Это чистый лист бумаги или холст, а что мы на нем нарисуем или как смешаем краски – полностью в нашей воле.
Человеку незачем торопиться: у него достаточно времени, чтобы исполнить то, что он должен. Но вместе с тем, и лишнего времени у нас нет. Эти двенадцать часов невозможно превратить в тринадцать или пятнадцать.
Свой путь нужно выполнить днем, пока с тобою «Свет мира» - Христос. Ночью будет слишком поздно.
Жизнь незачем тратить впустую. Это не черновик, который можно переписать. Когда закончится день, эту картину уже не исправишь.
«Не двенадцать ли часов во дне» (от восхода до заката), - отвечает Христос ученикам, опасающимся, что Он будет убит, если покинет безопасную Перею и отправится в Иудею.
Собственно, это ответ любому человеку, который опасается, что его жизнь может прерваться преждевременно и прикладывает чрезмерные усилия, чтобы ее сохранить.
Каждому человеку Богом отмерен определенный срок: долог он или короток – его невозможно сократить или увеличить. Этот день человеческой жизни пройдет от начала и до конца. И точка будет поставлена там, где решил Господь. Только в Его силах изменить этот порядок времени, как Он сделал это в случае с Лазарем.
От нас зависит не продолжительность жизни, а ее содержание: чем мы наполняем отмеренный нам день. Это чистый лист бумаги или холст, а что мы на нем нарисуем или как смешаем краски – полностью в нашей воле.
Человеку незачем торопиться: у него достаточно времени, чтобы исполнить то, что он должен. Но вместе с тем, и лишнего времени у нас нет. Эти двенадцать часов невозможно превратить в тринадцать или пятнадцать.
Свой путь нужно выполнить днем, пока с тобою «Свет мира» - Христос. Ночью будет слишком поздно.
Жизнь незачем тратить впустую. Это не черновик, который можно переписать. Когда закончится день, эту картину уже не исправишь.
И ВЫШЕЛ УМЕРШИЙ…
Внимательно вчитываясь в Евангелием, мы видим, что семья Марфы, Марии и их брата Лазаря занимала, вероятно, особое место в жизни Иисуса. Это были его близкие друзья, в чьем доме Он находил не только приют и покой, но и понимание и любовь.
Тем удивительнее, что, получив известие о тяжелой болезни друга, Иисус не спешит ему на помощь и не исцеляет его словом на расстоянии, как слугу сотника, но остается на несколько дней в Перее, где вместе с учениками скрывался от преследования иудеев.
Надо заметить, что сестры не зовут Его в Вифанию, зная об угрожающей Ему опасности. Но они верят, что Он способен исцелить Лазаря и на расстоянии. Вероятно, в этом смысле они понимают и Его слова, переданные через посланника, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.
В этих словах скрыт смысл этой истории, но в тот момент он не очевиден. Воскрешение Лазаря приближало Его к крестной смерти: именно после этого события члены синедриона окончательно решили уничтожить Иисуса. Путь к славе для Христа лежал через крест: потому и Лазарю надлежало умереть и воскреснуть.
Сложно сказать, что больше поразило учеников Иисуса – смерть Лазаря, не смотря на обещание исцеления (как им казалось), или решение Учителя идти туда, где Его могли в любой момент убить.
При это Он зовет учеников не в Вифанию (к Марфе и Марии), что было бы логично, а в Иудею. Как бы подчеркивая, что ведет их туда, где их поджидают враги.
Ученики не то, чтобы бунтуют, но пытаются вразумить Учителя: «Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?». Но Он отвергает их опасения: свершится то, что должно, потому что с Ним Свет этого мира – Бог, благодаря этому Он видит, куда нужно идти.
Страх и сомнения учеников разрушают их веру. Они настолько боятся, что не хотят ни заметить намека на свое маловерие («кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним»), ни понять, что Лазарь умер и Христос идет воскресить его.
Даже слова «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» не пробуждают в них стыда. Апостол Фома бросает: «Пойдем, и мы умрем с ним». В контексте предыдущей речи Иисуса они звучат оскорбительно.
Придя в Вифанию, Иисус узнает, что прошло уже четыре дня с момента смерти. Вероятно, это число не случайно. Иудеи верили, что душа человека в первые три дня находится вблизи тела, пытаясь вернуться в него, а на четвертый, когда разложение касается лица, уходит. Иными словами, никакой надежды на возвращение Лазаря уже нет.
И все же Марфа, вышедшая на встречу Иисусу, на что-то надеется. Она не просит о воскрешении напрямую, но выражает веру, что Бог даст Иисусу все, чего Он ни попросит.
В ответ Христос предлагает ей нечто большее, чем немедленное воскрешение брата. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?».
Ответ Марфы вроде бы правилен по форме («верую, что Ты Христос, Сын Божий»), но то, как он сформулирован, и ее последующий совет не убирать камень от двери гроба (поскольку «уже смердит»), подчеркивает его формальность. Все же она не в силах поверить и осознать, Кто перед ней стоит.
Мы можем только догадываться, чем мог бы закончиться разговор Иисуса с Марией: в отличие от Марфы, она сразу же бросается к ногам Христа, однако их беседе мешает толпа, последовавшая за Марией.
