Институт археологии РАН
3.41K subscribers
521 photos
11 videos
409 links
Это страница Института археологии РАН. Здесь мы пишем об археологии и о нашем Институте.
加入频道
#наука #археология #иаран #находка_иаран #онлайн_музей_иаран

В онлайн-музее ИА РАН появились новые экспонаты: 3D-модели археологических находок 2021 - 2022 годов. Новые модели можно увидеть в разделе виртуальной выставки «Свидетели прошлого: искусство и ремесло в археологических находках». Смотрите, любуйтесь, изучайте: опции трехмерной цифровой модели позволяют удаленно рассмотреть предмет при разном освещении, исследовать геометрию поверхности, построить профиль, выполнить измерения отдельных элементов.
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука

Мы знаем имена древнерусских ювелиров-литейщиков по подписям, которые мастера оставили на формочках для литья ювелирных изделий. Но подписанные литейные формочки – очень редкая находка. На сегодняшний день известно пять формочек с древнерусскими владельческими надписями, называющими имя владельца. Три из них принадлежат одному мастеру – Максиму, одна – Никодиму. Имя третьего мастера точно неизвестно, но, как полагают исследователи, формочка принадлежала Петру.

Теперь в списке имен появилось новое имя – Данила. Оно написано на литейной формочке для отливки звездчатого колта , обнаруженной на Федоровском раскопе Новгорода в 1991 году.

Вы спросите: почему формочку нашли почти 30 лет назад, а об имени ее хозяина заговорили только сейчас? Дело в том, что формочка замечательна еще тем, что, кроме имени мастера, на ней есть еще небольшой фрагмент текста и «автопортрет»: изображение в профиль мужской фигуры с мечом, в плотной шапке и одежде, напоминающей кольчугу. Эти детали убедили предыдущих исследователей, что на формочке изображен воин. Версии, что на формочке ремесленник изобразил себя, конечно же, возникали, но с закономерным вопросом: если это автопортрет мастера, то почему он изображен как воин? Если это воин, то почему он изображен на формочке и подписан именем Данилы? Кто этот Данила - мастер-литейщик или дружинник?

Исследование Альбины Александровны Медынцевой позволяет взглянуть на подпись и рисунок с новой стороны и примирить обе версии. Одежда Данилы лишь на первый взгляд выглядит как кольчуга: внимательное изучение рисунка убеждает, что это нарядный кафтан до колен с вышитым воротником, а на подоле отчетливо виден вертикальный ряд пуговиц, что совершенно не требуется для кольчуги. Если предположить, что мастер нарисовал свой «парадный портрет», то становится понятным, почему он изобразил себя с мечом в руке: все новгородцы должны были участвовать в ополчении. Вероятно, Данила очень гордился своим участием и изобразил себя с оружием в руке. Но при этом автор рисунка оставил себе ремесленную шапочку (или плотную повязку), которую и в наши дни надевают кузнецы, чтобы защитить волосы от огня.

К сожалению, текст на формочке сохранился очень плохо. В надписи, состоявшей из трех строк, сохранился небольшой фрагмент, который, возможно, указывает на «уличанскую» принадлежность: по письменным источникам известно, что возле имени ремесленника обычно указывалось, с какой улицы он происходит.

Все эти детали, а также то, что формочка предположительно была найдена недалеко от комплекса мастерских, указывают на то, что на формочке написано имя ее владельца – ювелира-литейщика Данилы.

Подробнее об этом читайте в статье А.А. Медынцевой «Мастер Данила из Новгорода», опубликованной в 269 выпуске «Кратких сообщений Института археологии»
#анонс #наука #археология #иаран #конференция_иаран

4–6 апреля ИА РАН проведет конференцию «У истоков советских археологических школ (1918–1950)».

Темы конференции - история археологии, процессы формирования школ в научных исследованиях и полевой археологии с раннесоветского времени до первого десятилетия послевоенного периода.
#анонс #наука #археология #Хранители_культурного_наследия

Российский научный фонд (РНФ) и Музей Москвы запускают научно-популярный проект «Хранители культурного наследия». С апреля по июнь археологи, лингвисты, физики и фольклористы (на первый взгляд, очень странная смесь, но она отлично работает) расскажут о своих экспедициях в отдаленные уголки страны в поисках вымирающих языков, о почти детективных расследованиях следов «невидимых» могильников и средневековых посланий на бересте, а также другие увлекательные научные истории.

Уже известны планы на апрель. 7 апреля в 18:30 состоится дискуссия с ведущими учеными «Зачем ученые тратят время на вымирающие языки и фрагменты древней посуды». Во встрече примут участие академик РАН Алексей Гиппиус, руководитель Центра палеоискусства ИА РАН Елена Леванова. Модерировать мероприятие будет Тимофей Нестик, заведующий лабораторией Института психологии РАН, координатор Экспертного совета РНФ. Ученые вместе с гостями обсудят, почему культура требует изучения и сохранения, кто этим занимается и что может сделать каждый из нас, чтобы не растерять наше наследие.

21 апреля в 19:00 пройдет интерактивная встреча «Как наука помогает сохранять церковную живопись». Ирина Балахнина, научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, расскажет о создании первой в России базы спектров пигментов, входящих в состав красок древнерусских фресок.

На встречах в мае Алексей Гиппиус развеет псевдонаучные мифы о происхождении русского языка и продемонстрирует, как ученые читают берестяные грамоты и надписи, которые оставили простые жители средневековой Руси. Про другие послания из прошлого, но уже от более древних народов, расскажет Елена Леванова.

В июньском блоке проекта руководитель Отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН Анна Дыбо покажет, как лингвисты изучают исчезающие тюркские языки. Директор ИА РАН Николай Макаров расскажет, как его команде удалось найти следы «невидимых» могильников Суздальского Ополья — погребальных памятников X-XII веков.

Мероприятия проекта пройдут в Центре Гиляровского с трансляцией на странице «Музея Москвы» ВКонтакте.

Участие во всех мероприятиях цикла бесплатное, требуется регистрация.
#книги_иаран #археология #наука

📚 "Древности Московского Кремля: археологические исследования на месте Чудова монастыря" вошла в ТОП-лист книжной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictioN_весна!
Приходите за книгами, наш стенд - F4 (Гостиный двор: Москва, ул. Ильинка, д. 4).
Для тех, кто не попал 7 апреля в Музей Москвы - запись первой встречи проекта "Хранители культурного наследия":
https://vk.com/video-63049217_456239477?list=ba2fe99f660a257941
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука

Могильник Девица V в Воронежской области хорошо известен своими потрясающими находками: в 2019 году в одном из курганов была обнаружено захоронение «амазонок», одна из которых была в золотом головном уборе. В 2021 году под самой крупной насыпью некрополя археологи обнаружили погребение мужчины, а также серебряную пластину с изображением крылатых скифских божеств в окружении грифонов, мелкие золотые бляшки, конскую сбрую, керамику и фрагменты челюстей двух бурых медведей.

Антропологи изучили останки. Это был мужчина старше 45 лет, его кости сохранили следы заросших множественных переломов - вероятно, вызванные травмой, например, падением с лошади. Также ученые обнаружили комплекс признаков, указывающих на избыточный вес, заболевания суставов и нарушение обмена веществ. Исследование останков позволила диагностировать диффузный идиопатический скелетный гиперостоз (болезнь Форестье). Это хроническое невоспалительное заболевание, которое чаще всего возникает у мужчин после 40-50 лет и характеризуется избыточным ростом костной массы и окостенением связок. Изотопные исследования позволили установить, что диета погребенного была высокобелковой: на протяжении многих лет основу его питания составляла мясо-молочная пища.

Предметы, найденные в погребении, указывали не только на высокий социальный статус погребенного: и накладка с изображениями скифских божеств, и «амулеты» из медвежьих челюстей, и лепной кубок со сферическим туловом могли быть связаны с ритуальной, культовой сферой жизни скифов.

Возможно, малоподвижный образ жизни, очевидно высокий статус и находки из погребения указывают на то, что в самом крупном кургане некрополя был погребен жрец. Эти выводы соотносятся с письменными свидетельствами о существовании в скифской элите энареев – женоподобных жрецах, облик которых в зрелом возрасте изменяла болезнь, в результате чего они получали от богов искусство прорицания.

Подробнее - в статье «Реконструкция «истории жизни» индивида из кургана 7 могильника Девица V». Авторы: М. В. Добровольская (ИА РАН), С. А. Володин (ИА РАН), А. А. Шевченко (ИА РАН), М. А. Попов (Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского), Е. А. Степанова (Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского), В. И. Данилевская (ИА РАН).

Статья опубликована в 269 выпуске «Кратких сообщений Института археологии»: