3 октября Воздвиженский клад, обнаруженный экспедицией Институт археологии РАН при раскопках в Великом Новгороде, впервые показали СМИ.
Смотрите выпуск телеканала "Россия -1"
Смотрите выпуск телеканала "Россия -1"
smotrim.ru
Вести в 20:00. На месте будущей стройплощадки в Великом Новгороде нашли сокровища
Три килограмма серебра – около двух тысяч арабских, германских и византийских монет, ювелирные изделия, свинцовые печати и товарные пломбы, предметы быта. На месте будущей стройплощадки в одном из районов Великого Новгорода археологи обнаружили истинную сокровищницу.…
#иаран #экспедиции_иаран #археология #наука
Специалисты Института археологии РАН совместно с Алматинским отрядом по изучению каменного века Института археологии им. А.Х. Маргулана (Алматы, Казахстан) открыли в Юго-Восточном Казахстане новые археологические культуры каменного века, схожие по техникам обработки камня с синхронными им культурами Европы и Ближнего Востока: ориньяка и культур с треугольными микролитами.
Один из важных критериев археологической палеолитической культуры – это однотипные каменные орудия на двух и более стоянках. На археологическом комплексе Узынагаш за два сезона археологи исследовали три памятника с каменными орудиями, похожими на орудия ориньяка, распространенного в ту же эпоху, около 31000-28000 лет назад, на территории Европы, Кавказа, Ближнего Востока. Как полагают исследователи, это - новая археологическая культура, обнаруженная в предгорьях Северного Тань-Шаня. Учитывая ее сходство с культурой ориньяка западной Евразии, ее можно определить как "тянь-шаньский ориньяк"
Специалисты Института археологии РАН совместно с Алматинским отрядом по изучению каменного века Института археологии им. А.Х. Маргулана (Алматы, Казахстан) открыли в Юго-Восточном Казахстане новые археологические культуры каменного века, схожие по техникам обработки камня с синхронными им культурами Европы и Ближнего Востока: ориньяка и культур с треугольными микролитами.
Один из важных критериев археологической палеолитической культуры – это однотипные каменные орудия на двух и более стоянках. На археологическом комплексе Узынагаш за два сезона археологи исследовали три памятника с каменными орудиями, похожими на орудия ориньяка, распространенного в ту же эпоху, около 31000-28000 лет назад, на территории Европы, Кавказа, Ближнего Востока. Как полагают исследователи, это - новая археологическая культура, обнаруженная в предгорьях Северного Тань-Шаня. Учитывая ее сходство с культурой ориньяка западной Евразии, ее можно определить как "тянь-шаньский ориньяк"
#иаран #экспедиции_иаран #археология #наука
Экспедиция Института археологии РАН провела первые археологические раскопки на территории Николо-Корельского монастыря , в ходе которых был найдено погребение, отмеченное белокаменной плитой. Надпись на плите однозначно свидетельствует, что в могиле погребен игумен Косьма – «строитель» обители, имя которого часто встречается в документах второй половины XVII века в связи со строительством каменного собора.
Экспедиция Института археологии РАН провела первые археологические раскопки на территории Николо-Корельского монастыря , в ходе которых был найдено погребение, отмеченное белокаменной плитой. Надпись на плите однозначно свидетельствует, что в могиле погребен игумен Косьма – «строитель» обители, имя которого часто встречается в документах второй половины XVII века в связи со строительством каменного собора.
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
21-24 октября в Новосибирске пройдёт всероссийская научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века». Организаторы: ИАЭТ СО РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), ИА РАН, Музей-заповедник «Томская Писаница» при поддержке Фонда «История Отечества». К конференции можно присоединиться в качестве слушателя, для этого необходимо подать заявку до 19 октября.
23 октября приглашаем на лекцию «Культурный слой Московского Кремля в свете археобиологических исследований».Лектор: Алешинская Анна Сергеевна, заведующий лабораторией естественнонаучных методов ИА РАН. Лекция состоится в музее-заповеднике «Куликово поле».
24–25 октября в Ярославле состоится конференция «Археология: история и перспективы». На конференции будут впервые будут представлены результаты комплексного изучения костей животных из средневекового Ярославля - предков знаменитой коровы ярославской породы. Вход для слушателей свободный.
21-24 октября в Новосибирске пройдёт всероссийская научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века». Организаторы: ИАЭТ СО РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), ИА РАН, Музей-заповедник «Томская Писаница» при поддержке Фонда «История Отечества». К конференции можно присоединиться в качестве слушателя, для этого необходимо подать заявку до 19 октября.
23 октября приглашаем на лекцию «Культурный слой Московского Кремля в свете археобиологических исследований».Лектор: Алешинская Анна Сергеевна, заведующий лабораторией естественнонаучных методов ИА РАН. Лекция состоится в музее-заповеднике «Куликово поле».
24–25 октября в Ярославле состоится конференция «Археология: история и перспективы». На конференции будут впервые будут представлены результаты комплексного изучения костей животных из средневекового Ярославля - предков знаменитой коровы ярославской породы. Вход для слушателей свободный.
#иаран #экспедиции_иаран #археология #наука
Крупнейшее в России средневековое хранилище зерна обнаружили археологи ИА РАН при раскопках в Троице-Сергиевой лавры.
Житный двор – так называлось хранилище хлебных запасов, которые привозили в монастырь из многочисленных троицких вотчин, ведь Троице-Сергиев монастырь был крупнейшим землевладельцем. В XVI–XVIII веках он владел земельными угодьями в 40 уездах Московского государства. Зерно относилось к числу стратегических запасов. Обитель торговала зерном, снабжала им монастырских крестьян в неурожайные годы, а в случае голода обеспечивала пропитанием голодавших.
Житный двор находился в северо-восточной части монастыря. По данным письменных источников, он существовал на этом месте с середины XVI века и был одной из наиболее значительных служб монастыря, заведовал которой «большой житенной старец» с подчиненным ему штатом. Для их проживания в XVII веке на житном дворе была деревянная изба, а в начале XVIII века – уже пять каменных келий. Они занимались вопросами хранения и транспортировки, вели учет поступавшего хлеба, заключали различные сделки, распределяли семенной материал среди вотчинных крестьян. Судя по описи 1701 года, только ржи здесь находилось «десят тысячь девяносто одна четверть с осминою и полтара четверика и пол получетверика и мал четверик», то есть более чем 2000 тонн.
В ходе раскопок практически по всей не застроенной современными зданиями территории житного двора обнаружены крупные скопления зерна, по большей части горелого. Остатки зерна датируются временем Смуты и позже, также зерно второй половины XV – первой половины XVI века найдено за пределами житного двора около Плотничьей башни.
Археологи собрали уникальную по размерам и полноте коллекцию весом более 2,5 тонн. На настоящий момент это одна из наиболее крупных находок археологического зерна на территории центральной России. Видовой состав ее разнообразен: это рожь, ячмень, овес, пшеницу, просо, гречка, также здесь хранили горох.
Образцы переданы в Федеральный исследовательский центр «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (Санкт-Петербург), где много лет ведутся работы по палеогенетике культурных растений. Расшифровка фрагментов генов и генома археологического растительного материала и сравнение его с отечественным и мировым разнообразием сортов позволит извлечь полную информацию о культурных растениях, вплоть до того, была ли эта культура выращена возле монастыря или завезена издалека. На основе анализа «обломков» ДНК, сохранившейся в древних семенах, можно реконструировать внешний облик растения, например, характерные признаки колоса, определить, приспособлены ли данные растения к возделыванию на той широте, где они найдены. Благодаря находкам археологов на участке житного двора образцов разнообразного растительного материала в хорошей сохранности могут помочь исследователям сделать выводы о сельском хозяйстве в XV–XVIII веков.
Крупнейшее в России средневековое хранилище зерна обнаружили археологи ИА РАН при раскопках в Троице-Сергиевой лавры.
Житный двор – так называлось хранилище хлебных запасов, которые привозили в монастырь из многочисленных троицких вотчин, ведь Троице-Сергиев монастырь был крупнейшим землевладельцем. В XVI–XVIII веках он владел земельными угодьями в 40 уездах Московского государства. Зерно относилось к числу стратегических запасов. Обитель торговала зерном, снабжала им монастырских крестьян в неурожайные годы, а в случае голода обеспечивала пропитанием голодавших.
Житный двор находился в северо-восточной части монастыря. По данным письменных источников, он существовал на этом месте с середины XVI века и был одной из наиболее значительных служб монастыря, заведовал которой «большой житенной старец» с подчиненным ему штатом. Для их проживания в XVII веке на житном дворе была деревянная изба, а в начале XVIII века – уже пять каменных келий. Они занимались вопросами хранения и транспортировки, вели учет поступавшего хлеба, заключали различные сделки, распределяли семенной материал среди вотчинных крестьян. Судя по описи 1701 года, только ржи здесь находилось «десят тысячь девяносто одна четверть с осминою и полтара четверика и пол получетверика и мал четверик», то есть более чем 2000 тонн.
В ходе раскопок практически по всей не застроенной современными зданиями территории житного двора обнаружены крупные скопления зерна, по большей части горелого. Остатки зерна датируются временем Смуты и позже, также зерно второй половины XV – первой половины XVI века найдено за пределами житного двора около Плотничьей башни.
Археологи собрали уникальную по размерам и полноте коллекцию весом более 2,5 тонн. На настоящий момент это одна из наиболее крупных находок археологического зерна на территории центральной России. Видовой состав ее разнообразен: это рожь, ячмень, овес, пшеницу, просо, гречка, также здесь хранили горох.
Образцы переданы в Федеральный исследовательский центр «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (Санкт-Петербург), где много лет ведутся работы по палеогенетике культурных растений. Расшифровка фрагментов генов и генома археологического растительного материала и сравнение его с отечественным и мировым разнообразием сортов позволит извлечь полную информацию о культурных растениях, вплоть до того, была ли эта культура выращена возле монастыря или завезена издалека. На основе анализа «обломков» ДНК, сохранившейся в древних семенах, можно реконструировать внешний облик растения, например, характерные признаки колоса, определить, приспособлены ли данные растения к возделыванию на той широте, где они найдены. Благодаря находкам археологов на участке житного двора образцов разнообразного растительного материала в хорошей сохранности могут помочь исследователям сделать выводы о сельском хозяйстве в XV–XVIII веков.
archaeolog.ru
Житный двор на территории Троице-Сергиевой лавры
Подмосковная экспедиция ИА РАН ведет масштабные спасательные раскопки
#иаран #экспедиции_иаран #археология #наука
Выставка «Средневековый некрополь Успенской церкви. Раскопки и открытия в Кондопоге» начала работу в Музее Кондопожского края. Основу экспозиции составили археологические находки и антропологические реконструкции, выполненные по результатам спасательных археологических исследований 2023—2024 гг. на месте ранее существовавшей Успенской церкви.
Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. По заказу Министерства культуры Российской Федерации в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских был разработан проект воссоздания сгоревшей церкви. В 2019 г. при подготовке к работам на участке строительства был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой под объектом культурного наследия Успенская церковь (деревянная) 1774 г.». к изучению которого приступил Кондопожский отряд Института археологии РАН.
Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.
На выставке посетители могут увидеть как археологические находки, собранные при исследовании некрополя Успенской церкви. Археологические исследования позволили собрать данные различные источников и создать более полное представление о средневековой культуре и быте Русского Севера. Иконы, воссоздаваемые для Успенской церкви, церковные книги, модель храма, графическая реконструкция внешнего облика женщины, жившей здесь в XVI в. и похороненной на церковном кладбище. Особое место на выставке занимают фотографии находок. Благодаря формату макросъемки артефакты, которые могут показаться зрителю неприметными, показывают свою истинную красоту.
https://vk.com/video-48613829_456271405
Выставка «Средневековый некрополь Успенской церкви. Раскопки и открытия в Кондопоге» начала работу в Музее Кондопожского края. Основу экспозиции составили археологические находки и антропологические реконструкции, выполненные по результатам спасательных археологических исследований 2023—2024 гг. на месте ранее существовавшей Успенской церкви.
Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. По заказу Министерства культуры Российской Федерации в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских был разработан проект воссоздания сгоревшей церкви. В 2019 г. при подготовке к работам на участке строительства был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой под объектом культурного наследия Успенская церковь (деревянная) 1774 г.». к изучению которого приступил Кондопожский отряд Института археологии РАН.
Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.
На выставке посетители могут увидеть как археологические находки, собранные при исследовании некрополя Успенской церкви. Археологические исследования позволили собрать данные различные источников и создать более полное представление о средневековой культуре и быте Русского Севера. Иконы, воссоздаваемые для Успенской церкви, церковные книги, модель храма, графическая реконструкция внешнего облика женщины, жившей здесь в XVI в. и похороненной на церковном кладбище. Особое место на выставке занимают фотографии находок. Благодаря формату макросъемки артефакты, которые могут показаться зрителю неприметными, показывают свою истинную красоту.
https://vk.com/video-48613829_456271405
VK Видео
Уникальные артефакты, которые нашли на месте восстановления Успенской церкви, представили в Кондопоге
Уникальные артефакты, которые нашли на месте восстановления Успенской церкви, представили сегодня в Кондопоге. Ученые, священнослужители, представители управления по охране объектов культурного наследия республики собрались на конференцию, приуроченную к…
#анонс #иаран
1 ноября в Гербовом зале города Москвы (библиотека им. Добролюбова, филиал Музея Москвы) открывается выставка «Рисуем археологию».
Это выставка археологического рисунка, посвященная одному из важных этапов научного исследования археологических предметов – графическому представлению вещей.
На выставке будут представлены рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками, работающими в этой области.
Организаторы выставки: Институт археологии РАН, Музей Москвы, Гербовый зал города Москвы, Департамент культуры города Москвы.
Подробности
1 ноября в Гербовом зале города Москвы (библиотека им. Добролюбова, филиал Музея Москвы) открывается выставка «Рисуем археологию».
Это выставка археологического рисунка, посвященная одному из важных этапов научного исследования археологических предметов – графическому представлению вещей.
На выставке будут представлены рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками, работающими в этой области.
Организаторы выставки: Институт археологии РАН, Музей Москвы, Гербовый зал города Москвы, Департамент культуры города Москвы.
Подробности
#анонс #иаран #наука
Друзья,
Сегодня в онлайн-формате пройдет очередной международный семинар «Вещь: время и место». Семинар посвящен проблемам комплексного изучения (включая атрибуцию, интерпретацию и др.) памятников культуры, опыту извлечения информации из вещественных источников разных видов.
Начало: 16:00
О программе семинара и возможности подключения
Друзья,
Сегодня в онлайн-формате пройдет очередной международный семинар «Вещь: время и место». Семинар посвящен проблемам комплексного изучения (включая атрибуцию, интерпретацию и др.) памятников культуры, опыту извлечения информации из вещественных источников разных видов.
Начало: 16:00
О программе семинара и возможности подключения
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
При раскопках на территории Московского Кремля в Большом Кремлевском сквере в 2019–2021 годах археологи нашли пять поливных керамических чашек, которые в археологических публикациях называют елейницами (слезницами), так как подобные сосуды в первую очередь известны как погребальный инвентарь. Но в последние годы такие чашки все чаще находят вне погребального контекста, что позволяет говорить о том, что по своему основному назначению они все-таки не были связаны с погребальным ритуалом.
Кремлевские чашки были обнаружены в слоях усадебной застройки середины – последней четверти XV века. Одна из них имеет сложный штампованный декор: нижний ряд содержит однотипные оттиски зверя, разделенные двумя концентрическими окружностями, в среднем ряду – одинаковые бородатые личины, между которыми изображен солярный символ, похожий на шестеренку. В верхнем ряду находятся изображения зверей из нижнего ряда, между которыми расположены символические «цветы». Судя по тонкой работе, чашка была изготовлена высокопрофессиональным мастером, возможно, по специальному заказу.
Мужское лицо на оттиске показано в фас. Прическа показана условно, в виде двух одинаковых дуг, которые расходятся от макушки головы и переходят в контур лица и подбородка. Листовидные глаза с округлыми зрачками смотрят прямо на зрителя, брови изображены вместе с верхним краем глаза и переходят в очертания носа. Он переходит в усы, с едва отпечатанными точками волос. Рот с растянутыми до краев лица губами чуть приоткрыт. Небольшая аккуратная борода показана частыми штрихами.
Зверь на чашках, скорее всего, волк. Он изображен с приподнятым кверху задом, как будто он спускается вниз по склону. Его голова смотрит вперед, пасть раскрыта, язык высунут. Одна передняя лапа поднята вверх и согнута под острым углом, вторая – согнута под прямым углом, задние лапы чуть изогнуты. Поднятый вверх хвост разделяется на три части и приобретает форму распустившегося цветка. Как отмечают исследователи, такой «процветший» хвост – не просто орнаментальная деталь: по представлениям европейских народов, сила животного заключена именно в хвосте.
Волк в славянской культуре связан с определенным знаковым рядом ассоциаций и мифологических функций. Этот хищник относится одновременно к верхнему и нижнему миру, выполняя функции посредника между тем и этим светом. По представлениям славян, человек, превращающийся в волка, съедает солнце или луну при затмении, мифологизированные персонажи русских сказаний – Волх Всеславьевич, Вольга Святославович, князь XI века Всеслав Полоцкий – обладали волшебным свойством превращаться в волка и чудесной силой и храбростью. В представлениях многих народов волк является символом предводителя военной дружины, а сама дружина – волчьей стаей.
На сосуде из Московского Кремля зверь, похожий на волка, показан в как существо-посредник, принадлежащее подземному и небесному миру - это подтверждается соседством солярных и лунных символов. В то же время зверь стоит рядом с человеком или мифическим героем. Возможно, оттиски на керамической чашке отображают сюжет, в котором есть мифический волк и герой, который обладает силой, властью и, вероятно, оборотническими свойствами. Мир средневековых символов жил и развивался под влиянием соответствующих своему времени идеологических представлений о мироздании, власти и силе. Эти представления, по-видимому, и отразил гончар в оттисках на уникальной поливной глиняной чашке.
Больше о керамической чаше из Кремля можно узнать с статье К.И.Панченко «Поливные керамические чашки из раскопок 2019–2021 гг. в Московском Кремле», опубликованной в 275 выпуске «Кратких сообщений Института археологии».
Выпуск доступен в электронной библиотеке ИА РАН, также вышла печатная версия
При раскопках на территории Московского Кремля в Большом Кремлевском сквере в 2019–2021 годах археологи нашли пять поливных керамических чашек, которые в археологических публикациях называют елейницами (слезницами), так как подобные сосуды в первую очередь известны как погребальный инвентарь. Но в последние годы такие чашки все чаще находят вне погребального контекста, что позволяет говорить о том, что по своему основному назначению они все-таки не были связаны с погребальным ритуалом.
Кремлевские чашки были обнаружены в слоях усадебной застройки середины – последней четверти XV века. Одна из них имеет сложный штампованный декор: нижний ряд содержит однотипные оттиски зверя, разделенные двумя концентрическими окружностями, в среднем ряду – одинаковые бородатые личины, между которыми изображен солярный символ, похожий на шестеренку. В верхнем ряду находятся изображения зверей из нижнего ряда, между которыми расположены символические «цветы». Судя по тонкой работе, чашка была изготовлена высокопрофессиональным мастером, возможно, по специальному заказу.
Мужское лицо на оттиске показано в фас. Прическа показана условно, в виде двух одинаковых дуг, которые расходятся от макушки головы и переходят в контур лица и подбородка. Листовидные глаза с округлыми зрачками смотрят прямо на зрителя, брови изображены вместе с верхним краем глаза и переходят в очертания носа. Он переходит в усы, с едва отпечатанными точками волос. Рот с растянутыми до краев лица губами чуть приоткрыт. Небольшая аккуратная борода показана частыми штрихами.
Зверь на чашках, скорее всего, волк. Он изображен с приподнятым кверху задом, как будто он спускается вниз по склону. Его голова смотрит вперед, пасть раскрыта, язык высунут. Одна передняя лапа поднята вверх и согнута под острым углом, вторая – согнута под прямым углом, задние лапы чуть изогнуты. Поднятый вверх хвост разделяется на три части и приобретает форму распустившегося цветка. Как отмечают исследователи, такой «процветший» хвост – не просто орнаментальная деталь: по представлениям европейских народов, сила животного заключена именно в хвосте.
Волк в славянской культуре связан с определенным знаковым рядом ассоциаций и мифологических функций. Этот хищник относится одновременно к верхнему и нижнему миру, выполняя функции посредника между тем и этим светом. По представлениям славян, человек, превращающийся в волка, съедает солнце или луну при затмении, мифологизированные персонажи русских сказаний – Волх Всеславьевич, Вольга Святославович, князь XI века Всеслав Полоцкий – обладали волшебным свойством превращаться в волка и чудесной силой и храбростью. В представлениях многих народов волк является символом предводителя военной дружины, а сама дружина – волчьей стаей.
На сосуде из Московского Кремля зверь, похожий на волка, показан в как существо-посредник, принадлежащее подземному и небесному миру - это подтверждается соседством солярных и лунных символов. В то же время зверь стоит рядом с человеком или мифическим героем. Возможно, оттиски на керамической чашке отображают сюжет, в котором есть мифический волк и герой, который обладает силой, властью и, вероятно, оборотническими свойствами. Мир средневековых символов жил и развивался под влиянием соответствующих своему времени идеологических представлений о мироздании, власти и силе. Эти представления, по-видимому, и отразил гончар в оттисках на уникальной поливной глиняной чашке.
Больше о керамической чаше из Кремля можно узнать с статье К.И.Панченко «Поливные керамические чашки из раскопок 2019–2021 гг. в Московском Кремле», опубликованной в 275 выпуске «Кратких сообщений Института археологии».
Выпуск доступен в электронной библиотеке ИА РАН, также вышла печатная версия
archaeolog.ru
КСИА. Вып. 275
#выставка_иаран #иаран
Сегодня в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы) начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает всего один месяц, с 1 по 29 ноября, не пропустите!
Приходите просто так или записывайтесь на экскурсии и мастер-класс по археологическому рисунку. Для участия в экскурсии необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
9 ноября в 16:00 об археологическом рисунке, различных стилях и техниках археологической графики расскажет участник выставки «Рисуем археологию», младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Регистрация
16 ноября в 12:00 ждем вас на мастер-классе «Создание рисунка археологической находки». Участники познакомятся с базовыми принципами создания рисунков археологических находок и выполнят рисунок под руководством Анны Сергеевны Дементьевой, одного из авторов выставки «Рисуем археологию», автора курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова. Карандаши и бумага не нужны, все необходимые материалы предоставим. Регистрация
23 ноября в 14:00 состоится авторская экскурсия, которую проведет один из участников выставки «Рисуем археологию», автор курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Регистрация
Количество мест ограничено, советуем записаться пораньше.
Сегодня в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы) начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает всего один месяц, с 1 по 29 ноября, не пропустите!
Приходите просто так или записывайтесь на экскурсии и мастер-класс по археологическому рисунку. Для участия в экскурсии необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
9 ноября в 16:00 об археологическом рисунке, различных стилях и техниках археологической графики расскажет участник выставки «Рисуем археологию», младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Регистрация
16 ноября в 12:00 ждем вас на мастер-классе «Создание рисунка археологической находки». Участники познакомятся с базовыми принципами создания рисунков археологических находок и выполнят рисунок под руководством Анны Сергеевны Дементьевой, одного из авторов выставки «Рисуем археологию», автора курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова. Карандаши и бумага не нужны, все необходимые материалы предоставим. Регистрация
23 ноября в 14:00 состоится авторская экскурсия, которую проведет один из участников выставки «Рисуем археологию», автор курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Регистрация
Количество мест ограничено, советуем записаться пораньше.
mosmuseum.ru
Рисуем археологию / Музей Москвы
Рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками
#анонс #иаран
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
Сегодня начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает с 1 по 29 ноября в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы).
В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» открыта выставка «Древние воины защитники Руси», на которой представлены реконструкции предметов воинского вооружения и работы фотохудожника Андрея Бронникова.
6 ноября в 16:00 в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится лекция, посвященная одной из важнейших для изучения Куликовской битвы – предметам вооружения. Лектор: Курмановский Владимир Сергеевич, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН. Подробнее - на сайте музея.
9 ноября в 16:00 состоятся экскурсия по выставке «Рисуем археологию». Экскурсию проведет участник выставки, младший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
Сегодня начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает с 1 по 29 ноября в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы).
В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» открыта выставка «Древние воины защитники Руси», на которой представлены реконструкции предметов воинского вооружения и работы фотохудожника Андрея Бронникова.
6 ноября в 16:00 в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится лекция, посвященная одной из важнейших для изучения Куликовской битвы – предметам вооружения. Лектор: Курмановский Владимир Сергеевич, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН. Подробнее - на сайте музея.
9 ноября в 16:00 состоятся экскурсия по выставке «Рисуем археологию». Экскурсию проведет участник выставки, младший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
В 1922 году шведский археолог Нильс Оберг ввел в научный оборот находку 1880 года – золотое ожерелье, найденное в квартале Альбайсин, самой древней части Гранады в Южной Испании. Основными компонентами ожерелья были цилиндрические пронизки, ромбические разделители и подвески-лунницы. В археологической литературе за ними закрепилось название «Гранада-Альбайсин», но - сюрприз! - все последующие ожерелья это типа были найдены в Северном Причерноморье.
Ожерелья этого типа, вероятно, возникли в Северном Причерноморье в позднеантичное время. Судя по находкам в погребениях, они сочетались как с понтийскими элементами костюма, так и с германскими, например, с двупластинчатыми фибулами. Постепенно синтез понтийских и восточногерманских элементов стал базой варварского «княжеского» убора, и мода на металлические нашивки на одежду распространилась в Европе вместе с сармато-аланами. Затем золотые аппликации вошли в интернациональный «княжеский» костюм гуннского времени и полностью утратили какую-либо этнокультурную окраску, и в Гранаду «понтийское» ожерелье попало во время переселения алан в 406–409 годах.
Подробнее об этом читайте в статье А. В. Мастыковой «Золотые ожерелья гуннского времени типа Гранада-Альбайсин в Северном Причерноморье», опубликованной в выпуске № 274 «Кратких сообщения Института археологии».
В 1922 году шведский археолог Нильс Оберг ввел в научный оборот находку 1880 года – золотое ожерелье, найденное в квартале Альбайсин, самой древней части Гранады в Южной Испании. Основными компонентами ожерелья были цилиндрические пронизки, ромбические разделители и подвески-лунницы. В археологической литературе за ними закрепилось название «Гранада-Альбайсин», но - сюрприз! - все последующие ожерелья это типа были найдены в Северном Причерноморье.
Ожерелья этого типа, вероятно, возникли в Северном Причерноморье в позднеантичное время. Судя по находкам в погребениях, они сочетались как с понтийскими элементами костюма, так и с германскими, например, с двупластинчатыми фибулами. Постепенно синтез понтийских и восточногерманских элементов стал базой варварского «княжеского» убора, и мода на металлические нашивки на одежду распространилась в Европе вместе с сармато-аланами. Затем золотые аппликации вошли в интернациональный «княжеский» костюм гуннского времени и полностью утратили какую-либо этнокультурную окраску, и в Гранаду «понтийское» ожерелье попало во время переселения алан в 406–409 годах.
Подробнее об этом читайте в статье А. В. Мастыковой «Золотые ожерелья гуннского времени типа Гранада-Альбайсин в Северном Причерноморье», опубликованной в выпуске № 274 «Кратких сообщения Института археологии».
archaeolog.ru
КСИА. Вып. 274