Пробыть семь дней с родственниками умершего иудеи почитали священным долгом. В раввинистической литературе слова Второзакония (13:4: «Господу Богу вашему последуйте») иногда толковались так: Бог одевал раздетых (Быт. 3:21), посещал больных (Быт. 18:1), являлся плачущим (Быт. 25:11), хоронил мертвецов (Втор 34:6), и во всем этом каждый иудей должен подражать Богу. При этом выражение соболезнований должно было носить форму криков и плача.
Любопытный момент: увидев всю эту рыдающую толпу, Иисус «восскорбел духом и возмутился».
(Окончание ниже)
Внимательно вчитываясь в Евангелием, мы видим, что семья Марфы, Марии и их брата Лазаря занимала, вероятно, особое место в жизни Иисуса. Это были его близкие друзья, в чьем доме Он находил не только приют и покой, но и понимание и любовь.
Тем удивительнее, что, получив известие о тяжелой болезни друга, Иисус не спешит ему на помощь и не исцеляет его словом на расстоянии, как слугу сотника, но остается на несколько дней в Перее, где вместе с учениками скрывался от преследования иудеев.
Надо заметить, что сестры не зовут Его в Вифанию, зная об угрожающей Ему опасности. Но они верят, что Он способен исцелить Лазаря и на расстоянии. Вероятно, в этом смысле они понимают и Его слова, переданные через посланника, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.
В этих словах скрыт смысл этой истории, но в тот момент он не очевиден. Воскрешение Лазаря приближало Его к крестной смерти: именно после этого события члены синедриона окончательно решили уничтожить Иисуса. Путь к славе для Христа лежал через крест: потому и Лазарю надлежало умереть и воскреснуть.
Сложно сказать, что больше поразило учеников Иисуса – смерть Лазаря, не смотря на обещание исцеления (как им казалось), или решение Учителя идти туда, где Его могли в любой момент убить.
При это Он зовет учеников не в Вифанию (к Марфе и Марии), что было бы логично, а в Иудею. Как бы подчеркивая, что ведет их туда, где их поджидают враги.
Ученики не то, чтобы бунтуют, но пытаются вразумить Учителя: «Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?». Но Он отвергает их опасения: свершится то, что должно, потому что с Ним Свет этого мира – Бог, благодаря этому Он видит, куда нужно идти.
Страх и сомнения учеников разрушают их веру. Они настолько боятся, что не хотят ни заметить намека на свое маловерие («кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним»), ни понять, что Лазарь умер и Христос идет воскресить его.
Даже слова «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» не пробуждают в них стыда. Апостол Фома бросает: «Пойдем, и мы умрем с ним». В контексте предыдущей речи Иисуса они звучат оскорбительно.
Придя в Вифанию, Иисус узнает, что прошло уже четыре дня с момента смерти. Вероятно, это число не случайно. Иудеи верили, что душа человека в первые три дня находится вблизи тела, пытаясь вернуться в него, а на четвертый, когда разложение касается лица, уходит. Иными словами, никакой надежды на возвращение Лазаря уже нет.
И все же Марфа, вышедшая на встречу Иисусу, на что-то надеется. Она не просит о воскрешении напрямую, но выражает веру, что Бог даст Иисусу все, чего Он ни попросит.
В ответ Христос предлагает ей нечто большее, чем немедленное воскрешение брата. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?».
Ответ Марфы вроде бы правилен по форме («верую, что Ты Христос, Сын Божий»), но то, как он сформулирован, и ее последующий совет не убирать камень от двери гроба (поскольку «уже смердит»), подчеркивает его формальность. Все же она не в силах поверить и осознать, Кто перед ней стоит.
Мы можем только догадываться, чем мог бы закончиться разговор Иисуса с Марией: в отличие от Марфы, она сразу же бросается к ногам Христа, однако их беседе мешает толпа, последовавшая за Марией.
Пробыть семь дней с родственниками умершего иудеи почитали священным долгом. В раввинистической литературе слова Второзакония (13:4: «Господу Богу вашему последуйте») иногда толковались так: Бог одевал раздетых (Быт. 3:21), посещал больных (Быт. 18:1), являлся плачущим (Быт. 25:11), хоронил мертвецов (Втор 34:6), и во всем этом каждый иудей должен подражать Богу. При этом выражение соболезнований должно было носить форму криков и плача.
Любопытный момент: увидев всю эту рыдающую толпу, Иисус «восскорбел духом и возмутился».
(Окончание ниже)
(Начало выше)
Греческое слово, которое переведено этим выражением, происходит от глагола эмбримасфаи. Братья Роджерсы в своем «Новом лингвистическом и экзегетическом ключе к греческому тексту Нового Завета» переводят его, как «фыркать, выражая гнев; глубоко переживать, быть очень недовольным». Оно трижды употребляется в текстах Евангелия (Мф 9:30, Мк 1:43, Мк 14:5) и везде несет смысл упрека, возмущения или строгого повеления.
Скорее всего, лицемерный плач иудеев вызывает возмущение Иисуса, и Он гневно фыркает.
И эта реакция, и последовавшие тут же слезы Самого Христа (искренняя, а не напускная скорбь Того, Кто знает, что сейчас воскресит Лазаря и все же плачет о нем) являют поразительную картину Всемогущего Бога, Повелителя Мира, Который не находится в состоянии бесстрастного равнодушия (апатии, ἀπάθεια —невозмутимости и безразличия), а полон любви и сострадания.
Но и эти слезы всеми воспринимаются по-разному: одни видят в них любовь Христа, другим они кажутся выражением бессилия («не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»). И эти разговоры опять раздражают Господа: Он снова «ἐμβριμώμενος» - фыркает, выражая гнев.
Даже Марфа не верит («Господи! уже смердит»). Так что Христу приходится напомнить: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?». Что же говорить о посторонних?
Именно для них, неверов, возносит Господь благодарение Отцу. Они должны понять, что не человеческой силой и не силой «князя бесовского» сейчас совершится чудо. Что стоящий перед ними Человек – истинный Сын и Посланник Божий, Мессия.
К умершему же Он обращает лишь одно краткое и повелительное слово: «δεῦρο» - «Сюда!».
«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Вряд ли глагол «вышел» может передать картину обвитого в кокон мертвеца (со связанными ногами!), которого сила Слова, буквально, выносит из пещеры.
Но даже это чудо убеждает не всех. Находятся очевидцы, которые спешат донести о случившемся фарисеям.
Судя по описанию, на экстренно собравшемся совещании присутствуют первосвященники или начальники священнических черед. Они вовсе не обсуждают религиозный аспект случившегося. Их не волнует чудо и то, что «Бог посетил народ Свой». Они озабочены только властью и трясутся за свои доходы и свою шкуру. Ни о каком возможном приходе Мессии и речи нет.
Ирония в том, что их главный страх сбывается. Предательство Машиаха не спасает их от гнева римлян. В 70-м году римские войска уничтожают город, сравняв с землей иерусалимский Храм. И в момент написания Евангелия от Иоанна (около 100 г.) бессмысленность этого обсуждения и предательства была очевидна.
Решение об убийстве Спасителя принято, но конкретный план не разработан.
Тем временем Иисус уходит из Вифании, в маленький городок Ефраим, неподалеку от пустыни. Дни, проведенные здесь, станут временем молитв и размышлений – подготовкой к великому подвигу, который Ему предстоит совершить.
Греческое слово, которое переведено этим выражением, происходит от глагола эмбримасфаи. Братья Роджерсы в своем «Новом лингвистическом и экзегетическом ключе к греческому тексту Нового Завета» переводят его, как «фыркать, выражая гнев; глубоко переживать, быть очень недовольным». Оно трижды употребляется в текстах Евангелия (Мф 9:30, Мк 1:43, Мк 14:5) и везде несет смысл упрека, возмущения или строгого повеления.
Скорее всего, лицемерный плач иудеев вызывает возмущение Иисуса, и Он гневно фыркает.
И эта реакция, и последовавшие тут же слезы Самого Христа (искренняя, а не напускная скорбь Того, Кто знает, что сейчас воскресит Лазаря и все же плачет о нем) являют поразительную картину Всемогущего Бога, Повелителя Мира, Который не находится в состоянии бесстрастного равнодушия (апатии, ἀπάθεια —невозмутимости и безразличия), а полон любви и сострадания.
Но и эти слезы всеми воспринимаются по-разному: одни видят в них любовь Христа, другим они кажутся выражением бессилия («не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»). И эти разговоры опять раздражают Господа: Он снова «ἐμβριμώμενος» - фыркает, выражая гнев.
Даже Марфа не верит («Господи! уже смердит»). Так что Христу приходится напомнить: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?». Что же говорить о посторонних?
Именно для них, неверов, возносит Господь благодарение Отцу. Они должны понять, что не человеческой силой и не силой «князя бесовского» сейчас совершится чудо. Что стоящий перед ними Человек – истинный Сын и Посланник Божий, Мессия.
К умершему же Он обращает лишь одно краткое и повелительное слово: «δεῦρο» - «Сюда!».
«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Вряд ли глагол «вышел» может передать картину обвитого в кокон мертвеца (со связанными ногами!), которого сила Слова, буквально, выносит из пещеры.
Но даже это чудо убеждает не всех. Находятся очевидцы, которые спешат донести о случившемся фарисеям.
Судя по описанию, на экстренно собравшемся совещании присутствуют первосвященники или начальники священнических черед. Они вовсе не обсуждают религиозный аспект случившегося. Их не волнует чудо и то, что «Бог посетил народ Свой». Они озабочены только властью и трясутся за свои доходы и свою шкуру. Ни о каком возможном приходе Мессии и речи нет.
Ирония в том, что их главный страх сбывается. Предательство Машиаха не спасает их от гнева римлян. В 70-м году римские войска уничтожают город, сравняв с землей иерусалимский Храм. И в момент написания Евангелия от Иоанна (около 100 г.) бессмысленность этого обсуждения и предательства была очевидна.
Решение об убийстве Спасителя принято, но конкретный план не разработан.
Тем временем Иисус уходит из Вифании, в маленький городок Ефраим, неподалеку от пустыни. Дни, проведенные здесь, станут временем молитв и размышлений – подготовкой к великому подвигу, который Ему предстоит совершить.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДУЩИЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ...
Иисус въезжает в Иерусалим. Нет сомнений, что это событие выглядело столь же грандиозным, каким его описывают евангелисты.
Несомненно и то, что Христос продумал каждую деталь этого въезда.
Точно выбрано и время, и место. На Пасху в Иерусалиме сходились люди не только со всех концов Израиля, но и со всего мира. До сих пор, празднуя Пасху, иудеи говорят: «В этом году здесь, на следующий год в Иерусалиме».
(Читать полностью)
Иисус въезжает в Иерусалим. Нет сомнений, что это событие выглядело столь же грандиозным, каким его описывают евангелисты.
Несомненно и то, что Христос продумал каждую деталь этого въезда.
Точно выбрано и время, и место. На Пасху в Иерусалиме сходились люди не только со всех концов Израиля, но и со всего мира. До сих пор, празднуя Пасху, иудеи говорят: «В этом году здесь, на следующий год в Иерусалиме».
(Читать полностью)
Появилась информация, что патриарх Варфоломей, вероятно, восстановил в сане игумена Петра Еремеева, бывшего ректора Российского православного университета, бывшего наместника Высоко-Петровского мужского монастыря.
Напомню, что он был извержен из сана 8 февраля с.г. московским епархиальным судом. Официально - за нарушение 25 апостольского правила ("изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана"), а неофициально - из-за происков высокопоставленных недоброжелателей из числа руководства Московской патриархии.
20 апреля он появился в облачении и с наперсным крестом на архиерейской литургии в Пловдивской митрополии Болгарской православной церкви рядом с правящим митрополитом Николаем.
Известно, что игумен Петр с 2000 по 2003 годы учился в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета. И за время учебы даже сумел совершить научное открытие: обнаружил утерянный софийский архив профессора богословия Николая Глубоковского (профессор преподавал в Софии после революции).
За время учебы отец Петр также приобрел массу друзей среди болгарского духовенства. Один из них как раз митрополит Николай.
Предполагается, что теперь игумен Петр будет служить именно в Пловдивской митрополии.
Напомню, что он был извержен из сана 8 февраля с.г. московским епархиальным судом. Официально - за нарушение 25 апостольского правила ("изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана"), а неофициально - из-за происков высокопоставленных недоброжелателей из числа руководства Московской патриархии.
20 апреля он появился в облачении и с наперсным крестом на архиерейской литургии в Пловдивской митрополии Болгарской православной церкви рядом с правящим митрополитом Николаем.
Известно, что игумен Петр с 2000 по 2003 годы учился в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета. И за время учебы даже сумел совершить научное открытие: обнаружил утерянный софийский архив профессора богословия Николая Глубоковского (профессор преподавал в Софии после революции).
За время учебы отец Петр также приобрел массу друзей среди болгарского духовенства. Один из них как раз митрополит Николай.
Предполагается, что теперь игумен Петр будет служить именно в Пловдивской митрополии.
ПАРА СЛОВ О СВОБОДЕ ВОЛИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
1.
Каким-то совершенно необъяснимым для меня образом моя заметка о том, что только Бог распоряжается жизнью и смертью человека, была воспринята, как посягательство на свободу воли.
Вообще-то в богословии свобода воли рассматривается как свобода выбора между добром и злом (Богом и сатаной), а вовсе не как бесконтрольное распоряжение собой и всем на свете.
И уж тем более, какое отношение это имеет к продолжительности жизни. Кто из нас свободен прибавить себе сотню-другую лет? Да хотя бы и год-два?
Кстати, Христос вполне недвусмысленно говорит об этом в Нагорной проповеди:
"Кто из вас, заботясь, может прибавить к сроку жизни своей малую меру?" (Мф 6:27; перев. еп. Кассиана Безобразова).
2.
И как раз в области реального проявления свободы воли никакого предопределения нет: только от человека зависит встать на сторону света или тьмы. И выбор этот не окончателен.
Тем не менее, полагаю, что в тот момент, когда этот выбор делается, включается некий механизм неизбежности: развитие человеческой жизни и ее исход зависят от этого выбора.
Если ты согласился стать коммендантом Освенцима, то твоя жизнь начинает развиваться по определенному сценарию с неизбежным исходом. Также, как если отказался отречься от Христа в момент гонений.
Это нельзя назвать предопределением. Скорее, внутренней логикой развития событий. Но опять же твой выбор не окончателен: в любой момент можно его изменить.
Именно это имеет в виду Экклезиаст «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (7:17).
О том же сказано в книге Исхода: "Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным" (23:25,26).
В свободе выбора между добром и злом человек не ограничен, но его жизнь будет развиваться по достаточно жёсткому сценарию, пока он не изменит свой выбор.
1.
Каким-то совершенно необъяснимым для меня образом моя заметка о том, что только Бог распоряжается жизнью и смертью человека, была воспринята, как посягательство на свободу воли.
Вообще-то в богословии свобода воли рассматривается как свобода выбора между добром и злом (Богом и сатаной), а вовсе не как бесконтрольное распоряжение собой и всем на свете.
И уж тем более, какое отношение это имеет к продолжительности жизни. Кто из нас свободен прибавить себе сотню-другую лет? Да хотя бы и год-два?
Кстати, Христос вполне недвусмысленно говорит об этом в Нагорной проповеди:
"Кто из вас, заботясь, может прибавить к сроку жизни своей малую меру?" (Мф 6:27; перев. еп. Кассиана Безобразова).
2.
И как раз в области реального проявления свободы воли никакого предопределения нет: только от человека зависит встать на сторону света или тьмы. И выбор этот не окончателен.
Тем не менее, полагаю, что в тот момент, когда этот выбор делается, включается некий механизм неизбежности: развитие человеческой жизни и ее исход зависят от этого выбора.
Если ты согласился стать коммендантом Освенцима, то твоя жизнь начинает развиваться по определенному сценарию с неизбежным исходом. Также, как если отказался отречься от Христа в момент гонений.
Это нельзя назвать предопределением. Скорее, внутренней логикой развития событий. Но опять же твой выбор не окончателен: в любой момент можно его изменить.
Именно это имеет в виду Экклезиаст «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (7:17).
О том же сказано в книге Исхода: "Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным" (23:25,26).
В свободе выбора между добром и злом человек не ограничен, но его жизнь будет развиваться по достаточно жёсткому сценарию, пока он не изменит свой выбор.
УБИВАЕТ ЛИ БОГ МЛАДЕНЦЕВ?
Вы пишете: "И точка будет поставлена там, где решил Господь". В этом случае получается, например, что младенцам, которых в Аушвице, в целях экономии "Циклона", сжигали живьем во рвах, обливая солярой, срок и образ смерти определили не нацисты, а Господь Бог. От такого бога, как говаривал митрополит Антоний, лично мне хотелось бы держаться подальше.
Ответ:
Это трудно принять, если ты не видишь вечности и смерть тела для тебя более реальна и наглядна, чем воскресение мертвых и вечная жизнь.
В то же время "не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну... А у вас и волосы на голове все сочтены". Бог несколько иначе воспринимает телесную жизнь человека, хотя в любом случае контролирует ее.
Довольно распространенное искажение: переносить на Бога не только Его решение забрать человека, но и процесс, которым сопровождается смерть. Как будто Он лично душит его в газовой камере или режет горло.
Ну, вот Он и о смерти Своего Сына принял решение: где, когда и как именно она состоится. И об этом прямо сказано: что это воля Отца. И что мы в ужасе должны восклицать: "Какой негодяй!"?
Нет, вроде. Даже радуемся и благодарим.
Вся разница, что смысл смерти Христа мы видим и понимаем, а смысл смерти обычных людей от нас скрыт.
Есть и ещё один момент: кто-то из отцов Церкви писал, отвечая на вопрос "была ли воля Божия на грехопадение человека", что воля была, но решение человек принимал сам. Бог всегда закладывает как бы двойную возможность, не говоря уже о деталях.
Христос должен был умереть и Его Отец решил, что Он умрет на кресте. Но решение за Иудой и первосвященникам. Могли они не убивать Христа? Могли, если бы жили по другому, в соответствии с Божьими заповедями, имели совесть, в конце концов. Но в то же время: они не могли поступить по другому - Христос был предназначен на смерть прежде создания мира (даже не грехопадения, а создания).
Так что давайте не будем про младенцев из Аушвица и ужасного Бога, который их убивает.
Бог ясно и понятно сказал Иову: ты не знаешь Моих путей. Да эти младенцы должны были умереть именно там и именно так. Если хотите, вся логика развития человеческой истории их к этому вела. Это один из моментов в их биографии и эпизод в их вечной жизни. Один из дней, который по словам царя Давида, записан в книге жизни у Бога, прежде их рождения (пусть это поэтический образ, но отражает некую реальность).
Могли ли они не умереть там и так? Да, могли, не смотря на решение Бога. Как именно? Ну, например, молодая девушка в Равенсбрюке должна была умереть, но мать Мария встала и пошла на смерть вместо нее. Она выкупила ее жизнь. И Бог изменил Свое решение (как изменил Он решение по молитве царя Езекии, добавив ему 15 лет жизни).
Потенциально существовал и тот, и другой вариант. Какой из них стал основным - зависело от того, насколько человек был готов исполнить волю Божию. А она не в том, чтобы убивать людей, но в том, чтобы люди любили друг друга, как Он возлюбил их.
Могли младенцы спастись? Да. Например, если бы палачи покаялись и отказались убивать? Могло это случиться? Нет. Виновен ли в этом Бог? Все ли Он сделал, чтобы привести мир к Божественному порядку? Я думаю, да.
Коротко говоря, я думаю, что есть изначальный порядок, где человек живёт вечно, есть скорректированный Богом естественный ход жизни после грехопадения - в новых условиях (где Бог сокращает продолжительность жизни человека до 70 лет, как сказано в Писании) и есть преждевременная смерть, которая так же находится в руках Божиих (однако зависит от сопутствующих факторов - образа жизни, времени, обстановки, окружения и т.п.).
Окончательное решение принимает Господь, но человек может влиять на это решение в установленных границах (поскольку до 200 лет продлить жизнь никак не удастся).
Вы пишете: "И точка будет поставлена там, где решил Господь". В этом случае получается, например, что младенцам, которых в Аушвице, в целях экономии "Циклона", сжигали живьем во рвах, обливая солярой, срок и образ смерти определили не нацисты, а Господь Бог. От такого бога, как говаривал митрополит Антоний, лично мне хотелось бы держаться подальше.
