#открытые_дни_археологии #археология #наука #этоинтересно
Мастер-классы в парке "Митино": горшки слеплены, мамонты и быки раскрашены, гвозди измерены и нарисованы.
Мастер-классы в парке "Митино": горшки слеплены, мамонты и быки раскрашены, гвозди измерены и нарисованы.
VK
Ландшафтный парк «Митино»
Открытый день археологии в Ландшафтном парке «Митино» был насыщенным и интересным! Спасибо, что пришли к нам на занятия 🌿 Они были организованы и проведены при поддержке Института археологии РАН.
Напоминаем, что Школа юного арехолога работает каждые выходные.…
Напоминаем, что Школа юного арехолога работает каждые выходные.…
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
Большой Шигирский идол нашли более 130 лет назад, но споры вокруг него не утихают: как и когда был изготовлен идол? Сколько на нем личин? Что обозначает орнамент?
https://telegra.ph/Kak-byl-sozdan-Bolshoj-SHigirskij-idol-06-22
Большой Шигирский идол нашли более 130 лет назад, но споры вокруг него не утихают: как и когда был изготовлен идол? Сколько на нем личин? Что обозначает орнамент?
https://telegra.ph/Kak-byl-sozdan-Bolshoj-SHigirskij-idol-06-22
Telegraph
Как был создан Большой Шигирский идол
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука Большой Шигирский идол нашли более 130 лет назад, но споры вокруг него не утихают: когда был изготовлен идол? Сколько на нем личин? Что обозначает орнамент? Чтобы понять, как был изготовлен Большой…
#открытые_дни_археологии
В Угличе в рамках Открытых дней археологии состоялась передача в фонд Угличского государственного историко-художественного музея предметов из археологических раскопок 2021 года, предварявших работы по благоустройству города.
В Угличе в рамках Открытых дней археологии состоялась передача в фонд Угличского государственного историко-художественного музея предметов из археологических раскопок 2021 года, предварявших работы по благоустройству города.
YouTube
Углич 2022: Сокровища остались в Угличе
#анонс #новые_книги #книги #археология #наука
Завтра, 30 июня, в 16.00 в Центре винного туризма Абрау-Дюрсо состоится совсем не винное мероприятие: презентация шестого тома серии «Некрополи Черноморья» издательства ИА РАН.
Книжная серия рассказывает об истории региона - полуострова Абрау, который образован западными отрогами Главного Кавказского хребта.
Стремительные процессы эпохи Великого переселения оставили немного известных нам памятников, в том числе захоронения этого периода на некрополе в урочище Дюрсо. Здесь открыты погребения воинов с богато декорированными мечами, в сопровождении осёдланных и взнузданных лошадей, женские захоронения с воинским инвентарем. О мобильности этой эпохи свидетельствует близость наборов украшений из женских захоронений костюму восточных германцев. Материалы погребальных памятников эпохи раннего железа и античного времени полуострова Абрау, данные о могильных комплексах, исследованных в верховьях реки Дюрсо - все это составляет содержание нового выпуска серии.
Не всем удобно приехать в Абрау-Дюрсо, но зум, как и раньше, доступен каждому. Данные о подключении предоставляются по запросу в личных сообщениях.
Завтра, 30 июня, в 16.00 в Центре винного туризма Абрау-Дюрсо состоится совсем не винное мероприятие: презентация шестого тома серии «Некрополи Черноморья» издательства ИА РАН.
Книжная серия рассказывает об истории региона - полуострова Абрау, который образован западными отрогами Главного Кавказского хребта.
Стремительные процессы эпохи Великого переселения оставили немного известных нам памятников, в том числе захоронения этого периода на некрополе в урочище Дюрсо. Здесь открыты погребения воинов с богато декорированными мечами, в сопровождении осёдланных и взнузданных лошадей, женские захоронения с воинским инвентарем. О мобильности этой эпохи свидетельствует близость наборов украшений из женских захоронений костюму восточных германцев. Материалы погребальных памятников эпохи раннего железа и античного времени полуострова Абрау, данные о могильных комплексах, исследованных в верховьях реки Дюрсо - все это составляет содержание нового выпуска серии.
Не всем удобно приехать в Абрау-Дюрсо, но зум, как и раньше, доступен каждому. Данные о подключении предоставляются по запросу в личных сообщениях.
www.archaeolog.ru
Презентация издания «Могильник Дюрсо. Каталог // Некрополи Черноморья. Том VI (1)»
30 июня 2022 г. в 16.00 в Абрау-Дюрсо состоится презентация книги о погребальных памятниках полуострова Абрау
Может ли быть сапожник без зубов?
Во время раскопок 2004–2015 годов в Кремле Переяславля Рязанского (современная Рязань) археологи собрали большую коллекцию фрагментов кожи: более 16 500 изделий. В основном это были обрезки при раскрое: здесь, на юго-восточном участке кремля, в XV–XVI веках находилась сапожная мастерская.
При обработке находок специалисты заметили, что многие фрагменты кожи сохранили следы зубов человека. Наиболее отчетливо эти отпечатки видны сразу после извлечения кожи из мокрого культурного слоя, а позже, при высыхании, следы исчезали. Но если кожу смачивали, то следы проступали вновь.
Эти следы встречались на самых разных фрагментах кожи: на обрезках раскроя, на сапожных деталях, на бытовых вещах и даже на так называемой «подошвенной», толстой коже. Они были самыми разными: четкие и слабые, располагались одиночной полукруглой группой или несколькими группами, а иногда перекрывали и даже сливались друг с другом.
Откуда появились на коже следы зубов?
Подробнее в статье О. А.Фатюниной, А. В. Гуськова, Т. А. Васильевой "Средневековые находки из кожи с отпечатками зубов человека (по материалам Переяславля Рязанского)", опубликованной в 266 выпуске "Кратких сообщений Института археологии"
Во время раскопок 2004–2015 годов в Кремле Переяславля Рязанского (современная Рязань) археологи собрали большую коллекцию фрагментов кожи: более 16 500 изделий. В основном это были обрезки при раскрое: здесь, на юго-восточном участке кремля, в XV–XVI веках находилась сапожная мастерская.
При обработке находок специалисты заметили, что многие фрагменты кожи сохранили следы зубов человека. Наиболее отчетливо эти отпечатки видны сразу после извлечения кожи из мокрого культурного слоя, а позже, при высыхании, следы исчезали. Но если кожу смачивали, то следы проступали вновь.
Эти следы встречались на самых разных фрагментах кожи: на обрезках раскроя, на сапожных деталях, на бытовых вещах и даже на так называемой «подошвенной», толстой коже. Они были самыми разными: четкие и слабые, располагались одиночной полукруглой группой или несколькими группами, а иногда перекрывали и даже сливались друг с другом.
Откуда появились на коже следы зубов?
Подробнее в статье О. А.Фатюниной, А. В. Гуськова, Т. А. Васильевой "Средневековые находки из кожи с отпечатками зубов человека (по материалам Переяславля Рязанского)", опубликованной в 266 выпуске "Кратких сообщений Института археологии"
Telegraph
Может ли быть сапожник без зубов?
Институт археологии РАН #КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука Во время раскопок 2004–2015 годов в Кремле Переяславля Рязанского (современная Рязань) археологи собрали большую коллекцию фрагментов кожи: более 16 500 изделий. В основном…
#иаран #археология #наука #антропология #палеогенетика
Исследования палеогенетиков и палеоантропологов - одна из тем, вызывающих самые бурные обсуждения в соцсетях. Часто комментаторами выступают люди, не имеющие отношения к антропологии и археологии. В основном их волнует этическая проблема: как нужно обращаться с антропологическими материалами?
Но вопросы этики волнуют и "вторую сторону" - исследователей. Что нужно сделать, чтобы, с одной стороны, получить максимальный объем информации и, с другой, - уберечь от разрушений антропологический материал? Как вести исследования так, чтобы не задеть ничьи чувства? Что делать, если результаты неожиданны и противоречат данным предыдущих исследований? Как обеспечить уважение и чуткость к различным точкам зрения в отношении проводимого исследования?
https://telegra.ph/EHtika-i-paleogeneticheskie-issledovaniya-pyat-universalnyh-principov-issledovaniya-07-04
Исследования палеогенетиков и палеоантропологов - одна из тем, вызывающих самые бурные обсуждения в соцсетях. Часто комментаторами выступают люди, не имеющие отношения к антропологии и археологии. В основном их волнует этическая проблема: как нужно обращаться с антропологическими материалами?
Но вопросы этики волнуют и "вторую сторону" - исследователей. Что нужно сделать, чтобы, с одной стороны, получить максимальный объем информации и, с другой, - уберечь от разрушений антропологический материал? Как вести исследования так, чтобы не задеть ничьи чувства? Что делать, если результаты неожиданны и противоречат данным предыдущих исследований? Как обеспечить уважение и чуткость к различным точкам зрения в отношении проводимого исследования?
https://telegra.ph/EHtika-i-paleogeneticheskie-issledovaniya-pyat-universalnyh-principov-issledovaniya-07-04
Telegraph
Этика и палеогенетические исследования: пять универсальных принципов исследования
#иаран #археология #наука #антропология #палеогенетика Исследования палеогенетиков и палеоантропологов - одна из тем, вызывающих самые бурные обсуждения в соцсетях. Часто комментаторами выступают люди, не имеющие отношения к антропологии и археологии. В основном…
В Госдуме открылась фотовыставка «Шедевры археологического наследия России», подготовленная Институтом археологии РАН и Комитетом Государственной Думы по культуре. В экспозиции - фотографии предметов, большинство из которых были найдены во время спасательных раскопок в течение последних трех лет.
В настоящий момент на территории нашей страны Министерством культуры РФ зарегистрировано более 60 тысяч археологических объектов – это почти половина от общего числа объектов культурного наследия.
Если земляные работы в процессе строительства могут разрушить памятник археологии, то, согласно Федеральному Закону № 73, перед началом работ проводятся спасательные исследования: памятник изучают, описывают стратиграфию и планиграфию, а найденные предметы передают в музейный фонд.
Но археологическое наследие не исчерпывается научными отчетами и суммой переданных в музеи находок. К нему относятся и аутентичные ландшафты, обладающие мировой известностью: Владимиро-Суздальское Ополье, Русский Север, скифские курганы Крыма, Большой Салбыкский курган, Большая и Малая Боярские писаницы в Хакасии и многие другие. Сохранение археологических памятников в историческом ландшафте является важнейшей задачей.
Обычно мы воспринимаем археологию как науку, которая добывает новые исторические источники, раскрывает историю дописьменных эпох. Но археология начиналась как поиск произведений искусства, и эту составляющую не стоит недооценивать. Найденные артефакты самодостаточны и прекрасны. Они раскрывают многообразие древних культур, отражают сложность эпох, разные этапы человеческого самосознания, и очень важно не потерять то, что составляет фундамент современной культуры.
В настоящий момент на территории нашей страны Министерством культуры РФ зарегистрировано более 60 тысяч археологических объектов – это почти половина от общего числа объектов культурного наследия.
Если земляные работы в процессе строительства могут разрушить памятник археологии, то, согласно Федеральному Закону № 73, перед началом работ проводятся спасательные исследования: памятник изучают, описывают стратиграфию и планиграфию, а найденные предметы передают в музейный фонд.
Но археологическое наследие не исчерпывается научными отчетами и суммой переданных в музеи находок. К нему относятся и аутентичные ландшафты, обладающие мировой известностью: Владимиро-Суздальское Ополье, Русский Север, скифские курганы Крыма, Большой Салбыкский курган, Большая и Малая Боярские писаницы в Хакасии и многие другие. Сохранение археологических памятников в историческом ландшафте является важнейшей задачей.
Обычно мы воспринимаем археологию как науку, которая добывает новые исторические источники, раскрывает историю дописьменных эпох. Но археология начиналась как поиск произведений искусства, и эту составляющую не стоит недооценивать. Найденные артефакты самодостаточны и прекрасны. Они раскрывают многообразие древних культур, отражают сложность эпох, разные этапы человеческого самосознания, и очень важно не потерять то, что составляет фундамент современной культуры.
YouTube
Фотовыставка «Шедевры археологического наследия России»
4 июля 2022 г. в здании Государственной Думы в рамках Года культурного наследия народов России начала работу фотовыставка «Шедевры археологического наследия России», подготовленная Институтом археологии РАН и комитетом Государственной Думы по культуре.
Выставка…
Выставка…
#иаран #археология #наука #образование
Археологическое направление в ГАУГН, которые курирует наш Институт, отмечает первый выпуск: восемь бакалавров успешно защитили дипломные работы и уже совсем скоро будут дипломированными археологами.
Темы дипломных работ отразили не только научные интересы студентов, которые только начали свой путь в археологию, но широкий спектр направлений исследований ИА РАН: это и проблемы исследования погребальных практик, и вопросы расселения и домостроительства раннесредневековых племен Восточной Европы, и даже такие узкоспециальные вопросы, как искусство эпохи палеолита или строительные традиции Ладожской крепости.
Все дипломные работы – это полностью самостоятельные аналитические исследования. Самыми выдающимися работами квалификационная комиссия назвала три работы:
- «Грамотность в Старой Рязани по данным археологии», автор: Игорь Депутатов. Обычно о грамотности судят по находкам, содержащим надписи – граффити, книги, берестяные грамоты. Но эти документы не сохраняются в сухом культурном слое, и, чтобы понять, насколько была распространена грамотность в Старой Рязани, автор обратился к археологическим находкам, по которым можно было бы судить о распространении книжной традиции и письменности – писалам и книжным застежкам. Систематизация и картографирование находок, планиграфический анализ писал и книжных застежек на территории городища дают представление о широком распространении грамотности среди древнерусского населения этого крупного городского центра и подтверждают, что по уровню распространения грамотности и образованности Старая Рязань не уступала другим столицам древнерусских княжеств;
- «Деревянные конструкции в погребальных памятниках культуры псковских длинных курганов», автор: Екатерина Челогаева. Работа посвящена теме, за которую не всегда берутся и опытные исследователи – погребальному обряду раннеславянских культур. Источниками стали более 30 полевых отчетов, а также архивные данные по конструкциям при захоронениях других культур: пражской, колочинской, мощинской, смоленских длинных курганов. Изучение деревянных конструкций в погребальных насыпях позволило выявить ряд интересных особенностей погребального обряда, проследить его предполагаемые истоки в культурах раннего железного века, а также выделить особый тип захоронений, имеющий общие черты с погребениями на территории современной Эстонии;
- «Погребальный обряд ямных могильников салтово-маяцкой культуры Среднего Подонья у с. Ржевка и Мандрово как исторический источник», автор: Таисия Петровичева. Анализ погребального обряда захоронений в ямах двух могильников показал, что погребальные традиции в этих могильниках сильно отличались: вероятно, это говорит об их этнической неоднородности. Данный вывод представляется весьма важным, поскольку вот уже более 70 лет ямный обряд погребений среди населения салтово-маяцкой культуры многими рассматривается как этнический признак. Между тем, в последнее время появились достаточно серьезные аргументы против подобной интерпретации. Таким образом, полученные нашей выпускницей результаты лежат в русле самых актуальных исследований.
Мы поздравляем наших выпускников и желаем им хорошей научной судьбы, открытий и интересных публикаций!
Археологическое направление в ГАУГН, которые курирует наш Институт, отмечает первый выпуск: восемь бакалавров успешно защитили дипломные работы и уже совсем скоро будут дипломированными археологами.
Темы дипломных работ отразили не только научные интересы студентов, которые только начали свой путь в археологию, но широкий спектр направлений исследований ИА РАН: это и проблемы исследования погребальных практик, и вопросы расселения и домостроительства раннесредневековых племен Восточной Европы, и даже такие узкоспециальные вопросы, как искусство эпохи палеолита или строительные традиции Ладожской крепости.
Все дипломные работы – это полностью самостоятельные аналитические исследования. Самыми выдающимися работами квалификационная комиссия назвала три работы:
- «Грамотность в Старой Рязани по данным археологии», автор: Игорь Депутатов. Обычно о грамотности судят по находкам, содержащим надписи – граффити, книги, берестяные грамоты. Но эти документы не сохраняются в сухом культурном слое, и, чтобы понять, насколько была распространена грамотность в Старой Рязани, автор обратился к археологическим находкам, по которым можно было бы судить о распространении книжной традиции и письменности – писалам и книжным застежкам. Систематизация и картографирование находок, планиграфический анализ писал и книжных застежек на территории городища дают представление о широком распространении грамотности среди древнерусского населения этого крупного городского центра и подтверждают, что по уровню распространения грамотности и образованности Старая Рязань не уступала другим столицам древнерусских княжеств;
- «Деревянные конструкции в погребальных памятниках культуры псковских длинных курганов», автор: Екатерина Челогаева. Работа посвящена теме, за которую не всегда берутся и опытные исследователи – погребальному обряду раннеславянских культур. Источниками стали более 30 полевых отчетов, а также архивные данные по конструкциям при захоронениях других культур: пражской, колочинской, мощинской, смоленских длинных курганов. Изучение деревянных конструкций в погребальных насыпях позволило выявить ряд интересных особенностей погребального обряда, проследить его предполагаемые истоки в культурах раннего железного века, а также выделить особый тип захоронений, имеющий общие черты с погребениями на территории современной Эстонии;
- «Погребальный обряд ямных могильников салтово-маяцкой культуры Среднего Подонья у с. Ржевка и Мандрово как исторический источник», автор: Таисия Петровичева. Анализ погребального обряда захоронений в ямах двух могильников показал, что погребальные традиции в этих могильниках сильно отличались: вероятно, это говорит об их этнической неоднородности. Данный вывод представляется весьма важным, поскольку вот уже более 70 лет ямный обряд погребений среди населения салтово-маяцкой культуры многими рассматривается как этнический признак. Между тем, в последнее время появились достаточно серьезные аргументы против подобной интерпретации. Таким образом, полученные нашей выпускницей результаты лежат в русле самых актуальных исследований.
Мы поздравляем наших выпускников и желаем им хорошей научной судьбы, открытий и интересных публикаций!