Ответ:
Это трудно принять, если ты не видишь вечности и смерть тела для тебя более реальна и наглядна, чем воскресение мертвых и вечная жизнь.
В то же время "не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну... А у вас и волосы на голове все сочтены". Бог несколько иначе воспринимает телесную жизнь человека, хотя в любом случае контролирует ее.
Довольно распространенное искажение: переносить на Бога не только Его решение забрать человека, но и процесс, которым сопровождается смерть. Как будто Он лично душит его в газовой камере или режет горло.
Ну, вот Он и о смерти Своего Сына принял решение: где, когда и как именно она состоится. И об этом прямо сказано: что это воля Отца. И что мы в ужасе должны восклицать: "Какой негодяй!"?
Нет, вроде. Даже радуемся и благодарим.
Вся разница, что смысл смерти Христа мы видим и понимаем, а смысл смерти обычных людей от нас скрыт.
Есть и ещё один момент: кто-то из отцов Церкви писал, отвечая на вопрос "была ли воля Божия на грехопадение человека", что воля была, но решение человек принимал сам. Бог всегда закладывает как бы двойную возможность, не говоря уже о деталях.
Христос должен был умереть и Его Отец решил, что Он умрет на кресте. Но решение за Иудой и первосвященникам. Могли они не убивать Христа? Могли, если бы жили по другому, в соответствии с Божьими заповедями, имели совесть, в конце концов. Но в то же время: они не могли поступить по другому - Христос был предназначен на смерть прежде создания мира (даже не грехопадения, а создания).
Так что давайте не будем про младенцев из Аушвица и ужасного Бога, который их убивает.
Бог ясно и понятно сказал Иову: ты не знаешь Моих путей. Да эти младенцы должны были умереть именно там и именно так. Если хотите, вся логика развития человеческой истории их к этому вела. Это один из моментов в их биографии и эпизод в их вечной жизни. Один из дней, который по словам царя Давида, записан в книге жизни у Бога, прежде их рождения (пусть это поэтический образ, но отражает некую реальность).
Могли ли они не умереть там и так? Да, могли, не смотря на решение Бога. Как именно? Ну, например, молодая девушка в Равенсбрюке должна была умереть, но мать Мария встала и пошла на смерть вместо нее. Она выкупила ее жизнь. И Бог изменил Свое решение (как изменил Он решение по молитве царя Езекии, добавив ему 15 лет жизни).
Потенциально существовал и тот, и другой вариант. Какой из них стал основным - зависело от того, насколько человек был готов исполнить волю Божию. А она не в том, чтобы убивать людей, но в том, чтобы люди любили друг друга, как Он возлюбил их.
Могли младенцы спастись? Да. Например, если бы палачи покаялись и отказались убивать? Могло это случиться? Нет. Виновен ли в этом Бог? Все ли Он сделал, чтобы привести мир к Божественному порядку? Я думаю, да.
Коротко говоря, я думаю, что есть изначальный порядок, где человек живёт вечно, есть скорректированный Богом естественный ход жизни после грехопадения - в новых условиях (где Бог сокращает продолжительность жизни человека до 70 лет, как сказано в Писании) и есть преждевременная смерть, которая так же находится в руках Божиих (однако зависит от сопутствующих факторов - образа жизни, времени, обстановки, окружения и т.п.).
Окончательное решение принимает Господь, но человек может влиять на это решение в установленных границах (поскольку до 200 лет продлить жизнь никак не удастся).
Отец Петр Мещеринов высказал свои мысли по поводу того вопроса, который я косвенно затронул в последней заметке.
https://yangx.top/ig_petr/221
https://yangx.top/ig_petr/221
Telegram
Петр Мещеринов
О. Иоанн Бурдин (https://yangx.top/ioannburdin/1639) вновь ставит вопрос о невинных скорбях, о страданиях детей и т.п. Не в качестве полемики — просто записываю для памяти некоторые свои мысли.
__________________________________________
В обсуждении темы о страданиях…
__________________________________________
В обсуждении темы о страданиях…
НАКАНУНЕ
По древнему преданию дом, в котором проходила Тайная Вечеря, принадлежал матери евангелиста Марка. Он непосредственно примыкал к Гефсиманскому саду, куда затем отправился на молитву Иисус.
Подобные собрания раввинов с учениками часто проходили в горнице - верхней комнате дома с отдельным входом. Есть версия, что сын хозяйки (будущий евангелист, а в то время - юноша) мог тайком подглядывать за тем, как Иисус с учениками отмечают праздник, а позже (заметив огни и услышав шум) - нагим, завернувшись в покрывало, выбежать из дома, где ночевал, и последовать за стражей.
Есть ощущение, что Иисус до последнего момента держал в тайне и место, и время собрания.
Читать полностью
По древнему преданию дом, в котором проходила Тайная Вечеря, принадлежал матери евангелиста Марка. Он непосредственно примыкал к Гефсиманскому саду, куда затем отправился на молитву Иисус.
Подобные собрания раввинов с учениками часто проходили в горнице - верхней комнате дома с отдельным входом. Есть версия, что сын хозяйки (будущий евангелист, а в то время - юноша) мог тайком подглядывать за тем, как Иисус с учениками отмечают праздник, а позже (заметив огни и услышав шум) - нагим, завернувшись в покрывало, выбежать из дома, где ночевал, и последовать за стражей.
Есть ощущение, что Иисус до последнего момента держал в тайне и место, и время собрания.
Читать полностью
ЗАКОННО ЛИ ОСУДИЛИ ХРИСТА?
Есть известная история о том, как на заседании Московского городского комитета помощи заключенным, обсуждался вопрос о смягчении условий тюремного содержания.
И митрополит Филарет, вице-президент Московского отделения тюремного комитета, высказался в том духе, что заключённые должны хорошенько пострадать за все свои злодеяния.
Доктор Федор Гааз возразил, что среди этих людей есть и те, кто осуждены несправедливо.
Митрополит Филарет ответил ему:
«Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина…"
"Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли", - в ужасе воскликнул доктор.
А это, действительно, интересный вопрос: был ли Иисус осуждён законно, с юридической точки зрения.
Читать полностью
Есть известная история о том, как на заседании Московского городского комитета помощи заключенным, обсуждался вопрос о смягчении условий тюремного содержания.
И митрополит Филарет, вице-президент Московского отделения тюремного комитета, высказался в том духе, что заключённые должны хорошенько пострадать за все свои злодеяния.
Доктор Федор Гааз возразил, что среди этих людей есть и те, кто осуждены несправедливо.
Митрополит Филарет ответил ему:
«Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина…"
"Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли", - в ужасе воскликнул доктор.
А это, действительно, интересный вопрос: был ли Иисус осуждён законно, с юридической точки зрения.
Читать полностью
СВЕРШИЛОСЬ!
Казнь на кресте римляне заимствовали из Карфагена, но ее истинной родоначальницей считается Персия. Персы полагали, что смерть преступника должна быть максимально долгой и жестокой.
И еврей Клаузнер, и римлянин Цицерон оценивают распятие как «самую жестокую и ужасную пытку».
К этому моменту Иисус был полностью истощен: ночью Он не спал из-за следствия и допроса, утром Его ещё раз допрашивал Пилат, потом Его хлестали бичом, разрывая тело крючками.
У Него не оставалось сил даже на то, чтобы идти. Он несколько раз падал под тяжестью креста, который разбил Ему затылок. И римлянам пришлось остановить первого попавшегося иудея, чтобы он донес крест вместо осуждённого.
Читать полностью
Казнь на кресте римляне заимствовали из Карфагена, но ее истинной родоначальницей считается Персия. Персы полагали, что смерть преступника должна быть максимально долгой и жестокой.
И еврей Клаузнер, и римлянин Цицерон оценивают распятие как «самую жестокую и ужасную пытку».
К этому моменту Иисус был полностью истощен: ночью Он не спал из-за следствия и допроса, утром Его ещё раз допрашивал Пилат, потом Его хлестали бичом, разрывая тело крючками.
У Него не оставалось сил даже на то, чтобы идти. Он несколько раз падал под тяжестью креста, который разбил Ему затылок. И римлянам пришлось остановить первого попавшегося иудея, чтобы он донес крест вместо осуждённого.
Читать полностью
ПЕРВАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДИАКОНИССА АФРИКИ
Первая женщина-диаконисса была рукоположена в Великий Четверг в приходе миссии Св. Нектария (г. Уотерфолл) Александрийской Православной Церкви.
Митрополитом Зимбабвийский Серафим (Кикотис) возвел в священный сан Анжелику Молен Хараре, которая много лет была катехизатором православной общины при Свято-Нектарийской миссии.
Большей частью она работала с молодежью: организовала церковную школу и катехизаторские группы для матерей, проводила различные детские и молодежные мероприятия.
У нее – университетское образование по экологии в ее религиозном аспекте («Земля — это священный дар от Бога. Мы должны защищать его и жить в гармонии с растениями, животными и всеми живыми существами» - диаконисса Анжелика).
Комментируя это событие митрополит Серафим сказал, что диаконисса Анжелика «будет делать то, что делает дьякон на Литургии и во всех таинствах на наших православных службах… (…)
Одним из важнейших подвигов диаконисс было осуществление дел любви. Они были ангелами милосердия и сестрами, которые посещали больных, скорбящих и нищих женщин, передавали им дары христианской любви».
Из «Дидаскалии апостолов» (1-я половина III века) мы знаем, что исторически входило в обязанности тогдашних диаконисс.
Они помогали при Крещении женщин (помазывали их по всему телу св. елеем и воспринимали от крещальной купели, что было неприлично делать мужчинам), посещали больных женщин, помогая им во время болезни, присутствовали при встрече епископа с кем-либо из прихожанок, распределяли материальную помощь. То есть занимались тем же социальным служением, что и диаконы, только в женской среде. Но в то время, в отличие от диаконов, не принимали участия непосредственно в богослужении.
Епифаний Кипрский в книге «Против ересей» (4 век) даже писал:
«А что существует в Церкви чин диаконис, то это не для священнодействия и не для поручения им чего-либо подобного, но ради охранения чести женского пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнью, и в то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диаконисою...".
Появились диакониссы в том обществе, где было резкое разграничение между женщинами и мужчинами и, к примеру, в женскую часть дома с проповедью или святыми Дарами мужчина-диакон попасть не мог.
Особое распространение они получили после появления закона императора Лициния от 324 года, который запрещал мужчинам молиться вместе с женщинами, а женщинам — посещать «училища добродетели».
Церковный историк Сюзанна Эльм, вообще, утверждает, что они большей часть были нужны для того, чтобы установить канонический контроль над богатыми вдовицами, желавшими активно участвовать в церковной деятельности. И дольше всего этот институт сохранялся там, где богатых вдовиц было больше всего: в столицах — Константинополе и Риме.
Сегодняшняя работа диаконисс, по словам митрополита Серафима, будет отличаться от тогдашней. И, судя по всему, весьма принципиально: к социальному служению добавлено и литургическое. Даже день для этого выбран не случайно: Божественная литургия, совершаемая в Великий Четверг, знаменует установление Святой Евхаристии. И рукоположение Анжелики (Ангелины) соединит ее служение с Евхаристией.
Впрочем, митрополит больше делает акцент на ее будущей миссионерской, катехизаторской и педагогической работе.
Сама диаконисса призналась, что поначалу нервничала перед входом в алтарь, однако после благословения митрополита волнение прошло и она почувствовала в себе действие Святого Духа.
Община Св. Нектария также с радостью отнеслась к ее рукоположению.
Решение возобновить древний институт диаконисс было принято Священным Синодом Греко-Православного Александрийского Патриархата еще в 2016 г. И тогда же одобрено Великим собором предстоятелей и представителей десяти поместных Православных церквей на Крите.
Нынешнее событие благословил Феодор II, патриарх «великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки».
Первая женщина-диаконисса была рукоположена в Великий Четверг в приходе миссии Св. Нектария (г. Уотерфолл) Александрийской Православной Церкви.
Митрополитом Зимбабвийский Серафим (Кикотис) возвел в священный сан Анжелику Молен Хараре, которая много лет была катехизатором православной общины при Свято-Нектарийской миссии.
Большей частью она работала с молодежью: организовала церковную школу и катехизаторские группы для матерей, проводила различные детские и молодежные мероприятия.
У нее – университетское образование по экологии в ее религиозном аспекте («Земля — это священный дар от Бога. Мы должны защищать его и жить в гармонии с растениями, животными и всеми живыми существами» - диаконисса Анжелика).
Комментируя это событие митрополит Серафим сказал, что диаконисса Анжелика «будет делать то, что делает дьякон на Литургии и во всех таинствах на наших православных службах… (…)
Одним из важнейших подвигов диаконисс было осуществление дел любви. Они были ангелами милосердия и сестрами, которые посещали больных, скорбящих и нищих женщин, передавали им дары христианской любви».
Из «Дидаскалии апостолов» (1-я половина III века) мы знаем, что исторически входило в обязанности тогдашних диаконисс.
Они помогали при Крещении женщин (помазывали их по всему телу св. елеем и воспринимали от крещальной купели, что было неприлично делать мужчинам), посещали больных женщин, помогая им во время болезни, присутствовали при встрече епископа с кем-либо из прихожанок, распределяли материальную помощь. То есть занимались тем же социальным служением, что и диаконы, только в женской среде. Но в то время, в отличие от диаконов, не принимали участия непосредственно в богослужении.
Епифаний Кипрский в книге «Против ересей» (4 век) даже писал:
«А что существует в Церкви чин диаконис, то это не для священнодействия и не для поручения им чего-либо подобного, но ради охранения чести женского пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнью, и в то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диаконисою...".
Появились диакониссы в том обществе, где было резкое разграничение между женщинами и мужчинами и, к примеру, в женскую часть дома с проповедью или святыми Дарами мужчина-диакон попасть не мог.
Особое распространение они получили после появления закона императора Лициния от 324 года, который запрещал мужчинам молиться вместе с женщинами, а женщинам — посещать «училища добродетели».
Церковный историк Сюзанна Эльм, вообще, утверждает, что они большей часть были нужны для того, чтобы установить канонический контроль над богатыми вдовицами, желавшими активно участвовать в церковной деятельности. И дольше всего этот институт сохранялся там, где богатых вдовиц было больше всего: в столицах — Константинополе и Риме.
Сегодняшняя работа диаконисс, по словам митрополита Серафима, будет отличаться от тогдашней. И, судя по всему, весьма принципиально: к социальному служению добавлено и литургическое. Даже день для этого выбран не случайно: Божественная литургия, совершаемая в Великий Четверг, знаменует установление Святой Евхаристии. И рукоположение Анжелики (Ангелины) соединит ее служение с Евхаристией.
Впрочем, митрополит больше делает акцент на ее будущей миссионерской, катехизаторской и педагогической работе.
Сама диаконисса призналась, что поначалу нервничала перед входом в алтарь, однако после благословения митрополита волнение прошло и она почувствовала в себе действие Святого Духа.
Община Св. Нектария также с радостью отнеслась к ее рукоположению.
Решение возобновить древний институт диаконисс было принято Священным Синодом Греко-Православного Александрийского Патриархата еще в 2016 г. И тогда же одобрено Великим собором предстоятелей и представителей десяти поместных Православных церквей на Крите.
Нынешнее событие благословил Феодор II, патриарх «великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки».